Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антон Григорьевич Рубинштейн




(1829-1894)

Пианист, дирижер, композитор, музыкально-общественный деятель, директор первой в России консерватории. Концертировал с 1839 года в Москве, Петербурге и за рубежом. Завоевал славу одного из величайших пианистов мира. Его выступления отличались драматической силой и мужественностью. Большое значение имели

организованные Рубинштейном циклы Исторических концертов, в которых была представлена эволюция фортепианной музыки от истоков до современности.

Обширно и разнообразно музыкальное наследие (119 опусов). Наиболее известны: опера «Демон», Четвертый фортепианный концерт, вторая симфония «Океан», цикл романсов «Персидские песни». Преобладают лирические и восточные образы. Творчество Рубинштейна оказало влияние на музыку П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова.

Александр Николаевич Серов

(1820-1871)

Вошел в историю музыки как выдающийся критик и общественный деятель. Основоположник профессионального русского музыкознания. Его труды опираются на объективный добросовестный анализ произведений в контексте эпохи. Его девиз: «Моя позиция – оппозиция». Важнейший принцип – историзм. Серов был ярым врагом поверхностного развлекательного искусства.

Композиторское творчество менее ценно. Основной жанр – опера (историко-легендарная, народно-бытовая): «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила».

Александр Порфирьевич Бородин

(1833-1887)

  Талант Бородина равно могуч и поразителен, как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой. В.В. Стасов

Бородин обладал многими талантами: был выдающимся композитором, ученым-химиком, педагогом, общественным деятелем. Выступал в качестве дирижера и музыкального критика. Музыку писал в свободное время.

Мироощущение Бородина было светлым, гармоничным, уравновешенным. Его произведениям несвойственен драматизм. Преобладают эпические, легендарные богатырские образы; немало картин природы и быта. Лирика светлая, объективная, одухотворенная.

В своих сочинениях композитор подолгу развивает один образ без резких контрастов => монументальность, уравновешенность, широта. Форма складывается из крупных завершенных разделов. Музыкальный язык Бородина самобытен, несмотря на классическую основу. Мелодика разнообразна, большинство тем развернутые, протяженные, но есть и короткие мотивы-тезисы. Гармонии традиционные, для изображения фантастических или восточных образов – красочные альтерации, аккорды с добавочнымитонами и т.д. Инструментовка массивная, плотная, многозвучная.

 «Князь Игорь»

опера в 4-х действиях с прологом.

Либретто по сюжету «Слова о полку Игореве». Основная идея – государственное объединение Руси. Создавалась более 20 лет, закончена Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым.

Пролог открывается монументальной хоровой сценой.

Хор «Слава» – величальный, торжественный (C-dur, tutti, переменный лад, трихордовые попевки, многотемность).

Сцена затмения – зловещая, напряженная (тональная неустойчивость, хроматизмы, неразрешенные септаккорды, увеличенный лад, тремоло).

Комическая сцена Скулы и Ерошки. Прощание с Ярославной.

I действие. 1 картина.Разгульный пир на княжом дворе Владимира Галицкого. Шуточные, величальные и молодецкие песни.

Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести» – музыкальный портрет «князя-босяка». Широкие скачки, плясовой ритм, возгласы «Эх!», стремительные пассажи в оркестре.

I действие. 2 картина. Покои Ярославны.

Ариозо Ярославны – настроение тревоги и глубокого раздумья. Трёхчастная форма, лирический образ.

Хор девушек « Мы к тебе, княгиня» – на интонациях плача, минор, уменьшённые созвучия.

Сцена с Галицким – конфликт. Ярославна: твёрдая духом, гордая правительница (партия Игоря из Пролога). Финал – кульминация действия.

Хор бояр « Мужайся, княгиня» – суровый, мрачный (низкий регистр, унисоны, минорные бемольные тональности, угловатая мелодия).

Сцена пожара на фоне набатного звона – неразрешённые D7 разных тональностей, реплики Ярославны и бояр => картина народного бедствия.

II действие.Половецкий стан.

Хор девушек « На безводье» – картина южной степи, нега и покой. Andantino, органный пункт, орнаментика, прихотливая ритмика, синкопы, триоли, ув.2, переменный лад. Солируют деревянные духовые.

Каватина Кончаковны – восточный колорит (средства – см. выше).

Дуэт Владимира Игоревича с Кончаковной – любовный, страстный. Романсовые и хроматические мотивы.

Ария князя Игоря – многогранная характеристика заглавного героя. Трёхчастная форма с речитативным вступлением и заключением. Сквозное развитие. Вступление «Ни сна, ни отдыха измученной душе» – сосредоточенное раздумье. Первый раздел – воспоминания о битве «И бранной славы пир весёлый» – решительный, мужественный. Первая тема маршевая, с восходящими квартами, пунктирный ритм. Вторая тема «Погибло всё» – взволнованная, патетическая (бурные пассажи, диссонантные аккорды). Средний раздел – светлые мысли о Ярославне «Ты одна голубка лада»; лирическая мелодия, распевы, Des-dur. Репризный раздел наиболее драматичен.

Ария хана Кончака – разносторонняя характеристика: сочетание жестокости и великодушия, хитрости и благородства. 1-й эпизод «Ты ранен в битве при Каяле» –

ритм скачки, Allegro. 2-й эпизод «О нет, нет, друг» – трёхчастная форма, ариозный, восточный (синкопированный ритм, органный пункт, триоли). 3-й эпизод (заключительный) «Хочешь ли пленницу» – Allegro, танцевальный ритм, хроматизмы. Финал – грандиозная вокально-хоровая сцена. Хор невольниц «Улетай на крыльях ветра» – поэтический, задумчивый (Andante, синкопы, органный пункт, орнаментика). «Дикая» пляска мужчин (лезгинка).Хор «Слава хану» – грозный, воинственный (fortissimo, tutti, смешанный хор, синкопы, нисходящие хроматические пассажи в оркестре).

III действие.Половецкий стан. Побег князя Игоря с Овлуром.

IV действие.

Плач Ярославны (ария). Форма – рондо. Рефрен «Ах, плачу я» – одноголосные фразы, ув.2, распевы. 1-й эпизод «Я кукушкой перелётной» – тема из арии Игоря II действия. Обращение к солнцу, ветру, реке (текст взят из «Слова о полку Игореве»).

Хор поселян – в духе протяжных песен.

Сцена Скулы и Ерошки. Финальный хор – радостный, торжественный.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...