Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные теоретические положения




Цель  обучения монологической речи – развитие способности осуществлять устное речевое общение в монологической форме в соответствии с разнообразными социально детерминированными коммуникативными ситуациями. Монологическая речь характеризуется последовательностью, логичностью, полнотой, завершенностью и ясностью мысли. В процессе общения монологическая речь выполняет информативную, воздейственную и оценочную функции.

В программах по иностранным языкам для общеобразовательных школ развитие монологической речи предусматривает овладение учащимися следующими умениями:

- кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (функциональные типы монолога), эмоциональные и оценочные суждения;

- передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;

- делать сообщение в связи с прочитанным текстом;

- выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному (услышанному). В зависимости от этапа обучения определяется норма объема монологического высказывания (начальный этап обучения – 5-6 фраз, средний этап- 8-12 фраз, старший этап -  12-18 фраз).

В обучении монологической речи особого внимания заслуживают следующие компоненты содержания:

1) изученный ранее фонетический, грамматический и лексический материал;

2) тематика высказываний (речевых ситуаций);

3) речевые образцы и сверхфразовые единства;

4) функциональные типы монологических высказываний;

5) лингвистические и психологические характеристики монологической речи;

6) монологические умения; 

7) использование различных видов опор.

Обучение монологическому высказыванию осуществляется на основе изученного фонетического, лексического и грамматического материала в рамках обсуждаемой тематики, а также на основе языкового материла других тем. Темы и коммуникативно-речевые ситуации объединены в три основные сферы общения: социально-бытовая, социально-культурная и учебно-трудовая. Профессиональная сфера общения остается прерогативой старшего этапа профильной школы для последующего профессионального доучивания.  

Обучение монологической речи основывается на использовании изученных речевых образцов, которые соединяются между собой в соответствии с задачами и условиями коммуникации в сверхфразовые высказывания. В свою очередь сверхфразовые высказывания объединяются в более сложное монологическое высказывание.

Выделяют следующие функциональные типы монологических высказываний: монолог-описание, монолог-рассказ, монолог-повествование, монолог-рассуждение, монолог-убеждение, монолог-характеристика. Модификация и интерпретация таких текстов связаны с выявлением мотивов и коммуникативных целей высказывания, логической связи между частями сообщения и т.д.

В лингвистическом плане монологическая речь имеет свои особенности. К ним относятся: полносоставность предложений, развернутость высказываний, а также принадлежность в большей степени к книжно-письменной речи.  Кроме этого монологической речи свойственно наличие специальных языковых средств, обеспечивающих связанность и логичность высказывания: причинно-следственные союзы и союзные слова (car, c’est-à-dire, ainsi, parce que, puise que, alors etc), наречия времени (maintenant, toujours, parfois, tout de suite, bientôt, alors, avant etc.), наречия, выражающие последовательность действия (d’abord, ensuite, puis, après, enfin ect).

 Монологическая речь характеризуется и особыми психологическими характеристиками, к которым относятся: спланированность речи, ее большая котекстность, связанность и логичность высказывания, непрерывность высказывания, полнота раскрытия темы в высказывании.

Из выше сказанного вытекает, что владение монологической речью предполагает овладение сложными монологическими умениями связного высказывания. С учетом лингвопсихологической характеристики монологической речи можно выделить следующие умения:

- строить высказывание с позиции лексико-грамматической правильности;

- выражать законченную мысль;

- строить высказывание логично;

- развертывать мысль;

- синтезировать и обобщать;

- строить высказывание композиционно корректно;

- комбинировать разные виды монологических высказываний и т.д.

Роль опор в обучении монологической речи велика. В работе над монологическими умениями используются разные виды опор: вербальные, невербальные, слуховые, визуальные,  и т.д. На начальном этапе широко используется наглядность: картинки, фотографии, предметная наглядность. Кроме этого в качестве опор могут выступать текст (прослушанный или прочитанный), образцовый рассказ учителя, просмотренный фильм или его фрагмент, коммуникативная ситуация, тема, подтема. На старшем этапе обучения широко используется опорная схема (зачин, главная часть, заключение). Необходимо отметить, что текст как опора при обучении монологической речи имеет важное значение. Работа с текстом предполагает выполнение ряда упражнений, связанных с его пересказом и обсуждением и критической оценкой информации.

При обучении монологической речи выделяют два этапа: 1-й этап -овладение основами монологического высказывания. 2-й этап - формирование и совершенствование монологических умений.

В методике обучения ИЯ выделяют следующие пути обучения монологической речи: путь «снизу» и путь «сверху». Путь «снизу» - это обучение учащихся отдельным предложениям, а затем их сочетанию между собой. Этот путь используется обычно при обучении монологической речи на начальном этапе обучения.

Путь «сверху» предполагает использование образца речи. В качестве таковых могут быть: а) образец речи учителя, например, при описании картинки; б) текст.

Для обучения умениям монологической речи большое значение имеют приемы работы над ней, среди которых можно выделить: а) отработка отдельных речевых образцов; б) расшифровка речевых образцов; в) соединение речевых образцов в логической после­довательности (в сверхфразовое единство); г) описания картинки; д) рассказ о себе и своем друге; е) пересказ текстов; ж) составление высказываний без опор.

Работа по обучению монологической речи осуществляется на основе комплекса упражнений, который включает: подготовительные (тренировочные)  упражнения, собственно-коммуникативные упражнения и контролирующие упражнения.

Подготовительные упражнений направлены на отработку отдельных речевых образцов в соответствии с их функциональностью в речевой деятельности. Такие упражнения часто имеют место при работе над лексическим или грамматическим материалом по теме, при введении в новую тему, в контексте работы над текстом для аудирования или чтения (на уровне фразы: ответить на вопросы, предполагающие использование нового языкового материала; ответить на вопросы по теме с использованием ранее изученного языкового материала; сформулировать вопросы к имеющимся ответам; соединить разрозненные части предложения; перефразировать предложения с использованием нового языкового материала; заполнить пропуски; закончить предложение; расширить предложения; описать картинку двумя-тремя предложениями с использованием изученного языкового материала и т.д.; на уровне сверхфразового единства: изложить факты (информацию), используя выделенную схему; расставить ключевые слова в логическом порядке и с их использованием рассказать о…; добавить к предложению несколько других, подходящих по смыслу; сократить высказывание и передать их содержание в 2-3 предложениях; на основе тезиса и ключевых слов составить высказывание к определенной ситуации; прослушать рассказ и на основе данных ключевых слов придумать концовку; просмотреть предлагаемые текстовые материалы и дать развернутый ответ на поставленный вопрос; составить небольшое сообщение по теме на основе ключевых выражений и т.д).

Коммуникативные упражнения направлены на создание собственных высказываний на уровне сверхфразового единства и текста (описать картину в соответствии с планом; в соответствии с ситуацией общения подготовить развернутое высказывание; используя логико-синтаксическую схему, подготовить сообщение по теме…; составить свой вариант рассказа по картине-схеме; на основе текста составить характеристику героя и дать свою оценку; используя поговорку, составить рассказ и т.п.).

Монологическое высказывание учащихся может оцениваться с учетом следующих критериев: а) соответствие высказывания теме (ситуации) и решение коммуникативной задачи; б) объем высказывания; в) темп речи; г) разнообразие речевых образцов; д) степень связанности, логичности и аргументированности высказывания; е) присутствие элементов творчества в высказывании; ж) лексико-грамматическая правильность речи учащихся в монологической форме.

В качестве контролирующих упражнений используются такие задания , как: а) описание картинки (фотографии); б) сообщение о себе и своих друзьях; в) пересказ текста с различными модификациями; г) составление высказываний по различным опорам; д) свободные высказывания по теме или ситуации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...