Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вступление к опере «Хованщина»
«Рассвет на Москве-реке» Картина солнечного раннего утра. Звукоизобразительность: пение петухов, трубы стрельцов, восход солнца. Варьирование одной темы – лирической, величавой, в духе протяжных народных песен. Постепенное крещендо, тональное «просветление», аккорды арпеджиато («гусли»). Колокольный звон. Вокальное творчество Значительная область наследия. Основная тема – социальное обличение. Лирических романсов немного. Тексты: Н.А. Некрасова, Т.Г. Шевченко, А.Н. Плещеева, М.И. Голенищева-Кутузова и др. Немало песен на собственные слова. Традиции Даргомыжского (детальное воплощение текста). Жанры: монолог (рассказ, сценка), баллада, «русская песня». Характерен синтез трагического и комического. Мелодика чаще речитативная, декламационная, на основе речевых типических интонаций. «Калистрат» на слова Некрасова – монолог крестьянина-бедняка. Контраст между мечтой матери и реальной жизнью. Колыбельная (повторность попевок, покачивающийся аккомпанемент, умеренный темп). «Колыбельная Еремушке» на слова Некрасова – также монолог крестьянина. Ирония: угодливость и покорность помогут «выйти в люди». Рефрен «Баю-бай». На собственные слова: «Сиротка» – монолог бездомного ребенка, просящего подаяние. Жалобные нисходящие интонации, отсутствие заключительного каданса. «Озорник» – уличная сценка (мальчишка дразнит старуху). Трагикомизм ситуации. Быстрый темп, речевые интонации, 5/4, смещение метрических акцентов. «Светик Савишна» – юродивый просит о любви молодую женщину (5/4, отсутствие распевов, нисходящие короткие попевки). «Семинарист» – комический монолог. «Зубрежка латыни» чередуется с воспоминаниями о поповской дочке и молитвенными интонациями. Драматические песни последнего периода: Баллада «Забытый» на слова Голенищева-Кутузова (по картине В.В.Верещагина). Маршевый ритм, es-moll,постепенная драматизация. Цикл «Песни и пляски смерти» на слова Голенищева-Кутузова. Глубоко трагическое содержание. 1) «Колыбельная» (ребенку) – речевые интонации, ходы на тритон, «ползущие» хроматизмы в сопровождении. 2) «Серенада» (девушке) – два раздела; первый – ночной пейзаж, второй – серенада в ритме сицилианы. 3) «Трепак» (мужичок замерзает в метель) – вариации. Вступление «Лес да поляны» – пустынный пейзаж. Метель – нисходящие хроматические пассажи. Тема трепака – плясовая с четким ритмом. 4) «Полководец» (на поле брани Смерть проводит смотр войскам). Первый эпизод – батальная сцена. Второй эпизод – «ночная тишина». Третий раздел «Кончена битва» – монолог Смерти (революционная польская песня «С дымом пожаров»). «Картинки с выставки» Фортепианный цикл, 1874 год. Создавался под впечатлением от посмертной выставки архитектора Виктора Гартмана. Десять разнохарактерных пьес, объединенных «Прогулкой» (сквозная тема). «Прогулка» – величавая, эпическая. Переменный размер, диатоника, B-dur. 1. «Гном» – портрет маленького уродливого существа, его ужимки и стенания. Первая тема – бег с остановками, вторая тема – стоны. 2. «Старый замок» – серенада трубадура. Красивая мелодия на фоне тонического органного пункта, gis-moll, Andantino. 3. «Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры») – жалобные интонации, тональная неустойчивость. Тема нянюшек – спокойная, умиротворенная. 4. «Быдло» (тяжелая телега, запряженная волами) – низкий регистр, мерный ритм, pesante, акценты. 5. «Балет невылупившихся птенцов» (скерцино) – трели, форшлаги, высокий регистр, быстрый темп. 6. «Два еврея, богатый и бедный». Богатый – широкие ходы, унисоны, f. Бедный – репетиции на одном звуке в высоком регистре. 7. «Лиможский рынок» («Большая новость») – стремительное моторное движение. 8. «Катакомбы» – чередование долгих звуков и диссонансов, контрастная динамика. Тема «Прогулки» – «С мертвыми на мертвом языке». 9. «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга») – образ злой, страшной ведьмы. Средний раздел – колдовство. 10. «Богатырские ворота» («В стольном городе во Киеве») – мощный, торжественный, величественный финал. Первая тема – гимническая, хорального склада, ff, Es-dur. Вторая тема – молитва, as-moll. Колокольный звон. Заканчивается цикл темой «Прогулки». Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)
Композитор, педагог, дирижер, директор Петербургской консерватории. По образованию – морской офицер. Прожил долгую, насыщенную творчеством и событиями жизнь. Работал во всех жанрах, наиболее близка ему была опера. Помимо собственных произведений, закончил и оркестровал «Бориса Годунова» и «Хованщину» Мусоргского, «Князя Игоря» Бородина и «Каменного гостя» Даргомыжского. Римский Корсаков – художник романтического плана. Особенно привлекали его древние народные сказания, обряды, легенды и сказки. Образы: возвышенно-поэтические, фантастические, картины природы. В своих произведениях композитор через аллегории отражал реальный мир с его жизненными и нравственными проблемами. Однако острота противоречий сглажена. Римский Корсаков выступает сказителем, повествующим об идеальных героях, живущих в сказочной стране => эпическая драматургия. Действие замедленное, без острых конфликтов и резких контрастов. Музыкальный язык своеобразен. Мелодика уходит корнями в крестьянскую народную песенность. Композитор предпочитает лаконичные, «тезисные» темы, реже встречаются широкие протяженные мелодии. Самобытен ладогармонический язык: в народно-бытовых сценах преобладает диатоника, секундовое и терцовое сопоставление аккордов, цитаты; в фантастических – увеличенные и уменьшенные лады с их созвучиями, нетерцовые аккорды, альтерация, сопоставление далеких тональностей и т.д. Римский Корсаков – величайший мастер оркестровки, в совершенстве знал и использовал тембровые возможности симфонического оркестра. Его оркестровка красочная, но уравновешенная, временами прозрачная, как у Глинки. Наследие: 15 опер, 10 симфонических произведений (в том числе «Шехеразада»), фортепианные и камерно-инструментальные сочинения, 3 кантаты, романсы, оркестровки народных песен; учебники гармонии и оркестровки. Оперное творчество Центральная область. Жанровое разнообразие: исторические «Псковитянка» и «Пан Воевода», сказочные «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», лирическая «Царская невеста», лирико-комедийная «Ночь перед рождеством» и др. Наряду с монументальными, масштабными произведениями – одноактные, камерные оперы «Боярыня Вера Шелога» и «Моцарт и Сальери». Преобладают русские сюжеты (из литературы или народного творчества). «Снегурочка» опера в 4-х действиях с прологом. Создавалась в 1880-1881 годах, премьера состоялась в январе 1882 года. Либретто написано по пьесе-сказке А.Н.Островского. «Любимое детище» Римского Корсакова. В опере чисто сказочные сцены чередуются с обрядовыми и бытовыми. Много звукописных эпизодов (пение петухов, щебет птиц, таяние Снегурочки и т.д.). Снегурочка – персонаж, соединяющий волшебные и реальные черты. Пролог. Вступление вводит в атмосферу весенней сказки, сочетает в себе пейзажность с экспозицией образов. Первая тема (Дед Мороз) – сумрачная, суровая; низкий регистр, тремоло рр, секундовые и терцовые интонации. Вторая тема (Леший) – нисходящий тритон и восходящие хроматизмы. Третья тема (Весна) – лирическая, вдохновенная; струнные, A-dur, в контрапункте тема птиц у флейты. Песня и пляска птиц. В основе – два напева народно-песенного плана. Высокий регистр, аккорды с форшлагами, женский хор. Первая тема «Сбирались птицы», вторая – «Орел-воевода». Песня Деда Мороза – удалая, молодецкая, на теме из вступления. Ария Снегурочки – портрет сказочной, но живой и непосредственной девушки. Первая тема «С подружками по ягоду ходить» – колоратурная, E-dur, лейттема Снегурочки. Вторая тема – «ауканье», третья – лирическая «В сумеречки тебя утешу», четвертая – стремительная «Милей Снегурочки твоей». Ариетта Снегурочки – образ томления, зарождающегося лирического чувства. Красивая мелодия с опеваниями, d-moll, триольное сопровождение, подголоски деревянных духовых. Проводы Масленицы – развернутая обрядовая сцена. Большинство тем – из собственного сборника «100 русских народных песен». Рефрен «Ой, честная масленица». Первый эпизод «Раным-рано куры запели» – веселый, плясовой. Второй эпизод «Веселенько тебя встречать-привечать» – печальный, на теме подлинной масленичной песни. Третий эпизод – бойкая скороговорка «Масленица-мокрохвостка». Четвертый эпизод «У нас с гор потоки» – радостный, на теме колядки. Монолог Чучела – на одной ноте с хоровыми вставками. Заключительная сцена – сочетание комического и волшебного. Песня Бакулы-бобыля – плясовая, с нисходящими и восходящими хроматизмами. Появление Снегурочки – пассажи флейты. I действие. Вступление – пастуший наигрыш (тема А.К.Лядова) – спокойное, безмятежное. Первая песня Леля «Земляничка-ягодка» – в духе протяжных. Вступление (кларнет) – лейттема Леля. Медленный темп, многозвучные распевы, подголоски деревянных духовых. Вторая песня Леля «Как по лесу лес шумит» – быстрая хороводная. Ариетта Снегурочки «Как больно здесь» лирико-драматического характера. Романсовая мелодия, подголосок флейты. Ариетта Купавы – радостная, оживленная, на лейтмотиве Купавы. Свадебный обряд: выкуп невесты. Вариации на 2 подлинные народные темы: 1) «Как за речкою» (характеристика жениха), 2) «Как не пава-свет» (характеристика невесты). Женский хор, Мизгирь. II действие. Хор слепцов-гусляров написан в духе старинных величальных песен в сопровождении арфы и фортепиано. Дуэт Берендея и Купавы: рондо. Рефрен – диалог: «Сказывать, светлый царь?» – «Сказывай, слушаю». Ведущая партия – Купавы, на интонациях плача и лирических песен. Шествие царя Берендея – сочетание торжественного и комического. Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес». Восторженная, возвышенная; восточный колорит (варьированный органный пункт, красочные гармонии, изменчивая ритмика). III действие.Праздник в заповедном лесу. Хор «Ай, во поле липенька» на теме подлинной хороводной песни. В среднем разделе новая тема, плясовая «Купался бобер» (поет Бобыль). Пляска скоморохов – стремительная, веселая. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась». Три куплета, припев «Лель мой, лёли, лёли, Лель». Звукоизобразительность: литавры – гром, pizzicato струнных – дождик, соло кларнета – пастуший рожок. Плясовой аккомпанемент. Сцена поцелуя – вдохновенная, восторженная мелодия у струнных, триольное сопровождение, Des-dur. Сцена Снегурочки и Мизгиря драматическая, партия Мизгиря речитативна. Ариозо Мизгиря «На теплом синем море» восточного характера. Сцена превращений леса: лейттемы Снегурочки и Лешего, вырастающие деревья – фугато, светлячки – флейта piccolo; увеличенные и уменьшенные созвучия. IV действие. Дуэт Снегурочки и Мизгиря любовный, страстный. Новая тема «О, милый мой». Песня-игра «Просо» на народной теме. Сцена таяния Снегурочки – кульминация в развитии образа. Свободное ариозо. Тема таяния – нисходящие хроматизмы (томление, блаженство). Подголосок – тема ариетты Снегурочки из пролога. Заключительный хор «Свет и сила бог Ярило» в духе старинных гимнов. Запевала – ансамбль – хор, унисоны, 11/4, узкие ходы без распевов. «Садко» 1896 год, «опера-былина» в семи картинах. Либретто написано самим композитором по мотивам былин о Садко и сказок о Морском царе и Василисе Премудрой. Вступление «Окиан – море синее». Лейттема моря (G-Es-D). Образ спокойный и величавый. I картина. Купеческий пир. Хор «Собралися мы, гости торговые». Речитатив и ария Садко – повествовательность, былинная мелодия, арфовое сопровождение. Речитатив «Кабы была у меня золота казна» – диатоника, долгие аккорды сопровождения. Ария «Пробегали б мои бусы-корабли» – трехчастная форма, широкие гармонические фигурации (образ моря). II картина. Вступление – мир сказки («шаги» струнных по звукам уменьшенного септаккорда, аккорды духовых далеких тональностей, «мерцание» мажора и минора). Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» – в жанре народных лирических напевов. Появление и превращение лебедей: глиссандо арфы, тремоло струнных, уменьшенный лад. Тема лебедей у виолончелей на фоне остинатных аккордов с форшлагами в высоком регистре. Превращение – нисходящие терции, трели скрипок, неустойчивые гармонии. III картина. Ария Любавы «Ох, знаю я, Садко меня не любит» – широкая распевная мелодия, размеренный аккомпанемент. IV картина. Пристань в Новгороде. Характеристика горожан, торговых гостей, калик перехожих, скоморохов. Ловля золотых рыбок – темы Волховы, золотых рыбок. Песня Варяжского гостя «О скалы грозные» – суровая, мужественная (бас). Тираты в оркестре, восходящие кварты, d-moll. Песня Индийского гостя «Не счесть алмазов в каменных пещерах» – распевы, хроматизмы, органный пункт, мерный аккомпанемент, одноименный мажоро-минор. Песня Веденецкого гостя. Хор «Высота» – на теме былины о Соловье Будимировиче (Садко – дружина). V картина – почти нет нового музыкального материала. Интермеццо между V и VI картинами – симфонический эпизод. Погружение Садко в глубины океана. Женский хор без слов, нисходящая гамма тон-полутон, глиссандо арфы, тремоло, трели. Темы Лазоревого терема и золотых рыбок. Завершается интермеццо темой моря. VI картина– Подводное царство. Хор красных девиц (сестер Морской царевны), величальная песня Садко. Свадьба: вокально-симфоническая сюита. VII картина. Колыбельная Волховы лирическая, печальная. «Баю, бай», fis-moll, Andante, мелодия похожа на тему лебедей. Заключительный хор радостный, величальный «Морю синему слава, Волхове-реке слава», тема моря.
Симфонические фрагменты последних опер Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (вступление к последней картине). Сюита с чертами рондо. Рефрен – сигнал трубы (фанфарный призыв). Вступление – волшебный город Леденец. Перезвон колоколов, высокий регистр, стаккато деревянных, пиццикато струнных, арфа + колокольчики. 1 раздел – «белка» (народная песня «Во саду ли, в огороде», вариации), необычная оркестровка (флейта пикколо, деревянные духовые + пиццикато струнных, ксилофон и челеста). 2 раздел – «33 богатыря»: маршевая тема медных на фоне нисходящих попевок струнных и хроматических пассажей деревянных. 3 раздел – «царевна Лебедь». Вначале тема лебедь-птицы → вариации → Лебедь-царевна. Секвенция флейт и кларнетов, арфа, затем мелодия у гобоя с подголосками скрипки. Тема царевны – песенная мелодия струнных. Симфоническая картина «Сеча при Керженце» из оперы «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (сюжет оперы – о монголо-татарском иге). Звучит между двумя картинами III действия, рисует неравный бой китежской дружины с войсками Батыя. Свободная форма с чертами трехчастности. Вступление – приближение орды (ритм скачки, низкий регистр, allegro, crescendo). 1 раздел начинается темой русской дружины, печальной и песенной. В басах – суровая мелодия «Про татарский полон». Средний раздел – «столкновение». Постепенно татарская тема «вытесняет» русскую, грозно звучит в канонических проведениях. «Обрыв» на Ум7. Реприза и кода – ночное «мертвое поле». Вступление к опере «Золотой петушок» – пролог оперы, где появляется Звездочет, чисто сказочного характера. Свободная форма, состоит из двух разделов. Начинается с лейтмотива Петушка (труба с сурдиной). 1 раздел – «Шемаханская царица», обольстительная, непостоянная, загадочная. Два лейтмотива: 1) хроматический, секвенционный, на уменьшенных созвучиях; 2) соло кларнета, дважды гармонический минор (Восток), красочные гармонии. 2 раздел – характеристика Звездочета. Лейтмотив строится на полутоновом сопоставлении мажорных трезвучий и секстаккордов. Отрывистые звуки арфы и колокольчиков на фоне мягкой гармонии струнных – «мерцающие звезды». «Шехеразада» Симфоническая сюита по мотивам сказок «1001 ночи». 1888 год. Картины арабского Востока. Вступление:лейттема Шахриара (грозная, повелительная) – унисоны, низкий регистр, объем септимы; лейттема Шехеразады (грациозная, лирическая) – соло скрипки, сочетание инструментального наигрыша и напевной декламации. Между ними – тихие долгие аккорды деревянных духовых (сказочный колорит). I часть «Море». Сонатное Allegro без разработки. Г.П. – тема моря (измененная тема Шахриара), спокойная, величавая, на фоне широких гармонических фигураций. П.П.: 1 тема – корабль Синдбада-морехода (восходящие аккорды деревянных духовых); 2 тема – волнующееся море (измененная тема Шехеразады). II часть «Рассказ царевича Календра». Крайние разделы – темброво-оркестровые вариации. Тема царевича – спокойная, повествовательная, соло фагота. Середина – фантастический восточный скерцо-марш. III часть «Царевич и царевна». Тема царевича – песенная, широкая, на интонациях лейтмотива Шехеразады; тема царевны – танцевальная, грациозная, на фоне pizzicato струнных и малого барабана. IV часть «Праздник в Багдаде». Финал, объединяющий тематический материал предыдущих частей. Основная тема – лезгинка, стремительная, мужественная. Кода «Корабль, разбивающийся о скалу» – темы моря, Шахриара, Шехеразады, Синдбада-морехода. Вокальное творчество 79 романсов и песен. Поэты: Пушкин, А.Толстой, Майков, Фет, Никитин, Кольцов и другие. Лирика Римского-Корсакова отличается глубокой поэтичностью, благородством, безупречным художественным вкусом и совершенством форм. Характерны светлая элегичность, образы природы, восточные мотивы, размышления об искусстве. Два периода: 1) 60-е – начало 80-х годов; 2) 90-е годы. На слова Пушкина: «На холмах Грузии» – светлое мечтательное настроение, напевная мелодия, звукоизобразительность (Арагва). «Пророк» – патетическая декламация, монолог о предназначении поэта. «Редеет облаков летучая гряда» – элегия. Вокальная партия свободная, широкого дыхания; аккомпанемент – красочный фон. «Не пой, красавица», «Ненастный день потух», «Гречанка» и другие. Два вокальных цикла: 1) «У моря» на стихи А.Толстого, 2) «Весной» на слова А.Толстого и А.Фета. «Дробится, и плещет, и брызжет волна» (цикл «У моря») – пейзажная лирика; морской прибой – радостное упоение жизнью. Петр Ильич Чайковский (1840-1893)
Гениальный композитор Московской школы, лирик и психолог по складу дарования. Содержание творчества: внутренний мир человека, его радости и горести, сомнения и тревоги, любовь к родной природе и народному искусству. Основная тема – борьба человека за счастье. Как симфонист Чайковский занимает одно из первых мест в мире. Наследие (работал во всех жанрах): 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, одночастные симфонические произведения, фортепианные пьесы и циклы («Детский альбом», «Времена года»), романсы, камерно-инструментальные сочинения, концерты, кантаты. Огромен мелодический дар композитора; его темы распевны, вокальны, основные приемы развития – секвенцирование, мотивное дробление, варьирование, полифония. Много танцевальности, особенно вальса. Традиции городского фольклора, влияние европейского музыкального искусства (Моцарт, Бизе, Бетховен, Шуман). В любом жанре – новатор. Симфоническое творчество Самая значительная и объемная область наследия. Семь симфоний (в том числе «Манфред»), увертюры и фантазии: «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», «Гроза», «1812 год», «Гамлет», «Буря», «Фатум»; баллада для оркестра «Воевода», четыре оркестровые сюиты, «Итальянское каприччио», «Серенада для струнного оркестра». Основное содержание – душевный мир человека. Есть картины природы и быта. Чайковский показывает жизненные явления в развитии, столкновении и борьбе противоборствующих сил. Большинство произведений программны, драматургия конфликтна. Широко известны оркестровые сюиты, особенно Третья. «Ромео и Джульетта» Увертюра-фантазия, окончательная редакция – 1880 год. Обобщенное воплощение сюжета (без деталей). Сонатное Allegro со вступлением и кодой.
Вступление медленное, сумрачное, вводит в атмосферу средневековья. 1 тема – хорал духовых: мерная поступь, молитвенные интонации, Andante. 2 тема у струнных, нисходящие м2, аккорды арфы. Г.П. – порывистая, устремленная вперед. Трехчастная форма. «Судорожный» синкопированный ритм, диссонансы, смены тональностей. Тема «вражды Монтекки и Капулетти». П.П. – лирическая, вдохновенная. Тема любви (альты и английский рожок соло на фоне аккордового сопровождения, Des-dur). Новая тема – у засурдиненных скрипок в колыбельном ритме. Заключительный раздел экспозиции: diminuendo, pizzicato виолончелей и контрабасов. Разработка начинается затаенно, тревожно. Звучат темы Г.П., вступления (зловеще), затем их полифоническое развитие. В кульминации – интонации темы вступления на фоне синкопированного ритма Г.П. Реприза: Г.П. звучит уверенно и настойчиво (ff, tutti), П.П. более развернута. Кода состоит из двух разделов: 1) разработочный, на темах Г.П. и вступления; 2) эпилог-послесловие (мерные удары литавр, ритм похоронного марша, темы П.П. звучат сначала скорбно, затем просветленно).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 416. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |