Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Александр Константинович Глазунов.




(1865 – 1936)

Выдающийся композитор, дирижер, педагог, издатель, критик; директор Петербургской (Ленинградской) консерватории. Творческий путь Глазунова – около 50 лет. Традиции кучкистов, особенно Римского-Корсакова. Ведущий жанр – симфония (влияние Чайковского).

Круг образов: эпические, героические, уравновешенные, созерцательные; немало лирических страниц, иногда драматических. Работал во всех жанрах, кроме оперы. Национальный колорит опосредован.

Музыкальный язык: главенствует мелодия – гибкая, пластичная, обобщенного плана; гармонии ясные, классические; фактура плотная, насыщенная, массивная, часто полифоническая.

Имел звание доктора музыки Оксфордского и Кембриджского университетов.

Концерт для скрипки с оркестром a-moll (ор. 82).

Один из лучших инструментальных концертов русской классики. Одночастное произведение с чертами сонатности. Два крупных раздела: сонатное Allegro и Финал. Вместо разработки – медленный эпизод (играет роль второй части цикла).

Г.П. (соло скрипки) – взволнованная, патетическая: гибкая мелодия, изменчивая ритмика, хроматизмы, триольное сопровождение.

 

П.П. – светлая, безмятежная, лирическая: F-dur, диатоника, крупные длительности, подголоски.

Эпизод – Andante, Des-dur. Настроение философского раздумья, созерцательно-эпический образ.

Небольшая разработка развивает основные темы экспозиции. Реприза динамизирована.

Каденция – «вторая разработка». Лирико-драматическая, основана на Г.П. и П.П.

Финал – рондо, A-dur. Рефрен – лаконичный, жизнерадостный («золотой ход» валторн), эпизоды не контрастны. Постепенное динамическое нарастание. Заканчивается многократным повторением тоники A-dur.

Симфония № 5 B-dur.

Традиции эпического симфонизма Бородина, психологизм Чайковского. Эпическая драматургия: спокойное, уравновешенное развитие, преобладают лирико-задушевные и величавые образы. Традиционный четырехчастный цикл.

I часть. Медленное вступление – торжественная, величавая тема по звукам трезвучия, унисонное изложение, низкий регистр, имитационное развитие. Г.П. – жизнерадостная, устремленная (трансформированная тема вступления), 3/4, Allegro, трехчастная форма. Связующий раздел – переход к П.П. на доминантовой гармонии. П.П. – лирическая, нежная, образно дополняет Г.П. «Романс без слов», плавная мелодия у деревянных духовых, арфовое сопровождение, переменный лад. Заключительный раздел – Г.П. и П.П. в контрапункте. Разработка трехчастна, лирико-эпического характера, без резких контрастов. Реприза сжата и динамизирована. Кода – светлая, радостная. Торжественное звучание интонаций Г.П. и П.П. в контрапункте.

II часть – Скерцо. Сочетание пейзажности, сказочности и жанровой зарисовки. Рондо. Рефрен – легкий, «колючий»: высокий регистр, staccato духовых. Первый эпизод – грубоватый, юмористический (однообразное повторение угловатой попевки). Второй эпизод – «девичий хоровод», интонации народных наигрышей, арфа, колокольчики, треугольник.

III часть – Andante, сложная трехчастная форма. Лирический центр симфонии. Романсовая мелодика, основная тема вальсовая (6/8), Es-dur, триольное сопровождение. Средний раздел – суровый, драматический; сопоставление минорных трезвучий далеких тональностей. Реприза мажорная, романтически приподнятая. Кульминация в коде.

IV часть – монументальный торжественный финал. Моноритм. Вступление – призывная, фанфарная тема, квартовые интонации. Г.П. – волевая, стремительная. П.П. – эпическая, богатырская; низкий регистр, «топочущая» тема. Вместо разработки – эпизод (es-moll): синкопы, пульсирующий тонический бас, затем новая песенная тема. Динамическая реприза. Кода на темах вступления и эпизода – победный марш.

«Раймонда»

Лучший из трех балетов Глазунова. Либретто М.Петипа по сценарию Л.Пашковой. Исторические факты свободно переплетаются с вымыслом и фантастикой. Много дивертисментов, красочных эффектных сцен. Благодаря музыке

балет воспринимается как цельное симфоническое произведение. Система лейтмотивов, из которых ведущей является тема Раймонды.

Антракт ко 2 картине (сон Раймонды) – нежный лирический ноктюрн. Des-dur, Andante, скользящие хроматизмы, параллельные терции (два кларнета), в сопровождении широкие гармонические фигурации.

Сергей Иванович Танеев

(1856 – 1915)

Талантливый композитор Московской школы, ученый-теоретик, педагог, пианист, музыкально-общественный деятель. «Музыкальная совесть Москвы», один из самых образованных музыкантов своего времени. Закончил Московскую консерваторию как композитор и пианист. Танеева привлекали философия, история, естествознание, живопись, литература, математика, шахматы.

Содержание творчества: глубокая идейность, философичность, высокие этические проблемы => «интеллектуализм». Характерны сдержанность в выражении чувств, сплав лирического и эпического. Преклонялся перед музыкой композиторов XVIII века (Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт) => эстетика и жанры того времени.

Писал симфонии, увертюры, инструментальные ансамбли, фортепианные сочинения; много хоровой музыки, одна опера «Орестея». Работал с украинским, русским и кавказским фольклором. Научные труды: «Подвижной контрапункт строгого письма», «Учение о каноне».

Музыкальный язык Танеева впитал в себя разные источники от музыки добаховского периода до современного музыкального творчества. Большое влияние классики (венская школа, мангеймская школа), европейского романтизма; традиции русских композиторов (Чайковский). Огромна роль полифонии.

«Иоанн Дамаскин», op. 1

1884 год. Кантата на текст А.Толстого из одноименной поэмы. Памяти Н.Рубинштейна. Иоанн из Дамаска (VII-VIII вв.) – поэт-гимнолог, знаменитый христианский церковный писатель. Восьмая глава поэмы Толстого представляет собой тропарь, сложенный Дамаскином как утешение для брата умершего монаха. Танеев использует религиозные подлинные древнерусские песнопения. В кантате господствуют скорбные, суровые, лирико-драматические образы (тема смерти).

I часть –Adagio. Вступление на теме «Со святыми упокой». Инструментальный хорал, скорбный, сосредоточенный, возвышенный. Основной раздел сочетает сонатность и фугу. Г.П. «Иду в неведомый мне путь» – fis-moll, речевые интонации, триольное сопровождение, арфовые аккорды. П.П. «Мой взор угас» не контрастна главной.

II часть – Andante. «Но вечным сном пока я сплю» – светлый возвышенный хорал, Des-dur.

III часть – Allegro. Фуга, кульминация цикла. Основная тема – «В тот день, когда труба вострубит», в контрапункте «Со святыми упокой». Кода – просветленная, на теме «Со святыми упокой».

Симфония c-moll

1896-1898 гг.

Наивысшее достижение симфонического творчества Танеева. Традиции Чайковского, героика Бетховена. Классический четырехчастный цикл:

I часть – сонатное Allegro, «завязка драмы».

II часть – лирическое Adagio.

III часть – жанровое скерцо.

IV часть – «Борьба и победа». Торжественный финал.

Принцип монотематизма (интонационное родство тем при различном их характере). Цельность структуры и непрерывность развития.

I часть. Вступление – тема-тезис, «зерно» симфонии – яркая, фанфарная. Широкий восходящий скачок + нисходящая м2, в сопровождении – тремоло. Интонация тритона. Имитационное развитие, преобладают мотивы жалобы, стона. Тема вступления неоднократно появляется в дальнейших частях симфонии. Г.П. – активная, устремленная, на интонациях и ритмах тезиса (тема вступления в обращении). П.П. – As-dur, спокойная, лирическая, «манящая мечта». Тембр струнных, диатоника. Заключительный раздел – активный, драматичный; фугато, новая печальная тема. Классическое повторение экспозиции. Разработка – напряженная, драматичная, три раздела: 1) на темах заключительной партии и вступления; 2) фугато; 3) на теме П.П., подголоски из заключительного раздела экспозиции. Репризу начинает тема-тезис, Г.П. без существенных изменений, П.П. звучит более насыщенно, с неожиданными тональными сдвигами. Заключительный раздел расширен (остинатный кадансирующий мотив в басу, чеканный ритм).

II часть – возвышенно-светлая, философски-созерцательная лирика, сложная трехчастная форма. Основная тема – синтез интонаций Г.П. и П.П. I части; широкая, выразительная мелодия (скрипки, валторны и деревянные духовые). Средний раздел – столкновение двух контрастных образов: 1) новая тема в басах, «трудное восхождение»; 2) «пастушеский наигрыш». Реприза динамизирована, полифонична.

III часть – жанровая юмористическая зарисовка, трехчастная форма. Основная тема – стремительная, легкая, с четким ритмом и неожиданными акцентами на слабых долях, staccato (гобой). Преобладает моторное движение. В среднем разделе – отголоски тем I и II частей.

IV часть возвращает в атмосферу борьбы. Г.П. – ритмически преображенная Г.П. I части (в двудольном размере), более активная, маршевая. П.П. – суровая басовая тема из середины Adagio, трагического характера. В разработке борьба становится еще более напряженной, полифонически развиваются все элементы Г.П., темы вступления, П.П. Реприза сжата. Кода – синтез основных тем симфонии, объединенных общим характером радостного жизнеутверждения: начальная фраза основной темы и пасторальный мотив из середины Adagio, заключительная тема I части, тема-тезис.

Вокальное творчество

Около 40 романсов, многое осталось в рукописях. Поэты: Эллис (Л.Л.Кобылинский), А.А.Фет, А.В.Кольцов, Я.П.Полонский, Н.А.Некрасов и др. Содержание романсов многообразно, преобладают философские и лирические.

Традиции Чайковского: обобщенное воплощение текста, стройные совершенные формы, равноправие вокальной и фортепианной партий.

«Бьется сердце беспокойное», слова Некрасова – редкий для Танеева драматический романс. Ритмическая пульсация, короткие фразы голоса, «реплики» фортепиано => прерывистая речь.

«В дымке-невидимке», слова Фета. Мечтательно-светлая лирика, лунный пейзаж. Andante, Des-dur, нисходящие попевки в вокальной и фортепианной партиях, тоникальность.

«Когда, кружась, осенние листы», слова Эллиса (из Стеккетти). Элегия в духе глинкинских: гармонические фигурации сопровождения, напевно-декламационная мелодия, ровное непрерывное движение восьмых, Andante, d-moll, тема смерти.

«Сталактиты», слова С.Прюдома в переводе Эллиса. Настроение скорби, трагического оцепенения. Основной образ – уже во вступлении (капли – слезы). Adagio, гармоническая неустойчивость, речевая мелодия.

«Менуэт», слова Шарля д’Ориаса в переводе Эллиса. Общественно-политическая тематика (Франция накануне буржуазной революции). Сложная трехчастная форма. Основная тема – галантный светский менуэт (слабые окончания, четная структура, трехголосная фактура). Средний раздел – на популярной песне французской революции «Ca ira». Третий раздел – репризный, кульминация – « Сеньора, ваш конец на плахе!..». Заключение – отзвуки песни «Ca ira» в трагическом фа миноре.

Антон Степанович Аренский

(1861-1906)

Композитор, пианист, дирижер, педагог. Ученик Н.А.Римского-Корсакова. Лирик по складу дарования, работал в инструментальных жанрах. С 1882 года преподавал в Московской консерватории.

Творческое наследие: 3 оперы, балет «Египетские ночи», 2 симфонии, кантаты, сюита для оркестра g-moll; для фортепиано с оркестром – концерт и фантазия на темы Рябинина, камерно-инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы, романсы, баллады для голоса с оркестром, «Задачи по гармонии».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...