Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В) система Є.М.Ільїна: викладання літератури як предмета, що формує людину




Є.М.Ільїн – вчитель, С.-Петерб.

Особливостями методу викладання Ільїна є увага до деталей. Цей дедуктивний метод вивчення літератури є надзвичайно евристичним для учнів, активізує їхній власний пошук та розуміння.

Література – це не наука, а мистецтво. Істинне вивчення літератури неможливе без одночасного виховання почуття прекрасного, почуття насолоди від художнього твору.

Цілі:

– моральне та емоційне виховання особистості, у процесі якого відбувається необхідне навчання;

– викладання літератури як мистецтва.

На думку Є.М.Ільїна, вчителю потрібно давати учням в першу чергу ті знання, які будуть необхідні їм у житті, які допоможуть їм зрозуміти життя та зрости як особистості.

Головне завдання уроку літератури, на думку Є.М.Ільїна, полягає у допомозі підлітку повірити у свої сили, розбудити в ньому кращі якості.

Є.М.Ільїн використовував такі методи та прийоми: проблемні питання, коментарі до ілюстрацій, рольові ігри, складання плану-сюжету, дискусії та ін.

Урок – моральна проблема – літературний твір.

Особенностью его уроков литературы является строгое следование закону "Трёх О":Зачарувати книгою;

- Окрилити героєм;

- Зачарувати письменником;

— Очаровать книгой;

— Окрылить героем;

— Обворожить писателем;

Ильин идёт к ребятам не только с темой урока, а со жгучей проблемой, поскольку каждое художественное произведение, входящее в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Т. о. на его уроках создаются такие ситуации, когда ученик должен постоянно думать и чувствовать! И делать выводы. Всем известно, что лучший способ понять — это додуматься самому!

Евгений Николаевич считает, что идеи, заложенные в художественном произведении, должны быть добыты усилиями собственного ума. Поэтому он стремится к тому, чтобы держать класс в состоянии спора. На уроках ученики анализируют факты, а он, противопоставляя их, создаёт проблемную ситуацию. Тогда и возникают споры, в ходе которых ученики не только усваивают знания, но и учатся отстаивать свою точку зрения. Собственная мысль, рождённая в процессе чтения, радует, окрыляет детей.

Книга должна звать в жизнь, общение с книгой – общение с жизнью. Современных старшеклассников больше интересует жизненный опыт героев, а не то, как они “сделаны”. Вот почему стремлюсь на уроке к гибкой сочетаемости учебного знания и жизненного опыта, моего и моих учеников:

• Почему Лару и Данко писатель наделяет эпитетом “гордый”? Всегда ли гордость – положительная характеристика личности человека? (М.Горький “Старуха Изергиль”).

• “Не всегда правдой душу вылечишь”, - утверждает горьковский Лука. Что, по-вашему, лучше: истина или сострадание? (М.Горький “На дне”).

Методичні прийоми:

«Обворожить писателем» (по Е.Н. Ильину) - значит представить его как неординарную личность, рассказать о характере, мотивах, побуждающих к созданию произведения. Учащиеся должны сами задуматься, что побудило писателя создать такие произведения как «Мертвые души», «Горе от ума» и др., а уже потом прочитать об этом в учебнике. Необходимо донести до учащегося, что в произведении «живет» личность автора. Варианты заданий: подготовить «интересную» биографию (учащийся получает индивидуальное задание: найти интересные случаи из жизни писателя и рассказать об этом классу); написать сочинение-миниатюру в стиле автора произведения; угадать автора, прочитав фрагмент художественного произведения, и доказать свою точку зрения.

Прием «Тема-интрига» (по Е.Н. Ильину). Тема записывается не в начале урока, а в середине или в конце. Формулируют тему учащиеся в соответствии со своим жизненным опытом. Тема урока должна содержать проблему личностного характера. Например: «Два затмения» («Слово о полку Игореве», 9 класс); «Герой не моего романа» («Горе от ума», 9 класс); «В каком имении я предпочел бы жить: Троекуровых или Дубровских?» («Дубровский», 6 класс).

Часто в ходе анализа текста произведения акцентирую внимание на “говорящих деталях” (это “жемчужина текста”, по Е.Ильину), выстраиваю с помощью ребят логические цепочки, выбираю опорные слова. Через эти приемы мы неуклонно идем к постижению авторской идеи.

Конструктивная деталь (слово, реплика) рождается в результате текстовых раскопок. Раскручиваясь, она часто дает уроку сюжет, концепцию, неожиданно и ярко поворачивает урок к ребятам, их самих – к книге.

Анализируем сцену свидания Катерины с Борисом (А.Н. Островский “Гроза”), вчитываемся в каждое слово авторской ремарки, размышляем, словно над задачей: “Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю. Молчание”.

“Сходит по тропинке…” - это падение в пропасть, нравственное падение.

“Тихо сходит…” - это свидетельство борьбы в душе героини между чувством долга, искренним желанием любить мужа и чувством огромной любви к Борису, заглушить которое Катерина не в силах. Она тихо, спокойно идет навстречу к любимому, а значит, своей гибели.

“Потупив глаза в землю…” - женщина понимает преступность свидания, ей стыдно.

Белый платок Катерины – символ красоты, любви и нравственной чистоты, несмотря на измену мужу.

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Чтобы этический резонанс урока был высоким, стремлюсь к тому, чтобы ядром урока был вопрос – проблема, злободневная, жгучая, личностно значимая для старшеклассника, тревожащая его юность. Разрешить проблему, содержащуюся в вопросе, можно только путем глубокого анализа произведения

Стремлюсь к реализации на учебных занятиях интертекстуального подхода (поиск и установление связей анализируемого произведения с другими текстами).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...