Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III действие. Вступление. Появление Одиллии с Ротбартом.
Болеро. Неаполитанский танец. Чардаш. Мазурка. Па-де-де Одиллии и Зигфрида (сцена обольщения). IV действие. Вступление. Финал. «Щелкунчик» Увертюра. I действие. Марш. Битва игрушек и мышей. Вальс снежинок. II действие. Испанский танец (шоколад). Арабский танец (кофе). Китайский танец (чай). Трепак. Танец пастушков. Вальс цветов. Па-де-де. Вариации танцовщика (принц Оршад). Вариации танцовщицы (танец феи Драже). Вокальное творчество Романс – один из центральных жанров в творчестве Чайковского (109). Большинство – лирические. Характерна романтическая приподнятость, в текстах – стремление к идеалу. Есть пейзажи, бытовые зарисовки, драматические романсы. Жанр – чаще монолог. Круг поэтов (в основном, современники): А.Н.Майков, Я.П.Полонский, А.К.Толстой, А.А.Фет, Л.А.Мей, 2 романса на стихи А.С.Пушкина, из зарубежных – И.В.Гёте, Г.Гейне. Главное выразительное средство – мелодия: распевная, широкого дыхания, пластичная, текучая, часто с речевыми и декламационными интонациями. Велика роль фортепианной партии: прелюдии, интерлюдии, постлюдии; наравне с вокальной партией создает музыкальный образ. Формы: куплетно-вариационные, репризные. «Отчего» на слова Гейне (перевод Мея). Романтический образ, единая линия развития. Кульминация – в конце романса. Триольное сопровождение придает элегичность звучанию, мелодия «вырастает» из начальной попевки. «Средь шумного бала» на слова А.Толстого – лирическая миниатюра в ритме вальса, признание в любви. Речевая мелодия, прозрачный аккомпанемент, речевая свобода. Трехчастная форма, динамическая реприза. «То было раннею весной» на слова А.Толстого – воспевание природы и пробуждающегося чувства любви. Светлый, радостный характер утверждается уже во вступлении. Кульминация – в конце второй строфы: «О, счастье! О, жизнь!». «День ли царит» на слова А.Н.Апухтина – гимн любви. Куплетно-вариационная форма, в конце каждой строфы – кульминация. Взволнованно-патетические интонации, в партии фортепиано – стремительные арпеджированные пассажи. В жанре «русской песни» (протяжной) написаны романсы «Я ли в поле да не травушка была» на слова И.З.Сурикова, «Кабы знала я, кабы ведала» на слова А.Толстого. Куплетно-вариационная форма, свободный метр, плагальность, народно-песенные интонации, нисходящие попевки. «Благословляю вас, леса» на слова А.Толстого (из поэмы «Иоанн Дамаскин») – лирико-философский романс, гимн природе. Медленное сурово-сосредоточенное вступление, декламационная мелодия. Кульминация – в конце второй строфы. «Растворил я окно» на слова Романова – пейзажная лирика, речевая мелодия, вальсовый аккомпанемент. Циклы: «16 детских песен» на слова А.Н.Плещеева, 6 романсов на стихи Д.М.Ратгауза. Из последнего цикла самый драматический характер носит романс «Снова, как прежде, один». Настроение глубокой скорби, трагического оцепенения. Мелодика речевая, основанная на нисходящих и секундовых попевках; мерное аккордовое сопровождение. Анатолий Константинович Лядов. (1855 – 1914) Талантливый композитор, педагог, дирижер; ученик Н.А. Римского-Корсакова. Потомственный музыкант. В своем творчестве опирался на фольклорные жанры и тексты. Очень любил русскую песню, использовал цитаты в своих произведениях. Характерно глубокое проникновение в народное искусство: мелодика, лады, тембры, гармония и т.д. Традиции Глинки, Бородина, Римского-Корсакова. Круг образов: спокойные, светлые, жизнерадостные, юмористические, в большинстве своем лирические. Близка народная сказочная фантастика. Работал в инструментальных и симфонических жанрах, много обработок народных песен. Миниатюрист. Для стиля композитора характерны тщательная отделка деталей музыкальной ткани, прозрачность фактуры, лаконичность формы, изысканный вкус. Фортепианное творчество. Наибольшая часть инструментального наследия. Влияние Шопена и Шумана. Большинство произведений – миниатюры: 24 прелюдии, циклы «Бирюльки» и «Арабески», мазурки, программные и непрограммные пьесы, два цикла вариаций (на польскую тему и тему Глинки). «Про старину». Развернутая программная пьеса. Навеяна песнями Баяна («Руслан и Людмила» Глинки) и третьей частью «Богатырской» симфонии Бородина. Медленное вступление: аккорды арпеджиато (гусли), былинная мелодия. Основной раздел – мужественный, героический, на теме народной песни «Подуй, подуй, непогодушка»; 5/4, остинатный бас, пентатоника. «Музыкальная табакерка». Юмористическое произведение, воспроизводящее звучание механической игрушки. Простенький вальс, высокий регистр, трели и форшлаги, однообразная динамика, повторность попевок. Очень популярна. Прелюдии. Традиции Шопена. Преобладают лирические образы; миниатюрные формы, мелодика народного склада. Прелюдия си-минор ор. 11 № 1 – спокойная, лирико-драматическая. Мелодия – народная протяжная песня «И что на свете прежестоком». Moderato, полиритмия, триольное сопровождение. Симфоническое творчество. Ведущий жанр в последнее десятилетие жизни. Сказочные и народные образы. Программность, миниатюризм. Одночастные произведения: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро». Сюита «Восемь русских народных песен для оркестра». «Кикимора». Литературная программа из сборника Сахарова «Сказания русского народа». Медленное вступление (Adagio): 1 тема – «У кудесника в каменных горах» – сумрачная, зловещая (низкие духовые, ползущие хроматизмы, увеличенные трезвучия, долгие ноты); 2 тема – «колыбельная» – у английского рожка на фоне засурдиненных струнных; 3 тема – короткий мотив у флейты-пикколо; 4 тема – «хрустальчатая колыбелька» – челеста. Основной раздел (Presto) – «Выросла Кикимора»: стремительное движение, единый образ. Ведущий тембр – флейта-пикколо. Холодная инструментовка, острые акценты, увеличенные созвучия, ладовая неустойчивость. «Волшебное озеро» – «сказочная картинка» (Лядов). Любимое симфоническое произведение композитора. Сказочный пейзаж, созерцательно-лирический образ. Господствует красочное звукописное начало. Музыкальная ткань состоит из коротких мотивов (нет законченных тем). На первом плане – гармония, тембры, фактура. Объединяющим элементом служит фон: колышущиеся фигурации струнных, тремоло, трели, ритм баркаролы. Звучание ограничено оттенками р и рр, лишь иногда доходя до f. Эпизод «мерцающих звезд» – арфа и челеста. «Восемь русских народных песен для оркестра». Сюита из обработок песен, взятых Лядовым из собственных сборников. Принцип контраста: образного, жанрового, темпового. 1 часть «Духовный стих» – пение калик перехожих. Архаический, эпический образ. Псалмодия, узкий диапазон, вариации остинато. 2 часть «Коляда-Маледа» – календарно-обрядовая песня; два народных напева. 3 часть «Протяжная» – лирическая, задушевная; ведущий тембр – струнные. Начинают виолончели, одноголосный запев – «хоровой» припев. 4 часть «Шуточная» («Я с комариком плясала») – миниатюрное жизнерадостное народное «скерцо». Высокий регистр, острые штрихи, трели скрипок. 5 часть «Былина о птицах» – сочетание эпики, юмора и фантастики. Короткая попевка из трех звуков, нисходящие малые терции, форшлаги и трели, увеличенное трезвучие. 6 часть «Колыбельная» – нежная лирическая; плагальное сопровождение, засурдиненные струнные. 7 часть «Плясовая» – радостная; G-dur, Allegro, pizzicato струнных (балалайки), высокий регистр, пульсация на тоническом звуке, малая флейта, бубен. 8 часть «Хороводная» – картина народного праздника; аккордовая фактура (tutti), вариационное развитие, подголоски, трехчастная форма. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |