Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Концерт для скрипки с оркестром (1940), d-moll
Ярко национальное, жизнеутверждающее произведение. Господствуют празднично-танцевальные и лирически-задушевные образы. Традиции классического концерта. Виртуозность, техничность, разнообразие звучности. Три части: крайние – быстрые, динамичные, средняя – медленная лирическая. I часть. Сонатное Allegro. Вступление (оркестровое) энергичное, наступательное; пунктирный ритм, унисоны, тональная подвижность. Г.П. – соло у скрипки, тема народно-танцевальная, подражание игре на кеманче. Репетиции, постепенное расширение диапазона, интонационное сходство со вступлением. Св.П. – хроматические пассажи, шестнадцатые. П.П. – лирическая, песенная (женская). Орнаментика, хроматизмы, триоли, синкопы, органный пункт. Разработка: первый раздел напряженный, неустойчивый (на теме Г.П.), второй раздел лирический (на теме П.П.), третий – каденция солиста, виртуозная, на Г.П. и П.П. Реприза: Г.П. сокращена, П.П. в A-dur. Кода – активная, волевая, на темах вступления и Г.П. II часть. Andante. Лирический центр концерта. Сложная трехчастная форма, «песня без слов» в восточном стиле. Вступление сумрачное, затаенное; многократное повторение мотива-опевания. Основная тема (a-moll) – песенная мелодия, вальсовый аккомпанемент. Средняя часть – на теме вступления (триоли, синкопы, секвенции). Реприза сокращена по форме, усложнена фактурно и гармонически. III часть. Финал, картина народного праздника. Энергия, стихия танцев, имитация звучания народных инструментов. Трехчастная форма с чертами рондо. Вступление – октавные скачки, фанфары. Рефрен (D-dur) – жизнерадостно-танцевальный, трезвучная мелодия. Лирический эпизод – на измененной теме П.П. из первой части. Кода – на темах рефрена и лирического эпизода в контрапункте. Утверждение оптимистических, торжественных образов. В произведении воплотились традиции русских инструментальных концертов (Чайковский, Глазунов) и принцип монотематизма. Балеты «Счастье» (1939). Первый опыт, который композитор считал неудачным. Некоторые номера вошли в следующий балет «Гаянэ» (1942). Лучшим (по мнению Хачатуряна) является «Спартак» (1954). Композитор использовал традиционную балетную структуру (сольные, ансамблевые и массовые танцы, пантомимы и дивертисменты). Цельность драматургии, единая линия развития достигаются лейтмотивами и симфоническими приемами. Большинство сцен – массовые, сольные характеристики – обобщенного плана. Многообразие народных танцев. «Гаянэ» (1942) Балет в 3-х действиях, 7-ми картинах. В 1958 году для постановки в Большом театре была сделана новая редакция, где полностью изменено либретто и часть музыки. Хачатурян вводит в партитуру подлинные народные мелодии: мужской танец «Шалахо», женский «Узундара» и др. Мелодика пронизана интонациями, попевками, ритмами армянского фольклора; имитируется игра на народных инструментах. В картинах природы – звукоизобразительность (например, буря). Основные характеристики получают Гаянэ, Нунэ, Айша, Армен и Георгий. Пролог «Дружба» – лейтмотив дружбы Армена и Георгия. I действие. 1 картина «Весна». Танец юношей лезгинка (на фоне барабанной дроби). «Узундара» – танец Нунэ и девушек, плавный, нежный. 2 картина «Выздоровление» (характеристика Айши). II действие. 3 картина «Ревность». Танец девушек – кокетливый и грациозный. 4 картина «Преступление» (предательство Георгия). 5 картина «Любовь» (Гаянэ и Армена). III действие. 6 картина «Совесть» – характеристика Айши и Георгия. 7 картина «Народный праздник урожая». «Шалахо» – стремительный, мужественный. Танец Нунэ – жизнерадостный и грациозный. Дуэт Гаянэ и Армена. Танец с саблями – темпераментный, зажигательный (показ силы и удали); скандирующие «удары», Presto, в среднем разделе – восточная лирическая мелодия на фоне непрерывной пульсации. Музыка балета приобрела огромную популярность, часто исполняются три концертные сюиты из музыки «Гаянэ». «Спартак» (1954) Балет в 4-х действиях, 9-ти картинах. Премьера состоялась в Большом театре в 1958 году. Замысел возник в 1950 году в результате поездки по Италии. Либретто по роману Джованьоли. Музыка балета насыщена яркими контрастами: страдание и любовь, жизнь и смерть, верность и предательство. Основной драматический конфликт – столкновение рабов-гладиаторов с рабовладельческим Римом. Несколько сюжетных линий: 1) героико-трагическая (Спартак, восстание, гибель Спартака; 2) лирическая (любовь Спартака и Фригии); 3) характеристика Рима и его представителей. Многообразие лейттем и лейтмотивов: триумфальная, тема Спартака, две темы любви, тема Рима, тема трагической судьбы гладиаторов, тема восстания и т.д. Рабовладельческий Рим предстает в двуединстве воинственности (Триумфальный марш, характеристика Красса) и развращенной чувственности (Эгина, пир у Красса). I действие. 1 картина «Триумф Рима». Триумфальный марш – торжественный, ликующий (тема Рима, медные, тремоло, ff). 2 картина «Рынок рабов». Образы Спартака и Фригии. Тема Спартака мужественная, драматическая, будет звучать в финалах I, II и Ш действий. Две темы любви: первая у виолончелей (скорбная, сосредоточенная) с секстовым зачином; вторая – светлая, нежная, мажорная (у скрипок). 3 картина «Цирк». II действие. 4 картина «Казарма гладиаторов». Смерть гладиатора на лейттеме трагической судьбы гладиаторов (нисходящие попевки, м2, задержания). Трансформация темы => призыв к восстанию. 5 картина «Аппиева дорога». Присоединение крестьян к восстанию. 6 картина «Пир у Красса». Танец нимф, гадитанских дев, вакханалия. Вариации Эгины и Гармодия. В финале – вторжение спартаковцев. III действие. 7 картина «Лагерь Спартака». Перелом в драматургии: ссора военачальников, предательство Гармодия. Кульминация лирической линии – Adagio Спартака и Фригии на двух темах любви. 8 картина «Лагерь Красса». IV действие. 9 картина «Гибель Спартака». Трагическая развязка, сцена битвы Спартака и Красса на сквозном развитии темы гладиаторов. Финал – «Реквием» (смешанный хор и оркестр), гимн герою. Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998)
Талантливый самобытный композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Творчество ярко национальное, глубоко русское, истоки его коренятся в крестьянском фольклоре. Особое место занимает тема Родины (природа, картины народной жизни, эпос). Центральными жанрами являются вокальные и хоровые => тесная связь с русской поэзией: Пушкин, Лермонтов, декабристы, Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский, Исаковский, Пастернак; из зарубежных Бёрнс и Шекспир. Тонко подмечая своеобразие каждого поэта, Свиридов верно и точно воплощает образы и настроение стиха. «Открыл» для музыки Есенина и Маяковского (в крупных жанрах). Помимо вокальных и хоровых, композитор обращался к самым различным областям творчества (кроме оперы и балета). Широко известна его музыка к кинофильмам «Метель» и «Время, вперед». Произведения Свиридова демократичны, обращены к самому широкому кругу слушателей, опираются на классические каноны => «последний романтик XX века». |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 196. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |