Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дмитрий Дмитриевич Шостакович




(1906-1975)

Крупнейший композитор современности, педагог, дирижер, пианист. Творчество его многопланово и разнообразно по жанрам.

Наследие: три оперы (одна незаконченная), три балета, кантаты и оратории, музыкальные комедии и оперетты, инструментальные концерты (фортепианные, скрипичные, виолончельные), 15 струнных квартетов, другие камерно-инструментальные ансамбли (квинтеты, трио), 15 симфоний, симфонические сюиты и увертюры, музыка к кинофильмам, большое количество фортепианных сочинений, песни и романсы.

Содержание творчества Шостаковича отражает коллизии нашего времени, внутренний мир человека, протест против зла и насилия => гражданственность позиции. Газеты называли Шостаковича «музыкальным трибуном мира».

Продолжение традиций русских композиторов, прежде всего Мусоргского (социальная тематика, острое чувство несправедливости, умение в истории видеть проблемы современности) и Чайковского (психологизм). Центральное место занимают симфонии.

Музыкальный язык композитора претерпел значительную эволюцию. В зрелый и поздний периоды творчества огромную роль играют полифония, старинные жанры (например, пассакалия и менуэт) и полистилистика. В последние годы творчества – сериальная техника и сонористика. Для большинства сочинений Шостаковича характерны: строгая логика, острота конфликтов, философская глубина; немало юмористических и сатирических образов.

Симфоническое творчество

Самая значительная часть наследия. Характерны сложные философские концепции, многообразие человеческих переживаний. Образы: драматические, лирические, психологические; конфликт между добром и злом, размышления о смысле жизни. Большинство – традиционный четырехчастный цикл, но есть и эксперименты.

Симфония № 1 (1925 г.) – дипломная работа в консерватории. Четыре части; образы яркие, живые, оптимистические.

Симфония № 2 (1927 г.) – «Посвящение Октябрю», одночастная, на стихи Безыменского.

Симфония № 3 (1929 г.) – «Первомайская», одночастная с хоровым финалом, на стихи Кирсанова.

Симфония № 4 (1936 г.) – трагическая концепция, непрограммная, четырехчастная. Открывает триаду 4–6 симфоний (как у Чайковского, разные ответы на один вопрос). Переломное сочинение.

Симфония № 5 (1937 г.)

Произведение большой художественной силы и глубины, композитор предстает здесь зрелым мастером. «…Человек со всеми его переживаниями» (Шостакович). Путь героя от трагического мироощущения к радости жизни. Образы: драматические, лирические, скерцозные, жизнеутверждающие. Музыкальный язык сложен, неоднороден; мелодика выразительная, разговорная; сложная ладовая организация, красочные гармонии, полифонические приемы.

I часть. Сонатное Allegro. Экспозиция – «напряженный монолог героя». Г.П. написана в трехчастной форме (d-moll); первая тема сосредоточенная, неустойчивая, канонические имитации; вторая тема скорбно-лирическая, мелодия скрипок на фоне остинатного ритма в басах. Обе темы интенсивно развиваются. П.П. начинается в es-moll; это созерцательная лирика, чуть печальная. Мелодия складывается из долгих звуков разных октав на фоне колыбельного аккомпанемента. Трехчастная форма, в середине – пасторальное соло флейты и кларнета. Разработка состоит из двух разделов; первый строится на двух темах Г.П., в кульминации – злой, гротескный марш, второй – «борьба», преодоление злых сил, на начальном мотиве Г.П. и П.П. В конце разработки двойной канон. Реприза более эмоциональна, патетична. П.П. звучит в мажоре. Кода – на интонациях Г.П., замирание звучности, челеста.

  II часть. Скерцо, «калейдоскоп образов», «карнавал масок». Сложная трехчастная форма с трио. 1 тема в духе менуэта, чуть неуклюжая (низкий регистр, унисоны, 3/4). 2 тема – галантный менуэт (высокий регистр, мелизмы). 3 тема – бравурный «испанский» танец с острым пунктирным ритмом. 4 тема – пародия на торжественный марш духового оркестра. Трио камерное, лирическое. Кода – минорная тема трио, мажорная каденция.

III часть. Largo, сонатная форма без разработки. Лирико-психологические образы. Г.П. – сосредоточенное раздумье, «речевая» мелодия у струнных, хоральное сопровождение. В среднем разделе новая тема, напоминает колыбельную. П.П. скорбная, жалобная (короткие нисходящие мотивы на фоне тремоло скрипок). Реприза динамична и разработочна. Кода – успокоение.

IV часть, финал. «Через борьбу к победе». Г.П. маршевая, устремленная вперед, на фоне литавр. П.П. – лирическая песня-гимн на фоне гармонических пассажей. Вместо разработки лирический импровизационный эпизод. Реприза – предыкт к коде. Кода торжественная, ликующая на теме Г.П. в мажоре; длительное кадансирование.

Симфония № 6 (1939 г.) – трехчастная. Первая часть драматическая, вторая и третья – светлые, остроумные, жизнерадостные.

Симфония № 7 «Ленинградская» (1941 г.), ор. 60, C-dur.

Первое исполнение – 5 марта 1942 года в Куйбышеве. «Навеяна грозными событиями 1941 года. Это поэма о нашей борьбе, нашей грядущей победе» (Шостакович).

I часть. Наиболее яркая, «зримая». Экспозиция – «мирная жизнь советских людей» Г.П. – тема Родины, энергичная, мужественная, маршевая; широкие ходы, диатоника; диссонанс (fis) – предвестник конфликта. Трехчастная форма, в середине появляется грозный нисходящий мотив. П.П. спокойная, лирическая, в ритме колыбельной. Экспозиция заканчивается затиханием звучности, пейзажность (летняя ночь). Эпизод (фашистское нашествие) – тема и 11 оркестровых вариаций на фоне непрекращающейся дроби малого барабана. Тема сухая, отрывистая; прямолинейные, примитивные интонации. Постепенное нарастание динамики, добавление инструментов. 10 и 11 вариации – «апогей зла», «бронированное чудовище». Тема сопротивления – маршевая, на фоне аккордового аккомпанемента. Небольшой разработочный раздел. Реприза: Г.П. – траурный марш, аккордовые диссонансы; П.П. – трагический монолог фагота, «павшим героям». Кода – «воспоминания о прошлом». Интонации Г.П. и П.П. в мажоре, тема нашествия.

II часть. Moderato, трехчастная форма. «Лирическое скерцо, подернутое легкой дымкой грусти и мечтательности». 1 тема повествовательная, грациозная, мелодия у скрипок. 2 тема широкая, протяжная, у гобоя на фоне танцевального ритма струнных. Средний раздел – образы войны (диссонансы, жесткая отрывистая звучность). Реприза более сумрачная.

III часть. Adagio. Углубленные философские образы, «преклонение перед красотой природы». 1 тема хоральная, сосредоточенная, задумчивая. 2 тема – речитатив скрипок. 3 тема – пейзажная, у флейты (E-dur). Средний раздел разработочный, репризный – динамический, патетичный.

IV часть возвращает в тревожную атмосферу образов первой части. Картинность опосредована, нет четкой сонатности, разработочность. Основная тема волевая, устремленная вверх, пунктирный ритм. Вместо П.П. – скорбный, трагический эпизод в духе сарабанды. Разработка стремительная, драматическая. Реприза устремлена к коде, ускоряется темп. Кода – утверждение оптимистических образов; величавое, торжественное звучание Г.П. первой части.

Симфония № 8 (1943 г.) – более субъективна, чем Седьмая симфония, «осознание войны».

I часть – трагическая. II часть – воинственное скерцо.
III часть – токката («пляска смерти»). IV часть – пассакалия.

V часть – финал.

 

Симфония № 9 (1945 г.) – камерная, лаконичная. «Молодой Шостакович». Пять частей.

 

Симфония № 10 (1953 г.) – лирико-философская, психологические образы. Четырехчастная с оптимистическим финалом.

Симфония № 11 «1905 год» (1957 г.), ор. 103, g-moll.

Написана к 40-летию Октябрьской революции, о событиях «Кровавого воскресенья». Программность – название всей симфонии и каждой части. Цитаты: шесть революционных песен и темы из собственной хоровой поэмы «9 января». Нет сонатных Allegro, части исполняются без перерыва.

I часть «Дворцовая площадь». Сумрачный, зловещий образ. Тема Дворцовой площади – лейтмотив симфонии (пустые квинты, хроматизмы, усложненный минорный лад, рр). Триоли литавр, военный сигнал трубы, нисходящие секунды. Интонации песен «Слушай» (песня политкаторжан) и «Арестант». Заканчивается часть темой Дворцовой площади.

II часть «9 января». Allegro. Начинается темой народного волнения (триольные унисоны в низком регистре). Две темы из хоровой поэмы: «Гой ты, царь наш, батюшка» и «Обнажите головы». Вариационное развитие, полифонические приемы. Заканчивается «холодной» темой Дворцовой площади.

III часть «Вечная память». Траурный марш на теме революционной песни «Вы жертвою пали». В басах – интонации темы Дворцовой площади. Средний раздел – тяжелые аккорды медных духовых, «обрывки» песен «Смело, товарищи в ногу» и «Здравствуй, свободы вольное слово». В кульминации «Обнажите головы».

IV часть «Набат». Гневный протест, призыв к действию. 1 тема «Беснуйтесь, тираны», 2 тема «Варшавянка». Напряженное драматическое развитие; варьируются темы IV и II части. В конце – tutti, колокольный звон.

 

Симфония № 12 (1961 г.) – «Памяти Ленина», четырехчастная.

 

Симфония № 13 (1962 г.) – для солиста (бас), мужского хора и оркестра. Традиции вокальных симфоний Малера. Пять частей – пять стихотворений Е.Евтушенко. Симфония-притча.

I часть «Бабий яр». II часть «Юмор».
III часть «В магазине». IV часть «Страхи».

                                V часть «Карьера».

                  Симфония № 14 (1969 г.), ор. 135.

Для баса, сопрано и камерного оркестра. На стихи разных времен и народов: Федерико Гарсиа Лорки (1, 2), Гийома Аполлинера (3-8), Вильгельма Кюхельбекера (9), Райнера Марии Рильке (10, 11). Симфония задумана как продолжение «Песен и плясок смерти» Мусоргского. Собственная трактовка темы смерти. Аллегории-символы, социальное и нравственное обличение.

I часть «De profundis». Философское медитативное вступление, лейттема симфонии (нисходящая малая терция). «Сто горячо влюбленных…».

II часть «Малагенья». Жесткое, буйно-танцевальное скерцо. Быстрый темп, пульсация, атональные созвучия. «Смерть вошла и ушла из таверны».

III часть «Лорелея». Драматическая баллада. Два контрастных образа, конфликт (диалог баса и сопрано). Епископ, стражники – Г.П., женственный образ Лорелеи – П.П.

IV часть «Самоубийца». Лейттема, рефрен «Три лилии» (сопрано), виолончельный подголосок.

V часть «Начеку». Продолжение злой скерцозности II части. Маршевая тема ксилофона, речевые интонации, стаккато. «В траншее он умрет до наступленья ночи»

VI часть «Мадам, посмотрите». Лирический образ, но неестественный, «манекенный». Хохот, переходящий в рыдание.

VII часть «В тюрьме Санте». Философский центр симфонии. Три крупных раздела, текст – протест против насилия над человеком. Додекафония. Сквозная тема у виолончелей и контрабаса.

VIII часть «Ответ запорожских казаков константинопольскому султану». Речитатив-анафема. Атональность, «рубленый» ритм, моторика, диссонансы.

IX часть «О, Дельвиг, Дельвиг!». Стилизация музыки XIX века: элегия, «квартетная» фактура.

X часть «Смерть поэта». Начинается с лейттемы. Речитатив-размышление о предназначении художника. Синтез многих тем симфонии.

XI часть «Заключение». Дуэт баса и сопрано. Маршевый ритм, восходящие квартовые интонации.

Симфония сочетает в себе гротеск и трагедийность, драматизм и интеллектуальную сосредоточенность, лирику и эпичность.

 

Симфония № 15 (1971 г.) – философская тематика, о жизни и смерти. I-III части – мрачные, механистические, драматические образы. IV часть – «юношеская чистота и красота чувств». Сквозная кадансовая тема – прощание с жизнью.

Фортепианное творчество

Концерты, сонаты, циклы, программные и непрограммные пьесы.

Прелюдии (1933), ор. 34.

Традиции Шопена и русских композиторов. Расположены по квинтовому кругу, чередуются по принципу контраста (ладотонального, образного и т.д.).

Образы: 1) сатира, гротеск (прелюдии 5, 6, 24); 2) разнообразная лирика (1, 3, 10, 17, 19); 3) драматизм (4, 22); 4) философское размышление (14). При всем богатстве образов и настроений – единая линия развития.

Прелюдия № 6 – пародия на марш духового оркестра: четкий ритм, типичная фактура (бас – аккорд), диссонансы.

Прелюдия № 10 – лирическая, одухотворенная. Moderato, мерный аккомпанемент, печальная песенная мелодия.

Прелюдия № 14 – глубокое философское раздумье. Тяжелые аккорды в басах, акцентированная мелодия на речевых интонациях, постепенная драматизация.

Прелюдия № 24 – скерцозно-танцевальная, грациозная.

Прелюдии и фуги (1950-1951), ор. 87.

Цикл написан к 200-летию со дня смерти Баха. «Дневник» жизненных наблюдений. Вершина полифонического мастерства композитора. В отличие от «Хорошо темперированного клавира» малые циклы Шостаковича расположены по квинтовому кругу. Воздействие русской эпической оперы => «хоровая» и «сольная» фактура, колокольность, диатоническая переменность (прелюдии c-moll, G-dur, E-dur). Русской распевностью проникнуты фуги e-moll, cis-moll, d-moll. Фуга As-dur – «скоморошья». Интонации еврейского фольклора слышатся в прелюдии и фуге fis-moll, прелюдии es-moll. Прелюдия и фуга d-moll – масштабный обобщающий финал. Синтез героики, эпики, лирики и трагедийности. Сплав русского и еврейского в мелодике, оркестральность в звучании фортепиано.

Прелюдия и фуга e-moll. Прелюдия – медленная, сосредоточенная: глубокие басы, ровные восьмые в средних голосах, секундовые интонации. Фуга двойная; обе темы песенные, первая – в духе протяжных, вторая – более оживленная. Раздельная экспозиция, в разработке и репризе – темы в контрапункте.

Прелюдия и фуга D-dur. Прелюдия – светлая, грациозная: «клавесинная» фактура (арпеджиато), менуэтная мелодия. Фуга – веселая, озорная, тема напоминает народную песню «Ах, вы, сени», обыгрывается тоническая квинта. Разработочный раздел – юмористический, «поиски» тональности, стретта. «Классическая» каденция.

«Катерина Измайлова»

Опера в 4-х действиях, 9-ти картинах. Первая редакция – 1932 год, ор. 29, «Леди Макбет Мценского уезда». Вторая редакция – 1963 год, ор 114, «Катерина Измайлова». Либретто по повести Н.Лескова. «Трагедия-сатира». У Лескова главная героиня – преступная купчиха, у Шостаковича – цельная трагическая натура. Художественные средства многообразны, от реалистической зарисовки до острого гротеска. Опера складывается из традиционных эпизодов: сольных, ансамблевых, хоровых, симфонических антрактов. Почти отсутствует речитатив, вокальные партии кантиленны, певучи, но мелодика сложна (хроматический лад, скачки на диссонансы).

1 картина. Экспозиция главных героев, обстановка в купеческом доме. Монолог Катерины – состояние тоски, томления; начинается с ее лейтинтонации. Появление Бориса Тимофеевича – его лейттема (фагот, тяжеловесный аккомпанемент).

2 картина. Завязка драмы, появление Сергея.

3 картина. Ариозо Катерины, ее центральная характеристика в духе бытового романса. «Я однажды в окошко увидела».

4 картина. Первая драматическая кульминация; сцена порки Сергея, смерть Бориса Тимофеевича. Песенка попа – злая карикатура, в духе плясовых. «Ох уж эти мне грибки».

   5 картина. Убийство Зиновия Борисовича.

6 картина. Драматизация к финалу картины (обнаружение трупа З.Б.). Песня задрипанного мужичка (про пьянство) в духе кабацких плясовых.

Антракт между 6 и 7 картинами – в духе опереточного канкана.

7 картина. Хор полицейских в участке «Но за все свои старания видим мы одни страдания» – сатира в ритме вальса.

8 картина. Свадьба Катерины и Сергея, арест.

9 картина. Трагическая развязка. Начинается и заканчивается хором каторжан «Ах, ты путь» в духе народных плачей. Солист – Старый каторжник. Монолог Катерины «В лесу, в самой чаще, есть озеро» – разговор с совестью. Интонации причитания, остро-драматическая патетика, сопровождение – тремоло и долгие диссонансы.

Вокальное творчество

Значительная область наследия, в основном циклы. Круг поэтов: японские, английские, испанские, Пушкин, Лермонтов, Долматовский, Цветаева, Блок, Микеланджело. Сатирические и юмористические песни на слова Достоевского и из журнала «Крокодил». Тонкое ощущение поэтического слова, разговорные интонации, естественность мелодики, органичность всех музыкально-выразительных средств. Шостакович высмеивал пороки и воспевал человечность, духовную гармонию.

«Из еврейской народной поэзии» (1948)

Цикл для сопрано, контральто и тенора. Продолжение традиций Мусоргского; сплав лирического, комического и трагического. Сочувствие человеческим страданиям, протест против источника этих страданий. Меткие интонационные характеристики, «живые характеры». Из 11 песен: 1-8 – о прошлом еврейского народа (до революции), 9-11 – счастливая жизнь в настоящее время.

1. «Плач об умершем младенце». Дуэт сопрано и контральто. Нисходящие секунды, мерный аккомпанемент, диссонансы. Вокальные партии на речевых интонациях. «Солнце и дождик, сиянье и мгла».

2. «Заботливые мама и тетя». Прибаутка, трезвучная мелодия с ув.2, пустые квинты в сопровождении. «Бай, бай, бай, в село, татуня, поезжай». Дуэт.

3. «Колыбельная». Мерный аккомпанемент, однообразный ритм, в вокальной партии м.2 и ув.2.

4. «Перед долгой разлукой». Два персонажа: Рива – горестные интонации-причитания, Абрам – мажорная кантилена (воспоминания о любви).

5. «Предостережение». Монолог – сценка, поучения старшей сестры.

6. «Брошенный отец». Контрастные вокальные партии: отец – мольба и отчаяние, дочь – презрение, жестокость (ямбические мотивы, акценты).

7. «Песня о нужде». Трагический текст на плясовой мотив.

8. «Зима». Терцет, кульминация трагических образов. Звукоизобразительность: плач, вой ветра. «Лежит моя Шейндл в кровати».

9. «Хорошая жизнь».

10. «Песня девушки».

11. «Счастье». Терцет, четкий ритм, речевые интонации. «Я мужа смело под руку взяла»

                         Арам Ильич Хачатурян

(1903-1978)

  Это Рубенс восточных сказок… Музыка Хачатуряна зовет: «Да будет свет! И да будет радость!» Б.Асафьев

Выдающийся армянский советский композитор, педагог, общественный деятель. В его творчестве самобытно соединились традиции мирового и национального музыкального искусства. Солнечные тона, яркие краски, стихия танцев, многообразие ритмов, гармоническая и тембровая колористичность. Основное внимание уделял симфоническим и камерно-инструментальным жанрам.

Наследие: более 200 произведений, из которых 3 балета, 3 симфонии, кантаты и хоровые поэмы, музыка к спектаклям и кинофильмам, 3 инструментальных концерта (фортепианный, скрипичный и виолончельный), концерты-рапсодии для тех же инструментов, большое количество фортепианных сочинений, песни.

Хачатурян – один из первых национальных композиторов, использовавших большие симфонические формы, => поднял армянскую музыку на высокий профессиональный уровень. Композитор широко использовал армянский народный мелос, соединяя его с жанрами и формами классической (русской и зарубежной) музыки. Истоки творчества – искусство народных певцов (ашугов, гусанов).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...