Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Межличностное восприятие в группе.
Специфика межличностного восприятия в группе состоит, прежде всего, в том, что на него оказывает влияние включенность в совместную деятельность. Она увеличивает точность и глубину межличностного восприятия, расширяет содержание воспринимаемых личностных характеристик, но лишь при условии успешности этой деятельности. В случае стабильного неуспеха ухудшается качество межличностных отношений: становится меньше связей по типу взаимной симпатии и больше негативных выборов. В то же время группы «неуспеха» более точны в восприятии внутренних межличностных предпочтений и проявляют больший интерес к проблемам межличностных отношений. С другой стороны, межличностное восприятие оказывает существенное влияние на эффективность совместной деятельности: при более полном и точном восприятии членами группы друг друга эффективность совместной деятельности возрастает. Другая специфика межличностного восприятия в группе вызвана тем, что в ней неизбежно возникает статусная иерархия. Это порождает два специфически групповых эффекта – эффект восходящей и эффект нисходящей слепоты. Эффект восходящей слепоты выражается в том, что низкостатусные индивиды не замечают недостатков и нелицеприятных действий высокостатусных: под влиянием эффекта ореола они либо игнорируются, либо интерпретируются в пользу сложившегося ранее положительного впечатления. Эффект нисходящей слепоты выражается в том, что высокостатусные индивиды менее информированы о личной жизни, личностных особенностях, предпочтениях или проблемах низкостатусных. Вопросы для проверки знаний 1. Какую систему организации внутригрупповых коммуникативных сетей Г.Левитт считал оптимальной? 2. Какие эффекты возникают в централизованных коммуникативных сетях? 3. Чем объясняется более высокая эффективность групповой деятельности в полных коммуникативных сетях? 4. В чем состоит специфика группового взаимодействия? 5. В чем выражается групповой эффект? 6. В чем выражается социальная фасилитация? 7. Назовите основные гипотезы, объясняющие феномен сдвига риска. 8. Перечислите специфическую симптоматику феномена «огруппления мышления». 9. Перечислите специфические внутригрупповые конфликты. 10. Чем опасен статусно-ролевой конфликт? 11. Какое влияние на межличностное восприятие в группе оказывает совместная групповая деятельность? 12. Какие эффекты обусловливает статусная иерархия группы?
Рекомендуемая литература для изучения Основная литература 1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 144 с. 2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 175 с. 3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с. 4. Гулевич О.А. Убеждающая коммуникация. Реферативный обзор. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 80 с. 5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 448 с. 6. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. - 208с. 7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МГУ, 1991. – 207 с. 8. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1996. – 684 с. 9. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других по их жестам. – СПб: Издательский дом Гутенберг, 2000. – 186с. 10. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН; КСП +; Академический Проект, 1999. – 448 с. Дополнительная литература 1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 272 с. 2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. – 373 с. 3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 517 с. 4. Донцов А.Н. Психология коллектива. (Методологические проблемы исследования). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 208с. 5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т. 1. М.: Педагогика, 1986. – 408 с. 6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с. 7. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб: Питер, 2001. – 288с. 8. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 209. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |