Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Музыкальная культура первой половины XIX века.




Русская музыкальная культура до XVII века.

 

На территории современной России древние племена поселились в VI-VIII вв. н.э. Они назывались антами, позже – россами. Их искусство было синкретическим, мировоззрение – языческим.

Основной жанр – песни:

1. Семейно-бытовые (плачи, колыбельные, обрядовые);

2.Календарные или земледельческие.

    Народнаямузыка Духовная музыка (церковная) Профессиональная (светская) музыка
1. Киевская Русь (X–XII вв.). 988 г. – Крещение Руси. Владимир Мономах Былины (герои – князья, богатыри) Византийские религиозные песнопения. Знаменное пение (крюковое письмо). Монодия. Отчасти – искусство скоморохов (синкретическое). Инструментарий: гусли, труба, бубны, сопель, свирель, цевница.
2. Новгородская Русь (XII–XIV вв.). Вече. Татаро-монгольское иго. «Слово о полку Игореве». Феофан Грек. Былины более лирические и бытовые по содержанию (Садко). Былины-скоморошины (социально-обличительного содержания с грубоватым юмором) Колокольные звоны. Многоголосие в знаменном пении (братья Савва и Василий Роговы – распевщики, Иван Шайдур – теоретик, усовершенствовал систему записи музыки); театральные представления в церкви. Появляются инструменты: домра, гудок. Народный театр Петрушки.
3. Московская Русь (XV–XVI вв.). Иконопись (Феофан Грек, позже Андрей Рублев). Историческая песня, протяжная песня. Влияние народной песни на знаменные распевы (Федор Крестьянин). Строчное пение (как партитура). Полифонический склад. «Хор государевых певчих дьяков».

 

4. XVII век. Царство, столица – Москва. Династия Романовых. Завоевания в Сибири и на Дальнем Востоке. Исторические песни (разинский цикл). Партесное пение, хорально-гармонический склад. Николай Дилецкий «Мусикийская грамматика» Кант – бытовая многоголосная песня. Сначала тексты религиозные, потом – разнообразные. Инструментарий: клавесин, клавикорд, во дворце – орган (Симон Гутовский). Театральные спектакли сопровождались хоровой, вокальной и инструментальной музыкой.

 

Восемнадцатый век.

«Век разума и просвещения».

Расцвет философии, науки и искусств. Классицизм.

Литература: Руссо, Дидро, Вольтер (Франция);Гете, Шиллер (Германия);

Музыка: Бах, Гендель, Глюк, мангеймская симфоническая школа, Гайдн, Моцарт.

XVIII век в России связан прежде всего с именами Петра I и Ломоносова. Государственные реформы коснулись всех сторон жизни общества.

В музыке:

1.Принудительное посещение концертов, где исполнялись произведения европейских авторов.

2.Исполнение на ассамблеях модных за границей танцев: гавот, аллеманда, менуэт.

3.Появление военной музыки.

4.Вводится в обиход обычай домашнего музицирования; репертуар: народные песни, канты любовного содержания.

5.Обучение музыке не только детей из богатых семей, но и крепостных.

Помимо кантов бытового и лирического содержания, появляются канты-виваты, прославляющие и восхваляющие Петра I и Родину («Радуйся, росско земле»).

Кант «Буря море раздымает».

Кант о Полтавской победе «Орле Российский»

 

Крестьянская песня Городская песня
– исполнялась хором (или запевалой с хором);   – диатонические натуральные лады, модальность; подголосочная полифония;   – сложные, смешанные, переменные размеры; свободная текучая ритмика, нерифмованные тексты; многозвучные распевы. – соло с сопровождением гитары, балалайки, клавесина или трехголосие по образцу канта; – функциональная гармония, мажор и минор, аккордовая фактура (гомоф.-гармонический склад); – простые размеры, ритмоформула, четные структуры, четкий ритм.

Первые нотные сборники народных песен: «Собрание русских простых песен с нотами» (В.Ф.Трутовский); «Собрание народных песен с их голосами» (Н.А.Львов, И.Прач); «Исторические песни Западной Сибири» (К.Данилов).

Хоровой концерт.

Традиции партесного пения. Композиторы: М.С.Березовский, Д.С.Бортнянский, А.Л.Ведель.

М.Березовский «Не отвержи мене во время старости»

I ч.Аdagio – сурово-драматическое, имитационная полифония; II ч.Allegro; III ч.Аdagio; IV ч.Фуга – кульминация концерта. Интонационная основа – знаменный распев, а техника – европейская.

Концерты Бортнянского более камерны и лиричны.

Бытовая вокальная лирика.

Основной жанр – «российская песня» (произошла от канта). Характерна любовная тематика. Сборник Г.Н.Теплова «Между делом безделье, или Cобрание разных песен с приложенными тонами на 3 голоса» – первый печатный сборник российских песен, издан в 1759 г. Тексты А.П.Сумарокова, И.П.Елагина и других поэтов-современников. Сентиментализм. Использованы ритмические фигуры европейских танцев, прежде всего менуэта. «Мы друг друга любим» – трехголосие кантового типа, форма куплетная; автор текста – Сумароков.

Ф.М.Дубянский писал песни в духе народных, с интонациями вздоха, задержаниями: «Стонет сизый голубочек» на слова И.И.Дмитриева (трехголосие по типу канта, подголосок флейты). «Уже со тьмою нощи» на слова В.В.Капниста – одноголосие с гармоническим сопровождением, ритм баркаролы (6/8).

Песни О.А.Козловского – одноголосие с развитой фортепианной партией, более сложный гармонический язык. «Прежестокая судьбина» на слова неизвестного автора – песня трагического содержания с большим фортепианным вступлением и заключением; уменьшенные гармонии, альтерированные аккорды, нисходящие секунды, виолончельный подголосок.

Опера.

В 1702 г. в Москве открылся общедоступный театр «Комедиальная храмина». Спектакли ставились немецким антрепренером Иоганном Кунстом. Постепенно в труппу вливались русские актеры. Первые оперы (seria) ставились в 30-е гг. при дворе Анны Иоанновны.

Композитор Франческо Арайя:

1736 г. – «Сила любви и ненависти», «Цефал и Прокрис» на русском языке (либретто Сумарокова).

Кроме итальянских приезжали и французские оперные труппы. В 70-е гг. формируется русская опера «buffa».

Первые русские оперы были песенными, т.е. сопровождались народными песнями: «Танюша» (Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский), «Анюта» (М.Попов).

Композиторы: В.А.Пашкевич, Е.И.Фомин, Д.С.Бортнянский, М.М.Соколовский.

Литераторы: А.П.Сумароков, Н.П.Николаев, А.А.Аблесимов, Я.Б.Княжнин, Н.А.Крылов.

«Мельник – колдун, обманщик и сват» – пьеса Аблесимова, мелодии подобрал и обработал Соколовский – дирижер и скрипач Московского оперного театра.

«Санктпетербургский гостиный двор» – музыка В.А.Пашкевича, либретто М.А.Матинского.

«Несчастье от кареты» – музыка В.А.Пашкевича, либретто Я.Б.Княжнина. «Ямщики на подставе» Е.И.Фомина, либретто Н.А.Львова. Хоровая песенная опера. Хор ямщиков «Высоко сокол летает» и песня Тимофея «Ретиво сердце молодецкое» в духе протяжных.

«Скупой» (1782 г.). Авторы: В.А.Пашкевич, Я.Б.Княжин. Яркие характеры, сквозные сцены, свежесть музыкального языка => выдающееся произведение. Монолог Скрягина – аккомпанированный речитатив, сочетание трагического и комического (текст).

Мелодрама «Орфей». Автор – Е.И.Фомин, пьеса Я.Б.Княжнина. Участники: драматические актеры – Орфей и Эвридика, мужской хор (возвещает решение божества), симфонический оркестр и балет. Увертюра– сонатное Allegro с медленным вступлением. Вступление – Largo, короткие мотивы, уменьшенные созвучия, нисходящие секунды. Г.П. – образ Орфея, мятежный, устремленный; тонико-доминантовые гармонии, секвенции. П.П. – образ Эвридики: 1 тема – светлая, грациозная (F-dur), 2 тема – трепетная, печальная (b-moll). Монолог Орфея – чередование реплик героя с симфоническими фрагментами.

Инструментальная музыка.

В конце XVIII века появляются первые образцы инструментальной музыки. Излюбленный жанр – вариации. Темами служили народные песни или популярные танцы.

В.Ф.Трутовский «Во лесочке комарочков» (тема и 12 вариаций).

И.Е.Хандошкин – скрипач-виртуоз, композитор, дирижер, педагог, фольклорист. Соната g-moll для скрипки соло в 3-х частях. Преобладают трагические, скорбные образы; виртуозный, концертный стиль.

Фортепианные сонаты Д.С.Бортнянского: изящество стиля, тонкая нюансировка, прозрачная фактура. Соната F-dur – одночастная, светлая и изящная по характеру. Соната C-dur в 3-х частях.

Музыкальная культура первой половины XIX века.

Романс.

Период высокого расцвета русской романсовой лирики. Кант→российская песня→романс (песня на романском языке). Воздействие народной музыки. Поэзия Пушкина. Романсисты пушкинской эпохи: А.А.Алябьев, А.Н.Верстовский, Н.А. и Н.С.Титовы, А.П.Есаулов, М.Л.Яковлев, И.И.Геништа, М.И.Глинка, Д.Н.Кашин, А.Д.Жилин.

Разновидности романса. Самыми распространенными жанрами становятся:

1) «Русская песня», возникшая как подражание народной музыке. Авторы текстов – поэты И.И.Дмитриев, Ю.А.Нелединский-Мелецкий, А.Ф.Мерзляков, А.А.Дельвиг, Е.А.Боратынский, Н.П.Огарев. Первые образцы русских песен созданы Д.Н.Кашиным (1769-1841). Кашин нередко придавал им форму концертной песни-арии, в которой народная мелодия «распевалась» в свободном импровизационном стиле;

2) Элегия – особый вид лирико-философского романса, в котором преобладают созерцание, размышление, глубокое раздумье (элегия Геништы на слова А.С.Пушкина «Погасло дневное светило», элегия Глинки «Не искушай» на слова Боратынского);

3) Баллада – излюбленный вид романтической поэзии и музыки. Это произведение повествовательного характера, посвященное мрачным, таинственным, остро драматическим событиям, нередко связанное с народными преданиями, включающее фантастический элемент. Создателем баллады является А.Н.Верстовский («Черная шаль» на слова Пушкина, «Три песни скальда» и «Бедный певец» на слова В.А.Жуковского);

4) Застольная песня – соприкасается с походными, боевыми песнями. На это указывают четкий маршеобразный ритм и куплетная форма с запевом солиста и припевом хора. В них часто превозносились сила разума и просвещения, любовь к свободе;

5) Различные типы романсов национально-жанрового плана – цыганские, испанские, восточные, итальянские, «рыцарские» в ритме марша или полонеза и т.д.

Музыкальный театр.

Поиски новых форм и жанров.

1. Драма или трагедия с музыкой (О.А.Козловский, А.Н.Титов, С.И.Давыдов).

2. Водевиль (А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Н.Верстовский).

3. Историческая опера («Иван Сусанин» К.А.Кавоса).

4. Сказочно-фантастическая опера («Февей» В.А.Пашкевича, «Днепровская русалка» Ф.Кауэра, – С.И.Давыдова).

5. Балет (С.И.Титов, К.А.Кавос, Ф.Е.Шольц; балетмейстеры И.И.Вальберх, А.П.Глушковский, Ш.Дидло). После разгрома декабристов ведущие балетмейстеры отстраняются от работы, а на спектакли , связанные с русскими сюжетами, накладывается запрет.

Значение первой половины XIX века для русского музыкального театра – в формировании основных жанров.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...