Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Василий Сергеевич Калинников
(1866-1900) Композитор, дирижер, преподаватель пения, играл в оркестре на фаготе. Основная область творчества – симфоническая музыка. Традиции кучкистов и П.И.Чайковского. Творческое наследие: неоконченная опера «В 1812 году», кантата «Иоанн Дамаскин», 2 симфонии, 2 симфонические поэмы, фортепианные сочинения, хоры a capella, музыка к спектаклям, романсы. Симфония №1 g-moll (1895). Образы: русские пейзажи, душевные переживания, юмористические зарисовки. Классический четырехчастный цикл. Яркие запоминающиеся мелодии. Александр Николаевич Скрябин (1872-1915) Талантливый композитор, пианист; ученик С.И.Танеева. Личность Скрябина в русской музыкальной культуре обособлена: яркое индивидуальное дарование, философские взгляды, грандиозность замыслов. Философия композитора – субъективный идеализм (мир – плод собственного воображения). По характеру Скрябин был мечтательным, нервным и болезненно реагирующим на негативные явления жизни человеком => главным содержанием творчества явилось изображение собственного внутреннего мира, многообразие чувств от «высшей утонченности» до «высшей грандиозности». Наследие: · для фортепиано – 90 прелюдий, 26 этюдов, 29 поэм, 21 мазурка, экспромты, вальсы, 10 сонат, концерт, программные и непрограммные пьесы; · для оркестра – 3 симфонии, симфонические поэмы «Мечты», «Поэма экстаза», «Прометей». Была задумана «Мистерия» (грандиозный спектакль с танцами, музыкой, цветовыми эффектами, в котором участвовало бы все человечество). Музыкальный язык Скрябина глубоко своеобразен, сочетает традиции позднего романтизма (Р.Вагнер), импрессионизма, экспрессионизма, символизма. Мелодика преимущественно инструментального плана, «изломанная», с многочисленными скачками и хроматизмами. Ритмика сложная, экспрессивная, изменчивая, «полетная». Гармонии красочные, многозвучные, альтерированные; ладовая система усложнена до предела, вплоть до атональности. Фактура многослойная, насыщенная подголосками, полипластовая. Фортепианное творчество Центральная область наследия. Большинство произведений – миниатюры. Характерна программность (например, «Хрупкость», поэмы «К пламени», «Сатанинская» и т.д.). 24 прелюдии opus 11 (1888-1896). Создавались в России, Франции и Германии. «Энциклопедия» скрябинских образов и настроений. Прелюдии лаконичны, в них развивается один образ, чередуются по принципу контраста. Прелюдия №2 a-moll – задумчивая, мечтательная, чуть печальная. Инструментальная мелодия, короткие фразы и мотивы, ровное течение аккомпанемента. Прелюдия №4 e-moll – хрупкая, утонченная, мечтательная. Мелодия – в нижнем регистре, мерные аккорды сопровождения в верхнем. Нисходящие скользящие хроматизмы. Прелюдия №5 D-dur – лирическая, спокойная, безмятежная. Контрапункт мелодии и линии баса, аккордовый аккомпанемент в среднем регистре. Прелюдия №10 cis-moll – суровая, драматическая. Двухчастная репризная форма. Мелодия складывается из коротких нисходящих мотивов, crescendo до ff; в заключении – акцентированный тонический звук. Прелюдия №14 es-moll – мятежная, взволнованная, устремленная. Presto, 15/8, непрерывное моторное движение, восходящие ямбические кварты, репетиции. Прелюдия №15 Des-dur – спокойная, лирическая, «русская». Диатоника, переменный лад, Lento, трехголосная фактура, движение параллельными секстами и терциями. «Две поэмы» opus 32. Две полярные образные сферы: утонченность и грандиозность. Первая поэма Fis-dur – мечтательная, полетная. Изысканно-причудливая, изменчивая ритмика, томная мелодия звучит на фоне мягких фигураций. Ощущение прозрачности, тонкости музыкальной ткани. Сложный период. Вторая поэма D-dur – волевая, героическая. Трехчастная форма. Декламационная мелодия с ямбическими мотивами, скачки; красочные диссонантные гармонии, аккордовая пульсация триолями, лейтритм.
Этюд opus 8 №12 dis-moll («Патетический»). Написан в 1893 году, прообраз – «Революционный этюд» Ф.Шопена. Мятежный, страстный, порывистый; декламационная мелодия с пунктирным ритмом на фоне «ломаных» гармонических фигураций. Соната №4 Fis-dur opus 30. Написана в 1903 году. Состоит из двух частей – медленного вступления и сонатного Allegro. Части тематически объединены и исполняются без перерыва. Вступление («Сперва звезда лишь мерцает вдали, манит к себе…») – тема «томления», хрупкая, прозрачная; красочные гармонии, подголоски. Allegro («Полет навстречу звезде, навстречу счастью») – Prestissimo, «порхающие» ритмы, Г.П. и П.П. не контрастны. Разработка, реприза – вихревые фигурации, «волевые» мотивы, полетные ритмы. Кода – торжественная, ликующая, на теме вступления: насыщенное, сочное звучание (все регистры), аккордовые репетиции триолями. «Далекая звезда превращается в ослепительно сияющее жгучее солнце». Симфоническое творчество Шесть произведений, пять из них написаны в зрелый период творчества. Традиции П.И.Чайковского и Л.Бетховена. Влияние программного симфонизма Ф.Листа. Содержание: борьба человека с враждебными силами, победа героя. Первая симфония (1899-1900) – 6 частей. Образы природы, тонкая лирика, драматизм; героический финал с хором. Вторая симфония (1902) – 5 частей. От сумрачных, сурово-драматических образов – к радости победы в финале. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 204. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |