Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Список использованных источников⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 144 с. 2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. – 373 с. 3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 517 с. 4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983. – 272 с. 5. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977. - 412с. 6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М: Педагогика, 1987. – 344 с. 7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 175 с. 8. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с. 9. Гулевич О.А. Убеждающая коммуникация. Реферативный обзор. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 80 с. 10. Донцов А.Н. Психология коллектива. (Методологические проблемы исследования). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 208с. 11. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 448 с. 12. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с. 13. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. – М.: Прогресс, 1979. – 504 с. 14. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. - 208с. 15. Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МГУ, 1991. – 207 с. 16. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: «Сенсор», 2000. – 368 с. 17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2. – М.: Педагогика, 1983. – 320 с. 18. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996. – 684 с. 19. Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии. – М., 1916. 20. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. - М.: Изд-во “Центр психологии и психотерапии”. - 1996. - 478 с. 21. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. – М.: Педагогика, 1984. – 200 с. 22. Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. 23. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. – СПб: Издательский дом Гутенберг, 2000. – 186с. 24. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988. – 256 с. 25. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб: прайм –ЕВРОЗНАК, 2001. – 352 с. 26. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 232 с. 27. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М.: Прогресс, 1985. – 471 с. 28. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.: Ювента, 1999. – 318 с. 29. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т. 1. М.: Педагогика, 1986. – 408 с. 30. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с. 31. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: Питер, 2001. – 288с. 32. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. – М.: Педагогика, 1981. – 208 с. 33. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН; КСП +; Академический Проект, 1999. – 448 с. 34. Энтина А.Г. Исследование уровня притязаний группы при коллективном выборе степени трудности риска // Новые исследования в психологии. 1973. № 2 (8). 35. Berscheid E., Walster E. Interpersonal attraction. – Boston, 1978. 36. Chaiken S. Heuristic versus systematic information processing and the use of source versus message cues in persuasion // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. Vol. 39. P. 752 – 766. 37. Dutton D., Aron A. Some evidence for heightened sexual attraction under condition of high anxiety//J. of personality and social psychology. – 1974. – V. 30. 38. Нeider F. The psychology of interpersonal relations. New York, 1958. 39. Hollander E.P. Leager, groups and influence. – N. Y., 1964. 40. Ноvland C. I., Weiss W. The influence of credibility on communication effectiveness//Publ. Opin. Quart. 1981. Vol. 15. P. 635 – 680. 41. Janis I.L, Kaye D., Kirschner P. Facilitating effects of eating while reading on responsiveness to persuasive communications // Journal of Personality and Social Psychology. 1965. Vol. 1. P. 181 – 186. 42. Jeker J., Landy D. Liking a person as a function of doing him a fa-vor//Human relations. – 1969. – V. 22. 43. Jones E. E., Gerard A. B. Foundation of social psychology. New York, 1967. 44. Кelleу С. Emphathic listening//Speech communication/Ed, by R. L. Applbaum. New York, 1975. P. 116 – 117. 45. Кelleу Н. Н. Attribution in social interaction. New York, 1971. 46. Kemper T. A social interaction theory of emotions. — N. Y., 1978. 47. Lerner M. Social psychology of justice and interpersonal attraction // Foundation of interpersonal attraction. – N. Y., 1974. 48. MсGuire V. J. The nature of attitude and attitude change//The handbook of social psychology/Ed, by G. Lindsey and E. Aronson. Reading, 1969. Vol. 3. P. 136 – 314. 49. Orvis B.R., Kelley H.H., Butler D. Attributional conflict in young couples // New Directions in Attribution Research. Vol. 1. Hillsdale, N. Y., 1976. 50. Petty R.E., Cacioppo J.T. Attitudes and persuasion: Classic and contemporary approaches. Dubuqe, IA: Wm. C. Brown, 1981. 51. Sigal H., Aronson E. Liking for a evaluator as a function of her physical attractivness and nature of her evaluations //J. of experimental so-cial psychology. – 1969. – V. 5. 52. Shaw M.E. Group dynamics: the psychology of small group behavior. - N. Y., 1971. 53. Schutz W.A. A theory of small groups // Small groups and social interaction. V. 2. London, 1983. 54. Sherif M., Hovland C.I. Social judgment. New Haven, CT: Yale University Press, 1961. 55. Shérif M., Shérif C. Groups in harmony and tension. – N. Y., 1953. 56. Wilson P. Perceptual distortion of height as a function of ascribed academic status// Soc. Psychol. 1968. Vol. 74. P. 97 - 102. 57. Walster E. The effect of self-esteem on romantic liking. — J. of experimental social psychology. — 1965. — V. 1. 58. Wylie R. The self-concept. V. 2. – Lincoln, 1979. 59. Zaions R. Attitudinal effects of mere exposure//J. of personality and social psychology. – 1968. – V. 9. 60. Zander A. Motives and goals in groups. – N.Y., 1971.
[1]« …сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3 С. 3. [2] «Все в нас социально, но это отнюдь не означает, что все решительно свойства психики отдельного человека присущи и всем другим членам данной группы. Только некоторая часть личной психологии может считаться принадлежностью данного коллектива, и вот эту часть личной психики в условиях ее коллективного проявления и изучает всякий раз коллективная психология» [6, с. 20].
[3] Латентными К.Халл называет реакции, угасшие настолько, что уже не вызывают движения, но протекают исключительно в нервной ткани. Такие реакции являются, по его мнению, нейрофизиологической основой психических процессов. [4] От лат. verbalis - словесный
[5] Именно в этом смысле следует понимать известное изречение Ф.Тютчева «Мысль изреченная есть ложь».
[6] Автор до сих пор не до конца понимает различие значений в словах «стебаться» и «рамситься», хотя оно вполне доступно любому представителю молодежной субкультуры.
[7] Во избежание путаницы в дальнейшем будет использоваться терминология Ш.Чейкен. [8] Эвристикой Ш.Чейкен называет усвоенное или созданное реципиентом правило оценивания достоверности информации, в основании которого лежат косвенные признаки. [9] Не потому ли некоторые студенты во время ответа на экзамене включают «четвертую скорость»?
[10] От лат. verbalis - словесный.
[11] «Не важно, что сказано, важно, как сказано».
[12] От греч. empatheia — сопереживание. На наш взгляд, термин не отражает сущность описываемого феномена и является, скорее всего, данью моде.
[13] От англ. relevant – уместный, относящийся к делу. [14] Впрочем, даже такой «обмен» Е.Джоунс и А.Джерард квалифицируют как псевдо-соответственное взаимодействие [36]. [15] Само возникновение социальной психологии многие авторы приурочивают к публикации в 1908 г. работы американского социолога Э.Росса «Социальная психология»
[16] В шутку компромисс определяют как решение, которое ни для кого не хорошо.
[17] Например, в образе стола наряду с перцептивно воспринимаемыми свойствами (большой, желтый, круглый) могут содержаться и такие характеристики как прочный, удобный, обеденный, что невозможно обнаружить при визуальном осмотре объекта. [18] Много ли можно назвать существенных характеристик стола? В то время как только в словаре Шекспира содержится четыре с половиной тысячи личностных прилагательных.
[19] Как остроумно заметил Дж.Холмс, в общении двух вымышленных персонажей – Джона и Генри с каждой стороны участвуют три человека: Джон, каков он есть на самом деле (у Холмса буквально «каким его сотворил Господь Бог»); Джон, каким он себя презентует Генри; и Джон, каким его воспринимает Генри [см. 2]. [20] Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Одновременно под аттракцией понимают и продукт этого процесса - положительное отношение к объекту аттракции. [21] В исследовании когнитивной составляющей внимание фокусируется на механизмах, позволяющих создать как можно более полное и точное представление о существенных свойствах объекта. В исследовании эмоциональной составляющей акцент делается на факторах, способствующих возникновению и увеличению аттракции. [22] Субъект вообще не может повлиять на свои чувства – любовь зла, полюбишь и козла. [23] От греч. stereos – твердый и typos – отпечаток.
[24] Наиболее ярко такие стереотипы отражаются в национальных анекдотах.
[25] Напомним, что импликацией называют логическую связку, соответствующую конструкции «если…, то…»; в нашем случае – «если блондинка, то глупая». [26] Не то, чтобы стереотип вообще не меняется: в выпускных работах, выполненных под нашим руководством в разные годы, были зафиксированы весьма заметные изменения некоторых стереотипов. Но чтобы такие изменения произошли, нужна массивная информационная обработка и весьма длительный период времени.
[27] О характере этой связи мы поговорим немного позже.
[28] Свидетельством этого является анализ брачных объявлений, проведенный Костнером и Вилером [см. 18].
[29] Описание этих механизмов будет дано при анализе связи аттракции с длительностью отношений. [30] Подобную ситуацию Л.Фестингер [28]. назвал феноменом вынужденного согласия (forced compliance)
[31] Нечто подобное мы наблюдали в эксперименте Э.Аронсона, где испытуемые оценивали человека, обладающего выдающимися достоинствами. Это тоже изменяло «статистику» (правда, по другой причине), что вынуждало испытуемых приписывать объекту негативные личностные качества, снижающие аттракцию к нему.
[32] Так, в работе Л.Фестингера [28] описаны результаты наблюдения за членами небольшой религиозной секты, ожидавшими всемирного потопа. Когда пророчество не сбылось, между ожиданием и реальностью возник когнитивный диссонанс, который легче всего было бы редуцировать, отказавшись от своих религиозных убеждений. Однако это произошло лишь с теми членами секты, которые проживали в других городах. Для тех же, кто вместе со всеми томился в ожидании прилета инопланетян (согласно предсказанию они должны были спасти секту), такая редукция угрожала другим когнитивным диссонансом – между их изменившимися убеждениями и убеждением группы. Поэтому они не только не отказались от веры, но и усилили свое миссионерское рвение.
[33] *Вспомним хорошо известные строки В.Вуячича: «Дан приказ ему – на запад, ей – в другую сторону».
[34] Под синтальностью автор понимает поведение группы как единого целого. [35] От греч. syn – вместе, ergos – действие
[36] От лат. convergere — сближаться, сходиться
[37] Еще большую неразбериху и противоречия обнаружил Р.Стогдил, проанализировавший в 1946 г. уже 124 подобные работы. [38] Аналогичные процессы происходят у ребенка на фаллической стадии психосексуального развития.
[39] Как известно, в каждой шутке есть доля шутки.
[40] «Эта постоянная война, подобно шумной драке здоровых детей, по-видимому, обусловливается всецело непосредственным проявлением инстинкта драчливости… И если кто-нибудь спросит у интеллигентного вождя, почему он ведет эти бессмысленные войны, он сошлется на то, что иначе соседи не будут уважать его народ и уничтожат его» [19 с.207].
[41] Согласно теории «идеосинкразического кредита» Е.Холландера, лидеру предоставляется своего рода разрешение отклоняться от групповых норм, благодаря чему становится возможным внедрение в жизнь группы элементов инновационности [39].
[42] Синергия (от греч. syn – вместе, ergos – действие) суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.
[43] Отражено в пословице «Если бы молодость знала, если бы старость могла»
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |