Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные теоретические положения
Цель обучения грамматической стороне речи – формирование грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. В предметном аспекте содержания обучения данному аспекту речи выделяют следующие компоненты: а) грамматический минимум (активный, рецептивный); б) объективные трудности его усвоения; в) грамматические понятия и явления, отсутствующие в родном языке; г) правила оперирования грамматическим материалом. Практическая направленность в преподавании грамматики находит свое отражение в соответствующем отборе грамматического минимума. На основе активного грамматического минимума учащиеся должны овладеть следующими продуктивными навыками грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме: -образовывать грамматические формы и конструкции; - выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения; - уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения; - владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий на родной язык; - формулировать грамматическое правило с опорой на схему или таблицу; - различать грамматическое оформление устных и письменных текстов. На основе пассивного (рецептивного) грамматического минимума учащиеся должны овладеть рецептивными грамматическими навыками: - узнавать, вычленять из речевого потока грамматические конструкции и соотносить их с определенным смысловым значением; - дифференцировать и идентифицировать грамматические явления (по формальным и строевым признакам); - различать сходные по форме грамматические явления; - прогнозировать грамматические формы, слова, конструкции; - устанавливать группы членов предложения; - определять структуру простого и сложного предложения; - устанавливать логические, временные, причинно-следственные, сочинительные, подчинительные отношения и связи между элементами предложений, а также между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка. Для целенаправленного обучения грамматике важным является вопрос о классификации грамматических явлений по сходству трудностей их усвоения. Выделяют следующие группы грамматических явлений: 1)грамматические явления, совпадающие с соответствующими явлениями в родном язык (такие явления могут легко переноситься из системы родного языка в иностранный, в этом случае наблюдается положительный перенос навыков – явление трансференции); 2) грамматические явления в иностранном языке по сравнению с родным, имееющие определенные отличия (при изучении таких явлений учитель должен обращать внимание на эти отличия и дать к ним соответствующий комментарий, в противном случае возможен отрицательный перенос из системы родного языка в систему иностранного – явление интерференции); 3) грамматические явления, которые не характерны для родного языка (наиболее трудная группа).
В рамках сравнительно-сопоставительного анализа французского и русского языков к первой группе грамматических явлений можно отнести общие грамматические категории, такие как имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное, наречие, а также служебные части речи (предлог, союз, частица). Части речи в большинстве случаев имеют общие грамматические категории. Например, имя существительное характеризуется числом и родом. Ко второй группе явлений относятся грамматические категории рода (отсутствие среднего рода во французском языке), времени (наличие нескольких временных форм для выражения действий в прошедшем и будущем времени во французском языке), залога (отсутствие единой залоговой формы в русском языке : образуется с помощь суффикса –ся и страдательного причастия) и т.д. В синтаксисе необходимо обратить внимание на отличие порядка слов, в оформлении вопросительных предложений и т.д. Среди грамматических средств, отсутствующих в русском языке следует в первую очередь назвать такую грамматическую категорию как артикль. Во французском языке данная грамматическая категория семантическую (определенность, неопределенность, частичность) и морфологическую функцию (образование множественного, единственного числа). К содержанию обучения грамматической стороне иноязычной речи можно относят и правила оперирования этим материалом. Правило - это информация о грамматическом явлении, а также о способах оперирования им. Различают: а) правило - понятие (сведения о самом грамматическом материале); б) правило - инструкция (способы употребления) данного грамматического явления; в) правило-обобщение. Грамматический материал организован на функциональной основе, т. е. так, чтобы грамматические явления органически сочетались с лексическим и грамматическим материалом в коммуникативных единицах объемом не менее предложения. В качестве такой единицы может быть речевой образец (типовая фраза). Речевой образец - это «минимальная единица речи, представляющая собой единство лексики, грамматики и фонетики и имеющая определенную коммуникативную функцию». Для формирования речевых грамматических навыков необходимо соблюдать определенные условия. Е. И. Пассов их числу относит: 1. Предваряющее слушание. 2. Имитация в речи. 3. Однотипность фраз. 4. Регулярность однотипных фраз. 5. Выполнение действий по аналогии в речевых условиях. 6. Безошибочность речевых действий. 7. Разнообразие «обстоятельств» автоматизации. 8. Речевой характер упражнений. Грамматические навыки в своем развитии проходят следующие этапы: 1) ознакомительно-подготовительный – презентация нового грамматического явления, осознание его значения, употребления и образования, формулировка правила-инструкции, выполнение первичных речевых действий по его автоматизации, его чтение и запись; 2) стандартизирующий – выполнение упражнений, направленных на формирование автоматизмов его употребления, а также таких качеств навыка как жесткость, прочность и фиксированность; 3) варьирующе-ситуативный – использование данного грамматического в различных ситуациях общения (устная и письменная форма), формирование таких качеств навыка как лабильность, гибкость и способность к переносу на новее ситуации. Предъявление грамматического материала может осуществляться двумя путями: а) практическим (лексическим) путем; б) теоретико-практическим (грамматическим) путем. Практический путь предусматривает, что грамматическое явление усваивается как лексика. Этим путем усваиваются грамматические исключения из правила, три формы глаголов, суплятивные формы степеней сравнения прилагательных и др. При теоретико-практическом пути ознакомление с новым грамматическим материалом может осуществляться двумя способами: а) индуктивно; б) дедуктивно. Ознакомление с грамматическим явлением в соответствии с индуктивным путем происходит на основе перехода от единичных фактов к правилу. Учащиеся наблюдают за грамматическим явлением в ходе его объяснения, в ходе выполнения определенных упражнений, а затем приходят к выводу об их значении и правилах изменения формы. Ознакомление происходит индуктивно, т. е. ученики сами выводят правило. При дедуктивном способе ознакомления с грамматическим явлением учащимся сообщается правило (или они знакомятся с ним самостоятельно), а затем переходят к выполнению грамматических упражнений. При практическом пути введения грамматического материала можно использовать следующие приемы: а) демонстрация речевого образца; б) имитация; в) выполнение действия по аналогии с образцом; с опорой на таблицу, схему, речевую ситуацию. При теоретико-практическом пути введения грамматического материала используются следующие приемы: а) объяснение с опорой на речевой образец и правило-инструкцию; б) сравнение грамматического явления в родном языке; в) сравнение внутри языка, опора на сходные элементы ранее изученного материала; г) анализ грамматического явления; д) перевод грамматического явления на родной язык. В комплексе грамматически направленных упражнений целесообразно выделять: а) языковые упражнения; б) условно-речевые упражнения; в) подлинно речевые упражнения. Языковыми упражнениями могут быть: а) языковые аналитические упражнения (заполнить таблицу, опираясь на формальные признаки грамматической структуры, подберите грамматический материал из текста для иллюстрации правила-инструкции, переписать предложение, поставив глаголы в нужном времени, дополнить предложения соответствующими глаголами и т.д.); б) языковые упражнения (предречевые, формальные) (переписать предложения в вопросительной форме, преобразовать два предложения в сложное, используя указанные союзы, построить предложения по образцу); в) языковые упражнения с некоторой речевой направленностью (задать вопрос в указанном времени, преобразовать повествовательные предложения из мини-текста в вопросительные, обратив внимание на порядок слов и т.п.). Условно-речевые упражнения направлены на отработку грамматической формы в упражнениях, имитирующих речь. Этот тип упражнений является наиболее эффективным для целенаправленного формирования речевых грамматических навыков во всех видах речевой деятельности (ответить на вопрос положительно или отрицательно, возразить своему собеседнику, согласиться с мнением учителя, переспросить своего товарища, ответить на вопрос по рисункам, ответить на вопросы, употребив указанную грамматическую форму и т.д.). Под подлинно речевыми упражнениями понимаются такие, которые повторяют процесс естественной коммуникации в разных видах речевой деятельности. Естественная речевая коммуникация представляет собой обмен информацией. Коммуникация мотивирована целями и условиями обучения. Этот тип упражнений - самый сложный для выполнения школьниками. Неслучайно, что эти упражнения завершают систему упражнений (описать ситуацию, изображенную на рисунке, прослушать текст и прокомментировать поступки действующих лиц, предположить алгоритм действия в данной (похожей) коммуникативной ситуации и т.п.).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 215. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |