Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Свойства субъекта как фактор аттракции.




Влияние свойств субъекта на аттракцию представляется достаточно очевидным – в конце концов, она возникает именно у него. Однако многочисленные исследования, в которых варьировались такие личностные характеристики как экстраверсия, нейротизм, тревожность, авторитарность и пр., не обнаружили их связи ни с частотой возникновения аттракции, ни с ее интенсивностью. Оказалось, что на аттракцию влияют всего две переменные, которые традиционно к личностным качествам не причисляются – эмоциональное состояние субъекта и особенности его самооценочной сферы.

Влияние позитивного эмоционального состояния уже не раз обсуждалось в предыдущих материалах. Положительная эмоция, вызванная физическими характеристиками среды, чьими-то подкрепляющими действиями или просто внутренней динамикой организма, имеет тенденцию ассоциироваться с любым объектом, в том числе и с партнером по общению. Гораздо неожиданнее было обнаружение в ряде исследований положительной корреляции аттракции с негативными эмоциональными состояниями – страхом, печалью и даже гневом.

Так, в эксперименте П.Даттона и А.Арона [37] одна и та же девушка останавливала мужчин на середине одного из двух мостов – стационарного и висячего, пребывание на котором создавало ощущение опасности – и просила ответить на несколько вопросов. В каждом случае она оставляла испытуемым свой телефон, якобы для того, чтобы они могли поинтересоваться результатами опроса, а на самом деле, чтобы установить, насколько велико их желание продолжить знакомство. При этом на разных мостах девушка представлялась под разными именами, что позволяло отличить звонки испытуемых, которые интервьюировались на стационарном и висячем мосте. Оказалось, что те мужчины, которые познакомились с девушкой в тревожной ситуации, звонили значительно чаще, что свидетельствовало о более высокой аттракции по отношению к девушке.

Авторы объясняют полученный результат с позиций двухфакторной теории эмоций С.Шехтера [см. 12], согласно которой возникновение той или иной эмоции определяется двумя факторами: физиологическим возбуждением, возникающим под влиянием внутренней или внешней стимуляции, и когнитивной интерпретацией этого возбуждения, которая продиктована особенностями воспринимаемой ситуации. Первое создает энергетическую основу эмоции, но не сообщает ее содержания: что именно почувствует субъект, зависит от того, как он объяснит возникшее возбуждение. В отличие от испытуемых первой группы, мужчины, опрашиваемые на подвесном мосту, испытывали физиологическое возбуждение, вызванное опасностью. Оно могло быть интерпретировано ими как страх (отрицательная эмоция), но присутствие в ситуации привлекательной девушки позволяло истолковать его как эротическое возбуждение, что и способствовало возникновению аттракции к ней. В пользу такого объяснения свидетельствуют данные, полученные во второй серии эксперимента, где роль интервьюера исполнял молодой человек: в этой серии значимых различий в реакции испытуемых не наблюдалось.

Значимая связь самооценки с аттракцией подтверждена многочисленными исследованиями, однако данные о характере этой связи отличаются крайней противоречивостью. Часть авторов, ссылаясь на результаты экспериментов, приходит к выводу о положительной корреляции этих переменных, другие же приводят данные об их обратно пропорциональной зависимости. 

На наш взгляд, основной причиной такого противоречия является использование в экспериментальных схемах разных способов контроля самооценки, вследствие чего исследуется влияние на аттракцию по существу разных самооценочных феноменов. В части исследований контроль над самооценкой осуществляется путем ее непосредственного измерения с последующим комплектованием экспериментальных групп с высокой и низкой самооценкой. В других же исследованиях самооценку контролируют путем ее непосредственного изменения: с испытуемыми проводится псевдотестирование, по результатам которого им либо завышают, либо занижают самооценку. После этого в обеих схемах испытуемых включают в контакт якобы с таким же испытуемым, а на самом деле - с сообщником экспериментатора, к которому и измеряется аттракция.

Имплицитно подразумевается, что эти способы контроля самооценки принципиально не отличаются друг от друга. На самом же деле, они фиксируют совершенно разные самооценочные феномены. Любая методика измерения самооценки воспроизводит механизм так называемой общей самоценки, формирующейся в результате сравнения представления о себе с образом «обобщенного другого» – выведенным на основе прошлого опыта представлением о среднестатистическом человеке. Если представление о себе «не дотягивает» до этого образа, самооценка считается низкой; если же, наоборот, превосходит его – высокой. В перовом случае у субъекта возникают отрицательные, а во втором – положительные переживания.

Как было показано Р.Уайли [58] в обзоре, посвященном проблеме самосознания, в большинстве эмпирических исследований обнаружилась положительная зависимость между аттракцией и этим самооценочным феноменом. На наш взгляд, это может быть объяснено двумя причинами. Во-первых, субъект с низкой самооценкой, стремясь избежать негативных переживаний, возникающих при сравнении себя с другими, старается окружить себя такими людьми, чьи характеристики не слишком отличаются от его собственного представления о себе. В результате сложившийся у него образ «обобщенного другого» смещается в отрицательную сторону. Поэтому любой среднестатистический «конкретный другой» представляет для такого субъекта потенциальную угрозу изменить искусственно созданную им «статистику» «обобщенных других» и тем самым понизить его самооценку. Чтобы избежать этого, субъект вынужден приписывать такому конкретному другому отрицательные личностные качества, что негативно влияет на его аттракцию к нему[31]. Присмотритесь к человеку с низкой самооценкой: его любимое занятие - выискивать в окружающих действительные и мнимые недостатки.

Другой причиной положительной корреляции между общей самооценкой и аттракцией является различие в восприятии и оценивании действий объекта, обнаруживаемое субъектами с разным уровнем самооценки. Очевидно, что подкрепления, поступающие от других лиц, способны существенно улучшить представление человека о себе, в чем значительно больше нуждается субъект с низкой самооценкой. Следовательно, одно и то же подкрепление имеет для него гораздо большую ценность, чем для субъекта с высокой самооценкой. Казалось бы, из этого вытекает, что при одинаковой интенсивности подкрепления у субъекта с низкой самооценкой возникнет более сильная аттракция, что говорит в пользу обратно-пропорциональной зависимости между этими переменными. Однако на самом деле решающее значение имеет то, как будут восприняты субъектом действия объекта. Очевидно, что субъект с высокой самооценкой воспринимает адресованные ему действия гораздо более позитивно. Нельзя исключить, что даже аверсивное стимулирование, например, замечание или критику в свой адрес, он может интерпретировать как желание оказать ему помощь в исправлении допущенных им ошибок или самосовершенствовании. Напротив, субъект с низкой самооценкой однозначно воспримет такие действия как проявление недоброжелательности. К тому же, поскольку его потребность в позитивном отношении к себе хронически не удовлетворена, он отреагирует на это проявление гораздо болезненнее, чем субъект с высокой самооценкой. Соответственно, в случае подобных действий объекта вероятность возникновения аттракции у субъекта с высокой самооценкой окажется несколько выше (рис. 4).

Гораздо более заметными окажутся различия в аттракции в случае совершения объектом нейтральных или амбивалентных действий, которые и составляют львиную долю человеческого взаимодействия. Очевидно, что субъект с высокой самооценкой однозначно интерпретирует такие действия как подкрепляющие, в то время как субъект с низкой самооценкой придаст им скорее противоположный смысл. Соответственно, и вероятность возникновения аттракции у первого окажется значительно выше, чем у второго.

 

Рис. 4. Зависимость аттракции от характера подкрепления у субъектов с высокой (ВС) и низкой (НС) самооценкой.

 

Зато в случае совершения объектом очевидных подкрепляющих действий, субъект с низкой самооценкой, остро нуждающийся в таковых, субъективно оценит их значительно выше, чем субъект с высокой самооценкой. В результате и вероятность возникновения аттракции, и ее интенсивность превысят аналогичные показатели субъекта с высокой самооценкой, который в подкреплениях нуждается значительно меньше.

Если на выведенный нами график (рис. 4) наложить кривую нормального распределения Гаусса, окажется, что только 5-7 % действий объекта, совершаемых в естественных условиях, позволяют получить отрицательную корреляцию самооценки с аттракцией, а с учетом эффектов приписывания - и того меньше. Однако при проведении экспериментов действия объекта (сообщника экспериментатора), выступающие в качестве дополнительной переменной, как правило, не контролируются. Логично допустить, что они могли носить откровенно подкрепляющий характер, как это имело место, например, в эксперименте Э.Уолстер [см. 7], где сообщник экспериментатора - молодой человек - оказывал девушкам-испытуемым явные и недвусмысленные знаки внимания: беседовал с ними, брал у них номер телефона и всячески проявлял к ним свое расположение. Очевидно, что испытуемые с низкой самооценкой должны были проявлять к такому объекту более высокую аттракцию, что и объясняет часть данных об отрицательной корреляции между самооценкой и аттракцией.

Однако в большинстве случаев такая зависимость обусловлена использованием в качестве средства контроля самооценки ее непосредственного завышения или занижения. В том же эксперименте Э.Уолстер с испытуемыми сперва проводили серию личностных тестов, после чего сообщали им фиктивные результаты, по­вышающие самооценку одних и снижаю­щие – других. Такой способ контроля моделирует механизм совершенно иного самооценочного феномена - так называемой ситуативной самооценки. Она формируется в результате сравнения прогнозируемых результатов действия, основанных на представлении субъекта о себе, с его реальными достижениями, и в случае их систематического несоответствия приводит к изменению Я-образа. Поскольку же Я-образ (представление о себе) непосредственно связан с общей самооценкой, снижение ситуативной самооценки вызывает у субъекта стремление восстановить ее до прежнего уровня, что может быть достигнуто, в том числе, и за счет высокой оценки со стороны других. Поэтому в случае снижения ситуативной самооценки субъект остро нуждается в подкреплениях (вспомните, как важна для нас поддержка после провала на экзамене) и, следовательно, придает им большую субъективную ценность, что оказывает положительное влияние на аттракцию. Не случайно люди неожиданно и сильно влюбляются именно после того, как их отвергли. Правда, и в этом случае, со стороны объекта должны последовать однозначно подкрепляющие действия, особенно в отношении субъекта с низкой общей самооценкой.

 Влияние длительности отношений на характеристики аттракции.

Зависимость аттракции от длительности отношений отражена в нескольких оригинальных концепциях. Однако содержащиеся в них выводы сводятся к единой доктрине, которая фигурирует в психологической литературе под общим названием «теория фильтров». Согласно этой теории, по мере продолжения отношений они становятся более глубокими и стабильными, но вместе с тем возрастает и риск их распада. Это объясняется тем, что каждый этап развития отношений предъявляет к паре определенные требования, которые играют роль своего рода «фильтров»: если пара соответствует этим требованиям, отношения в ней сохраняются и углубляются; в противном случае они разрушаются, а пара распадается. Поскольку же каждый этап предъявляет специфические, нередко взаимоисключающие требования, то прохождение одного этапа не гарантирует преодоления последующих. Так что рано или поздно все возникшие в определенный день пары, в конце концов, распадутся. Не случайно эту зависимость в шутку называют «фундаментальным законом супружеской неверности».

Содержание этих требований определяется целями этапа и его социально-перцептивными возможностями. На первом этапе целью является само образование пары. Оно начинается с того, что у субъекта возникает более или менее сильная аттракция к объекту. Если объект отвечает на это чувство или, по крайней мере, не препятствует его проявлению, между партнерами устанавливаются эмоциональные отношения, и они объединяются в пару.

Социально-перцептивные возможности этого этапа весьма ограничены. Ключевую роль здесь играют внешние данные, обеспечивающие возникновение аттракции по принципу максимальной привлекательности: наиболее вероятно, что выбор субъекта падет на самого привлекательного из всех объектов, входящих в его социальное окружение. Из других свойств объекта некоторое влияние могут оказать сходство внешнего облика и эмоциональных состояний субъекта и объекта. Остальные переменные этого фактора пока еще недоступны субъекту.

Существенную роль на первом этапе играют и физические характеристики среды: не случайно большинство пар образуются в конце весны, когда значения этих переменных оптимальны для организма. Еще более сильное влияние на этот процесс оказывает пространственная близость, создающая «эффект мелькания» и увеличивающая вероятность взаимодействия. Содержание самого взаимодействия также имеет немаловажное значение: чем чаще и интенсивнее объект подкрепляет субъекта, тем более вероятно возникновение у него аттракции, причем на эту зависимость еще не влияют ни эффекты контекста, ни эффекты каузального атрибутирования.

Образованию пары может способствовать и эмоциональное состояние субъекта – как положительное, так и отрицательное. Однако более заметную роль играет его самооценка: в случае низкой общей самооценки субъект склонен приписывать объекту отрицательные личностные качества, что снижает аттракцию к нему. Кроме того, им негативно оцениваются действия объекта, находящиеся в среднем регистре подкреплений, каковые и составляют львиную долю действий, производимых объектом на этом этапе. Зато снижение ситуативной самооценки увеличивает субъективную ценность подкреплений, в силу чего даже незначительное подкрепляющее действие способно вызвать аттракцию.   

Спустя примерно месяц после знакомства отношения в паре – до этого поверхностные и ни к чему не обязывающие – могут стабилизироваться настолько, что приобретут в глазах пары определенную ценность. Это знаменует собой переход к очередному этапу, целью которого является обеспечение психологической безопасности. Последнюю следует понимать как в прямом смысле слова – сведения о партнере еще крайне бедны, и неизвестно, чего от него можно ожидать, так и в переносном смысле – отношения уже достаточно ценны, чтобы стремиться их сохранить, но еще не настолько прочны, чтобы не опасаться их разрыва, который вызовет болезненные переживания и нанесет урон самооценке субъекта.

Социально-перцептивные возможности этого этапа значительно выше. Внешняя привлекательность по-прежнему играет существенную роль, однако тенденция к максимальной привлекательности, которая доминировала на первом этапе, уступает место тенденции к равнопривлекательности: преодолеть этот «фильтр» имеют больше шансов те партнеры, чья привлекательность приблизительно одинакова. В противном случае у более привлекательного партнера возникнет ощущение несправедливости обмена, а менее привлекательный партнер станет прогнозировать неизбежность скорого разрыва, что негативно отразится на атмосфере безопасности в паре.

Сходство внешнего облика и эмоциональных состояний теряет свое значение, зато резко усиливается влияние сходства аттитюдов, которые к этому времени уже доступны субъекту. Такое сходство позволяет ему прогнозировать поведение партнера по аналогии с собой, что делает объект более предсказуемым, а значит, и более безопасным. Кроме того, зафиксированное в этот период согласие по ряду частных вопросов может экстраполироваться и на другие, более важные аспекты, что дает основание для более оптимистичного прогноза относительно дальнейшего развития отношений.

Влияние характеристик ситуации на этом этапе практически сводится к нулю: чтобы сохранить зарождающиеся отношения субъект готов преодолевать любые расстояния при любых погодных условиях. А вот роль действий объекта здесь становится ключевой – именно они вносят основной вклад в создание атмосферы безопасности как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. При этом подкрепляющие действия объекта воспринимаются в контексте подкреплений, которые он адресует третьим лицам: если их уровень превышает тот уровень, который получает субъект, это расценивается как предпочтение объектом третьих лиц, что свидетельствует о скором разрыве отношений. Кроме того, подкрепляющие действия объекта должны быть достаточно интенсивными и недвусмысленными, особенно при низкой общей самооценке субъекта. Не случайно этот период в развитии отношений в шутку именуют «конфетно-букетным периодом».

Спустя 6 – 12 месяцев после знакомства, когда пара убеждается в прочности сложившихся отношений, начинается третий, самый приятный для нее этап, целью которого является совместное времяпрепровождение. В этот период пара начинает осуществлять совместные мероприятия вроде романических прогулок и выездов на природу, посещения театров, музеев или ночных клубов; вводит партнера в круг своих прежних друзей; возможно, даже знакомит с родителями. Чтобы такие события доставляли обоюдное удовольствие, сходства отдельных аттитюдов уже недостаточно – необходимо взаимное соответствие всей системы аттитюдов, т.е. сходство личностных конструктов. Так партнеры могут разделять мнение друг друга относительно того или иного музыкального произведения, но один предпочитает слушать его в концертном зале, а другой – в ночном клубе. Еще более серьезные проблемы может создать несходство конструктов при попытке ввести партнера в свое прежнее социальное окружение, состав которого в значительной мере определяется конструктами субъекта. Если один из партнеров ценит в людях эрудицию, а другой, скажем, чувство юмора, окружение первого покажется ему скучным, и он будет его избегать. Не случайно сходство конструктов считается наилучшим индикатором прогнозирования отношений через год после их возникновения. Как показали в своем исследовании С.Дак и Д.Олисон [см. 30] в отсутствии такового происходит разрыв отношений

Пространственная близость вновь начинает играть определенную роль, но уже не как условие, создающее «эффект мелькания» и увеличивающее частоту взаимодействия, а в чисто бытовом плане – она облегчает возможность совместного времяпрепровождения. При этом удовлетворенность от такого времяпрепровождения будет зависеть в первую очередь от действий объекта, следовательно, и на третьем этапе эта переменная сохраняет свою ключевую роль. Однако воспринимается она уже в совершенно ином контексте. Во-первых, за время общения участники накопили немалый опыт предыдущих подкреплений, и тот их уровень, которым они теперь обмениваются, воспринимается ими как норма. Во-вторых, совместное времяпрепровождение часто происходит при участии третьих лиц, в том числе и ранее незнакомых субъекту (вспомним, что партнеры вводят друг друга в свое социальное окружение). Следовательно, возникает контекст подкреплений, поступающих к субъекту от третьих лиц. В результате складываются предпосылки для актуализации «второго закона супружеской неверности»: даже незначительные подкрепления, поступающие от третьего лица, оцениваются выше, чем подкрепления объекта, что может привести к разрыву прежних отношений ради построения новых. Поэтому при прохождении этого этапа особенно важно добиваться взаимности подкреплений, чтобы актуализировать тенденцию Джекера – Лэнди, нейтрализующую «второй закон супружеской неверности».

В конце третьего этапа пара уже настолько глубоко познает друг друга, что на отношения в ней начинают влиять личностные характеристики объекта. При этом улучшению отношений способствует сходство (а не различие) этих характеристик. Это объясняется тем, что сходство личностных качеств обеспечивает их узнавание и высокую позитивную оценку, благодаря чему увеличивается общая привлекательность партнера.

А вот на четвертом этапе, который начинается через два – два с половиной года после знакомства, сходство личностных качеств может привести к распаду пары. Дело в том, что к этому времени отношения в паре уже насколько углубляются и стабилизируются, что могут использоваться в качестве платформы для построения отношений иного рода – семейных, деловых, партнерских и т.п. Такие отношения предполагают участие в совместной деятельности, успешному осуществлению которой сходство личностных качеств препятствует по двум причинам. Во-первых, оно создает предпосылки к возникновению конкуренции за выполнение одной и той же привлекательной для обоих функции в этой деятельности. Во-вторых, при осуществлении совместной деятельности одинаковые личностные качества дублируют друг друга, что уменьшает совокупный личностный потенциал пары. Представим себе семью, в которой муж и жена имеют технические наклонности. Можно быть уверенным, что в такой семье вся бытовая техника работает, как часы. Однако нельзя утверждать, что это приведет к приготовлению вкусного ужина – скорее всего, оба партнера будут спихивать эту обязанность друг на друга. Зато при поломке какого-нибудь прибора они будут отпихивать от него друг друга, чтобы самому заняться ремонтом. Получается, что сходство, способствовавшее на предыдущем этапе увеличению привлекательности партнера, теперь создает предпосылки для возникновения семейных конфликтов. Очевидно, что этого можно было бы избежать, если бы личностные качества в паре соотносились друг с другом по принципу взаимодополняемости.

Участие в совместной деятельности способствует более глубокому познанию партнера. Поэтому спустя определенное время достоянием пары становится наиболее интимная часть личности друг друга – уникальные жизненные ценности. Это знаменует переход на очередной этап развития отношений, в ходе которого паре предстоит преодолеть самый коварный и труднопреодолимый «фильтр». Дело в том, что жизненные ценности являются продуктом экзистенциального выбора, осуществляя который субъект определяет уникальную сущность собственной личности, то, в чем он видит смысл своего существования. Поэтому обнаружение несовпадающих ценностей – а оно в силу их уникальности неизбежно – приводит к выводу, что кто-то из двух ошибся в выборе этого смысла. Ясно, что эту «ошибку» совершил кто угодно, но не субъект – слишком болезненно переживается отказ от собственной сущности. В результате возникает глубочайшее разочарование в партнере, обусловленное как исключительной значимостью этой личностной переменной, так и тем, что он якобы длительное время ее скрывал. 

Резонно задаться вопросом, зачем партнеры углубляют отношения настолько, что приходят к неизбежности их разрыва. Почему бы им не остановиться на осуществлении совместной деятельности, вместо того, чтобы заниматься «сверкой» жизненных ценностей? На наш взгляд, в этом проявляется еще одна функция социальной перцепции – назовем ее экзистенциальной. Осуществляя познание ценностей самого близкого человека, субъект рассчитывает найти подтверждение правильности собственного экзистенциального выбора. Увы, в силу неповторимости ценностей его ожидает лишь разочарование в партнере. 

Таким образом, согласно теории фильтров, каждый новый этап угрожает разрывом отношений, так что, в конце концов, ни одна пара не избежит распада. Однако данная теория не учитывает то обстоятельство, что в любой момент развития отношений пару объединяют не только эмоциональные, но и иные связи – географические, юридические, профессиональные, социальные и пр. Поэтому распад эмоциональных отношений вовсе не означает, что партнеры прекратят взаимодействие, а значит, в этом взаимодействии могут возникнуть новые социально-перцептивные возможности, соответствующие требованиям уже очередного этапа, для которого характерны более глубокие отношения.

С этой точки зрения, более адекватной моделью, описывающей развитие отношений в паре, является не модель «сужающегося туннеля», в котором по мере продолжения знакомства остается все меньше и меньше пар, а модель «перевернутого конуса», основание которого отражает степень близости субъекта со своим социальным окружением, а высота – глубину познания партнерами друг друга.

В рамках этой модели любой объект, попадающий в поле зрения субъекта, сначала обнаруживает свои самые поверхностные свойства, которые могут соответствовать, а могут не соответствовать требованиям, предъявляемым к этому уровню близости. В первом случае к партнеру возникает аттракция и продолжается дальнейшее развитие эмоциональных отношений; во втором аттракция не возникает, но в силу связей иного рода взаимодействие продолжается. В ходе этого взаимодействия происходит более глубокое познание партнерами друг друга, вследствие чего субъект обнаруживает другие переменные объекта, которые могут соответствовать требованиям, предъявляемым к более близкому кругу общения, что и переводит объект в этот круг. Это способствует еще более интенсивному общению, а значит и более глубокому познанию, вследствие чего субъекту становятся доступны переменные, выступающие критерием для перевода объекта в очередной круг близости. Если эти переменные не соответствуют требованиям субъекта, вновь возникает опасность разрыва, что, по меньшей мере, нерационально: пара может сохранять прежний уровень близости, на котором характеристики партнера вполне устраивали субъекта. Это создаст перспективу еще более глубокого познания, в ходе которого могут быть выявлены переменные, способствующие дальнейшему сближению.

Сказанное означает, что «фундаментальный закон супружеской неверности» принципиально преодолим: необходим лишь запас терпения и терпимости по отношению к партнеру. Исключение составляет только последний «фильтр», состоящий в сопоставлении уникальных ценностей друг друга. Однако и в этом случае все обстоит не так уж безнадежно: если субъект обладает достаточным уровнем самопринятия, различие в ценностях не вызовет у него опасений относительно правильности своего экзистенциального выбора. Наоборот, он получит реальную возможность обогатить собственную систему ценностей, позаимствовав у партнера нечто, пока еще ему недоступное.

Вопросы для проверки знаний

1. Какие феномены обозначаются в современной социальной психологии понятием «социальная перцепция»

2. Что изучает социально-перцептивная модель общения с позиции субъекта?

3. Назовите социально-перцептивные механизмы, позволяющие преодолевать трудности при построении представления об объекте.

4. Перечислите характеристики стереотипа.

5. Что является причиной устойчивости стереотипизированного образа к противоречащей ему информации.

6. Какую функцию в социально-перцептивном процессе выполняет механизм обратной связи.

7. Чем объясняются эмпатические способности субъекта?

8. Какая из схем каузальной атрибуции используется субъектом для построения образа партнера?

9. Какую функцию выполняют две остальные схемы?

10. Что изучает социально-перцептивная модель общения с позиции объекта?

11. Перечислите основные факторы, оказывающие влияние на аттракцию.

12. Какая гипотеза наилучшим образом объясняет положительную связь между физической привлекательностью и аттракцией?

13. Чем объясняется тенденция к равнопривлекательности?

14. Какая зависимость отражает связь между позитивно воспринимаемыми личностными качествами и аттракцией?

15. Какова зависимость между сходством аттитюдов и аттракцией?

16. Какие механизмы объясняет связь аттракции с пространственной близостью?

17. Какое влияние оказывают на аттракцию подкрепляющие действия объекта?

18. Чем объясняется влияние на аттракцию подкрепляющих действий субъекта?

19. Какие свойства субъекта оказывают влияние на аттракцию?

20. Чем объясняется влияние на аттракцию самооценочных феноменов?

21.  Какое влияние оказывает на отношения в паре продолжительность знакомства.

22. Перечислите основные этапы развития отношений в паре.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...