Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные теоретические положения




Цель обучения письму и письменной речи – развитие способности фиксации устной и письменной речи, а также умения письменно выражать свои мысли в целях общения.

Письмо представляет собой сложную продуктивную аналитико-синтетическую деятельность, в которой функционируют все анализаторы: зрительный слуховой, речедвигательный, моторный.

В программах по иностранному языку для общеобразовательных школ целевые установки в области обучения письму связаны с формированием у учащихся следующих умений:

- делать выписки из текстов;

- составлять и записывать план прочитанного ил прослушанного текста;

- написать поздравление, выразить пожелание;

- письменно заполнить формуляр (указать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес и др.);

- написать личное письмо (рассказать о себе, расспросить адресата о его жизни, делах, сообщить о себе, выразить благодарность и т.д., используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка).

В зависимости от этапа обучения регулируется тематика, объем письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов, увеличивается степень самостоятельности учащихся и использования письма в качестве средства осуществления учебной деятельности.

В содержании обучения письму и письменной речи необходимо обратить особое внимание на следующие компоненты:

1) знание графической системы языка;

2) трудности, связанные с усвоением особенностей звукобуквенных соответствий;

3) правила орфографии;

4) знание специальных знаков письма (диакритические знаки);

5) специальные формулы, характерные для письменной речи;

6) навыки и умения письма и письменной речи;

7) использование разного вида опор.

В обучении письму выделяют два аспекта: технический (техника письма) и смысловой (умения предавать смысловую информацию в письменной форме).

Для овладения письменной речью учащимся необходимо сначала овладеть техникой письма, которая включает знания графической системы языка, знания правил орфографии, а также навыки каллиграфии.

Обучение графике связано с овладение звукобуквенными соответствиями и установление связей между разными функциональными вариантами каждой буквы.

Буквы русского и французского языков могут совпадать (А а – А а), различаться (T t – Т т), (M m – М м). Некоторые буквы французского языка отсутствуют в русском языке (W, V, X и др.). Особыми трудностями обладают буквы, которые одинаковы по начертанию и во французском и русском языках, но передающие разные звуки (c, n, p, y, x).

Обучение графике тесным образом связано с обучением каллиграфии. В обучении каллиграфии на французском языке трудности могут быть вызваны расхождением в начертаниях печатных и прописных букв, заглавных и строчных.  Именно поэтому при обучении графике и каллиграфии учитель указывает, какие элементы следует написать сначала, а какие затем.

Наибольшую сложность в овладении техникой письма представляет обучение орфографии. Это обусловливается расхождением графического и звукового образов слов на французском языке. Во многих случаях количество звуков в слове меньше, чем букв (графем) (beaucoup, chapeau, fille, manteau ect.). Орфографические трудности связаны также с полисемией некоторых графем французского языка, т.е. написанием букв и буквосочетаний, обозначающих разные звуки (с – [k], [s], g - [ ], [g]). Особого внимания в обучении орфографии французского языка требуют буквы с диакритическими знаками. Во французском языке имеется шесть диакритических знаков: accent aigu (é), accent grave (è,à,ù), accent circonflexe (ê,â,î) tréma (ï), apostrophe (’), cédille (ç). Правила орфографии могут строится на основе нескольких принципов: грамматическом, фонетическом, историческом. Для французского языка характерны все три принципа.

На основе каллиграфических, графических и орфографических навыков формируются умения письменной речи. К ним относятся: передача информации (основного содержания), главной идеи, мысли прочитанного, прослушанного текста; описание, сравнение, сопоставление описываемых фактов; доказательство, аргументация; обзор, комбинирование, объединение фактов; характеристика, выражение оценки, собственного отношения к излагаемому, реферирование, комментирование; фиксация прочитанной, прослушанной информации; составление плана текста, устного высказывания и т.д.

В обучении письму и в особенности письменной речи важную роль играют разного вида опоры, среди которых можно выделить вербальные (прослушанный, прочитанный текст, текст-образец, план, ключевые слова, логико-смысловые и логико-синтаксические схемы и т.д.), невербальные (все виды предметной наглядности: серия картинок, фотографий, коллажи, компьютерные презентации и т.д.).

Для формирования технических навыков письма предусматривается целый комплекс упражнений.

Для обучения графики и каллиграфии рекомендуются такие упражнения, как: написать букву, буквосочетание, слово по образцу; списать с выполнением определенных заданий (подчеркнуть графему, вставить пропущенные буквы в тексте и т.д.); сгруппировать слова по определенным признакам; соотнести печатные буквы с прописными; расположить слова в алфавитном порядке; найти слова с определенной буквой и выписать их и т.д.

Для обучения орфографии могут быть использованы следующие упражнения: выписать из текста слова на определенное правило; заполнить пропуски в словах; списать слова с подчеркиванием орфограмм и прокомментировать; выбрать из списка слова, которые читаются не по правилам; сгруппировать слова по общему корню; сгруппировать слова по частям речи; выполнить различные виды диктантов (слуховой, зрительный, зрительно-слуховой, самодиктант и т.д.

В упражнениях для развития навыков орфографии часто решаются и другие задачи: обучение лексике, грамматике, произношению, технике чтения.

Письмо может быть средством обучения и совершенствования грамматических, лексических навыков, а также речевых монологических и, отчасти, диалогических умений.

Механизм порождения устного высказывания не может быть перенесен на обучение письму. Умения в письменной речи могут формироваться с помощью разных упражнений. Для развития умений в письменной речи рекомендуется использовать подготовительные упражнения (трансформировать, сжать, расширить предложения; сгруппировать предложения по различным признакам; ответить в письменной форме на вопросы; заменить слова, словосочетания в предложениях; трансформировать косвенную речь в прямую и наоборот; объединить разрозненные реплики диалога и предложений и переписать в форме единого, логичного текста и т.д.); речевые упражнения (заполнить формуляр, анкету, вопросник; озаглавить абзацы текста; составить тезисы к каждой смысловой части текста; ответить письменно на вопросы к тексту; письменно изложить основное содержание прочитанного текста; дополнить, сократить текст; описать картинку, открытку, написать сочинение с опорой на текст, серию картинок, нескольких вопросов; написать письмо другу на основе образца; составить текст поздравительной открытки; написание заметки в классную газету и т.д).   

Из названных выше упражнений коммуникативной ценностью обладает упражнение, направленное на обучение написанию письма, в частности поздравительного, личного и делового. Содержание письма зависит от самого пишущего. Языковую форму письма может выбирать также сам автор. Тема письма может совпадать с тематикой школьных учебников. Переписка является важным фактором в развитии интереса к языку. Учитель должен объяснить структурно-лингвистические особенности написания письма: а) дата и место написания; б) обращение; в) написание личных местоимений; в) использование клише этикетного характера, особенно при его завершении; г) написание адреса на конверте.

В старших классах в учебный процесс могут быть включены такие упражнения, как выписки, тезисы, аннотирование, реферирование, рецензирование и др.

Выписки - наиболее распространенный вид работ над учебной или научной литературой. Они фиксируют для дальнейшего исследования нужные и важные места из учебника, книги, журнальной статьи, брошюры, текста. Обычно выписываются отдельные положения, факты, цифровой и другой фактический и иллюстративный материал.

Тезисы - вид записи при чтении, позволяющий обобщить материал, изложить его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение (статью, доклад, параграф). Тезисы могут быть простыми и краткими (включают только основные положения), а также сложными и полными (включают, не только основные, но и второстепенные положения). Они должны вытекать одно из другого. Часть текстов может записываться в виде цитат.

Аннотация - предельно сжатое, краткое изложение главного содержания текста. Основным отличием аннотации от реферата является то, что реферат дает представление о содержании оригинала, а аннотация - только о его тематике. Аннотация перечисляет, называет вопросы, проблемы оригинала, но не раскрывает их.

Для аннотации характерно использование специальных оборотов и клише. Структура аннотации такова: а) предметная рубрика (называется область или раздел знания, к которому относится аннотируемый материал); б) тема; в) выходные данные источника; г) содержание аннотации.

Реферат - сжатое, краткое изложение основного содержания первично­го, подлинного документа - текста (статьи, главы, параграфа, целой книги).

Основным назначением реферата является оперативное распространение важнейшей научно-технической информации в максимально сжатом виде и ее использование читателями различных категорий. Реферат имеет оп­ределенную структуру: а) предметная рубрика; б) тема; в) выходные данные источника; г) главная мысль, идея реферируемого материала; д) изложение содержания; е) комментарий, примечания референта (это чаще всего указание адресата, на которого рассчитан реферируемый материал).

Рецензия - это одно из упражнений в письменной речи. Она обычно составляется на прочитанный текст, на статью в газете или на целое произведение. В рецензии автор излагает свое отношение к прочитанному материалу, свою точку зрения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...