Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сравнительный подход. Содержание методов, условия их использования для оценки бизнеса




Экономич. содержание СП заключ-ся в том, что ценность собств. кап-ла фирмы опред-ся той суммой, за кот-ю данная фирма м.б. продана при наличии достаточно информированного рынка.

Суть СП при определении стоимости предпр-я: выбираются предпр-я, действующие на том же сегменте рынка, что и оцениваемая компания (аналоги), кот-е были недавно проданы. Далее рассчитываются соотношения между ценой продажи и каким-либо фин. показателем по предприятию-аналогу; это соотношение назыв-ся мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый фин. показатель оцениваемой компании, получим её стоимость.

Теоретич. основа данного подхода – следующие базовые положения:

1. Использование в качестве ориентира реально сформированных рынком цен на аналогичн. предпр-я (акции). При наличии развитого фин. рынка фактическая цена купли-продажи наиболее интегрально учитывает многочисл. факторы, влияющие на величину стоимость собств. кап-ла предпр-я.

2. Данный подход основывается на принципах замещения (мы ищем аналоги, кот-е сходны с оцениваемой фирмой) и альтернативных инвестиций (инвестор, покупая бизнес, оценивает доходы от данного бизнеса в будущем; стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске обеспечивает выравнивание рын. цен).

3. Цена предприятия отражает его произв. и фин. возможности, положение на рынке, перспективы развития; поэтому в аналогичных предпр-ях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими фин. параметрами (прибыль, дивид. выплаты, объём реализации и т.д.)

Преимущества СП:

+ СП базир-ся на ценах, фактически сущ-щих на рынке (т.е. информация о стоимости поступает непосредственно с рынка);

+ СП базир-ся на ретроспективной информации Þ многие инвесторы ему больше доверяют (база: фактические производств. и фин. показатели бизнеса).

Недостатки СП:

- База для расчёта – показатели, достигнутые бизнесом в прошлом, т.е. СП не учитывает перспектив развития бизнеса;

- СП требует достаточно подроб. информации о произв. и фин. деят-ти не только оцениваемой компании, но и информации по компаниям-аналогам;

- оценщик проводит необходимые корректировки; если корректировок слишком много, то м.б. поставлена под сомнение точность расчётов.

Вывод: СП целесообразно использовать при наличии:

*достаточно развитого фин. рынка;

*открытости рынка, доступности фин. информации;

*соотв-щих информац. служб, кот-е накапливают необходимую ценовую и фин. информацию.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки СП предполагает использование трех основных Ме:

1. Метод отраслевых коэффициентов (метод эмпирических правил, метод «большого пальца»): основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определёнными фин. показателями. Отрасл. коэфф-ты обычно рассчитываются специализированными аналит. агентствами на основе анализа эмпирических данных; причём данные д.б. собраны за достаточно длительный промежуток времени. Исходя из анализа стат. данных строятся простые формулы для определения цены бизнеса. Этот метод пока не получил достаточного распространения в росс. практике в связи с отсутствием необх. информации, требующей длительн. периода наблюдения.

2. Метод рынка кап-ла, или метод компании-аналога: основан на использовании информации с открытого фондового рынка. База для сравнения – цена одной акции открытого АО Þ этот метод наиболее эффективен при оценке миноритарных (неконтрольных) пакетов акций.

3. Метод сделок: ориентирован на цены приобретения предпр-я в целом, либо на приобрет-е контрольного пакета акций. Это определяет наи­более оптимальную сферу применения данного Меа – оценка 100%-го капитала, либо контрольного пакета акций.

 

Метод рынка капитала. Содержание основных этапов метода. Применяемые итоговые корректировки.

Одним из методов сравнительного подхода к оценки бизнеса является метод компании-аналога, или метод рынка капитала. Он основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

Осн. этапы оценки.

1. Сбор необх. информации. Оценка бизнеса данным методом основана на использовании информации двух типов: 1.Рыночная (ценовая) информация. Включает данные о фактических ценах купли-продажи акций компании, сходной с оцениваемой фирмой, а также информацию о количестве акций в обращении. Формирование отечественного фондового рынка не завершено, однако целый ряд агентств, например, «Финмаркет», «АК&М», «Росбизнесконсалтинг» публикуют периодические бюллетени о состоянии финансовых рынков, предложениях на покупку/продажу ценных бумаг некоторых фирм, исследования активности рынков акций крупнейших предприятий по отраслям. 2. Финансовая информация. Прежде всего представлена официальной бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, перечень которых определяется непосредственно оценщиком в зависимости от конкретных условий оценки. Дополнительная информация позволит определить степень сходства аналогов с оцениваемой компанией. Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за текущий год и предшествующий период (обычно за 5 лет). Финансовая информация должна быть собрана не только по оцениваемой компании, но и по аналогам.

2. Составление списка аналогичных предпр-й. 3 этапа: 1) определяется круг «подозреваемых». Максимально возможное число аналогов. Главный критерий – отрасль. 2) Список «кандидатов». Критерии отбора должны соотвествовать важнейшим характеристикам фирм. Сбор информации сверх информации сверх официальной отчетности Þ еще меньше список, т.к. не все дают инфу. 3) Составляется окончательный список аналогов. Включение аналога в этот список основано на тщательном анализе дополнительно полученной инфы. Здесь ужесточаются критерии сопоставимости и о оцениваются уровень диверсификации, положении на рынке, характер конкуренции и т.д. Итак, осн. критерии отбора аналогов: *отраслевое сходство (уровень диверсии-ии; возможность перепрофил-ния произ-ва и заменимость производимых продуктов; зависимость рез-тов деят-ти от одних и тех же экономич. факторов; стадия экономического развития); *размер компании (географическая диверсификация; количественные скидки; ценовые различия по сходным товарам); *перспективы роста компании; *фин. структура кап-ла; *качество менеджмента; *финансовые показатели.. Рекомендуемый список – 5-6 компаний (до 10 – на Западе), минимум – 3.

3. Фин. анализ. Важнейший компонент определения сопоставимости аналогичных компаний с оцениваемым предприятием. Анализируются балансы, отчеты о прибылях и убытках, дополнительная информация, определяются финансовые коэффициенты. Отличительные черты финансового анализапри сравнительном подходе проявляются в следующем: 1) только по результатам финансового анализа принимается решение о сопоставимости и включении тех или иных фирм в список компаний-аналогов; 2)финансовый анализ позволяет определить место или ранг оцениваемой компании среди аналогов; 3)финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих нужное сходство оцениваемой компании с аналогами; 4) финансовый анализ позволяет обосновать степень доверия к конкретному виду ценового мультипликатора в их общем числе и в конечном счете определить вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины. Итог – сводная таблица фин. показателей оцениваемой компании и фирм-аналогов, где ранжированы аналоги и определено место оцениваемой компании среди них.

4. Расчёт оценочных мультипликаторов. Ценов.мульт-р отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производ. и финансов. деят-ти. М.б. интервальные мультипликаторы (цена/прибыль, цена/выручка, цена/ден. поток, цена/дивидентный поток) и моментные (цена/баланс. стоимость, цена/стоимость чистых активов и т.д.). Главное требование – идентичность расчета финансовых показателей по аналогу и по объекту оценки.

5. Выбор величины мультипликатора. Т.к. нет одинаковых компаний, диапозон одного и того же мультипликатора по выбранным компаниям может быть широк. Поэтому отсекаются экстремальные величины мульт-ра и рассчитывается его средняя и медианная величина по аналогам. Выбор величины ценов мульт-ра производится на основе анализа фактич средних и медианных значений по каждому финан коэф-ту, а также позиции оцениваемой компании по элементу сравнения. Обычно выбирается не конкретная величина ценового мультипликатора, а диапазон наиболее объективных значений.

6. Определение итоговой величины стоимости. Предполагает (самое главное) согласование предварит. результатов рын. стоимости, полученных в итоге использования разл-х ценовых мультипликаторов (оценщик получает несколько предварит-х стоимостей; присваивает им уд. веса и проводит взвешивание).

7. Внесение итоговых корректировок. 1. Портфельная скидка. Представляется при наличии не привлекательного для покупателя характера диверсификации активов. Также учитывается имеющиеся нефункциональные активы, например, непроизводственного значения. 2.поправка на недостаток собств. обор. кап-ла или экстренную потребность в капитальных вложениях. Эта величина вычитается. 3.поправка на низкую ликв-ть. 4. Премия за предоставляемые инвестору элементы контроля. Данная поправка обеспечивает универсальность метода компании-аналога, т.к. позволяет применять его для оценки контрольной доли собственного капитала.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...