Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система информации, необходимой для оценки бизнеса (предприятия)




Отличительные особенности бизнеса как объекта оценки.

 Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, заве­щать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами.

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит но­вые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром. Все это справедливо и для предприятия, и для фирмы.

В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование альтернативного бизнеса, нового предприятия сопровождается определен­ными затратами.

Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой рыночной цены, рассчитываемой оценщиком и которую можно определить как рыночную стоимость. Таким образом, бизнес, как определенный вид деятельности, предприятие и фирма, как его организаци­онная форма в рыночной экономике, удовлетворяют потребности собствен­ника в доходах, для получения которых затрачиваются определенные ресурсы.

Бизнес, предприятие и фирма обладают всеми признаками товара и могут быть объектом купли-продажи. Но это товары особого рода. И осо­бенности эти предопределяют принципы, модели, подходы и методы оценки.

Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в кото­рый осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъе­динены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учиты­вать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвести­ционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены со стороны покупателя.

Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельно ее подсистемы и даже элементы. В этом случае разрушается его связь с собственным конкретным капиталом, кон­кретной организационно-экономической формой, элементы бизнеса ста­новятся основой формирования иной, качественно новой системы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его состав­ляющие.

В-третьих, потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в обществе приводит бизнес к неустойчиво­сти, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нараста­нию нестабильности и в самом обществе. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара - потребность в регулировании купли-про­дажи.

В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для ста­бильности в обществе, необходимо участие государства не только в регули­ровании механизма купли-продажи бизнеса, но и в формировании рыноч­ных цен на бизнес, в его оценке.

 Основные этапы процесса оценки предприятия.

Процесс оценки бизнеса предусматривает определение задачи, сбор и анализ информации в целях получения обоснованной оценки стоимости. Процесс оценки бизнеса может быть разделен на семь этапов1:

1. Определение задачи.

2. Составление плана оценки.

3. Сбор и проверка информации.

4. Выбор уместных подходов к оценке.

5. Согласование результатов и подготовка итогового заключения.

6. Отчет о результатах оценки стоимости.

7. Представление и защита отчета.

 

 

Система информации, необходимой для оценки бизнеса (предприятия)

Информация для оценки должна соответствовать следующим требованиям:

1) Достоверность – определяется самим оценщиком, рассчитывается как средневзвешенная

- имеются определенные данные

- присваивается определенный коэффициент

- рассчитывается средневзвешенная , следовательно – прогноз

2) Точность

3) Комплексность – охватывать надо большее количество ?????

Оценка бизнеса предполагает определение стоимости предприятия как инвестиционного товара, следовательно информация должна отражать прошлые затраты и результаты, текущее состояние бизнеса и ожидаемые перспективы развития.

Оценщик работает с прошлой информацией, текущей и будущей.

Имущество предприятия представляет собой инвестиционный товар и оценивается как инвестиционный товар, поэтому оценщика интересуют доходы, которые в будущем будут получены от этого ИК.

Для правильной оценки этих доходов необходимо правильно устанавливать Тр оцениваемого бизнеса.

Т определяется на основе анализа прошлых данных. Кроме того, в процессе оценки надо сравнить данный ИК с аналогичными, поэтому оценщика будет интересовать последний бухгалтерский баланс и последние бухгалтерские отчеты. Следовательно, вся информация, необходимая для оценки бизнеса, должна быть представлена 3-мя блоками:

I. Прошлая (ретроспективная) информация за определенный период (3-5 лет)

II. Текущая информация (последний бухгалтерский баланс и финансовые отчеты годовые или квартальные)

III. Перспективная информация, которая представлена прогнозами, рассчитанными оценщиком.

 

Используется информация последнего аудиторского отчета.

Предусмотренная тремя блоками информация с точки зрения источников может быть разделена на внутреннюю и внешнюю.

Информация также можно разделить на первичную и вторичную (расчетную).

Внешняя информация предполагает оценку не только самого предприятия, но и оценку определяющей его внешней среды, поэтому внешняя информация тесно связана с макроэкономическим анализом и макроэкономическими целевыми исследованиями.

Внутренняя информация отражает результаты финансовой и производственной деятельности оцениваемого предприятия.

Первичная информация предоставляется оценщикам руководителем предприятия, представленными отчетами и устным ответами на вопросы оценщика (собеседованиями).

Вторичная информация является результатом расчетов, проводимых оценщиком. Именно вторичная информация требует подробного обоснования и высокой аргументации.

 

Вторичная информация может быть представлена:

- промежуточными рабочими таблицами

- информацией, которая входит в отчет об оценке.

Любые отличия от официального отчета должны быть объяснены.

 

Аналитическая информация требует трех методов ранжирования информации:

1) информация размещается в хронологическом порядке.

2) Журнальный – информация располагается по степени важности.

3) Логический – расположение информации идет от общего к частному или наоборот.

 

ОБ осущ-ся. с учетом прошл затрат, тек сост-я и буд потенц-ла. Для реал-ии такого комплексного подхода необх-мо провести сбор и анализ большого кол-ва инф-ии, к-рую можно класс-ть след образом.

• Внеш инф-я, хар-щая усл-я функц-я п/п в регионе, отрасли и экономике в целом.

• Внутр инф-я, дающая представле-е о д-ти оце­ниваемого п/п.

Внутр инф-я вкл след Эл-ты: история компании, м-говая пол-ка как нац так и междунар, хар-ка поставщиков, обесп-сть персоналом, в т.ч. высококвалифицированным, произв мощности, внутренняя фин-ая инф-я.

Внешняя инф-я

Информ блок внешн инф-ии хар-т усл-я функц-я п/п в отрасли и экономике в целом.

Успешное функц-е п/п зависитот того, насколько оптимальна структура его продаж, чистой прибыли и фин ресурсов, необ-х для обеспеч-я достаточного роста. Макроэк пок-ли содержат инф-ю о том, как ска­з-ся или скажется на д-ти п/п изменение макроэк ситуации, и хар-ют инвестиц климат в стране.

Осн ф-ры макроэк риска: • Ур-нь инфляции; • темпы экон развития страны; • измен-е ставок %-та; • измен-е обменного курса валют; • объем промышленного произ-ва, •структура налогообложения, • полит ситуация в стране.

** темпы эк роста. Пок-лем деловой активности страны явл ВВП. Прогнозир темпы роста ВВП должны учит-ся оценщиком при оценке будущих доходов. Инф-цию о ВВП можно найти в: прогнозах Минэконом развития, данные Госкомстата; западные источники: Economist Intelligiance Unit - это ведущая в мире организация по составлению данных об экономике отдел стран. Данная организация независима от какого-либо Прав-ва и не лоббирует ничьих интересов. Также ист-ком инф-ции явл исследования, проводимые крупными инвестиц банками, компаниями (Ренессанс капитал, Тройка Диалог, Атон)

** Другим макроэкономическим пок-лем стаб-ти явл объем произ-ва и уровень потребления. Динамика текущего уровня пром пр-ва и его прогнозный объем дают оценщику основания для прогнозного Ур-ня пр-ва и потр-я той или иной прод-и в будущем.

** Инфляция. В процессе оценки необх учитывать инфл-ю для обосн-я сравнения данных за прошлый, те, буд периоды. В противном случае невозможно сопоставлять ни стоимость активов, ни ден потоки. Данные о фактич и прогн Ур-не инфл опред с пом индекса потребит цен.

 Индекс цен в тек году =Цена в тек году /Цена в баз году*100%

Индекс цен, рассчит-ный по осн группе потребляемых товаров, может рассматриваться как пок-ль уровня цен в тек году. Прогнизир темпы инфл-и можно найти в Программах Прав-ва и прогнозах Госкомстата, а потом их сопоставить с данными EIU. Поданным EIU: в 2002 г – 18%, 2003 – 13%, 2004 – 10%, 2005 – 8%, 2006 – 5-6%.

** Обменный курс. Больш-во отчетов - расчеты в $, при этом итоговая величина д.б. выражена в рублях. На обм курс влияют экон, полит ф-ры. Ур-нь обм курса отражает индекс розничных цен в стране. По данным EIU: 2003 -31 руб, 2004 – 34, 2005 – 36, 2006 – 37-37,5.

** Уровень % ставки. дв-е %-ой ставки яв-ся реакцией на проводимые меры макроэк рег-я и может приводить как к стимул-ю ин­вест активности, так и сдерживать увел-е совокупных расхо­дов в экономике. Анализ уровня % ставок исп-ся при выведении величины безрисковой ставки. В кач-ве безрис ставки предл брать доходность по еврооблигациям со роком погашения 30 лет (междунар практика). Данные о % ставках: агентство Рэйтер («Ведомости»).

В отчеты включается – сводная таблица макроэкономич пок-лей: реальный рост ВВП в %, объем пр-ва, Ур-нь инфл-и, ур-нь безработицы, среднереал з/пл, обмен курс, текущий платежный баланс. Торг баланс, числен населения (в нек-х отчетах).

Для расчета величины стран риска можно исп-ть методику журнала Euromoney по 9 позициям:

1.25% экономич данные

2.25% политич ситуация в стране

3.10% долговые пок-ли (внеш долг)

4.10% долги, подлеж реструкт-и

5.10% кредитный рейтинг страны

6.5% доступ к банковским финансам, как к долг ист-ку фин-я.

7.5% доступ к банковским финансам, как к краткоср ист-ку фин-я.

8.5% доступ к рынкам капитала

9.5% прочее

** политические факторы: политика экспроприации, вер-ть радикальных изменений в составе прав-ва, отношение обществен-ти к иностр инвестициям, отн-е к частной собств-ти, гос вмеш-ва в управление п/п, обстановка и отне-е в стране к предприним-ву, взаимоотн-я с соседними го-ми и т.д.

Источники: Standard&Pools, оценочный центр для Центр и Вост Европы., а также ряд российских компаний.

Внеш инф-я, кроме макроэк информации, вкл отраслевую: состояние и перспективы развития отрасли, в к-рой функц-ет оцениваемое п/п:

• нормативно-правовая база;

• рынки сбыта;

• условия конкуренции.

Нормативно-правовая база опр-ся с учетом наличия у п/п ограничений для вступления в отрасль.

Рынки сбыта. Алфред Раппопорт, Майкл Портер, Маршал. Для анализа выбранной п/п стратегии сбыта товаров можно использовать, например, матрицу Ансоффа, предполагающую четыре альтернативные стратегии:

1. Проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты.

2. Развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка.

3. Разработку принципиально новых товаров или модернизацию суще­ствующих.

4. Диверсификацию производимой продукции для освоения новых рынков.

В зав-ти от стратегии сбыта товаров сост-ся прогноз объемов реализуемой пр-ии. Особого внимания оценщиков заслуживают ограничения в проведении выбранной стратегии: объем спроса и взаимоотношения с поставщиками.

Особого внимания в процессе сбора информации заслуживают отноше­ния с поставщиками с точки зрения юридической определенности догово­ров и их надежности.

Осн источники инф-ии: • данные отдела маркетинга оцениваемого п/п; • данные ГосКомСтата; • отраслевые информ издания; • период экон печать; • бизнес-план; • личные контакты.

Усл-я конкуренции Оценка конкурентоспособности п/п проводится с учетом типа рынка, а сл-­но, наличия ограничений для вступления в отрасль конкурентов, производя­щих товары-заменители.

Основные источники инф-ии: • данные ГосКомСтата; • данные отдела м-га оцениваемого п/п; • фирмы-дилеры; • таможенное управление; • отраслевые информ издания; • бизнес-план. • личный контакт.

Т.о. источники информации: АКМ, Эксперт, сайт ФКЦБ, Screen Nowfor, РТС, ММВБ, Моск фонд биржа, СПб валютная биржа, Екатеринбург фонд биржа и т.д. Небиржевой рынок: национ котировальная система Bloomberg, Disclosureone.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...