Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные теоретические положения




Цель обучения грамматической стороне речи – формирование грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.

В предметном аспекте содержания обучения данному аспекту речи выделяют следующие компоненты:

а) грамматический минимум (активный, рецептивный);

б) объективные трудности его усвоения;

в) грамматические понятия и явления, отсутствующие в родном языке;

г) правила оперирования грамматическим материалом.

Практическая направленность в преподавании грамматики находит свое отражение в соответствующем отборе грамматического минимума. На основе активного грамматического минимума учащиеся должны овладеть следующими продуктивными навыками грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме:

-образовывать грамматические формы и конструкции;

- выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения;

- уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения;

- владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий на родной язык;

- формулировать грамматическое правило с опорой на схему или таблицу;

- различать грамматическое оформление устных и письменных текстов.

На основе пассивного (рецептивного) грамматического минимума учащиеся должны овладеть рецептивными грамматическими навыками:

- узнавать, вычленять из речевого потока грамматические конструкции и соотносить их с определенным смысловым значением;

- дифференцировать и идентифицировать грамматические явления (по формальным и строевым признакам);

- различать сходные по форме грамматические явления;

- прогнозировать грамматические формы, слова, конструкции;

- устанавливать группы членов предложения;

- определять структуру простого и сложного предложения;

- устанавливать логические, временные, причинно-следственные, сочинительные, подчинительные отношения и связи между элементами предложений, а также между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка.

 Для целенаправленного обучения грамматике важным является вопрос о классификации грамматических явлений по сходству трудностей их усвоения.

Выделяют следующие группы грамматических явлений: 1)грамматические явления, совпадающие с соответствующими явлениями в родном язык (такие явления могут легко переноситься из системы родного языка в иностранный, в этом случае наблюдается положительный перенос навыков – явление трансференции); 2) грамматические явления в иностранном языке по сравнению с родным, имееющие определенные отличия (при изучении таких явлений учитель должен обращать внимание на эти отличия и дать к ним соответствующий комментарий, в противном случае возможен отрицательный перенос из системы родного языка в систему иностранного – явление интерференции); 3) грамматические явления, которые не характерны для родного языка (наиболее трудная группа).

 

 В рамках сравнительно-сопоставительного анализа французского и русского языков к первой группе грамматических явлений можно отнести общие грамматические категории, такие как имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное, наречие, а также служебные части речи (предлог, союз, частица). Части речи в большинстве случаев имеют общие грамматические категории. Например, имя существительное характеризуется числом и родом.

Ко второй группе явлений относятся грамматические категории рода (отсутствие среднего рода во французском языке), времени (наличие нескольких временных форм для выражения действий в прошедшем и будущем времени во французском языке), залога (отсутствие единой залоговой формы в русском языке : образуется с помощь суффикса –ся и страдательного причастия) и т.д. В синтаксисе необходимо обратить внимание на отличие порядка слов, в оформлении вопросительных предложений и т.д.   

Среди грамматических средств, отсутствующих в русском языке следует в первую очередь назвать такую грамматическую категорию как артикль. Во французском языке данная грамматическая категория семантическую (определенность, неопределенность, частичность) и морфологическую функцию (образование множественного, единственного числа).

К содержанию обучения грамматической стороне иноязычной речи можно относят и правила оперирования этим материалом. Правило - это информация о грамматическом явлении, а также о способах оперирования им. Различают: а) правило - понятие (сведения о самом грамматическом материале); б) правило - инструкция (способы употребления) данного грамматического явления; в) правило-обобщение.

Грамматический материал организован на функциональной основе, т. е. так, чтобы грамматические явления органически сочетались с лексическим и грамматическим материалом в коммуникативных единицах объемом не менее предложения. В качестве такой единицы может быть речевой образец (типовая фраза).

Речевой образец - это «минимальная единица речи, представляющая собой единство лексики, грамматики и фонетики и имеющая определенную коммуникативную функцию».

Для формирования речевых грамматических навыков необходимо соблюдать определенные условия. Е. И. Пассов их числу относит:

 1. Предваряющее слушание.

2. Имитация в речи.

3. Однотипность фраз.

4. Регулярность однотипных фраз.

5. Выполнение действий по аналогии в речевых условиях.

6. Безошибочность речевых действий.

7. Разнообразие «обстоятельств» автоматизации.

8. Речевой характер упражнений.

Грамматические навыки в своем развитии проходят следующие этапы: 1) ознакомительно-подготовительный – презентация нового грамматического явления, осознание его значения, употребления и образования, формулировка правила-инструкции, выполнение первичных речевых действий по его автоматизации, его чтение и запись; 2) стандартизирующий – выполнение упражнений, направленных на формирование автоматизмов его употребления, а также таких качеств навыка как жесткость, прочность и фиксированность; 3) варьирующе-ситуативный – использование данного грамматического в различных ситуациях общения (устная и письменная форма), формирование таких качеств навыка как лабильность, гибкость и способность к переносу на новее ситуации.

Предъявление грамматического материала может осуществляться двумя путями: а) практическим (лексическим) путем; б) теоретико-практическим (грамматическим) путем.

Практический путь предусматривает, что грамматическое явление усваивается как лексика. Этим путем усваиваются грамматические исключения из правила, три формы глаголов, суплятивные формы степеней сравнения прилагательных и др.

При теоретико-практическом пути ознакомление с новым грамматическим материалом может осуществляться двумя способами: а) индуктивно; б) дедуктивно.

Ознакомление с грамматическим явлением в соответствии с индуктивным путем происходит на основе перехода от единичных фактов к правилу. Учащиеся наблюдают за грамматическим явлением в ходе его объяснения, в ходе выполнения определенных упражнений, а затем приходят к выводу об их значении и правилах изменения формы. Ознакомление происходит индуктивно, т. е. ученики сами выводят правило.

При дедуктивном способе ознакомления с грамматическим явлением учащимся сообщается правило (или они знакомятся с ним самостоятельно), а затем переходят к выполнению грамматических упражнений.

При практическом пути введения грамматического материала можно использовать следующие приемы: а) демонстрация речевого образца; б) имитация; в) выполнение действия по аналогии с образцом; с опорой на таблицу, схему, речевую ситуацию.

При теоретико-практическом пути введения грамматического материала используются следующие приемы: а) объяснение с опорой на речевой образец и правило-инструкцию; б) сравнение грамматического явления в родном языке; в) сравнение внутри языка, опора на сходные элементы ранее изученного материала; г) анализ грамматического явления; д) перевод грамматического явления на родной язык.

В комплексе грамматически направленных упражнений целесообразно выделять: а) языковые упражнения; б) условно-речевые упражнения; в) подлинно речевые упражнения.

Языковыми упражнениями могут быть: а) языковые аналитические упражнения (заполнить таблицу, опираясь на формальные признаки грамматической структуры, подберите грамматический материал из текста для иллюстрации правила-инструкции, переписать предложение, поставив глаголы в нужном времени, дополнить предложения соответствующими глаголами и т.д.); б) языковые упражнения (предречевые, формальные) (переписать предложения в вопросительной форме, преобразовать два предложения в сложное, используя указанные союзы,  построить предложения по образцу); в) языковые упражнения с некоторой речевой направленностью (задать вопрос в указанном времени, преобразовать повествовательные предложения из мини-текста в вопросительные, обратив внимание на порядок слов и т.п.).

Условно-речевые упражнения направлены на отработку грамматической формы в упражнениях, имитирующих речь. Этот тип упражнений является наиболее эффективным для целенаправленного формирования речевых грамматических навыков во всех видах речевой деятельности (ответить на вопрос положительно или отрицательно, возразить своему собеседнику, согласиться с мнением учителя, переспросить своего товарища, ответить на вопрос по рисункам, ответить на вопросы, употребив указанную грамматическую форму и т.д.).

Под подлинно речевыми упражнениями понимаются такие, которые повторяют процесс естественной коммуникации в разных видах речевой деятельности. Естественная речевая коммуникация представляет собой обмен информацией. Коммуникация мотивирована целями и условиями обучения. Этот тип упражнений - самый сложный для выполнения школьниками. Неслучайно, что эти упражнения завершают систему упражнений (описать ситуацию, изображенную на рисунке, прослушать текст и прокомментировать поступки действующих лиц, предположить алгоритм действия в данной (похожей) коммуникативной ситуации и т.п.).

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...