Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные теоретические положения
Цель обучения аудированию – формирование речевых умений понимания иноязычной речи на слух при одноразовом его восприятии. В программах по обучению иностранным языкам целевые требования связывают с: а) пониманием высказывания собеседника в различных ситуациях общения; б) пониманием аутентичных текстов с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание (общее и детальное содержание текста). Аудирование является также и средством обучения. Этот вид речевой деятельности используется как ведущий способ введения языкового материала в устной форме, как средство создания прочных слуховых образов языковых единиц (слов, словоформ, синтаксических конструкций) в единстве с их значением. Кроме того, речевой материал для аудирования дает информацию для обсуждения, что, в свою очередь, предполагает развитие навыков и умений говорения и письма. В структуре содержания обучения аудированию особого внимания требуют следующие компоненты: 1) методически организованный лексико-грамматический и фонетический минимум и трудности, связанные с его восприятием и пониманием в звучащей форме; 2) требования к текстам для аудирования; 3) аудитивные навыки и умения; 4) специальные способности и психологические механизмы; 5) использование специальных опор для обучения аудированию. К трудностям, обусловленным языковыми особенностями воспринимаемого материала, можно отнести: 1) особенности строя французского языка (аналитический, в отличие от синтетического строя русского языка); 2) фонетические особенности французского языка (наличие большого количества омофонов); 3) использование незнакомой лексики, идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур, а также прецизионных слов (отличающихся высокой сложностью) таких как числительные, названия дней недели, месяцев, имена собственные, географические названия и т.д. Кроме того к трудностям восприятия и понимания относятся специфика источника фонетической информации (телетрансляция, радиотрансляция, разговор по телефону, непосредственное общение с источником информации и т.д.), а также наличие индивидуальных особенностей говорящего (тембр голоса, социальный статус, присутствие или отсутствие эмоций и т.д.). Тексты, предназначенные для аудирования, должны быть фабульными, аутентичными, соответствовать языковой подготовке учащихся, их интересам и потребностям. Обучение аудированию должно проходить на основе текстов разных стилей: прагматических (прогноз погоды, программы теле-, радиопередач, объявления на вокзале / аэропорте т.д.), художественных текстов, научно-популярных текстов, публицистических текстов, в жанре беседы, сообщения, описания, интервью, репортажа (Гос.стандарт). Понимание иноязычной речи на слух предполагает владение следующими аудитивными навыками и умениями: - подсознательно различать формы слов, словосочетаний, грамматических структур на слух; - предвосхищать синтаксические модели на слух; - развивать объем слуховой памяти; - понимать всевозможные сочетания усвоенного материала (на разных уровнях); - понимать речь в механической записи; - схватывать смысл сказанного однократно; - понимать речь в нормальном темпе; - понимать общее содержание и смысл услышанного при наличии в аудиотексте неизвестного материала; - понимать разные жанры и типы текстов. В обучении аудированию особое место занимают специальные способности и механизмы: фонематический и интонационный слух, антиципация, вероятностное прогнозирование, внутреннее проговаривание, а также долговременная и оперативная память; узнавание и сличение; осмысление. Знание этих механизмов позволяет определить методику формирования навыков и умений в аудировании. Успешность слушания и говорения во многом зависит от того, какими ориентирами располагают учащиеся, имеются ли в их распоряжении необходимые опоры (визуальные и аудитивные, вербальные и невербальные). Выбор опор зависит от сложности текста и языковой подготовки обучаемых. Например, чем сложнее материал, тем предпочтительнее зрительные опоры. Технология обучения аудированию строится на основе следующих принципов: 1. Аудирование следует рассматривать как относительно самостоятельное умение. 2. Выделяются два вида аудирования (полное понимание и понимание основного содержания текста). 3. Строгий отбор текстов для аудирования. 4. Обеспечение адекватности форм контроля понимания прослушанного. 5. Обеспечение поэтапности в организации и обучении аудированию. 6. Формирование умений активно добиваться понимания и подчинять себе источник информации. 7. Широкое использование технических средств при обучении аудированию. В обучении аудированию можно выделить два этапа: а) этап формирования основ умений аудировать; б) этап совершенствования умений аудировать. Овладение аудированием проходит по двум программам: а) общая программа (аудирование и говорение функционируют одновременно); б) специальная программа (аудирование рассматривается как самостоятельный вид коммуникативной деятельности по извлечению информации из звучащей речи). Обучение аудированию текстов может строиться по определенной схеме. Такая работа предусматривает: 1) вводную беседу учителя, постановку цели в процессе работе; 2) снятие языковых трудностей, имеющихся в тексте; 3) формулирование предваряющего задания; 4) первичное прослушивание текста; 5) контроль предваряющего задания; 6) формулирование нового коммуникативного задания; 7) вторичное прослушивание текста; 8) контроль выполнения коммуникативного задания; 9) упражнения в говорении на основе прослушанного текста; 10) подведение итогов работы над текстом. При работе над аудированием могут использоваться такие приемы, как: обучение восприятию отдельных звуков, слогов, слов, словосочетаний; обучение восприятию отдельных предложений; обучение восприятию небольших текстов (4-5 фраз); обучение восприятию текстов по частям; обучение восприятию текстов целиком; обучение восприятию текстов на основе различных опор (диафильм, видеофильм, кинофрагмент). Упражнения по обучению аудированию могут быть двух видов: а) неспециальные; б) специальные. Специальные упражнения, в свою очередь, могут быть: а) условно-речевыми; б) речевыми и в) контролирующими. Контроль аудирования может проводиться вербальными и невербальными способами, традиционными и нетрадиционными. Традиционные способы контроля - это: а) ответы на вопросы по содержанию текста; б) пересказ прослушанного текста (на родном и иностранном языках; полный и краткий); в) определение главных мыслей текста; г) составление плана текста; д) доказательство тезисов. Нетрадиционные способы контроля аудирования - это: а) цифровое кодирование; б) использование сигнальных карт; в) тестовые задания. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |