Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русские композиторы – современники Глинки.




Александр Александрович Алябьев

(1787-1851)

Выдающийся композитор, автор романсов и песен, шести опер, 20-ти водевилей, одного балета, музыки к драматическим спектаклям, симфонических и инструментальных произведений.

Вокальное творчество.

Разнообразно по жанрам и тематике. Чуткое отношение к поэтическому тексту.

«Соловей» на слова А.А.Дельвига. «Русская песня», куплетная форма, медленный запев в духе протяжных (орнаментальная мелодика, распевы), быстрый припев (четкий ритм, аккордовая пульсация в аккомпанементе), звукоизобразительность – трели соловья.

«Как за реченькой слободушка стоит», на слова А.А.Дельвига. «Русская песня», 3-частная форма, крайние разделы – быстрые, в духе плясовых, средний – медленный лирический, на народной теме «Чем тебя я огорчила».

«Иртыш» на слова И.И.Веттера. Элегия, куплетная форма, в куплете два контрастных раздела: 1) сосредоточенный, спокойно-повествовательный (речитативная мелодика, ровные восьмые сопровождения); 2) страстный, патетический (выразительная декламация, широкие скачки, тремоло в аккомпанементе).

«Зимняя дорога» на слова А.С.Пушкина. Элегия, пейзажная лирика, настроение печали, легкой грусти. Вступление и заключение – жалобные переливы колокольчиков.

«Два ворона» на слова Пушкина. Баллада, декламационная мелодика, фортепиано дублирует вокальную партию, форшлаги в высоком регистре имитируют крик ворона.

«Узник» на слова Пушкина. В народном стиле, мелодия суровая и сдержанная (сходство с революционными песнями), мерная поступь, хроматизмы и нисходящие секунды.

«Кабак» на слова Н.П.Огарева. «Русская песня», сочетание плясового напева и трагического текста; куплетная форма.

«Нищая» на слова П.Беранже. Романс социально-обличительной тематики, характерной для позднего периода творчества Алябьева. Образ нищей старости и одиночества. Мерная поступь аккордов, g-moll, Moderato, интонации стона.

Среди камерно-инструментальных произведений наиболее известным является Трио для скрипки, виолончели и фортепиано ля минор.

Александр Егорович Варламов

(1801-1848)

Композитор, гитарист, певец, вокальный педагог («Школа пения»), дирижер.

Творческое наследие включает в себя романсы и песни, музыку к спектаклям, водевили, 2 балета. По складу дарования – лирик. Большинство романсов – «русские песни». Мелодика романсов Варламова пластична, широкого дыхания, развивается свободно и легко.

Вокальное творчество.

«Красный сарафан» на слова Н.Г.Цыганова. «Русская песня», форма складывается из двух больших разделов: диалог дочери с матерью, каждый раздел написан в куплетной форме. Секстовый зачин, параллельный мажоро-минор, вариантное развитие.

«Ах ты, время, времечко» и «Что мне жить и тужить» на народные слова – малый цикл. Первая – в духе протяжных песен (медленный темп, подголосочная полифония, свободная ритмика, широкая мелодия), вторая – плясовая (быстрый темп, четкий ритм, 2/4).

«На заре ты ее не буди» на слова А.А.Фета. Элегия, ритм вальса, гитарный аккомпанемент, куплетная форма.

«Горные вершины» на слова И.Гете в переводе М.Ю.Лермонтова. Элегия, пейзажная лирика, настроение тихой и светлой грусти, ощущение покоя и безмятежности (умеренный темп, спокойное движение восьмых, фортепианное вступление играет роль рефрена).

«Белеет парус одинокий» на слова Лермонтова. Бунтарский, мятежный образ (упругий, четкий ритм болеро, Allegro, стремительные взлеты мелодии).

«Оседлаю коня» на слова А.В.Тимофеева. Баллада, диалог между человеком с мечтой о воле и злой тоской. Два контрастных раздела, сквозное развитие (образ молодецкой удали, порыв к счастью).

Александр Львович Гурилев

(1803-1858)

Сын крепостного музыканта, ученик Д.Фильда и И.Геништы. Композитор, фольклорист, пианист, педагог. Творческое наследие составляют романсы и песни, фортепианные произведения, «47 избранных народных песен». Лирическое дарование.

Вокальное творчество.

«Матушка-голубушка» на слова Ниркомского. «Русская песня», прототипом послужил «Красный сарафан» Варламова. Образ более страстный, чувственный; секстовый зачин, интонации вздоха, задержания.

«Колокольчик» на слова Макарова. Элегия, задушевная, красивая мелодия, ритм вальса.

«Вьется ласточка сизокрылая» на слова Н.П.Грекова. Изящная миниатюра в ритме вальса. Плавная мелодия, гармонический мажор, вокальные украшения.

«Разлука» («На заре туманной юности») на слова А.В.Кольцова. Спокойное повествование перерастает в драматический монолог (кантилена→речитатив). Сопровождение: мерные аккорды в начале романса, паузы и тремоло в конце.

«И скучно, и грустно» на слова М.Ю.Лермонтова. Элегия, монолог. Речевые интонации, «гитарные переборы», Andantino.

Алексей Николаевич Верстовский

(1799-1862)

Композитор, музыкально-общественный деятель. Автор опер, водевилей, музыки к спектаклям, романсов.

Вокальное творчество. Незначительная часть наследия, «творческая лаборатория».

 «Черная шаль» на слова А.С.Пушкина. Баллада («молдавская песня»). Исполнялась как драматическая сцена: в костюме, в сопровождении оркестра, со световыми эффектами. Большая роль фортепианной партии, сквозное развитие, динамическое нарастание. Вокальная партия – патетическая декламация.

«Два ворона» на слова А.С.Пушкина. Повествовательная баллада, речитативная мелодика.

«Цыганская песня» («Старый муж, грозный муж») на слова Пушкина из поэмы «Цыганы». Страстная, патетическая мелодия, куплетная форма, плясовой аккомпанемент.

«Колокольчик» на слова неизвестного автора. «Русская песня», фортепианное вступление – звучание колокольчика (форшлаги в высоком регистре).

«Аскольдова могила» (1835 год), опера в 3-х действиях. Либретто М.Загоскина.

I действие. Хор рыбаков «Ну-те, братцы» в духе трудовых песен. Мерное чередование аккордов, мужской хор, тонико-доминантовые гармонии. Хор киевлян «При долинушке береза» – быстрая хороводная (смешанный хор, ритм мазурки).

II действие. Ария Неизвестного «Скоро выйдет месяц ясный», состоит из двух разделов: первый – сумрачный, сосредоточенный, отражает душевную борьбу героя (низкий регистр, речитатив, паузы), второй – решительный, энергичный (быстрый темп, широкая мелодика, пульсация в оркестре).

III действие. Хор девушек «Ах, подруженьки» в духе плачей, причитаний. Нисходящая мелодика, интонации вздоха, уменьшенные созвучия. Баллада Торопа «Близко города Славянска» – спокойное повествование, постепенная драматизация. Звукоизобразительность (конский топот). Хоровые реплики стражников.

Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

  Музыку создает народ, а мы, художники, только ее аранжируем. М.И.Глинка

Гениальный композитор, основоположник русской профессиональной музыки. Был популярен как композитор и певец. Наследие: 2 оперы, 8 симфонических произведений, камерно-инструментальные ансамбли, музыка к спектаклям, около 80 романсов, песен и арий.

Мироощущение композитора было классическим (светлым, гармоничным, уравновешенным). Глинка чутко относился к народной песне; его произведения глубоко национальны, пронизаны духом русского фольклора, несмотря на то, что собственно цитат немного. В его творчестве соединились классические и романтические черты. Классические: сюжеты (идеальные герои), крупные жанры и формы, отточенность и детализация музыкального языка, ясный гармонический слог, логика и уравновешенность форм. Романтические: чувственность, эмоциональность (мечтательность, душевный разлад), симфонические миниатюры, национальный колорит.

Оперы Глинки положили начало основным направлениям русского оперного искусства: народной музыкальной драме и опере-сказке. Симфонические произведения определили дальнейшее развитие русской симфонической музыки. «Вся русская симфоническая школа, как дуб в желуде, в «Камаринской» Глинки» (П.И.Чайковский). В вокальной лирике он достиг уровня поэзии Пушкина, добился полной гармонии музыки и поэтического текста.

«Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

опера в 4-х действиях с эпилогом.

Героическая народная музыкальная драма, премьера состоялась в 1836 году. Либретто барона Розена, с 1917 года текст С.Городецкого.

Русские в опере характеризуются песенными, кантиленными темами, хоровыми и вокальными эпизодами. Поляки – аристократическими польскими танцами, ритмами мазурки и полонеза даже в хоровых эпизодах.

Увертюра. Сонатное Allegro со вступлением. Медленное вступление – печаль о герое – открывается начальной попевкой мужского хора интродукции, затем музыка трио «Ах, не мне, бедному» из эпилога. Г.П. – тревожная, стремительная тема из финала III действия. П.П. – песня Вани «Как мать убили». Русским темам уже в экспозиции противопоставлена польская: в Св.П. появляются 3-х дольный размер и интонации мазурки. Разработка, реприза динамичны и полифоничны. Кода – более напряженное противопоставление «русских» и «польских» тем, постепенно музыка выливается в ликующие колокольные перезвоны, приводящие к победному звучанию Г.П. в G-dur.

I действие. Интродукция – монументальная хоровая сцена. Первая тема (мужская) – торжественная, величавая «Родина моя». Широкая мелодия, распевы, запевала – хор. Вторая тема (женская) – быстрая, радостная «На зов своей родной страны», параллельные терции, G-dur. В развитии темы соединяются в контрапункте, образуя хоровую фугу.

Каватина и рондо Антониды – характеристика лирического персонажа. Каватина – в духе протяжных, многозвучные распевы, подголоски деревянных духовых, f-moll. Рондо – в духе быстрых «бытовых» песен, As-dur, фиоритуры.

Выход Сусанина (бас). «Характер важный» (Глинка). Широкая, распевная мелодика, скачки в вокальной партии, подлинная народная песня (лужского извозчика) на слова «Затоптан хлеб в полях». Реплики Сусанина чередуются с хоровыми.

Трио «Не томи, родимый» (Сусанин, Антонида, Собинин). Настроение печали и томления, в духе романса, b-moll, Andante.

Финальный хор «Не впервые русским людям» в духе солдатских песен, маршевый, мужественный, запевала – хор.

II действие. Экспозиция польского лагеря.

Полонез (польский) – торжественный, парадный, воинственный.

Краковяк – стремительный, темпераментный с характерным синкопированным ритмом. Рондо.

Вальс – камерный, лирический, прозрачная оркестровка, синкопы, 6/8.

Мазурка – блестящая, бравурная, с хором – воинственная. После прихода гонца – интонации тревоги, растерянности. Сигнал к походу – соло трубы.

 

 

III действие можно разделить на две половины: первую – до прихода врагов, вторую – с момента их появления. В первой половине преобладают спокойные и светлые настроения.

Песня Вани «выражает тихую и беззаботную жизнь и благодарность благодетелю… Характер ее наивный, как и характер самого сироты» (Глинка). Аккомпанемент в духе колыбельной, «народная» мелодия, распевы, параллельный мажоро-минор, куплетная форма.

Квартет (Антонида, Ваня, Собинин, Сусанин) – мир, благоденствие и покой.

Приход поляков, завязка конфликта. Среди тихой беседы и приготовлений к свадьбе (тема семейного счастья) слышатся интонации и ритм полонеза. Вокальная партия Сусанина широкая, распевная, в размере 4/4; звучат мужская тема интродукции со словами «Страха не страшусь» и новая тема «Велик и свят» – предвосхищение финального хора «Славься». Партия поляков строится на мотивах и ритмах мазурки и полонеза.

Свадебный хор «Разгулялися, разливалися» (девушек) – спокойный, безмятежной красоты. Секстовый зачин, широкие скачки, почти без сопровождения, 5/4.

Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» – печальный, горестный. Интонации стона, плагальные обороты, нисходящая мелодика, g-moll, тоникальность.

Заключительный хор тревожный, мужественный, на теме ополченцев (Г.П. увертюры).

IV действие. 1 картина – сцена у посада.

Речитатив и ария Вани: речитатив складывается из коротких, отрывистых мотивов, ария – песенного склада. Хор посадских людей и ополченцев.

2 картина – сцена Сусанина с поляками в лесу.

Хор поляков – мрачный, подавленный, на ритме мазурки; хроматизмы, неустойчивые аккорды, тусклые тембры оркестра.

Ария Сусанина начинается речитативом «Чуют правду…». Настроение глубокого раздумья и сердечной скорби. Мелодика широкая, неторопливая, песенная («Ты взойдешь, моя заря»). «Гусельный» аккомпанемент (арфа), плагальность; 3-х частная форма, средний раздел более драматичен.

Монолог Сусанина – ретроспекция тем Собинина, Антониды, Вани, семейного счастья; последний раздел «Ах ты, бурная ночь» – драматический взрыв чувств.

Сцена метели – фугато, сочетание картины разбушевавшейся стихии и душевного состояния героя. Тема рондо Антониды, ритм мазурки.

Финал – развязка драмы. Ответ Сусанина полякам «Хитрить мне нужды нет» решительный, исполненный достоинства; дважды звучит мотив лужского извозчика, в оркестровой партии интонации песни «Вниз по матушке по Волге».

Эпилог. Картина народного торжества на Красной площади в Москве.

Хор «Славься» – богатырский образ народа-победителя. «Гимн-марш» (Глинка). Торжественный, величавый, C-dur, tutti, ff. Средний раздел – трио «Ах, не мне, бедному» (Ваня, Антонида, Собинин). Завершает оперу хор «Славься» в исполнении 3-х хоров и 2-х оркестров (один из них – духовой, на сцене), к ним присоединяются колокола.

                                       «Руслан и Людмила»

«Большая волшебная опера» в 5-ти действиях.

Премьера состоялась 27.11.1842 г. Либретто по поэме А.С.Пушкина.

Увертюра. Строится на темах из оперы. Характерны четкость форм, яркая образность, лаконичность. Вступление – «богатырские удары кулаком» - фанфарное, призывного характера. Плагальный оборот – национальный колорит. Г.П. – радостная, стремительная, «летит на всех парусах». Св.П. – чуть тревожная, грозные аккорды, отрезок целотонной гаммы Черномора. П.П. – лирическая, возвышенная, тема из арии Руслана II действия. Разработка динамична, «бег» и «аккорды оцепенения». Реприза – П.П. в A-dur. Кода – последнее конфликтное столкновение. Утверждаются основные интонации Г.П. и вступления (в опере они звучат в финале 5-го действия).

I действие. Интродукция – величественная хоровая сцена. «Диалог» хора и Баяна. Первая реплика Баяна «Дела давно минувших дней» – интонационное ядро всех тем интродукции. Древнерусский колорит: гексахорд, «гусли» (арфа и фортепиано), переменный лад. Две песни Баяна: «Оденется с зарею» и «Певец» (вторая – памяти А.С.Пушкина). Реплики гостей.

Каватина Людмилы – сочетание кокетства, простодушия и лирики. Целая сцена с участием хора. Первый раздел – обращение к отцу «Грустно мне, родитель дорогой», романсовые интонации, мелизмы, фиоритуры. Второй раздел – обращение к женихам «Не гневись, знатный гость», шутливого характера.

Хор «Лель таинственный» в духе языческих песнопений (5/4, узкий диапазон, без распевов, октавные дублировки).

Сцена похищения Людмилы – таинственная, фантастическая. Нисходящая целотонная гамма, короткие мотивы у флейты-пикколо (молния), «аккорды оцепенения».

Квартет «Какое чудное мгновение» (Руслан, Светозар, Ратмир, Фарлаф) – канон.

Действие заканчивается сценой сбора витязей в путь, на поиски Людмилы.

II действие. Оркестровый антракт – сумрачный, фантастический (рассказ Головы и тема Наины)

Баллада Финна – рассказ о своей жизни. Куплетно-вариационная форма, подлинная финская тема.

Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего» – комическая басовая скороговорка, быстрый темп, моторная ритмика.

Ария Руслана – разносторонняя характеристика героя, 3 раздела. Первый раздел – речитатив «О поле, поле» – глубокое раздумье, речевые интонации. Второй раздел «Времен от вечной темноты» – элегический, более напевный. Третий раздел – «Дай, Перун, булатный меч мне по руке» – боевой порыв, мужество и геройская удаль; сонатная форма, Г.П. – маршевый ритм, акценты, восходящие скачки, П.П. – лирическая, широко распевная («О, Людмила»).

Диалог Руслана с Головой. Рассказ Головы (мужской хор, поющий в унисон).

III действие. Антракт – «яркая, звездная ночь и волшебный замок вдали» (Б.Асафьев).

Хор дев Наины («Персидский хор») – атмосфера теплой южной ночи, полной страстной истомы. Подлинная восточная тема, вариации на неизменную мелодию; меняются фактура, инструментовка, гармонии, лад.

Каватина Гориславы «Любви роскошная звезда» – патетическая, речитативного склада; нисходящие секвенции, альтерированные ступени.

Ария Ратмира – на подлинных восточных напевах.

Танцы волшебных дев – балетная сюита из разнохарактерных танцев.

IV действие.Сады Черномора.

Сцена и ария Люмилы – характеристика заглавной героини. Форма близка к рондо, рефрен – «Вдали от милого в неволе» – горестный, на интонациях плача. Эпизод «Ах ты, доля, долюшка» – медленный, лирический, жалобный, романсовые интонации. Раздел «Безумный волшебник, я дочь Светозара» – гневная отповедь Черномору, маршевый ритм, размашистые интонации, аккордовый аккомпанемент. Сольные эпизоды перемежаются с хорами русалок, цветов, волшебных дев.

Марш Черномора – образ грозный, фантастический, но с комическим оттенком. Первая фраза – мощные унисоны, ff; вторая фраза – отрывистые аккорды в высоком регистре (подпрыгивания). Тональная неустойчивость, увеличенные трезвучия. Средний раздел (трио) – звукоизобразительность (сады), колокольчики, pizzicato струнных

Восточные танцы – вторая балетная сюита из различных по национальному колориту народных танцев: турецкий, арабский, лезгинка.

V действие. Первая картина – ночной стан Руслана, похищение Людмилы.

Вторая картина – древний Киев. Два хора: первый «Ах ты, свет Людмила» эпического характера, на интонациях плача; второй «Не проснется птичка утром» более мягкий, элегический, на романсовых интонациях.

Сцена пробуждения Людмилы – светлая, чарующая мелодия сначала в партии Руслана, затем у Людмилы, повторяется, переходя от одного героя к другому как вестник радости и счастья.

Финал – «сила и блеск» (Глинка). Могучее, стремительное движение, форма рондо.

Симфоническое творчество

Немногочисленно, но имеет большое значение.

«Камаринская» (фантазия на две русские темы). Двойные вариации. Первая тема свадебная «Из-за гор, гор высоких» – лирическая, задумчивая; вторая тема – плясовая «Камаринская» – веселая, быстрая. Их общая черта – нисходящее поступенное движение в объеме кварты. В процессе симфонического развития появляются подголоски, интонационно близкие обеим темам; доминирует плясовая. К концу движение ускоряется, подключаются новые инструменты, в последний раз громко звучит тема и обрывается ударом всего оркестра.

«Арагонская хота» (Испанская увертюра № 1). Арагон – провинция Испании, хота – народный танец. Произведение основано на подлинных народных напевах и наигрышах. «Блестящее каприччио» (Глинка). Вступление – фанфарное, призывное; контрастная динамика, тираты, минор. Г.П. на двух темах: первая – танцевальная, оживленная, Es-dur; вторая – более напевная. П.П. также состоит из двух частей: первая близка танцевальному наигрышу, чуть комичная (форшлаги), вторая похожа на вторую тему Г.П. Вся экспозиция носит светлый, радостно-оживленный характер. Разработка – с оттенком драматизма (тема вступления). Реприза – вновь господствует светлый колорит, заканчивается интонациями первой темы Г.П.

«Вальс-фантазия». Первый фортепианный вариант – 1839 год.

Окончательная оркестровая редакция – 1856 год. Глубокое психологическое содержание, вальс-настроение, романтическая поэма. Рондо с чертами трехчастности.

Рефрен – лирический, чуть печальный, «неуверенный» (h-moll, мелодия скрипок, прозрачный аккомпанемент, трехтактовое строение основного мотива). Эпизоды интонационно связаны с рефреном, но различны по характеру.

Вокальное творчество

Свыше семидесяти романсов и песен, писал на протяжении всего творческого пути. Поэты: А.С.Пушкин, Н.В.Кукольник, В.А.Жуковский, А.А.Дельвиг, Е.А.Боратынский А.Мицкевич, Ю.Жадовская и др. Обобщенное воплощение стиха. Жанры: «русская песня», баллада, элегия, серенада, баркарола, фантазия, монолог. Формы: куплетные, куплетно-вариационные, рондо, трехчастные, сквозные (связанные с сюжетом). Главным выразительным средством является мелодия – широкая, песенная, реже речитативно-декламационная. Значительна роль фортепианной партии (вступление, заключение). Богатый гармонический язык.

«Не искушай меня без нужды», сл. Боратынского – элегия. Типичные романсовые интонации, секстовый зачин, слабые окончания фраз, задержания, вокальные украшения.

«Ночь осенняя», сл. А.Римского-Корсака. «Русская песня» в духе протяжных, свободная ритмика, переменный лад.

Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» на сл. Кукольника (1840 г.). Двенадцать романсов. «Сомнение» – элегия (страсти ревности и надежды); полудекламационные интонации, мажорные эпизоды. «Попутная песня» написана под впечатлением от поездки по железной дороге. Звукоизобразительность: мерный, пульсирующий ритм – стук колес, оживленная скороговорка – суета толпы. Минорные эпизоды – переживания путешественника (плавная мелодия, беспокойный аккомпанемент). «Жаворонок» – «русская песня», в фортепианной партии имитируются трели жаворонка (высокий регистр – небо).

Романсы на стихи Пушкина. «Я помню чудное мгновенье» – жемчужина вокальной лирики. Трехчастная форма соответствует содержанию стихотворения: встреча, разлука, новая встреча. Гибкая, пластичная мелодия отражает все нюансы текста. Первый раздел – светлая спокойная радость, средний раздел – драматически напряженный (декламация), третий – репризный. «В крови горит огонь желанья» – серенада с гитарным аккомпанементом, трехчастная форма. «Я здесь, Инезилья» – серенада, вальсовый ритм, быстрый темп. В среднем разделе – мелодия декламационного склада, короткие мотивы (то мольба, то гневные угрозы). «Не пой, красавица, при мне» – «грузинская песня». Подлинная народная мелодия, хроматизмы в фортепианной партии придают восточный колорит. «Признание» – изящная миниатюра в ритме вальса.

«Венецианская ночь», сл. И.И.Козлова – баркарола. Спокойное, безмятежное настроение, ночной пейзаж (Andante, 6/8).

«Ночной смотр», сл. Жуковского – баллада. Легенда о Наполеоне. Вокальная партия речитативна, в партии фортепиано – барабанная дробь, военные фанфары, маршевый ритм.

«Песнь Маргариты» из трагедии «Фауст», сл. И.В.Гёте в переводе Э.Губера. Монолог покинутой женщины.

Трехчастная форма: крайние разделы – горестные, жалобные, с интонациями плача, средний раздел – светлый, оживленный (воспоминания).

«Не говори, что сердцу больно», сл. Н.Павлова – последний романс Глинки. Одно из наиболее драматических произведений композитора. Чисто декламационная мелодия, многочисленные паузы, острые диссонансы в партии фортепиано => «острая боль истерзанного сердца».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1907.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...