Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Александр Сергеевич Даргомыжский




(1813-1869)

Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды. А.С.Даргомыжский

Младший современник, друг и последователь Глинки. Творчество Даргомыжского тесно связано с критическим реализмом в литературе. Герой его произведений – «маленький» человек. Композитор раскрывает духовный мир своих скромных героев, отображает их беды и радости, противопоставляя способность любить, их чувство собственного достоинства слабоволию и эгоизму представителей высшего общества. Он стремился к тому, чтобы показать глубокие различия между людьми, социальное неравенство, дать правдивую картину современной жизни. Даргомыжский создавал яркие, точные характеристики, представлял своих героев как лиц определенного сословия (крестьянин, князь, солдат, чиновник, деревенская девушка и т.д.) => разнообразная мелодика, воплощающая разные типы человеческой речи. По сравнению с Глинкой больше речитативов и декламационности.

Произведения Даргомыжского тесно связаны с текстом, литературным словом, центральными жанрами являются опера и романс. Композитор воплощает все детали и повороты сюжета, все нюансы настроения.

Не все в творческом наследии равноценно, однако лучшие произведения вошли в сокровищницу русской музыки. Будучи сам великолепным исполнителем, Даргомыжский много и постоянно работал с вокалистами, учил их создавать на сцене живые характеры, боролся против бессодержательной виртуозности. Создал сатирический романс и сатирическую песню. Вошел в историю как смелый новатор, живое связующее звено между Глинкой и 60-ми годами XIX века (творчество «Могучей кучки» и Чайковского).

Вокальное творчество

Романсы А.С. Даргомыжский сочинял на протяжении всей жизни. «Творческая лаборатория». Свыше 100 романсов и песен. Ранний период – влияние Глинки. Опора на бытовую городскую музыку – характерная черта. Создал новые виды и жанры: монологи-портреты, в которых речь ведется не от имени автора, а от имени тех или иных действующих лиц, различных по своим характерам, судьбам и социальному положению. Есть также музыкальная сценка – бытовая зарисовка («Мельник»), рассказ о случае из современной жизни («Титулярный советник»). Немало монологов-размышлений.

Даргомыжский широко пользуется речевой интонацией; он следует за тончайшими изгибами и оттенками человеческой речи, подчеркивает значение отдельных слов (скачком, ритмической остановкой или острой гармонией в аккомпанементе), придает мелодии свободный декламационный характер.

Функция фортепианной партии неоднозначна. Роль красочного живописного фона она играет редко, преимущественно в пейзажных или «экзотических» романсах. Более характерны для Даргомыжского простейшие виды фортепианной фактуры, свойственные бытовым жанрам (аккордовый, арпеджированный, и т.п.). Ритм, гармония, голосоведение используются как яркие средства музыкальной характеристики.

Романсы 30-х и начала 40-х годов, в основном, подражательны, в духе бытового романса.

Фантазия «Свадьба» на слова Тимофеева – протест против ханжества и предрассудков. Сопоставление человеческих переживаний с картинами природы (бушующая буря и ясное утро). Рефрен – повествовательный, в народном стиле.

На стихи А.С. Пушкина:

«Ночной зефир»строится на сопоставлении контрастных эпизодов. Ночной пейзаж, образ шумящей реки (низкий регистр, фигурации аккомпанемента) – рефрен. Эпизоды – образы страстного кавалера с гитарой, юной испанки. Ритм болеро.

«Я вас любил» – лирический монолог. Элегия: песенная мелодия на фоне спокойного арпеджированного сопровождения. Единая мелодическая линия складывается из коротких фраз-попевок => речевая свобода.

«Восточный романс» написан на начальные строки стихотворения «Гречанка». Загадочный, томный образ чужеземной красавицы. Вступление – лейтмотив романса. Хроматизмы, увеличенное трезвучие.

«Мельник» – комедийно-бытовая сценка на слова песни из «Рыцарских времен». Первая фраза (повествовательная) – от автора. Затем – окрик Мельника (короткий, решительный). Allegro – сварливые причитания находчивой супруги («лучшая оборона – нападение»). Ответ Мельника – недоумение, озабоченность и вместе с тем лукавство.

На стихи М.Ю.Лермонтова:

«И скучно, и грустно» – монолог. Свободное мелодическое развитие, песенные и речевые интонации.

«Мне грустно» – тот же принцип сочетания песенности и декламации. Монолог-обращение. Элегический аккомпанемент, певучий бас и «закругленные» мелодические фразы. Драматизм («…и тоской»).

«Женские» романсы:

«Шестнадцать лет» на слова А.А.Дельвига. Текст в духе сентиментальной поэзии XVIII века. Образ простодушной и мечтательной мещаночки. Вальсовый ритм, «слабые» окончания фраз, задержания.

«Лихорадушка» на народные слова. Сплетение горя и юмора. Лирическая мелодия, плясовой ритм. «Русская песня» по жанру.

«Без ума, без разума» на слова А.В.Кольцова также о браке с нелюбимым. Лирическая жалоба.

«Я все еще его люблю» на Ю.Жадовской. Образ страстно любящей, но не любимой женщины. «Цыганский» романс. Припев – «крик души».

 

 «Расстались гордо мы» на слова В.С. Курочкина. Монолог гордой, любящей, но покинутой женщины. Песенно-декламационная мелодия, кульминация – в конце куплета.

Социально-обличительные романсы на слова поэтов – «искровцев»:

«Старый капрал» на слова Беранже (перевод Курочкина) Даргомыжский назвал «драматической песней». Монолог старого солдата, идущего на расстрел за оскорбление офицера. Припев «В ногу, ребята! Раз! Два!» – основная тема (в т.ч. в фортепианном вступлении). Речевая свобода, гибко изменяется темп, при этом – четкий ритм шага-шествия.

«Червяк» на слова Беранже (перевод Курочкина). Сатирический монолог-портрет. Музыка передает угодливый, заискивающий тон чиновника и преувеличенную восторженность, когда речь заходит о графе.

«Титулярный советник» на слова П.Вейнберга. Скупой, лаконичный текст. Контрастные характеристики: смиренный и робкий титулярный советник, властная и решительная генеральская дочь. «И пьянствовал…» – плясовой ритм, скачок на септиму (надрыв). «И в винном тумане…» – хроматизмы.

В последней группе романсов проявилось сочувствие композитора к угнетенным и обездоленным, уважение к сильным людям, не идущим на уступки перед совестью, презрение к мелким и корыстолюбивым чинушам.

 

«Русалка»

опера в 4-х действиях.

Постановка – 1856 год. Либретто по неоконченной драме А.С. Пушкина. Социально-бытовая психологическая драма. В опере есть народно-хоровые сцены, ансамбли (их большинство), музыкальные портреты (сольные характеристики), фантастические сцены. Музыкальная драматургия: I действие – масштабное, насыщенное событиями, экспозиция образов, завязка и частичная развязка конфликта; остальные действия – дополнение (сочинены Даргомыжским).

I действие. Ария Мельника – портрет человека из народа, грубоватого, корыстного. Диатоника, широкие распевные обороты, плясовой ритм. Юмористический характер придает многократное повторение одной попевки («Одно и то же надо вам твердить сто раз»).

Терцет (Мельник, Наташа, Князь). Драматическая сцена со сквозным развитием. На первом плане вокальная партия Наташи. Первый раздел – речитативный возглас Наташи (ряд коротких восклицаний, разделенных паузами). Второй раздел – трио «Ах, прошло то время, время золотое» − печального, элегического характера в духе романса (Andante,f-moll). Следующий ансамбль «Ласковым ты словом» – оживленный, радостный (Allegro, A-dur). Ритм польки, легкие фиоритуры в партии Наташи.

Народно-хоровая сцена состоит из трех песен, чередующихся по принципу постепенного перехода от печальной задумчивости к бурному веселью: лирическая протяжная «Ах ты, сердце», хороводная «Заплетися, плетень» и плясовая «Как на горе мы пиво варили».

Дуэт Князя и Наташи – сцена объяснения. Три раздела, три фазы драматургического развития. Контрастные настроения, многогранная характеристика Наташи, статичная – Князя. Первый раздел заканчивается ариозо Наташи «Бывало, издали ко мне спешишь» лирического, светлого характера. Второй раздел (Князь сообщает о разлуке)

 

– тревожный, драматический. Пульсация восьмых в оркестре, повторение одной попевки у разных инструментов, завершается стремительным Allegro «Разве я за тобою вслед» (ариозный эпизод). Третий раздел – кульминация. Тональный сдвиг, остановка движения («Ты женишься?»). Глухое тремоло литавр, три аккорда pp, паузы. Ариозо Князя «Суди сама» – в духе галантного аристократического танца. Дуэт заканчивается ариозным эпизодом «Тебе сказать хотела…» – тремоло струнных pp, хроматический подголосок скрипок.

Дуэт Мельника и Наташи. В начале партия Мельника грубовато-радостная (мажор, плясовой ритм), затем постепенно драматизируется. Партия Наташи речитативна, напряженна, она повторяет слова Князя «с выражением язвительности». Заканчивается дуэт ариозо Наташи «О боже, он уехал» – романсовая мелодия, интонации причета.

Финал. К дуэту присоединяется хор. Трансформация образа Наташи (чувство любви переходит в ожесточение и ненависть). Обвинения отцу. В последних речитативах Наташи нет песенности, мелодика угловатая, обилие хроматизмов и диссонансов в оркестре. Заклинание «Днепра царица» на теме народной песни «Ох-ти, горе великое». Кульминация финала – сцена гибели Наташи.

II действие. Свадебный хор «Как во горнице, светлице» – торжественный, величальный (tutti, As-dur). «Сватушка» – шуточный женский хор.

Два лирических ариозо Княгини близки «русской песне» широкой мелизматической мелодикой.

Песня Наташи «По камушкам, по желту песочку» – центральный и переломный момент действия. Лирическое повествование в народном духе о трагедии, разыгравшейся в I действии. Певучая фраза гобоя во вступлении, печальная мелодия в духе протяжных песен, арпеджированные переборы арфы.

III действие. 1 картина. Ария Княгини (пассивно-лирический персонаж) «Дни минувших наслаждений» печально-меланхолического характера.

2 картинаоткрывается хором русалок. Речитатив и каватина Князя – лирический образ, печаль, воспоминания. Красивая пластичная мелодия, тонкая оркестровка, элегический аккомпанемент.

Сцена встречи Мельника с Князем начинается нисходящей фигурацией скрипок. Нарастающий драматизм. Партия Мельника: угловатые ходы, диссонантные скачки, далекие тональные сопоставления, синкопы, четкий ритм (отголоски плясовых интонаций из I действия) => сумасшествие. Речь прерывается хохотом. Ариозо «С тех пор свободно летаю» – новая плясовая мелодия. Внезапный перелом – лирическое Adagio «Да, стар и шаловлив я стал» (временное просветление). Кульминация сцены – покушение на убийство Князя (тремоло, Allegro).

IV действие. 1 картина. Ария Русалки «Ты нежнее к нему» – образ гордой, мстительной царицы русалок. Трехчастная форма с предшествующим речитативом и завершающей стремительной кодой. Интонации лишены теплоты и задушевности.

2 картина. Ариозо Русалки «Тебя, князь милый, я призываю» – секвентное проведение двух коротких попевок. Интонации народной колыбельной песни «Идет коза рогатая».

                                  «Могучая кучка» («Пятерка»)

Содружество композиторов, просуществовавшее с конца 50-х до середины 70-х годов. Туда входили: М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, Ц.А.Кюи, критик В.В.Стасов; центром и главой был М.А.Балакирев. Первоначально это был кружок музыкантов-любителей, со временем – целая художественная школа. На собраниях исполнялись классические и современные произведения, сочинения самих кучкистов; композиторы делились идеями, особенно Балакирев. Авторитет Балакирева вначале был непререкаем, он активно участвовал в творческой работе своих товарищей. По мере профессионального развития кучкисты стали тяготиться «отеческим деспотизмом» Балакирева => кружок распался. Однако, основные принципы (гуманизма, народности, реалистичности) сохранились у каждого из композиторов, претворяясь по-своему. Также сохранились и дружеские взаимоотношения.

Милий Алексеевич Балакирев

(1837-1910)

Композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. С 1855 года жил в Петербурге, где познакомился с М.И.Глинкой и А.С.Даргомыжским, выступал как пианист. Глава «Могучей кучки», основатель Бесплатной музыкальной школы, руководитель Придворной певческой капеллы; дирижировал симфоническими концертами РМО, собирал и изучал народные песни (2 сборника).

Основа творчества – инструментальная музыка (симфоническая и фортепианная), преимущественно программная, романсы. Традиции Глинки. Образы: народные, картины природы и быта. Широко использовал фольклор. Большое место – Восток (традиционный для русских композиторов).

«Исламей»

Восточная фантазия для фортепиано, 1869 год. Посвящается Николаю Рубинштейну. Высоко оценена Ф.Листом. Виртуозное концертное произведение. «Исламей» – название кабардинской народной пляски, мелодия записана Балакиревым на Кавказе. Форма – сонатное Allegro.

Г.П. – стремительная, темпераментная, блестящая. Приемы крупной фортепианной техники, имитации тембра народных кавказских инструментов.

П.П. – лирическая (женская), напоминает напевы крымских татар.

Разработка, реприза – единая линия развития, crescendo, кульминация в конце.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 463.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...