Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Игорь Фёдорович Стравинский
(1882-1971) Выдающийся композитор, дирижер, русский по происхождению. «Человек 1001 стиля», «композитор-хамелеон», «музыкальный Протей». Творчество Стравинского отличается образно-стилистической множественностью. С 1907 года композитором создано около 100 различных опусов: 9 балетов, 4 оперы, 3 вокально-хореографических представления, 5 симфоний, 16 других сочинений для оркестра, 14 камерно-инструментальных произведений, 15 хоровых, 11 сочинений для фортепиано, 20 вокальных циклов и песен. Биографию Стравинского можно разделить на 4 периода по месту проживания:1) русский до 1914 года, 2) швейцарский до 1920 г., 3) парижский до 1939 г., 4) американский до 1971 г. По стилевым особенностям творчества можно выделить 3 этапа: 1. Русский, традиции Петербургской композиторской школы (ортодоксальный ученик Римского-Корсакова), влияние импрессионизма, ≈ до 1923 г. 2. Неоклассический (интерес к старинной музыке, увлечение философией), ≈ до 1953 г. 3. Сериальная техника, свободная додекафония. Стравинский – типичный представитель «чистого» искусства (искусства ради искусства), т.е искусства для знатоков. Композитор проявлял особый интерес к древнему и современному фольклору, ритуалам и обрядам, к балагану и лубку. Это более характерно для первого этапа творчества, когда формируется музыкальный стиль композитора: «попевочный» тематизм, свободный метроритм, остинатность, вариантное или вариационное развитие. В неоклассический период на смену русской тематике приходят античная мифология и библейские тексты (опера-оратория «Царь Эдип», «Симфония псалмов», балет «Орфей»). В поздний период творчества преобладает религиозная тематика. Стравинский одним из первых открыл новые музыкальные структуры и элементы фольклора, ассимилировал современные интонации (например, джаз), внес много нового в метроритмическую организацию музыки, оркестровку, трактовку жанров. Принципиальный новатор. Несомненно огромное влияние Стравинского на музыку XX века. Русские балеты: «Жар-птица» (1909-1910 гг.), либретто Фокина по мотивам русских сказок; «Петрушка» (1910-1911 гг.), либретто Стравинского, Бенуа, Дягилева; «Весна священная» (1912-1913 гг.), либретто Стравинского и Н. Рериха. Были написаны для дягилевских «русских сезонов» в Париже.
«Жар-птица». М. Равель: «Французская публика жаждала авангарда и «Жар-птица» соответствовала этой потребности». Вступление и Заколдованный сад Кащея – таинственный, мрачный образ (низкий регистр, глиссандо флажолетов, хроматизмы). Хоровод царевен – на теме русской народной песни «Как по садику», в духе Римского-Корсакова. Поганый пляс Кащеева царства – яростный, неистовый; остинатный синкопированный ритм, повторение одной попевки, ff. «Дрожит вселенная, и глыбами валятся кумиры лжебогов» (Бенуа). Колыбельная – соло фагота. «Петрушка», потешные сцены в 4-х картинах. Бенуа: «Балет-улица». Главные действующие лица – куклы. Фоном для драмы Петрушки служат развернутые картины народного масленичного гуляния (Петербург, ≈ 1830 г.). Рефреном через весь балет проходит тема гуляющей праздной толпы (гармошечный наигрыш). Драматургия складывается из многих кратких контрастных эпизодов. Крайние картины – массовые, уличные; средние – интерьерные. I картина. Открывается темой гулянья: на фоне гармошечного наигрыша призывные квартовые мотивы. Волочебники – «Далалынь». Шарманщик – «Под вечер осенью», метрическое смещение мелодии и аккомпанемента. Танцовщица – французская песня «Деревянная нога». Фокус (фокусник оживляет кукол) – таинственная мелодия флейты, рр. «Русская» – задорная, механическая (танцуют куклы), четкий ритм, квартсекундаккорды в параллельном движении. II картина. «У Петрушки». В музыкальной ткани – три лейттемы Петрушки: 1 тема – страданий Петрушки (политональная, по восходящим звукам трезвучия), 2 тема – проклятий (нисходящее трезвучие), 3 тема – мечтаний (думает о Балерине). III картина. «У Арапа». Танец Арапа – неуклюжий, внешне изысканный. Танец Балерины с корнетом в руках. Вальс – две цитаты Ланнера. В конце картины – ссора Петрушки с Арапом. IV картина. «Народное гулянье под вечер». Гармошечный наигрыш, мажорность. Танецкормилиц – «Вдоль по Питерской», «Ах, вы сени, мои сени». Танец кучеров и конюхов – «А снег тает…». Сцена с ряжеными – масленичная тема. Кульминация: преследование Петрушки Арапом. Смерть Петрушки (subito piano, хроматизмы, диссонансы). Окончание картины – на лейттеме Петрушки и гармошечном наигрыше. «Симфония псалмов» Сочинена к 50-летию Бостонского симфонического оркестра, 1930 г. Состав: мужской хор, хор мальчиков, оркестр без скрипок, альтов и кларнетов; 2 рояля, трактованные сухо и аскетично. Вокальные и инструментальные партии равнозначны. Стравинский объединил традиции католической и православной церковной музыки: григорианский хорал и знаменное пение, органная звучность и колокольность. Латинский текст. Псалмы 38, 39 и 150 из «Псалтыря». I часть. Прелюдия. Молитва грешника о ниспослании милосердия. II часть. Двойная фуга. Благодарность Всевышнему за полученную милость. III часть.Allegro – драматургический центр симфонии. Аллилуйя (восхваление, восславление Всевышнего). Концепция симфонии – путь от мрака и отчаяния к высшему торжеству и просветлению. Вокальное творчество Песни оказались началом и концом хронологического списка произведений композитора: романс «Туча» на сл. Пушкина – 1902 г., песня «Сова и кошечка» – 1966 г. Многие вокальные сочинения объединены в циклы. Большая часть романсов и песен написана в русский (по стилю) период, в основном в Швейцарии. В 20-50-е гг. композитор работал в крупных жанрах, вокальному творчеству не уделял внимания. В начале 50-х гг. были написаны 3 песни в додекафонной технике. Увлечение обрядами, ритуалами, старинным фольклором => циклы на народные слова. Подлинных цитат нет, но есть ощущение достоверности, русского колорита. Большое место занимает детская тематика. «Воспоминания о моем детстве», 1913 г.: «Сороченька», «Ворона», «Чичер-Ячер». 3 истории для детей,1915 – 1917 гг.: «Тилим-бом», «Гуси-лебеди», «Медведь» (сказка с песенкой). Произведения, написанные под влиянием джаза. Джаз заинтересовал Стравинского в 1918 г. После первого знакомства с новыми американскими произведениями им были написаны Рэгтайм и Танго в «Истории солдата», Рэгтайм для 11 инструментов, «Piano-Rag-music» для фортепиано, финал фортепианного концерта. По приезду в Америку в начале 40-х гг. композитор получает несколько заказов. «Цирковая полька». Написана по заказу Джорджа Баланчина для балета слонов. Юмористическая тяжеловесная, Стравинский цитирует «Военный марш» Шуберта. «Скерцо в русском стиле». По заказу Пола Уайтмена для специальной радиопередачи. Сначала для джазового ансамбля, затем – для обычного оркестра. Ассоциации с «Петрушкой». «Танго». Для фортепиано – 1940 г., для малого оркестра – 1953 г. Ведущий тембр – гитара. «Движения» для фортепиано с оркестром в 5-ти частях, 1959г. Серийный метод композиции в духе Антона Веберна (пуантилистическая техника). Регистровые переброски, тембровые «блики», отдельные красочные звуки. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953)
Гениальный композитор, пианист, дирижер. Творчество Прокофьева полностью принадлежит XX веку с его пестротой, многообразием стилей, экспериментов, поисков. Наследие: 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний, 9 инструментальных концертов, более 30 симфонических сюит и вокально-симфонических произведений, 15 сонат для различных инструментов, несколько инструментальных ансамблей, большое количество фортепианных произведений, музыка к спектаклям и кинофильмам, романсы и песни. Три периода творческого пути. Музыка Прокофьева воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнуто духом деятельной энергии. Содержание творчества чрезвычайно многообразно: лирика, оптимизм и драматизм в крайних проявлениях; характерны эпика и психологизм, юмор и гротеск. Стиль ясный, чёткий, иногда резкий, но всегда глубоко самобытный («прокофьевские» мелодика, гармония, ритмика, тембры и т.д.). Увлечение классицизмом =>классические формы и жанры (неоклассицизм). Традиции русских композиторов, особенно «кучкистов». Творчество Прокофьева расширило границы музыкально-выразительных средств, тем и сюжетов, являя собой передовое, новаторское явление современной эпохи. «Александр Невский» (1938-1939) Кантата для меццо-сопрано, хора и оркестра, op. 78. Написана на основе музыки к одноименному кинофильму С.Эйзенштейна. Семь частей, черты сонатности: вступление (I часть), экспозиция (II, III части), разработка (IV-VI части), реприза (VII часть). I ч. «Русь под игом монгольским». Картина опустошенной земли. 1 тема – унисон крайних регистров, тремоло; 2 тема – на интонациях плача. II ч. «Песнь об Александре Невском». Трехчастная форма. Крайние разделы – в духе старинных былин, средний раздел – батальная сцена («Ух, как бились мы»). III ч. «Крестоносцы во Пскове». 1 тема (инструментальная) – грозная, диссонантная, в низком регистре у медных духовых. 2 тема – католический хорал на латинский текст. В среднем разделе тема русских – жалобная, в духе протяжных. IV ч. «Вставайте, люди русские». Героический марш в духе походных солдатских песен, набат. Основная тема – смешанный хор, tutti. 2 тема – женская («На Руси родной»). V ч. «Ледовое побоище». Картина битвы на Чудском озере. Вступление (зимний пейзаж) – зловещее, мрачное, динамически приглушенное. «Скок свиньи» – crescendo, однообразный ритм. Католический хорал. Русские темы: из IV ч.,эпизод скачки, скоморошья. Момент столкновения – ударные, ff. Эпизод русской атаки – новая маршевая тема. Сцена гибели рыцарей – хроматические пассажи, арфа. Часть заканчивается темой «На Руси родной». VI ч. «Мертвое поле». В духе плачей и причитаний, с-moll. «Я пойду по полю белому…», соло меццо-сопрано. VII ч. «Въезд Александра во Псков». Торжественный, радостный финал. Звучат русские темы из II, IV и V частей. Фортепианное творчество Не менее значительно, чем оперы и балеты. Прокофьев был выдающимся пианистом, в совершенстве знал возможности инструмента. Крупные жанры (концерты, сонаты, циклы) и миниатюры. Стиль Прокофьева соединяет в себе неоклассицизм, романтизм, авангардизм, «варваризмы». Программность («Наваждение», «Сарказмы» и т.д.). «Мимолетности», ор. 22 (1915-1917 г.г.) Цикл из двадцати миниатюр. «В каждой мимолетности вижу я миры, полные изменчивой, радужной игры» (К.Бальмонт). В каждой пьесе – один образ, яркий, лаконичный. Чередуются по принципу контраста. Три основные образные сферы: лирика (1, 7, 8, 12, 13, 16, 17), скерцозность (3, 10, 11, 19), токкатность (14, 15,). Мимолетность №1 – мечтательная, поэтичная; «хрупкая» мелодия, изысканные альтерированные гармонии, хоральный склад, Lentamente. Мимолетность №7 – «арфа», возвышенная, импрессионистическая. Широкие гармонические фигурации, арпеджиато, в конце – восходящие пассажи. Мимолетность №10 («курица») – переклички терций, октавные восходящие скачки, стаккато, быстрый темп. Мимолетность №11 – гротескный танец (четкий ритм, стаккато, тираты).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 321. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |