Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Третья симфония («Божественная поэма»), c-moll




(1903-1904)

Переход от симфонической многочастности к одночастной поэме. Три части симфонии исполняются без перерыва. Программность (названия симфонии и её частей).

Вступление – интонационное ядро, тезис. Величавый, торжественный образ: диалог унисонной темы в басах ff и восходящего скачка у труб на сексту. Лейтгармония увеличенного трезвучия, тремоло, контрастная динамика.

I часть «Борьба». Г.П. – устремленная, сурово-мужественная, интонационно связана со вступлением. Острый ритм, staccato, паузы. П.П. двухтемна: 1 тема – спокойная, вальсовая, песенная, 2 тема – «мистическая», фантастическая по колориту. З.П. – героическая, фанфарная, по звукам трезвучия, Es-dur. Разработка: 1 раздел – напряженный (развиваются основные темы экспозиции, заканчивается «грозным обвалом»); 2 раздел – лирический (формируется тема второй части), 3 раздел – предыкт. Реприза: Г.П. и П.П. в C-dur. Кода – тема Г.П. в размере 2/4, «задыхаясь», торжественная тема вступления.

II часть «Наслаждения». Lento, E-dur. Созерцание, возвышенная лирика, «голоса природы». Основная тема – спокойная, широкого дыхания; прихотливая ритмика, хоральный склад, мелизматика.

III часть «Божественная игра». Allegro, радостно-возбужденный полет, ликующий порыв. Г.П. – краткая, на мотивах вступления. П.П. – более певучая. Разработка сжата, на темах экспозиции и вступления. Реприза – почти точная. Кода – апофеоз симфонии: тема II части, мотивы Г.П. I части, лейттема. Генеральная кульминация всего произведения.

«Поэма экстаза» opus 54

(1907)

Скрябин называл её четвертой симфонией. В 1908 году композитор получил за нее Глинкинскую премию.

Одночастная форма с чертами сонатности. Поэма отличается непрерывным симфоническим развитием. Многообразие переживаний => многотемность, чередование кратких контрастных эпизодов. В первом издании существовала программа «Поэмы экстаза»: «…гимн мощи человеческого духа, жаждой жизни окрыленного. Стремление к вершине бытия, куда ведет человека воли свободной прилив бесконечный…».

Система лейтмотивов, десять основных тем: томления, воли, мечты, полета, возникающих творений, «ритмы тревожные», вздоха, самоутверждения, протеста, экстаза.

Сложная полифоническая ткань (полипластовость), красочный гармонический язык, ладово-тональная неустойчивость, «полетная» изменчивая ритмика. Заканчивается «сияющим» C-dur и звучанием колоколов.

Сергей Васильевич Рахманинов

(1873-1943)

  Моя музыка – плод моего характера и потому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь сделать, это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце. С. В. Рахманинов

 

Выдающийся композитор, талантливый пианист и дирижер. Лирик по складу дарования.  Содержание  творчества чрезвычайно многообразно: чистая

проникновенная лирика, острый драматизм, мятежный пафос, глубокий душевный покой, мужественная героика и мн. др. Для сочинений Рахманинова характерна эмоциональная приподнятость. Тема Родины занимает центральное место.

Наследие: 3 оперы, кантата «Весна», симфоническая поэма с хором «Колокола»; для оркестра: 3 симфонии, фантазия «Утес», «Остров мертвых», «Симфонические танцы»; для фортепиано: 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини», сонаты, прелюдии, этюды-картины, музыкальные моменты, 2 сюиты в 4 руки; камерно-инструментальные ансамбли, хоры a-capella и с сопровождением; «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», романсы и транскрипции.

Музыкальный язык классичен в своей основе. Среди выразительных средств несомненно господствует мелодия. «Мелодия – … главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление» (Рахманинов). Его мелодика уходит корнями в народную песенность, городскую романсовую лирику, церковное православное пение. Редко использует подлинные народные мелодии. Характерны колокольность и упругая ритмика. Как гениальный пианист Рахманинов известен всему миру.

Фортепианное творчество

Самая обширная и значительная область наследия. Крупные жанры и малые формы. Немало циклов: вариации на тему Шопена, вариации на тему Корелли, «Пьесы-фантазии» opus 3, «Салонные пьесы» opus 10, 24 прелюдии, 2 тетради этюдов-картин.

«Пьесы-фантазии» opus 3: Элегия, Прелюдия, Мелодия, Полишинель, Серенада.

«Мелодия» – светлая романтическая лирика; тема песенная, плавная, в среднем регистре; в сопровождении спокойные аккорды в триольном движении; трехчастная форма.

Прелюдия cis-moll – лирико-драматический образ, трехчастная форма. Первый раздел строится как диалог нисходящего мотива в басах и мерных аккордов высокого и среднего регистров; суровый, мрачный образ. Средний раздел – стремительный, взволнованный, тема – нисходящая хроматическая попевка, динамическое нарастание. Реприза – fff, многозвучные аккорды, плагальное заключение (колокольность).

Прелюдия № 4 opus 23, D-dur. Светлая пейзажная лирика. «Озеро в весеннем разливе, русское половодье» (Репин). Andante, свободная текучая мелодия, широкие гармонические фигурации в сопровождении, подголоски.

Прелюдия № 5 opus 23, g-moll. Трехчастная форма, сопоставление двух контрастных образов. Крайние разделы – суровый героический марш, чеканный ритм. Средний раздел – лирический, вдохновенный, песенная мелодия на фоне арпеджированных пассажей.

Прелюдия № 5 opus 32, G-dur. Летний пейзаж, светлый поэтический образ. Русский колорит: параллельно-переменный лад, диатоника, прозрачная фактура. Мотивы напоминают пение птиц.

Прелюдия № 12 opus 32, gis-moll. Зимний пейзаж: заснеженная равнина, дорога, тройка с бубенцами. Бестерцовые гармонические фигурации (колокольчик) в высоком регистре, речитативная мелодия, rubato.

«Этюды-картины» – 17 пьес opus 33, 39. Произведения не столько этюдного, сколько художественного плана. Яркие, красочные концертные произведения.

Этюд-картина op. 33 № 4 Es-dur. «Сцена на ярмарке». Праздничный, торжественный по характеру; колокольность.

Этюд-картина op. 39 № 5 es-moll. «Лирическая исповедь». Романтически приподнятый, мужественный и в то же время лирический образ. Речевая мелодия, триольная аккордовая пульсация, единая линия развития.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

C-moll, opus 18

1901 год. Наиболее популярный из концертов Рахманинова. Один из лучших фортепианных концертов мировой классики. В формировании концертного стиля композитора сыграли большую роль сочинения Бетховена, Чайковского и Листа.

В концерте преобладают лирические образы; красота мелодий, яркость контрастов, цельность и непрерывность развития => симфонический размах.

I часть. Вступление – нарастающий колокольный звон (чередование субдоминантовых аккордов), pp < ff. ГП – лирическая, задушевная, излагается в оркестре у виолончелей (период типа развертывания). Плагальные обороты, отсутствие четких кадансов, у фортепиано – стремительные пассажи. Св.п. – легкие пассажи. ПП – мечтательная, поэтическая, немного восточная (нисходящие хроматизмы и синкопы). Закл.п. – у фортепиано стремительные пассажи, у оркестра – акцентированные аккорды с чеканным ритмом. Разработка – в начале появляется новый остинатный токкатный мотив, пронизывающий всю разработку и репризу. Развиваются основные темы экспозиции, особенно ГП. Кульминация – начало репризы. ГП в репризе – суровый героический марш, у фортепиано контрапункт токкатного мотива, ff. ПП в As-dur. Кода – стремительные пассажи солиста, завершающий плагальный оборот.

II часть. Adagio, лирический центр концерта. Светлый, поэтический образ, трехчастная форма с чертами сонатности. Вступление – гармонический переход из c-moll в E-dur. Основная тема начинается в партии фортепиано (медленные гармонические фигурации), затем вступают флейта и кларнет. Мелодия песенная, плавная; полиритмия. Средний раздел более оживленный и драматический, развивается основная тема.

III часть. Allegro. Вступление энергичное, фанфарное, на токкатном мотиве из разработки первой части. ГП – стремительная, с танцевальным ритмом и подголосками. ПП – возвышенная лирика, восточный колорит (синкопы, хроматизмы, подголоски), B-dur.

Разработка – бурная, стремительная, развивается тема ГП, середина разработки – фугато. Реприза – ГП почти без изменений, ПП в Des-dur более торжественна и возвышенна. Кода– апофеоз, кульминация всего концерта. Гимном звучит ПП финала в C-dur.

Вокальное творчество

Около 80 романсов. Не менее популярно, чем фортепианные сочинения. Большинство вокальных миниатюр – лирические. Поэты: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, А.В.Кольцов, А.А.Фет, Т.Г.Шевченко и др. Традиции Чайковского (на первом плане музыка). Немало традиционных жанров: «русская песня», элегия, восточный романс и т. д. Характерный прием – «диалог» голоса и фортепиано.

 «Полюбила я на печаль свою», сл. Плещеева (из Шевченко). «Русская песня»: диатоника, плагальность, аккорды арпеджиато в сопровождении, нисходящая мелодика. В кульминации – страстный речитатив.

«Вокализ», посвящен Неждановой. Лирический, поэтический образ, двухчастная форма. Сплетение вокальной и фортепианной партий. Задумчивая, немного грустная песенная мелодия, cis-moll, Lentamente.

«Не пой, красавица, при мне», сл. Пушкина. Шедевр вокальной лирики. Основная тема появляется уже во вступлении, в фортепианной партии. Мелодия задумчивая, печальная, широкого диапазона, на речевых интонациях. От восточного романса: хроматизмы, органный пункт, красочные гармонии.

Пейзажные романсы: сочетание изобразительности и лирического чувства, реже контраст.

«Сирень», сл. Бекетовой. Картина раннего утра, свежести, солнечного света. Мелодия простая, речевая, на фоне гармонических фигураций. Прозрачная фактура, пентатоника, As-dur.

«Здесь хорошо», сл. Галиной. Светлая созерцательная лирика, летний пейзаж. «На одном дыхании», диалог голоса и фортепиано. Пластичные гармонические и ладотональные переходы, триольное сопровождение.

«Весенние воды», сл. Тютчева. Пробуждение природы, восторг, ликование. Allegro, Es-dur. Песенно-речитативная вокальная партия, мелодия широкого дыхания; в партии фортепиано стремительные восходящие пассажи.

Драматические романсы:

«Отрывок из Мюссе», перевод Апухтина. Одиночество, душевная боль, отчаяние (цыганский надрыв). Речевая вокальная партия, быстрые пассажи в сопровождении, fis-moll.

«Проходит все», сл. Ратгауза. Сожаление о безвозвратно ушедшей жизни. Начинается скорбно, сдержанно, постепенное crescendo => пафос, порыв, кульминация в конце романса.

«Симфонические танцы»

1940 г., ор. 45. Три части, первоначально имевшие названия: «День», «Сумерки», «Полночь». Каждая часть имеет жанровые признаки: I ч. – марш + токката, II ч. – вальс, III ч. – жига (тарантелла). Предполагалась постановка балета, не осуществилась из-за смерти М.Фокина.

I часть. Начинается кратким вступлением-прологом, таинственным и многозначительным («трепет жизни»).

Тремоло струнных, мотивы-«зовы» деревянных, скандирующие аккорды всего оркестра sf, раскаты литавр. ГП динамичная, напряженная («борьба зловещих сил»), нисходящие трезвучные интонации, четкий ритм. Образы войны. ПП – «русская песня», лирическая, вдохновенная, мелодия широкого дыхания.

II часть – изящный меланхолический вальс («волшебные сады Черномора»). Изысканная тема, красочные переливы; лирическое повествование прерывают зловещие аккорды медных.

III часть. Драматургический центр цикла («пляска смерти»). Две лейттемы: Dies irae и православная «Благословен еси, Господи». Стремительное безостановочное движение, мотивное дробление, динамическое нагнетание. Кульминация в конце части: сначала Dies irae, затем молитвенное православное «пение».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...