Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Общение как социально-психологический феномен




Приступая к описанию феномена общения, логично начать с его определения. Это, впрочем, отнюдь не простая задача: разнообразие и многоплановость данного явления породила массу различных представлений о нем. Общением нередко называют и дружескую беседу, и деловую коммуникацию и даже обмен взаимными оскорблениями. Американский психолог Ф.Дэнс, предприняв в 1969 г. мета-анализ имеющихся источников, насчитал 96 определений общения, и, думается, к настоящему времени этот список существенно расширился. Среди них есть и такое: «Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека». Или такое: «Общение – осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера» [20, с. 244].

Не думаю, что подобные определения усилят желание продолжить знакомство с этим феноменом. Поэтому для начала ограничимся почти лапидарным определением, содержащим всего два – зато вполне очевидных – признака общения: общение – это процесс психологического обмена.

Процессуальный характер общения является бесспорным фактом для подавляющего большинства социальных психологов. Однако в понимании масштабов этого процесса мнения исследователей расходятся. Большинство из них придерживается так называемого микропроцессуального подхода, рассматривая общение как единичный, ограниченный во времени акт обмена, имеющий конкретное начало и завершение и протекающий по определенным закономерностям. Эти закономерности выражаются в последовательной смене фаз микропроцесса, на каждой из которых участники общения решают определенные задачи.

Начинается общение с фазы взаимонаправленности, в ходе которой, по крайней мере, у одного из участников возникает мотивация к общению с данным партнером и определяется цель планируемого взаимообмена. Под влиянием этой мотивации субъект начинает изучать потенциального партнера, чтобы принять решение о возможности и необходимости контакта с ним, а также стратегии поведения в этом контакте (фаза взаимоотражения). Поступающая информация оказывает влияние на предшествующую мотивацию: она либо снижается (и тогда общения не происходит), либо сохраняется или повышается.

В последнем случае общение переходит в фазу взаимообмена. Это центральная фаза микропроцесса, в ходе которой участники осуществляют психологический обмен, стремясь достичь целей, поставленных на предыдущих фазах. Такой обмен предполагает получение дополнительных сведений о партнере, что может привести к коррекции избранной стратегии, пересмотру целей или даже изменению мотивации. Как бы то ни было, завершается общение фазой взаимоотключения, которая наступает, когда хотя бы один из участников либо достигает поставленной цели, либо теряет желание продолжать контакт. В таком случае он подает другому участнику понятный для обоих сигнал о своем намерении завершить процесс – прощается, смотрит на часы, ссылается на нехватку времени и пр. Если второй участник тоже достиг своих целей, он подает аналогичный сигнал, и общение прекращается. В противном случае он настаивает на продолжение общения, возвращая его на предшествующую фазу.

Сторонники альтернативного подхода – назовем его макропроцессуальным – не без оснований замечают, что реальный процесс общения редко представлен единичным актом, но состоит из серии таких актов, каждый из которых оказывает определенное влияние на последующие. Поэтому они предлагают рассматривать процесс общения в более отдаленной перспективе, фиксируя те качественные изменения, которые происходят в нем по мере его продолжения. Такие изменения также подчиняются определенным закономерностям, которые выражаются в последовательной смене этапов общения. Задачи этих этапов в разных моделях представлены по-разному и зависят от того, какое содержание вкладывает автор в понятие «психологический обмен».   

Различия в понимании этого содержания привело к созданию трех независимых моделей общения: коммуникативной, интерактивной и социально-перцептивной. Чаще всего под обменом понимается обмен информацией (коммуникация), что привело к созданию коммуникативной модели общения. Другие авторы рассматривают общение как обмен действиями, или взаимодействие. В таком случае принято говорить об интерактивной модели общения. Наконец третья модель – социально-перцептивная – рассматривает общение как обмен представлениями друг о друге.

Важно подчеркнуть, что речь идет именно о моделях, т.е., системе знаний, отражающей различные аспекты общения, а не его типы, этапы или компоненты. Любой акт общения – это одновременно и коммуникация, и взаимодействие и социальная перцепция. Так, произнесенная в диалоге фраза и содержит в себе информацию, и является действием, и позволяет слушающему сформировать представление о говорящем. Понятно и то, что такая представленность общения тремя независимыми друг от друга моделями создает определенное неудобство, напоминая притчу о трех слепцах, изучавших слона. Однако на сегодняшний день социальная психология еще не располагает возможностью создать единую непротиворечивую модель общения. Поэтому нам придется последовательно рассмотреть каждую из этих моделей по отдельности.   

Вопросы для проверки знаний

1. Что является предметом социальной психологии?

2. Дайте определение общения.

3. Назовите последовательность фаз в микропроцессе общения.

4. Какое содержание вкладывают социальные психологи в понятие «психологический обмен»?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 257.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...