Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Невротические конфликты и их разрешение




 

Во многих своих работах К. Хорни стремилась раскрыть природу нев-

розов, понять суть невротических конфликтов, выявить те средства и спо-

собы, которые используются невротиками с целью разрешения возник-

ших перед ними трудностей. По мере развития своей исследовательской

и терапевтической деятельности она вносила некоторые коррективы

в свои предшествующие представления о неврозах, невротических кон-

фликтах и возможностях их разрешения. Эти коррективы касались глав-

ным образом уточнения существа невротических конфликтов и психиче-

ских механизмов, предопределяющих направленность реагирования нев-

ротиков на трудности, с которыми они сталкиваются в своей жизни.

В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) К. Хорни

провела различие между ситуативными неврозами и неврозами характера.

Ситуативные неврозы возникают в качестве реакции на внешнюю ситуа-

цию, насыщенную конфликтами. Они характерны для индивидов, чья

личность в других отношениях не является искаженной, т. е. связаны

не с невротической личностью, а с кратковременным отсутствием адап-

тации к какой-то сложной ситуации.

 

407


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

В отличие от них, неврозы характера представляют собой те состояния,

в которых основное расстройство заключается в деформации характера.

Подобные неврозы являются результатом скрытого хронического процес-

са, начинающегося в детстве, развивающегося по мере становления лич-

ности и охватывающего обширные области в ее общей структуре. «На пер-

вый взгляд невроз характера также может возникать в результате реально-

го ситуативного конфликта, но тщательно воссозданная история развития

человека может показать, что черты трудного характера имели место

задолго до возникновения какой-либо сложной ситуации, что данное вре-

менное затруднение само в большой степени обусловлено ранее сущест-

вовавшими личностными затруднениями и что, кроме того, этот человек

невротически реагирует на такую жизненную ситуацию, которая у здоро-

вого человека вообще бы не вызвала никакого конфликта» [22, с. 291].

В отличие от некоторых психоаналитиков, обращавших основное вни-

мание на симптоматическую картину неврозов, К. Хорни интересовалась

главным образом расстройствами характера. В этом отношении она про-

должила исследовательскую и терапевтическую работу, начатую В. Рай-

хом, поскольку считала, что формирование характера важнее симптомов

и что именно характер, а не симптомы оказывают воздействие на пове-

дение человека.

Психоаналитическая практика приводила к пониманию того, что изле-

чение от симптомов не обязательно ведет к излечению от невроза. «Образно

говоря, невротические симптомы — это не сам вулкан, а скорее его извер-

жения, в то время как патогенный конфликт, подобно вулкану, спрятан

глубоко внутри человека и ему неведом» [23, с. 291].

Обратив внимание на различия в деформациях характера при тех или

иных типах неврозов, К. Хорни отметила, что они касаются формы прояв-

ления расстройств, а также способов их преодоления. Вместе с тем во всех

типах неврозов имеется поразительное сходство, относящееся к содер-

жанию конфликта. Это сходство заключается не столько в переживани-

ях, предопределивших психическое расстройство, сколько в конфликтах,

которые движут человеком. Поэтому для К. Хорни важно было раскрыть

содержание динамически центральных конфликтов и их взаимосвязи,

являющихся, по ее мнению, сходными в различных типах неврозов.

К. Хорни исходила из того, что динамическим центром невроза явля-

ется тревога, представляющая собой несоразмерную реакцию человека

на реальную или воображаемую опасность. Подобное понимание имело

место в классическом психоанализе и соответствовало представлению

З. Фрейда о том, что в основе неврозов лежит проблема страха. Одна-

ко, если основатель психоанализа провел различие между объективным

и невротическим страхом, то К. Хорни различала страх и тревогу.

 

408


 

 

НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

 

В ее понимании в случае страха опасность очевидна, объективна, в то время

как в случае тревоги она скрыта и субъективна. Словом, причина тревоги

неизвестна человеку, а ее интенсивность пропорциональна тому смыс-

лу, который для человека имеет та или иная ситуация. В силу своей ирра-

циональности тревога представляет собой неявно выраженное указание

на то, что внутри человека что-то не в порядке.

Поскольку К. Хорни исходила из представления о культурной обуслов-

ленности неврозов, то нет ничего удивительного в том, что она рассмат-

ривала невротическую тревогу как порожденную современной культурой.

Под этим же углом зрения она описывала и те основные способы избежа-

ния тревоги, которые существуют в данной культуре и которые связаны,

по ее мнению, с рационализацией тревоги, ее отрицанием, попыткой

заглушить ее наркотиками и избеганием мыслей, чувств, побуждений или

ситуаций, вызывающих ее.

Рационализация тревоги является способом оправдания уклонения чело-

века от ответственности и превращения тревоги в рациональный страх.

Подобная защита выполняет важные функции, но она мало что меняет

в понимании самим человеком его невротической тревоги. Вместо того

чтобы увидеть иррациональные элементы тревоги и предпринять уси-

лия для осуществления изменений в самом себе, невротик переносит

ответственность на внешний мир и, следовательно, уходит от сознания

своих собственных мотивов деятельности. За сиюминутные преимущест-

ва рационализации тревоги приходится расплачиваться тем, что невро-

тик не избавляется от беспокоящих его переживаний.

Отрицание тревоги — это способ ее избегания путем устранения из соз-

нания. Подобное отрицание может происходить как на бессознатель-

ном, так и на сознательном уровне. В последнем случае отличие от нормы

состоит не в степени осознания какого-либо решения по избежанию тре-

воги, а в достигаемом результате. Невротик может устранить лишь явные

проявления тревожности, но он не в состоянии избавиться от невроти-

ческой тревоги как таковой. В целом игнорирование тревоги играет зна-

чительную роль во многих неврозах, хотя истинное ее значение далеко

не всегда осознается.

Наркотизация тревоги является еще одним способом избавления от нее.

Она связана не только с принятием алкоголя или наркотиков, но и с погру-

жением в социальную деятельность под влиянием страха одиночества,

стремлением заглушить ее интенсивной работой, чрезмерной потребно-

стью во сне, а также сексуальной деятельностью, посредством которой

невротик пытается ослабить тревожность. В случае погружения в бес-

престанную работу она приобретает характер навязчивой деятельности,

а данный способ наркотизации тревоги не освобождает от беспокойства,

 

409


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

которое возникает у невротика в выходные и праздничные дни. В случае

проявления повышенной сексуальной активности, используемой в целях

ослабления тревожности, невротик становится крайне беспокойным и раз-

дражительным, если в течение какого-то непродолжительного периода

времени он не имеет возможности получить сексуальное удовлетворение.

Избегание всех ситуаций, мыслей или чувств, которые могут породить тре-

вогу, — наиболее радикальный способ ухода от тревожности. Подобное

избегание тревоги может быть сознательным или бессознательным. Оно

может быть связано с внутренними запретами, представленными в исте-

рических выпадениях функций (истерическая слепота, немота или пара-

лич конечностей), а также в сексуальной сфере (импотенция, фригид-

ность). Такое избегание тревоги часто становится причиной неспособно-

сти невротика выполнить то или иное дело или получить удовольствие.

Чем невротичнее человек, тем сильнее его личность скована подобной

защитой и тем более широк диапазон вещей, которые он не способен

делать, хотя в силу своей энергии, ума и уровня образования мог бы их

осуществить.

З. Фрейд полагал, что страх связан с наличием сексуальных влечений

человека, которые подлежат вытеснению. С точки зрения К. Хорни, осно-

ва тревожности лежит не в сексуальных влечениях как таковых, а во враждеб-

ных импульсах, связанных с ними. Словом, для К. Хорни именно враждебные

побуждения различного рода образуют главный источник, из которого

проистекает невротическая тревожность. Однако она не считала, что

свойством враждебности порождать тревожность исчерпываются суще-

ствующие между ними отношения. По ее мнению, имеет место и обрат-

ный процесс, когда базирующаяся на чувстве угрозы тревожность легко

провоцирует защитную враждебность. Вытесненная реактивная враждеб-

ность также может порождать тревожность и, таким образом, враждеб-

ность и тревожность взаимно порождают и усиливают друг друга. В конеч-

ном счете важным и существенным для понимания движущих сил невроза

является то, что тревожность и враждебность неразрывно переплетены.

В отличие от большинства психоаналитиков, К. Хорни редко обраща-

лась к рассмотрению психосексуального развития ребенка. Лишь при

осмыслении истоков и природы возникновения тревожности ей при-

шлось затронуть проблему инфантильного развития и коснуться вопроса

о вытеснении враждебности в раннем возрасте, поскольку вытесненная

враждебность может породить тревожность.

При осмыслении данной проблематики она пришла к выводу, что при

неблагоприятных условиях развития ребенку приходится вытеснять свою

враждебность по отношению к родителям, потому что он нуждается в них,

боится кого-то из них, испытывает страх в связи с возможностью потерять

 

410


 

 

НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

 

любовь со стороны наиболее значимого для него лица или в силу того, что,

проявив свою враждебность, он будет плохим ребенком. В различных ком-

бинациях любой из этих факторов может заставить ребенка вытеснить

свою враждебность, в результате чего возникнет тревожность.

Как правило, предшествующие психоаналитики рассматривали инфан-

тильные страхи в качестве основной причины возникновения невроза.

С точки зрения К. Хорни, инфантильная тревожность — это необходимое,

но недостаточное условие для развития невроза. При нейтрализации влияния

тревожности на ребенка может быть предотвращено невротическое раз-

витие человека. Только в том случае, если условия жизни не способствуют

уменьшению тревожности, она приобретает устойчивый характер, уси-

ливается и приводит в движение те процессы, которые образуют невроз.

Реакция враждебности и тревожности может не ограничиться обстоя-

тельствами, вызвавшими ее у ребенка, а развиться во враждебную уста-

новку и тревожность по отношению ко всем людям и миру в целом, тем

самым порождая и усиливая в нем всеохватывающее чувство собственного

одиночества и бессилия во враждебном мире. Такой склад характера явля-

ется питательной почвой, на которой может развиться невроз. Поскольку

данный склад характера играет фундаментальную роль в образовании нев-

роза, К. Хорни назвала его базальной тревожностью, неразрывно связанной

и переплетенной с базальной враждебностью.

Базальная тревожность лежит в основе отношения к людям. Она про-

должает существовать даже в том случае, когда в той или иной ситуа-

ции отсутствует ее возбудитель. Базальная тревожность не характерна

для простых ситуативных неврозов, возникающих в результате отдель-

ных конфликтных ситуаций. Она наличествует в неврозах характера и ее

можно описать как чувство собственной незначительности, беспомощно-

сти, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, кото-

рый открыт различного рода нападкам, обидам, обманам, оскорблениям,

предательству, зависти. «Хотя базальная тревожность относится к людям,

она может быть полностью лишена личностного характера и трансфор-

мирована в ощущение опасности, исходящей от грозы, политических

событий, микробов, несчастных случаев, консервированной пищи, или

в чувство того, что их преследует судьба. Для опытного наблюдателя

нетрудно осознать основу этих отношений, но всегда требуется интенсив-

ная психоаналитическая работа, прежде чем сам пациент, страдающий

неврозом, осознает, что его тревожность в действительности относит-

ся к людям, а не к микробам и т. п., и что его раздражение против людей

не является адекватной и оправданной реакцией на некоторую действую-

щую в данный момент причину, но что он сам стал в своей основе враж-

дебным и недоверчивым по отношению к другим людям» [24, с. 341].

 

411


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

Базальная тревожность влияет на отношение человека к себе и другим

людям. Она порождает эмоциональную изоляцию, вызывает ослабление

основы уверенности в себе, несет зародыш потенциального конфликта

между стремлением полагаться на других и невозможностью осуществ-

ления этого в силу идущего из глубины недоверия и враждебного чувства

к ним. В результате этого у человека возникает желание получить защиту

от других людей и переложить всю ответственность на них, однако вслед-

ствие базальной враждебности он испытывает столь сильное и глубокое

недоверие, что осуществление этого желания оказывается под вопросом.

Итогом становится то, что человеку приходится затрачивать значитель-

ную долю своей энергии на успокоение и укрепление уверенности в себе,

на выстраивание и использование различного рода защит против своей

тревожности.

К. Хорни исходила из того, что в современной культуре есть четы-

ре основные средства, с помощью которых человек пытается защититься

от базальной тревожности: любовь, подчинение, власть, реакция ухода,

т. е. отстранение. Каждое из этих средств защиты от тревожности руково-

дствуется определенной формулой. Любовь соответствует формуле «если

вы меня любите, то не причините мне зла». Подчинение — «если я уступлю,

мне не причинят зла». Власть — «если я обладаю властью, никто не смо-

жет меня обидеть». Уход — «если я реагирую отстранением, уходом, ничто

не заденет меня».

Первые три средства защиты от базальной тревожности связаны

с желанием тем или иным путем справляться с трудностями, бороться

с миром. Четвертое средство защиты включает в себя установку, в соот-

ветствии с которой предпочтительным становится бегство от мира. Одна-

ко оно означает не уединение, а достижение независимости от других

в удовлетворении человеком своих потребностей, что может быть осу-

ществлено на путях ограничения или подавления потребностей, а также

использования иных стратегий, приносящих независимость.

В работе «Самоанализ» (1942) К. Хорни рассмотрела движущие силы нев-

розов. Если З. Фрейд считал, что психические расстройства проистекают

из конфликта между желаниями человека (принцип удовольствия) и социо-

культурными ограничениями (принцип реальности), то она выдвинула пред-

положение, в соответствии с которым в основе психических расстройств лежат

бессознательные невротические наклонности, позволяющие человеку справлять-

ся с жизнью, несмотря на его страхи, беспомощность и одиночество. Основ-

ными свойствами этих наклонностей являются их навязчивый характер

и реакция тревоги, возникающая в ответ на их фрустрацию.

Для К. Хорни невротические наклонности выступают в качестве

средств обеспечения безопасности человека и представляют собой образ

 

412


 

 

НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

 

жизни, навязанный неблагоприятными условиями. Они возникают и раз-

виваются в раннем возрасте под совместным влиянием врожденного тем-

перамента и окружающей среды и, по сути дела, являются своего рода

защитами человека от угрожающих ему опасностей. В отсутствие проти-

водействующих факторов приобретенные в детстве наклонности стано-

вятся устойчивыми и подчиняющими себе личность.

Не претендуя на полноту описания всех невротических наклонностей,

К. Хорни выделила и рассмотрела несколько их видов. К ним она отнесла

следующие невротические потребности:

· в любви, привязанности и одобрении;

· в «партнере», который примет руководство жизнью невротика в свои

руки;

· в ограничении жизни тесными рамками;

· в стремлении к власти;

· в необходимости контролировать себя и других людей с помощью

разума и предусмотрительности;

· в необходимости верить во всемогущество воли;

· в эксплуатации других и стремлении всеми правдами и неправдами

добиваться от них для себя преимуществ;

· в общественном признании или престиже;

· в восхищении своей особой;

· в честолюбии в смысле личных достижений;

· в самодостаточности и независимости;

· в достижении совершенства и неуязвимости.

Между выделенными К. Хорни невротическими потребностями много

общего, в своей навязчивости они похожи друг на друга, а специфиче-

ские характеристики одной невротической потребности могут включать-

ся в остов другой. Тем не менее каждая из них имеет свою специфику

и в чем-то отличается от других. Во всяком случае К. Хорни попыталась

описать характерные особенности данных невротических потребностей.

Для невротической потребности в любви, привязанности и одобрении харак-

терны неразборчивое стремление угождать и нравиться другим, непро-

извольное стремление оправдывать их ожидания, перенесение центра

тяжести с собственной личности на других людей, привычка прини-

мать во внимание только их желания и мнения, боязнь самоутверждения,

боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств внутри

себя.

Для невротической потребности в «партнере», который примет руководство

жизнью невротика в свои руки, свойственны перенесение центра тяжести

на «партнера» (он должен осуществлять все жизненные ожидания нев-

ротика и нести ответственность за все происходящее, будь то хорошим

 

413


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

или плохим), успешное манипулирование им, завышенная оценка любви,

боязнь оказаться покинутым, боязнь одиночества.

Невротическая потребность ограничить жизнь тесными рамками связана

с необходимостью быть нетребовательным и довольствоваться малым,

ограничением честолюбивых стремлений и желания материальных благ,

необходимостью оставаться неприметным и играть второстепенные роли,

умалением своих способностей и потенциальных возможностей, призна-

нием скромности в качестве высшей добродетели, стремлением сохра-

нять, а не тратить, боязнью предъявлять какие-либо требования, боязнью

иметь или отстаивать экспансивные желания.

Невротическое стремление к власти сопряжено со стремлением к господ-

ству над другими, преданностью делу (долгу, ответственности), неуваже-

нием других людей (их индивидуальности, достоинства, чувств) и стрем-

лением подчинить их себе, наличием в разной степени выраженных

деструктивных элементов, неразборчивым преклонением перед силой

и презрением к слабости, боязнью неконтролируемых ситуаций, бояз-

нью беспомощности.

Невротическая потребность контролировать себя и других людей с помощью

разума и предусмотрительности включает в себя веру во всемогущество интел-

лекта и разума, отрицание могущества эмоциональных сил и презрение

к ним, придание слишком большого значения предвидению и предсказа-

нию, основанное на способности предвидения чувство превосходство над

другими, презрение в себе самом ко всему (не соответствующему образу

интеллектуального превосходства), боязнь признать объективные границы

силы разума, боязнь показаться глупым и высказать неверное суждение.

Невротической потребности верить во всемогущество воли свойственны

ощущение силы духа, реакция безысходного отчаяния при фрустрации

желаний, тенденция отказываться от желаний (или ограничивать их)

и терять к ним интерес из-за боязни неудачи, боязнь признания каких-ли-

бо ограничений абсолютной воли.

Невротическая потребность в эксплуатации других и стремление добиваться

от них для себя преимуществ связаны с оценкой других людей с точки зрения

их полезности или возможности эксплуатации, различными сферами экс-

плуатации (деньги, идеи, сексуальность, чувства), гордостью своим умени-

ем эксплуатировать других, боязнью самому подвергнуться эксплуатации

и оказаться в дураках.

Невротическая потребность общественного признания или престижа предпо-

лагает оценку всех и всего (людей, предметов, денег, собственных качеств,

поступков, чувств) только в соответствии с их престижностью, зависящую

от характера публичного признания самооценку, различные способы воз-

буждения зависти или восхищения, боязнь утраты привилегированного

 

414


 

 

НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

 

положения в обществе в силу внешних обстоятельств или внутренних

факторов.

Невротическая потребность в восхищении своей особой покоится на разду-

том представлении о себе (нарциссизм), потребности в восхищении вооб-

ражаемыми качествами (а не тем, что человек представляет собой или

чем он обладает в глазах окружающих), самооценке (зависящей от соот-

ветствия какому-то образу и от восхищения этим образом другими людь-

ми), боязни утратить восхищение (оказаться униженным).

Невротическое честолюбие в смысле личных достижений основано на потреб-

ности превосходить других посредством своей деятельности (а не тем, что

собой представляешь или каков есть на самом деле), зависимости само-

оценки от представления себя самым лучшим (любовником, спортсменом,

писателем и т. д.) в собственных глазах (признание со стороны других

людей также имеет значение, а его отсутствие вызывает обиду), примеси

разрушительных тенденций (всегда присутствующих, но различающихся

по интенсивности), неустанном подталкивании себя к еще большим дос-

тижениям (несмотря на тревогу), страхе неудачи (унижения).

Невротическая потребность в самодостаточности и независимости связана

со стремлением никогда ни в чем не нуждаться (не поддаваться никако-

му влиянию, быть абсолютно ничем не связанным), наличием дистанции

и обособленности как источнике безопасности, боязнью потребности

в других людях (привязанности, близости, любви).

Невротическая потребность в достижении совершенства и неуязвимости

сопряжена с постоянным стремлением к совершенству, навязчивыми раз-

думьями и самообвинениями в связи с возможными недостатками, чувст-

вом превосходства над другими на основе собственного совершенства,

боязнью обнаружить в самом себе недостатки или совершить ошибки,

боязнью критики или упреков [25, с. 323–327].

Описывая невротические наклонности, К. Хорни подчеркнула, что

они сходны с карикатурой на человеческие ценности. Будучи внешне

похожими на них, невротические наклонности лишены свободы, спон-

танности, смысла и содержат элементы иллюзорности. Имея субъектив-

ную ценность, они обещают, в общем-то, безрассудную надежду на безо-

пасность и решение всех проблем. Кроме того, в принципе эти наклонно-

сти не выражают собой то, чего человек хочет.

По убеждению К. Хорни, невротические наклонности влияют на жизнь

человека и могут определить его характер. Они предопределяют развитие

вспомогательных установок, чувств и форм поведения человека, а также

детерминируют его представление о том, кем он является и кем ему следу-

ет быть. Не случайно все невротики отличаются неустойчивостью в своих

самооценках и колебаниями между завышенным и заниженным представ-

 

415


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

лением о себе. Важно также иметь в виду и то, что невротические наклон-

ности влияют на оценку не только себя, но и других людей.

В любой невротической наклонности содержатся зародыши тех или

иных конфликтов. Когда эти наклонности родственны, то конфликты уда-

ется устранить путем вытеснения, избегания и других защитных механиз-

мов. Но если у человека развито несколько невротических наклонностей,

которые несовместимы по своей природе, тогда конфликты неизбежны,

поскольку следование одним наклонностям будет препятствовать реали-

зации других, особенно противоположных наклонностей.

Таким образом, невротические симптомы можно представить в качест-

ве результата конфликтующих наклонностей и, следовательно, для того,

чтобы их понять, необходимо прежде всего осмыслить лежащую в их

основе структуру. Стало быть, как подчеркивала К. Хорни, «становится

очевидным, что сущностью “невроза” является невротическая структура

характера, а его центральными звеньями — невротические наклонности,

каждая из которых представляет собой своеобразное ядро этой структу-

ры внутри личности, а каждая из этих подструктур тесно связана с други-

ми» [26, с. 336].

Утверждение К. Хорни, в соответствии с которым невротические

наклонности образуют центральное звено неврозов, не означает, что эти

наклонности являются первоисточником всех психических расстройств.

Дело в том, что, по ее убеждению, сами невротические наклонности — это

продукты более ранних расстройств и конфликтов, которые имели место

в человеческих взаимоотношениях. Они способствуют выходу из началь-

ных затруднений, но в то же время порождают новые психические рас-

стройства, будь то уязвимость или иллюзии о себе и мире.

Если в «Невротической личности нашего времени» (1937) невроз рас-

сматривался через призму культуры и столкновения разнонаправленных

бессознательных тенденций, а в «Самоанализе» (1942) осмысление нев-

ротических наклонностей сопровождалось выводом о порождении кон-

фликтов, то в «Наших внутренних конфликтах» (1945) К. Хорни сосредо-

точила основное внимание на раскрытии существа внутрипсихических

конфликтов и попытках их решения людьми, особенно невротиками.

Если по мере развития классического психоанализа З. Фрейд стал при-

давать важное значение внутренним конфликтам, но представлял их как

борьбу между вытесненными и вытесняющими силами, то в ее понимании

эти конфликты возникали в результате несовместимости различных соче-

таний невротических наклонностей, первоначально затрагивали проти-

воречивые отношения к другим людям, а со временем распространялись

как на противоречивое отношение человека к самому себе, так и на про-

тиворечивые качества и системы ценностей.

 

416


 

 

НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

 

К. Хорни исходила из того, что в условиях современной культуры каж-

дому человеку приходится сталкиваться с теми или иными конфликтами.

Однако в отличие от нормального человека, который способен осущест-

вить выбор между своими желаниями, соотнести то или иное желание

с социокультурными ограничениями, принять соответствующее реше-

ние и нести ответственность за него, невротик находится под влиянием

навязчивых тенденций, отказ от чего-то становится для него крайне мучи-

тельным, и он утрачивает способность нести ответственность за себя.

Пытаясь решить те же самые проблемы, которые тревожат и нормаль-

ного человека, невротик оказывается вовлеченным в игру непреодоли-

мых бессознательных сил, порождающих не просто конфликты, а нев-

ротические конфликты. Такие конфликты отличаются от обычных. Они

основываются на несовместимых, противостоящих друг другу побуждени-

ях, а их бессознательный характер приводит к невозможности разрешить

существующие противоречия.

Таким образом, основное различие между нормальным и невротическим кон-

фликтами состоит в степени расхождения между конфликтующими тенденция-

ми. У нормального человека степень их расхождения значительно мень-

ше, чем у невротика. По образному выражению К. Хорни, если выразить

это графически, то в первом случае конфликтующие направления расхо-

дятся не более чем на 90 градусов, в то время как во втором случае расхо-

ждение между противостоящими друг другу наклонностями составляет

180 градусов.

Терапия невротических расстройств свидетельствует о многообразии

и разнообразии конфликтов, которые могут иметь как поверхностный,

так и глубинный характер. То, что лежит на поверхности, часто является

видоизменением или искажением реального конфликта. Невольно возни-

кает вопрос: не имеют ли частные конфликты нечто общее, что составля-

ет их основу и что ответственно за их возникновение?

Именно этот вопрос как раз и встал перед К. Хорни. Отвечая на данный

вопрос, она пришла к выводу о существовании базального конфликта внутри

человека, представление о котором восходит к античным временам. Могу-

щество света и тьмы, бога и дьявола, добра и зла — таковы только некото-

рые типичные формы выражения представления о базальном конфликте.

В классическом психоанализе базальный конфликт был представ-

лен в форме конфликта между бессознательными влечениями человека

и запретами на их удовлетворение, налагаемыми семьей и обществом.

В представлении З. Фрейда основополагающим источником разнообраз-

ных конфликтов являлось противостояние между примитивными влече-

ниями человека и его запрещающей совестью, воплощающей в себе инте-

ризацию внешних запретов.

 

417


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

К. Хорни признала роль подобного противоречия в образовании нев-

розов. Однако она подвергла сомнению его базальную природу и выдвину-

ла положение, в соответствии с которым хотя подобный конфликт можно

рассматривать в качестве главного, тем не менее он вторичен и с необхо-

димостью возникает по мере развития невроза.

Для З. Фрейда конфликт между желаниями и запретами не устраняет

стремления невротика к достижению удовольствия, которое лишь натал-

кивается на препятствие. С точки зрения К. Хорни, источник конфликта

коренится в потере невротиком способности искренне желать что-либо, так как

его желания направлены в разные стороны и коренным образом расходятся между

собой. При таком понимании базальный конфликт является более разру-

шительным, а невротик оказывается в более тяжелом состоянии, чем это

представлялось основателю психоанализа.

Казалось бы, подобное видение базального конфликта должно вести

к более пессимистическому взгляду на возможность его разрешения,

по сравнению с соответствующими воззрениями З. Фрейда. Однако в дей-

ствительности имела место обратная картина. Для З. Фрейда основной

конфликт универсален и в принципе неразрешим, поскольку вытеснение

бессознательных влечений ведет к развитию культуры, которая в свою оче-

редь усиливает процессы подавления и вытеснения соответствующих вле-

чений человека. Выход из тупиковой ситуации состоит лишь в достижении

приемлемого компромисса или более совершенного контроля. Для К. Хор-

ни возникновение базального невротического конфликта вовсе не обя-

зательно. И даже в том случае, когда подобный конфликт возникает, он

может быть разрешен при условии, что страдающий человек готов перене-

сти связанные с ним испытания и приложить усилия по его устранению.

К. Г. Юнг также признавал значение противоположных тенденций

в жизни человека и говорил о важности конфликтов в процессе образо-

вания неврозов. Однако он полагал, что противоположности в человеке

(сознание и бессознательное, внешняя экстраверсия и скрытая интровер-

сия, внешняя женственность и внутренняя мужественность) не противо-

стоят, а дополняют друг друга и, следовательно, цель развития (и тера-

пии) состоит в том, чтобы принять противоположности и приблизиться

к идеалу целостности.

К. Хорни признала введенный К. Г. Юнгом принцип дополнительности

по отношению к противоположным тенденциям. Вместе с тем она счита-

ла, что противоположные тенденции являются следствием невротиче-

ских конфликтов и достижение целостности возможно лишь в том случае,

когда эти конфликты получили свое разрешение.

К. Хорни усматривала базальный конфликт невротика как коренящийся

в противоречиях, связанных с теми отношениями человека, которые скла-

 

418


 

 

НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

 

дываются у него с другими людьми. Эти отношения формируются в детст-

ве, когда охваченный чувством одиночества и беспомощности во враждеб-

ном мире ребенок бессознательно нащупывает свою тактику и стратегию,

помогающие ему справиться со своим окружением. Со временем в процес-

се его развития выявляются три главные линии, которым может следовать

ребенок: он может двигаться навстречу людям, против них или от людей.

Движение навстречу людям связано с беспомощностью ребенка, который,

несмотря на свою отчужденность и страхи, пытается завоевать любовь

и привязанность других людей, прежде всего своих родителей, а также

стремится опереться на них. Благодаря подобной стратегии он может

почувствовать себя в безопасности, и это приводит к тому, что в случае

расхождения родителей во взглядах на воспитание и жизнь в целом ребе-

нок ориентируется на более сильного из них, принимает его сторону

и рассчитывает на его поддержку. Идя навстречу данному человеку, под-

чиняясь ему и выражая свое послушание, он обретает чувство принадлеж-

ности, ощущает себя защищенным и менее уязвимым.

Движение против людей обусловлено ощущением враждебности, исходя-

щей от окружения ребенка, включая его родителей, в результате чего он

отваживается на борьбу с ними. В этом случае ребенок не доверяет ни чув-

ствам, ни намерениям со стороны других лиц по отношению к нему. Он

может проявлять явное или скрытое бунтарство, будет стремиться к обре-

тению защиты от окружающих его людей различными способами, вклю-

чая разнообразные элементы агрессивности, мстительности.

Движение от людей сопряжено с сознательной или бессознательной

установкой ребенка на отход от них. Он не будет испытывать потреб-

ности в общении с ними и будет избегать проявления каких-либо чувств

к ним. Эмоциональная привязанность к ним или, напротив, сопротив-

ление и борьба с ними окажутся не свойственными ему. Ребенок начнет

погружаться в свой собственный мир, в который не захочет допускать

ни родителей, ни кого-либо другого. Он будет общаться скорее со свои-

ми вымышленными персонажами, героями книг или кинофильмов, чем

с реальными людьми.

По мнению К. Хорни, в каждой из этих трех установок чрезмерно уси-

лен один из элементов базальной тревожности, которые были рассмот-

рены ею в ранее опубликованных работах. Движение к людям обусловлено

усилением чувства беспомощности, движение против людей — чувства враждебно-

сти, движение от людей — ощущения изоляции. Разумеется, все эти направле-

ния движения могут сочетаться между собой или в каком-то соотношении

наличествовать у человека.

У нормального человека три типа установок не являются взаимоисклю-

чающими, напротив, они могут дополнять друг друга и создавать гармо-

 

419


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

нию целостности. У невротика эти установки несовместимы между собой,

какая-то из них является доминирующей, резко выделяется на фоне дру-

гих и становится определяющим вектором отношений с окружающи-

ми его людьми. У нормального человека одна из установок также может

доминировать, что будет указывать на особое развитие в этом направле-

нии. При этом такой человек остается гибким и способен на смену уста-

новок в зависимости от сложившейся ситуации. У невротика доминирова-

ние какой-то установки приобретает такой чрезмерный характер, что она

становится превалирующей в любой ситуации, независимо от изменения

обстоятельств жизни. Если же у него оказываются довольно сильными все

три установки, то он обречен на неразрешимый конфликт.

Кроме того, подобные установки невротика не ограничиваются обла-

стью человеческих взаимоотношений, а захватывают всю личность,

в результате чего они становятся действенными также в отношении его

к самому себе и к жизни в целом. В конечном счете точка зрения К. Хор-

ни состояла в развитии своих предшествующих взглядов, согласно кото-

рым невроз является выражением нарушений в человеческих взаимоотношениях.

Отныне она исходила из того, что «конфликт, порождаемый несовмести-

мыми типами установок, составляет ядро неврозов и поэтому заслужива-

ет названия базального» [27, с. 42].

Раскрывая существо базального конфликта и выделенных ею устано-

вок движения к людям, от людей и против людей, К. Хорни соотнесла

данные установки с тремя типами личности — уступчивым, агрессивным

и отстраненным. Она считала, что каждый из этих типов характеризует-

ся базальной установкой по отношению к другим людям, которая способ-

ствует как развитию определенных потребностей, качеств, внутренних

барьеров, тревог, особенностей восприимчивости, так и образованию

той или иной системы ценностей.

Уступчивый тип личности вбирает в себя все черты, свойственные уста-

новке движения к людям. У данного типа обнаруживаются ярко выражен-

ные потребности в любви, одобрении, партнере. Эти потребности явля-

ются общими для всех невротических наклонностей, связаны с желани-

ем человеческой близости, стремлением принадлежать кому-то, и имеют

навязчивый характер.

Уступчивый тип демонстрирует свою нетребовательность, предупреди-

тельность, заботливость. Он склонен подчиняться другим людям и зани-

мать второстепенное положение. В силу чувства собственной неполно-

ценности он наделяет других людей теми привлекательными качества-

ми, которыми они не обладают в действительности. Его собственная

самооценка зависит от оценки других и любое отвержение становится

для него катастрофическим. Он тяготеет к сочувствию, альтруизму, сми-

 

420


 

 

НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

 

рению и не склонен к эгоизму, честолюбию, обладанию властью. Вместе

с тем в процессе анализа невротического движения к людям обнаружива-

ется, что уступчивый тип обладает некой двойственностью, свидетельст-

вующей о наличии разнообразных агрессивных наклонностей, которые

оказываются вытесненными. Вытеснение всех чувств и импульсов, свя-

занных с самоутверждением, честолюбием и местью, оказывается одной

из попыток устранения невротических конфликтов.

Агрессивный тип личности соответствует тенденции движения против

людей. Он воспринимает всех людей как враждебно настроенных про-

тив него и поэтому вся его жизнь является борьбой против них. Истин-

ные намерения подобного типа могут скрываться за внешней учтиво-

стью и вежливостью. Однако в действительности он представляет собой

смесь притворства, открытого проявления чувств и выражения невроти-

ческих наклонностей. В основе его потребностей лежит ощущение мира

как арены борьбы и необходимости добиваться выживания за счет устра-

нения слабых.

Агрессивный тип стремится к управлению другими людьми и прояв-

лению власти над ними. Ему необходимо ощущение превосходства, успе-

ха, престижа. Он всячески стремится утвердить свою правоту, становит-

ся жестким и неуступчивым, тщательно разрабатывает план действий,

направленный на эксплуатацию других людей. Он пытается исключить

из своей жизни какие-либо чувства, но плохо переносит проигрыш. Его

система ценностей строится на основе «философии джунглей». Любое

чувство симпатии или покорности кому-то несовместимо со структурой

жизни данного типа и поэтому более мягкие наклонности вытесняются,

усиливая тем самым агрессивные наклонности и придавая им навязчи-

вый характер.

Отстраненный тип личности характеризуется чертами характера, свя-

занными с движением от людей. Для отстраненного типа свойственно

общее отчуждение как от людей, так и от себя, а также принятие пози-

ции зрителя по отношению к жизни в целом. Он испытывает потребность

в установлении эмоциональной дистанции, отделяющей его от других

людей, и стремится всячески избежать вовлеченности в какие-либо дела.

Он избегает соперничества, успеха, престижа и склонен ограничивать

себя в удовлетворении каких-либо потребностей, требующих чрезмерных

затрат сил и времени.

Отстраненному типу свойственно стремление к уединению, самодос-

таточности и независимости. При этом независимость воспринимается

в качестве самоцели. Такой тип сверхчувствителен к любому принужде-

нию и подчинению правилам поведения или традиционным ценностям.

Ему свойственно скрытое величие, чувство собственного превосходст-

 

421


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

ва и ощущение своей уникальности. Его цели негативны, поскольку он

не хочет быть связанным с кем-либо или обремененным чем-либо, вклю-

чая любые обязательства. Если его отстраненность и независимость под-

вергаются угрозе, то, будучи обычно тихим и спокойным, он может про-

являть ярость и наносить оскорбление. При мысли о присоединении

к кому-то у него может возникнуть паника.

Хотя отстраненность может привести к проявлению оригинально-

сти мышления и способствует развитию творческих способностей, тем

не менее она выступает в качестве защиты, минимизирующей или сво-

дящей на нет возможные преимущества. В целом невротическая отстра-

ненность подразумевает не желание человека побыть одному, прибегнуть

к наполненному смыслом уединению, а стремление к одиночеству как

средству избежания напряженности, возникающей при общении с дру-

гими людьми. Она является не результатом выбора, а внутренне навязан-

ным образом жизни.

Для К. Хорни уступчивость, агрессивность и отстраненность являются

тремя ликами базального конфликта. Соответствующие типы отношений

невротика к другим людям позволяют говорить об основных способах,

с помощью которых он пытается разрешить произрастающие на этой

почве конфликты. Один из них заключается в подавлении определенных

сторон личности и выдвижении на передний план противоположных

сторон. Другой способ состоит в создании некой дистанции между собой

и окружающими людьми, в результате чего конфликты как бы не допус-

каются. Имеются и другие способы разрешения конфликтов, к которым

прибегает невротик и которые стали объектом пристального внимания

со стороны К. Хорни.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 358.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...