Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III действие. Вступление. Появление Одиллии с Ротбартом.




Болеро. Неаполитанский танец. Чардаш. Мазурка.

Па-де-де Одиллии и Зигфрида (сцена обольщения).

IV действие. Вступление.

Финал.

«Щелкунчик»

Увертюра.

I действие. Марш. Битва игрушек и мышей. Вальс снежинок.

II действие. Испанский танец (шоколад). Арабский танец (кофе). Китайский танец (чай). Трепак. Танец пастушков. Вальс цветов.

Па-де-де. Вариации танцовщика (принц Оршад).

Вариации танцовщицы (танец феи Драже).

Вокальное творчество

Романс – один из центральных жанров в творчестве Чайковского (109). Большинство – лирические. Характерна романтическая приподнятость, в текстах – стремление к идеалу. Есть пейзажи, бытовые зарисовки, драматические романсы. Жанр – чаще монолог.

Круг поэтов (в основном, современники): А.Н.Майков, Я.П.Полонский, А.К.Толстой, А.А.Фет, Л.А.Мей, 2 романса на стихи А.С.Пушкина, из зарубежных – И.В.Гёте, Г.Гейне.

Главное выразительное средство – мелодия: распевная, широкого дыхания, пластичная, текучая, часто с речевыми и декламационными интонациями. Велика роль фортепианной партии: прелюдии, интерлюдии, постлюдии; наравне с вокальной партией создает музыкальный образ. Формы: куплетно-вариационные, репризные.

«Отчего» на слова Гейне (перевод Мея). Романтический образ, единая линия развития. Кульминация – в конце романса. Триольное сопровождение придает элегичность звучанию, мелодия «вырастает» из начальной попевки.

«Средь шумного бала» на слова А.Толстого – лирическая миниатюра в ритме вальса, признание в любви. Речевая мелодия, прозрачный аккомпанемент, речевая свобода. Трехчастная форма, динамическая реприза.

 «То было раннею весной» на слова А.Толстого – воспевание природы и пробуждающегося чувства любви. Светлый, радостный характер утверждается уже во вступлении. Кульминация – в конце второй строфы: «О, счастье! О, жизнь!».

«День ли царит» на слова А.Н.Апухтина – гимн любви. Куплетно-вариационная форма, в конце каждой строфы – кульминация. Взволнованно-патетические интонации, в партии фортепиано – стремительные арпеджированные пассажи.

В жанре «русской песни» (протяжной) написаны романсы «Я ли в поле да не травушка была» на слова И.З.Сурикова, «Кабы знала я, кабы ведала» на слова А.Толстого. Куплетно-вариационная форма, свободный метр, плагальность, народно-песенные интонации, нисходящие попевки.

«Благословляю вас, леса» на слова А.Толстого (из поэмы «Иоанн Дамаскин») – лирико-философский романс, гимн природе. Медленное сурово-сосредоточенное вступление, декламационная мелодия. Кульминация – в конце второй строфы.

«Растворил я окно» на слова Романова – пейзажная лирика, речевая мелодия, вальсовый аккомпанемент.

Циклы: «16 детских песен» на слова А.Н.Плещеева, 6 романсов на стихи Д.М.Ратгауза. Из последнего цикла самый драматический характер носит романс «Снова, как прежде, один». Настроение глубокой скорби, трагического оцепенения. Мелодика речевая, основанная на нисходящих и секундовых попевках; мерное аккордовое сопровождение.

Анатолий Константинович Лядов.

(1855 – 1914)

Талантливый композитор, педагог, дирижер; ученик Н.А. Римского-Корсакова. Потомственный музыкант. В своем творчестве опирался на фольклорные жанры и тексты. Очень любил русскую песню, использовал цитаты в своих произведениях. Характерно глубокое проникновение в народное искусство: мелодика, лады, тембры, гармония и т.д. Традиции Глинки, Бородина, Римского-Корсакова.

Круг образов: спокойные, светлые, жизнерадостные, юмористические, в большинстве своем лирические. Близка народная сказочная фантастика. Работал в инструментальных и симфонических жанрах, много обработок народных песен. Миниатюрист. Для стиля композитора характерны тщательная отделка деталей музыкальной ткани, прозрачность фактуры, лаконичность формы, изысканный вкус.

Фортепианное творчество.

Наибольшая часть инструментального наследия. Влияние Шопена и Шумана. Большинство произведений – миниатюры: 24 прелюдии, циклы «Бирюльки» и «Арабески», мазурки, программные и непрограммные пьесы, два цикла вариаций (на польскую тему и тему Глинки).

«Про старину». Развернутая программная пьеса. Навеяна песнями Баяна («Руслан и Людмила» Глинки) и третьей частью «Богатырской» симфонии Бородина. Медленное вступление: аккорды арпеджиато (гусли), былинная мелодия. Основной раздел – мужественный, героический, на теме народной песни «Подуй, подуй, непогодушка»; 5/4, остинатный бас, пентатоника.

«Музыкальная табакерка». Юмористическое произведение, воспроизводящее звучание механической игрушки. Простенький вальс, высокий регистр, трели и форшлаги, однообразная динамика, повторность попевок. Очень популярна.

Прелюдии. Традиции Шопена. Преобладают лирические образы; миниатюрные формы, мелодика народного склада. Прелюдия си-минор ор. 11 № 1 – спокойная, лирико-драматическая. Мелодия – народная протяжная песня «И что на свете прежестоком». Moderato, полиритмия, триольное сопровождение.

Симфоническое творчество.

Ведущий жанр в последнее десятилетие жизни. Сказочные и народные образы. Программность, миниатюризм. Одночастные произведения: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Сюита «Восемь русских народных песен для оркестра».

«Кикимора». Литературная программа из сборника Сахарова «Сказания русского народа». Медленное вступление (Adagio): 1 тема – «У кудесника в каменных горах» – сумрачная, зловещая (низкие духовые, ползущие хроматизмы, увеличенные трезвучия, долгие ноты); 2 тема – «колыбельная» – у английского рожка на фоне засурдиненных струнных; 3 тема – короткий мотив у флейты-пикколо; 4 тема – «хрустальчатая колыбелька» – челеста. Основной раздел (Presto) – «Выросла Кикимора»: стремительное движение, единый образ. Ведущий тембр – флейта-пикколо. Холодная инструментовка, острые акценты, увеличенные созвучия, ладовая неустойчивость.

«Волшебное озеро» – «сказочная картинка» (Лядов). Любимое симфоническое произведение композитора. Сказочный пейзаж, созерцательно-лирический образ.

Господствует красочное звукописное начало. Музыкальная ткань состоит из коротких мотивов (нет законченных тем). На первом плане – гармония, тембры, фактура. Объединяющим элементом служит фон: колышущиеся фигурации струнных, тремоло, трели, ритм баркаролы. Звучание ограничено оттенками р и рр, лишь иногда доходя до f. Эпизод «мерцающих звезд» – арфа и челеста.

«Восемь русских народных песен для оркестра». Сюита из обработок песен, взятых Лядовым из собственных сборников. Принцип контраста: образного, жанрового, темпового.

1 часть «Духовный стих» – пение калик перехожих. Архаический, эпический образ. Псалмодия, узкий диапазон, вариации остинато.

2 часть «Коляда-Маледа» – календарно-обрядовая песня; два народных напева.

3 часть «Протяжная» – лирическая, задушевная; ведущий тембр – струнные. Начинают виолончели, одноголосный запев – «хоровой» припев.

4 часть «Шуточная» («Я с комариком плясала») – миниатюрное жизнерадостное народное «скерцо». Высокий регистр, острые штрихи, трели скрипок.

5 часть «Былина о птицах» – сочетание эпики, юмора и фантастики. Короткая попевка из трех звуков, нисходящие малые терции, форшлаги и трели, увеличенное трезвучие.

6 часть «Колыбельная» – нежная лирическая; плагальное сопровождение, засурдиненные струнные.

7 часть «Плясовая» – радостная; G-dur, Allegro, pizzicato струнных (балалайки), высокий регистр, пульсация на тоническом звуке, малая флейта, бубен.

8 часть «Хороводная» – картина народного праздника; аккордовая фактура (tutti), вариационное развитие, подголоски, трехчастная форма.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...