Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психология мужчины и женщины
На начальном этапе своей исследовательской и терапевтической дея- тельности К. Хорни уделила особое внимание пониманию психологии мужчины и женщины. В середине 20-х — начале 30-х гг. она выступила с рядом докладов и статей, в которых обсуждадись проблемы, связанные с развитием комплекса кастрации у женщин, уходом от женственности,
366
ПСИХОЛОГИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
фригидностью, предменструальным напряжением, страхом перед жен- щиной, отрицанием вагины, изменением личности у девочек-подростков, психогенными факторами функциональных женских расстройств, недо- верием между полами, женским мазохизмом. К. Хорни обратила внимание на односторонность существовавших в то время психоаналитических представлений о специфике развития мужчин и женщин. Подобная односторонность, проявляющаяся в установ- лении знака равенства между объективностью и маскулинностью, субъек- тивностью и женственностью, анатомическими различиями между полами и психической ситуацией ущербности, сопровождающей развитие жен- щин, расценивалась ею с точки зрения того, что в западной фаллоцентри- ческой культуре психология женщин рассматривается исключительно с позиции мужчин. «Психоанализ — творение мужского гения, и почти все, кто разви- вал его идеи, тоже были мужчинами. Вполне естественно и закономерно, что им гораздо легче было изучать мужскую психологию и что развитие мужчин им было более понятно, чем развитие женщин» [2, с. 35]. В данном суждении К. Хорни соотносились между собой два взаимо- связанных, но тем не менее различающихся друг от друга момента. Один из них имел отношение к реальному положению женщины в западноевро- пейской фаллоцентрической культуре и принижению ее статуса по срав- нению со статусом мужчины, что нашло свое частичное отражение в пси- хоаналитических идеях о зависти к пенису, нарциссической ране и их последствиях, сказывающихся на психосексуальном развитии женщин. Другой относился к возникновению психоанализа, основателем которого был З. Фрейд и первоначальное развитие которого осуществлялось исклю- чительно мужчинами. Однако следует иметь в виду то обстоятельство, что хотя первыми психоаналитиками были мужчины, тем не менее возникновение пси- хоанализа было обязано именно женщинам, выступающим в роли пациенток. Катартический метод, как предвестник психоанализа, возник в резуль- тате работы Й. Брейера с Анной О. (Бертой Паппенхайм). Первоначаль- ные идеи психоанализа были сформулированы З. Фрейдом в результа- те его терапевтической деятельности, связанной с лечением ряда жен- щин, включая Катарину (Аурелию Кроних), Эмми фон Н. (Фани Мозер), Цецилию М. (Анну фон Либен), Матильду С., Люси Р., Элизабет фон Р. Таким образом, возникновение психоанализа во многом обязано жен- щинам-пациенткам, психологию которых пытался понять З. Фрейд. Сле- довательно, психоанализ, как «творение мужского гения», основывался прежде всего на изучении женской, а не мужской психологии. Другое дело, что, будучи представителями фаллоцентрической культуры, З. Фрейд и первые пси- хоаналитики-мужчины не могли до конца и адекватным образом раскрыть психологию женщин, которая и в наши дни остается загадкой не только
367
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
для мужчин, но и для многих женщин. Не случайно после нескольких десятилетий своей исследовательской и терапевтической деятельно- сти основатель психоанализа был вынужден констатировать, что он так и не может понять, чего же на самом деле хочет женщина. Вполне очевидно, что познакомившись с односторонними сужде- ниями психоаналитиков-мужчин о женщинах, К. Хорни, как женщина- психоаналитик, не могла не испытывать внутреннего протеста против выдвинутых в то время психоаналитических воззрений на женскую пси- хологию. Не последнюю роль в ее стремлении рассмотреть женскую пси- хологию с точки зрения женщины, т. е. как бы изнутри, сыграло, види- мо, и то обстоятельство, что, судя по всему, пройденный ею анализ у пси- хоаналитиков-мужчин оставил определенные сомнения, которые были отнесены не к психоанализу как таковому, а к тем, кто его осуществлял. Как бы там ни было, она по-новому взглянула на многие психоаналити- ческие идеи и концепции, связанные с пониманием психологии мужчин и женщин, что несомненно способствовало развитию психоанализа. В докладе «О развитии комплекса кастрации у женщин», прочитанном на VII Международном психоаналитическом конгрессе в 1922 г., К. Хор- ни отметила, что с точки зрения как женского нарциссизма, так и био- логической науки, представляются неудовлетворительными психоана- литические взгляды, в соответствии с которыми многие женщины в дет- ском и зрелом возрасте испытывают страдания из-за своего пола, когда обделенность пенисом порождает у них пассивные фантазии о кастра- ции. З. Фрейд и другие психоаналитики считали, что комплекс кастрации у женщин обусловлен комплексом зависти к пенису. Не отрицая наличия у девочек переживаний, связанных с завистью к пенису, К. Хорни в то же время пришла к выводу, что чувство неполноценности у маленьких девочек не является первичным, идентификация с отцом служит одним из источников развития комплекса кастрации у женщин, а фантазия о кастрации вследствие любовных отношений с ним может быть рассмотрена в качестве другого источ- ника соответствующего комплекса. В противоположность ранее существую- щим психоаналитическим взглядам она выдвинула положение о том, что отказ от женственности не основан на зависти к пенису, которая не исключа- ет глубокой любви девочки к отцу, и что только в случае нарушения этого отношения эдиповым комплексом зависть к пенису приводит к отказу женщины от своей половой роли. В статье «Уход от женственности» (1926) К. Хорни попыталась отве- тить на вопрос, способствуют ли психоаналитические гипотезы о завис- ти к пенису и ее преодолении путем желания иметь ребенка адекватному пониманию женского развития. Основываясь на идеях Г. Зиммеля о мас- кулинной цивилизации, она показала, как и каким образом психоанализ
368
ПСИХОЛОГИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
оказался в плену мужского субъективизма по отношению к женщинам как объек- ту исследования и в какой мере психоаналитически представленное жен- ское развитие оценивается по мужским меркам и расходится с истинной природой женщины. Прежде всего К. Хорни отметила удивительный факт параллелизма между психоаналитической картиной женского развития и типичными представлениями мальчиков о девочках. Если же попытаться освободить разум от мужского способа мышления, то проблемы женской психологии предстают в ином свете. Во-первых, наряду с различием между полами в строении гениталий не следует забывать о различной роли мужчин и женщин в плане репро- дуктивной функции. Если обратить внимание на эту функцию, то, как счи- тает К. Хорни, с биологической точки зрения в материнстве или в спо- собности к нему женщина имеет физиологическое преимущество перед мужчинами. «Особенно отчетливо оно проявляется в бессознательном мужской психики — в сильнейшей зависти мальчиков к материнству. Мы знакомы с этой завистью как таковой, но она едва ли рассматривалась должным образом в качестве динамического фактора. Когда начинаешь, как это было у меня, анализировать мужчин после достаточно длительно- го опыта анализа женщин, возникает весьма неожиданное впечатление об их сильнейшей зависти к беременности, деторождению и материнст- ву, к женской груди и кормлению грудью» [3, с. 42]. Во-вторых, когда психоаналитики говорят, что комплекс маскулинно- сти у женщины играет большую роль, чем комплекс феминности у муж- чин, то при этом не учитываются различные возможности сублимации. Зависть мужчины не только имеет большие возможности для успешной сублимации, по сравнению с завистью девочки к пенису, но и служит дви- жущей силой в образовании ценностей культуры. Поэтому можно поста- вить вопрос о том, не объясняется ли стремление мужчин к творчеству в любой сфере ощущением их незначительной роли в сотворении ребен- ка, что приводит к сверхкомпенсации за счет иных достижений. В-третьих, анатомическая ущербность женщины, о чем пишут психо- аналитики, имеет место только в плане ее догенитальных уровней органи- зации. С точки зрения генитальной организации взрослой женщины у нее не только нет никаких изъянов, но, напротив, имеется ряд преимуществ перед мужчинами, роль которых в репродукции значительно меньше. Наряду с этими моментами специфики женского организма и женской психологии К. Хорни отметила, что типичные мотивы бегства женщины в мужскую роль, которые возникают в результате эдипова комплекса, уси- ливаются и поддерживаются реальной дискриминацией, имеющей место в социальной жизни. Это означает, что в определенной степени бессозна-
369
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
тельные мотивы ухода от женственности связаны с социальным неравенством женщин в современной цивилизации. В других материалах К. Хорни рассмотрела вклад психоанализа в пони- мание проблемы фригидности и предменструального напряжения. Гово- ря о связи фригидности с нарушениями специфических женских функ- ций, будь то расстройства менструации, выкидыши, слабость схваток при родах, отвержение материнства или неспособность к грудному вскарм- ливанию ребенка, она отметила, что на более глубоком уровне у фригид- ных женщин наблюдается не отвержение секса в целом, как полагают некоторые врачи, а неприятие женской роли и желание быть мужчиной. Бессознательная завистливая установка женщины по отношению к муж- чинам может выступать в форме неприязни к ним, скрытой враждебно- сти, неспособности разглядеть свои достоинства, собственной несостоя- тельности и неуверенности в себе. Сексуальная неудовлетворенность женщины может быть следствием комплекса маскулинности, связанным с ощущением своей дискриминации, желанием стать мужчиной, непри- ятием женской роли. Испытываемые в детстве тревога и чувство вины могут отвратить девочку от женской роли и побудить ее искать прибежи- ща в фиктивной мужественности, что способно привести к серьезным последствиям. Таким образом, с точки зрения многих психоаналитиков фригидность имеет психогенную природу. И это действительно так. Однако, как под- черкнула К. Хорни, объяснение фригидности не ограничивается психо- генными причинами и его следует искать скорее в культурных факторах, а именно в том, что современная культура является мужской, фаллоцентриче- ской, не способствующей раскрытию индивидуальности женщины. Среди раз- личного рода влияний, по меньшей мере два фактора оказываются весьма значимыми для развития женщины. С одной стороны, ценности цивилизации таковы, что чаще всего мужчи- на играет ведущую роль как в семье, так и в обществе. В своем развитии девочки усваивают подобную установку и поэтому у них есть социокуль- турные причины для возникновения зависти к пенису, оправдания муж- ских желаний, препятствия внутреннему принятию женской роли. С другой стороны, специфика современного мужского эгоизма тако- ва, что у мужчин чаще, чем у женщин, наблюдается расщепление любви на чувственный и романтический компоненты. В результате этого расще- пления у мужчины, ищущего духовной близости с любимой женщиной, чувственное желание находится под запретом, причем в глубине души он жаждет такого же отношения к себе. Подобная мужская установка приво- дит женщину к фригидности, а стремление мужчины иметь сексуальные отношения на стороне, способствует ее закреплению.
370
ПСИХОЛОГИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
К. Хорни предприняла попытку рассмотрения таких мало изучен- ных проблем, как причины возникновения менструальных нарушений и предменструальных напряжений. В статье «Предменструальное напря- жение» (1931) она пришла к выводу, что менструальные нарушения воз- никают при внешней фрустрации или негативных переживаниях и пол- ностью исчезают в период нормальной сексуальной жизни, а предмен- струальное напряжение может возникать в тех случаях, когда желание иметь ребенка усиливается неким переживанием, но реальное осущест- вление данного желания в силу различного рода обстоятельств стано- вится невозможным. Некоторые аналитики полагали, что предменструальное напряжение напрямую связано с возрастанием либидо. К. Хорни не только усомнилась в подобной точке зрения, но и на клиническом материале показала, что хотя возрастание либидо вносит свой вклад в предменструальное напря- жение, тем не менее оно не является его специфической причиной. Одно- временно она подчеркнула, что материнство для женщин является более важной проблемой, чем полагал З. Фрейд. Если основатель психоанализа рассматривал желание женщины иметь ребенка в качестве вторичного фактора, возникающего из-за разочаро- вания в отсутствии пениса, то К. Хорни исходила из того, что подобное желание является первичным влечением, имеющим глубокие биологиче- ские корни. Лишь на основе этих представлений становятся понятными результаты наблюдения предменструального напряжения. На раннем этапе исследовательской и терапевтической деятельности К. Хорни в центре ее внимания были также проблемы, связанные с взаи- моотношениями между мужчинами и женщинами, что нашло свое отра- жение, в частности, в таких докладах, лекциях и статьях, как «Проблема моногамного идеала» (1927), «Недоверие между полами» (1930), «Пробле- мы брака» (1932). Ее интересовали главным образом причины и последст- вия враждебности и напряженности в отношениях между полами. При осмыслении данной проблематики К. Хорни подметила то обстоя- тельство, что атмосфера подозрительности, нередко возникающая в отно- шениях между полами, связана не с отдельным партнером, а с интен- сивностью аффектов и неспособностью справиться с ними. Инстинкт самосохранения вызывает страх потерять себя в другом человеке. Каж- дый склонен проецировать свои враждебные побуждения на партнера, что вызывает скрытое недоверие по отношению к нему. Интенсивность любви пробуждает тайные ожидания счастья, ведет к сексуальной пере- оценке партнера, но часто оборачивается разочарованиями. С психоана- литической точки зрения, природа страха и недоверия в любви взрослых людей имеет своим источником инфантильную тревожность, от которой
371
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
не избавлен ни один ребенок, а конфликты детства отражаются на отно- шениях с противоположным полом в дальнейшей жизни. Если девочка в детстве пережила разочарование в отце, то у нее может развиться установка, в соответствии с которой она отречется от материн- ского инстинкта и у нее произойдет трансформация из желания получать в стремление отнимать. Из нее может вырасти женщина-вампир, испы- тывающая желание высосать все соки из мужчины, навредить ему, гос- подствовать над ним. Это желание может быть вытеснено тревогой, обу- словленной чувством вины, в результате чего формируется тип женщи- ны, не способной вступать в отношения с мужчинами из-за страха, что ее заподозрят в корыстных целях. Проецируя на мужчин свои вытеснен- ные желания, такая женщина будет воображать, что ее не любят, а лишь хотят использовать в сексуальных целях. В случае же маскировки вытес- ненного стремления к власти, принявшего форму скромности, формиру- ется тип женщины, отличающейся нетребовательностью по отношению к мужчине. Но в силу возвращения вытесненного такая женщина станет депрессивной и под маской беспомощности будет господствовать над своим партнером. С другой стороны, существует тайное недоверие мужчины к женщине, которое восходит как к амбивалентным чувствам мальчика к матери, так и к истории развития человечества. В частности, мужская предвзятость к женщине находит свое отражение, по мнению К. Хорни, в описании истории жизни Адама и Евы, когда отрицается и обесценивается способ- ность женщины давать жизнь ребенку. Считается, что Ева была создана из ребра Адама и обречена рожать в муках. Кроме того, при искушении Адама отведать плод с древа познания добра и зла Ева представлена в роли сексуальной соблазнительницы, совращающей мужчину и ввергающей его в несчастье. Присутствующие в такой интерпретации мотивы обиды и тре- воги с ранних времен наносили ущерб отношениям между полами. С точки зрения К. Хорни, в наши дни обида мужчин на женщин выра- жается в порожденных недоверием оборонительных маневрах, направлен- ных против угрозы вторжения в их мир, что находит свое выражение в тен- денции обесценивания женщин и превознесении мужских гениталий. Что касается страха мужчины перед женщиной, то он направлен про- тив нее как сексуального существа. Различными аспектами данного стра- ха являются страх кастрации (во время полового акта мужские гениталии находятся в женском теле), страх смерти (стремление к смерти как воссо- единение с матерью и тот, кто дает жизнь, способен ее и отобрать), страх мужчины перед женщиной, обусловленный тем, что он в большей степени сексуально зависит от нее (у женщины часть сексуальной энергии направ- лена на репродуктивные процессы).
372
ПСИХОЛОГИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
Все это оборачивается стремлением мужчин держать женщин в зависи- мости. Относящиеся к мужчине факторы психогенного характера как раз и лежат, в понимании К. Хорни, в основе борьбы за власть между мужчи- ной и женщиной. Психоанализ может способствовать раскрытию истин- ных мотивов данной борьбы. Известно, как редки счастливые браки. Известно и то, что продол- жительные отношения в браке часто ведут к угасанию любви. Подобное положение объясняется многими исследователями тем, что однообразная жизнь с одним и тем же человеком делает отношения, особенно сексуаль- ные, неинтересными, непривлекательными, утомительными. Такое объяснение не устраивало К. Хорни, поскольку она считала его односторонним и поверхностным. На ее взгляд, проблемы брака связаны с целым рядом психологических факторов, но прежде всего с той непри- язнью партнеров друг к другу, которая, будучи скрытой, со временем при- водит к соответствующим негативным последствиям. Можно говорить о человеческом несовершенстве, нежелании при- лагать больше усилий, чем это необходимо, об ошибках выбора не того партнера, постоянном нарастании требований к партнеру, о конфликтах, возникающих на основе противостоящих друг другу потребностей и жела- ний. Однако в каждом браке обнаруживается тайное недоверие между мужчиной и женщиной, истоки которого содержатся в раннем детстве и сказываются на формировании внутренней установки по отношению к противоположному полу. У мужчины сохраняются остаточные явления его ранних отношений с матерью, будь то страх перед неприступной женщиной, представления о святости женщины или страх оказаться неспособным удовлетворить ее. Страх перед неприступной женщиной оборачивается такими отношения- ми с женой, в которых последняя занимает место матери. Представление о святости женщины, находящее выражение в культе Девы, в крайних своих проявлениях приводит к установке, в соответст- вии с которой порядочная, уважаемая женщина не может стать объек- том сексуального желания. Мужчина может любить и ценить свою жену, но будет чувствовать себя скованным в сексуальных отношениях, что при- ведет к скрытой неудовлетворенности обеих сторон. В случае рождения ребенка такой мужчина начнет воспринимать свою жену как фигуру мате- ри и перестанет относиться к ней как к сексуальному партнеру. Страх мужчины оказаться неспособным удовлетворить женщину может при- вести к психической несостоятельности. Этот страх имеет биологические основания, поскольку мужчина должен постоянно доказывать женщине свою состоятельность, в то время как женщине это не требуется. Для того чтобы реализовать себя, мужчина должен что-нибудь делать, женщина же
373
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
может сыграть свою роль, не обязательно что-то делая. Следы обиды и инфантильной неуверенности выдают себя в колебаниях самооценки мужчины в отношениях с женщинами, следствием чего может стать бес- сознательное желание унизить жену, подорвать ее уверенность в себе. Привносимые в брак трудности со стороны жены часто связаны с ее фригидностью, за которой стоит, как правило, отвержение конкретного мужчины или мужчин вообще. Фригидные женщины могут быть внешне сексапильными, вести себя женственно, флиртовать налево и направо и тем не менее на деле оказываются неспособными ни полностью отдать- ся мужчине, ни проявлять полноценную любовь. Такие женщины могут быть ревнивыми и требовательными в браке, осложняя семейную жизнь своим нытьем или занудством. Типичные страхи раннего детства девочек, связанные с ожиданием вступления в интимную связь и возможного материнства и в то же время с женским страхом перед вторжением внутрь тела и разрушением его, делают женскую роль опасной и вызывающей к ней неприязнь. Девоч- ка может спасаться бегством от подобных страхов и ощущений, прини- мая на себя желаемую или воображаемую мужскую роль. Позднее, когда в развитии девочки начнет формироваться женская установка, остаточ- ные явления мужской роли могут проявляться в виде обиды на мужчин, агрессивности по отношению к ним, амбициозности, стремления к вла- сти, сдержанности или блокировки сексуального удовлетворения с парт- нерами мужского пола. В браке фригидность жены может выражаться в общей негативной установке по отношению к мужу. С рождением ребенка ее женские жела- ния будут сосредоточены только на нем, а муж будет восприниматься в качестве помехи. Таким образом, привычные объяснения угасания или крушения брака, основанные на кризисах и разладах семейной жизни в настоящем, в дей- ствительности являются следствием предшествующего развития супругов и результатом скрытого процесса, постепенно перерастающего в непри- язнь их друг к другу. «Источники этой неприязни имеют мало общего с тем, что, как мы считаем, раздражает нас в партнере; скорее ими явля- ются неразрешенные конфликты, которые мы принесли в брак из наше- го детства» [4, с. 121]. Рассматривая психологию мужчин и женщин, К. Хорни обратила вни- мание на одно обстоятельство, которое, как правило, не попадало в поле зрения многих исследователей, включая психоаналитиков. Речь идет о тайном страхе мужчины перед женщиной, который так тщательно скры- вается мужчинами. Между тем в древних обычаях и верованиях многих народов мотив страха оказывается ярко выраженным и находящим свое
374
ПСИХОЛОГИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
отражение в запретах контакта во время менструации женщин или ритуа- лах, связанных с актом дефлорации. З. Фрейд касался проблемы табу девственности, гомосексуальности и фетишизма, основанных на желании избегать женских гениталий. Одна- ко его объяснения соотносились со страхом мальчика перед отцом, неже- ли со страхом мужчины перед вагиной. По мнению К. Хорни, подобного объяснения недостаточно, поскольку за страхом перед отцом должен стоять другой страх, объектом которого является женщина или ее гениталии. В подтверждение своего предположе- ния она сослалась на опыты и наблюдения, иллюстрирующие страх перед вагиной. Они состояли в том, что когда один врач развел края разреза мяча, порвавшегося во время игры, засунул туда палец и предложил то же самое проделать детям, то из двадцати восьми мальчиков только шесть сде- лали это без страха, в то время как из девятнадцати девочек девять засовы- вали свой пальчик без страха, остальные испытывали некоторое затрудне- ние, но ни у кого из них не было признаков серьезной тревоги. Как подчеркнула К. Хорни в своей статье «Страх перед женщиной» (1932), мужской страх перед женскими гениталиями является более глу- боким и значимым, по сравнению со страхом перед отцом. Изначальный страх мальчика перед женщиной (матерью) является не страхом кастрации, на чем настаивают психоаналитики-мужчины, а реакцией на угрозу его самолю- бию. Он чувствует, что его мужское достоинство слишком мало для гени- талий матери и реагирует на это страхом оказаться несостоятельным, отвергнутым, униженным, осмеянным. Фрустрация мальчика матерью может вызвать у него проявление вра- ждебного отношения к ней как из-за направленности его либидо вспять, так и из-за уязвленного мужского самолюбия. На этом фоне ранняя обида может дать знать о себе, следствием чего станет проявление садистиче- ских тенденций. Связанная с уязвленным самолюбием тревога оставляет следы в каждом мужчине и сказывается на его общей установке по отно- шению женщинам. Во всяком случае страх быть осмеянным и отвергну- тым является типичным при анализе мужчин. Как и мальчики, девочки также испытывают в детстве страх. Он может иметь тройственное значение, когда источником тревоги становятся реакции девочки на свои ранние попытки вагинальной мастурбации, наблюдение менструаций у взрослых, что порождает страх не только перед родами, но и перед сексуальным актом, а также ощущение разницы в размерах гениталий отца и ребенка. Однако между страхами мальчика и девочки имеется одно существенное различие, которое, по убеждению К. Хорни, связано с биологическими основаниями и которое сохраняет свою значимость и во взрослом состоянии: «…страх мужчины перед жен-
375
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
щиной является генитально-нарциссическим, тогда как страх женщины перед мужчиной — физическим» [5, с. 153]. К. Хорни проявила интерес также к психоаналитическому осмыслению тех конфликтов, которые часто наблюдаются между матерью и ее детьми. В докладе «Материнские конфликты», который был сделан ею на заседа- нии Американской ортопсихиатрической ассоциации в 1933 г., она подня- ла вопрос о том, как и каким образом отношение матери к собственным родителям может отражаться на ее отношении к своим детям. По-своему отвечая на этот вопрос, К. Хорни подчеркнула, что пере- нос любви с отца на сына может включать в себя у женщины (матери) не только инцестуозные сексуальные элементы инфантильного отноше- ния к отцу, но и враждебные тенденции, существовавшие у нее в детском возрасте. Сын может получить не только любовь со стороны матери, но и застарелую враждебность. Конфликт между любовью и ненавистью способен принять форму чрезмерно заботливого отношения к ребен- ку. Такие матери испытывают преувеличенный страх за жизнь ребенка, и они будут находиться в состоянии постоянной тревоги, связанной с тем, что будто бы их ребенку угрожает та или иная опасность. Для подобных матерей характерны также опасения по поводу того, что они сами могут чем-либо навредить своему сыну, или что его отнимут у них. Фиксация на отце в детстве способна привести к проявлению ревно- сти между матерью и дочерью. Если в детстве у матери имелось чрезмер- ное чувство соперничества, в основе которого лежал эдипов комплекс, то впоследствии оно может приобрести ярко выраженные формы во взаи- моотношениях со своей взрослеющей дочерью. Типичными проявления- ми такого соперничества могут стать попытки высмеивания, унижения или запугивания дочери, запрещения ношения слишком красивой одеж- ды или каких-либо встреч с молодыми людьми, нахождения разнообраз- ных причин, препятствующих установлению близких отношений дочери с мужчинами или ее вступлению в брак с ними. В том случае, когда женщина в детстве была в большей степени при- вязана к матери, нежели к отцу, типичным становилось негативное отно- шение к собственному женскому миру. В этом случае уход от присущей женщине сексуальной роли оборачивался проявлением мужских наклон- ностей и фантазий, которые впоследствии давали знать о себе в сорев- новательных тенденциях в отношениях с мужчинами. После замужества такие мужеподобные женщины обнаруживают преувеличенную привя- занность к своему ребенку и склонность к контролю над ним или, напро- тив, слишком потакают ему в силу боязни собственного доминирова- ния. Обида за женскую роль может обернуться нетерпимостью матери по отношению к проявлениям сексуальности ребенка, особенно дочери.
376
ПСИХОЛОГИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
У такой матери часто наблюдается чрезмерная привязанность к дочери, которая тоже привязывается к своей матери, в результате чего затрудня- ется достижение нормальных отношений с мужчинами. Поскольку родители являются объектами не только любви и ненавис- ти, но и инфантильных страхов, то нет ничего удивительного, что свя- занные с отцом или матерью старые детские страхи могут переноситься на детей. Согласно К. Хорни, родители могут выражать эти страхи в двух основных формах. С одной стороны, они боятся неодобрения детей, т. е. их осуждения за поведение в семье, обществе и сексуальные отношения. С другой стороны, они выражают беспокойство по поводу того, смогут ли дать детям соответствующее воспитание и образование. Скрытое чувство вины перед детьми приводит родителей или к чрезмерной снисходитель- ности, или к открытой враждебности. За чрезмерной снисходительно- стью просматривается стремление к избежанию неодобрения со сторо- ны детей, за открытой враждебностью — бессознательное использование нападения как типичное средство защиты. Стоит обратить внимание на то, что на раннем этапе своей исследо- вательской и терапевтической деятельности К. Хорни затронула такие проблемы, обстоятельное рассмотрение которых впоследствии привело к выдвижению идей, связанных с новым, по сравнению с классическим психоанализом, пониманием природы неврозов. Речь шла прежде всего об изучении распространенного типа женщин, склонных к переоценке любви и испытывающих невротическую потребность в ней. Именно этой проблематике были посвящены ее статья «Переоценка любви» (1934) и лекция «Невротическая потребность в любви», прочитанная на собра- нии Немецкого психоаналитического объединения в 1936 г. На основе клинической практики К. Хорни обнаружила, что нередко внутренние конфликты и неспособность их разрешения у многих жен- щин связаны не с каким-либо запретом на любовь или приданию слиш- ком малого значения любовной жизни, а, напротив, с чрезмерным ее акцентированием, с исключительным сосредоточением на мужчинах, как будто они были одержимы идеей во что бы то ни стало иметь мужчи- ну. Для большинства пациенток был характерным страх не оказаться нор- мальной. Этот страх проявлялся как в сексуальной сфере, так и в других областях жизнедеятельности, будь то работа или отдых, а также в таких неопределенных формах, как ощущение собственной неполноценности или беспомощности. В процессе взаимодействия с аналитиком-женщиной у пациенток воз- никала установка соперничества по отношению к мужчинам. Эта уста- новка могла иметь ярко выраженный деструктивный характер. Нередко разыгрывалась эдипова ситуация, когда, в частности, пациентки чувство-
377
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
вали, что их отношение к мужчине являлось предательством по отноше- нию к аналитику. В ходе анализа выявлялось то, что в детстве пациентки имели опыт острого соперничества за внимание мужчины (отца, брата), которое оказывалось или безнадежным с самого начала или выливающим- ся в поражение по прошествии какого-то времени из-за эротического гос- подства другой женщины (матери, сестры). В результате инфантильного поражения формировалась деструктивная установка на соперничество с женщинами, возникало чувство подавленно- сти и незащищенности, давала знать о себе ненависть к победившей сопер- нице и на этой основе появлялось чувство вины, которое или возлагалось на других женщин, или соотносилось с мучительным недовольством собой. Остаться без мужчины, не выйти замуж воспринималось как нечто постыд- ное, свидетельствующее о каком-то изъяне. Иметь мужчину в качестве поклонника, друга, мужа или любовника становилось доказательством нор- мальности женщины. Оказалось, что чрезмерное внимание к взаимоотно- шениям с мужчинами имеет своим источником у ряда женщин не необыч- ную силу сексуального влечения, а «стремление восстановить ущемленное самолюбие и бросить вызов победившей сопернице» [6, с. 203]. Чувство соперничества с другими женщинами побуждает к демонстра- ции своего эротического превосходства, но в то же время деструктивные импульсы в отношении с женщинами привносят в соперничество за муж- чину значительную тревогу. В результате этого возможны, как замеча- ла К. Хорни, различные варианты поведения женщин, начиная от сдер- жанных шагов по установлению взаимоотношений с мужчинами (хотя за ними скрывается стремление к обладанию ими, вплоть до утраты иных желаний) и кончая бесконечным донжуанством. Тем не менее в реальной жизни таким женщинам практически не удается достигнуть взаимоотно- шений с мужчинами, которые приносили бы им духовное или физическое удовлетворение. С одной стороны, у подобного типа женщин пропадает заинтересован- ность в мужчине, как только он оказывается завоеван. Они начинают защищать себя от эмоциональной зависимости или проявлять склонность к деспотизму, в результате чего непостоянство по отношению к мужчи- нам служит удовлетворению затаенной жажды мести за первоначальное (инфантильное) поражение. С другой стороны, они слепо хватаются за первого попавшегося муж- чину, что связано как с отношениями с другими женщинами, так и с соб- ственным самолюбием, а это чаще всего ведет к новым разочарованиям. В целом женщины подобного типа думают, что могут быть счастливы только в любви, однако при их внутренних установках и складе характе- ра они никогда счастливы не будут.
378
ПСИХОЛОГИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
К. Хорни провела различие между нормальной и невротической потребно- стью в любви. Она исходила из того, что для здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам или от которых он зависит. В отличие от нормальной, невротиче- ская потребность в любви является навязчивой и неразборчивой. Переоценка любви — типичное проявление невротической потребности. К специ- фическим характеристикам невротической потребности в любви можно отнести ее ненасытность, выражающуюся в крайней ревности или в тре- бовании безусловной любви, и особую чувствительность к отвержению, готовую перейти в ярость. Несмотря на свою чрезмерную потребность в любви, невротической личности никогда не удается достичь той степени любви, в которой она нуждается, поскольку сама она неспособна любить, т. е. спонтанно отда- вать себя другим, хотя и не отдает себе отчета в этом. В целом ненасыт- ность, неспособность к любви и чрезмерный страх отвержения являются тремя причинами того, почему невротической личности трудно добиться привязанно- сти, помощи и любви. Некоторые психоаналитики не только обращали внимание на невро- тическую потребность в любви, но и по-разному истолковывали причи- ны ее возникновения. Одни считали данную потребность инфантильной чертой, другие соотносили ее с фиксацией на матери, третьи — с прояв- лением необычайно выраженной нарциссической наклонности, четвер- тые — со страхом утраты любви. В большинстве случаев невротическая потребность в любви рассматривалась в качестве либидозного феномена, выражения орально-эротической фиксации или регрессии. По мнению К. Хорни, все эти многочисленные факторы представляют собой лишь разные проявления одного феномена и не дают адекватного понимания его. Невротическую потребность в любви следует рассматривать скорее с точки зрения особого способа защиты от базальной тревоги. Фактически поиск невротиками любви является еще одной попыткой оградить себя от этой тревоги или успокоить ее. В процессе аналитической терапии приходится сталкиваться с тем обстоятельством, что невротическая потребность пациента в любви часто переносится на аналитика. Анализ с необходимостью пробуждает трево- гу у пациента и поэтому нет ничего удивительного в том, что он начи- нает искать любовь со стороны аналитика, которая может проявляться в различных формах, включая сексуальное заигрывание с ним. В некото- рых случаях потребность в любви проявляется в основном в сексуальной сфере. При этом следует иметь в виду, что сексуальные желания не обя- зательно выражают сексуальные потребности как таковые, а могут пред- ставлять собой форму контактов с другим человеком.
379
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
По убеждению К. Хорни, невротическая потребность в любви с боль- шей готовностью принимает сексуальную окраску тогда, когда нарушены эмоциональные отношения с другими людьми. Поэтому сексуальные фан- тазии и сновидения пациента на ранних этапах анализа, а также его сексу- альные желания по отношению к аналитику следует воспринимать в каче- стве сигнала того, что он подвержен значительной тревоге и что его отно- шения с другими людьми неудовлетворительны. Отсюда первостепенная необходимость в проработке тревоги пациента с тем, чтобы успокоить его и тем самым подготовить к дальнейшей терапевтической деятельности. В размышлениях К. Хорни о невротической потребности в любви содержались фактически наметки тех представлений, которые в даль- нейшем составили остов ее концепций о природе невроза, причинах возникновения психических расстройств, возможностях их лечения. Действительно, в лекции «Невротическая потребность в любви» (1936) кроме отмеченных выше суждений по данному вопросу были в краткой форме высказаны также идеи о ситуативном неврозе и неврозе характе- ра, базальной тревоге как общечеловеческом явлении и некоторых спо- собах защиты от нее в современной культуре, наиболее важном в данной культуре невротическом конфликте между навязчивым стремлением быть всегда первым и потребностью быть всеми любимым. Все эти идеи вызы- вали потребность в обстоятельном их рассмотрении. Особенно важным для К. Хорни оказалось понимание отношений между культурой и неврозом, поскольку после переезда из Германии в США она имела возможность соотнести наработки классического пси- хоанализа с теми новыми социокультурными условиями и нормами жизни, в рамках которых возникали психические расстройства.
Культура и неврозы
В первом своем фундаментальном исследовании «Невротическая личность нашего времени» (1937) К. Хорни поставила перед собой цель наиболее полно описать конфликты, переживания и затруднения, кото- рые испытывает в современной культуре страдающий неврозом человек. Подобно В. Райху, она сосредоточилась на описании не какого-то особо- го типа личности, а структуры характера, повторяющейся у людей, стра- дающих неврозом, а также на раскрытии тех проблем, которые соотно- сились не столько с прошлым, сколько с настоящим. При этом в качестве исходного ориентира исследования она выдвинула положение о том, что «неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но также теми специфическими культурными условиями, в которых мы живем» и, следовательно, именно культурные условия «не только придают
380
К УЛ ЬТ У Р А И Н Е В Р О З Ы
тот или иной вес и окраску индивидуальным переживаниям, но в конеч- ном счете определяют их особую форму» [7, с. 273]. Подобная установка на рассмотрение неврозов через призму культур- ных условий жизни с акцентом не на прошлые (инфантильные), а на суще- ствующие в настоящем конфликты невротиков заметно противостояла направленности классического психоанализа. Во всяком случае можно было ожидать, что данная установка предопределит не только ракурс исследования неврозов, но и приведет к новой интерпретации традици- онных для психоанализа проблем. На самом деле именно это и произош- ло, поскольку К. Хорни пересмотрела многие основополагающие концеп- ции З. Фрейда. В связи с этим невольно возникал вопрос, насколько новый подход к неврозам выходит за рамки классического психоанализа и можно ли в свете новых интерпретаций говорить о психоанализе вообще. Предви- дя возможность постановки такого вопроса, К. Хорни подчеркнула, что ответ на него зависит от того, каким образом рассматривается сущность психоанализа. Если придерживаться точки зрения, согласно которой психоанализ — это совокупность идей и концепций, выдвинутых исклю- чительно З. Фрейдом, то представленное ею в работе «Невротическая личность нашего времени», не является психоанализом. «Однако, если считать, что суть психоанализа заключается в определенных базисных подходах к осмыслению роли бессознательных процессов и тех путей, которые они находят для своего выражения, и в форме терапевтического лечения, которое приводит эти процессы к осознанию, то тогда то, что я здесь представляю, относится к психоанализу» [8, с. 273–274]. Рассмотрение неврозов через призму культуры не означало, что К. Хор- ни не интересовали психические характеристики невротиков. Напротив, как и в классическом психоанализе, они представлялись ей важным объ- ектом изучения. Другое дело, что помимо психологического аспекта нев- розов она уделила пристальное внимание его культурному аспекту. Это предполагало не только более широкий взгляд на неврозы, не ограничи- вающийся биологическими, физиологическими или психологическими воззрениями, но и переосмысление того, что традиционно считалось нормой и патологией. Так, в отличие от исключительно медицинского понимания невротич- ности, абстрагирующегося от каких-либо культурных критериев, К. Хор- ни считала, что подлинное понимание данного феномена невозможно без учета культурных условий жизни человека. Ведь при определении человека как невротического исходят, как правило, из критерия, заклю- чающегося в том, совпадает ли его образ жизни с теми образцами поведе- ния, которые превалируют в данной культуре и обществе.
381
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
Действительно, с точки зрения принятых норм и стандартов поведе- ния в одной культуре человек может считаться нормальным, в то время как в другой культуре его причислят к невротикам. Например, в культуре пуэбло человек, лишенный ярко выраженного стремления к соперниче- ству и не стремящийся к достижению более высокого положения, вос- принимается как абсолютно нормальный, в то время как в американской культуре он будет считаться невротичным. В Древней Греции стремле- ние работать больше, чем это требовалось для удовлетворения потребно- стей человека, считалось неприличным, тогда как в современном запад- ном мире желание заработать больше того минимума, который необхо- дим для нормального существования, является не только нормой жизни, но и чем-то само собой разумеющимся. В культуре индейцев способность к переживанию видений и галлюцинаций воспринимается в качестве осо- бого дара, а человек, обладающий им, пользуется почетом и уважением, в то время как в западной культуре видения и галлюцинации соотносятся с психическим расстройством, а подверженный им человек может быть назван психопатом. В некоторых культурах общение с предками являет- ся нормой жизни, тогда как у нас это вызывает подозрение и человек, общающийся с душами умерших, может нести на себе клеймо шарлатана или сумасшедшего. Страх перед менструацией в примитивных племенах — обычное явление, в то время как аналогичный страх у современного чело- века может быть расценен в качестве невротического. Представление о норме видоизменяется как в различных культурах, так со временем и в одной и той же культуре, как в различных обществах, так и среди тех или иных слоев одного общества. В ХIХ столетии сексу- альные отношения девушки до брака рассматривались как недопустимые, греховные, свидетельствующие о ее психических расстройствах. В настоя- щее время аналогичные отношения не вызывают ни у кого подозрений в отклонениях девушки от нормы, скорее, напротив, ее девственность в 19–20 лет может вызывать подозрение в том, что она не от мира сего. Отрешенность художника от сиюминутных проблем жизни вряд ли будет ассоциироваться с чем-то болезненным, в то время как ничегонеделание бизнесмена будет воспринято весьма подозрительно. Разговор ребенка с самим собой во время игры может вызвать улыбку со стороны окружаю- щих, тогда как аналогичное действие взрослого человека во время его работы вызовет у коллег подозрение и сомнение в его вменяемости. Словом, представления о норме и патологии преломляются через призму одобрения стандартов поведения и чувств, принятых в той или иной культуре, обществе, группе. Но эти стандарты изменяются в зависи- мости от культуры, эпохи, класса, группы, пола. Это означает, что не суще- ствует некой единой нормальности, пригодной на все случаи жизни и распростра-
382
К УЛ ЬТ У Р А И Н Е В Р О З Ы
няющейся на всех людей независимо от их социальной, культурной, половой и воз- растной принадлежности. Поэтому, как считала К. Хорни, игнорирование культурных факторов, которое имело место в классическом психоанализе, приводит к ложным обобщениям и не способствует пониманию реальных сил, мотивирующих мышление, поведение и отношение человека к себе и другим людям. В принципе невроз предполагает отклонение от нормы. Однако такой критерий не является достаточным, поскольку человек может отклонять- ся от общепризнанной нормы и в то же время не страдать неврозом. Вме- сте с тем есть по меньшей мере два признака, которые характеризуют невроз. Таковыми можно считать ригидность реагирования, т. е. отсутствие гибко- сти, позволяющей реагировать различным образом на разные ситуации, и разрыв между возможностями человека и их реализацией в жизни. Ригидность указывает на наличие невроза лишь в том случае, когда она отклоняется от культурных образцов поведения. Расхождение между потенциальными возможностями конкретного человека и его действи- тельными жизненными достижениями указывает на наличие невроза лишь тогда, когда, несмотря на свои дарования и благоприятные внешние обстоятельства, он остается бесплодным. В понимании К. Хорни, есть еще один существенный фактор, общий для всех неврозов. Им является тревога и защиты, которые выстраиваются против нее. Тревога, страхи, а также защиты от них столь широко распространены, что не всегда можно провести различия между ними в плане их нормаль- ного и невротического проявления. Тем не менее такие различия сущест- вуют и они связаны со следующим. Во-первых, жизненные условия в каждой культуре порождают различ- ные страхи, которые навязываются всем людям, живущим в данной куль- туре, и никто не может их избежать. Однако невротик не только разделя- ет общие всем людям в данной культуре страхи, но и испытывает страхи, которые вследствие условий его индивидуальной жизни качественно или количественно отличаются от общих страхов. Во-вторых, в каждой культуре существуют определенные способы защи- ты от страхов, порожденных ею, что дает возможность нормальному человеку реализовывать свои потенциальные возможности. Однако защи- ты невротика не являются целесообразным способом борьбы со страха- ми, как это имеет место у нормального человека, в результате чего он страдает в большей степени, чем последний. По выражению К. Хорни, здоровый человек страдает не сильнее, чем это неизбежно в культуре, в то время как невротику приходится платить за свои защиты чрезмер- ную плату, заключающуюся в ослаблении его способности к достижениям и получению удовольствия.
383
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
Еще один существенный признак невроза заключается, согласно К. Хорни, в наличии конфликта противоположных тенденций, существо- вание которых невротик не осознает и в отношении которых он пытает- ся найти какие-то компромиссные решения. По сути дела, невротик при- ходит к невротическим компромиссным решениям, являющимся менее удовлетворительными и более дорогостоящими для личности, чем реше- ния нормального человека. Таким образом, размышляя о норме и патологии, культуре и неврозах, К. Хорни пришла к следующим выводам: · страх и защита являются одним из динамических центров невроза, но «они образуют невроз лишь тогда, когда отклоняются в количест- венном и качественном отношении от страхов и защит, нормативных для данной культуры»; · отличие невротических конфликтов от обычных, встречающихся в данной культуре, заключается не в их содержании и не в том, что они бессознательны, а в том, что «у невротика конфликты более резко выражены и более остры»; · вызываемое страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций психическое расстройство целесообразно называть неврозом лишь в том случае, «когда оно отклоняется от общепринятого в данной куль- туре образца» [9, с. 288, 289]. В классическом психоанализе культура рассматривалась под углом зрения вытеснения или сублимации бессознательных влечений челове- ка. В статье З. Фрейда «“Культурная” сексуальная мораль и современная нервозность» (1908) недвусмысленно отстаивалась мысль о том, что чело- веческая культура построена на подавлении сексуальных и агрессивных влечений людей. В его работе «Недовольство культурой» (1930) подчерки- валось, что смысл культурного развития состоит в борьбе между инстинк- том жизни (Эросом) и инстинктом деструктивности (Смертью). Посколь- ку для большинства людей существует граница, за пределами которой их конституция не может следовать требованиям культуры и способность к сублимации ограничена, то по мере развития цивилизации происхо- дит, как полагал основатель психоанализа, усиление невротизации людей и увеличение числа невротиков. Словом, столкновение природных, био- логических влечений человека с требованиями культуры с неизбежно- стью ведет к неврозам. Чем сильнее вытеснение этих влечений, тем в большей степени про- исходит развитие культуры. Чем более развита культура, тем более подав- ляющее воздействие она оказывает на человека. Невроз становится свое- образной платой за развитие культуры. «Невротики — это тот класс людей,
384
К УЛ ЬТ У Р А И Н Е В Р О З Ы
которые при сопротивлении со стороны организма под влиянием культур- ных требований только кажущимся образом и неудачно подавляют свои инстинкты и вследствие этого могут работать на пользу культуры только или с большей затратой, или при внутреннем оскудении, или же от време- ни до времени, как больные, должны от нее отказываться» [10, с. 251]. К. Хорни не разделяла подобную точку зрения. Она исходила из того, что исторические и антропологические данные не подтверждают прямой связи между уровнем развития культуры и вытеснением сексуальных или агрессивных влечений. Это не означает, что никакой связи между культу- рой и человеком нет. Определенная связь между ними несомненно име- ется. Но, как замечала К. Хорни, связь существует не между степенью вытес- нения и развитием культуры, а между характером индивидуальных конфликтов, т. е. их качеством, и характером порождаемых культурой проблем, т. е. их коли- чеством. В этом отношении взаимосвязь между культурой и неврозами не коли- чественная, как полагал З. Фрейд, а качественная. Современной культуре присущи определенные трудности, отражаю- щиеся в виде конфликтов в жизни человека. Накопление этих конфлик- тов может привести к его невротизации. По мнению К. Хорни, можно говорить о некоторых основных тенденциях, имеющих непосредствен- ное отношение к проблеме невроза и культуры. Прежде всего современная культура основывается на принципе инди- видуального соперничества, в результате чего достижение успеха, превос- ходство одного человека означает неудачу, поражение для другого. Психо- логическим результатом такой экономически окрашенной ситуации явля- ется скрытая или явно выраженная враждебная напряженность между людьми. Экономические и социальные отношения людей проникнуты конкуренцией. Их личные отношения несут на себе отпечаток соперни- чества, что сказывается на нарушении связей между мужчинами и женщи- нами и семейных связей вообще. Реакцией на культурно обусловленные воздействия оказывается соперничество в семье между отцом и сыном, матерью и дочерью, а также между детьми. Следствием потенциальной враждебной напряженности между людь- ми является постоянное ощущение страха, когда каждый человек испы- тывает страх перед возможным проявлением враждебности со стороны других людей. Этот страх усиливается за счет страха мести за собствен- ную враждебность и страха потерпеть неудачу в условиях повышенной конкуренции и неизбежного соперничества. Возможные, воображаемые, а подчас реальные неудачи ведут к серьезным переживаниям, чреватым невротизацией. В современной культуре достижение успеха становится одним из основ- ных критериев не только благополучия, но и нормальности человека.
385
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
Данный критерий лежит в основе не только оценки человека со сторо- ны других людей, но и его собственной самооценки. Хотя успех зависит от различных обстоятельств и факторов, далеко не всегда поддающих- ся личному управлению, тем не менее он воспринимается, как правило, в качестве присущих человеку заслуг. Подобное восприятие характер- но как для других людей, по успеху оценивающих достоинства какого-то человека, так и для него самого, что в условиях жесткой конкуренции, постоянного соперничества и страха потерпеть неудачу способно вызвать неуверенность в себе и заниженную самооценку. Соперничество, потенциально враждебные отношения между людьми, страхи, заниженная самооценка являются такими факторами, которые в своей сово- купности приводят к тому, что в психологическом плане человек чувству- ет себя изолированным. Он может иметь много друзей и казаться общи- тельным, увлекаться работой и отдавать ей все время и силы, состоять в браке и иметь несколько детей. И тем не менее эмоционально многие люди оказываются изолированными. Подобная эмоциональная изоляция труднопереносима для любого человека. Она может стать настоящим бед- ствием для того, кого одолевают мрачные предчувствия, сотрясают внут- ренние переживания, подтачивают изнутри постоянные опасения, свя- занные с неспособностью добиться успеха в жизни. Такое положение человека в современной культуре вызывает, по убеж- дению К. Хорни, ярко выраженную потребность в любви и привязанности, которая выступает в качестве своеобразного лекарства. Реализация данной потребности способствует ослаблению чувства изолированности и росту уверенности человека в себе. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у него возникает повышенная потребность в любви, соответствующая той переоценке ее роли, которая наблюдается в современной культуре. Одна- ко, как замечал в свое время З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим» [11, с. 82]. При рассмотрении данного вопроса К. Хорни не апеллировала к осно- вателю психоанализа. Тем не менее она отметила, что нередко любовь оказывается иллюзией того, что благодаря ей можно решить все пробле- мы. Хотя сама по себе любовь не является иллюзией, вместе с тем она ста- новится таковой, когда от нее ожидают гораздо большего, чем она может дать в действительности. Во всяком случае нормальный человек оказыва- ется перед дилеммой, поскольку, с одной стороны, он испытывает потреб- ность в любви и привязанности, а с другой — сталкивается с трудностями при реализации данной потребности, достижении подлинной любви. Подобная ситуация способствует возникновению и развитию неврозов. Все те культурные факторы, которые влияют на нормального человека, в большей степени воздействуют на невротика. Результаты враждебной
386
К УЛ ЬТ У Р А И Н Е В Р О З Ы
напряженности, соперничества, страха, заниженной самооценки, изоля- ции и усиливающегося стремления к получению удовлетворения от лич- ностных отношений оказываются более глубокими, порождающими у него тревожность, деструктивные импульсы, чрезмерную потребность в любви и привязанности. Это связано с тем, что современной культуре присущи противоречия, лежащие в основе типичных невротических конфликтов. Говоря о культурных противоречиях, К. Хорни имела в виду следующее. Во-первых, наблюдается противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью, с другой стороны. Достижение успеха предполагает не только энергичные действия со сторо- ны человека, но и способность его расталкивать других людей, устранять их со своего пути, т. е. проявлять ту или иную долю агрессивности. Вме- сте с тем христианские идеалы любви к ближнему, смирения, терпимости, |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 354. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |