Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Третий фортепианный концерт (1921 г.)
Самый гармоничный из инструментальных концертов. Равноправие оркестра и фортепиано, сочетание внешней виртуозности и глубины образного содержания. Трехчастный цикл. I часть. Сонатное allegro с медленным вступлением. Вступление (Andante) – задумчивая лирическая мелодия кларнета, подголоски в оркестре. Г.П. – «скомороший наигрыш». П.П. в жанре гавота с юмористическим оттенком (форшлаги, в сопровождении – кастаньеты). З.П. – стремительная, ломаные октавы. В разработке и репризе развиваются все темы экспозиции, особенно тема вступления. Кода – на тонико-доминантовом органном пункте. II часть. Andantino, форма – вариации. Тема написана в жанре гавота, первая вариация близка ей по характеру. Вторая и третья вариации – токкатные; четвертая – лирическая, в ритме колыбельной, пятая – марш. Часть заканчивается звучанием темы в своем первоначальном облике. III часть. Рондо, allegro. «Калейдоскоп» образов, танцевальность, карнавальность. Рефрен – угловатый, немного тяжеловесный, низкий регистр, унисоны, стаккато. Соната № 7 1942 год, ор. 83 6, 7 и 8 сонаты образуют триаду, написаны в 1940-1944 гг. «Симфонии для фортепиано»: масштабность, многотемность, глубина образного содержания. Соната № 7 закончена в Тбилиси, о военных событиях. Трехчастный цикл с единой линией развития. I часть. Г.П. беспокойная, тревожная (тональная неустойчивость, триоли, унисоны, «стучащий» мотив в басу). П.П. трагическая, «надломленная», на речевых интонациях (монолог); мелодика изломанная, со скачками на неустойчивые интервалы, переменный размер, Andantino. З.П. – скорбная, драматическая. Разработка очень напряженна («шумно, бурно»). Реприза зеркальная. II часть. Andantе. Возвышенный, сдержанный монолог. Сложная трехчастная форма, хоральный склад, мерная ритмика, хроматизмы. Средний раздел более драматичен, в репризе – колокольность. III часть. Токката: преобладает стремительное моторное движение. Размер 7/8, полиостинатность, «механистичность», crescendo к финалу. Симфоническое творчество. Основной жанр – симфония. Традиции эпического симфонизма Петербургской школы (Бородин, Глазунов). Образы: лирика, драматизм, эпос, жанровость («устойчивый мир в контрастах»). Симфонии Прокофьева тесно связаны с театральными жанрами. Симфония № 1 «Классическая»,ор. 25, D-dur, (1916-1917 гг.). «…Если бы Гайдн дожил до наших дней…» (Прокофьев). I часть (сонатное allegro) – скоморошья, II часть лирическая (Золушка или Джульетта), III часть – гавот, IV часть – веселое, озорное рондо. Симфония № 2, ор. 40, d-moll, (1924 г.). Симфония № 3, ор. 44, с-moll, (1928 г.). Создавалась параллельно с оперой «Огненный ангел», в образном плане много общего. Симфония № 4, ор. 47, G-dur, (1930 г.). Написана одновременно с балетом «Блудный сын». Симфония № 5, ор. 100, В-dur, (1944 г.). Перекликается с образами кантаты «Александр Невский» и оперы «Война и мир» (эпос, героика). Симфония № 6, ор. 111, es-moll, (1947 г.). Четырехчастный цикл. Симфония № 7, ор. 131, cis-moll, (1951-1952 гг.). Написана по заказу центрального радио для детской передачи => «Юношеская». Ее называют «прощальным» сочинением Прокофьева. Эпическая драматургия, преобладают лирические и скерцозные образы. I часть. Moderato, сонатное allegro. Г.П. спокойная, повествовательная, задумчивая; трехчастная форма, средний раздел – тревожный (стаккато деревянных духовых). П.П. вдохновенная, лирическая: широкий диапазон, песенные интонации на фоне гармонических фигураций. З.П. сказочная, фантастическая (колокольчики, стаккато духовых в высоком регистре). Разработка повествовательна, состоит из 3-х разделов, развиваются все темы экспозиции. Реприза сокращена. Кода – на мотиве главной партии. II часть. Вальс, сложная трехчастная форма. Основная тема – романтическая, полетная, устремленная; диалоги инструментов, F-dur, Allegro. Средний раздел минорный, политональный. Точная реприза. III часть. Andante. Основная тема – автоцитата (тема Татьяны из спектакля «Евгений Онегин»), возвышенная, задумчивая, хорального склада, As-dur. IV часть. Жизнерадостный, юмористический финал. Рондо-соната. Рефрен в ритме галопа, стаккато, глиссандо арфы. Первый эпизод маршевый (продолжение галопа), второй – токкатный («футбольный матч»), третий – «пионерский марш». Кода – побочная и заключительная партии I части. «Война и мир» Опера в 13-ти картинах по одноименному роману Л.Н.Толстого. Первая редакция – 1943 год, вторая – 1952. В произведении изображаются события периода 1809-1812 гг. В центре сюжета – лирико-психологическая драма. Оперу можно разделить на две половины: 1-7 картины – мирная жизнь, отношения Наташи Ростовой и Андрея Болконского, лирические сцены; 8-13 картины – военные события, образ народа, эпос. Система лейтмотивов. Эпиграф – хоровой пролог, суровый, величавый, написан в ораториальной манере: жесткие диссонантные аккорды, плагальность, неторопливое размеренное движение (в первой редакцией звучал перед 8 картиной). 1 картина. В доме Ростовых. Вступление – лейттема Наташи (флейта). Первое ариозо князя Андрея «Там все зазеленело» – тема весеннего обновления. Дуэт Сони и Наташи – пейзажная лирика; партия Наташи восторженная, порывистая. Второе ариозо князя Андрея «В ней есть что-то совсем, совсем особенное» – тема любви Андрея и Наташи, лирическая, вдохновенная. 2 картина. Бал у екатерининского вельможи. Вальс Наташи – трепетный, поэтический; это характеристика Наташи, еще одна ее лейттема. 3 картина. В особняке старого князя Болконского. Ариозо обиды Наташи – ползущие хроматизмы, диссонансы в оркестре. 4 картина. В доме Пьера Безухова. Первое ариозо Наташи «Чудо как хороша» (Наташа восторгается Элен) – на теме из дуэта 1 картины. Вальс обольщения. Второе ариозо Наташи (читает письмо Курагина) – темы любви, весеннего обновления, обиды. 6 картина. Неудавшийся побег Наташи с Курагиным из дома Ахросимовой. Диалоги, партия Наташи – речитативная, с долгими паузами, разделенная на слоги и слова на фоне остинатного пульсирующего ритма. 8 картина. Перед Бородинским сражением. Вступление (тема войны) – тяжелая поступь, интонации, близкие «Dies irae», диссонансы. Два народных хора: первый в духе протяжных, второй – солдатская походная песня. 10 картина. Совет в Филях. Диалоги, характеристика Кутузова. Ария Кутузова «Величавая, в солнечных лучах» (лейттема Москвы) – Andante, диатоника, плагальность, мелодика широкого дыхания. Хор «С нашим Кутузовым» завершает картину. 12 картина. Темная изба в Мытищах. Завершение лирической линии оперы. Невидимый хор «Пити-пити» (бред Андрея). В монологе Андрея – темы любви, весеннего обновления, Москвы, лейттема Наташи. Вторая половина картины – дуэтная. С появлением Наташи звучит вальс из второй картины. 13 картина. Смоленская дорога. Симфоническая картина метели, появление партизан, освобождение пленных. Эпилог – апофеоз победы; заключительный хор – торжественный марш на теме Москвы. «Ромео и Джульетта» Балет в 9-ти картинах, 4-х действиях, 1935-1936 гг., ор. 64. Номерная структура со сквозным развитием (многочисленные лейтмотивы). Вступление лирическое на трех темах: любви, Джульетты, Ромео. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |