Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности развития туризма в отдельных странах и регионах




Германия.Несмотря на достижения в процессе унификации международного туризма, его развитие в разных странах имело свою специфику.

Так, первое бюро путешествий в Германии — «Райзенбюро Штанген» — было образовано в Бреслау еще в 1863 г.

Бурное развитие туризма в Германии началось после Второй мировой войны, когда в течение нескольких десятилетий фактически из ничего была создана система современного туризма, концентрирующаяся вокруг нескольких мощных объединений. В Германии нет отдельного министерства по туризму, но существуют Федеральный туристский союз и Национальный совет по туризму в составе министерства экономики.

В большей мере в стране развит транзитный и выездной туризм, но государство выделяет средства и для поддержания въездного туризма. Самыми

173

 

дешевыми поездками остаются путешествия внутри страны, которыми охотно пользуются многодетные семьи и даже безработные.

Францияявляется самой посещаемой страной в Европе (С 1950 по 2000 г. объем въездного туристского потока в страну вырос более чем в 20 раз), как в силу богатства культурными памятниками и достопримечательностям, так и по причине высокого уровня социально-экономического развития, позволяющего создавать капиталоемкие туристские проекты. Наибольшей популярностью среди иностранных туристов пользуется отдых на Французской Ривьере, посещение Парижа, занятия горными видами спорта в Альпах и пляжный туризм на побережье Средиземного моря, на Лазурном берегу. Французы сразу после Второй мировой войны стали прилагать усилия к привлечению иностранных туристов, первыми в Европе провозгласив политику «открытых дверей».

Кроме упразднения въездных виз для туристов из ряда стран, были введены туристский курс обмена иностранной валюты и льготы на железнодорожный проезд. Активно восстанавливалось гостиничное хозяйство.

После кризиса отрасли в начале 1960-х гг. вторая половина десятилетия стала временем поиска путей оживления туризма и, в том числе, прибрежного и сельского. В 1967 году в Париже было создано «Общество по развитию национального туризма» с целью отвлечения французских туристов от поездок за границу. В результате этих и других мер в 1970—1980-е гг.

Франция добилась положительного туристского сальдо. В 1987 году для продвижения Франции как туристского направления на базе государственно-частного партнерства под началом министра туризма был создан«Дом Франции», имевший рекламно-информационные бюро в более чем 40 странах мира.

В Великобритании к началу ХХ в. туристские путешествия приобрели массовый характер и вышли за пределы Европы. Но до Второй мировой войны внутренний туризм в Великобритании значительно превышал международный по количеству участников. В 1960-е годы ситуация изменилась. Если в начале 1960-х гг. в Великобританию ежегодно приезжали около 2 млн иностранных туристов, то в 1990-х гг. их стало в 10 раз больше.

С 5 млн до 17 млн увеличился за это время и выездной туризм. Туризм в Великобритании является одним из ключевых секторов экономики. В нем занято около 2 млн человек. В сфере туризма действуют более 120 тыс. компаний. Ежегодно Великобританию посещают порядка 30 млн иностранцев.

Численность иностранных туристов, приезжающих в Великобританию, заметно выше численности британских туристов, выезжающих в зарубежные страны. Впрочем, и сегодня 3/4 экономически активного населения Великобритании проводит свой отпуск вне постоянного места жительства, причем большая часть — в пределах страны, где свыше 10% территории занимают национальные парки и так называемые ландшафтные территории. Большинство туристов совершают путешествия по стране на лич

174

 

ных автомобилях, и только 1/4 — на автобусах дальнего следования или по железным дорогам.

Испания, имеющая хорошо развитую туристскую инфраструктуру и высокие экономические показатели отрасли является одним из признанных лидеров мировой туристской индустрии. В начале XX в. правительство Испании приняло решение субсидировать развитие туризма на государственном уровне: в октябре 1905 г. указом короля Альфонсо XIII была создана Национальная комиссия. По инициативе Министерства народного образования и культуры в 1910 г. была предложена идея создания и развития государственных сетей средств размещения: парадоров (гостиниц в исторических замках для богатой элиты) и альбергес де карретера (придорожных кемпингов, рассчитанных на автопутешественников). В обязанности созданного в 1911 г. Королевского комиссариата по туризму входило не только стимулирование поездок иностранных путешественников, но и обеспечение сохранности исторических и культурных памятников.

Существовавший в 1928—1936 гг. Национальный патронат по туризму, открыл туристские информационные центры в Испании и за границей, создал Национальный совет гостиничного хозяйства и положил начало территориальному планированию туристских зон. В 1951 году было создано Министерство по информации и туризму, начавшее составление государственных планов развития туризма. В 1963 году был принят Закон о полномочиях в туристской деятельности, закреплявший за министерством управление государственным туристским сектором, и Правила, регулировавшие деятельность частных предприятий. Реализация трехлетних планов оказала положительное влияние на развитие туристской отрасли Испании, вышедшей к концу 1980-х гг. на 2-е место в Европе (после Италии) по въездному международному туризму. Туризм превратился в настоящий локомотив развития экономики. С 1990-х годов начала внедряться новая стратегия, нацеленная на улучшение качества испанского турпродукта. Для реализации Базового плана повышения конкурентоспособности (1992—1995) была создана Межведомственная комиссия по туризму. Кроме того, развитию испанского туристского сектора способствовало снятие визовых барьеров (Маастрихтский договор 1992 г.). Важной составляющей второго Базового плана по конкурентоспособности (1996—1999) стало тесное сотрудничество государственного и частного секторов, центра и региональных администраций, развитие высоких технологий как новой части туристского предложения 1.

Турция.Не меньший интерес представляет исторический опыт Турции по созданию эффективно действующий туристской инфраструктуры. Хотя первые попытки наладить туристскую деятельность в стране относятся к 1934 г., туризм получил поддержку со стороны государства только в начале 1960-х гг. В это время Турция, как и Испания, перешла

 

1 Comparasion de los planes FUTURES y PICTE // Ilustrados URL : www.ilustrados.com

175

 

к составлению перспективных планов развития туризма. Первый пятилетний план (1963—1967) содержал не только национальные приоритеты и цели в области туризма, но и инструментарий их достижения и инвестиционные программы. Если в первые годы основной проблемой были ограниченные финансовые источники, то в период Второго пятилетнего плана (1968—1972) увеличились инвестиции в областях с наиболее высоким туристским потенциалом и прежде всего в прибрежную полосу от Бакешира до конца Антальи. В середине 1980-х гг. турецкий туризм вступил в период экономических и финансовых реформ. Министерству туризма расширили полномочия в привлечении инвестиций, долгосрочной аренде земель рекреационного назначения и предоставления кредитов частным инвесторам. Через специальные правительственные фонды государство инвестировало создание основных компонентов инфраструктуры туризма, в том числе авиационного сообщения. К концу 1980-х гг. определилась тенденция к сочетанию на отдыхе в Турции оздоровительных и культурнопознавательных видов туризма.

Америка.Сегодня на американский континент приходится более 20% от числа всех путешественников и порядка 30% мировых поступлений от туризма. Например, в США туризм признан второй крупнейшей сферой приложения труда после медицинского обслуживания. Традиционно подавляющее большинство предприятий туристской индустрии (более 1 млн) относятся к сфере малого предпринимательства в туризме: семейные мотели, фирмы по аренде автомобилей, придорожные рестораны, сувенирные лавки и т.п. Международный туризм развивается в США во многом без участия государства. Национальная туристская администрация была ликвидирована в начале 1990-х гг. Надзором за развитием туристского сектора занимается Министерство торговли США.

В Америке подавляющая часть туристских потоков сосредоточена внутри региона. Особенно интенсивно обмен туристами осуществляется между тремя странами: США, Канадой и Мексикой. Что касается въездного туризма, то лидером в ХХ в. была Северная Америка. Туристы приезжают в США, чтобы побывать в долине гейзеров, посетить Карлсбадские пещеры с гигантскими сталагмитами, полюбоваться грандиозной панорамой Гранд-Каньона. Несмотря на то что доля США во въездных туристских потоках в этот период постепенно снижалась за счет увеличения удельного веса стран Карибского бассейна, Центральной и особенно Южной Америки (прежде всего Бразилии и Аргентины), США продолжают сохранять лидирующую позицию. На этом континенте находятся самый высокий на Земле водопад Анхель (Венесуэла) и величайшая в мире река Амазонка (Бразилия), свидетельства древней цивилизации инков и пр.

Азия.Международный туризм в Азиатско-Тихоокеанском регионе возник сравнительно недавно, в ряде стран — только в 1980-е гг. Регион пользуется популярностью у американцев и европейцев, включая россиян.

176

 

Основные туристские потоки (более половины прибытий) направляются в Восточную Азию, более популярную, нежели Юго-Восточная. Треть (а с учетом Гонконга и Тайваня — половина) всех прибытий в регион приходится на Китай, история туризма которого началась в 1920-х гг. с созданием Китайского туристского бюро. После создания в 1949 г. Китайской Народной Республики развитие туризма в стране получило государственную поддержку. Международный туризм во многом стимулировался сотрудничеством с СССР и восточноевропейскими странами. Впрочем, в 1965 г. число иностранных туристов, побывавших в Китае, составило всего 13 тыс. человек. «Культурная революция» 1966 г. привела к свертыванию туристских обменов, возобновленных только в 1971 г. и только с Румынией и Югославией. Настоящее возрождение китайского туризма началось в конце 1970-х гг., когда страна вышла на мировой туристский рынок: в 1988 г. количество туристских прибытий в КНР увеличилось по сравнению с 1979 г. в 37 раз. К середине 1990-х гг. Китай переориентировался на внутрирегиональный туризм, когда на страны ближнего окружения приходилось 60% въездного туристского потока. К этому времени страна вышла на 8-е место в мире по туристским прибытиям, а в1999 г. вошла в первую пятерку.

Кроме Китая популярными туристскими направлениями в Азиатско-Тихоокеанском регионе с конца ХХ в. стали Гонконг, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Республика Корея, Индонезия и Тайвань. Они привлекают туристов прежде всего экзотической природой, шопингом, пляжным отдыхом и индустрией развлечений.

Африка.Наиболее серьезные изменения в структуре международного туризма в ХХ ст. произошли на африканском континенте. Если в конце 1980-х гг. доля прибытий из других континентов и регионов, прежде всего из Европы, была выше, чем доля внутриконтинентальных поездок, то уже в начале 1990-х гг. в Африке внутрирегиональный обмен стал преобладать. Наиболее продвинуты на рынке международного туризма Египет, Тунис и Марокко (пляжный и познавательный туризм), Зимбабве и Кения (сафари) и Южно-Африканская Республика с ее системой дифференцированного туризма — от пляжного до образовательного. Правительства ряда африканских государств (Кении, Танзании, Уганды, ЮАР, Намибии и Ботсваны) создали систему национальных парков, привлекающих экологически чистым туризмом посетителей и туристов из разных стран. После показа мультфильма «Мадагаскар» этот остров также стал очень популярным. Но главными препятствиями для расширения международного туризма на континенте остаются: неразвитая инфраструктура, низкое качество туристского обслуживания, высокий уровень преступности и политическая нестабильность.

Приметой ХХ в. становится и развитие системы подготовки кадров для туристской сферы. Пионером профессионального туристского образования

177

 

стала Швейцария, где еще в 1893 г. в Лозанне открылась Школа гостиничного менеджмента. Хотя к началу ХХ в. количество таких школ возросло, но система профессионального образования в сфере туризма сформировалась только после Второй мировой войны. Начало этому процессу положило открытие Международной академии туризма в Монако в 1951 г., которая, выполнив свою миссию, прекратила существование. Начало 1990-х гг. характеризуется новой стадией развития туризма. Установка на стандартизацию туристских услуг постепенно заменяется стратегией индивидуализации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...