Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Музыкальная культура первой половины XIX века.Стр 1 из 18Следующая ⇒
Русская музыкальная культура до XVII века.
На территории современной России древние племена поселились в VI-VIII вв. н.э. Они назывались антами, позже – россами. Их искусство было синкретическим, мировоззрение – языческим. Основной жанр – песни: 1. Семейно-бытовые (плачи, колыбельные, обрядовые); 2.Календарные или земледельческие.
Восемнадцатый век. «Век разума и просвещения». Расцвет философии, науки и искусств. Классицизм. Литература: Руссо, Дидро, Вольтер (Франция);Гете, Шиллер (Германия); Музыка: Бах, Гендель, Глюк, мангеймская симфоническая школа, Гайдн, Моцарт. XVIII век в России связан прежде всего с именами Петра I и Ломоносова. Государственные реформы коснулись всех сторон жизни общества. В музыке: 1.Принудительное посещение концертов, где исполнялись произведения европейских авторов. 2.Исполнение на ассамблеях модных за границей танцев: гавот, аллеманда, менуэт. 3.Появление военной музыки. 4.Вводится в обиход обычай домашнего музицирования; репертуар: народные песни, канты любовного содержания. 5.Обучение музыке не только детей из богатых семей, но и крепостных. Помимо кантов бытового и лирического содержания, появляются канты-виваты, прославляющие и восхваляющие Петра I и Родину («Радуйся, росско земле»). Кант «Буря море раздымает». Кант о Полтавской победе «Орле Российский»
Первые нотные сборники народных песен: «Собрание русских простых песен с нотами» (В.Ф.Трутовский); «Собрание народных песен с их голосами» (Н.А.Львов, И.Прач); «Исторические песни Западной Сибири» (К.Данилов). Хоровой концерт. Традиции партесного пения. Композиторы: М.С.Березовский, Д.С.Бортнянский, А.Л.Ведель. М.Березовский «Не отвержи мене во время старости» I ч. – Аdagio – сурово-драматическое, имитационная полифония; II ч. – Allegro; III ч. – Аdagio; IV ч. – Фуга – кульминация концерта. Интонационная основа – знаменный распев, а техника – европейская. Концерты Бортнянского более камерны и лиричны. Бытовая вокальная лирика. Основной жанр – «российская песня» (произошла от канта). Характерна любовная тематика. Сборник Г.Н.Теплова «Между делом безделье, или Cобрание разных песен с приложенными тонами на 3 голоса» – первый печатный сборник российских песен, издан в 1759 г. Тексты А.П.Сумарокова, И.П.Елагина и других поэтов-современников. Сентиментализм. Использованы ритмические фигуры европейских танцев, прежде всего менуэта. «Мы друг друга любим» – трехголосие кантового типа, форма куплетная; автор текста – Сумароков. Ф.М.Дубянский писал песни в духе народных, с интонациями вздоха, задержаниями: «Стонет сизый голубочек» на слова И.И.Дмитриева (трехголосие по типу канта, подголосок флейты). «Уже со тьмою нощи» на слова В.В.Капниста – одноголосие с гармоническим сопровождением, ритм баркаролы (6/8). Песни О.А.Козловского – одноголосие с развитой фортепианной партией, более сложный гармонический язык. «Прежестокая судьбина» на слова неизвестного автора – песня трагического содержания с большим фортепианным вступлением и заключением; уменьшенные гармонии, альтерированные аккорды, нисходящие секунды, виолончельный подголосок. Опера. В 1702 г. в Москве открылся общедоступный театр «Комедиальная храмина». Спектакли ставились немецким антрепренером Иоганном Кунстом. Постепенно в труппу вливались русские актеры. Первые оперы (seria) ставились в 30-е гг. при дворе Анны Иоанновны. Композитор Франческо Арайя: 1736 г. – «Сила любви и ненависти», «Цефал и Прокрис» на русском языке (либретто Сумарокова). Кроме итальянских приезжали и французские оперные труппы. В 70-е гг. формируется русская опера «buffa». Первые русские оперы были песенными, т.е. сопровождались народными песнями: «Танюша» (Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский), «Анюта» (М.Попов). Композиторы: В.А.Пашкевич, Е.И.Фомин, Д.С.Бортнянский, М.М.Соколовский. Литераторы: А.П.Сумароков, Н.П.Николаев, А.А.Аблесимов, Я.Б.Княжнин, Н.А.Крылов. «Мельник – колдун, обманщик и сват» – пьеса Аблесимова, мелодии подобрал и обработал Соколовский – дирижер и скрипач Московского оперного театра. «Санктпетербургский гостиный двор» – музыка В.А.Пашкевича, либретто М.А.Матинского. «Несчастье от кареты» – музыка В.А.Пашкевича, либретто Я.Б.Княжнина. «Ямщики на подставе» Е.И.Фомина, либретто Н.А.Львова. Хоровая песенная опера. Хор ямщиков «Высоко сокол летает» и песня Тимофея «Ретиво сердце молодецкое» в духе протяжных. «Скупой» (1782 г.). Авторы: В.А.Пашкевич, Я.Б.Княжин. Яркие характеры, сквозные сцены, свежесть музыкального языка => выдающееся произведение. Монолог Скрягина – аккомпанированный речитатив, сочетание трагического и комического (текст). Мелодрама «Орфей». Автор – Е.И.Фомин, пьеса Я.Б.Княжнина. Участники: драматические актеры – Орфей и Эвридика, мужской хор (возвещает решение божества), симфонический оркестр и балет. Увертюра– сонатное Allegro с медленным вступлением. Вступление – Largo, короткие мотивы, уменьшенные созвучия, нисходящие секунды. Г.П. – образ Орфея, мятежный, устремленный; тонико-доминантовые гармонии, секвенции. П.П. – образ Эвридики: 1 тема – светлая, грациозная (F-dur), 2 тема – трепетная, печальная (b-moll). Монолог Орфея – чередование реплик героя с симфоническими фрагментами. Инструментальная музыка. В конце XVIII века появляются первые образцы инструментальной музыки. Излюбленный жанр – вариации. Темами служили народные песни или популярные танцы. В.Ф.Трутовский «Во лесочке комарочков» (тема и 12 вариаций). И.Е.Хандошкин – скрипач-виртуоз, композитор, дирижер, педагог, фольклорист. Соната g-moll для скрипки соло в 3-х частях. Преобладают трагические, скорбные образы; виртуозный, концертный стиль. Фортепианные сонаты Д.С.Бортнянского: изящество стиля, тонкая нюансировка, прозрачная фактура. Соната F-dur – одночастная, светлая и изящная по характеру. Соната C-dur в 3-х частях. Музыкальная культура первой половины XIX века. Романс. Период высокого расцвета русской романсовой лирики. Кант→российская песня→романс (песня на романском языке). Воздействие народной музыки. Поэзия Пушкина. Романсисты пушкинской эпохи: А.А.Алябьев, А.Н.Верстовский, Н.А. и Н.С.Титовы, А.П.Есаулов, М.Л.Яковлев, И.И.Геништа, М.И.Глинка, Д.Н.Кашин, А.Д.Жилин. Разновидности романса. Самыми распространенными жанрами становятся: 1) «Русская песня», возникшая как подражание народной музыке. Авторы текстов – поэты И.И.Дмитриев, Ю.А.Нелединский-Мелецкий, А.Ф.Мерзляков, А.А.Дельвиг, Е.А.Боратынский, Н.П.Огарев. Первые образцы русских песен созданы Д.Н.Кашиным (1769-1841). Кашин нередко придавал им форму концертной песни-арии, в которой народная мелодия «распевалась» в свободном импровизационном стиле; 2) Элегия – особый вид лирико-философского романса, в котором преобладают созерцание, размышление, глубокое раздумье (элегия Геништы на слова А.С.Пушкина «Погасло дневное светило», элегия Глинки «Не искушай» на слова Боратынского); 3) Баллада – излюбленный вид романтической поэзии и музыки. Это произведение повествовательного характера, посвященное мрачным, таинственным, остро драматическим событиям, нередко связанное с народными преданиями, включающее фантастический элемент. Создателем баллады является А.Н.Верстовский («Черная шаль» на слова Пушкина, «Три песни скальда» и «Бедный певец» на слова В.А.Жуковского); 4) Застольная песня – соприкасается с походными, боевыми песнями. На это указывают четкий маршеобразный ритм и куплетная форма с запевом солиста и припевом хора. В них часто превозносились сила разума и просвещения, любовь к свободе; 5) Различные типы романсов национально-жанрового плана – цыганские, испанские, восточные, итальянские, «рыцарские» в ритме марша или полонеза и т.д. Музыкальный театр. Поиски новых форм и жанров. 1. Драма или трагедия с музыкой (О.А.Козловский, А.Н.Титов, С.И.Давыдов). 2. Водевиль (А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Н.Верстовский). 3. Историческая опера («Иван Сусанин» К.А.Кавоса). 4. Сказочно-фантастическая опера («Февей» В.А.Пашкевича, «Днепровская русалка» Ф.Кауэра, – С.И.Давыдова). 5. Балет (С.И.Титов, К.А.Кавос, Ф.Е.Шольц; балетмейстеры И.И.Вальберх, А.П.Глушковский, Ш.Дидло). После разгрома декабристов ведущие балетмейстеры отстраняются от работы, а на спектакли , связанные с русскими сюжетами, накладывается запрет. Значение первой половины XIX века для русского музыкального театра – в формировании основных жанров. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 316. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |