Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственная политика Российской Федерации в области туризма в связи с распадом СССР и демонополизацией экономики (1990-е гг. ХХ в.)




С конца 1991 г. в связи с распадом СССР и становлением России как суверенного государства в нашей стране наступил принципиально новый период развития туризма. Политический и экономический кризис заставил

206

 

государство посмотреть на туризм прежде всего с точки зрения его экономического значения для государственного бюджета. Произошло постепенное осознание на государственном и общественном уровне, что российский туризм — сфера неиспользованных возможностей. Туризм стал в меньшей степени рассматриваться с социальной точки зрения, в первую очередь как средство отдыха и укрепления здоровья, и все больше привлекал внимание государственных как источник поступлений в бюджет и обеспечения занятости населения. В новой России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 1992 г. впервые был создан государственный орган регулирования туристской сферой — Министерство культуры и туризма. С созданием министерства стало возможным говорить о новой государственной политике в сфере туризма. Руководство министерства в лице В. И. Азара — заместителя министра культуры, ведущего вопросы туризма — сообщало в эти дни, что теперь в России не будет искусственного разделения туризма на иностранный и внутренний, при котором иностранцы размещались в прекрасных отелях, а наши соотечественники жили в гостиницах со значительно более скромным обслуживанием. Поэтому провозглашалось, что новая туристская политика помимо экономических приоритетов будет направлена «…на возвращение человеческого достоинства бывшим советским людям»1. Обращалось внимание на необходимость создания сети малых семейных гостиниц, как важного компонента будущей инфраструктуры российского туризма, а также развитие туристских фирм на коммерческой основе.

 

Азар Вильям Ильич (1931—2008) — известный ученый в области туризма, заместитель министра культуры и туризма (1992—1993), внес большой вклад в становление и развитие современного туристского комплекса Российской Федерации. В начале 60-х гг. XX в. Работал консультантом гостиничного бизнеса, туризма и транспорта в еженедельнике ЦК КПСС «Экономическая газета». Будучи руководителем сектора «Ценообразование услуг» в НИИ Государственного комитета цен при Совете Министров СССР, в 1970-е гг. впервые разработал прейскуранты К-О5 и К-О5И для присвоения категорийности гостиницам и отнесения предприятий общественного питания, а также лечебных учреждений к различным разрядам. Им подготовлены нормативные документы по ценообразованию в сфере культуры и туризма. В 1972 году опубликовал книгу «Экономика и организация туризма», которая впоследствии стала классикой, учебным и настольным пособием для специалистов всех уровней сферы международного и внутреннего туризма России. В 1975 году стал лауреатом премии

 

1 Азар В. И. О новой политике в области туризма // Конъюнктура туристского рын-

ка. М., 1992. № 2 (5). С. 4.

Азар Вильям Ильич

207

 

Всесоюзного географического общества за подготовку в соавторстве с профессором А. С. Преображенским фундаментального труда «Рекреационная география».

Вел большую общественную, научную, преподавательскую деятельность, являлся членом редакционной коллегии нескольких специализированных изданий. Активно участвовал в создании туристских общественных объединений — избирался вице-президентом Национальной туристской ассоциации и Национальной академии туризма. Выступил инициатором создания в 2005 г. Международной туристской академии, был избран ее первым вице-президентом.

В 1993 году был образован Комитет Российской Федерации по туризму (Роскомтуризм), во главе с С. П. Шпилько. Название и ведомственная принадлежность государственного органа регулирования туристской отрасли в России впоследствии будут несколько раз меняться, однако его создание само по себе имело принципиальное значение как фактор признания государством важности туризма в экономике и социальной политики государства. В тот период перед Роскомтуризмом Правительство России

поставило следующие задачи:

- выработка стратегии развития туризма в России и реализация государственной политики в сфере туризма;

- организация разработки и реализация федеральных целевых и межгосударственных программ в сфере туризма;

- обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристского персонала предприятий, действующих в сфере туризма и ряд других вопросов и др.

С этого периода началось формирование системы органов государственного регулирования туризма в республиках, краях, областях, автономных образованиях, а также городах Москве и Санкт-Петербурге.

Ведущие туристские организации Советского Союза — ЦСТЭ, Интурист и Спутник распались на множество мелких и средних компаний. В Москве, Санкт-Петербурге и многих регионах на базе фрагментов этих организаций возникли самостоятельные туристские компании с различными формами собственности, их ассоциации и акционерные общества.

Центральный совет по туризму и экскурсиям был преобразован в открытое акционерное общество «Центральный совет по туризму и отдыху». В настоящее время это крупнейший холдинг в сфере отечественного туризма, возглавляемый В. Г. Пугиевым, располагающий гостиничными и санаторно-курортными предприятиями в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ставропольском крае. Российская Ассоциация социального туризма на добровольной основе объединила бывшие профсоюзные туристско-экскурсионные предприятия во многих регионах Российской Федерации.

Сходная судьба постигла и структуры, отвечавшие за иностранный туризм, хотя еще в конце 1980-х гг. ситуация для них была исключительно благоприятной: огромное внимание к стране, миллионы туристов,

208

 

колоссальные денежные обороты. 1988—1990 годы стали, например, для Спутника золотым временем. У него в то время было 218 подразделений, 19 туристских центров, 5 гостиниц. В 1990 году на заработанные деньги была приобретена новая техника, строились новые гостиницы в разных частях страны. Однако распад СССР и ликвидация ВЛКСМ привел к одномоментному, более чем в 30 раз снижению объемов туризма, и под угрозой оказалось само существование Спутника. В этих условиях рискованным, но единственно возможным шагом было акционирование компании. Как показало время, это действительно помогло компании выжить как целостной системе, хотя лидирующие позиции на туристском рынке она потеряла.

Не менее стремительно происходил процесс преобразования Интуриста. Государственная собственность Интуриста с учетом новых политико-правовых условий, разделилась на федеральную и региональную, после чего перешла к другим собственникам. На месте исчезнувшего монопольного гиганта на рынке появились бывшие составные части Интуриста, ставшие самостоятельными коммерческими организациями.

Прежде всего, это: «Интурист-Холдинг компания», ВАО «Интурист», «Интурреклама», «Интурсервис», «Интуртранс», «Мосинтур», а так-же совместные предприятия, включающие гостиницы «Савой», «Славянская», «Олимпийская», «Холдинг» и др. В последующие годы сохранился ВАО «Интурист», который продолжает развиваться как крупнейший российский туроператор со своими гостиничными предприятиями, собственным транспортным и другим сервисом индустрии гостеприимства. Президентом ВАО «Интурист» в эти годы являлся А. И. Ярочкин.

Ярочкин Анатолий Иванович (1954—2011) — выдающийся организатор и профессионал туристской деятельности в СССР и Российской Федерации.

С 1978 года работал на различных должностях в компании «Интурист» — гидом-переводчиком (испанский язык), инспектором, ведущим экономистом, начальником отдела Америки, Азии, Африки, вице-президентом.

С 1994 года — президент ВАО «Интурист»; в дальнейшем (с конца 1990-х гг.) занимал пост заместителя директора департамента туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. С 2008 года являлся руководителем Федерального агентства по туризму, членом экспертного совета при конкурсной комиссии

Минэкономразвития по отбору заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

С 2007 года занимал также пост президента Ассоциации туроператоров России (АТОР). Отмечен правительственными наградами.

Ярочкин

Анатолий Иванович

209

 

 

На рубеже 1980—1990-х гг. туризм приносил хороший доход. Прибыль туристских компаний достигала 100%. В советские годы поездка за рубеж была для многих мечтой всей жизни, поэтому впервые для бывших советских людей на практике начали реализовываться их право на свободное передвижение и путешествия не только по своей стране, но и за границу.

Это было одним из важнейших достижений новой России. В первую очередь это касалось людей любознательных и образованных, которые хотели увидеть мир своими глазами. Именно они и составили первую волну советских, а затем и российских туристов. С введением рыночных отношений в экономике России в начале 1990-х гг. и демонополизацией выездного и внутреннего туризма начали появляться сотни новых туристских компаний: фирм, агентств, объединений, создаваемых предприимчивыми людьми, высвобождаемыми в условиях экономического кризиса из других сфер деятельности. Поэтому в туристском бизнесе этого периода было много наивной романтики и авантюризма, порожденных зачастую отсутствием профессионального знания предмета.

Многие туристские фирмы в то время создавались сотрудниками государственных, профсоюзных и комсомольских туристских организаций, которые начали активно пользоваться своими возможностями и наработками в коммерческих целях. Стал расти спрос на профессиональное туристское образование. Появились вузы, осуществляющие подготовку специалистов по туризму и гостиничному делу. В 1989 году был образован Сочинский государственный университет туризма и курортного дела — первое в СССР специализированное государственное образовательное высшее учебное заведение в сфере туризм. В 1991 году Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций ЦСТЭ ВЦСПС был преобразован в Российскую международную академию туризма. Начался процесс формирования системы высших и средних учебных заведений, готовящих специалистов для сферы туризма.

После ликвидации монополии в сфере туризма на рынке уже в 1993 г. образовалось около 7 тыс. туристских фирм, представляющих в большинстве своем слабо контролируемый коммерческий сектор с низким качеством услуг, а также с беспечностью относящийся к безопасности туристов.

В связи с распадом СССР значительно сократилась география внутреннего и въездного туризма: от нашей страны отошли крупные дестинации (Украина, Белоруссия, Средняя Азия, Прибалтика, Закавказье и др.), которые были очень популярны среди отечественных и иностранных туристов.

В то же время вследствие как общих процессов демократизации, так, в частности, и в связи со снятием ограничений со стороны государства на выезд граждан России быстрыми темпами растет выездной туризм (табл. 1).

Появились новые виды туризма для российских граждан, которые получили народное название «шоп-туры» — поездки представителей мелкого бизнеса за дешевыми товарами в Индию, Китай, Турцию, Грецию,

210

 

Польшу и другие государства. «Челночный бизнес» позволил в этот период многим туристским компаниям заработать тот капитал, который дал им возможность развиваться дальше и даже переходить в другие сектора экономики, в первую очередь в сферу оптовой торговли.

Популярными в середине 1990-х гг. стали выезды российских граждан за границу на учебу, лечение, проведение каникул, отдых, спортивные соревнования и т.д. Быстро росло количество туристских компаний, занимающихся операторской и агентской деятельностью. Отдельные фирмы начали специализироваться на конкретных направлениях и странах.

К середине 1990-х гг. стремительно расширилась «география» туристских поездок россиян: ими были охвачены более ста государств на всех континентах нашей планеты. Миллионы людей отправлялись из России в свои первые отпуска за границу. Российские туристы сразу стали желанными гостями за рубежом, так как многое было для них внове и они щедро расплачивались за оказываемые услуги.

В этот период австрийская газета «Виртшафтс Вохэ» писала: «Русские вытесняют нефтяных шейхов. Теперь арабы едут из России… В отеле „Мариотт“ каждый 20-й пятизвездочный номер занят русскими, то же можно было бы сказать и в отношении „Вена-Хилтон“ и „Вена-Плаза“. В июле процент туристов из России вырос на 31% по сравнению с прошлым годом. 1993 год дал в общей сложности 207 000 ночевок русских посетителей в Австрии. Для сравнения, в 1991 г. их было 149 000…

Русские идут как волна… Для люкс-туристов из России лучшее времяпрепровождение — шопинг. В самых дорогих, шикарных и престижных магазинах. Каждый русский оставляет в стране в среднем за покупку по 4670 шиллингов, опережая по этим показателям представителей любой другой нации, как заявила австрийская фирма „Такси фри ГМБХ“. На втором месте — немцы с 4549 шиллингами. Среди зарубежных туристских предпринимателей того периода даже пошли разговоры о том, что русские туристы являются не просто желанными гостями, они якобы приезжают с мешками долларов и распоряжаются этими деньгами, как нефтяные шейхи. Как свидетельствовал на страницах газеты „Туринфо“ генеральный директор известной уже в то время фирмы „Ультрамар Экспресс“ ШтефанШтайн, „куда бы я ни попадал, владельцы гостиниц говорили мне: пожалуйста, пришлите мне русских клиентов“»1.

Положительную динамику начал было наращивать и въездной туризм, стимулируемый интересом иностранных граждан к большим переменам в нашей стране. Однако политический кризис осенью 1993 г. отрицательно повлиял на мотивации иностранцев к туристским посещениям России, что привело к резкому снижению зарубежного потока туристов и быстрому росту отрицательного сальдо туристского баланса, т.е. превышению количества выездов российских граждан за рубеж по сравнению с числом прибытий в нашу страну иностранных граждан. Из таблицы 1 видно, что 1 Штайн Ш. Представляют ли опасность для российского туристского рынка иностранные фирмы? // Туринфо. 1996. 1 февр. С. 13.

211

 

 

число прибывших в страну иностранных туристов снизилось от 1550,5 тыс. поездок в 1993 г. до 914,7 тыс. поездок в 1994 г.

Таблица 1










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...