Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуация и взаимодействие как фактор аттракции.




Экспериментально установлено, что даже физические характеристики среды (температура воздуха, атмосферное давление, влажность, освещенность, магнитное поле и пр.) в их оптимальных для организма диапазонах оказывают положительное влияние на аттракцию [7, 18]. Это объясняется тем, что под воздействием этих переменных у субъекта возникает позитивная эмоциональная реакция, которая по закону ассоциативного сдвига может ассоциироваться с любым объектом, в том числе и с партнером по общению. Не случайно романтические отношения завязываются чаще всего весной, когда погодные условия максимально благоприятствуют положительному эмоциональному состоянию.

Помимо физических характеристик среды большое влияние на аттракцию оказывает пространственная близость субъекта и объекта. Огромный массив эмпирических данных свидетельствует о том, что чем меньше расстояние между ними, тем более вероятно возникновение аттракции. Так, в лонгитюдном исследовании Т.Ньюкома [см. 7] 17 ранее незнакомых студентов-первокурсников, предварительно обследованных по нескольким десяткам параметров, расселили в небольшом общежитии на разном расстоянии друг от друга. Оказалось, что после первой недели совместного проживания на взаимоотношения испытуемых не оказывала влияния ни одна из регистрировавшихся в исследовании переменных, кроме пространственной близости: более тесные связи установились между теми, кто проживал в одной, а не в разных комнатах и на одном, а не на разных этажах.

На ту же зависимость указывают и статистические данные. Установлено, в частности, что большинство людей вступают в брак с теми, кто живет по соседству, работает в одной организации или в школьные годы учился в одном классе с будущим супругом [18]. 

Указанную зависимость обусловливают два механизма. Во-первых, пространственная близость увеличивает вероятность появления объекта в поле зрения субъекта, что запускает «эффект мелькания» (Р.Зайонц), способствующий увеличению его внешней привлекательности. Во-вторых, пространственная близость повышает вероятность взаимодействия субъекта и объекта, что также оказывает положительное влияние на аттракцию. Дело в том, что большинство действий объекта содержит больший или меньший подкрепляющий эффект, что вызывает у субъекта положительную эмоциональную реакцию. В соответствии с законом ассоциативного сдвига она может ассоциироваться с чем угодно, но с большей вероятностью – с источником подкрепляющих действий.

Связь между аттракцией и подкрепляющими действиями объекта постулировалась еще Аристотелем, утверждавшим, что люди любят тех, кто делает им добро. Эмпирические подтверждения этой связи настолько многочисленны, что позволяют расценивать ее едва ли не как аксиому: чем чаще объект осуществляет подкрепляющие действия в адрес субъекта и чем выше интенсивность подкреплений, тем большая аттракция возникает у субъекта к нему. В то же время установлено, что на эту зависимость могут оказывать отклоняющее воздействие ряд переменных, влияющих на оценку и интерпретацию подкрепляющих действий. Вследствие этого возникают две группы эффектов – эффекты контекста и эффекты атрибутирования.

К эффектам контекста относится, прежде всего, контекст предыдущих подкреплений. Если отношения между субъектом и объектом носят достаточно длительный характер, тот уровень подкреплений, который исходит от объекта, начинает восприниматься как норма и уже не вызывает аттракции. Чтобы вызвать аттракцию, объект должен увеличить интенсивность подкреплений, что приведет к очередному восприятию этого уровня как нормы. Если же объект снизит уровень подкреплений, то хотя его действия продолжают носить подкрепляющий характер, это будет расценено как аверсивное стимулирование и приведет к снижению аттракции.

Контекст подкреплений, поступающих от третьих лиц, обусловлен тем, что при определении ценности подкреплений, получаемых от объекта, субъект сравнивает их с подкреплениями, которые адресуют ему другие партнеры. Если это сравнение не в пользу объекта, то субъективная оценка его подкрепляющих действий существенно снижается, что не способствует росту аттракции.

Комбинация этих двух эффектов порождает явление, в шутку именуемое вторым законом супружеской неверности [3]. Лица, которые связаны длительным взаимодействием, создают в отношении друг друга контекст предыдущих подкреплений, в связи с чем, независимо от количества и интенсивности подкрепляющих действий, они начинают восприниматься как норма, своего рода «ноль» на шкале субъективной ценности. Если при этом третье лицо, не связанное с субъектом длительными отношениями, осуществит в его адрес хотя бы незначительное подкрепляющее действие, оно оценивается субъектом в зависимости от его объективной ценности и вызывает более сильную аттракцию, чем гораздо более интенсивные подкрепления объекта. Интуитивно чувствуя эту угрозу, многие супруги с завидным постоянством периодически прерывают взаимодействие друг с другом, чтобы устранить контекст предыдущих подкреплений и восстановить прежний уровень аттракции.

Тот же процесс сравнения порождает контекст подкреплений, адресованных третьим лицам. Полученное подкрепление субъект сравнивает с подкрепляющими действиями, которые объект адресует другим партнерам. Если это сравнение не в его пользу, то хотя действия объекта объективно являются подкрепляющими, они могут быть восприняты субъектом как аверсивное стимулирование и привести к ухудшению отношений.

Эффекты атрибутирования отражают вероятность переноса положительной эмоции, вызванной подкрепляющими действиями, на источник этих действий (объект). Они обусловлены тем, что подкрепляющие действия объекта могут быть обусловлены не только личностными, но и ситуативными факторами – случайностью, обстоятельствами, влиянием третьих лиц или даже самим субъектом. В таких случаях у субъекта нет оснований приписывать объекту ответственность за эти подкрепляющие действия и, соответственно, переносить положительную эмоцию на него. Если Вова поделился конфеткой по настоянию воспитательницы, логичнее считать «хорошей» ее, а не Вову.

Точно так же нет оснований приписывать объекту ответственность за совершенные действия, если они вызваны социальной желательностью. Многие женщины нисколько не радуются цветам, подаренным им на 8 Марта, в то время как «неожиданный» букет вызывает у них мощный прилив аттракции.

Из сказанного следует, что атрибутирование ответственности за подкрепляющие действия и соответственно перенос вызванных ими положительных эмоций происходит лишь тогда, когда эти действия обусловлены намерениями объекта. Но и в этом случае возникновение аттракции зависит от того, какие именно намерения приписываются объекту. Если действие объясняется манипулятивными намерениями, вместо аттракции может возникнуть неприязнь.

Указанные эффекты отклоняют зависимость между уровнем подкрепления и аттракцией, но не отменяют ее. Иначе обстоит дело с выводами, полученными на основе экспериментальных данных Дж.Джекера и Д.Лэнди [42]. В их исследовании испытуемым, участвовавшим в псевдоэксперименте, обещали заплатить за это небольшую сумму. После окончания псевдоэксперимента часть испытуемых получила обещанное вознаграждение, а другой половине было предложено добровольно отказаться от него в связи с тем, что организаторам эксперимента было отказано в его финансировании и им придется выплачивать значительную сумму из собственных средств. Через неделю была измерена аттракция к экспериментаторам в обеих группах. Ожидалось, что она окажется выше в первой группе, где испытуемые получили подкрепление. На самом же деле более сильную аттракцию обнаружили те испытуемые, которые сами оказали услугу экспериментатору, отказавшись от вознаграждения.

Такой парадоксальный результат Дж.Джекер и Д.Лэнди объясняют тем, что у испытуемых второй группы после добровольного отказа от вознаграждения возник когнитивный диссонанс между затраченными усилиями и недостаточной компенсацией этих затрат[30]. Такой диссонанс можно редуцировать путем увеличения привлекательности деятельности или дискредитации усилий, но в данной ситуации более удобным способом редукции было приписывание экспериментаторам положительных личностных качеств, объяснявшее добровольный отказ от вознаграждения. После этого вступала в силу уже известная нам закономерность: приписанные Дж.Джекеру и Д.Лэнди позитивно оцениваемые качества способствовали росту аттракции.

Обнаруженная тенденция объясняет довольно широкие пласты человеческой жизни, в частности, детско-родительские отношения. Очевидно, что родители вкладывают в своих детей гораздо больше времени, сил и средств, чем дети в родителей. Но и родительская любовь, как правило, гораздо сильнее, чем аналогичное чувство ребенка к своим родителям. Получается, что для формирования положительного отношения к себе нужно не подкреплять субъекта аттракции, но, наоборот, добиваться подкрепляющих действий от него. Так как же тогда отнестись к утверждению Аристотеля?

На самом деле, более глубокий анализ показывает, что эти две тенденции не противоречат друг другу. Просто они действуют в разных ситуациях и вызывают аттракцию, имеющую разную природу. Первая тенденция – назовем ее тенденцией Аристотеля – проявляется в ситуации «здесь и теперь»: после получения от объекта подкрепляющего действия у субъекта сразу же возникает положительная эмоция, которая переносится на объект. Формируемая при этом аттракция имеет чисто эмоциональную природу и сохраняется до тех пор, пока не исчезнет положительная эмоция, вызванная подкреплением.

Та же тенденция, которую описывают Дж.Джекер и Д.Лэнди, производит отсроченный эффект. После совершения подкрепляющего действия в адрес объекта, субъект переживает когнитивный диссонанс, который является негативным состоянием. Именно для того, чтобы избавиться от этого состояния, субъект приписывает объекту положительные качества, благодаря чему впоследствии и возникает аттракция. Зато такая аттракция имеет не эмоциональную, а когнитивную природу, что делает ее гораздо более продолжительной, чем аттракция, вызванная первой тенденцией. Следовательно, для формирования сиюминутного чувства, объекту достаточно подкрепить субъекта. Но если он рассчитывает на длительные отношения, нужно, чтобы подкрепления были взаимными. Именно взаимность подкреплений, актуализирующая тенденцию Джекера – Лэнди, является эффективным средством преодоления «второго закона супружеской неверности».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...