Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Другие виды паранойи, внушаемые культистам




— Страх, что за ними следят и их преследуют.

— Страх перед гонкой вооружений.

— Боязнь беспорядков или другой преступной деятельности.

— Страх перед ядерным холокостом или космическим ката­

клизмом.

— Боязнь инопланетных существ, похищающих людей и про­

водящих над ними эксперименты.

— Боязнь, что Земля будет разрушена.

— Страх перед террористическими актами, биологической вой­

ной.

— Боязнь преступного заговора тайной группы (Сатана, Единое

Мировое Правительство, Антихрист, иллюминаты, ЦРУ и т. д.) с

целью захватить мир и всех поработить.

Не все группы используют одинаковые фобии. В основном они

сосредоточиваются только на нескольких из перечисленных.

Часть этих страхов может основываться на фактах: отдельные

группы шпионят за своими бывшими членами, которые активно

борются с их деятельностью. Также эксплуатируется все еще су­

ществующее в обществе предубеждение против тех, кто когда-ли­

бо состоял в культе. Культы стараются не подпускать к бывшим

адептам членов их семей, которые все еще пребывают во власти

группы. Иногда дело доходит до убийства, правда, к счастью, в

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 226


 

 

исключительных случаях.

Внушенные фобии могут быть настолько сильными, что куль­

тисты оказываются не способны представить себя счастливыми,

защищенными и реализующими свои потенциальные возмож­

ности без участия группы. Они могут порождать лишь негатив­

ные представления о жизни вне культа. Думая об уходе из груп­

пы, они воображают, что их истребит огненная кара Армагеддона

вместе со всеми другими неверующими. Когда они представляют

себе другого адепта, покидающего группу, они видят, как его сби­

вает автомашина, как он смертельно заболевает, как его запира­

ют в психиатрической больнице, как он совершает самоубийство.

Их внутренний голос выражает только страх, ужас и беспокой­

ство в отношении внешнего мира. В дополнение к этим образам

и голосам культисты часто испытывают множество физиологи­

ческих симптомов, которые побуждают их блокировать любые

мысли об уходе.

 


МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ ФОБИЙ

Культы, применяющие контроль сознания, внедряют фобии с

помощью разнообразных методов и техник. Обычно первый шаг

состоит в том, чтобы побудить человека войти в измененное

состояние сознания, или транс. Как мы выяснили, в этом случае

аналитические способности отключаются и информация посту­

пает либо с минимальной критической оценкой, либо вовсе без

нее. Многие лидеры заставляют своих последователей медитиро­

вать, молиться, петь или монотонно скандировать (иногда часа­

ми), прежде чем начнется лекция или проповедь, вызывая у них

состояние, близкое к гипнотическому трансу или наркотическо­

му опьянению.

У мунистов нас часто лишали драгоценного сна, чтобы мы мог­

ли поехать в поместье Муна рано утром. Обычно мы в течение

часа пели «святые» песни, а затем час молились (сначала инди­

видуально, потом в унисон), и только потом слушали Муна. Та­

ким образом, наши умы были гораздо более "духовно открытыми"

(культовый жаргонный заменитель для понятия "восприимчи­

вый"). В действительности мы были в трансе и, конечно, не пыта­

лись критически осмыслить услышанное.

 

— Прямоевнушение — одна из наиболее распространенных

техник внедрения фобий. Например, лидер как-нибудь заявляет:

"Вы умрете от сердечного приступа, если когда-нибудь утратите

веру и уйдете". Как правило, тон его голоса выражает абсолютную

власть и уверенность, его глаза неотрывно смотрят на слушате­

лей, он часто указывает на них указательным пальцем. Так как

лидеры культа, как правило, претендуют на обладание боже­

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 227


 

 

ственными силами, они стараются придать своим словам огром­

ный вес.

 

— Косвенноевнушение менее конкретно, но в ряде случаев

даже более эффективно. Например, адептам могут говорить, что

"всякий раз, когда член группы теряет веру и уходит, случается

что-нибудь плохое". Не вдаваясь в конкретные детали, косвенный

подход заставляет людей заполнять эти лакуны порождениями

собственных страхов: бывшего адепта заманивают в комнату,

полную крыс, которые съедают его заживо; им овладевают злые

духи, и он расстреливает из пулемета всю свою семью; он поджи­

гает себя и прыгает с крыши здания на группу девочек-скаутов, и

т. д. Поскольку никто ничего не знает наверняка, косвенное вну­

шение способствует порождению самых глубоких и самых тем­

ных фантазий. Предположения, исходящие из глубин собствен­

ного «я», являются наиболее мощными.

 

— Использованиеисторий и свидетельств. Для подкрепления

фобий лидеры культов нередко используют истории об отступни­

ках: "Вы помните Алису М.? Она ушла из группы в прошлом меся­

це, и мы только что получили известие, что она повесилась. Ви­

дите, что случается, когда вы уходите от защиты Всемогущего?".

Как правило, эти истории — абсолютная ложь. Правдивы они

могут быть только в одном: человек действительно ушел из груп­

пы.

Бывших адептов, вернувшихся в свою группу, часто просят при

всех покаяться в грехах, рассказать о пороках и страданиях, с

которыми им пришлось столкнуться во внешнем мире. Они жи­

вописуют, как подвергались предательскому нападению, как их

хватали за горло, пытаясь ограбить или изнасиловать, как их

мучили ужасающие кошмары и как они страдали от жестоких

головных болей, пока не "возвратились в семью Бога". Чем кра­

сочнее подробности страшной истории, тем она эффективнее.

— Книги, фильмы и сообщения средств массовой информации.

Покойный Фредерик Ленд ("Рама") нередко приказывал последо­

вателям читать романы Стивена Кинга, а затем использовал эти

пугающие истории, чтобы заставить адептов бояться потерять

защиту от злых духов — защиту в лице самого Ленца. Он также

имел обыкновение рекомендовать книги Карлоса Кастанеды, по­

вествующие о злонамеренных существах и демонах, чтобы вну­

шать членам своей группы потребность в духовной «защите»

лидера.

Я уже упоминал, как в 1974 году кинофильм «Экзорсист»

(Exorcist) использовался Муном для того, чтобы внедрить фобии в

сознание своих адептов. Жанр фильма ужасов предоставляет в

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 228


 

 

распоряжение лидерам множество инструментов манипулирова­

ния людьми при посредстве страха.

Я полагаю, что «Челюсти» Стивена Спилберга — это фильм,

который можно считать одним из наиболее эффективных в плане

внушения фобий, хотя, насколько мне известно, он никогда не

использовался деструктивными культами, применяющими кон­

троль сознания. Ведь именно он заставил бояться плавать в океа­

не гораздо больше людей, чем любой другой фильм или книга.

Сообщения средств массовой информации также прекрасно

подходят для того, чтобы вызвать страх и внушить фобии. Лидеры

культов любят сообщать своим последователям о наводнениях,

землетрясениях, пожарах, вспышках голода, эпидемиях, войнах

и используют эти рассказы в доказательство того, что пришли

"последние дни". Они любят провозглашать гибель всех неверую­

щих. Помимо вычитывания пророчеств из Библии, множество

культовых групп ориентируются на сообщения, якобы получае­

мые от инопланетян. Многие из них говорят, что мир скоро по­

гибнет и что только их сторонников заберут в безопасное место

или поставят руководить "новым мировым порядком".

 

— Использованиеимеющихся фобий и страхов. Потенциаль­

ных новообращенных побуждают раскрывать подробную инфор­

мацию о своем прошлом, особенно что касается травмирующих

событий или психологических расстройств. Потом лидеры куль­

та могут использовать эту информацию, чтобы активизировать

старые фобии или создавать на их основе новые. Пораженные

элементы докультовой личности выявляются и используются с

целью формирования зависимой, охваченной фобиями лично­

сти. Это так же легко, как сказать человеку, который боится, что

его похоронят заживо: "Ад (с которым вы столкнетесь, если оста­

вите группу) похож на то, как если бы вас поместили в глубокую

яму и бесконечно долго забрасывали землей". Если кто-то до уча­

стия в культе был склонен к самоубийству, лидер, вероятно, ска­

жет: "Да уходи. Ты просто настроишься на желание убить себя".

Если человек был наркоманом, ему, соответственно, напророчат,

что если он оставит группу, то вернется к наркотикам.

Затем страхам придается как можно больше неопределенно­

сти, чтобы можно было включить в них все, что означает угрозу

культовой личности:

— Любые мысли, чувства или сведения, несущие критику в

отношении лидера культа, доктрины или организации.

— Бывших членов культа или людей, выступающих с крити­

кой группы.

— Сомнения и мысли об уходе из группы.

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 229


 

 

Как только эти фобии укореняются в сознании культиста, он

становится зависимой личностью, захваченной чувством беспо­

мощности и безнадежности относительно ухода из группы. Лиде­

рам культа необходимо, чтобы их адепты были переполнены

страхами и неуверенностью в себе. Они культивируют понижен­

ное чувство собственного достоинства и манипулируют своими

приверженцами, чтобы заставить их упорнее работать ради по­

хвалы и продвижения по иерархической лестнице.

В небольших «персональных» культах контроль может быть

гораздо интенсивнее в силу более непосредственного контакта

между хозяином и рабом. Подобные насильственные отношения

часто менее идеологизированы, практически не имеют формаль­

ной доктрины и разработанной системы ритуалов. Несмотря на

это, процессы контроля сознания весьма эффективны, если бази­

руются на эксплуатировании существующих страхов и чувства

вины.

 




МАЛЫЙ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТ

Как-то не так давно меня попросили помочь разобрать случай

с культом, состоявшим из трех человек: отца, его сына и дочери

моего клиента, которую я буду называть Джоанн. (Прошу в дан­

ном случае особо обратить внимание на то, что личные имена и

реалии были изменены.) Джоанн, восемнадцатилетняя католич­

ка, боялась сообщить родителям о своей беременности. В смяте­

нии она сделала аборт, скоропалительно решив, что это «не такое

уж серьезное дело». К Джоанн, находившейся после аборта в

состоянии серьезной эмоциональной и психологической уязви­

мости, во время поездки домой на автобусе дружески обратился

некто по имени Гэс.

Джоанн отправилась в дом, где Гэс жил со своим сыном Ала­

ном, и быстро присоединилась к их «семье». В то время ее родите­

ли ничего не знали о беременности и аборте. Они были лишь

поставлены перед фактом, что их дочь, недавняя выпускница

средней школы, внезапно решила покинуть дом и жить с незна­

комыми мужчинами. Родителям Джоанн пришлось нанять част­

ного сыщика, который сумел найти дом Гэса.

Расстроенные и обеспокоенные тем, как бы увидеть дочь, они

потратили довольно много времени, прежде чем подкараулили и

застали ее врасплох. Ее вид потряс и шокировал их. Изможден­

ная, грязная, одетая в поношенный, забрызганный краской ком­

бинезон, не имевший ничего общего с привычными для нее мо­

дельными джинсами, Джоан смотрела перед собой пустыми, ни­

чего не выражающими глазами, делавшими ее похожей на зом­

би. В ответ на расспросы родителей она монотонно отвечала, что

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 230


 

 

они, родители, пытаются контролировать ее, так как завидуют,

что она нашла людей, которые любят ее по-настоящему.

Родители Джоанн связались со мной. Мы устроили подготови­

тельную встречу и провели коллективное обсуждение проблемы.

С самого начала я понял, что они по-настоящему любят свою дочь

и настроены доброжелательно по отношению к нашему времен­

ному альянсу. Во всяком случае, их поведение не было отмечено

властным стремлением контролировать действия своей дочери.

Они знали, что с Джоанн случилось что-то ужасное, и считали

своим долгом помочь ей вырваться на свободу. Поскольку они не

знали, с чего начать и как реализовать свои благие намерения,

им пришлось прибегнуть к моей помощи. Для меня этот случай

не был рядовым: в отличие от крупных известных культов, я не

располагал информацией об отношениях в «семье» Гэса и Алана.

Семья рвалась к немедленным действиям. За неимением альтер­

натив я согласился, но чувствовал себя стратегически ограничен­

ным.

Замечу, что родители часто звонят мне, когда поведение их

ребенка радикально меняется, он уходит из дома, обрывает при­

вычные связи. Иногда в ходе нашего общения вскрываются се­

рьезные семейные проблемы. Иногда «странности» в поведении

молодого человека оказываются обусловлены возрастной специ­

фикой. Поиски себя в ранней молодости — вполне здоровое явле­

ние, почти всегда сопровождающееся радикальным эксперимен­

таторством.

К сожалению, с Джоанн дело обстояло иначе.

Гэс, высокий, сильный человек с уверенным, глубоким голосом

и пронизывающим взглядом, имел серьезные проблемы с алкого­

лем и был известен своей склонностью к оскорблениям и физиче­

скому насилию. Он применял ничем не прикрытый, но эффектив­

ный контроль сознания в отношении своего сына и Джоанн, ко­

торая была изолирована от семьи и друзей и никогда не остава­

лась одна. Она была вынуждена бесплатно работать в маленьком

малярном бизнесе, которым занимались Гэс и Алан. Ее научили

быть безоговорочно послушной. Гэс кричал на нее и иногда бил,

если она не подчинялась приказам. Позже я узнал, что Алан так­

же подвергался словесному и Физическому насилию. Гэсу потре­

бовалось немного времени, чтобы сексуально навязать себя Джо­

анн, которая пассивно подчинилась. Мне стало затем известно,

что Алан тайно занимался сексом с Джоанн за спиной у отца.

Я решил для начала позвонить Гэсу и Алану в разведыватель­

ных целях. Я сказал, что являюсь консультантом и изучаю ситуа­

цию по просьбе родителей Джоанн. Я изложил версию, согласно

которой родители Джоанн, вероятно, старались контролировать

 

 

Хассен С. .: Освобождение от психологического насилия / 231


 

 

дочь, тогда как она просто претворяла в жизнь подавлявшиеся

ранее импульсы и наслаждалась обретенной свободой.

Гэс сначала отнесся ко мне с подозрением, но через несколько

минут делал все возможное, чтобы подтвердить услышанное, и

заверял меня в том, что родители плохо обращались с Джоанн и

что он делает ей одолжение, разрешая жить в его квартире. Вско­

ре он разрешил мне приехать, чтобы поговорить с ним, его сыном

и Джоанн. Перед тем как повесить трубку, Гэс неожиданно сказал,

что я могу взять с собой и родителей Джоанн. Он хотел доказать

мне, что действует в интересах Джоанн. Мы нервничали, но в

целом были удовлетворены.

Увидев сопровождавших меня родителей, Гэс, видимо, пожа­

лел, что зашел так далеко и разрешил им приехать. Было заметно,

что он слишком много пьет. К моменту встречи он был рассержен

и насторожен. Он считал, что Джоанн принадлежит только ему

одному, однако узнал о ее тайных отношениях с Аланом, что

вызвало раздор в их рядах. Алан уже сказал ей, как ненавидит

отца.

Я старался действовать как посредник, давал каждому возмож­

ность говорить по очереди. Уже через час стало ясно, что Джоанн

счастлива видеть родителей и слышать о том, как они ее любят.

Она явно хотела убежать от Гэса, но все еще съеживалась от стра­

ха перед ним. Мы были потрясены, когда Гэс вдруг вскинул руки

и выпалил: "Валяй! Возвращайся в свою семью, а заодно и на стол

к подпольному акушеру!". Несомненно, он управлял поведением

Джоанн, эксплуатируя страх и чувство вины, которые сковывали

ее. Мысль, которую Гэс внушил девушке, состояла в простой фор­

муле: "Покинуть нас — значит вернуться на стол к подпольному

акушеру".

Родители были совершенно ошеломлены, но, надо отдать им

должное, не сказали и не сделали ничего такого, что могло бы

оттолкнуть дочь. Части головоломки быстро встали на свои ме­

ста. Родители заверили Джоанн в том, что любят ее, и попросили

поехать с ними домой. Их любовь и способность к принятию

сделали свое дело. Джоанн боялась, что ее осудят и отвергнут, но,

к счастью, этого не случилось.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...