Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Шестая симфония («Патетическая»), h-moll




Сочинена в 1893 году в Клину. Симфония-трагедия.

I часть – драматическое Allegro со вступлением-прологом ко всему циклу. Вступление – медленное, затаенно-сумрачное (Adagio, pp, соло фагота, нисходящие хроматизмы контрабасов). Г.П. – смятенная, порывистая, состоит из коротких мотивов и нисходящих пассажей; двухчастная форма, мотивно-тематическая разработка, новая маршевая тема у медных. П.П. – лирическая, возвышенная, «мечта человека о счастье» (Andante, D-dur, песенная мелодия у засурдиненных скрипок и виолончелей). В среднем разделе – новая (оживленная) тема. Экспозиция заканчивается «замиранием» звучности на фоне чуть слышного тремоло литавр. Разработка начинается внезапным резким «ударом» всего оркестра, 3 раздела. Первый раздел – интенсивно и напряженно развивается тема Г.П., зловещий образ. Второй раздел – трагический, «Со святыми упокой», полифония. Третий раздел – большая динамическая волна, «захлестывающая» репризу. Реприза – Г.П. воспринимается как продолжение разработки, нисходящая цепь секвенций, секундовые интонации. П.П. – «островок счастья», обрамлена pp, еще более лирическая, чем в экспозиции. Кода (H-dur) – «траурное шествие», пиццикато струнных, начальный мотив Г.П.

II часть. Светлый лирический вальс в размере 5/4, сложная трехчастная форма. Основная тема (D-dur) – пластичная, гибкая, легкий аккомпанемент. Трио – минорное, с секундовыми «вздохами» на фоне органного пункта.

III часть. Скерцо-марш, «разгул злых сил». 1 тема – легкая, подвижная, моторная. Тема марша – грозная, энергичная, формируется постепенно (квартовые ходы, четкий ритм, духовые).

IV часть – траурно-погребальный финал цикла, глубоко трагический образ. Сонатная форма без разработки. Г.П. – скорбная нисходящая мелодия струнных, неустойчивые гармонии, секунды. П.П. (D-dur) – более светлая, распевная. Симфония заканчивается длительным diminuendo на тоническом органном пункте h-moll. «Жить невозможно».

«Евгений Онегин»

Опера в 3-х действиях, семи картинах. Закончена в Италии в 1878 году.

Создавалась параллельно с Четвертой симфонией. Либретто по роману Пушкина. «Лирические сцены». Главная героиня – Татьяна; показана ее душевная драма. Родственный Татьяне персонаж – Ленский.

Вступление. Лирико-поэтическое, основано на теме «девичьих грез» Татьяны, g-moll, секвентное развитие, сквозная тема в опере.

I картина. Дуэт Татьяны и Ольги «Слыхали ль вы» в духе бытового романса (элегическое сопровождение). Квартет (Татьяна, Ольга, няня и Ларина). Сцена заканчивается дуэтом няни и Лариной. Песни и пляски крестьян: «Болят мои скоры ноженьки» – протяжная, «Уж как по мосту, мосточку» – плясовая. Ария Ольги «Я не способна к грусти томной» – портрет веселой, жизнерадостной девушки, насмешка над Татьяной. Приезд Ленского и Онегина. Ариозо Ленского «Я люблю вас» – E-dur, распевно-декламационная мелодия, синкопированный аккомпанемент. Заключительная сцена – характеристика Онегина (ариозо «Мой дядя самых честных правил» в ритме менуэта).

II картина. Комната Татьяны. Дуэт с няней. В вокальной партии Татьяны появляется тема любви на слова «Ах, няня, няня, я страдаю, я тоскую». Сцена письма – свободный монолог. 1 раздел «Пускай погибну я» – Des-dur, порывистая, устремленная тема. 2 раздел «Я к вам пишу» – d-moll, тема письма в оркестре, спокойная, повествовательная; интонации вступления к опере. 3 раздел «Нет, никому на свете» – новая динамическая волна, триольное сопровождение; в середине новая тема «Ты в сновиденьях мне являлся» – Des-dur, восторженная, возвышенная => «Кто ты, мой ангел ли хранитель». Кода «Кончаю, страшно перечесть» плавно переходит в картину рассвета (восходящее солнце, пастуший наигрыш).

III картина. Встреча Татьяны и Онегина. Обрамляет сцену хор «Девицы, красавицы» – светлый пасторальный, в народном стиле. Реплики Татьяны – речитативные, драматические. Ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом» – в духе бытового романса с «гитарным» аккомпанементом.

IV картина. Бал у Лариных. Вальс – светлый, праздничный, D-dur. Куплеты Трике. Финал – сцена ссоры Ленского и Онегина. Ариозо Ленского «В вашем доме» – светлые воспоминания.

V картина. Сцена дуэли. Речитатив и ария Ленского лирико-драматического характера, предвосхищают трагическую развязку. Речитатив «Куда, куда, куда вы удалились», ария «Что день грядущий мне готовит». Дуэт «Враги» – канон, трагическое оцепенение.

VI картина. Бал в Петербурге. Начинается ярким торжественным полонезом. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны» – трехчастная форма, спокойная лирическая мелодия, в середине – речитативно-декламационная. Ариозо Онегина «Увы, сомненья нет» на одной из тем Татьяны (сцена письма).

VII картина. Драматическая кульминация оперы. 1 раздел – монолог Татьяны (до появления Онегина). 2 раздел – сцена- диалог Татьяны и Онегина. Вокальные партии речитативны и драматичны. Ариозо Татьяны «Онегин, я тогда моложе» интонационно родственно темам письма. Опера заканчивается репликами Онегина «Позор! Тоска! О жалкий жребий мой!».

 «Пиковая дама»

Опера в 7-ми картинах, 3-х действиях. 1890 год. Либретто по одноименной повести Пушкина. Время действия перенесено в XVIII век (пастораль третьей картины, песенка графини в четвертой картине). Новая трактовка образа Германа (любит Лизу).

Интродукция. Симфоническое вступление на основных темах оперы. 1 раздел – тема баллады Томского; сдержанно-повествовательного характера, постепенная драматизация (нисходящие малые секунды, тремоло, crescendo. 2 раздел – тема Пиковой дамы; стремительный, напряженный (пунктирный ритм, восходящие секвенции, в кульминации – целотонная гамма в низком регистре). 3 раздел – тема любви; D-dur, на доминантовом органном пункте.

I картина. Ариозо Германа «Я имени ее не знаю» – 3-частная форма; крайние разделы лирические, печальные, середина более взволнованная. Речевые интонации. Квинтет «Мне страшно» – оцепенение, мрачное предчувствие (доминантовый органный пункт, короткие секундовые мотивы). Баллада Томского «Однажды в Версале» – рассказ о прошлом Графини и тайне трех карт. Куплетно-вариационная форма, припев «Три карты, три карты, три карты».

II картина. Дуэт Лизы и Полины «Уж вечер». В стиле бытовой лирики конца XVIII века, пасторальный, изысканный. Романс Полины «Подруги милые» – скорбного характера, es-moll, мерное аккордовое сопровождение. Ария Лизы – сложная 2-частная форма. 1 раздел «Откуда эти слезы» печально-взволнованный (речевые интонации, пульсирующее сопровождение шестнадцатыми, c-moll). 2 раздел «О, слушай, ночь» страстный, патетический (декламация, C-dur). Ариозо Германа «Прости, небесное созданье» – лирический образ, fis-moll, 3 куплета. Кульминация в конце (реплики Германа «Красавица! Богиня! Ангел!»).

III картина. Ария князя Елецкого «Я вас люблю» – широкая плавная тема, спокойный лирический образ, Es-dur. Средний эпизод картины – пастораль «Искренность пастушки».

IV картина.Спальня Графини. Вступление – мрачное, настороженное, тема страданий Германа (fis-moll, варьированный органный пункт, мотив трёх карт, нисходящие секунды). Песня Графини (из оперы Гретри). Финал. Вокальная партия Германа состоит из коротких взволнованно-патетических фраз, в оркестре уменьшенные созвучия, тремоло. Кульминация – смерть Графини (паузы, контрастная динамика, короткие мотивы в оркестре, тональная неустойчивость).

V картина. В казарме. Появление призрака Графини (секвенция Пиковой дамы и целотонная гамма в оркестре, вокальная партия на одном звуке).

VI картина. Ария Лизы (У Канавки). Мрачное, тревожное вступление (мерное движение, плагальность). Речитатив «Уж полночь близится». Ария «Ах, истомилась я горем» – песенная мелодия в народном духе, куплетно-вариационная форма, постепенная драматизация. Дуэт Лизы и Германа.

VII картина. Игорный дом. Трагическая развязка оперы. Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» – в жанре застольной песни, маршевый ритм, куплетная форма. Смерть Германа. Заканчивается опера темой любви.

Балеты.

«Лебединое озеро» – 1876 год, «Спящая красавица» – 1889 год, «Щелкунчик» – 1892 год. Балетмейстер-постановщик Мариус Петипа. Традиционная балетная структура: «классические» и «характерные» танцы, пантомимы и дивертисменты. Музыка – на первом плане. Чайковский: «Ведь балет – та же симфония». Балетные адажио – лирические дуэты, наиболее полные характеристики главных героев, их психологические портреты. Много вальсовых ритмов.

«Лебединое озеро»

Интродукция

I действие. Вальс.

II действие. Вступление. Andante Зигфрида и Одетты. Танец маленьких лебедей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...