Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Симфония № 2 («Богатырская»), h-moll.
Создавалась параллельно с «Князем Игорем». I часть «Собрание богатырей».Сонатное Allegro. Г.П.: первый элемент – «ядро» всей симфонии, суровый, мужественный, богатырский образ (низкий регистр, унисоны, forte, переменный лад); второй элемент – более подвижный, танцевальный (терции в высоком регистре). П.П. – лирическая, светлая, «девичий хоровод» (D-dur, плавная диатоническая мелодия, подголоски). Заключительная партия – решительная, маршевая, на мотиве главной партии. Разработка– несколько разделов, сквозное развитие. Ритм скачки, тональная неустойчивость, мотивы главной и побочной партий. Реприза.Начало главной партии – кульминация (fff, тема в ритмическом увеличении, tutti). Побочная партия звучит мягко и нежно. Заключительная партия – энергично и решительно. Coda– на ритме скачки, утверждается первый элемент главной партии. II часть «Богатырские игры». Скерцо, трёхчастная форма. Первая тема – стремительные восходящие и нисходящие пассажи, ровный частый пульс (prestissimo, pizzicato). Вторая тема – более восточная (хан Кончак), синкопы. Трио (средний раздел) – томный Восток (медлительная мелодия, переменный лад, ув.2, триоли, органный пункт). III часть «Песнь Баяна».Эпическое, былинное Andante. Г.П. – величавая, в духе старинных былин: арфа («гусельные переборы»), тема у валторны, переменные размер и лад (Des – b). П.П. – трепетная, печальная, повторяющийся мотив на фоне тремоло pianissimo, «перекличка» регистров. Эпизод – «рассказ о подвигах», батальная сцена: имитации, контрастная динамика, piu animato. IV часть «Богатырский пир». Сонатное Allegro, H-dur. Вступление – «скоморошьи наигрыши». Г.П. – «лихая пляска», диатоника, переменный размер. П.П. – неконтрастна, более лирична, на фоне секундовых интонаций «гудка». Разработка, реприза– стремительные, жизнерадостные по характеру. Coda– на теме «скоморошьих наигрышей» из вступления. «Богатырская» симфония Бородина знаменовала собой начало эпического симфонизма в русской музыке. Вокальное творчество 16 романсов и песен, 9 на собственные слова и переводы. Стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, А. Толстого. Первые 4 романса – « русская песня» на народные слова или неизвестного автора. На собственные слова: «Спящая княжна». Рондо, рефрен в жанре колыбельной (умеренный темп, мерный покачивающийся аккомпанемент, синкопированные секунды в сопровождении, As-dur). Первый эпизод – «Ведьм и леших шумный рой» – нисходящая целотонная гамма, диссонансы. Второй эпизод – «Богатырь придет могучий» – C-dur, гармоническое «прояснение», колокольность (аккордовая фактура в разных регистрах). «Песня темного леса» – «старая песня» (Бородин) в духе старинных песен вольницы. Былинная мелодия, унисоны сопровождения, переменный размер, кульминация в среднем разделе. «Морская царевна» – сказочный, фантастический образ, морской пейзаж, призыв русалки. «Море» – баллада. Сквозное развитие. Первая тема – «бушующее море», стремительные волнообразные пассажи в низком регистре. Вторая тема – «пловец молодой» – речитативная, патетическая. Лирические романсы: «Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота», «Из слез моих,«Для берегов отчизны дальной». «Для берегов отчизны дальной», слова А.С.Пушкина – элегия, написана под впечатлением от смерти М.П.Мусоргского. Настроение глубокой скорби (статичная мелодия, мерные аккорды в сопровождении, секунды, cis-moll, Andantino). Середина патетическая. Юмористические романсы: «У людей-то в дому», «Спесь». «Спесь» на слова А.К.Толстого. Звукоизобразительность: походка «надуваючись, с боку на бок переваливаясь», рост «аршин с четвертью», шапка «во целу сажень», «радуга» и т.д. Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
Самый самобытный русский композитор, принципиальный новатор (нигде не учился). Музыку считал средством общения с людьми. Обладал феноменальным слухом и редкой фантазией. Мировосприятие Мусоргского было трагедийным. Основной темой его творчества стало изображение теневых сторон жизни, показ уродливых явлений, убожества. Произведения композитора тесно связаны со словом, текстом => основные жанры – песня и опера. Даже инструментальные произведения Мусоргского программны. Музыкальный язык глубоко оригинален. Композитор был непревзойденным мастером вокального письма => разнообразная мелодика от народной песенности до обыденной речи. Гармонии нетрадиционны, чаще диссонантны (нетерцовые аккорды, побочные тоны, необычные лады); чередование функций свободное, не классическое. Основные приемы развития – варьирование и полифония. Оперное творчество Два шедевра – «Борис Годунов» и «Хованщина». Неоконченные оперы: «Саламбо », «Женитьба» по Н.В.Гоголю, «Сорочинская ярмарка». Обращаясь к историческим сюжетам, Мусоргский воплощал в них острые проблемы современности. Либретто писал сам. Драматургия опер сложна: много сюжетных линий, персонажей, конфликтов. Развитие целого непрямолинейно, насыщенно внезапными переломами, сдвигами. Формы сквозные, динамичные, тесно связанные с действием, почти нет репризных. Основной сольной характеристикой героев является монолог. «Борис Годунов» опера в 4-х действиях с прологом. Создавалась в 1868-1874 годах. Либретто по трагедии А.С.Пушкина. Две редакции. Многоуровневый конфликт: 1) Годунов – поляки, 2) Годунов – народ, 3) Годунов – бояре, 4) внутренний конфликт Бориса. Пролог. 1 картина. Вступление в духе протяжных песен; cis-moll, подголосочная полифония, один из подголосков – «плач» на секундовых интонациях. Тема Пристава – грозная, «долбящая» (унисоны в низком регистре, sf, акценты). Хор «На кого ты нас покидаешь» – на интонациях протяжных плачей, жалобный, молящий. В среднем разделе – комическая сценка («Митюх, а Митюх…»), хоровой речитатив. 2 картина. Коронование. Праздничный колокольный звон. Величальный хор «Слава» на народной теме. Монолог Бориса – скорбный, сурово-сосредоточенный. Начинается с лейттемы, мелодика речитативная, секундовые интонации, c-moll, тремоло. I действие. 1 картина. Монашеская келья. Монолог Пимена «Еще одно последнее сказанье» – спокойное повествование. 1 тема – «пишущее перо», ровное движение шестнадцатых у виолончелей. Вторая тема – торжественная, возвышенная, «православная». В рассказе Пимена об угличском убийстве звучит лейттема Димитрия. 2 картина. Сцена в корчме на литовской границе. Вступление на темах из картины (песня Варлаама, тема старцев, лейттема Димитрия). Песня Шинкарки – шуточная, плясовой ритм. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани» – разгульная, удалая, молодецкая. Широкая мелодия, размашистые интонации, четкий ритм. Вариации остинато. Звукоизобразительность: огонь, взрыв бочки. Заключительная сцена с приставами – динамичная, сценический конфликт. II действие. Царские палаты. Плач Ксении, шуточная «Песня про комара», игра в хлест. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» – масштабная многогранная характеристика заглавного героя. Начинается лейттемой, затем речитативное вступление. Тема несбывшихся надежд («Напрасно мне кудесники сулят») – спокойная, суровая. Тема отеческой любви «В семье своей я мнил найти отраду» – лирическая, возвышенная (As-dur, хоральный склад). Тема скорби «Тяжка десница грозного судии». Заключительный эпизод (кульминационный) – на теме галлюцинаций; быстрые хроматические нисходящие пассажи в оркестре, тремоло, речитатив, переходящий в обычную речь («Чур, чур меня»). Сцена с Шуйским. III действие. Две картины. Характеристики Марины Мнишек и Самозванца. IV действие. 1 картина. На площади у храма Василия Блаженного. Песня Юродивого – плач. Бессмысленный текст, сопоставление далеких тональностей. Хор «Кормилец батюшка» вырастает из песни Юродивого, те же нисходящие секунды. Кульминация – «Хлеба!». Сцена Бориса с Юродивым – обвинение царя в убийстве. 2 картина. Кремль. Монолог Бориса «Прощай, мой сын, умираю» – сопоставление контрастных тем и эпизодов. Лейттема звучит как похоронный марш, наставления Федору – взволнованный, патетический речитатив. Молитва Бориса (Des-dur) на церковных интонациях, заключительный эпизод (сцена смерти) на фоне колокольного хора и погребального пения. 3 картина. Крестьянский бунт. Сцена под Кромами. «Величание» боярина. Пение Варлаама и Мисаила о грехе Бориса – на народной теме («О Вольге и Микуле»). Хор «Расходилась, разгулялась» – в духе разбойничьих молодецких песен. Трехчастная форма. Средний раздел «Ой ты, сила, силушка» – плясовой, на народной теме. Заканчивается опера песней Юродивого – мрачным предсказанием «земле русской». |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 321. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |