Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система информации, необходимой для оценки бизнеса (предприятия)Стр 1 из 20Следующая ⇒
Отличительные особенности бизнеса как объекта оценки. Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами. Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром. Все это справедливо и для предприятия, и для фирмы. В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование альтернативного бизнеса, нового предприятия сопровождается определенными затратами. Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой рыночной цены, рассчитываемой оценщиком и которую можно определить как рыночную стоимость. Таким образом, бизнес, как определенный вид деятельности, предприятие и фирма, как его организационная форма в рыночной экономике, удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются определенные ресурсы. Бизнес, предприятие и фирма обладают всеми признаками товара и могут быть объектом купли-продажи. Но это товары особого рода. И особенности эти предопределяют принципы, модели, подходы и методы оценки. Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены со стороны покупателя. Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельно ее подсистемы и даже элементы. В этом случае разрушается его связь с собственным конкретным капиталом, конкретной организационно-экономической формой, элементы бизнеса становятся основой формирования иной, качественно новой системы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие. В-третьих, потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в обществе приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в самом обществе. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара - потребность в регулировании купли-продажи. В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в регулировании механизма купли-продажи бизнеса, но и в формировании рыночных цен на бизнес, в его оценке. Основные этапы процесса оценки предприятия. Процесс оценки бизнеса предусматривает определение задачи, сбор и анализ информации в целях получения обоснованной оценки стоимости. Процесс оценки бизнеса может быть разделен на семь этапов1: 1. Определение задачи. 2. Составление плана оценки. 3. Сбор и проверка информации. 4. Выбор уместных подходов к оценке. 5. Согласование результатов и подготовка итогового заключения. 6. Отчет о результатах оценки стоимости. 7. Представление и защита отчета.
Система информации, необходимой для оценки бизнеса (предприятия) Информация для оценки должна соответствовать следующим требованиям: 1) Достоверность – определяется самим оценщиком, рассчитывается как средневзвешенная - имеются определенные данные - присваивается определенный коэффициент - рассчитывается средневзвешенная , следовательно – прогноз 2) Точность 3) Комплексность – охватывать надо большее количество ????? Оценка бизнеса предполагает определение стоимости предприятия как инвестиционного товара, следовательно информация должна отражать прошлые затраты и результаты, текущее состояние бизнеса и ожидаемые перспективы развития. Оценщик работает с прошлой информацией, текущей и будущей. Имущество предприятия представляет собой инвестиционный товар и оценивается как инвестиционный товар, поэтому оценщика интересуют доходы, которые в будущем будут получены от этого ИК. Для правильной оценки этих доходов необходимо правильно устанавливать Тр оцениваемого бизнеса. Т определяется на основе анализа прошлых данных. Кроме того, в процессе оценки надо сравнить данный ИК с аналогичными, поэтому оценщика будет интересовать последний бухгалтерский баланс и последние бухгалтерские отчеты. Следовательно, вся информация, необходимая для оценки бизнеса, должна быть представлена 3-мя блоками: I. Прошлая (ретроспективная) информация за определенный период (3-5 лет) II. Текущая информация (последний бухгалтерский баланс и финансовые отчеты годовые или квартальные) III. Перспективная информация, которая представлена прогнозами, рассчитанными оценщиком.
Используется информация последнего аудиторского отчета. Предусмотренная тремя блоками информация с точки зрения источников может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Информация также можно разделить на первичную и вторичную (расчетную). Внешняя информация предполагает оценку не только самого предприятия, но и оценку определяющей его внешней среды, поэтому внешняя информация тесно связана с макроэкономическим анализом и макроэкономическими целевыми исследованиями. Внутренняя информация отражает результаты финансовой и производственной деятельности оцениваемого предприятия. Первичная информация предоставляется оценщикам руководителем предприятия, представленными отчетами и устным ответами на вопросы оценщика (собеседованиями). Вторичная информация является результатом расчетов, проводимых оценщиком. Именно вторичная информация требует подробного обоснования и высокой аргументации.
Вторичная информация может быть представлена: - промежуточными рабочими таблицами - информацией, которая входит в отчет об оценке. Любые отличия от официального отчета должны быть объяснены.
Аналитическая информация требует трех методов ранжирования информации: 1) информация размещается в хронологическом порядке. 2) Журнальный – информация располагается по степени важности. 3) Логический – расположение информации идет от общего к частному или наоборот.
ОБ осущ-ся. с учетом прошл затрат, тек сост-я и буд потенц-ла. Для реал-ии такого комплексного подхода необх-мо провести сбор и анализ большого кол-ва инф-ии, к-рую можно класс-ть след образом. • Внеш инф-я, хар-щая усл-я функц-я п/п в регионе, отрасли и экономике в целом. • Внутр инф-я, дающая представле-е о д-ти оцениваемого п/п. Внутр инф-я вкл след Эл-ты: история компании, м-говая пол-ка как нац так и междунар, хар-ка поставщиков, обесп-сть персоналом, в т.ч. высококвалифицированным, произв мощности, внутренняя фин-ая инф-я. Внешняя инф-я Информ блок внешн инф-ии хар-т усл-я функц-я п/п в отрасли и экономике в целом. Успешное функц-е п/п зависитот того, насколько оптимальна структура его продаж, чистой прибыли и фин ресурсов, необ-х для обеспеч-я достаточного роста. Макроэк пок-ли содержат инф-ю о том, как сказ-ся или скажется на д-ти п/п изменение макроэк ситуации, и хар-ют инвестиц климат в стране. Осн ф-ры макроэк риска: • Ур-нь инфляции; • темпы экон развития страны; • измен-е ставок %-та; • измен-е обменного курса валют; • объем промышленного произ-ва, •структура налогообложения, • полит ситуация в стране. ** темпы эк роста. Пок-лем деловой активности страны явл ВВП. Прогнозир темпы роста ВВП должны учит-ся оценщиком при оценке будущих доходов. Инф-цию о ВВП можно найти в: прогнозах Минэконом развития, данные Госкомстата; западные источники: Economist Intelligiance Unit - это ведущая в мире организация по составлению данных об экономике отдел стран. Данная организация независима от какого-либо Прав-ва и не лоббирует ничьих интересов. Также ист-ком инф-ции явл исследования, проводимые крупными инвестиц банками, компаниями (Ренессанс капитал, Тройка Диалог, Атон) ** Другим макроэкономическим пок-лем стаб-ти явл объем произ-ва и уровень потребления. Динамика текущего уровня пром пр-ва и его прогнозный объем дают оценщику основания для прогнозного Ур-ня пр-ва и потр-я той или иной прод-и в будущем. ** Инфляция. В процессе оценки необх учитывать инфл-ю для обосн-я сравнения данных за прошлый, те, буд периоды. В противном случае невозможно сопоставлять ни стоимость активов, ни ден потоки. Данные о фактич и прогн Ур-не инфл опред с пом индекса потребит цен. Индекс цен в тек году =Цена в тек году /Цена в баз году*100% Индекс цен, рассчит-ный по осн группе потребляемых товаров, может рассматриваться как пок-ль уровня цен в тек году. Прогнизир темпы инфл-и можно найти в Программах Прав-ва и прогнозах Госкомстата, а потом их сопоставить с данными EIU. Поданным EIU: в 2002 г – 18%, 2003 – 13%, 2004 – 10%, 2005 – 8%, 2006 – 5-6%. ** Обменный курс. Больш-во отчетов - расчеты в $, при этом итоговая величина д.б. выражена в рублях. На обм курс влияют экон, полит ф-ры. Ур-нь обм курса отражает индекс розничных цен в стране. По данным EIU: 2003 -31 руб, 2004 – 34, 2005 – 36, 2006 – 37-37,5. ** Уровень % ставки. дв-е %-ой ставки яв-ся реакцией на проводимые меры макроэк рег-я и может приводить как к стимул-ю инвест активности, так и сдерживать увел-е совокупных расходов в экономике. Анализ уровня % ставок исп-ся при выведении величины безрисковой ставки. В кач-ве безрис ставки предл брать доходность по еврооблигациям со роком погашения 30 лет (междунар практика). Данные о % ставках: агентство Рэйтер («Ведомости»). В отчеты включается – сводная таблица макроэкономич пок-лей: реальный рост ВВП в %, объем пр-ва, Ур-нь инфл-и, ур-нь безработицы, среднереал з/пл, обмен курс, текущий платежный баланс. Торг баланс, числен населения (в нек-х отчетах). Для расчета величины стран риска можно исп-ть методику журнала Euromoney по 9 позициям: 1.25% экономич данные 2.25% политич ситуация в стране 3.10% долговые пок-ли (внеш долг) 4.10% долги, подлеж реструкт-и 5.10% кредитный рейтинг страны 6.5% доступ к банковским финансам, как к долг ист-ку фин-я. 7.5% доступ к банковским финансам, как к краткоср ист-ку фин-я. 8.5% доступ к рынкам капитала 9.5% прочее ** политические факторы: политика экспроприации, вер-ть радикальных изменений в составе прав-ва, отношение обществен-ти к иностр инвестициям, отн-е к частной собств-ти, гос вмеш-ва в управление п/п, обстановка и отне-е в стране к предприним-ву, взаимоотн-я с соседними го-ми и т.д. Источники: Standard&Pools, оценочный центр для Центр и Вост Европы., а также ряд российских компаний. Внеш инф-я, кроме макроэк информации, вкл отраслевую: состояние и перспективы развития отрасли, в к-рой функц-ет оцениваемое п/п: • нормативно-правовая база; • рынки сбыта; • условия конкуренции. Нормативно-правовая база опр-ся с учетом наличия у п/п ограничений для вступления в отрасль. Рынки сбыта. Алфред Раппопорт, Майкл Портер, Маршал. Для анализа выбранной п/п стратегии сбыта товаров можно использовать, например, матрицу Ансоффа, предполагающую четыре альтернативные стратегии: 1. Проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты. 2. Развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка. 3. Разработку принципиально новых товаров или модернизацию существующих. 4. Диверсификацию производимой продукции для освоения новых рынков. В зав-ти от стратегии сбыта товаров сост-ся прогноз объемов реализуемой пр-ии. Особого внимания оценщиков заслуживают ограничения в проведении выбранной стратегии: объем спроса и взаимоотношения с поставщиками. Особого внимания в процессе сбора информации заслуживают отношения с поставщиками с точки зрения юридической определенности договоров и их надежности. Осн источники инф-ии: • данные отдела маркетинга оцениваемого п/п; • данные ГосКомСтата; • отраслевые информ издания; • период экон печать; • бизнес-план; • личные контакты. Усл-я конкуренции Оценка конкурентоспособности п/п проводится с учетом типа рынка, а сл-но, наличия ограничений для вступления в отрасль конкурентов, производящих товары-заменители. Основные источники инф-ии: • данные ГосКомСтата; • данные отдела м-га оцениваемого п/п; • фирмы-дилеры; • таможенное управление; • отраслевые информ издания; • бизнес-план. • личный контакт. Т.о. источники информации: АКМ, Эксперт, сайт ФКЦБ, Screen Nowfor, РТС, ММВБ, Моск фонд биржа, СПб валютная биржа, Екатеринбург фонд биржа и т.д. Небиржевой рынок: национ котировальная система Bloomberg, Disclosureone. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 255. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |