Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Первая симфония «Зимние грезы»




Сочинена летом 1866 года, окончательная редакция – 1874 год. Преобладают пейзажные образы.

I часть «Грезы зимней дорогой». Сонатное allegro. Г.П. – спокойная, напевная; трихордовые обороты деревянных, тоникальность, «колышащийся» фон струнных. Трехчастная форма, в среднем разделе – новый хроматический мотив в басах (драматизм). П.П. – светлая, песенная (соло кларнета, D-dur). Разработка начинается с новой темы плясового характера, затем – Г.П., драматическое нарастание => предыкт. Реприза более драматична, чем экспозиция. Кода – diminuendo, на теме Г.П.

II часть «Угрюмый край, туманный край». Написана под впечатлением от поездки по Ладожскому озеру. Мелодика этой части напевна, широка, русская по колориту. Трехчастная форма. Основная тема – лирическая (соло гобоя на фоне синкопированного аккордового сопровождения).

III часть – скерцо. Сложная трехчастная форма. Крайние разделы – легкие, подвижные, с изменчивым ритмом; средний – лирический вальс.

IV часть – яркая картина народного массового праздника. Вступление сумрачное, медленное, на теме русской народной песни «Цвели цветики». Г.П. – энергичная, активная. П.П. – тема вступления, но радостная, оживленная (allegro), с плясовым ритмом. Разработка, реприза: crescendo, единое развитие. Кода – колокольная, праздничная.

 

Четвертая симфония, f-moll

1877 год. Посвящена Н.Ф. фон Мекк. Программа симфонии – в письме к ней. Открывает трилогию (IV – VI симфонии). Разные ответы на вопрос: «Стоит ли жить?»

I часть. Вступление – тема рока, «зерно» всей симфонии, лейттема (унисоны медных, ff). Г.П. – порывистая, жалобная, протестующая; мелодия у струнных, нисходящие секунды, хроматизмы, острый ритм. П.П. – лирическая, спокойная: первая тема – соло кларнета, as-moll; вторая – у струнных, H-dur, вальсовый ритм. Перед разработкой звучит тема рока.

Разработка имеет несколько волн развития (столкновение темы вступления и Г.П.). Реприза начинается с кульминации, Г.П. и 1 тема П.П. – d-moll, 2 тема П.П. – F-dur. Кода – «вторая разработка», драматическое переплетение интонаций Г.П. и темы рока.

II часть. Канцона (лирическая песня), воспоминания-грезы. Сложная трехчастная форма. Основная тема – напевная, задумчиво-элегическая (соло гобоя), вариационное развитие, подголосочная полифония. Средний раздел – на новой танцевальной теме, F-dur. Реприза – те же темы, новая инструментовка.

III часть. Скерцо, «уличная зарисовка». 1 тема – легкая, подвижная (пиццикато струнных – имитация игры на балалайках). 2 тема – в духе плясовых, флейта пикколо. 3 тема – «военный марш» (медные, литавры).

IV часть. Картина народного праздника, рондо-соната. 1 тема – стремительная, радостная; 2 тема – «Во поле береза стояла»; 3 тема – в духе народных танцевальных наигрышей. В коде звучит тема рока (кратковременно), симфония заканчивается утверждением светлых праздничных образов, F-dur. «Жить все-таки можно».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...