Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные теоретические положения




Цель  обучения говорению – развитие способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных коммуникативных ситуациях. Говорение как устная форма речевого общения выполняет следующие функции: информативная, регулятивная, эмоционально-оценочная, и этикетная. Говорение протекает в диалогической или монологической форме либо в сложном переплетении диалога и монолога.

Диалогическая речь характеризуется двусторонним характером, взаимосвязью слушающего и говорящего, взаимной стимуляцией, ситуативностью, лаконичностью формы и содержания, спонтанностью, непланируемостью, эмоциональностью, наличием разговорных фраз и клише.

В рамках обучения диалогической форме общения целеполагание определяется как развитие способности общаться в условиях непосредственного контакта, т.е. понимать и реагировать на устные высказывания партнера (в том числе носителя языка) в рамках сфер, тематики и коммуникативных ситуаций, предусмотренных программой для школ конкретного типа. Основными целями обучения диалогической речи является овладение умениями вести диалоги разных функциональных типов: 1) диалог этикетного характера; 2) диалог расспрос;  3) диалог побуждение к действию; 4) диалог-обмен мнениями; 5) дискуссионный диалог; 6) диалог смешанного типа. В зависимости от этапа обучения определяется норма объема диалогического высказывания (начальный этап обучения – 2-3 реплики с каждой стороны, средний этап – 5-6 реплик, старший этап – 6-7 реплик) (Государственные стандарты по иностранным языкам).

В содержании обучения диалогической речи важно выделить следующие компоненты:

1) изученный по теме лексико-грамматический материал;

2) виды диалогических высказываний (этикетный диалог, диалог-расспрос; диалог-волеизъявление; диалог обмен мнениями; дискуссионный диалог);

3) специальные речевые формулы и клише;

4) лингвистические особенности этого вида речевой деятельности (усеченность предложений, упрощенный синтаксис);

5) невербальные средства общения (жесты, мимика, телодвижения, поза);

6) специальные умения и механизмы (механизм вероятностного прогнозирования, умение активно и быстро реагировать на реплику, переходя от реагирования к стимулированию; умение использовать имеющийся набор структур для реализации коммуникативного намерения; умение клише и т.п.);

7) характер взаимодействия диалогической с монологической речью и другими видами речевой деятельности (аудированием, чтением, письмом);

8) использование специальных опор для обучения диалогической речи.

Овладение приемами выражения коммуникативного намерения согласовываются с обучением грамматической и лексической сторонам речи. Такое сочетание задач позволяет осуществлять развитие речевых умений диалогической речи и коммуникативное, функциональное обучение грамматике и лексике языка.

Каждый функциональный вид диалогических высказываний предполагает владение определенным набором коммуникативных умений.

Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие умений, как:

- начать, поддержать, закончить разговор;

- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них, выразить благодарность;

- вежливо переспросить, выразить согласие / отказ.

При обучении ведению диалога-распроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (Qui? Que? Où? Comment? Quand? Avec qui? Pourquoi?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего.

При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:

- обратиться с просьбой и выразить готовность / отказ ее выполнить;

- дать совет и принять / не принять его;

- пригласить к действию / взаимодействию и согласиться / не согласиться, принять в нем участие.

Обучение ведению диалога-обмена мнениями включает умения:

- выразить свою точку зрения;

- выразить согласие / несогласие с точкой зрения партнера;

- выразить сомнение;

- выразить чувства, эмоции и т.д.

 Для каждого коммуникативного намерения в рамках диалогической формы общения соответствуют определенные речевые формулы, клишированные выражения.  Выделяют следующие группы клише: 1) клише-вопросы, 2) клише согласия и подтверждения, 3) клише отрицания, 4) клише волеизъявления, 5) контактоустанавливающие клише, 6) формулы речевого этикета, 7) клише-комментарии. Обучение технике их использования является одной из важных задач обучения диалогической речи. Например, в рамках обучения ведению диалога-обмена мнениями подлежат усвоению такие клише как je pense que, je trouve que, quant à moi, à mon avis, je suis d’accord, je suis sûr, vous avez raison,  vous avez tort, bon d’accord etc.

Одной из характерных черт диалогической речи является сокращение языковых средств. Сокращенность проявляется на всех уровнях языка (семантическом, синтаксическом). В диалогической речи используется большое количество эллиптических предложений. Все это вызвано условиями общения. Диалогическая речь ситуативна. Именно наличие единой коммуникативной ситуации, а также контактность собеседников, позволяют говорящим сокращать языковые средства. Кроме этого, в диалогической речи большую семантическую нагрузку несут невербальные средства общения – жесты, мимика, поза и т.д. Каждой культуре свойственны свои специфические экстравербальные коммуникативные средства. Например, во Франции указательный палец, поднесенный к глазу, обозначает недоверие; сжатые пальцы рук в форму клюва – не надо болтать лишнего; поднятые в сторону руки на уровне головы – я не знаю, не моя вина; сжатые большой и указательный палец - удовлетворение какой-то вещью и т.д.

В содержании обучения диалогической речи особое место занимают механизмы и специальные умения. Обучение механизму вероятностного прогнозирования заключается в формировании умений прогнозировать информацию по условиям коммуникативной ситуации, предварительным репликам собеседника, невербальным средствам общения и т.д. Кроме того, диалогической речи свойственна реактивность, которая предполагает владение умением активно и быстро реагировать на реплики партнера по общению, на резкую смену темы разговора и т.п., подбирать определенный набор языковых средств в соответствии с коммуникативным намерением.

 В обучении диалогической речи особую роль играют опоры (вербальные, невербальные, визуальные, слуховые),  в качестве которых могут выступать: клише разного типа (в соответствии с функциональным типом диалога), микро-, макродиалоги-модели, содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов, описание ролей, канва диалога, картинки, видеосюжет, проигрываемый без звука и т.д.       

Обучение диалогической речи может строится на основе пути "сверху"  и пути "снизу". Путь «сверху» - это усвоение макродиалога-образца. Здесь возможна следующая последовательность работы: а) предъявление диалога с целью понять содержание и функциональный тип, ролевые позиции участников разговора, композиционную структуру; б) контроль понимания (путем вопросов или перевода отдельных фраз); в) фонетическая отработка (чтение диалога за диктором по ролям с последующей отработкой отдельных фрагментов; чтение без звуковой опоры); г) выделение постоянных и переменных элементов в диалоге; д) варьирование диалога в других ситуациях; е) составление собственных диалогов по образцу.

Путь "снизу" включает следующие этапы: а) обучение реплицированию на уровне диалогического единства; б) реплицирование на уровне микродиалогов, т. е. сочетание диалогических единств; в) обучение ведению тематических диалогов. Такой путь как бы имитирует процесс порождения речи.

В процессе обучения диалогической речи широко используется так называемый управляемый диалог, или диалог с пошаговым управлением. Управление осуществляется через: а) учебно-речевые ситуации: в ориентирующем замечании дается указание на обобщенное содержание разговора и роли; б) ключевые слова; в) диалог в записи, кинофрагмент; г) учитель своими репликами программирует разговор (спроси Кристину, почему она сегодня невеселая).

Управление деятельностью учащихся по формированию диалогических умений осуществляется в первую очередь через учебно-речевые ситуации. Учебно-речевые ситуации создаются различными способами: словесным описанием, наглядностью, драматизацией, проигрыванием ролевых игр, реальными обстоятельствами.

При работе над диалогической речью особое значение придается использованию игр (языковые, коммуникативные, ролевые).

Упражнения для обучения диалогической речи делятся на: а) подготовительные; б) речевые; в) контролирующие. В подготовительных упражнениях активизируется конкретный языковой материал, приобретаются навыки оперирования им. В речевых упражнениях основное внимание говорящих направлено на содержание высказывания (учитель задает только УРС), ставится коммуникативная задача, которую надо решить.

Контроль диалогической речи включает количественные показатели (количество реплик с каждой стороны, количество разнотипных диалогических единств, количество пауз эзитации) и качественные показатели (спонтанность, эмоциональную окрашенность, умение выступать в различных ролях, умение сочетать разные типы микродиалогов, умение решать поставленную коммуникативную задачу в ходе диалогического общения, грамматическую и лексическую правильность высказывания).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...