Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вокальный цикл из шести романсов на слова А.С.Пушкина (1935)




Лирика философского характера, стихи-размышления, образы природы. Главная тема – одиночество, разлука с друзьями, тяжелые предчувствия.

«Роняет лес багряный свой узор» – печальный и мужественный монолог, осенняя природа. «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер» – сумрачный холодный пейзаж, раздумье, одиночество. «Предчувствие» – по характеру суровый; возникающий женский образ – надежда, весенние чувства. «Подъезжая под Ижоры» – жизнерадостный, искрящийся юмором финал (С-dur, пульсирующий аккордовый аккомпанемент, восходящие квартовые интонации).

«Курские песни» (1964)

Семичастный цикл для смешанного хора и симфонического оркестра. Песни (народные) объединяются темой женской доли, нелегкой судьбы русской крестьянки. Две первые части – «Зеленый дубок» и «Ты воспой, воспой, жавороночек» – воплощают пору девичества, мечты о счастье. «В городе звоны звонят» – обряд благословения. «Ох, горе, горе лебедоньку моему» – нежная и печальная песня о замужней дочери. Драматургический перелом происходит в пятой песне – «Да купил Ванька себе косу для свово покосу». Это семейная драма – неверность мужа, горе жены. «Соловей мой смутный» – печальное раздумье о женской доле в чужой семье. «За речкою да быстрою четыре двора» – народное веселье.

Обратившись к фольклорному материалу, композитор создал самобытно-неповторимую, яркую музыку «свиридовского» характера (глубокое вживание в поэтический текст, бережное отношение к народным напевам). Свиридов выразил глубинную суть духовного мира народа, его характера.

В дальнейшем творчестве композитора – интерес к образам, культуре, нравственным идеалам Древней Руси, эпохе русского средневековья: «Маленький триптих», некоторые хоры на стихи Есенина, концерт памяти А.Юрлова, музыка к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» и ряд других произведений.

«Поэма памяти Сергея Есенина» (1956)

Для смешанного хора, солиста (тенор) и симфонического оркестра. Эпиграф: «…Любовь к родному краю меня манила, мучила и жгла». 10 частей. Свиридов выбрал стихи Есенина, написанные в 1910 – 1924 годах; первые шесть созданы до 1916 года => Русь дореволюционная. Доминирует лирическая тема, тесно связанная с социально-исторической и гражданской. Кантатно-ораториальный тип музыки.

В поэме две образные сферы: 1) лирико-созерцательная, развивается по нисходящей; 2) активная, действенная, жизнеутверждающая (усиливается к концу).

1. «Край ты мой заброшенный». Картина бескрайних полей, бедной деревеньки. Andantino, нисходящая мелодия, диатоника, долгие аккорды сопровождения, пустые квинты, колокольность => печаль, тоска.

2. «Поет зима, аукает». Зимняя вьюга, метель. Allegro, forte, пульсация шестнадцатых, восходящие квартовые попевки. Унисоны то женского, то мужского хора. Средний раздел – жалобный, «пташки малые».

3. «В том краю, где желтая крапива» – монолог солиста, образно перекликается с первой песней. Задушевная песенная мелодия, подголоски в оркестре.

4. «Молотьба». Сцена из деревенской жизни; тяжелый, но радостный крестьянский труд. Вступление – «раннее утро». Мерные аккорды сопровождения, «скандирующая» мелодия, деревянные палки (в оркестре), пентатоника, тяжеловесная поступь.

5. «Ночь под Ивана Купала». Волшебный, таинственный пейзаж, шорохи природы. Тремоло, pianissimo, органный пункт, «заклички» женского хора. Рефрен «Ой, Купала, Купала».

6. «Ночь под Ивана Купала» (продолжение). Солист в сопровождении хора и оркестра. Тихие звучности, прозрачная фактура, былинная мелодия, челеста.

7. «1919» – пустынный пейзаж (разоренная деревня), яркий драматизм. Хоровой плач (как у Мусоргского), нисходящие секунды, контрастная динамика, es-moll.

8. «Крестьянские ребята» – в духе частушек, ритм танца «Яблочко», скороговорка.

9. «Я последний поэт деревни». Скорбный монолог, лирическая исповедь. Largo, pianissimo, кварто-квинтовые попевки. Пустые квинты в оркестре, колокольность, gis-moll.

10. «Небо – как колокол» – торжественный гимнический финал. Tutti, fortissimo, колокола, смешанный хор, мерные многозвучные аккорды.

«Пушкинский венок» (1979)

Концерт для хора в десяти частях. Состав: бас (соло), смешанный хор, ударные, фортепиано, арфа. «Не только венок из пушкинских стихов, но и лавровый венок поэту» (Свиридов).

Традиции мировой музыкальной культуры: печально-удалая народная песня, задушевный русский романс XIX века, торжественный кант и православная литургия, имитационная полифония и «восточные» мотивы, эхо-эффекты (французский шансон XV-XVI веков) и многое другое. «Живая связь времен».

1.  «Зимнее утро» – торжественный, ликующий гимн русской природе. Трехчастная форма. Секстовый зачин, диатоника, D-dur, хоральный склад. Средний раздел – сумрачный, минорный. Первая песня – это магистрал, сконцентрировавший все темы и мотивы цикла: начало круговорота времен года, мотивы сна и пробуждения, воспоминаний и т.д.

2. «Колечушко-сердечушко» – горестная, жалобная песня. Соло сопрано, перекличка мужских и женских голосов, интонации плача, тоникальность (e-moll). В кульминации – диссонансы.

3. «Мери» – хрупкий, воздушный женский образ. Грациозный ритм (12/8), «прозрачное» четырехголосие. Не столько портрет, сколько отношение к ней поэта (трепетное, бережное).

4. «Эхо». Тема судьбы и назначения художника. Суровые мелодические фразы басов, долгие аккорды хора (фон), эффект двойного эха.

5. «Греческий пир». Драматургический центр концерта, об основном постулате античной философии: чувстве меры. Ударные в сопровождении, колокольность.

6. «Камфара и мускус» – комическая сценка. Характеристика старика – мужской хор, хроматизмы, переменный размер, ударные. Молодая красавица – «взлетающий» аккорд арфы, кокетливый танцевальный ритм.

7.  «Зорю бьют». Пейзаж, размышление о прошлом. Начальные аккорды хора (без слов) – образ ночного неба, сигнал трубы (сопрано за сценой) – напоминание о скоротечности жизни, соло баса – речевые интонации на фоне долгих аккордов.

8. «Наташа» – лирическое интермеццо, воспоминание.

9. «Восстань, боязливый». Поединок человеческой души с силами тьмы. Первый раздел – суровое звучание хора, строгая полифония. Второй раздел – спокойный, сосредоточенный; соло альта (молитва).

10. «Стрекотунья-белобока» – жизнерадостный юмористический финал. Инструментальная трактовка хора, солирующие голоса; имитация шумов, птичьих криков.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...