Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Родион Константинович Щедрин⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
(род. в 1932 году) Один из ведущих композиторов XX века, пианист, музыкально-общественный деятель, критик. Автор опер, балетов, симфоний и вокально-симфонических сочинений. Разрабатывает различные жанры русского фольклора (в том числе и частушку), свободно применяет современные средства композиторской техники. Щедрин обогатил выразительные возможности музыки: создал новый тип вокально-инструментального произведения («Поэтория»), ввел приемы народной манеры пения в академические жанры. Достижения композитора в области музыкального театра связаны с воплощением русской литературной классики: «Мертвые души», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Опера «Мертвые души» (1977) создана по одноименной поэме Н.В.Гоголя. Драматургия основана на противопоставлении двух образных сфер: 1) жестокий продажный мир торговцев мертвыми душами, 2) мир простого народа. Каждый помещик имеет свою арию-портрет, индивидуализированную вокальную партию и лейттембр (Манилов – флейта, Коробочка – фагот, Ноздрев – валторна, Плюшкин – гобой, Собакевич – два контрабаса). В музыкальной характеристике героев из народа Щедрин воспроизводит традиции русской народной песни, однако подлинных цитат нет. Песня «Не белы снеги», открывающая оперу, – лейтмотив-символ. Написана она в духе протяжных ямщицких песен на народные слова. Балет «Анна Каренина» (1971) создан по одноименному роману Л.Н.Толстого; развивает лучшие традиции реалистического театра. Жанр балета – лирические сцены (три действия). Особенности драматургии: непрерывность музыкального повествования, сквозное развитие, лейтмотивная система, использование коллажа (цитаты из инструментальных произведений Чайковского), сложные многоплановые характеристики героев. Образ Анны – символ высочайшей женственности, «восстание» против лжи и ханжества.
Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998)
Один из ярких, самобытных композиторов XX века, музыкальный теоретик, последователь Д.Шостаковича. Музыка Шнитке воплотила уникальные и типичные черты эпохи, вечные вопросы бытия. В своем творчестве он синтезирует классические традиции и разнообразные элементы современной композиторской техники (додекафония, электронная музыка, коллаж, алеаторика). Ведущий творческий метод – полистилистика – обусловлен «стремлением увидеть весь мир в едином миге»(Шнитке). Композитор писал музыку в различных жанрах. Выделяются инструментальные и театральные произведения. Им созданы: 9 симфоний, 6 Concerti grossi, оперы («Жизнь с идиотом», «Джезуальдо», «История доктора Иоганна Фауста»), балеты («Лабиринты», «Эскизы», «Пер Гюнт»), хоровые концерты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка к кинофильмам.
Первая симфония. Создана в 1972 году, премьера состоялась в Горьком в 1974 г. под управлением Г.Рождественского. Это своего рода антисимфония, в которой композитор размышляет о роли музыки в современном мире, используя метод полистилистики. Основная идея – протест против низведения искусства до уровня антуража и дизайна. I часть. Moderato – квазисонатная форма, начинается с театрализованного выхода и настройки оркестра. Строится на сопоставлении гармонии и дисгармонии («зона хаоса»), настоящего и прошлого. II часть. Allegretto – скерцо-хепенинг. Здесь совмещаются классика и модерн, массовые песни-марши и мелодии для гавайской гитары, джаз и эстрадные песенки. III часть. Lento – серьезная медитативная часть с вкраплением «всякой всячины» из-за сцены. Основная тема у струнных воплощает гармонию подлинного искусства. IV часть – сквозная политематическая композиция с кодой. Скорбным темам (похоронный марш Шопена, «Смерть Озе» Грига, «Dies irae») противопоставляются светлые, жизнеутверждающие (вальс Штрауса, Первый фортепианный концерт Чайковского). Кода – итог цикла, утверждение «земной гармонии» (C-dur, диатоника). Композитор дает новую трактовку и расширяет возможности жанра симфонии (полистилистика, театральность, импровизация). Гоголь-сюита (1981)
Сюита из музыки к спектаклю театра на Таганке «Ревизская сказка»: Увертюра. Детство Чичикова. Портрет. Шинель. Фердинанд VIII. Чиновники. Бал. Завещание. Оригинальный оркестр: струнные, фортепиано, орган, челеста, электрогитара.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 172. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |