Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вступление к опере «Хованщина»




«Рассвет на Москве-реке»

Картина солнечного раннего утра. Звукоизобразительность: пение петухов, трубы стрельцов, восход солнца. Варьирование одной темы – лирической, величавой, в духе протяжных народных песен. Постепенное крещендо, тональное «просветление», аккорды арпеджиато («гусли»). Колокольный звон.

Вокальное творчество

Значительная область наследия. Основная тема – социальное обличение. Лирических романсов немного. Тексты: Н.А. Некрасова, Т.Г. Шевченко, А.Н. Плещеева, М.И. Голенищева-Кутузова и др. Немало песен на собственные слова. Традиции Даргомыжского (детальное воплощение текста). Жанры: монолог (рассказ, сценка), баллада, «русская песня». Характерен синтез трагического и комического. Мелодика чаще речитативная, декламационная, на основе речевых типических интонаций.

 «Калистрат» на слова Некрасова – монолог крестьянина-бедняка. Контраст между мечтой матери и реальной жизнью. Колыбельная (повторность попевок, покачивающийся аккомпанемент, умеренный темп).

«Колыбельная Еремушке» на слова Некрасова – также монолог крестьянина. Ирония: угодливость и покорность помогут «выйти в люди». Рефрен «Баю-бай».

На собственные слова:

«Сиротка» – монолог бездомного ребенка, просящего подаяние. Жалобные нисходящие интонации, отсутствие заключительного каданса.

«Озорник» – уличная сценка (мальчишка дразнит старуху). Трагикомизм ситуации. Быстрый темп, речевые интонации, 5/4, смещение метрических акцентов.

«Светик Савишна» – юродивый просит о любви молодую женщину (5/4, отсутствие распевов, нисходящие короткие попевки).

«Семинарист» – комический монолог. «Зубрежка латыни» чередуется с воспоминаниями о поповской дочке и молитвенными интонациями.

Драматические песни последнего периода:

Баллада «Забытый» на слова Голенищева-Кутузова (по картине В.В.Верещагина). Маршевый ритм, es-moll,постепенная драматизация.

Цикл «Песни и пляски смерти» на слова Голенищева-Кутузова. Глубоко трагическое содержание. 1) «Колыбельная» (ребенку) – речевые интонации, ходы на тритон, «ползущие» хроматизмы в сопровождении. 2) «Серенада» (девушке) – два раздела; первый – ночной пейзаж, второй – серенада в ритме сицилианы. 3) «Трепак» (мужичок замерзает в метель) – вариации. Вступление «Лес да поляны» – пустынный пейзаж. Метель – нисходящие хроматические пассажи. Тема трепака – плясовая с четким ритмом. 4) «Полководец» (на поле брани Смерть проводит смотр войскам). Первый эпизод – батальная сцена. Второй эпизод – «ночная тишина». Третий раздел «Кончена битва» – монолог Смерти (революционная польская песня «С дымом пожаров»).

«Картинки с выставки»

Фортепианный цикл, 1874 год. Создавался под впечатлением от посмертной выставки архитектора Виктора Гартмана. Десять разнохарактерных пьес, объединенных «Прогулкой» (сквозная тема).

«Прогулка» – величавая, эпическая. Переменный размер, диатоника, B-dur.

1. «Гном» – портрет маленького уродливого существа, его ужимки и стенания. Первая тема – бег с остановками, вторая тема – стоны.

2. «Старый замок» – серенада трубадура. Красивая мелодия на фоне тонического органного пункта, gis-moll, Andantino.

3. «Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры») – жалобные интонации, тональная неустойчивость. Тема нянюшек – спокойная, умиротворенная.

4. «Быдло» (тяжелая телега, запряженная волами) – низкий регистр, мерный ритм, pesante, акценты.

5. «Балет невылупившихся птенцов» (скерцино) – трели, форшлаги, высокий регистр, быстрый темп.

6. «Два еврея, богатый и бедный». Богатый – широкие ходы, унисоны, f. Бедный – репетиции на одном звуке в высоком регистре.

7.  «Лиможский рынок» («Большая новость») – стремительное моторное движение.

8. «Катакомбы» – чередование долгих звуков и диссонансов, контрастная динамика. Тема «Прогулки» – «С мертвыми на мертвом языке».

9. «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга») – образ злой, страшной ведьмы. Средний раздел – колдовство.

10. «Богатырские ворота» («В стольном городе во Киеве») – мощный, торжественный, величественный финал. Первая тема – гимническая, хорального склада, ff, Es-dur. Вторая тема – молитва, as-moll. Колокольный звон. Заканчивается цикл темой «Прогулки».

Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844-1908)

  В сущности, мой род – сказка, былина и непременно русские. Н.А.Римский-Корсаков

Композитор, педагог, дирижер, директор Петербургской консерватории. По образованию – морской офицер. Прожил долгую, насыщенную творчеством и событиями жизнь. Работал во всех жанрах, наиболее близка ему была опера. Помимо собственных произведений, закончил и оркестровал «Бориса Годунова» и «Хованщину» Мусоргского, «Князя Игоря» Бородина и «Каменного гостя» Даргомыжского.

Римский Корсаков – художник романтического плана. Особенно привлекали его древние народные сказания, обряды, легенды и сказки. Образы: возвышенно-поэтические, фантастические, картины природы. В своих произведениях композитор через аллегории отражал реальный мир с его жизненными и нравственными проблемами. Однако острота противоречий сглажена. Римский Корсаков выступает сказителем, повествующим об идеальных героях, живущих в сказочной стране => эпическая драматургия. Действие замедленное, без острых конфликтов и резких контрастов.

Музыкальный язык своеобразен. Мелодика уходит корнями в крестьянскую народную песенность. Композитор предпочитает лаконичные, «тезисные» темы, реже встречаются широкие протяженные мелодии. Самобытен ладогармонический язык: в народно-бытовых сценах преобладает диатоника, секундовое и терцовое сопоставление аккордов, цитаты; в фантастических – увеличенные и уменьшенные лады с их созвучиями, нетерцовые аккорды, альтерация, сопоставление далеких тональностей и т.д.

Римский Корсаков – величайший мастер оркестровки, в совершенстве знал и использовал тембровые возможности симфонического оркестра. Его оркестровка красочная, но уравновешенная, временами прозрачная, как у Глинки.

Наследие: 15 опер, 10 симфонических произведений (в том числе «Шехеразада»), фортепианные и камерно-инструментальные сочинения, 3 кантаты, романсы, оркестровки народных песен; учебники гармонии и оркестровки.

Оперное творчество

Центральная область. Жанровое разнообразие: исторические «Псковитянка» и «Пан Воевода», сказочные «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», лирическая «Царская невеста», лирико-комедийная «Ночь перед рождеством» и др. Наряду с монументальными, масштабными произведениями – одноактные, камерные оперы «Боярыня Вера Шелога» и «Моцарт и Сальери». Преобладают русские сюжеты (из литературы или народного творчества).

«Снегурочка»

опера в 4-х действиях с прологом.

Создавалась в 1880-1881 годах, премьера состоялась в январе 1882 года. Либретто написано по пьесе-сказке А.Н.Островского. «Любимое детище» Римского Корсакова. В опере чисто сказочные сцены чередуются с обрядовыми и бытовыми. Много звукописных эпизодов (пение петухов, щебет птиц, таяние Снегурочки и т.д.). Снегурочка – персонаж, соединяющий волшебные и реальные черты.

Пролог. Вступление вводит в атмосферу весенней сказки, сочетает в себе пейзажность с экспозицией образов. Первая тема (Дед Мороз) – сумрачная, суровая; низкий регистр, тремоло рр, секундовые и терцовые интонации. Вторая тема (Леший) – нисходящий тритон и восходящие хроматизмы. Третья тема (Весна) – лирическая, вдохновенная; струнные, A-dur, в контрапункте тема птиц у флейты.

Песня и пляска птиц. В основе – два напева народно-песенного плана. Высокий регистр, аккорды с форшлагами, женский хор. Первая тема «Сбирались птицы», вторая – «Орел-воевода».

Песня Деда Мороза – удалая, молодецкая, на теме из вступления.

Ария Снегурочки – портрет сказочной, но живой и непосредственной девушки. Первая тема «С подружками по ягоду ходить» – колоратурная, E-dur, лейттема Снегурочки. Вторая тема – «ауканье», третья – лирическая «В сумеречки тебя утешу», четвертая – стремительная «Милей Снегурочки твоей».

Ариетта Снегурочки – образ томления, зарождающегося лирического чувства. Красивая мелодия с опеваниями, d-moll, триольное сопровождение, подголоски деревянных духовых.

Проводы Масленицы – развернутая обрядовая сцена. Большинство тем – из собственного сборника «100 русских народных песен». Рефрен «Ой, честная масленица». Первый эпизод «Раным-рано куры запели» – веселый, плясовой. Второй эпизод «Веселенько тебя встречать-привечать» – печальный, на теме подлинной масленичной песни. Третий эпизод – бойкая скороговорка «Масленица-мокрохвостка». Четвертый эпизод «У нас с гор потоки» – радостный, на теме колядки.

Монолог Чучела – на одной ноте с хоровыми вставками.

Заключительная сцена – сочетание комического и волшебного. Песня Бакулы-бобыля – плясовая, с нисходящими и восходящими хроматизмами. Появление Снегурочки – пассажи флейты.

I действие. Вступление – пастуший наигрыш (тема А.К.Лядова) – спокойное, безмятежное.

Первая песня Леля «Земляничка-ягодка» – в духе протяжных. Вступление (кларнет) – лейттема Леля. Медленный темп, многозвучные распевы, подголоски деревянных духовых.

Вторая песня Леля «Как по лесу лес шумит» – быстрая хороводная.

Ариетта Снегурочки «Как больно здесь» лирико-драматического характера. Романсовая мелодия, подголосок флейты.

Ариетта Купавы – радостная, оживленная, на лейтмотиве Купавы.

Свадебный обряд: выкуп невесты. Вариации на 2 подлинные народные темы: 1) «Как за речкою» (характеристика жениха), 2) «Как не пава-свет» (характеристика невесты). Женский хор, Мизгирь.

II действие. Хор слепцов-гусляров написан в духе старинных величальных песен в сопровождении арфы и фортепиано.

Дуэт Берендея и Купавы: рондо. Рефрен – диалог: «Сказывать, светлый царь?» – «Сказывай, слушаю». Ведущая партия – Купавы, на интонациях плача и лирических песен.

Шествие царя Берендея – сочетание торжественного и комического.

Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес». Восторженная, возвышенная; восточный колорит (варьированный органный пункт, красочные гармонии, изменчивая ритмика).

III действие.Праздник в заповедном лесу.

Хор «Ай, во поле липенька» на теме подлинной хороводной песни. В среднем разделе новая тема, плясовая «Купался бобер» (поет Бобыль).

Пляска скоморохов – стремительная, веселая.

Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась». Три куплета, припев «Лель мой, лёли, лёли, Лель». Звукоизобразительность: литавры – гром, pizzicato струнных – дождик, соло кларнета – пастуший рожок. Плясовой аккомпанемент.

Сцена поцелуя – вдохновенная, восторженная мелодия у струнных, триольное сопровождение, Des-dur.

Сцена Снегурочки и Мизгиря драматическая, партия Мизгиря речитативна.

Ариозо Мизгиря «На теплом синем море» восточного характера.

Сцена превращений леса: лейттемы Снегурочки и Лешего, вырастающие деревья – фугато, светлячки – флейта piccolo; увеличенные и уменьшенные созвучия.

IV действие.

Дуэт Снегурочки и Мизгиря любовный, страстный. Новая тема «О, милый мой».

Песня-игра «Просо» на народной теме.

Сцена таяния Снегурочки – кульминация в развитии образа. Свободное ариозо. Тема таяния – нисходящие хроматизмы (томление, блаженство). Подголосок – тема ариетты Снегурочки из пролога.

Заключительный хор «Свет и сила бог Ярило» в духе старинных гимнов. Запевала – ансамбль – хор, унисоны, 11/4, узкие ходы без распевов.

«Садко»

1896 год, «опера-былина» в семи картинах. Либретто написано самим композитором по мотивам былин о Садко и сказок о Морском царе и Василисе Премудрой.

Вступление «Окиан – море синее». Лейттема моря (G-Es-D). Образ спокойный и величавый.

I картина. Купеческий пир. Хор «Собралися мы, гости торговые». Речитатив и ария Садко – повествовательность, былинная мелодия, арфовое сопровождение.

Речитатив «Кабы была у меня золота казна» – диатоника, долгие аккорды сопровождения. Ария «Пробегали б мои бусы-корабли» – трехчастная форма, широкие гармонические фигурации (образ моря).

II картина. Вступление – мир сказки («шаги» струнных по звукам уменьшенного септаккорда, аккорды духовых далеких тональностей, «мерцание» мажора и минора). Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» – в жанре народных лирических напевов. Появление и превращение лебедей: глиссандо арфы, тремоло струнных, уменьшенный лад. Тема лебедей у виолончелей на фоне остинатных аккордов с форшлагами в высоком регистре. Превращение – нисходящие терции, трели скрипок, неустойчивые гармонии.

III картина. Ария Любавы «Ох, знаю я, Садко меня не любит» – широкая распевная мелодия, размеренный аккомпанемент.

IV картина. Пристань в Новгороде. Характеристика горожан, торговых гостей, калик перехожих, скоморохов. Ловля золотых рыбок – темы Волховы, золотых рыбок. Песня Варяжского гостя «О скалы грозные» – суровая, мужественная (бас). Тираты в оркестре, восходящие кварты, d-moll. Песня Индийского гостя «Не счесть алмазов в каменных пещерах» – распевы, хроматизмы, органный пункт, мерный аккомпанемент, одноименный мажоро-минор. Песня Веденецкого гостя. Хор «Высота» – на теме былины о Соловье Будимировиче (Садко – дружина).

V картина – почти нет нового музыкального материала.

Интермеццо между V и VI картинами – симфонический эпизод. Погружение Садко в глубины океана. Женский хор без слов, нисходящая гамма тон-полутон, глиссандо арфы, тремоло, трели. Темы Лазоревого терема и золотых рыбок. Завершается интермеццо темой моря.

VI картина– Подводное царство. Хор красных девиц (сестер Морской царевны), величальная песня Садко. Свадьба: вокально-симфоническая сюита.

VII картина. Колыбельная Волховы лирическая, печальная. «Баю, бай», fis-moll, Andante, мелодия похожа на тему лебедей. Заключительный хор радостный, величальный «Морю синему слава, Волхове-реке слава», тема моря.

 

Симфонические фрагменты последних опер

Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (вступление к последней картине). Сюита с чертами рондо. Рефрен – сигнал трубы (фанфарный призыв). Вступление – волшебный город Леденец. Перезвон колоколов, высокий регистр, стаккато деревянных, пиццикато струнных, арфа + колокольчики. 1 раздел – «белка» (народная песня «Во саду ли, в огороде», вариации), необычная оркестровка (флейта пикколо, деревянные духовые + пиццикато струнных, ксилофон и челеста). 2 раздел – «33 богатыря»: маршевая тема медных на фоне нисходящих попевок струнных и хроматических пассажей деревянных. 3 раздел – «царевна Лебедь». Вначале тема лебедь-птицы → вариации → Лебедь-царевна. Секвенция флейт и кларнетов, арфа, затем мелодия у гобоя с подголосками скрипки. Тема царевны – песенная мелодия струнных.

Симфоническая картина «Сеча при Керженце» из оперы «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (сюжет оперы – о монголо-татарском иге). Звучит между двумя картинами III действия, рисует неравный бой китежской дружины с войсками Батыя. Свободная форма с чертами трехчастности.

Вступление – приближение орды (ритм скачки, низкий регистр, allegro, crescendo). 1 раздел начинается темой русской дружины, печальной и песенной. В басах – суровая мелодия «Про татарский полон». Средний раздел – «столкновение». Постепенно татарская тема «вытесняет» русскую, грозно звучит в канонических проведениях. «Обрыв» на Ум7. Реприза и кода – ночное «мертвое поле».

Вступление к опере «Золотой петушок» – пролог оперы, где появляется Звездочет, чисто сказочного характера. Свободная форма, состоит из двух разделов. Начинается с лейтмотива Петушка (труба с сурдиной). 1 раздел – «Шемаханская царица», обольстительная, непостоянная, загадочная. Два лейтмотива: 1) хроматический, секвенционный, на уменьшенных созвучиях; 2) соло кларнета, дважды гармонический минор (Восток), красочные гармонии. 2 раздел – характеристика Звездочета. Лейтмотив строится на полутоновом сопоставлении мажорных трезвучий и секстаккордов. Отрывистые звуки арфы и колокольчиков на фоне мягкой гармонии струнных – «мерцающие звезды».

«Шехеразада»

Симфоническая сюита по мотивам сказок «1001 ночи». 1888 год. Картины арабского Востока.

Вступление:лейттема Шахриара (грозная, повелительная) – унисоны, низкий регистр, объем септимы; лейттема Шехеразады (грациозная, лирическая) – соло скрипки, сочетание инструментального наигрыша и напевной декламации. Между ними – тихие долгие аккорды деревянных духовых (сказочный колорит).

I часть «Море». Сонатное Allegro без разработки. Г.П. – тема моря (измененная тема Шахриара), спокойная, величавая, на фоне широких гармонических фигураций. П.П.: 1 тема – корабль Синдбада-морехода (восходящие аккорды деревянных духовых); 2 тема – волнующееся море (измененная тема Шехеразады).

II часть «Рассказ царевича Календра». Крайние разделы – темброво-оркестровые вариации. Тема царевича – спокойная, повествовательная, соло фагота. Середина – фантастический восточный скерцо-марш.

III часть «Царевич и царевна». Тема царевича – песенная, широкая, на интонациях лейтмотива Шехеразады; тема царевны – танцевальная, грациозная, на фоне pizzicato струнных и малого барабана.

IV часть «Праздник в Багдаде». Финал, объединяющий тематический материал предыдущих частей. Основная тема – лезгинка, стремительная, мужественная. Кода «Корабль, разбивающийся о скалу» – темы моря, Шахриара, Шехеразады, Синдбада-морехода.

Вокальное творчество

79 романсов и песен. Поэты: Пушкин, А.Толстой, Майков, Фет, Никитин, Кольцов и другие. Лирика Римского-Корсакова отличается глубокой поэтичностью, благородством, безупречным художественным вкусом и совершенством форм. Характерны светлая элегичность, образы природы, восточные мотивы, размышления об искусстве. Два периода: 1) 60-е – начало 80-х годов; 2) 90-е годы.

На слова Пушкина:

«На холмах Грузии» – светлое мечтательное настроение, напевная мелодия, звукоизобразительность (Арагва).

 «Пророк» – патетическая декламация, монолог о предназначении поэта.

«Редеет облаков летучая гряда» – элегия. Вокальная партия свободная, широкого дыхания; аккомпанемент – красочный фон.

«Не пой, красавица», «Ненастный день потух», «Гречанка» и другие.

Два вокальных цикла: 1) «У моря» на стихи А.Толстого, 2) «Весной» на слова А.Толстого и А.Фета.

«Дробится, и плещет, и брызжет волна» (цикл «У моря») – пейзажная лирика; морской прибой – радостное упоение жизнью.

Петр Ильич Чайковский

(1840-1893)

  Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору. П.И.Чайковский

Гениальный композитор Московской школы, лирик и психолог по складу дарования. Содержание творчества: внутренний мир человека, его радости и горести, сомнения и тревоги, любовь к родной природе и народному искусству. Основная тема – борьба человека за счастье. Как симфонист Чайковский занимает одно из первых мест в мире.

Наследие (работал во всех жанрах): 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, одночастные симфонические произведения, фортепианные пьесы и циклы («Детский альбом», «Времена года»), романсы, камерно-инструментальные сочинения, концерты, кантаты.

Огромен мелодический дар композитора; его темы распевны, вокальны, основные приемы развития – секвенцирование, мотивное дробление, варьирование, полифония. Много танцевальности, особенно вальса. Традиции городского фольклора, влияние европейского музыкального искусства (Моцарт, Бизе, Бетховен, Шуман). В любом жанре – новатор.

Симфоническое творчество

Самая значительная и объемная область наследия. Семь симфоний (в том числе «Манфред»), увертюры и фантазии: «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», «Гроза», «1812 год», «Гамлет», «Буря», «Фатум»; баллада для оркестра «Воевода», четыре оркестровые сюиты, «Итальянское каприччио», «Серенада для струнного оркестра».

Основное содержание – душевный мир человека. Есть картины природы и быта. Чайковский показывает жизненные явления в развитии, столкновении и борьбе противоборствующих сил. Большинство произведений программны, драматургия конфликтна.

Широко известны оркестровые сюиты, особенно Третья.

«Ромео и Джульетта»

Увертюра-фантазия, окончательная редакция – 1880 год. Обобщенное воплощение сюжета (без деталей). Сонатное Allegro со вступлением и кодой.

 

Вступление медленное, сумрачное, вводит в атмосферу средневековья. 1 тема – хорал духовых: мерная поступь, молитвенные интонации, Andante. 2 тема у струнных, нисходящие м2, аккорды арфы.

Г.П. – порывистая, устремленная вперед. Трехчастная форма. «Судорожный» синкопированный ритм, диссонансы, смены тональностей. Тема «вражды Монтекки и Капулетти».

П.П. – лирическая, вдохновенная. Тема любви (альты и английский рожок соло на фоне аккордового сопровождения, Des-dur). Новая тема – у засурдиненных скрипок в колыбельном ритме.

Заключительный раздел экспозиции: diminuendo, pizzicato виолончелей и контрабасов.

Разработка начинается затаенно, тревожно. Звучат темы Г.П., вступления (зловеще), затем их полифоническое развитие. В кульминации – интонации темы вступления на фоне синкопированного ритма Г.П.

Реприза: Г.П. звучит уверенно и настойчиво (ff, tutti), П.П. более развернута.

Кода состоит из двух разделов: 1) разработочный, на темах Г.П. и вступления; 2) эпилог-послесловие (мерные удары литавр, ритм похоронного марша, темы П.П. звучат сначала скорбно, затем просветленно).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 416.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...