Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Невротические конфликты и их разрешение
Во многих своих работах К. Хорни стремилась раскрыть природу нев- розов, понять суть невротических конфликтов, выявить те средства и спо- собы, которые используются невротиками с целью разрешения возник- ших перед ними трудностей. По мере развития своей исследовательской и терапевтической деятельности она вносила некоторые коррективы в свои предшествующие представления о неврозах, невротических кон- фликтах и возможностях их разрешения. Эти коррективы касались глав- ным образом уточнения существа невротических конфликтов и психиче- ских механизмов, предопределяющих направленность реагирования нев- ротиков на трудности, с которыми они сталкиваются в своей жизни. В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) К. Хорни провела различие между ситуативными неврозами и неврозами характера. Ситуативные неврозы возникают в качестве реакции на внешнюю ситуа- цию, насыщенную конфликтами. Они характерны для индивидов, чья личность в других отношениях не является искаженной, т. е. связаны не с невротической личностью, а с кратковременным отсутствием адап- тации к какой-то сложной ситуации.
407
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
В отличие от них, неврозы характера представляют собой те состояния, в которых основное расстройство заключается в деформации характера. Подобные неврозы являются результатом скрытого хронического процес- са, начинающегося в детстве, развивающегося по мере становления лич- ности и охватывающего обширные области в ее общей структуре. «На пер- вый взгляд невроз характера также может возникать в результате реально- го ситуативного конфликта, но тщательно воссозданная история развития человека может показать, что черты трудного характера имели место задолго до возникновения какой-либо сложной ситуации, что данное вре- менное затруднение само в большой степени обусловлено ранее сущест- вовавшими личностными затруднениями и что, кроме того, этот человек невротически реагирует на такую жизненную ситуацию, которая у здоро- вого человека вообще бы не вызвала никакого конфликта» [22, с. 291]. В отличие от некоторых психоаналитиков, обращавших основное вни- мание на симптоматическую картину неврозов, К. Хорни интересовалась главным образом расстройствами характера. В этом отношении она про- должила исследовательскую и терапевтическую работу, начатую В. Рай- хом, поскольку считала, что формирование характера важнее симптомов и что именно характер, а не симптомы оказывают воздействие на пове- дение человека. Психоаналитическая практика приводила к пониманию того, что изле- чение от симптомов не обязательно ведет к излечению от невроза. «Образно говоря, невротические симптомы — это не сам вулкан, а скорее его извер- жения, в то время как патогенный конфликт, подобно вулкану, спрятан глубоко внутри человека и ему неведом» [23, с. 291]. Обратив внимание на различия в деформациях характера при тех или иных типах неврозов, К. Хорни отметила, что они касаются формы прояв- ления расстройств, а также способов их преодоления. Вместе с тем во всех типах неврозов имеется поразительное сходство, относящееся к содер- жанию конфликта. Это сходство заключается не столько в переживани- ях, предопределивших психическое расстройство, сколько в конфликтах, которые движут человеком. Поэтому для К. Хорни важно было раскрыть содержание динамически центральных конфликтов и их взаимосвязи, являющихся, по ее мнению, сходными в различных типах неврозов. К. Хорни исходила из того, что динамическим центром невроза явля- ется тревога, представляющая собой несоразмерную реакцию человека на реальную или воображаемую опасность. Подобное понимание имело место в классическом психоанализе и соответствовало представлению З. Фрейда о том, что в основе неврозов лежит проблема страха. Одна- ко, если основатель психоанализа провел различие между объективным и невротическим страхом, то К. Хорни различала страх и тревогу.
408
НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
В ее понимании в случае страха опасность очевидна, объективна, в то время как в случае тревоги она скрыта и субъективна. Словом, причина тревоги неизвестна человеку, а ее интенсивность пропорциональна тому смыс- лу, который для человека имеет та или иная ситуация. В силу своей ирра- циональности тревога представляет собой неявно выраженное указание на то, что внутри человека что-то не в порядке. Поскольку К. Хорни исходила из представления о культурной обуслов- ленности неврозов, то нет ничего удивительного в том, что она рассмат- ривала невротическую тревогу как порожденную современной культурой. Под этим же углом зрения она описывала и те основные способы избежа- ния тревоги, которые существуют в данной культуре и которые связаны, по ее мнению, с рационализацией тревоги, ее отрицанием, попыткой заглушить ее наркотиками и избеганием мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, вызывающих ее. Рационализация тревоги является способом оправдания уклонения чело- века от ответственности и превращения тревоги в рациональный страх. Подобная защита выполняет важные функции, но она мало что меняет в понимании самим человеком его невротической тревоги. Вместо того чтобы увидеть иррациональные элементы тревоги и предпринять уси- лия для осуществления изменений в самом себе, невротик переносит ответственность на внешний мир и, следовательно, уходит от сознания своих собственных мотивов деятельности. За сиюминутные преимущест- ва рационализации тревоги приходится расплачиваться тем, что невро- тик не избавляется от беспокоящих его переживаний. Отрицание тревоги — это способ ее избегания путем устранения из соз- нания. Подобное отрицание может происходить как на бессознатель- ном, так и на сознательном уровне. В последнем случае отличие от нормы состоит не в степени осознания какого-либо решения по избежанию тре- воги, а в достигаемом результате. Невротик может устранить лишь явные проявления тревожности, но он не в состоянии избавиться от невроти- ческой тревоги как таковой. В целом игнорирование тревоги играет зна- чительную роль во многих неврозах, хотя истинное ее значение далеко не всегда осознается. Наркотизация тревоги является еще одним способом избавления от нее. Она связана не только с принятием алкоголя или наркотиков, но и с погру- жением в социальную деятельность под влиянием страха одиночества, стремлением заглушить ее интенсивной работой, чрезмерной потребно- стью во сне, а также сексуальной деятельностью, посредством которой невротик пытается ослабить тревожность. В случае погружения в бес- престанную работу она приобретает характер навязчивой деятельности, а данный способ наркотизации тревоги не освобождает от беспокойства,
409
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
которое возникает у невротика в выходные и праздничные дни. В случае проявления повышенной сексуальной активности, используемой в целях ослабления тревожности, невротик становится крайне беспокойным и раз- дражительным, если в течение какого-то непродолжительного периода времени он не имеет возможности получить сексуальное удовлетворение. Избегание всех ситуаций, мыслей или чувств, которые могут породить тре- вогу, — наиболее радикальный способ ухода от тревожности. Подобное избегание тревоги может быть сознательным или бессознательным. Оно может быть связано с внутренними запретами, представленными в исте- рических выпадениях функций (истерическая слепота, немота или пара- лич конечностей), а также в сексуальной сфере (импотенция, фригид- ность). Такое избегание тревоги часто становится причиной неспособно- сти невротика выполнить то или иное дело или получить удовольствие. Чем невротичнее человек, тем сильнее его личность скована подобной защитой и тем более широк диапазон вещей, которые он не способен делать, хотя в силу своей энергии, ума и уровня образования мог бы их осуществить. З. Фрейд полагал, что страх связан с наличием сексуальных влечений человека, которые подлежат вытеснению. С точки зрения К. Хорни, осно- ва тревожности лежит не в сексуальных влечениях как таковых, а во враждеб- ных импульсах, связанных с ними. Словом, для К. Хорни именно враждебные побуждения различного рода образуют главный источник, из которого проистекает невротическая тревожность. Однако она не считала, что свойством враждебности порождать тревожность исчерпываются суще- ствующие между ними отношения. По ее мнению, имеет место и обрат- ный процесс, когда базирующаяся на чувстве угрозы тревожность легко провоцирует защитную враждебность. Вытесненная реактивная враждеб- ность также может порождать тревожность и, таким образом, враждеб- ность и тревожность взаимно порождают и усиливают друг друга. В конеч- ном счете важным и существенным для понимания движущих сил невроза является то, что тревожность и враждебность неразрывно переплетены. В отличие от большинства психоаналитиков, К. Хорни редко обраща- лась к рассмотрению психосексуального развития ребенка. Лишь при осмыслении истоков и природы возникновения тревожности ей при- шлось затронуть проблему инфантильного развития и коснуться вопроса о вытеснении враждебности в раннем возрасте, поскольку вытесненная враждебность может породить тревожность. При осмыслении данной проблематики она пришла к выводу, что при неблагоприятных условиях развития ребенку приходится вытеснять свою враждебность по отношению к родителям, потому что он нуждается в них, боится кого-то из них, испытывает страх в связи с возможностью потерять
410
НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
любовь со стороны наиболее значимого для него лица или в силу того, что, проявив свою враждебность, он будет плохим ребенком. В различных ком- бинациях любой из этих факторов может заставить ребенка вытеснить свою враждебность, в результате чего возникнет тревожность. Как правило, предшествующие психоаналитики рассматривали инфан- тильные страхи в качестве основной причины возникновения невроза. С точки зрения К. Хорни, инфантильная тревожность — это необходимое, но недостаточное условие для развития невроза. При нейтрализации влияния тревожности на ребенка может быть предотвращено невротическое раз- витие человека. Только в том случае, если условия жизни не способствуют уменьшению тревожности, она приобретает устойчивый характер, уси- ливается и приводит в движение те процессы, которые образуют невроз. Реакция враждебности и тревожности может не ограничиться обстоя- тельствами, вызвавшими ее у ребенка, а развиться во враждебную уста- новку и тревожность по отношению ко всем людям и миру в целом, тем самым порождая и усиливая в нем всеохватывающее чувство собственного одиночества и бессилия во враждебном мире. Такой склад характера явля- ется питательной почвой, на которой может развиться невроз. Поскольку данный склад характера играет фундаментальную роль в образовании нев- роза, К. Хорни назвала его базальной тревожностью, неразрывно связанной и переплетенной с базальной враждебностью. Базальная тревожность лежит в основе отношения к людям. Она про- должает существовать даже в том случае, когда в той или иной ситуа- ции отсутствует ее возбудитель. Базальная тревожность не характерна для простых ситуативных неврозов, возникающих в результате отдель- ных конфликтных ситуаций. Она наличествует в неврозах характера и ее можно описать как чувство собственной незначительности, беспомощно- сти, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, кото- рый открыт различного рода нападкам, обидам, обманам, оскорблениям, предательству, зависти. «Хотя базальная тревожность относится к людям, она может быть полностью лишена личностного характера и трансфор- мирована в ощущение опасности, исходящей от грозы, политических событий, микробов, несчастных случаев, консервированной пищи, или в чувство того, что их преследует судьба. Для опытного наблюдателя нетрудно осознать основу этих отношений, но всегда требуется интенсив- ная психоаналитическая работа, прежде чем сам пациент, страдающий неврозом, осознает, что его тревожность в действительности относит- ся к людям, а не к микробам и т. п., и что его раздражение против людей не является адекватной и оправданной реакцией на некоторую действую- щую в данный момент причину, но что он сам стал в своей основе враж- дебным и недоверчивым по отношению к другим людям» [24, с. 341].
411
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
Базальная тревожность влияет на отношение человека к себе и другим людям. Она порождает эмоциональную изоляцию, вызывает ослабление основы уверенности в себе, несет зародыш потенциального конфликта между стремлением полагаться на других и невозможностью осуществ- ления этого в силу идущего из глубины недоверия и враждебного чувства к ним. В результате этого у человека возникает желание получить защиту от других людей и переложить всю ответственность на них, однако вслед- ствие базальной враждебности он испытывает столь сильное и глубокое недоверие, что осуществление этого желания оказывается под вопросом. Итогом становится то, что человеку приходится затрачивать значитель- ную долю своей энергии на успокоение и укрепление уверенности в себе, на выстраивание и использование различного рода защит против своей тревожности. К. Хорни исходила из того, что в современной культуре есть четы- ре основные средства, с помощью которых человек пытается защититься от базальной тревожности: любовь, подчинение, власть, реакция ухода, т. е. отстранение. Каждое из этих средств защиты от тревожности руково- дствуется определенной формулой. Любовь соответствует формуле «если вы меня любите, то не причините мне зла». Подчинение — «если я уступлю, мне не причинят зла». Власть — «если я обладаю властью, никто не смо- жет меня обидеть». Уход — «если я реагирую отстранением, уходом, ничто не заденет меня». Первые три средства защиты от базальной тревожности связаны с желанием тем или иным путем справляться с трудностями, бороться с миром. Четвертое средство защиты включает в себя установку, в соот- ветствии с которой предпочтительным становится бегство от мира. Одна- ко оно означает не уединение, а достижение независимости от других в удовлетворении человеком своих потребностей, что может быть осу- ществлено на путях ограничения или подавления потребностей, а также использования иных стратегий, приносящих независимость. В работе «Самоанализ» (1942) К. Хорни рассмотрела движущие силы нев- розов. Если З. Фрейд считал, что психические расстройства проистекают из конфликта между желаниями человека (принцип удовольствия) и социо- культурными ограничениями (принцип реальности), то она выдвинула пред- положение, в соответствии с которым в основе психических расстройств лежат бессознательные невротические наклонности, позволяющие человеку справлять- ся с жизнью, несмотря на его страхи, беспомощность и одиночество. Основ- ными свойствами этих наклонностей являются их навязчивый характер и реакция тревоги, возникающая в ответ на их фрустрацию. Для К. Хорни невротические наклонности выступают в качестве средств обеспечения безопасности человека и представляют собой образ
412
НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
жизни, навязанный неблагоприятными условиями. Они возникают и раз- виваются в раннем возрасте под совместным влиянием врожденного тем- перамента и окружающей среды и, по сути дела, являются своего рода защитами человека от угрожающих ему опасностей. В отсутствие проти- водействующих факторов приобретенные в детстве наклонности стано- вятся устойчивыми и подчиняющими себе личность. Не претендуя на полноту описания всех невротических наклонностей, К. Хорни выделила и рассмотрела несколько их видов. К ним она отнесла следующие невротические потребности: · в любви, привязанности и одобрении; · в «партнере», который примет руководство жизнью невротика в свои руки; · в ограничении жизни тесными рамками; · в стремлении к власти; · в необходимости контролировать себя и других людей с помощью разума и предусмотрительности; · в необходимости верить во всемогущество воли; · в эксплуатации других и стремлении всеми правдами и неправдами добиваться от них для себя преимуществ; · в общественном признании или престиже; · в восхищении своей особой; · в честолюбии в смысле личных достижений; · в самодостаточности и независимости; · в достижении совершенства и неуязвимости. Между выделенными К. Хорни невротическими потребностями много общего, в своей навязчивости они похожи друг на друга, а специфиче- ские характеристики одной невротической потребности могут включать- ся в остов другой. Тем не менее каждая из них имеет свою специфику и в чем-то отличается от других. Во всяком случае К. Хорни попыталась описать характерные особенности данных невротических потребностей. Для невротической потребности в любви, привязанности и одобрении харак- терны неразборчивое стремление угождать и нравиться другим, непро- извольное стремление оправдывать их ожидания, перенесение центра тяжести с собственной личности на других людей, привычка прини- мать во внимание только их желания и мнения, боязнь самоутверждения, боязнь враждебности со стороны других или враждебных чувств внутри себя. Для невротической потребности в «партнере», который примет руководство жизнью невротика в свои руки, свойственны перенесение центра тяжести на «партнера» (он должен осуществлять все жизненные ожидания нев- ротика и нести ответственность за все происходящее, будь то хорошим
413
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
или плохим), успешное манипулирование им, завышенная оценка любви, боязнь оказаться покинутым, боязнь одиночества. Невротическая потребность ограничить жизнь тесными рамками связана с необходимостью быть нетребовательным и довольствоваться малым, ограничением честолюбивых стремлений и желания материальных благ, необходимостью оставаться неприметным и играть второстепенные роли, умалением своих способностей и потенциальных возможностей, призна- нием скромности в качестве высшей добродетели, стремлением сохра- нять, а не тратить, боязнью предъявлять какие-либо требования, боязнью иметь или отстаивать экспансивные желания. Невротическое стремление к власти сопряжено со стремлением к господ- ству над другими, преданностью делу (долгу, ответственности), неуваже- нием других людей (их индивидуальности, достоинства, чувств) и стрем- лением подчинить их себе, наличием в разной степени выраженных деструктивных элементов, неразборчивым преклонением перед силой и презрением к слабости, боязнью неконтролируемых ситуаций, бояз- нью беспомощности. Невротическая потребность контролировать себя и других людей с помощью разума и предусмотрительности включает в себя веру во всемогущество интел- лекта и разума, отрицание могущества эмоциональных сил и презрение к ним, придание слишком большого значения предвидению и предсказа- нию, основанное на способности предвидения чувство превосходство над другими, презрение в себе самом ко всему (не соответствующему образу интеллектуального превосходства), боязнь признать объективные границы силы разума, боязнь показаться глупым и высказать неверное суждение. Невротической потребности верить во всемогущество воли свойственны ощущение силы духа, реакция безысходного отчаяния при фрустрации желаний, тенденция отказываться от желаний (или ограничивать их) и терять к ним интерес из-за боязни неудачи, боязнь признания каких-ли- бо ограничений абсолютной воли. Невротическая потребность в эксплуатации других и стремление добиваться от них для себя преимуществ связаны с оценкой других людей с точки зрения их полезности или возможности эксплуатации, различными сферами экс- плуатации (деньги, идеи, сексуальность, чувства), гордостью своим умени- ем эксплуатировать других, боязнью самому подвергнуться эксплуатации и оказаться в дураках. Невротическая потребность общественного признания или престижа предпо- лагает оценку всех и всего (людей, предметов, денег, собственных качеств, поступков, чувств) только в соответствии с их престижностью, зависящую от характера публичного признания самооценку, различные способы воз- буждения зависти или восхищения, боязнь утраты привилегированного
414
НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
положения в обществе в силу внешних обстоятельств или внутренних факторов. Невротическая потребность в восхищении своей особой покоится на разду- том представлении о себе (нарциссизм), потребности в восхищении вооб- ражаемыми качествами (а не тем, что человек представляет собой или чем он обладает в глазах окружающих), самооценке (зависящей от соот- ветствия какому-то образу и от восхищения этим образом другими людь- ми), боязни утратить восхищение (оказаться униженным). Невротическое честолюбие в смысле личных достижений основано на потреб- ности превосходить других посредством своей деятельности (а не тем, что собой представляешь или каков есть на самом деле), зависимости само- оценки от представления себя самым лучшим (любовником, спортсменом, писателем и т. д.) в собственных глазах (признание со стороны других людей также имеет значение, а его отсутствие вызывает обиду), примеси разрушительных тенденций (всегда присутствующих, но различающихся по интенсивности), неустанном подталкивании себя к еще большим дос- тижениям (несмотря на тревогу), страхе неудачи (унижения). Невротическая потребность в самодостаточности и независимости связана со стремлением никогда ни в чем не нуждаться (не поддаваться никако- му влиянию, быть абсолютно ничем не связанным), наличием дистанции и обособленности как источнике безопасности, боязнью потребности в других людях (привязанности, близости, любви). Невротическая потребность в достижении совершенства и неуязвимости сопряжена с постоянным стремлением к совершенству, навязчивыми раз- думьями и самообвинениями в связи с возможными недостатками, чувст- вом превосходства над другими на основе собственного совершенства, боязнью обнаружить в самом себе недостатки или совершить ошибки, боязнью критики или упреков [25, с. 323–327]. Описывая невротические наклонности, К. Хорни подчеркнула, что они сходны с карикатурой на человеческие ценности. Будучи внешне похожими на них, невротические наклонности лишены свободы, спон- танности, смысла и содержат элементы иллюзорности. Имея субъектив- ную ценность, они обещают, в общем-то, безрассудную надежду на безо- пасность и решение всех проблем. Кроме того, в принципе эти наклонно- сти не выражают собой то, чего человек хочет. По убеждению К. Хорни, невротические наклонности влияют на жизнь человека и могут определить его характер. Они предопределяют развитие вспомогательных установок, чувств и форм поведения человека, а также детерминируют его представление о том, кем он является и кем ему следу- ет быть. Не случайно все невротики отличаются неустойчивостью в своих самооценках и колебаниями между завышенным и заниженным представ-
415
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
лением о себе. Важно также иметь в виду и то, что невротические наклон- ности влияют на оценку не только себя, но и других людей. В любой невротической наклонности содержатся зародыши тех или иных конфликтов. Когда эти наклонности родственны, то конфликты уда- ется устранить путем вытеснения, избегания и других защитных механиз- мов. Но если у человека развито несколько невротических наклонностей, которые несовместимы по своей природе, тогда конфликты неизбежны, поскольку следование одним наклонностям будет препятствовать реали- зации других, особенно противоположных наклонностей. Таким образом, невротические симптомы можно представить в качест- ве результата конфликтующих наклонностей и, следовательно, для того, чтобы их понять, необходимо прежде всего осмыслить лежащую в их основе структуру. Стало быть, как подчеркивала К. Хорни, «становится очевидным, что сущностью “невроза” является невротическая структура характера, а его центральными звеньями — невротические наклонности, каждая из которых представляет собой своеобразное ядро этой структу- ры внутри личности, а каждая из этих подструктур тесно связана с други- ми» [26, с. 336]. Утверждение К. Хорни, в соответствии с которым невротические наклонности образуют центральное звено неврозов, не означает, что эти наклонности являются первоисточником всех психических расстройств. Дело в том, что, по ее убеждению, сами невротические наклонности — это продукты более ранних расстройств и конфликтов, которые имели место в человеческих взаимоотношениях. Они способствуют выходу из началь- ных затруднений, но в то же время порождают новые психические рас- стройства, будь то уязвимость или иллюзии о себе и мире. Если в «Невротической личности нашего времени» (1937) невроз рас- сматривался через призму культуры и столкновения разнонаправленных бессознательных тенденций, а в «Самоанализе» (1942) осмысление нев- ротических наклонностей сопровождалось выводом о порождении кон- фликтов, то в «Наших внутренних конфликтах» (1945) К. Хорни сосредо- точила основное внимание на раскрытии существа внутрипсихических конфликтов и попытках их решения людьми, особенно невротиками. Если по мере развития классического психоанализа З. Фрейд стал при- давать важное значение внутренним конфликтам, но представлял их как борьбу между вытесненными и вытесняющими силами, то в ее понимании эти конфликты возникали в результате несовместимости различных соче- таний невротических наклонностей, первоначально затрагивали проти- воречивые отношения к другим людям, а со временем распространялись как на противоречивое отношение человека к самому себе, так и на про- тиворечивые качества и системы ценностей.
416
НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
К. Хорни исходила из того, что в условиях современной культуры каж- дому человеку приходится сталкиваться с теми или иными конфликтами. Однако в отличие от нормального человека, который способен осущест- вить выбор между своими желаниями, соотнести то или иное желание с социокультурными ограничениями, принять соответствующее реше- ние и нести ответственность за него, невротик находится под влиянием навязчивых тенденций, отказ от чего-то становится для него крайне мучи- тельным, и он утрачивает способность нести ответственность за себя. Пытаясь решить те же самые проблемы, которые тревожат и нормаль- ного человека, невротик оказывается вовлеченным в игру непреодоли- мых бессознательных сил, порождающих не просто конфликты, а нев- ротические конфликты. Такие конфликты отличаются от обычных. Они основываются на несовместимых, противостоящих друг другу побуждени- ях, а их бессознательный характер приводит к невозможности разрешить существующие противоречия. Таким образом, основное различие между нормальным и невротическим кон- фликтами состоит в степени расхождения между конфликтующими тенденция- ми. У нормального человека степень их расхождения значительно мень- ше, чем у невротика. По образному выражению К. Хорни, если выразить это графически, то в первом случае конфликтующие направления расхо- дятся не более чем на 90 градусов, в то время как во втором случае расхо- ждение между противостоящими друг другу наклонностями составляет 180 градусов. Терапия невротических расстройств свидетельствует о многообразии и разнообразии конфликтов, которые могут иметь как поверхностный, так и глубинный характер. То, что лежит на поверхности, часто является видоизменением или искажением реального конфликта. Невольно возни- кает вопрос: не имеют ли частные конфликты нечто общее, что составля- ет их основу и что ответственно за их возникновение? Именно этот вопрос как раз и встал перед К. Хорни. Отвечая на данный вопрос, она пришла к выводу о существовании базального конфликта внутри человека, представление о котором восходит к античным временам. Могу- щество света и тьмы, бога и дьявола, добра и зла — таковы только некото- рые типичные формы выражения представления о базальном конфликте. В классическом психоанализе базальный конфликт был представ- лен в форме конфликта между бессознательными влечениями человека и запретами на их удовлетворение, налагаемыми семьей и обществом. В представлении З. Фрейда основополагающим источником разнообраз- ных конфликтов являлось противостояние между примитивными влече- ниями человека и его запрещающей совестью, воплощающей в себе инте- ризацию внешних запретов.
417
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
К. Хорни признала роль подобного противоречия в образовании нев- розов. Однако она подвергла сомнению его базальную природу и выдвину- ла положение, в соответствии с которым хотя подобный конфликт можно рассматривать в качестве главного, тем не менее он вторичен и с необхо- димостью возникает по мере развития невроза. Для З. Фрейда конфликт между желаниями и запретами не устраняет стремления невротика к достижению удовольствия, которое лишь натал- кивается на препятствие. С точки зрения К. Хорни, источник конфликта коренится в потере невротиком способности искренне желать что-либо, так как его желания направлены в разные стороны и коренным образом расходятся между собой. При таком понимании базальный конфликт является более разру- шительным, а невротик оказывается в более тяжелом состоянии, чем это представлялось основателю психоанализа. Казалось бы, подобное видение базального конфликта должно вести к более пессимистическому взгляду на возможность его разрешения, по сравнению с соответствующими воззрениями З. Фрейда. Однако в дей- ствительности имела место обратная картина. Для З. Фрейда основной конфликт универсален и в принципе неразрешим, поскольку вытеснение бессознательных влечений ведет к развитию культуры, которая в свою оче- редь усиливает процессы подавления и вытеснения соответствующих вле- чений человека. Выход из тупиковой ситуации состоит лишь в достижении приемлемого компромисса или более совершенного контроля. Для К. Хор- ни возникновение базального невротического конфликта вовсе не обя- зательно. И даже в том случае, когда подобный конфликт возникает, он может быть разрешен при условии, что страдающий человек готов перене- сти связанные с ним испытания и приложить усилия по его устранению. К. Г. Юнг также признавал значение противоположных тенденций в жизни человека и говорил о важности конфликтов в процессе образо- вания неврозов. Однако он полагал, что противоположности в человеке (сознание и бессознательное, внешняя экстраверсия и скрытая интровер- сия, внешняя женственность и внутренняя мужественность) не противо- стоят, а дополняют друг друга и, следовательно, цель развития (и тера- пии) состоит в том, чтобы принять противоположности и приблизиться к идеалу целостности. К. Хорни признала введенный К. Г. Юнгом принцип дополнительности по отношению к противоположным тенденциям. Вместе с тем она счита- ла, что противоположные тенденции являются следствием невротиче- ских конфликтов и достижение целостности возможно лишь в том случае, когда эти конфликты получили свое разрешение. К. Хорни усматривала базальный конфликт невротика как коренящийся в противоречиях, связанных с теми отношениями человека, которые скла-
418
НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
дываются у него с другими людьми. Эти отношения формируются в детст- ве, когда охваченный чувством одиночества и беспомощности во враждеб- ном мире ребенок бессознательно нащупывает свою тактику и стратегию, помогающие ему справиться со своим окружением. Со временем в процес- се его развития выявляются три главные линии, которым может следовать ребенок: он может двигаться навстречу людям, против них или от людей. Движение навстречу людям связано с беспомощностью ребенка, который, несмотря на свою отчужденность и страхи, пытается завоевать любовь и привязанность других людей, прежде всего своих родителей, а также стремится опереться на них. Благодаря подобной стратегии он может почувствовать себя в безопасности, и это приводит к тому, что в случае расхождения родителей во взглядах на воспитание и жизнь в целом ребе- нок ориентируется на более сильного из них, принимает его сторону и рассчитывает на его поддержку. Идя навстречу данному человеку, под- чиняясь ему и выражая свое послушание, он обретает чувство принадлеж- ности, ощущает себя защищенным и менее уязвимым. Движение против людей обусловлено ощущением враждебности, исходя- щей от окружения ребенка, включая его родителей, в результате чего он отваживается на борьбу с ними. В этом случае ребенок не доверяет ни чув- ствам, ни намерениям со стороны других лиц по отношению к нему. Он может проявлять явное или скрытое бунтарство, будет стремиться к обре- тению защиты от окружающих его людей различными способами, вклю- чая разнообразные элементы агрессивности, мстительности. Движение от людей сопряжено с сознательной или бессознательной установкой ребенка на отход от них. Он не будет испытывать потреб- ности в общении с ними и будет избегать проявления каких-либо чувств к ним. Эмоциональная привязанность к ним или, напротив, сопротив- ление и борьба с ними окажутся не свойственными ему. Ребенок начнет погружаться в свой собственный мир, в который не захочет допускать ни родителей, ни кого-либо другого. Он будет общаться скорее со свои- ми вымышленными персонажами, героями книг или кинофильмов, чем с реальными людьми. По мнению К. Хорни, в каждой из этих трех установок чрезмерно уси- лен один из элементов базальной тревожности, которые были рассмот- рены ею в ранее опубликованных работах. Движение к людям обусловлено усилением чувства беспомощности, движение против людей — чувства враждебно- сти, движение от людей — ощущения изоляции. Разумеется, все эти направле- ния движения могут сочетаться между собой или в каком-то соотношении наличествовать у человека. У нормального человека три типа установок не являются взаимоисклю- чающими, напротив, они могут дополнять друг друга и создавать гармо-
419
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
нию целостности. У невротика эти установки несовместимы между собой, какая-то из них является доминирующей, резко выделяется на фоне дру- гих и становится определяющим вектором отношений с окружающи- ми его людьми. У нормального человека одна из установок также может доминировать, что будет указывать на особое развитие в этом направле- нии. При этом такой человек остается гибким и способен на смену уста- новок в зависимости от сложившейся ситуации. У невротика доминирова- ние какой-то установки приобретает такой чрезмерный характер, что она становится превалирующей в любой ситуации, независимо от изменения обстоятельств жизни. Если же у него оказываются довольно сильными все три установки, то он обречен на неразрешимый конфликт. Кроме того, подобные установки невротика не ограничиваются обла- стью человеческих взаимоотношений, а захватывают всю личность, в результате чего они становятся действенными также в отношении его к самому себе и к жизни в целом. В конечном счете точка зрения К. Хор- ни состояла в развитии своих предшествующих взглядов, согласно кото- рым невроз является выражением нарушений в человеческих взаимоотношениях. Отныне она исходила из того, что «конфликт, порождаемый несовмести- мыми типами установок, составляет ядро неврозов и поэтому заслужива- ет названия базального» [27, с. 42]. Раскрывая существо базального конфликта и выделенных ею устано- вок движения к людям, от людей и против людей, К. Хорни соотнесла данные установки с тремя типами личности — уступчивым, агрессивным и отстраненным. Она считала, что каждый из этих типов характеризует- ся базальной установкой по отношению к другим людям, которая способ- ствует как развитию определенных потребностей, качеств, внутренних барьеров, тревог, особенностей восприимчивости, так и образованию той или иной системы ценностей. Уступчивый тип личности вбирает в себя все черты, свойственные уста- новке движения к людям. У данного типа обнаруживаются ярко выражен- ные потребности в любви, одобрении, партнере. Эти потребности явля- ются общими для всех невротических наклонностей, связаны с желани- ем человеческой близости, стремлением принадлежать кому-то, и имеют навязчивый характер. Уступчивый тип демонстрирует свою нетребовательность, предупреди- тельность, заботливость. Он склонен подчиняться другим людям и зани- мать второстепенное положение. В силу чувства собственной неполно- ценности он наделяет других людей теми привлекательными качества- ми, которыми они не обладают в действительности. Его собственная самооценка зависит от оценки других и любое отвержение становится для него катастрофическим. Он тяготеет к сочувствию, альтруизму, сми-
420
НЕВРОТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ
рению и не склонен к эгоизму, честолюбию, обладанию властью. Вместе с тем в процессе анализа невротического движения к людям обнаружива- ется, что уступчивый тип обладает некой двойственностью, свидетельст- вующей о наличии разнообразных агрессивных наклонностей, которые оказываются вытесненными. Вытеснение всех чувств и импульсов, свя- занных с самоутверждением, честолюбием и местью, оказывается одной из попыток устранения невротических конфликтов. Агрессивный тип личности соответствует тенденции движения против людей. Он воспринимает всех людей как враждебно настроенных про- тив него и поэтому вся его жизнь является борьбой против них. Истин- ные намерения подобного типа могут скрываться за внешней учтиво- стью и вежливостью. Однако в действительности он представляет собой смесь притворства, открытого проявления чувств и выражения невроти- ческих наклонностей. В основе его потребностей лежит ощущение мира как арены борьбы и необходимости добиваться выживания за счет устра- нения слабых. Агрессивный тип стремится к управлению другими людьми и прояв- лению власти над ними. Ему необходимо ощущение превосходства, успе- ха, престижа. Он всячески стремится утвердить свою правоту, становит- ся жестким и неуступчивым, тщательно разрабатывает план действий, направленный на эксплуатацию других людей. Он пытается исключить из своей жизни какие-либо чувства, но плохо переносит проигрыш. Его система ценностей строится на основе «философии джунглей». Любое чувство симпатии или покорности кому-то несовместимо со структурой жизни данного типа и поэтому более мягкие наклонности вытесняются, усиливая тем самым агрессивные наклонности и придавая им навязчи- вый характер. Отстраненный тип личности характеризуется чертами характера, свя- занными с движением от людей. Для отстраненного типа свойственно общее отчуждение как от людей, так и от себя, а также принятие пози- ции зрителя по отношению к жизни в целом. Он испытывает потребность в установлении эмоциональной дистанции, отделяющей его от других людей, и стремится всячески избежать вовлеченности в какие-либо дела. Он избегает соперничества, успеха, престижа и склонен ограничивать себя в удовлетворении каких-либо потребностей, требующих чрезмерных затрат сил и времени. Отстраненному типу свойственно стремление к уединению, самодос- таточности и независимости. При этом независимость воспринимается в качестве самоцели. Такой тип сверхчувствителен к любому принужде- нию и подчинению правилам поведения или традиционным ценностям. Ему свойственно скрытое величие, чувство собственного превосходст-
421
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
ва и ощущение своей уникальности. Его цели негативны, поскольку он не хочет быть связанным с кем-либо или обремененным чем-либо, вклю- чая любые обязательства. Если его отстраненность и независимость под- вергаются угрозе, то, будучи обычно тихим и спокойным, он может про- являть ярость и наносить оскорбление. При мысли о присоединении к кому-то у него может возникнуть паника. Хотя отстраненность может привести к проявлению оригинально- сти мышления и способствует развитию творческих способностей, тем не менее она выступает в качестве защиты, минимизирующей или сво- дящей на нет возможные преимущества. В целом невротическая отстра- ненность подразумевает не желание человека побыть одному, прибегнуть к наполненному смыслом уединению, а стремление к одиночеству как средству избежания напряженности, возникающей при общении с дру- гими людьми. Она является не результатом выбора, а внутренне навязан- ным образом жизни. Для К. Хорни уступчивость, агрессивность и отстраненность являются тремя ликами базального конфликта. Соответствующие типы отношений невротика к другим людям позволяют говорить об основных способах, с помощью которых он пытается разрешить произрастающие на этой почве конфликты. Один из них заключается в подавлении определенных сторон личности и выдвижении на передний план противоположных сторон. Другой способ состоит в создании некой дистанции между собой и окружающими людьми, в результате чего конфликты как бы не допус- каются. Имеются и другие способы разрешения конфликтов, к которым прибегает невротик и которые стали объектом пристального внимания со стороны К. Хорни.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 358. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |