Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 4. Социально-перцептивная модель общения.




Термин социальная перцепция был введен в 1947 году Дж. Брунером [5] для обозначения обнаруженных в ходе общепсихологического исследования восприятия фактов социальной детерминации перцептивных процессов. Вскоре после этого, в том числе и благодаря усилиям самого Дж.Брунера, в зарубежную психологию пришло понимание, что социально детерминированными являются все без исключения психические феномены. Это делало термин излишним, и он навсегда исчез бы из профессионального лексикона, если бы не пришелся по вкусу социальным психологам. Последние изменили его содержание и стали использовать для обозначения процессов познания так называемых социальных объектов - людей, групп и больших социальных общностей.

Необходимость такого специального термина они обосновывали тем, что в содержании образа этих объектов преобладают характеристики, недоступные непосредственному восприятию – возраст, профессиональная принадлежность, состояния, оценки и, особенно, личностные черты. В этом легко убедиться, попросив испытуемых охарактеризовать даже совершенно незнакомого им человека: в нашем исследовании такие характеристики составили около 60 % содержащегося в отчетах материала.

Это и понятно. Социально-перцептивный образ, как и любой другой, выполняет, прежде всего, регулятивную функцию: на его основе происходит планирование и осуществление взаимодействия. Ясно, что для этого малопригодны чисто внешние данные и даже ситуативные поведенческие проявления – нужна информация о существенных свойствах объекта. Отсюда следовал вывод, что в создании социально-перцептивного образа участвует не только восприятие, но и иные, более сложно организованные процессы – обобщение, умозаключение, прогнозирование, оценивание и пр., для обозначения которых и вводился специальный термин.

Впрочем, дальнейшее развитие теории восприятия вскоре свело на нет всю эту аргументацию. Оказалось, что в образе несоциальных объектов также содержатся характеристики, которые непосредственно в восприятии не даны[17]. Больше того, они встраиваются в образ раньше, чем порождающие их сенсорные впечатления. Так, согласно теории Образа Мира А.Н.Леонтьева [17], процесс построения образа начинается не с сенсорной стимуляции с последующим выведением из нее существенных свойств объекта, а с конструирования субъектом некоторой познавательной гипотезы относительно характеристик объекта, выс­тупающего в качестве источника ожидаемой стимуляции. Зарождаясь как недифференцированная эмоциональная оценка объекта (типа хороший – плохой), она затем наполняется соответствующими этой оценке предметными характеристиками (хороший – это прочный, удобный и т.п.) и, наконец, конкретизируется в перцептивных признаках, свидетельствующих о наличии таких характеристик (как должен выглядеть прочный стол). Если сконструированная гипотеза подтверждается сенсорными данными, поступающими от органов чувств, возникает перцептивный образ, в котором уже содержатся и предметные характеристики объекта, и эмоциональное отношение к нему [26].

Казалось, термин «социальная перцепция» вновь перестал быть востребованным. Однако к этому времени социальные психологи уже пришли к выводу, что хотя построение образа любого объекта обеспечивается единым общепсихологическим механизмом, восприятие социальных объектов осуществляется в гораздо более сложных условиях. Во-первых, социальные объекты отличаются высокой вариативностью[18], что затрудняет формулирование адекватной познавательной гипотезы. Во-вторых, при построении образа социальных объектов субъект испытывает острый дефицит времени и информации, необходимых для конструирования и проверки своей познавательной гипотезы. Это предполагает, что в арсенале субъекта, наряду с общепсихологическими, есть и какие-то специальные механизмы, позволяющие преодолевать эти трудности. Включение таких механизмов в общепсихологический перцептивный процесс и составляет специфику социальной перцепции

Взятая сама по себе, социальная перцепция не является внеиндивидуальным феноменом. Она представляет лишь один из полюсов социально-перцептивного обмена. Другой полюс образуют действия объекта, которому небезразлично, какое о нем сложится представление, и который, поэтому, определенным образом презентует себя: выбирает соответствующую одежду, контролирует свои действия, делится некоторой информацией о себе. Со своей стороны, субъект понимает, что такая презентация далеко не всегда отражает реальные характеристики объекта, и потому старается составить собственное представление о нем[19]. Иными словами, построение социально-перцептивного образа – это двусторонний процесс, в котором участвуют и объект, презентующий себя, и субъект, активно перерабатывающий предоставленный ему «презентационный материал» и действующий в соответствии со сложившимся представлением об объекте.

Из сказанного следует, что социально-перцептивная модель асимметрична: субъект и объект преследуют разные цели и выполняют разные действия. Объект стремится создать определенное впечатление о себе независимо от того, соответствует оно действительности или нет; субъект же старается составить как можно более реалистичное представление об объекте, чтобы выработать адекватную стратегию взаимодействия с ним. Однако в отличие от коммуникативной модели, где оба участника обмена оперируют одним и тем же материалом – информацией, эта асимметрия имеет свою специфику. Она обусловлена тем, что проблема построения социально-перцептивного образа стала предметом исследования задолго до того, как возникла догадка об участии в этом процессе специальных механизмов. Правда, анализировалась при этом только эмоциональная составляющая образа – отношение субъекта к объекту, или, в англоязычном варианте, аттракция[20] к нему. Когда было осознано, что когнитивная и эмоциональная составляющие образа неотделимы друг от друга, возникло понимание, что проблематика аттракции также должна быть включена в социально-перцептивную модель общения. Однако попытка органично объединить эти два подхода оказалась малопродуктивной из-за принципиального различия используемых в них экспериментальных схем[21]. Поэтому на сегодняшний день социально-перцептивная модель представлена двумя, по существу, разными моделями, одна из которых описывает процесс создания когнитивной составляющей образа, а другая – его эмоциональной составляющей (аттракции).

Формирование аттракции является прерогативой объекта: он и больше заинтересован в ней, и способен оказать большее влияние на ее возникновение[22]. Напротив, целью субъекта является построение реалистичного представления о партнере (когнитивная составляющая образа), позволяющего адекватно взаимодействовать с ним. Кроме того, именно субъект располагает механизмами, при помощи которых формируется это представление. Поэтому социально-перцептивная модель с позиции субъекта описывает функционирование таких механизмов в процессе создания когнитивной составляющей образа, а социально-перцептивная модель с позиции объекта – закономерности формирования аттракции










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...