Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие теории и концепций мирового туризма




Признаком развитости соответствующей сферы деятельности человека является появление профильной науки. Первые международные исследования в области туризма появились еще в 40-х гг. ХХ в., когда швейцарские экономисты В. Хунцикер и К. Крапф выдвинули «генеральную теорию туризма», определяющую туризм как совокупность отношений и явлений, являющихся результатом передвижения людей и пребывания за пределами места их проживания до тех пор, пока пребывание не переходит в постоянное местожительство и не связано с получением дохода. Начиная с 1960-х гг. и по настоящее время все более активно происходит процесс формирования междисциплинарных научных исследований в туризме. Утверждаются представления о туризме как эволюционирующей гетерогенной системе, состоящей из разнородных, но взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов1. Определенные стороны туризма становятся предметом научного осмысления соответствующих наук: в 1970-е гг. — преимущественно экономики и географии, а последующие годы — предметом пристального внимания целого комплекса наук: социологии, психологии, истории, экологии, физиологии, культурологи. Особенности воздействия туризма на человека, окружающую природную и социальную среду находит все более широкое отражение в научных публикациях и в прессе.

В начале 1990-х гг. мировым сообществом принимается Концепция устойчивого социально-экономического развития в равновесии с окружающей средой в условиях взаимодействия во времени и пространстве природного, производственного, человеческого и общественного видов капитала (Рио-де-Жанейро, 1992 г.)2, получившая свое логическое продолжение в концепции устойчивого развития туризма, предполагающей сбалансированное сочетание интересов сохранения природной, культурной и социальной сред в целях удовлетворения жизненных потребностей 1 Теоретические основы рекреационной географии : монография / под ред. В. С. Преображенского. М., 1975. С. 23.

 

2 Rio declaration on environment and development. Документ ООНA / CONF. 151 / 26 / Rev. 1 (Vol. I). С. 3—7.

178

 

нынешнего и будущего поколений. Концепция устойчивого развития туризма тесно связана с обостряющейся конкурентной борьбой между странами на международном туристском рынке и, соответственно, задачами поддержания и усиления конкурентоспособности туристских дестинаций. В начале 1990-х гг. в наиболее продвинутых странах возникло новое направление — кластерный подход к развитию туристских дестинаций как институциональное явление, обеспечивающее эффективное использование туристского потенциала какой-либо территории, привлекая к этому процессу региональные или местные туристские администрации. Во многих странах активно функционируют научно-исследовательские и аналитические центры туризма. В России концепция устойчивого развития туризма нашла широкое практическое применение после учебного семинара Всемирной туристской организации, проведенного в Санкт-Петербурге в 1994 г., положившего начало разработке планов и программ на принципах устойчивости развития туризма1. Современный туризм рассматривается как формирующаяся социально-экономическая система рыночного типа с присущей ей трансформацией под влиянием процессов глобализации 2.

Признаком становления науки является ее институционализация. Научно-исследовательские центры, специализирующиеся на туристской проблематике, сформировали в течение ряда десятилетий целое международное сетевое сообщество.

Новые туристские отрасли

Невзирая на все природные, социальные и политические коллизии, которые неизбежно затрагивают мировые туристские потоки и приводят к их снижению на отдельных направлениях и в отдельных регионах, общий объем мирового туристского обмена продолжает неуклонно нарастать во многом благодаря расширению интеграции и сотрудничества между всеми участниками туристского процесса: создания, продвижения и реализации туристского продукта. Так, по данным ЮНВТО международный туризм, следуя за процессами подъема в мировой экономике, всегда быстрее идет на подъем, а в периоды спада и последующего улучшения экономической ситуации в мире всегда восстанавливается быстрее других ее секторов, при этом высокие темпы роста регистрируются во всех регионах мира.

Признаком развитости любой отрасли является ее внутренняя дифференциация (наступление фазы дивергенции). Не стал в этом отношении исключением и туризм. Первым историческим разделением в его 1 ВТО. Устойчивое развитие туризма: пособие для специалистов по местному планированию / под ред. П. Шеклефорд, Н. П. Костяева и др. 1-е изд. Мадрид, 1993. С. 10—11.

 

2 Александрова А. Ю. Структурные изменения рынка международного туризма в условиях глобализации и постфордизма // Теория и практика международного туризма. М., 2003. С. 38—75.

179

 

генезисе явилось разделение на туризм и путешествия. Под туризмом понималась соответствующая индустрия услуг, ориентированная на массового потребителя. Рассмотрим далее некоторые из новых сегментов туристского развития.

Наиболее доходным сегментом мирового туристского рынка является деловой туризм. Он аккумулирует самую значительную часть международных туристских прибытий и поступлений. Деловой туризм дифференцируется на две составляющие: классические деловые поездки (КДП) и новый сегмент, выражаемый аббревиатурой MICE (Meeting — встреча, Incentives — поощрительное мероприятие, Conventions — конференции, Exhibitions — выставки). Классические деловые поездки — это традиционная форма работы на выезде, ориентированная чаще всего на прямой практический результат (подписание контрактов, реализация продаж). Туризм же в формате MICE ориентирован на формирование социокультурного средового сопровождения профессиональной деятельности. В последние годы в мире создана мировая сеть турфирм, специализирующихся на работе в сфере MICE. Значительная часть западных компаний предпочитает сегодня обращаться к специальным фирмам — организаторам деловых встреч, нежели держать для этих целей собственный штат исполнителей. Преобладающим типом мероприятий в рамках MICE (3 / 4 мероприятий) являются поездки на конгрессы, конференции, саммиты, симпозиумы, семинары.

Важное экономическое значение на современном этапе приобретают выставки, торговые ярмарки, спортивные чемпионаты. За проведение таких мероприятий как ЭКСПО идет острая конкуренция между государствами. На выставочной деятельности специализирована экономика некоторых городов, например, Франкфурта-на-Майне. Туризм в формате инсентив-мероприятий стал впервые известен еще в 1960-е гг. Но своего расцвета он достиг уже на современном этапе. Помимо коммерческих целей таких мероприятий важной целевой составляющей является укрепление корпоративного духа сотрудников. Особая роль в организации делового туризма принадлежит конвеншн-бюро — специализированным маркетинговым кампаниям, занимающимся рыночным продвижением туристских территорий. Лидирующие позиции в развитии делового туризма в мире занимают США, Великобритания и Германия.

Высокие темпы индустриального развития в XX в. остро поставили вопрос об экологических угрозах, отрыве человека от природы. Возникает запрос на возвращение через туризм к состоянию гармонии с природной средой, «назад к природе».

Одним из ответов на него явилось развитие сельского туризма. К началу III тысячелетия число сельских туристов уже достигло 60 млн человек.

Сельский туризм не идентичен туризму в сельской местности. Специфика сельского туризма определяется его целевыми ориентирами — приобщением к образу жизни села, ознакомлением с традициями ведения аграр

180

 

ного хозяйства. Чаще всего сельский туризм развивается в зависимости от территориального положения в сочетании с другими видами туризма.

На основе такого сочетания в Европе сложилось несколько региональных форм: континентальный тип — с познавательными и спортивными целями (Альпийский регион); приморский тип — пляжный (континентальная Испания, Франция, Италия); островной тип — с купально-пляжным (Балеарские острова, Канарские острова, Кипр, Мальта, острова Эгейского моря). Широкое распространение получил вариант соединения сельского туризма с гастрономическим, винным (Франция) и пивным (Германия) туризмом. В ряде стран учреждены специальные организации, поддерживающие направление сельского туризма. Их деятельность ориентирована на привлечение через туризм инвестиций в аграрный сектор. Во Франции действует ассоциация «Туризм в сельской местности», в Австрии — Ассоциация фермерского туризма. С 1990 года реализуется общеевропейская целевая программа по развитию сельских территорий, одним из направлений в которой является направление сельского туризма.

Другим ответом на вызов глобального ухудшения экологической ситуации в мире является непосредственное развитие экотуризма. Мировым лидером по экотуризму является Австралия. Там на уровне министерства существует специальное правительственное эколого-туристское ведомство.

Признанием институционализации соответствующего туристского направления явилось провозглашение 2002 года «Годом экотуризма» с проведением мирового саммита по экотуризму в Квебеке (Канада).

Еще одним признаком времени является приобретающая все большую популярность модель сращивания туризма с определенными видами спорта. Одной из наиболее развитых в этом отношении является инфраструктура горнолыжного туризма. К началу III тысячелетия в мире насчитывалось около 4 тыс. горнолыжных центров, а число горнолыжников оценивалось в 80—100 млн человек. Ежегодно для туристских целей приобреталось около 5 млн пар горных лыж (преимущественно австрийского и французского производства). Технологической новацией явилось начавшееся с 1990-х гг.

изготовление для туристских целей искусственного снега. Другим изобретением стало создание «травяных лыж». Тенденция состоит в устройстве горнолыжных курортов круглогодичного функционирования. Первый такого рода центр был открыт в 1993 г. в Японии. Доходным сегментом спортивного туризма является также гольф-туризм. Возросшая популярность этого вида туризма в значительной степени способствовала превращению гольфа из элитарного в массовое развлечение. Бум гольф-туризма пришелся на начало 1990-х гг., когда ежегодно в мире вводилось в строй около 900 гольф-полей.

Другим популярным спортивно-туристским направлением является дайв-туризм. Со временем выделяются отдельные виды спортивного дайвинга: познавательный дайвинг, подледный дайвинг, подводная спелео

181

 

логия, подводная фото-, кино-, видеосъемка, подводная охота, подводная археология и др. Новым явлением этого периода можно считать «космический» и «арктический» туризм.

Будучи стандартизированы, туристские услуги утратили прежний дух искательства приключений, риска, который был изначально заложен в путешествиях. Ответом на этот вызов явилось развитие экстремального туризма. Его становление было связано с массовым развитием таких экстремальных видов спорта, как скейтбординг, сноубординг, скайсерердинг, катание на горном велосипеде — каякинг, геокэшинг, параглойдинг, спелеотуризм, фризайд, кайтсерфинг, каньонинг, вейкбординг, вота-баг и др.

Тенденция развития этого направления туризма состоит в повышении степени экстремальности. В США получил распространение такой его вид, как, «охота на торнадо». Специальные турфирмы организуют туристам встречу со смерчем. Среди особо опасных вариантов организации экстремальных туров — посещение горячих точек планеты. Однако, несмотря на высокий динамизм туризма и изменчивость спроса в ХХ в., традиционный городской туризм не сдал своих позиций и составляет более половины объемов международного туризма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...