Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Европа и Америка — лидеры прогресса в области гостеприимства




 

Уровень развития человечества позволил появиться новым видам туристской деятельности, которые свидетельствовали о высоте человеческих устремлений. Оформился и стал развиваться экологический туризм.

Природно-климатические и историко-культурные комплексы во многих районах Земли требовали дополнительной поддержки людей, ибо стали страдать от интенсивной промышленной деятельности. Возникла необходимость создания природоохранных мер, дополнительной популяризации отдельных памятников природы и культуры, разъяснительной политики организаций в целях выработки культуры посещения особо излюбленных

157

мест туристами. Одновременно с расширением объемов и географии туризма идет процесс формирования международных туристских организаций.

В 1898 году в Люксембурге с целью координации политики в туристском деле была создана Международная лига туристских обществ, членом которой в 1899 г. стало Российское общество туристов. Распространение деятельности общества «Друзья природы» и аналогичных туристских организаций за пределы Австро-Венгрии стимулировало создание в Вене в 1908 г. Международного центра туризма.

Национальные географические общества: Австрии, Австралии, Бельгии, Великобритании, Голландии, Дании, Испании, Италии, Норвегии, Португалии, России, Северо-Американских штатов, Франции, Швеции первыми высказались о проблемах охраны природы, исчезновении ее первозданного облика под воздействием человека. В ноябре 1913 г. в Берне (Швейцария) состоялась международная конференция по охране природы.

Ж. Массар, делегат от Бельгии, например, указывал, что передовая интеллигенция: писатели, художники забили тревогу по поводу гибели первозданных пейзажей. Общественное мнение тревожилось наносимой утратой и разрушением красивых ландшафтов. В целях недопущения подобных процессов происходила популяризация известных районов в целях их сохранения и цивилизованного посещения. «Два раза в месяц бюллетени Туринг-клуба дают своим 50 тыс. читателей описания и изображения самых живописных уголков страны; иллюстрированные открытки, получившие широкое распространение за последние 15 лет, сделали популярными отечественные пейзажи, — указывал Ж. Массар. — Абонементные маршрутные билеты на 15 и на 5 дней очень облегчили путешествие по железной дороге.

Наконец, превосходные местные путеводители (Ж. Арден и Э. Рахер) освоили туристов с естественными красотами провинций… Поэтому, когда газеты объявляют, что скалы Гранд-Малад будут взорваны для приготовления извести,что романтический обрыв Ксероу будет скоро „украшен“ отелем… каждый бельгиец чувствует себя лично задетым…» (39).

Для создания заповедных зон флоры и фауны, цивилизованного пользования ими в Северо-Американских штатах был созданы: Йосемитский, Иеллоустонский Национальные парки, предполагалось создание Аппалачского парка. Первая экскурсия по Йосемитской долине в Северо-Американских штатах состоялась в 1901 г. Группу из 96 туристов вел У. Колби, секретарь Сьерра-клуба. Основанный в 1892 г., этот клуб помогал всем желающим полюбоваться ее красотами. Группы отправлялись покорять горы, рыбачить и вести исследования из базового лагеря в пойме реки Туолумне. Усилиями членов клуба Йосемитский парк стал популярным местом проведения летних отпусков и занятий зимними видами спорта, широко рекламировался туристскими компаниями. Занятие спортом в естественных условиях и изучение природы способствовало воспитанию личности. В 1909 году был создан Швейцарский природоохранительный

158

 

союз, который к 1912 г. насчитывал уже 25 тыс. членов и получал от государства до 35 тыс. франков для организации своих акций. На эти деньги проводился надзор за национальным парком в Нижнем Энгадине, осуществлялись меры по устройству в нем дорог и хижин для путешественников.

Начала создаваться система национальных заповедников, совершенствовались природоохранные меры. Для защиты от проявлений вандализма в странах Северной Европы действовали национальные общества охраны ландшафтов и памятников, лиги друзей деревьев.

Британия одной из первых ввела образцовые законы об охоте, охраняющие животных и территории в ее африканских колониях. В 1912 году Германия издала закон об упорядочения охоты ля своих четырех африканских колоний. Италия, Бельгия, Португалия в 1910—1912 гг. также разработали законодательства, имеющие целью не только охрану исчезающих видов животных, но и посещения заповедных территорий. Создавались заповедники и заповедные зоны для экологического туризма. Примером служили североамериканские национальные парки, которые не являлись полными заповедниками, «а представляли собой нечто вроде публичных садов и площадок для игр в больших городах, или вообще мест для прогулок. Благодаря прекрасным дорогам, как железным, так и экипажным и обилию хороших отелей сюда был открыт удобный доступ для широкой публики. Поэтому правительство извлекает из них большой доход», — говорил П. Сазарен на конференции 1913 г., отмечая опыт охраны мировой природы (40).

Это свидетельствовало о том, что рациональное использование благоустроенных рекреационных зон, сохранение их в первозданном виде становилось важным источником доходов, зависело также от интенсивности культурной туристской деятельности. Цивилизованный туризм уже в начале ХХ в развивал и поддерживал не только личность, но основу человеческого бытия — природу.

Быстро расширились представления о комплексе сервисных услуг. Организация передвижения людей по планете, система их размещения в местах пребывания в целях дальнейшего воссоздания и развития данного вида деятельности претерпевают качественные изменения.

Дворцово-парковые комплексы с конца XIX в. постепенно замещаются отелями. В 1898 году идентичные гостиницы появились в Париже, в 1899 г. — в Лондоне, в 1907 г. — в Каннах. Это явилось настоящим переворотом в гостиничном хозяйстве: уровень обслуживания клиентов значительно вырос. В 1898 году в Лондоне открылся отель Саввой — один Цезарь Риц

159

 

из самых знаменитых и фешенебельных в мире. Его управляющим был Цезарь (Сезар) Риц, который совершил настоящую революцию в организации ресторанов при гостиницах. Был он, что называется, хотельером.

Его обаяние, изобретательность, творческие способности — позволили создать в 1898 г. уникальный коллектив в области кулинарии и сервиса.

Трата средств на оформление приемов, вечеров, тематические мероприятия — производили неотразимое впечатление на посетителей. Как заявлял сам господин Риц, в своем отеле он устроил «все тонкости и такие изящества, которые принц мог бы пожелать иметь в своей собственной резиденции». К тонкостям и изяществам относились: теплая, интимная атмосфера, три зимних сада, французская мебель в стиле XVIII в. и многое другое. Это «многое другое» и произвело революцию в хотельерной истории. Парижский «Риц» стал первым отелем с электрическим освещением по всему зданию, первым отелем, где в каждом номере были своя ванна и телефон. Одними из первых постоянных клиентов месье Рица стали принц Уэльский (будущий король Эдуард VII) и Марсель Пруст (41). В престижном ресторане стали появляться, обедать, ужинать и женщины. Посещение заведений «Ритц» стало атрибутом светской жизни для представителей обоих полов. Гастрономические достоинства «Риц» отвечали девизу: «Роскошь, сдержанность и совершенство». Торговая марка «Ритц» стала одной из самых известных в мире. Система отелей «Риц», сложившаяся в 90-е гг. XIX — 10-е гг. XX в. охватывала города Рим, Париж, Лондон, Канны. Их уровень сервиса свидетельствовал о перевороте не только в гостиничном хозяйстве, но и международном туризме в целом.

Возникала гостиничная деятельность, которая впитала в себя деятельность выдающихся знатоков своего дела: Эллсуорта Статлера, Конрада Хилтона, Эрнеста Хендерсона, Хауорда Джонсона, Дж. Уилларда Марриота и других личностей.

В Европе продолжали процветать и развиваться основы кулинарного дела. В 50-е годы XIX в. Антонин Карем опубликовал серию работ, посвященных кулинарии. Национальные кухни стали предметом изучения и популяризации в странах Европы и Америки. Появлялись специализированные национальные рестораны и трактиры, ориентированные на посетителей из национальных диаспор. В богатых ресторанах установилось правило вручать список всего, что могла предложить кухня. Появилась

традиция работы с меню.

Урбанизация городов мира и развитие социальной структуры населения явились источником, породившим предприятия питания, ориентирующиеся на людей с различным уровнем доходов. В середине века в НьюЙорке возникла развитая структура общественного питания. Вверху этой иерархии стояли знаменитые аристократические рестораны Дельмонико, ставшие синонимом изысканной пищи и безупречного обслуживания.

160

 

В них доминировала французская кухня, процедура принятия пищи была поднята до уровня искусства. Меню на двух языках, английском и французском, печаталось здесь в обязательном порядке.

Каждый первоклассный отель имел своего французского повара. Это стало цивилизационной нормой. Изменилась организации оплаты за гостиничные услуги. Традиция оплаты за номер совместно с питанием ушла в прошлое. Теперь богатые посетители могли платить только за номер, что позволяло им заказывать блюда в ресторане отеля, или питаться в любом другом, понравившемся месте.

В Североамериканских Соединенных штатах Америки, как и в других развитых странах мира, точки общественного питания стали ориентироваться и на местных жителей. Появилась традиция посещения ресторанов ради удовольствия.

Сформировались среднее и низшее звенья предприятий общественно-го питания. Самыми доступными для низов были так называемые «обжираловки», обустроенные без излишеств и условностей.

Сеть предприятий питания возникла на железнодорожном транспорте, транспортных вокзалах. В 70—90 годы XIX в. на ведущих железнодорожных ветках США появились рестораны, кафе, гостиницы.

Промышленная революция, освободившая детей от необходимости непосильного труда, вовлекая их в структуры образования, поставила вопрос об организации детского питания в школа. Первые детские столовые появились во Франции в середине века, а в 60-е гг. это новшество дошло до Англии и Североамериканских штатов Америки.

В это же время начала развиваться система общественного питания в больницах, военных госпиталях, куда могли попасть и незадачливые туристы.

Уровень сервиса, созданный в международных отелях и на международных лайнерах, бороздивших Атлантику, другие моря и океаны, поражал воображение. Любой пассажир, посетивший, например, «Лузитанию» мог заметить, что это — комфортабельное и совершенное судно. Это подтверждало наличие детской комнаты, диетической кухни для младенцев, лазарета с доктором и нянечками. В наличии были другие замечательные нововведения: лифты, помещения для собак и других домашних животных, путешествующих морем со своими хозяевами, телефонов и электрических сигнальных лампочек, а также помещений для горничных и слуг. Арочные дверные проемы, канделябры, инкрустации из красного дерева, дамасские диваны, глубокие и удобные «бабушкины» кресла, висячие зимние сады и пальмы в кадках — все это создавало элегантную и близкую домашней атмосферу. Международные отели и лайнеры, фактически были курортными зонами. Здесь набор услуг зависел от уровня воспитания и воображения клиентов.

161

Выводы по главе

 

Ускорению процесса формирования качественного нового состояния путешествий как явления в жизни общества способствовало возникновение и быстрое распространение альпинизма и путешествий горах в передовых странах Европы и Северной Америке. Возникла потребность объединения людей в альпийские и горные клубы, проведения систематизации накапливаемых данных и их осмыслению в форме исследовательской и издательской деятельности клубов. Копился материал не только по истории восхождений, но и по истории других видов туризма и путешествий: паломничества, лечебного, образовательного и т.д.

Во второй половине XIX в. развитие социально-экономических предпосылок привело к возникновению современных форм туристской деятельности. Это происходило в условиях промышленной революции и транспортного прогресса, служившими мощными импульсами ускорения туристского процесса, превратившего туризм в самостоятельный вид деятельности людей. Быстрый рост городского населения стал фактором развития потребностей в путешествиях; прогресс на транспорте сделал возможным быстрое перемещение больших и малых групп на большие расстояния. Образовалась ниша организатора путешествий, которая и была быстро занята Томасом Куком и его последователями в Британии и других странах мира. В дальнейшем на основе аккумулирования опыта в нескольких регионах Европы и Северной Америки и с их распространением на территории Земли столь бурные изменения эти процессы в корне изменили жизнь людей. Путешествия становились модным занятием, утвердились в сознании и образе жизни. Период знаменателен процессом утверждения прав и свобод личности, сформировавшимся на гребне волны буржуазных преобразований в передовых странах Европы и Северной Америки, популяризацией районов мира и туристских маршрутов в художественной и специальной литературе, периодике, деятельностью частных контор для организации поездок групп и отдельных личностей за рубеж.

Складывались слагаемые структура туристского дела. К таковым уже относились: реклама, посредничество в обеспечении транспортом, проживанием, питанием пассажиров, услугами по развлечению путешественников и туристов. Это то, что добавилось к известной всем научной, издательской, кадровой, регионоведческой работе. В европейских странах и в США быстрыми темпами происходило формирование туристской промышленности и ее структуры. На первых этапах ее создания возникала профессиональная гостиничная деятельность, сформировалась многоуровневая система общественного питания. Оформился и стал развиваться экологический туризм, и вместе с ним тенденция дополнительной популяризации отдельных памятников природы и культуры, разъяснительной политики организаций в целях выработки культуры посещения особо излюбленных мест туристами. Возникал прообраз «туристского продукта».

162

 

Туризм стал важной составляющей социально-экономической и социокультурной среды в развитых странах. Таким образом, хотя путешествия еще не стали образом жизни людей, но прикосновения к ним будоражили основы личности, побуждая зарождение интереса к путешествиям и новым знания о них. Расширяющийся спектр поездок людей по миру, особенно в «обжитых» районах, каковым была Европа, сопровождался мерами по обустройству рекреационных зон, повышением комфортности пребывания путешественников и посетителей. Туристский вид деятельности все более завоевывал мир. Туризм постепенно становится полноправным делом, наряду с земледелием, животноводством, промышленностью, наукой, искусством. В свою очередь развитие транспортной и сервисной инфраструктуры меняло географию и характер туризма.

На смену элитарному туризму пришел массовый, что формировало новую — рекреационную — концепцию туризма. Наряду с отдыхом на престижных курортах, популярными становятся дачный отдых и экскурсии на природу.

О становлении российского туризма в качестве общественного феномена можно говорить с конца XIX в. Именно тогда возникают массовые туристские объединения, начинается процесс их интеграции в международное туристское сообщество, появляется туристско-экскурсионная периодическая печать. Таким образом, общепринятые традиции отечественного туризма восходят к XIX в., когда на базе Русского туринг-клуба в 1895 г. возникло Российское общество туристов, которое ставило своей целью организацию путешествий внутри страны и за рубежом. В этот же период начала складываться система курортных центров, шесть из которых — Кавказские, Старорусские, Липецкие, Сергиевские (под Самарой), Кеммернские (Латвия) и Буские (Польша) — находились в государственном управлении.

Таким образом, во второй половине XIX в. пришло осознание того, туризм — это самостоятельный вид человеческой деятельности, а его появление опирается на опыт, достойный внимания исследователей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...