Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Туризма (тыс. поездок), в период 1988—1994 гг.




Годы 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994

Въезд 2 458,1 1 740,3 2 285,7 2 235,1 995,1 1 550,5 914,7

Выезд 1 040,7 1 649,6 2 150,2 3 466,3 1 172,6 1 576,4 2 554,1

Туристский

оборот

3 498,8 4 389,9 4 435,9 5 701,4 2 167,8 3 119,3 3 436,6

Доля выезда

в туристском

обороте в %

29,7 37,6 48,5 60,8 54,1 50,5 74,4

Сальдо +1 417,4 +90,7 +135,5 –1 231,2 –77,5 –25,9 –1 639,4

Источник: Туризм. Обзор материалов. Вып. 8. Статистика в туризме. М. : 1996. С. 67, 83.

 

 

Представленная таблица нуждается в пояснении, так как 1990-х гг. показателем туристской активности считался мало что говорящий и лишенный экономического смысла показатель «туристский оборот», определяемый как суммарное количество поездок иностранных граждан в нашу страну и граждан Российской Федерации за границу. Впоследствии этот показатель уже не употреблялся. Куда более значимым и базовым показателем является показатель «сальдо туристского баланса», который в международном туризме Российской Федерации поменял с 1991 г. свое положительное значение на противоположное — отрицательное — и, несмотря на все усилия государства, вплоть до настоящего времени его отрицательное значение продолжает увеличиваться, означая тем самым, что в сфере международного туризма наше государство теряет ежегодно десятки миллиардов долларов.

В начале1990-х гг. появляются фирмы, многие из которых до сих пор составляют костяк отечественного турбизнеса: «АРТ-ТУР», MITS, UTS Group, «Академсервис», «Астравел», «Ванд Интернэшнл», «Владинвесттур», «Интерс», «КМП групп», «Крист», «Натали Турс», «Нева», «Орфей», «ПАКТУР», «Роза ветров», «Солвекс-Трэвэл», «Спектрум-трэвэл», «ТариТур», BSI Group и целый ряд других туроператорских и турагентских компаний, освоившие различные направления выездного, въездного и внутреннего туризма.

Весной 1992 г. в Санкт-Петербурге прошла первая в России туристская выставка с международным участием «Туризм и отдых’92», участниками которой стали более 90 турфирм. Она положила начало ежегод-

212

 

 

ному Международному туристского фестивалю Intourfest, в котором уже в 1993 г. участвовало свыше 450 турфирм. В конце марта 1994 г. в московском выставочном комплексе «Экспоцентр» впервые прошла международная выставка по туризму MITT, которая в настоящее время считается одним из ведущих профессиональных мероприятий в туристской отрасли в мировом масштабе.

К концу периода 1991—1994 гг. вместо разрозненных и мало, что знающих друг о друге кооперативов, потом турфирм, сложилось вполне оформившееся профессиональное сообщество. Значительно расширилось и информационное пространство бизнеса — появляются туристские периодические издания, в том числе газета «Туринфо», ставшей информационным проводником для специалистов, работавших в турфирмах, гостиницах и т.д. В 1993 г. возникли два значимых общественных объединения туристских компаний — Российская ассоциация туристских агентств (РАТА) и Национальная туристская ассоциация (НТА). РАТА с 2002 г.

стала называться Российским союзом туриндустрии (РСТ). Основателями и учредителями РАТА стали руководители ведущих на тот период туристских компаний при активной поддержке Роскомтуризма. Президентом РАТА был избран директор «Туринфо» В. В. Ремизов. В 1996 году на этом посту его сменил С. П. Шпилько, в то время — заместитель председателя Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму. Основателями и учредителями НТА стали крупнейшие туроператоры и гостиничные объединения страны, а также транспортные и туристские компании. Президентом НТА в 1993 г. был избран И. А. Коновалов, руководитель ОАО «Интурист-Холдинг компания».

Позже НТА возглавил известный русский путешественник Ю. А. Сенкевич. Процесс образования общественных организаций в сфере туризма начался еще в годы перестройки, что, несомненно, способствовало укреплению туристской отрасли. Как предвестники демократических перемен стали появляться и другие общественные объединения в сфере туризма. Так, в 1990 г. была создана Ассоциация гидов-переводчиков и турменеджеров. Ее президентом был избран Й. Й. Шнайдген. Всероссийская Федерация туризма была преобразована в Туристско-спортивный союз России под председательством И. Е. Востокова.

В 1994 году в Санкт-Петербурге по инициативе ученых и практиков туризма была создана общественная организация — Академия туризма (с 1999 г. Национальная академия туризма), объединившая многих научных и практических работников сферы туризма. Президентом академии был избран профессор Санкт-Петербургского государственного университета В. Т. Рязанов. Стали появляться региональные общественные организации и объединения, крупнейшим их которых стала Ассоциация работников туристско-экскурсионных предприятий, отелей и ресторанов Санкт-Петербурга во главе с В. И. Никифоровым.

213

 

Общественные организации и объединения сразу стали играть заметную роль в процессах развития и совершенствования зарождающейся туристской отрасли Российской Федерации. Они внесли важный вклад в формирование единой системы взглядов и представлений о путях развития туризма в России на всех этапах становления системы государственного регулирования туристской сферы. Так, в 1995 г. появился подготовленный Национальной туристской ассоциацией первый и весьма актуальный «Ежегодный доклад о состоянии и проблемах развития туризма в России»1.

Доклад был направлен во все властные структуру и имел широкий общественный резонанс. В январе 1996 г. в структуре Государственной Думы Российской Федерации был образован комитет по туризму и спорту под председательством Соколова А. С., после чего в том же, 1996 г., были приняты Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации».

Туристские компании начали активно сотрудничать с авиационными, железнодорожными и другими транспортными компаниями. В ноябре 1991 г. была основана первая частная авиакомпания России — «Трансаэро».

Несмотря на значительные финансовые проблемы, пик которых пришелся на середину 1990-х гг., этот авиаперевозчик сумел удержаться на рынке и в настоящее время считается одним из лидеров отечественной гражданской авиации. В этот период было положено начало взаимной интеграции транспорта и туристского бизнеса. Первые признаки этого процесса проявились в том, что с 1991 г. российские турфирмы получили возможность самостоятельно продавать авиабилеты. Новые тенденции наметились и в гостиничном секторе. Российский гостиничный рынок начал привлекать иностранный бизнес, который стал вкладывать средства в создание отелей международного класса в России. Так, в том же 1991 г. на российский рынок пришли сразу три гостиничные зарубежные цепочки — Pullman (Iris),

Inter-Continental («Метрополь») и Radisson («Славянская»). Позднее свои гостиницы в России открыли цепи Kempinski и Novotel (1992), Renaissance и MarcoPolo (1993) и некоторые другие. В 1993 году в Москве на Тверской-Ямской улице открылась одна из первых гостиниц международного класса «Шератон Палас Отель». По инициативе компании IRO-Travel открылся первый в Москве хостел — TravelGuestHouse. В этом же году была образована российская хостел-ассоциация RYHA, которая успешно функционирует и в настоящее время.

Реформы государственного устройства и экономики постперестроечной России изменили приоритеты во многих сферах народного хозяйства, повлияли на уровень жизни населения, распределение производительных 1 Ежегодный доклад о состоянии и проблемах развития туризма в России.

Национальная туристская ассоциация. М.,1995.

214

 

сил и финансовых потоков, воздействовали на платежеспособный спрос на товары и услуги, в том числе услуги туризма. Введение института предпринимательства и Федерального Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» дали мощный толчок к генерации масштабных туристских потоков, которые внесли значимое перераспределение капиталов и приоритетов в этой сфере. Создание в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка вызвало оживление туристской отрасли: были созданы тысячи предприятий сферы туризма, сотни тысяч рабочих мест, значимые финансовые потоки.

Характерной особенностью туризма 1990-х гг. было то, что нарождающийся российский туристский бизнес был изначально ориентирован в основном на выезд. При этом значительная часть выездного потока приходилась в этот период на шоп-туры. У выездного туризма, который выполнял, безусловно, важную демократическую функцию, обеспечения доступа россиян к благам мировой цивилизации, быстро выявилась и «обратная сторона медали», связанная с экономической составляющей выездного туризма его соотношением с показателями въезда иностранных граждан в Россию с целями туризма. В частности, вызывало обеспокоенность и растущее отрицательное сальдо туристского баланса, когда вместе с туристами за рубеж уходили вывозимые ими финансовые средства на миллиарды долларов, что фактически означало финансирование развитие туристской инфраструктуры зарубежных туристских центров и курортов. Дефицит платежного баланса в туризме за 1994 г. Составил 5 млрд дол. США. Из мировой практики туризма известно, что первоочередной задачей национальной туристской администрации в любой стране всегда являлось и является достижение, как можно более положительного сальдо туристского баланса. Имеется в виду превышение въездного туристского потока над выездным, обеспечивающего, собственно, экономический смысл деятельности этой национальной администрации в интересах народа своего государства. Причиной сложившейся ситуации, как было отмечено в Ежегодном докладе Национальной туристской ассоциации, послужило нестабильное экономическое положение, и, соответственно, нескоординированная работа туроператоров, турагентств, транспортных перевозчиков и гостиниц. Состояние отечественной инфраструктуры туризма, центральным звеном которой являются средства размещения (гостиницы, мотели, пансионаты и др.) не отвечала потребностям туризма и работала неэффективно. Она характеризовалась в этот период высокой степенью морального и физического износа. В 1990-х годах спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в силу проблем переходного периода снизился, а количество мест в соответствующих учреждениях сократилось.

Существующая на начало 1996 г. сеть туристских учреждений (1,4 млн мест вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами

215

 

 

и базами отдыха) в значительной степени (до 80%) нуждалось в реконструкции или замене.

Не способствовал увеличению туристского притока и «ненавязчивый советский сервис», который очень медленно осваивал международные стандарты, резко ощущался недостаток в профессиональных кадрах.

Практически отсутствовала реклама туристских возможностей России в целом, а также регионов, которые могли принимать иностранных путешественников. Недостаточность государственного контроля в сфере выездного туризма приводило к тому, что иностранные турфирмы, обходя законы Российской Федерации, в ущерб отечественным турфирмам, стали организовывать выезд за рубеж «по прямым поставкам».

Нерегулируемая система договорных отношений между туристом и туроператором (турагентом), отсутствие защиты прав потребителей, стандартов и правил туристского облуживания приводило к многочисленным случаям мошенничества со стороны некоторых «сомнительных» российских турагентств, появлению на рынке туризма фирм-однодневок, недобросовестных или некомпетентных производителей туристского продукта. Все это отрицательно сказывалось на экономике туризма в целом, порождало необходимость принятия срочных мер по разработке системы государственного регулирования туристской сферы, направленной на решение проблем более активного привлечения иностранных туристов, обеспечение качественного обслуживания и безопасности туристов.

В официальном издании Роскомтуризма появилась информация о том, что в 1993 г. «…разработан проект основ законодательства Российской Федерации о туризме… разрабатывается Федеральная целевая программа формирования организационной экономической и правовой среды для развития отечественного и зарубежного туризма»1. Однако прежде чем эти документы были приняты, вышел Указ Президента Российской Федерации от 25.04.1993 г. № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма», который стал важным отправным перестроечным инструментом. В этом Указе впервые на высшем государственном уровне поддержка развития туризма в Российской Федерации была признана в качестве одной из приоритетных задач государства. Совет министров Российской Федерации принял постановление от 25 декабря 1993 г. № 1343 «О лицензировании международной туристской деятельности в Российской Федерации», регламентирующее обслуживание иностранных граждан на территории России и российских граждан за границей. Таким образом, отныне турфирма могла начинать туристскую деятельность только после получения лицензии. В 1994 году Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сер1 Российский туристский бюллетень: Туризм: информация, статистика, анализ. 1994. № 1. С. 3.

216

 

тификации было принято решение об обязательной сертификации туристско-экскурсионных и гостиничных услуг, что стало важным шагом на пути упорядочения системы туристских услуг и повышения качества туристского обслуживания 1. В этом же году были утверждены первые за всю историю российского туризма стандарты в области оказания туристских и гостиничных услуг. Это были четыре стандарта, регламентирующие: общие принципы стандартизации в туризме, проектирование туристского продукта 2, обеспечение безопасности туристов 3, классификацию гостиниц4. Стандарты рассматривались как важный инструмент повышения качества обслуживания туристов и экскурсантов, признак приближения и причастности России к ряду многих других экономически развитых государств мирового сообщества, уделяющих развитию туристской сферы особое внимание.

Роскомтуризм активно работал и на международной арене. В ноябре 1993 г. на 10-й сессии Всемирной туристской организации Россия была избрана в Исполнительный совет UNWTO, Всемирной туристской организацией ООН. Разрабатывались и подписывались соглашения о сотрудничестве в сфере туризма с иностранными государствами, поддерживались контакты и международными туристскими организациями и ассоциациями. Так, в 1993—1995 гг. были подписаны межправительственные о сотрудничестве в области туризма с Грецией, Албанией, Республикой Беларусь, Болгарией, Великобританией, Египтом, Индонезией, Ираном, Казахстаном, Китайской Народной Республикой, Молдовой, Польшей, Республикой Корея, Румынией, Турцией, Узбекистаном, Украиной, Францией и рядом других стран. В 1994 году был образован Совет по туризму Содружества Независимых Государств, основной задачей которого было провозглашено «…содействие развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии государственных органов, национальных и региональных туристских ассоциаций, обществ, фирм, предприятий и международных туристских организаций» 5.

 

1 Постановление Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) от 4 октября 1994 г. № 18 «Об утверждении Правил сертификации туристских услуг // Российский туристский бюллетень № 2. Туризм: информация, статистика, анализ (ТИСА). М., 1994. С. 14.

2 ГОСТ Р 50681—94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг.

3 ГОСТ Р 50644—94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования к обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.

4 ГОСТ Р 50681—94. ГОСТ Р 50645—94. Туристско-экскурсионное обслуживание.

Классификация гостиниц.

5 Решение о Совете по туризму государств-участников Соглашения о сотрудниче-

стве в сфере туризма // Российский туристский бюллетень № 2. Туризм: информация, статистика, анализ (ТИСА). М. : 1994. С. 9.

217

 

В 1994 году в Санкт-Петербурге для работников региональных туристских администраций был проведен семинар UNWTO по теме «Планирование устойчивого развития туризма на местном уровне», результаты которого послужили мощным импульсом для активизации работы по созданию программ развития туризма на местном уровне.

Велась деятельность загранпредставительств Роскомтуризма, доставшихся ему «по наследству» от Госкоминтуриста СССР. В 1993 году функционировали 23 загранпредставительства Роскомтуризма в Австрии, Бельгии, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Греции, Дании, Египте, Индии, Италии, Канаде, Мексике, Нидерландах, Польше. Словакии, Сирии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии, Югославии. Основной задачей загранпредставительств было продвижение российского туристского продукта на зарубежные рынки. Однако их деятельность в этот период была мало эффективной по причине мизерного финансирования, поэтому концу 1990-х гг. большинство из них были ликвидированы. Тогда же был создан и стенд российской национальной администрации по туризму на международных туристских ярмарках и выставках, расширена рекламно-информационная деятельность.

Как видим, уже с первых лет существования обновленной России туризм стал быстро развиваться как сфера предпринимательской деятельности, которая потребовала специального государственного регулирования, так как возникали проблемы создания качественного национального туристского продукта, защиты и безопасности российских туристов, которые стали активно путешествовать по всему миру. Таким образом, к середине 1990-х гг. были созданы необходимые основания и условия для формирования российской туристской отрасли как высокодоходного сектора экономики, способного обеспечить в обозримом будущем приток валютных поступлений, значительно смягчить социально-экономические проблемы в дотационных регионах (в том числе проблему занятости населения), оказать со временем положительное влияние на состояние экономики страны (в том числе и путем увеличения налогооблагаемой базы), выступить мощным фактором оздоровления нации.

При переходе в начале 1990-х гг. от формации, основанной на государственно-плановом распределении, к рыночной экономической системе вполне закономерно возникал вопрос, на какой общей концепции должна была основываться туристская политика Российской Федерации в новых исторических условиях? Что из прошлых подходов могло в нее войти?

А что уже было отброшено самой жизнью? С распадом СССР и образованием ряда суверенных государств на постсоветском пространстве, регулирование туризма перешло в рамки национального законодательства государств участников Содружества независимых государств — СНГ. Страны Балтии, не входящие в этот альянс, формировали законодательство по туризму самостоятельно, ориентируясь на предстоящее вхождение в ЕС и Шенгенское пространство.

218

 

Кардинальное изменение социально-экономических и геополитических условий, нарастание проблем и замедленность преобразований в туристской отрасли вызвали необходимость разработки и принятия на государственном уровне новой концепции. Отдельные, пусть и необходимые, меры по лицензированию и стандартизации не могли решить всех возникающих проблем. Необходим был комплексный подход, который позволил бы применить системные меры по преодолению возникших негативных ситуаций и проблем. И такие меры были приняты. Это произошло в конце 1995 г., когда Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 г. за № 1284 была одобрена первая в новой России «Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации».

Концепция определила направление дальнейшего развития туризма. Так, в этом основополагающем документе вновь было указано на необходимость активной государственной политики, на создание правовых, организационных и экономических основ формирования в России современной, конкурентоспособной индустрии туризма. Туризм был включен в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики.

С учетом Концепции была разработана и утверждена постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. за № 177 Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» (на 1996—2005 гг.).

В программе начала реализовываться система обеспечения в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии. При разработке Программы были учтены положения Манильской декларации по мировому туризму (1980), Гаагской декларации по туризму (1989), Осакской конференции министров по туризму (1994), решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро), Хартии туризма и Кодекса туриста (1985), принятых 6-й сессией Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации (UNWTO), другие решения и рекомендации UNWTO, соглашения по вопросам развития туризма, заключенные между Российской Федерацией и другими государствами. Таким образом, основные направления развития российского туризма были адаптированы к системе международного туристского процесса. Программа носила комплексный инновационный характер и была призвана стимулировать процесс становления в сфере туризма современных рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования. Важнейшими факторами развития отрасли, согласно программе, объявлялись природно-рекреационный и историко-культурный комплексы. Составители программы исходили из того, что наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет России завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке. Для успешного развития туризма, как подчеркивалось в программе, необходимы защита прав путешествующих, интересов производителей отечественного туристского продукта и всемерная поддержка внутреннего

219

 

и въездного туризма, формирование туристской инфраструктуры, подготовка кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристского продукта на мировом рынке. В программе декларировалось, что ее реализация позволит более эффективно использовать имеющийся туристский потенциал, оживить отечественный туристский рынок, укрепить материальную базу, сократить дефицит квалифицированных кадров и получить необходимую поддержку развития туризма со стороны государства.

Предусматривалось использование различных форм государственного стимулирования для привлечения в сферу туризма частных инвестиций, включая иностранные. Проблему подготовки туристских кадров намечалось решить за счет структурной перестройки существующей системы образования и широкого использования возможностей учреждений дополнительного образования. Была отмечена необходимость создания системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения отечественного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Программа, рассчитанная на 10-летний период, носила многоплановый комплексный характер. Однако в ней не были четко выражены приоритеты по этапам и годам. Все это делало ее громоздкой и трудновыполнимой, что усугублялось проблемами бюджетного финансирования программных мероприятий (точнее — отсутствием такового в большинстве случаев). Это и предопределило в итоге ее досрочное прекращение, что означало невыполнение большинства ключевых позиций развития отечественного туризма.

На фоне быстро набирающего обороты выездного туризма продолжался кризис внутреннего туризма, инфраструктура которого создавалась под принципиально иной механизм финансирования и использования.

Отсутствовало лицензирование туристской деятельности в сфере внутреннего туризма. Привлечение, прием и обслуживание иностранных граждан также тормозилось недостаточностью усилий по поддержанию благоприятного образа России как страны туризма на мировом рынке. Отсутствовала достоверная и официальная статистика, отражающая реальную долю туризма в структуре ВВП страны, в налоговых поступлениях в госбюджет, в занятости населения.

Вместе с тем следует признать, что первая Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» положила начало реальному государственному регулированию туристской деятельности, определила основные направления развития туристской отрасли в стране. Вслед за принятием федеральной программы активизировалась работа по созданию региональных программ развития туризма субъектах Российской Федерации.

При реализации первого этапа Федеральной программы был принят ряд важных нормативно-правовых актов. Среди них основополагающую роль играет Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132 ФЗ «Об осно220

вах туристской деятельности в Российской Федерации». Следует отметить, что Закон, также как и первая федеральная программа, был адаптирован к системе международного туристского процесса и важнейшим международно-правовым актам в сфере туризма, которые стали исходной базой для разработки концептуальных и законодательных основ туристской деятельности в Российской Федерации. Особо следует выделить документы и акты о сотрудничестве государств — участников СНГ в сфере туризма. Одним из первых среди них было Межправительственное соглашение «О сотрудничестве в области туризма» (1993). 29 октября 1994 г.

Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ был принят рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма»1. 29 мая 1997 г. Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ была принята Межгосударственная целевая программа «Развитие туристских связей между государствами участниками СНГ (концепция)» 2. Одной из основных задач этой программы, рассчитанной на период до 2003 г., было формирование современной нормативно-правовой базы и основ системы межгосударственного (в рамках СНГ) регулирования туристской деятельности. Предполагалось, в частности, подготовить и принять модельные для стран СНГ правовые акты, регулирующие вопросы страхования туристов, стандартизацию и сертификацию туристских маршрутов и услуг, принятие Правил оказания туристско-экскурсионных услуг в странах СНГ.

Благодаря принятому в 1996 г. Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм законодательно стал объектом государственного регулирования в целях обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий. На этом же основании туристская индустрия стала рассматриваться как отрасль, обеспечивающая потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Историческое значение Федерального Закона заключалось прежде всего в том, что он впервые в российской практике определял пути государственного регулирования туристской деятельностью. Впервые на законода

 

1 Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма. Рекомендательный законодательный акт. Принят Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ 29 октября 1994 г. // Информационный вестник Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. Бюллетень № 6. СПб. : Вести, 1995. С. 148—159.

2 Межгосударственная целевая программа «Развитие туристских связей между государствами участниками СНГ (концепция)». Принята Межпарламентской ассамблеей СНГ 29 мая 1997 г. // Квартальнов В. А. Иностранный туризм. М., 2001. С. 249—269.

221

 

тельном уровне туризм был объявлен индустрией, включающей гостиницы, средства транспорта, объекты общественного питания, объекты и средства развлечения, объекты познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организации, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организации, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. В последующие годы этот перечень объектов туриндустрии был существенно расширен. В него вошли операторы туристско-информационных систем, объекты санаторно-курортного лечения и отдыха, а также организации, предоставляющие услуги инструкторов-проводников.

Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму отныне получил право вмешиваться и требовать, чтобы с ним согласовывали изменения таможенных правил, паспортного режима — всего, что затрагивало интересы турбизнеса, в том числе требовать прямых бюджетных ассигнований на разработку целевых федеральных программ. Закон определял принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулировал отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определял порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности Законом были определены поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Впервые в России на законодательном уровне были прописаны права и обязанности туриста при подготовке и во время совершения путешествия.

Глава IV Закона посвящена особенностям туристской деятельности в условиях рыночных отношений; выполнению обязательств по заключенным договорам. Глава V — объединениям туроператоров и турагентов, объединениям туристов, условиям их деятельности. Отдельные главы и статьи Закона раскрывали особенности туристской деятельности в отношении использования туристских ресурсов, условий и гарантий обеспечения безопасности туристов, стандартизации и лицензирования, основ международного сотрудничества в сфере туризма, ответственности за нарушение законодательства.

Ситуация в стране для развития турбизнеса складывалась в этот период исключительно благоприятная: росла прослойка состоятельных людей, которые могли и хотели красиво отдыхать, а предпринимательская свобода турфирм пока ничем особенно не ограничивается кроме их собственных финансовых возможностей и амбиций. Опираясь на аналитический обзор ситуации в туристском бизнесе того периода, представленный в отечественной прессе, можно видеть, что среди самых известных и влиятель-

222

 

ных российских турфирм середины 1990-х гг., наряду с таким ветераном, как ВАО «Интурист», получают известность и растущую популярность образованная в 1989 г. туристская компания «Роза Ветров» и новорожденный «Светал». В это время особенно громко звучат имена туристских фирм MITS, «Ланта тур», «Мосинтур», «Инна Тур», «Москва Тур», «Айрин», «Академсервис» и др.

Расширялась география выездов россиян за рубеж. Так, если в начале 1990-х гг. представления об отдыхе за границей у российских туристов в основном были связаны со средиземноморским побережьем Франции и Канарскими островами, то уже через пять — шесть лет российские турфирмы начинают активно осваивать Турцию, уже не только как страну, куда можно ездить за покупками, но и в качестве курорта. Пионером в развитии этого направления выступила еще в 1993 г. фирма «Светал». В первый год «Светал» отправил 2300 человек, на следующий — уже почти 6 тыс.

Масштабы отдыха наших соотечественников в Турции в те времена легко представить по таким цифрам: в 1995 г. «Светал» увеличил свои квоты с 9 отелей до 15. Вместе с тем в этот период гораздо больше туристов ехало на Канарские острова. Основной поток делили между собой туристские компании MITS и Ultramar Express, российская фирма, 99% акций которой принадлежало международному туристскому концерну TUI.

Еще одно массовое направление этого периода — Кипр. В 1994 году компания «Академсервис» стало генеральным агентом «Аэрофлота» на этом направлении и фактически его монополизировало. Кипр в значительной степени стал основой будущего успеха этой компании. Постепенно в крупных туристских компаниях приходит понимание системного подход к построению бизнеса, что означало серьезный прорыв на рынке к качественно более высокой организации предпринимательства в сфере туризма. Больше внимания руководители туристских компаний стали уделять маркетингу, планомерно проводить рекламные кампании. В результате начинают интенсивно осваиваться новые направления и регионы.

Наиболее дальновидные компании все больше обращали свое внимание на внутренний туризм. Началось строительство новых гостиниц во многих регионах России. В 1997 году Правительством России впервые были утверждены Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации 1.

Середина 1990-х гг. была временем не только ярких начинаний, но и первых заметных провалов на туристском рынке. Зимой 1995 г. не могли вернуться из Таиланда туристы компании «Делекс», одновременно исчезает ее директор Алексей Шулепов. Зимой 1996—1997 гг. исчез

 

1 Постановление Правительства РФ от 15 августа 1996 г. «Об утверждении пра-

вил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 28 авг.

223

 

с деньгами клиентов директор компании «Турэкспресс». С этого момента в течение нескольких лет аферы с таиландскими чартерами повторялис несколько раз.

В середине 1990-х гг. заметно сокращаются объемы обслуживания, связанные с шоп-туризмом, вызванные, одной стороны, появившимися ограничениями ввоза челноками товаров в нашу страну и, с другой стороны, произошедшими изменениями мотиваций поездок наших сограждан в сторону познавательных, образовательных и оздоровительных туристскорекреационных интересов.

Появились новые лидеры и новые направления, что особенно ярко видно на примере одной из наиболее динамично развивающихся в середине 1990-х гг. фирм — «Натали Турс». Уже в 1996 г. больше половины всех российских туристов на отдых в главные испанские курорты было отправлено именно через «Натали Турс». Туристский бизнес делает первые шаги по использованию информационных технологий. Летом 1996 г.

«Натали Турс» первой из российских турфирм создает собственный сайт в Интернете. Тогда же объявляется о начале бронирования онлайн. Таким образом, выездной туризм стал в этот период ведущим направлением в развитии отечественного турбизнеса и остается таковым до настоящего времени. Что касается въездного туризма, то приток иностранных туристов хотя и наблюдался, но его прирост оставался незначительным.

Максимальное количество иностранных граждан, посетивших СССР, было зарегистрировано в 1989 г. — 7,8 млн человек, что составило 1,8% в структуре мирового туризма. Доля Российской Федерации составила тогда 1,4% — 7,5 млн человек. В 1992—1994 годах доля России упала до 0,6%. Наряду с Интуристом, для которого этот вид деятельности во все времена был традиционным, на рынке въездного туризма в то время активно работали десятки компаний в Москве, Санкт-Петербурге и в других регионах. Так, компания KMP Group в 1995 г. приняла 20 тыс. человек. Фирма предлагала весь спектр туристских услуг: массовый туризм, инсентив, прием бизнесменов и политических деятелей. География приема охватывала Францию, Испанию, Италию, Канаду, США, ЮАР и другие страны. В 1996 году среди иностранных туристов успехом пользовались маршруты: «Москва — Сибирь», «Москва историческая», «Россия — Украина», «Вечная Россия», «Москва — Пекин». Однако дальнейшее расширение спектра приема иностранных туристов сдерживалось невысоким качеством обслуживания во всех секторах туристской индустрии — гостиницах, предприятиях питания и транспорта, высокими ценами на обслуживание, отсутствием во многих случаях комфортной информационной и сервисной среды, а также явно недостаточным продвижением российского туристского продукта на зарубежных рынках. Проблема обеспечения качества обслуживания гостей из-за границы приобретала все большую остроту, и ее решение во многом зависело от государственной поддержки. Отрасли требовались хорошие

224

 

дороги и подъезды к туристским объектам, создание национальной системы информирования российских и иностранных туристов, улучшение подготовки кадров для работы в сфере туризма и многое другое, на что отдельная туристская компания или гостиница не могут повлиять.

Средства из государственного бюджета на эти цели впервые стали предусматриваться с принятием в 1996 г. Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации». Постепенно активизировалась работа на традиционных международных туристских выставках в Лондоне, Берлине, Милане, Токио и Мадриде. При этом особое значение придавалось активизации работы субъектов Федерации.

Многие субъекты уже начинали проявлять реальный интерес к туризму. Среди них: Ярославская область, Камчатка, Карелия, Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Коми. Неплохие предпосылки для приема туристов были созданы в Чувашии. В этот же период в ряде регионов и исторических городов были разработаны программы развития, например для городов Александров (Владимирская обл.), Кунгур (Пермская обл.), Сергиев Посад (Московская обл.), Ялуторовск (Тюменская обл.), Корякского автономного округа и Курильских островов, Национального парка «Водлозерский» (Карелия), Тульской области, Большого Сочи и некоторых других территорий.

В этот период, например, научным коллективом Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева были подготовлены рекомендации и предложения по туристскому развитию для таких всемирно известных музеев-заповедников, как «Ясная Поляна», «Пушкинские горы», «Горки Ленинские», «Александровская Слобода» и других — все они, имея колоссальный туристский потенциал, использовали его в весьма скромных объемах, упуская реальные возможности для улучшения своего экономического положения.

Развитию туризма в 1990-х гг. способствовало и создание ряда учебных заведений, готовящих специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма, гостеприимства, рекреации, курортного дела. Быстро нараставшее количество учебных заведений подобного профиля отражало огромный интерес молодежи к приобретению соответствующих специальностей. В СССР подготовка профессиональных кадров и становление системы туристского образования начали заметно развиваться лишь в годы перестройки. До этого времени кадры для туризма с высшим образованием готовились только в Высшей школе профсоюзного движения им.

Н. М. Шверника (ВШПД)1. В советский период ежегодно в ВШПД по специальности «организация туристско-экскурсионной работы» выпускалось всего 20—25 человек. Давние традиции в подготовке туристских кадров имеет Российская международная академия туризма (РМАТ), которая 1 В настоящее время это Академия труда и социальных отношений.

225

 

была создана в 1991 г. как преемник существовавшего в советский период профсоюзного Института повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (ИПК РТЭО). В том же, 1991 г., на базе Северо-западного филиала ИПК РТЭО был создан Балтийский институт туризма, преобразованный впоследствии в Балтийскую академию туризма и предпринимательства. В годы перестройки появилась Высшая школа туризма и гостиничного дела (до этого в течение многих лет — Институт повышения квалификации работников Госкоминтуриста). Сегодня это успешно действующий на рынкЕ образовательных услуг Московский государственный институт туризма и гостеприимства им. Ю. А. Сенкевича, функционирующий под патронажем Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Правительства Москвы. В 1989 году был образован Сочинский государственный университет туризма и курортного дела — первое в СССР специализированное государственное образовательное высшее учебное заведение в сфере туризма. С середины 1990-х гг. начинает подготовку туристских кадров Московский государственный университет сервиса, получивший впоследствии статус Российского государственного университета туризма и сервиса. Система туристского образования достаточно динамична. Здесь активно проходит процесс стандартизации, расширяются связи образовательных и туристских государственных структур.

По данным Всемирной туристской организации, по доходам от туризма Россия в 1997 г. заняла 9-е место в Европе и 17-е в мире, опередив Грецию, Турцию, Бельгию, Нидерланды. К началу 1998 г. в России насчитывалось более 12 тыс. туристских организаций. Число работников, прямо или косвенно занятых в системе услуг гостеприимства, составляло 8 млн человек.

Однако эта благоприятная для российского туризма тенденция была нарушена августовским кризисом 1998 г., который затронул все сектора туристской индустрии: транспортные предприятия, организации общественного питания, турфирмы, гостиницы, музеи, а также экскурсоводов и гидов-переводчиков. Наиболее динамично кризисные процессы происходили в этот период в среде организаторов туристских поездок — туроператорских туристских компаниях. Из-за резкого обесценения рубля по отношению к доллару нарушилась работа банковской системы. Из-за сбоев в системах платежей и взаиморасчетов понесли убытки и обанкротились десятки туристских компаний, работавших на отправку туристов за рубеж. Гораздо легче было пережить кризис тем, кто работал с российскими здравницами и пансионатами, в которых соответственно большую часть оплаты производил в рублях. Но все фирмы одинаково пострадали от того, что кризис ударил по главному — по потребителю. Паралич банковской системы и обесценивание рубля в течение одной — двух недель оказали разрушительное воздействие на мелкий и средний бизнес, т.е. именно ту социальную группу, которая составляла основную часть любителей путешествий. В итоге спад на выездных направлениях составил порядка 40%. По сравнению

226

 

 

с зимой 1997 / 98 г. более чем на 40% снизился в 1999 г. поток туристов в Таиланд, на 32% — в Египет, на 44% — в Чехию и почти на 40% в Испанию и на Канарские острова.

Появились факты безответственного отношения турфирм к своим обязательством перед туристами. Так, известная в то время крупная туроператорская компания «Экзотрэвэл» оставила Турции на произвол судьбы более тысячи российских туристов, «забыв» перевести суммы, оплаченные туристами за свой отдых на зарубежном курорте. Решать проблемы этих туристов пришлось с участием МИД России. Подобные случаи произошли и в ряде других туристских компаний.

Резкое падение спроса на туристские услуги привел к сокращению объемов обслуживания, а нередко и к закрытию не только мелких и средних, но и крупных туроператорских компаний. Так, летом 2000 г. Закрылась корпорация «Академсервис». Созданная в 1990 г., она работала практически на всех туристских направлениях и делила с Интуристом первое место по приему иностранных туристов в России.

Кризис 1998 г., в частности, характеризовался не только невозможностью для большинства туроператоров исполнять свои обязательства по платежам партнерам-поставщикам услуг, но и лавинообразным падением курса рубля по отношению к конвертируемым валютам. Это делало практически невозможным исполнение обязательств в последующем, после восстановления дееспособности банковской системы, поскольку к моменту такого восстановления авуары туроператоров, замороженные на банковских счетах, падали в реальной стоимости в 4—5 раз. Таким образом, внешние условия деятельности туроператоров в этот момент новейшей российской истории оказались исключительно неблагоприятными. То, что сравнительно небольшое количество туристов-россиян пострадало в этот период, объясняется, как ни странно, недостаточной развитостью и мощью операторов туристского рынка. Большинство из них имело сравнительно небольшие объемы отправки клиентов, турпоток был чрезвычайно диверсифицирован между малыми, средними и «полубольшими» туроператорами, что и приводило к решению наиболее сложных проблем «всем миром», т.е. к распределению финансовых и организационных рисков. Пожалуй, наиболее крупными банкротствами в период кризиса 1998—2000 гг. стало падение лидеров туристского рынка того времени корпорации «Академсервис» и компании «Инна-тур». Однако обе компании в сильно измененном виде остались на плаву и сохранили свои бренды.

Августовский кризис 1998 г. кардинально изменил картину туристского рынка. Если в середине 1990-х гг. главной чертой рынка можно было считать его хаотичность, неструктурированность, то к 2000 г. практически на каждом направлении уже сформировались ярко выраженные лидеры. Показателен в этом смысле Кипр, который в это время был все еще очень популярен у наших туристов. По 20% этого рынка держали «Натали Турс» и «Библио-Глобус». Компании MIBS, TroykaCyprus и «Зевс Трэвел»

227

 

 

имели 24% на троих. 19% делили «Франс-турс+», «Супер Нова», ICS и LibraHolidays. Академсервиса, открывателя и многолетнего признанного лидера этого направления, среди них уже не было. По Испании к этому времени уже несколько лет лидировала «Натали Турc» примерно, с 35%. Около 20% падало на долю «Невы», «ВКО Тревела» и «Времени», порядка 10% — у «Франс-турc+», «Сольтура» и «Иналекса». Появилась ясность и в приоритете среди российских туристов самих направлений. Отныне главным направлением устойчивого туристского потока из России стала Турция. Изменились лидеры туристского рынка на данном направлении. В послекризисный период набирал силу крупнейший оператор отечественного рынка «Тез тур», его доля в 2001 г. составила почти 20% турецкого рынка. Примерно столько поделили между собой «Пегас» и «Мострэвел», а 15% — «Бентур», «Кориал», «Детур» и «ПАК Групп». На долю тех, кто когда-то «открывал» Турцию — Cresta, «Трек Трэвела», «Спектрума», «Тройки», приходилось уже не более 15%.

В трудных послекризисных условиях, когда с особой четкостью проявились все «прорехи» и слабости государственных механизмов регулирования туристского рынка, возникла проблема не защищенности не только туристов от недобросовестных турфирм, но и защиты отечественных туристских компаний перед недобросовестными партнерами, с новой остротой встали вопросы необходимости усиления роли государства в деле регулирования возникающих проблем и принятия соответствующих мер как на уровне законодательства, так и в области управленческих решений.

Характерной особенностью после кризисного периода явилось то, что туроператорские компании как организаторы туризма начали активно переключаться на обслуживание граждан внутри России. Их деятельность на внутреннем туристском рынке заметно активизировалась. Уже в сезон 1999 г. резко возрос спрос на туристские услуги традиционных туристских дестинаций Российской Федерации, такие как Черноморское побережье Кавказа, Поволжье, Центральный район (Подмосковье, Селигер, Смоленское Поозерье и т.д.), Русский Север (Карелия) и многие другие территории не только в Европейской, но и в Азиатской части территории России. Крупные туристские компании, которые добились успехов на рынке выездного туризма, стали активно открывать департаменты по въездному и внутреннему туризму.

Однако российских туристов, познавших заграничный сервис и отправившихся по внутренним маршрутам, ждало зачастую глубокое разочарование: ни транспорт, ни гостиницы, ни предприятия питания и другие компоненты туристской системы оказались не готовы к удовлетворению возросших потребностей отечественных путешественников. С учетом новых тенденций принципиально изменилась система лицензирования туристской деятельности. В соответствии с принятым в конце 2001 г.

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельно

228

 

сти», лицензирование туристской деятельности стало распространяться на организаторов не только международного, но и внутреннего туризма.

Все это послужило основанием для совершенствования взаимоотношений между представителями турфирм, перевозчиками, гостиничного бизнеса, предприятиями питания, музеями и другими участниками туристской индустрии. Сложности возникали, например, при единовременной организации массовых заездов детей в летние лагеря, когда железнодорожный транспорт не мог обеспечить таких единовременных объемных перевозок.

Не только система перевозок, но и сами российские курорты оказались не готовыми удовлетворить спрос на отдых внутри страны. Поэтому первое послекризисное лето 1999 г. было очень тяжелым для турбизнеса — массовые перепродажи в самых популярных отелях Сочи, недобросовестность в обязательствах по бронированию, немотивированные отказы. На места, куда должны были прибывать по договору клиенты турфирм, заселяли людей с улицы, просто потому что они могли заплатить за место больше и наличными. В отличие от европейского рынка на российском рынке далеко не везде была отработана система бронирования. Сервис сильно отставал от того, что успели увидеть туристы за докризисные годы в других странах. Не отставала только цена, которая оказалась сопоставимой с отдыхом на иностранных курортах. Серьезное беспокойство у региональных властей в этот период начинает вызывать слабое освещение в СМИ различных вопросов регионального туризма, что, по их мнению, явилось одним из серьезнейших препятствий для развития въездного туризма. Такое мнение подтверждалось и соответствующими международными нормами. Например, в принятым в этот период Глобальном этическом кодексе туризма (1999) было обращено особое внимание на роль и значение деятельности СМИ в вопросах продвижении туризма. В соответствии с Кодексом, пресса, особенно специализированная, а также другие средства массовой информации, включая современные средства электронной коммуникации, должны обеспечивать правдивую и сбалансированную информацию о событиях и ситуациях, которые могут повлиять на посещаемость туристами данных территорий. Они также должны обеспечивать потребителей туристских услуг точными и надежными сведениями о состоянии туристских ресурсов. Однако предложения по разработке многопрофильного туристского портала России в глобальной сети «Интернет», или по созданию на одном из федеральных каналов телепередачи, разъясняющей политику государства в сфере туризма, а также пропагандирующей российские природные и культурные объекты наследия, реальную поддержку получили только после 2008 г.

И теме не менее изменившаяся в результате кризиса конъюнктура туристского рынка и ощутимое повышение спроса на внутренний и въездной туризм послужили реальным импульсом для начала систематической

229

 

работы туристских компаний с российскими курортами, а государство стало предпринимать первые реальные шаги по выделению инвестиций на развитие и укрепление туристской инфраструктуры в отдельных регионах страны.

Соответственно, у организаций и предприятий, обладающих материальной базой, многолетним опытом работы по обслуживанию туристов, появилась реальная возможность значительно увеличить объемы обслуживания, привлекая отечественных и иностранных туристов в свои регионы, каждый из которых обладает уникальным туристским предложением, вполне конкурентоспособным на туристском рынке.

У российских туроператоров в регионах, работающих на прием иностранных и отечественных граждан, туристских предприятий — гостиниц, санаториев, пансионатов, домов отдыха, профилакториев и других средств размещения актуализировались предпосылки и основания для возрождения внутреннего и дальнейшего развития въездного туризма. Однако эти возможности все же использовались в весьма ограниченных размерах.

Сложилась ситуация, при которой, с одной стороны, образовался дефицит туристских путевок на отдых в целый ряд туристских центров и, с другой стороны, очень многие учреждения во многих регионах оставались незагруженными. В итоге значительная часть населения оставалась без эффективного туристского отдыха, а туристские компании упускали реальную выгоду, недополучая весьма существенные средства по причине отсутствия туристов. И если при этом география внутреннего туризма стала все же значительно разнообразнее, то география въездного туризма в своих главных чертах изменилась в этот период незначительно — по-прежнему преобладающая масса потока иностранных туристов следовала в Москву и Санкт-Петербург, частично ответвляясь на «Золотое кольцо», круизы по Волге и фрагментарно насыщая отдельные приграничные территории.

Такое положение было вызвано, безусловно, и экономической нестабильностью в нашем государстве, однако существовало немало субъективных причин, по которым туризм так и не стал в этот период значимой отраслью экономики страны, хотя движение в этом направлении, несомненно, начало ощущаться. Так, из-за отсутствия финансирования перестали выполняться положения и мероприятия Федеральной программы развития туризма, утвержденной в 1996 г. Не обновлялись и не совершенствовались стандарты в сфере туризма, что привело к дискредитации самой идеи сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, которая к тому же с 2002 г. в связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» стала носить добровольный характер. Слабая методическая обеспеченность перспективного туристского планирования не позволяли правильно осваивать богатейший туристский потенциал нашей страны, эффективно продвигать российский туристский продукт на отечественный и международный туристские рынки. Сказывался и недостаток вни-

230

мания в этот период к научному обеспечению туристской отрасли в целом, которое было необходимо всем секторам туристской индустрии. Не был подкреплен соответствующими научными и методическими разработками процесс формирования квалифицированного кадрового корпуса работников туристской сферы.

Еще одна причина сложившегося неустойчивого положения и развития отечественной туристской сферы — неупорядоченность информации на туристском рынке, в результате чего необходимая информация в среде организаторов туризма не доходила как до потенциальных партнеров, так и до самих туристов. При этом современные информационные технологии использовались явно в недостаточной степени. Осуществлялись первые попытки применения принципов сетевого маркетинга в сфере туризма, действовало «сарафанное радио», а многие компании продолжали обходиться наработанными связями с партнерами и клиентами, не давая при этом никакой рекламы. Создававшиеся и действующие в то время локальные туристско-информационные сети различных корпораций замыкались в итоге на своих коммерческих интересах и не в полной мере использовали имеющиеся резервы. В итоге решение проблемы с дефицитом, рассеянностью и неупорядоченностью информации было найдено с началом создания в конце 1990-х гг. в регионах России специализированных туристско-информационных центров (ТИЦ), сеть которых начала активно развиваться в первые годы нового тысячелетия.

Как видим, для успешного продвижения российского турпродукта на отечественном и международном туристских рынках уже в начале первого десятилетия нового века явно ощущалась необходимость разработки новой концепции, в основе которой не только должен быть заложенкачественный туристский продукт в рамках деятельности современного туристского комплекса с подготовленными кадрами и всей правильно рассчитанной туристской инфраструктурой, но и широкое применение современных информационных технологий для его эффективного продвижения на туристские рынки.

Выводы по главе

 

В целом ХХ век в истории туризма имеет свои особенности и достижения. В их числе: становление массового, народного и социального туризма; бурное развитие традиционных для туризма видов транспорта; формирование системы профессионального образования; складывание системы молодежного, детского и экологического туризма; переход от конвейерного к дифференцированному туризму и пр. Во многих странах еще с середины прошлого столетия государственное регулирование туристской деятельности стало важной частью государственной политики и предметом пристального внимания парламентов и правительств. Исторический опыт

231

 

зарубежных стран (Испания, Турция, Франции и др.) показывает, что в странах — лидерах по развитию туризма успех был достигнут благодаря активной поддержке государства, включая и последовательное составление официальных планов развития туризма. Тем, кто работал в сфере туриндустрии, предоставлялись разнообразные кредиты, подкрепленные существенными льготами. Государство, кроме того, осуществляло успешное маневрирование распределением материальных ресурсов между регионами, инвестировало создание основных компонентов туристской инфраструктуры: дорог, водоснабжения, энергоснабжения, связи, канализации инженерных коммуникаций. Вся система законодательства была направлена на всестороннюю поддержку и стимулирование развития туристской сферы. С целью повышения качества турпродукта разрабатывались стандарты предоставления услуг для туристских предприятий. Развитию туризма как массового явления способствовало также создание специализированных институтов туристских исследований, образование туристских центров и туристских зон национального (приоритетного) значения. Как ответ на эти усилия государства в успешно развивающуюся отрасль шел и большой поток частных инвестиций. Туризм превращался в настоящий локомотив развития экономики. Возникали новые, связанные с туризмом сектора экономики и целые процветающие регионы.

В СССР в силу политических особенностей туризм не рассматривался как экономически значимая отрасль, и приоритеты государственной поддержки были отданы социальным и идеологическим аспектам. Заложенные в дореволюционное время традиции общественной туристско-экскурсионной работы получают развитие и в 1920—1930-е гг. Туризм в СССР хотя и представлял собой сложный межотраслевой хозяйственный комплекс, не был включен в систему государственного планирования, отсутствовало специальное туристское законодательство. Зато неоднократно принимались специальные партийно-правительственные постановления по развитию туризма в СССР. Нормотворчество носило ведомственный характер.

Преобладал массовый внутренний туризм, в значительной степени с дотациями от профсоюзов и фондов социального страхования, что играло важную роль в оздоровлении и культурном развитии населения, но не способствовало формированию качественной туристской инфраструктуры международного уровня. Частичная интеграция специальных туристских учреждений нашей страны в мировое туристское сообщество началась еще при советской власти. Внутренний туризм в начале 1990-х гг. существенно сократился как по объемам, так и по географии по многим причинам, в том числе и в связи с прекращением государственной поддержки инфраструктуры и самодеятельного туризма.

Вступление мира с середины ХХ в. в новую глобализационную фазу своего развития отразилось и на развитие туризма. Изменилось прежде всего технологическое продвижение турпродукта. Принципиальные измене-

232

 

ния произошли в инфраструктурном обеспечении туристских услуг. Рост и диверсификация потребительского пакета человечества привели к усилению внутренней дифференциации в самом туризме, появлению новых отраслей. Мир глобализируется и, как следствие, создаются международные, имеющие регулирующую функцию институциональные структуры.

Другой стороной этого процесса явилось появление специализирующихся на деятельности в туристской сфере транснациональных корпораций.

Однако глобализация не привела к выравниванию диспаритетов развитости туризма по странам и регионам мира.

В Российской Федерации с конца 1991 г. в связи с распадом СССР и становлением России как суверенного государства наступил принципиально новый период развития туризма. Уже с первых лет существования обновленной России туризм стал быстро развиваться как сфера предпринимательской деятельности. Благодаря снятию ограничений на выезд за рубеж быстрыми темпами развивался выездной туризм. Новые импульсы своего развития в связи с либерализацией рынка получила туристская инфраструктура и транспорт: на российский рынок пришли иностранные гостиничные цепи, появление частных авиакомпаний способствовало развитию конкурентной среды на рынке отечественного туризма. Это потребовало нового и специального государственного регулирования в целях создания качественного национального туристского продукта, защиты и безопасности российских туристов, которые стали активно путешествовать по всему миру. За период с 1992 по 2012 гг. в российском туризме и системе его государственного регулирования произошли принципиальные изменения как в туристской политике, так и в самой туристской отрасли. Уже в начале 1990-х гг. была создана структура государственного регулирования туристской сферы, представленная своими подразделениями в органах законодательной и исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

В середине 1990-х гг. был сформирован нормативно-правовой фундамент государственного регулирования сферы туризма, оказавший в дальнейшем большое влияние на упорядочение и становление российского рынка туризма: введено лицензирование международной туристской деятельности (1993), утверждены первые за всю историю российского туризма стандарты в области оказания туристских и гостиничных услуг (1994), одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации (1995), принят Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности» (1996), утверждена первая Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» (1996), приняты на правительственно уровне Правила предоставления гостиничных услуг. Экономический кризис 1998 г., когда в России произошел дефолт, выступил своеобразным импульсом развития внутреннего туризма. Миллионы людей в нашей стране сменили зарубежные поездки на путешествия вну-

233

 

три страны. Более интенсивно стала развиваться материально-техническая

база внутреннего туризма.

Развивающаяся сфера туристского бизнеса накапливала свой опыт исходя из практики ведения бизнеса, осваивала новые технологии и принципы саморегулирования при взаимодействии предприятий и учреждений туристской индустрии. Поэтому важным положительным итогом периода 1990-х гг. — начала XXI в. можно с уверенностью считать высокий институциональный эффект, так как за этот период сложилось туристское сообщество с присущей ему системой туристского профессионального образования, профессиональной туристской прессой, регулярными конгрессно-выставочными мероприятиями, общественными объединениями и организациями. К началу нового тысячелетия во многих субъектах Российской Федерации начала формироваться своя (региональная) нормативно-правовая основа в виде региональных законов и административный решений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...