Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классический психоанализ и характероанализ




 

На начальной стадии развития классического психоанализа основное

внимание уделялось раскрытию природы, причин и последствий вытес-

ненного бессознательного. Лишь в 20-е гг., после опубликования З. Фрей-

дом работ «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и «Я и Оно»

(1923), наметился поворот к исследованию не только вытесненных,

но и вытесняющих сил. Стало очевидным, что бессознательной является

не только вытесненная сексуальность, но и иной пласт психики, связан-

ный с тем, что обычно воспринималось в качестве чего-то рационально-

го. Словом, психоаналитики стали обращать внимание как на содержания

вытесненного Оно, так и на бессознательные защитные функции Я.

Возникновение характероанализа В. Райха было связано с попытка-

ми разобраться в тех бессознательных защитных механизмах, которые

использовались человеком в процессе своей жизнедеятельности. Одна-

ко если представители так называемой психоаналитической психологии

Я сосредоточили свою исследовательскую и терапевтическую деятель-

ность на раскрытии разнообразных психических механизмов защиты,

то В. Райх сперва обратился к характерологическим защитным тенденци-

ям, а затем — к формированию телесного панциря. Постепенно он стал

выступать против психологизации телесного, в результате чего фрейдовское

обращение внимания на вытесняющие силы Я, как имеющие исключитель-

но психическую природу, оказалось не только переосмысленным, но и пре-

образованным в такое направление исследований, которое в дальнейшем

положило начало формированию телесно-ориентированной терапии.

В аналитическом мышлении сексуальность и характер нередко рас-

сматривались как две несводящиеся друг к другу составляющие того, что

обычно входило в понятие человека. Учение З. Фрейда о сексуальной

этиологии неврозов ориентировалось на осмысление одной составляю-

щей человека. Учение А. Адлера о нервозном характере восполняло про-

бел классического психоанализа, поскольку речь шла об учете второй

составляющей человека.

В. Райх попытался как бы объединить эти две точки зрения на чело-

века. Характероанализ предполагал как углубленное понимание либидо,

сексуальной экономики, так и исследование специфики различных типов

характера, прежде всего негенитального и генитального. В терапевтиче-

ском плане это означало работу не с отдельными симптомами психиче-

ских расстройств, понимаемыми в качестве невротического замещения

неудовлетворенных сексуальных влечений пациента, а с характерологи-

ческими особенностями, сказывающимися на проявлении различного

рода зажимов, препятствующих достижению оргастической потенции.

 

349


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

З. Фрейд внес значительный вклад в психоаналитическое понимание

сексуального развития ребенка и рассмотрел неврозы человека под углом

зрения тех психических конфликтов и переживаний, которые были свя-

заны с соответствующими регрессиями и фиксациями. Введенные им

понятия либидо, сексуальной цели, сексуального объекта и эрогенных зон

ориентировали на раскрытие инфантильных источников возникновения

неврозов, относящихся к догенитальным фазам сексуального развития

ребенка. Отталкиваясь от понятия либидо, В. Райх сосредоточился на изу-

чении таких аспектов сексуальной энергии, которые выходили за рамки

чисто психологических объяснений и вторгались в сферу биологии.

Если основатель психоанализа не касался проблемы взрослой гени-

тальности и ее функционирования в плане оргастической импотенции

или потенции, то для В. Райха данная сфера исследовательской и тера-

певтической деятельности стала исключительно важной, заслонившей

собой догенитальные фазы развития сексуальности. В рамках классиче-

ского психоанализа оргазм как таковой вообще не рассматривался и если

психоаналитики интересовались данной проблематикой, то речь шла,

как правило, лишь о психической импотенции у мужчин и фригидности

у женщин. В рамках характероанализа функция оргазма стала центральной

проблемой не только понимания природы человека, но и лечения пациентов, стра-

дающих психическими расстройствами.

В классическом психоанализе неврозы рассматривались с точки зре-

ния психических конфликтов, развертывающихся между сексуальны-

ми влечениями человека и теми ограничениями, которые налагались

на него социальными требованиями и нравственными предписаниями.

Речь шла о внутренних конфликтах, разыгрывающихся между созна-

тельным Я и бессознательным Оно, слабым Я и тираническим Сверх-Я,

включающим в себя бессознательное чувство вины. В характероанализе

давалось несколько иное толкование психических расстройств. В. Райх

исходил из того, что нарастание противоестественных и асоциальных

побуждений связано с нарушениями нормальной половой функции и, сле-

довательно, неврозы соотносятся с нарушениями генитальной функции,

а не с оральными или анальными предрасположенностями, как считали

многие психоаналитики.

З. Фрейд не связывал невроз страха с вегетативной системой. Он соот-

носил его с сексуальным воздержанием или прерванным половым актом.

В. Райх подошел к рассмотрению этой проблемы с другой стороны, пола-

гая, что невроз страха обусловлен физическим нарушением, вызванным

неудовлетворенностью и неверно направленным сексуальным возбужде-

нием. При этом он считал, что без душевного торможения сексуальное

возбуждение не может быть неверно направлено. Торможение приводит

 

350


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З

 

к сексуальному застою, который активизирует инцестуозные желания

и сексуальные страхи.

В отличие от З. Фрейда, В. Райх не считал, что психические расстрой-

ства являются только следствием сексуального нарушения в соответст-

вии с привычным толкованием либидо. Он полагал, что такие расстрой-

ства следует воспринимать однозначно, т. е. как следствие нарушения

генитальной функции, как оргастическую импотенцию, которая играет

для сексуальной экономики точно такую же роль, как эдипов комплекс

для классического психоанализа. Кто не понимает этого, тот «не поймет

ни различия между больным и здоровым, ни страха человека перед удо-

вольствием, ни патологической природы конфликта ребенка с родителя-

ми, ни убожества брака» [22, с. 84].

В классическом психоанализе причины возникновения неврозов выво-

дились из раннего детства. В. Райх соглашался с подобной точкой зрения,

так как считал, что основной психический конфликт связан с сексуальны-

ми отношениями между ребенком и родителями. Такой конфликт пред-

ставляет собой исторический материал для переживания, содержанием

которого питается невроз. Фактически, невротические фантазии обуслов-

ливаются инфантильными сексуальными связями с родителями.

Однако в понимании В. Райха один только конфликт между ребенком

и родителями не может вызвать длительного нарушения психического

равновесия, если он не подпитывается застойным возбуждением, кото-

рое представляет собой постоянно действующий фактор неврозов. Болез-

ненные инцестуозные привязанности к родителям теряют свою силу,

если в настоящем переживается полное оргастическое удовольствие. Это

означает и то, что патогенность эдипова комплекса зависит от отвода сексу-

альной энергии.

Для З. Фрейда эдипов комплекс представлялся всеобщим, универсаль-

ным, свойственным всем людям. Каждый ребенок в процессе своего пси-

хосексуального развития включен в систему эдипальных отношений и,

следовательно, прохождение данной стадии развития является нормаль-

ным и естественным процессом. Другое дело, что разрешение и изжи-

вание эдипова комплекса осуществляется по-разному, в результате чего

могут иметь место такие последствия, которые чреваты невротизацией

человека. Во всяком случае основатель психоанализа исходил из того, что

эдипов комплекс составляет ядро невроза.

В. Райх занимал иную позицию. В его понимании эдипов комплекс

не является универсальным, а возникает лишь в условиях патриархальной семьи.

Опираясь на исследования английского антрополога Б. Малиновского,

показавшего, что структура семейных отношений в некоторых прими-

тивных обществах имеет иной характер, чем рассмотренная З. Фрейдом

 

351


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

схема амбивалентных влечений ребенка к матери и отцу, он подверг

сомнению тезис о всеобщности эдипова комплекса. В. Райх полагал, что

форма эдипова комплекса изменяется вместе с общественным строем

и в будущем, в условиях коллективного воспитания речь не будет идти

об этом комплексе.

В 20-е гг. З. Фрейд выдвинул представления о структуре психики,

состоящей из Оно, Я и Сверх-Я, бессознательном чувстве вины и вле-

чении к смерти, противостоящем влечению к жизни. В свете этих идей

по-новому стали рассматриваться и неврозы. Причем многие психоанали-

тики все дальше стали отходить от прежних психоаналитических взгля-

дов, в соответствии с которыми в основе психических расстройств лежа-

ло неудовлетворенное либидо.

Для В. Райха такой поворот в классическом психоанализе представ-

лялся бесперспективным, поскольку нередко получалось так, что сексу-

альность утрачивала свою значимость, а понятие либидо лишалось вся-

кого сексуального содержания. Если ранее невроз воспринимался в каче-

стве результата конфликта между сексуальными влечениями и страхом

наказания, то после нововведений З. Фрейда невроз стал представлять

собой конфликт между сексуальными желаниями и стремлением к нака-

занию. Такое понимание невроза рассматривалось В. Райхом в качестве

ликвидации психоаналитического учения о психических заболеваниях,

поскольку вместо сексуальности на передний план стали выступать пред-

ставления о влечении к смерти и невротических намерениях пациентов

нанести себе ущерб.

В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) З. Фрейд пересмот-

рел ранее выдвинутое представление о соотношении между вытеснением

и страхом. Если прежде он придерживался точки зрения, в соответствии

с которой вытеснение порождает страх, то теперь он пришел к убежде-

нию, что дело обстоит совершенно иначе, т. е. страх следует восприни-

мать не как следствие вытеснения сексуальности, а как причину данного

вытеснения. Для В. Райха подобное понимание страха оказалось непри-

емлемым, поскольку оно подрывало основы его теории оргастической

импотенции и представления о страхе, как выводимом из сексуального

застоя. По его мнению, после публикации работы З. Фрейда «Торможе-

ние, симптом и страх» в психоанализе не стало теории страха, которая бы

соответствовала клинической практике.

В. Райх был убежден в правильности предпринятой им попытки раз-

вития первоначальных воззрений основателя психоанализа, касающихся

понимания страха. Эта попытка привела к утверждению того, что прояв-

ляющееся в половых органах возбуждение как чувство удовольствия дает

о себе знать в форме страха, представляющего собой прямую противопо-

 

352


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З

 

ложность удовольствия. Отсюда вывод, в соответствии с которым сексуаль-

ность и страх соответствуют двум противоположно направленным ощущениям

вегетативного возбуждения.

С точки зрения В. Райха, в случае торможения сексуального возбужде-

ния увеличивается застой сексуальной энергии, в результате чего человек

начинает испытывать страх. Этот страх вызван неспособностью к удовле-

творению влечения, и он укореняется в характере. Отсюда проистекает

боязнь оргазма. Она представляет собой страх перед нарастающим возбу-

ждением генитальной системы. Страх пережить оргазм образует ядро общего

страха перед удовольствием. Чем сильнее нарушение функции генитального

возбуждения, тем многообразнее фантазии, вызывающие торможение,

и тем сильнее страх оргазма. Крайнее проявление страха перед оргазмом

образует общий страх перед смертью.

Расхождения между классическим психоанализом и характероанализом

наблюдались также в понимании природы агрессивности. С точки зрения

З. Фрейда, особенно ярко выраженной после публикации работы «По ту

сторону принципа удовольствия» (1920), агрессивность, деструктивность

присущи человеку. Он исходил из того, что человек не является мягким

и любящим существом, к его влечениям принадлежит «большая доля агрес-

сивности», культуре противостоит «природный инстинкт агрессивности,

враждебности одного ко всем и всех к каждому» [23, с. 106, 115].

Подобные утверждения основателя психоанализа воспринимались

В. Райхом как неправомерные, излишне абсолютизирующие агрессивные,

деструктивные наклонности человека. Он соотносил подобные наклонно-

сти с характером человека и считал, что деструктивность связана с его несо-

стоятельностью в жизни и недостатком сексуального удовлетворения.

В классическом психоанализе агрессия и деструкция рассматривались

как идентичные друг другу, а деструкция приравнивалась к влечению

к смерти. В противоположность подобному пониманию В. Райх не считал

влечение к смерти изначальным инстинктом и истолковывал проявления данно-

го влечения в качестве продуктов невроза. Он соотносил страх смерти со стра-

хом оргазма, а мнимое влечение к смерти — с бессознательным стремле-

нием к снятию оргастического напряжения. По его мнению, деструкция

не является изначально биологической по своему характеру, а агрессия

не имеет ничего общего ни с садизмом, ни с деструкцией. Можно сказать,

что «агрессия — не влечение в собственном смысле слова, а необходимое

средство для возбуждения любого влечения» [24, с. 123].

В. Райх критически отнесся к идеям о биологической изначальности

деструкции и садизма. Выделив деструктивную, садистскую, двигательную

и сексуальную агрессивность, он пришел к пониманию того, что любое

подавление сексуальных побуждений усиливает агрессивность как таковую

 

353


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

и ее разрушение ведет к высвобождению энергии, связанной с оргастиче-

ской потенцией. При нарушениях генитальная энергия превращается в деструк-

тивную. Аналогичным образом при удовлетворении может совершаться

обратное превращение деструктивной энергии в генитальную. При таком

понимании интенсивность влечения к деструкции выводилась из степени

сексуального застоя, агрессия отличалась от деструкции.

Размышления В. Райха об агрессивности, деструктивности и садизме

привели к переосмыслению им представлений З. Фрейда о первичности

влечений человека и о структуре психики. Если для основателя психоана-

лиза бессознательные агрессивные и деструктивные влечения составляли

некий природный базис, то для В. Райха они были вторичными образова-

ниями. В понимании З. Фрейда Я и Сверх-Я надстраиваются над бессозна-

тельным Оно в процессе поступательного развития человека и человече-

ства. С точки зрения В. Райха, структурные составляющие человеческой

психики имеют иную основу, свидетельствующую о более оптимистиче-

ском, по сравнению с классическим психоанализом, видении человека.

В. Райх исходил из того, что культурный человек современной эпохи

представляет собой существо с трехслойной структурой, т. е. имеет поверх-

ностный, промежуточный и глубинный слои.

Поверхностный слой характеризуется притворной социальностью, неис-

кренней вежливостью, общительностью. Здесь человек носит искусствен-

ную маску самообладания, скрывающую его истинное лицо.

Промежуточный или второй слой представляет собой продукт культуры,

отрицающей природную сексуальность. Именно здесь происходит сдер-

живание, подавление сексуальности, садизма, жадности, зависти и всего

того, что в классическом психоанализе выступает в форме проявления

бессознательных влечений. Фактически этот вторичный слой является

не чем иным, как структурной составляющей, представленной в класси-

ческом психоанализе в виде бессознательного Оно.

Глубинный слой — это проявление естественной сексуальности, способности

любить, работать и познавать. Он является биологическим ядром струк-

туры человеческого характера, вызывающим у человека страх в силу его

непонимания.

Если бы поверхностный слой личности человека находился в непо-

средственном контакте с глубинной, биологической основой индивиду-

альности, то не было бы никаких драм и трагедий. Однако, как считал

В. Райх, дело обстоит совсем иначе, поскольку поверхностный слой лич-

ности не соприкасается с глубинным ядром, а опирается на промежуточ-

ный слой, состоящий исключительно из бессознательных импульсов.

На языке сексуальной энергетики бессознательное этого слоя пред-

ставляет собой совокупность вторичных влечений, не имеющих ничего

 

354


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З

 

общего с подлинной природой человека. В этом смысле то, что З. Фрейд

назвал бессознательным, является не чем иным, как вторичным результа-

том подавления первичных биологических влечений, которые свойствен-

ны третьему, глубинному слою. «В результате неудачной структурной ком-

поновки каждый естественный, социальный, либидозный импульс, стре-

мящийся к реализации на биологической основе, вынужден проходить

через слой вторичных извращенных влечений и таким образом подверга-

ется искажению. Это искажение трансформирует и извращает исходную

социальную природу естественных импульсов, препятствуя любому под-

линному проявлению жизни» [25, с. 10–11].

Три слоя биопсихической структуры были перенесены В. Райхом в социально-

политическую сферу. Он полагал, что политические и идеологические груп-

пы любого общества соответствуют этим слоям, поскольку под влияни-

ем общественных условий и преобразований исходных биологических

потребностей человека его измененная характерологическая структу-

ра воспроизводит как социальный строй общества, так и присущую ему

идеологию.

В результате подобного понимания В. Райх соотнес поверхностный

слой биопсихической структуры с либерализмом, вторичный слой —

с фашизмом, а глубинный слой биологического ядра — с революционны-

ми, демократическими движениями.

В. Райх был первым психоаналитиком, попытавшимся понять феномен

фашизма до того, как Гитлер пришел к власти в Германии и фашистская

идеология обернулась развязыванием Второй мировой войны. В работе

«Психология масс фашизма» (1933) он показал, что фашизм не являет-

ся национальной особенностью немцев, а представляет собой феномен,

обусловленный мятежными эмоциями, подпитываемыми вторым слоем

биопсихической структуры личности, и реакционными социальными

идеями, возникающими под воздействием активизации бессознательных

влечений. Фашизм служит организованным политическим выражением

характерологической структуры среднего человека, существование кото-

рой носит всеобщий, интернациональный характер, а не ограничивается

отдельными партиями или нациями. «С точки зрения характера челове-

ка «фашизм» представляет собой основное, эмоциональное отношение

«подавленного» в человеке к нашей авторитарной, машинной цивилиза-

ции и ее механистически-мистическому пониманию жизни» [26, с. 12].

В отличие от З. Фрейда, который мало интересовался социальными про-

блемами и в лучшем случае размышлял о сходствах и различиях между инди-

видуальной и социальной психологиями, что нашло свое отражение в его

работе «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), В. Райх уделил

значительное внимание разработке сексуально-энергетической социологии.

 

355


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

Он попытался привести психологию бессознательного З. Фрейда в соот-

ветствие с экономической теорией К. Маркса, отказавшись в то же время

от эклектического объединения инстинкта и экономики. Как ему представ-

лялось, сексуально-экономическая социология служила разрешению про-

тиворечия между забвением социального фактора в психоанализе и про-

исхождения человека от животного в марксизме. Поэтому он считал, что

психоанализ является «матерью» сексуальной энергетики, социология — ее

«отцом», а сексуально-экономическая социология «ребенком», представляю-

щим собой нечто большее, чем суммарный итог своих родителей.

Если классический психоанализ раскрыл механизмы сексуально-

го подавления и вытеснения, а также их патологические последствия,

то построенная на идеях характероанализа сексуально-экономическая

социология пошла дальше и попыталась ответить на вопрос, какие социо-

логические причины лежат в основе подавления и вытеснения сексуаль-

ности в обществе. Если З. Фрейд считал, что подавление и вытеснение

сексуальности осуществляется в интересах развития культуры, то В. Райх

полагал, что соответствующая проблема заключается не в культуре,

а в общественном строе. Подавление и вытеснение сексуальности связа-

ны с авторитарно-патриархальным обществом. Сексуальное торможение

так изменяет структуру личности, что она чувствует и мыслит вопреки

своим естественным потребностям и интересам.

Исследование структуры общества, политических движений и идео-

логии через призму характерологической структуры личности и сексу-

ально-энергетической социологии привело В. Райха к переосмыслению

целого ряда психоаналитических идей, в том числе связанных с понима-

нием религиозности. В этом отношении его позиция по религиозной про-

блематике отличалась от того толкования религии и религиозных чувств,

которые имели место в аналитической психологии К. Г. Юнга и классиче-

ском психоанализе З. Фрейда.

Для К. Г. Юнга религиозность была некой психической функцией, спо-

собствующей процессу индивидуации. З. Фрейд рассматривал религи-

озность с точки зрения проецирования инфантильных желаний вовне.

В. Райх исходил из того, что религиозный опыт проистекает из патриархально-

го подавления сексуальности.

Говоря о религиозном чувстве, он давал ему следующие характеристики:

· религиозное возбуждение представляет собой вегетативное возбужде-

ние, сексуальная природа которого представлена в ложном свете;

· представляя религиозное чувство в искаженном плане, религиозный

человек отрицает существование своей сексуальности;

· религиозный экстаз является не чем иным, как заменителем оргасти-

чески-вегетативного возбуждения;

 

356


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З

 

· не освобождая от сексуальности, подобный экстаз вызывает в лучшем

случае мышечную и психическую усталость;

· религиозное чувство представляется субъективно подлинным и имеет

физиологическую основу;

· отрицание сексуальной природы религиозного возбуждения приводит

к утрате искренности характера.

В соответствии с воззрениями В. Райха сексуальное возбуждение, пред-

ставление об отце и идея Бога составляют некое единство, которое нахо-

дит свое отражение и закрепляется в психологической структуре ребенка.

В терапевтической практике это единство обнаруживается в форме спаз-

ма генитальной мускулатуры. Если устранить такой спазм, то страх перед

отцом и идея Бога лишаются своей сущностной основы.

Таким образом, терапевтическая практика способствует пониманию

того, что генитальный спазм реализует физиологическое укоренение

религиозного страха в структуре личности. Более того, становится оче-

видным, что подобный спазм приводит к появлению страха перед насла-

ждением, который лежит в основе всех заповедей, составляющих ядро

религиозной морали. В целом, как считал В. Райх, религия опирается

на структуру патриархальной личности, сформированную с помощью

подавления сексуальности, а источником религиозного мировоззрения

служит отказ от телесных наслаждений.

Сексуально-экономический подход В. Райха заключается в том, что

он рассматривает религиозность и мистицизм в качестве психической

реальности, обеспечивающей поддержку сексуальному вытеснению и под-

рывающей природные силы человека. В характероанализе не обсуждает-

ся проблема существования или несуществования Бога. С помощью него

предпринимается попытка устранения сексуального торможения и инфан-

тильной привязанности к родителям. Терапия направлена не на противо-

поставление антирелигиозной позиции мистицизму, а на разоблачение

мистической установки как антисексуальной. Она ориентирована на то,

чтобы пациент перестал относиться к своей сексуальности, как к чему-то

запретному, греховному, аморальному, асоциальному.

В отличие от многих психоаналитиков, включая З. Фрейда, ограничив-

ших свою деятельность частной практикой и не вторгавшихся в сферы

политики, В. Райх не только сформулировал основные положения сексу-

ально-энергетической социологии, но и предпринял организационные

усилия по сексуальному просвещению и пропаганде сексуальной энер-

гетики. Более того, он вышел за рамки индивидуальной вегетотерапии

и сосредоточил усилия на массовой сексуально-экономический психо-

гигиене. Если в процессе характероанализа и вегетотерапевтического

лечения предполагалось устранение сексуального вытеснения и восста-

 

357


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

новление биологического здоровья, то задача сексуально-энергетической

социологии состояла в оказании помощи угнетенной личности по осозна-

нию противоречий и страданий.

В. Райх стал инициатором создания клиник, в которых с подростками

и родителями открыто обсуждались сексуальные проблемы. В 30-е гг. он

выступил с сексуально-политической программой, значительно опере-

жавшей свое время и вызвавшей поддержку у ряда медиков, психологов,

социологов и педагогов.

Эта программа включала в себя следующие положения:

· свободное распространение противозачаточных средств среди тех,

кто в них нуждается, но не имеет возможности приобрести их через

ограниченные в настоящее время каналы, а также массовое просвеще-

ние в вопросах, касающихся контроля над рождаемостью;

· отмена законов, запрещающих аборты, и легализация абортов в госу-

дарственных клиниках, а также оказание финансовой поддержки бере-

менным женщинам и матерям;

· устранение правовой дискриминации между замужними и незамужни-

ми, женатыми и неженатыми парами, а также упразднение проститу-

ции посредством экономического и социального устранения причин

ее возникновения;

· предотвращение венерических заболеваний путем сексуального про-

свещения;

· устранение неврозов и сексуальных проблем благодаря образованию

и изучению принципов сексуальной педагогики;

· обучение врачей, учителей и социальных работников по всем вопро-

сам, связанным с сексуальной гигиеной;

· не наказание за сексуальные проступки, а лечение людей, совершивших

их, а также защита детей от взрослых соблазнителей и растлителей.

В рамках классического психоанализа З. Фрейд поставил вопрос о том,

не являются ли некоторые культуры невротическими. Сам он не претен-

довал на то, чтобы заняться исследованием и тем более лечением пато-

логии культуры, хотя и говорил о том, что в будущем, возможно, кто-то

отважится на подобный подвиг.

В. Райх был одним из немногих психоаналитиков, кто вслед за З. Фрей-

дом поставил неутешительный диагноз современной культуре и челове-

ческой цивилизации, развивающейся под знаком подавления и вытесне-

ния сексуальных влечений человека. Этот диагноз сводился к признанию

наличия «эмоциональной чумы», эпидемической болезни, проявляющейся

в социальной жизни.

В понимании В. Райха «эмоциональная чума — это хроническая биопа-

тия организма» [27, с. 404]. Впервые она проявилась в подавлении гени-

 

358


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З

 

тальной любви, а впоследствии приобрела размах эпидемии, охватившей

все страны и континенты. Эмоциональная чума связана с неврозом характера,

но является тем человеческим поведением, которое проявляется в меж-

личностных отношениях и закрепляется в соответствующих институтах.

Она проявляется в различных формах и затрагивает многие области чело-

веческой жизни, будь то мистицизм, стремление к власти, морализирова-

ние, политика партий и государств, авторитарная бюрократия, идеоло-

гия войн, криминальные убийства, порнография или расовая ненависть.

В основе эмоциональной чумы лежат биологический сексуальный застой

и неспособность переживать полное оргастическое удовлетворение. Она

подпитывается стимулами и реакциями, характерными для вторичного

слоя биопсихической структуры человека.

В биологическом, сексуально-экономическом и политическом отноше-

ниях эмоциональная чума может быть охарактеризована целым рядом факторов,

среди которых, по мнению В. Райха, могут быть выделены следующие:

· с биологической точки зрения «человечество следует считать боль-

ным»;

· на социальном уровне иррациональным выражением данного заболе-

вания является политика;

· все происходящее в общественной жизни определяется психологиче-

ской структурой масс;

· эта психологическая структура формируется на основе социально-эко-

номических процессов;

· биопсихическая структура личности олицетворяет собой окаменение

авторитарного исторического процесса и воспроизводит угнетение

масс на биофизическом уровне;

· психологическая структура существует за счет противоречия между

стремлением человека к свободе и страхом перед ней;

· каждая форма общества служит социальным выражением той или

иной стороны данной структуры, свойственной народным массам;

· на протяжении нескольких тысячелетий авторитарно-механическая

цивилизация разрушала биологическую основу деятельности человека;

· подавление естественной сексуальности детей и подростков способ-

ствует формированию психологической структуры, поддерживающей

и воспроизводящей авторитарно-механистическую цивилизацию;

· интерес к деньгам, власти и могуществу служит замещением несосто-

явшегося счастья в любви;

· характероанализ, вегетотерапия и оргонная терапия с их акцентом

на возможности обретения способности к естественному сексуально-

му удовлетворению служат процессу устранения последствий тысяче-

летнего подавления человека.

 

359


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

В классическом психоанализе неврозы рассматривались с точки зре-

ния конфликтов, имеющих место между природными влечениями чело-

века и культурой, направленной на подавление этих влечений. Этика

и мораль воспринимались в качестве тех инструментариев культуры,

с помощью которых осуществлялось сдерживание сексуальности.

В. Райх разделял подобное понимание неврозов и считал, что вытесне-

ние сексуальности ведет к развитию в человеке различных форм мораль-

ной защиты. Однако он полагал, что если в процессе изменения структуры

характера пациента будет признана не только необходимость, но и непре-

менность генитального удовлетворения инстинктов, то тем самым будет

сброшена «смирительная рубашка» и произойдет освобождение накоп-

ленной застойной сексуальности. В этом случае навязанные извне мораль-

ные запреты утратят свою значимость, и человек окажется способным

к свободному и естественному удовлетворению своих влечений. «Если

прежде завышенный уровень моральных требований усиливал инстинкт

или делал его асоциальным, а усиление инстинкта требовало введения

еще более жестких моральных препятствий, то приведение способности

к удовлетворению в соответствие с силой инстинкта содействует ликвида-

ции морального регулирования в характере больного» [28, с. 35].

Подобное видение В. Райхом последствий высвобождения сексуально-

сти из-под гнета морального сдерживания не вписывалось в рамки класси-

ческого психоанализа. Многие психоаналитики порой просто не ставили

вопрос о том, что делать с освобожденными инстинктами, когда пациент

осознавал пагубность их вытеснения. В лучшем случае говорилось о том,

что, наряду с сублимацией, место вытеснения должен занять доброволь-

ный отказ от влечения, соответствующий принципу реальности.

В противоположность подобной точке зрения, В. Райх настаивал

на необходимости естественного удовлетворения сексуальности и гово-

рил о том, что принцип реальности относителен и что в условиях совре-

менности этот принцип служит интересам авторитарного общества.

Для него было очевидно, что ликвидация вытесненной сексуальности

посредством аналитической терапии противоречит тем элементам куль-

туры, которые основываются на этом вытеснении. И если в классическом

психоанализе данное обстоятельство оставляется без внимания, то сек-

суальная экономика не только фиксирует существующее противоречие,

но и утверждает, что инстинктивная жизнь современного человека пред-

ставляет собой продукт морального регулирования и, следовательно, под-

линное проявление ее в полном объеме возможно только с устранением

этого регулирования.

На первый взгляд может показаться, что В. Райх ратует за ликвида-

цию нравственности и морали как таковой. Однако это не так, поскольку

 

360


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З

 

в действительности речь идет об устранении морального регулирования,

подавляющего сексуальность человека, и о необходимости осуществления

социально-экономического морального регулирования, способствующего

естественному удовлетворению сексуальности.

Словом, вместо принудительного морального регулирования на перед-

ний план жизнедеятельности человека должно выйти его саморегулиро-

вание, основанное на сексуальной экономике. Причем подобная смена

морального регулирования не является для В. Райха сиюминутным актом.

Процесс изменения структуры характера человека требует длительного

времени и замена регулирования, основанного на принудительной мора-

ли, сексуально-экономическим регулированием возможна только в той

мере, в какой сфера вторичных асоциальных влечений будет сокращать-

ся в пользу естественных биологических влечений. Пациент утрачива-

ет свою асоциальность и становится моральным в той степени, в какой

становится сексуально здоровым. В целом человек будет ликвидировать

в себе осуществляющие моральное регулирование инстанции по мере

обретения заново своей природной сексуальности.

Таким образом, в характероанализе и сексуальной экономике речь

идет о том, чтобы постепенно упразднить вторичные влечения, а с ними

и моральное принуждение. То и другое должно быть заменено сексуаль-

но-экономическим саморегулированием. Тем самым снимается противоречие

между человеком и культурой, которое было зафиксировано З. Фрейдом,

но которое не было им разрешено. Одновременно изменяется и смысл

того, что обычно понималось под моралью. Она уже будет выступать

не в качестве инструмента принуждения, а как необходимое средство

саморегулирования, предполагающего гармонию между природой и циви-

лизацией. Стало быть, «сексуальная экономика борется против регулиро-

вания, основанного на принудительной морали, а не против морали, гово-

рящей жизни “да”» [29, с. 58].

В отличие от З. Фрейда, В. Райх расширил свою исследовательскую

и терапевтическую деятельность в двух направлениях, оказавших со вре-

менем воздействие на развитие как психоанализа, так и различного рода

начинаний в области медицины, социологии, сексологии.

Первое направление, связанное с осуществлением сексуально-экономиче-

ских экспериментов, вегетотерапии и оргонной терапии вело к погруже-

нию в биологические основы человеческой деятельности и осмыслению

целого ряда психосоматических проблем. В рамках этого направления

возникла телесно-ориентированная терапия, включающая в себя био-

энергетический анализ А. Лоуэна, рольфинг И. Рольф, сенсорное само-

сознание Ш. Селвер и ряд других техник, использующих различного рода

упражнения по освобождению тела от оков панциря и приданию ему есте-

 

361


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

ственного состояния с целью лечения психосоматических заболеваний

и гармонического развития личности.

Второе направление, включающее в себя попытку осмысления механиз-

мов социального подавления сексуальной жизни и функций культуры

в этом процессе, вело к развитию социально и культурно ориентирован-

ного психоанализа, политической психологии и социальной сексологии.

В рамках психоанализа идеи В. Райха о невротическом характере, харак-

терологических особенностях, сказывающихся на психологии массовых

движений, а также о взаимосвязях между человеком, обществом и культу-

рой оказали влияние на формирование тех или иных концепций, пред-

ложенных такими психоаналитиками как К. Хорни и Э. Фромм. Развитие

социально и культурно ориентированного психоанализа как раз и осуще-

ствлялось под воздействием соответствующих представлений В. Райха,

относящихся не к его исследованию биологической энергии и функции

оргазма, а к рассмотрению характера человека и включенности индивида

в контекст культуры и общества.


 

ГЛАВА 6

 

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

К. ХОРНИ

 















Карен Хорни

 

Немецко-американский психоаналитик Карен Хорни (1885–1952) —

одна из видных фигур в психоаналитическом движении первой половины

ХХ столетия. Начав свою преподавательскую, исследовательскую и тера-

певтическую деятельность в рамках классического психоанализа, со вре-

менем она не только переосмыслила основные психоаналитические кон-

цепции З. Фрейда, но и выдвинула свое понимание причин возникновения

невротических конфликтов, образования неврозов, а также возможно-

стей их разрешения и лечения.

Новации К. Хорни в теории и практике психоанализа способствовали

становлению такого направления в психоаналитическом движении, пред-

ставители которого соотносили невротизацию человека не столько с его

инстинктивными влечениями, сколько с социокультурными условиями

жизни. Вместе с тем выдвинутые ею идеи были восприняты ортодоксаль-

но ориентированными психоаналитиками в качестве ереси, несовмести-

мой с канонами психоанализа как такового. Предпринятый ею в конце

30-х — начале 40-х гг. своеобразный бунт в психоанализе завершился изгна-

нием К. Хорни из официально признанного психоаналитического сооб-

щества. Словом, в истории психоаналитического движения К. Хорни

предстает в качестве незаурядной личности, проложившей новые пути

в развитии психоанализа.

Карен Хорни (Даниельсен) родилась 16 сентября 1885 г. в Германии,

близ Гамбурга в норвежско-голландской семье. Ее отец был капитаном

норвежского флота, отличался суровым характером и сдержанностью

в выражении своих чувств, усердно изучал Библию. Ее мать, голландская

немка, была на семнадцать лет моложе своего мужа, обладала живым

характером, свободомыслием и играла главную роль в семье. Любовь отца

была сосредоточена на жене, и он мало уделял внимания дочери. Мать,

 

363


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

будучи привлекательной женщиной, открыто презирала своего мужа и,

таким образом, в семье была нездоровая обстановка, сказавшаяся на доче-

ри, которая стала раздражительной и озлобленной.

Детство К. Хорни не было счастливым, так как она чувствовала себя

нежеланным ребенком и полагала, что родители отдают предпочтение

ее брату, который был на четыре года старше. Ощущая себя отвергнутой

в семье, она компенсировала эту ущербность в школе, достигла значи-

тельных успехов в учебе и стала одной из первых учениц. Впоследствии

К. Хорни рассматривала свое неистовое или, по ее собственному выра-

жению, невротическое честолюбие в учебе как следствие разочарования

в любви, которое было особенно болезненным из-за недостатка людей,

к которым она могла бы питать привязанность.

В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она при-

вела пример одной девочки, которая испытывала привязанность к сво-

ему брату, предавалась с ним нежностям более или менее сексуального

характера, но ощутила страшный удар по своему самолюбию, когда в воз-

расте восьми лет ее брат, которому в то время было двенадцать лет, вне-

запно отверг ее, сославшись на то, что они стали слишком взрослыми.

Используя данный пример, К. Хорни описала фактически свое собствен-

ное состояние в детстве, связанное с глубоким разочарованием в брате,

а также стыдом и унижением, которые ей пришлось пережить.

Попытки добиться любви со стороны другого мальчика после разры-

ва с братом привели к тому, что сперва ее состояние заметно улучшилось,

но когда этот мальчик исчез из поля зрения, она отреагировала на новое

разочарование такой подавленностью, что для восстановления сил ее

пришлось отправить на курорт, а по возвращении перевести на класс

ниже. Именно после этого, в возрасте девяти лет, она проявила свое чес-

толюбие, стремилась стать первой в классе и добилась своего, но это

обернулось ухудшением отношений с другими девочками.

Будучи депрессивным и непослушным ребенком, в подростковом воз-

расте в семейных конфликтах между отцом и матерью К. Хорни стала

выступать на стороне матери. В тринадцать лет начала вести дневник,

в котором описывала свои переживания и отношения к родителям и брату.

По сравнению с красивой матерью и веселым братом К. Хорни чувствова-

ла себя «гадким утенком» и у нее возникло убеждение, что она не способ-

на вызвать симпатию. Внешняя близость к матери и брату на самом деле

были не чем иным, как вытесненной враждебностью, которая впослед-

ствии переросла в открытое неприятие их.

Несколько десятилетий спустя в автобиографической работе «Само-

анализ» (1942), в которой был описан клинический случай Клэр, К. Хорни

поведала о некоторых переживаниях, связанных с отношениями в семье.

 

364


 

 

КАРЕН ХОРНИ

 

«С ней не обращались плохо и не отвергали ее в грубой форме — она ходи-

ла в такие же хорошие школы, как и ее брат, она получала столько же

подарков, как и он, она занималась музыкой с тем же учителем, что и ее

брат, и во всем, что касалось материальных благ, к ней относились так же

хорошо. Но что касается менее осязаемых вещей, то их она получала

меньше, чем брат: меньше ласки, меньше интереса к ее школьным оцен-

кам — и в тысяче мелких каждодневных переживаний ребенка — меньше

заботы, когда она была больна, меньше беспокойства о том, что ее нет

рядом, меньше желания доверительного общения и меньше восхищения

ее внешностью и хорошими манерами. Между матерью и сыном сущест-

вовала глубокая, хотя трудноуловимая для нее, общность, из которой она

была исключена» [1, с. 317].

К. Хорни стала одной из первых женщин в Германии, которая захо-

тела получить медицинское образование и добилась этого. Она училась

в университетах Гёттингена, Гамбурга, Берлина. В 1909 г. вышла замуж

за берлинского юриста Оскара Хорни. В 1913 г. закончила медицинский

факультет Берлинского университета. Специализировалась в области пси-

хиатрии. Несколько лет проработала в психиатрической клинике. Под

влиянием лекций немецкого психоаналитика К. Абрахама в студенческие

годы увлеклась психоанализом и в 1910 г. прошла у него анализ. В 20-х гг.

прошла повторный личный анализ у Г. Закса. Стала одним из признан-

ных преподавателей Берлинского института психоанализа, созданного

в 1920 г. по инициативе К. Абрахама и М. Эйтингона. В 20-х гг. принимала

участие в работе нескольких конгрессов Международного психоаналити-

ческого объединения. Воспитывала троих детей, но в 1926 г. рассталась

со своим мужем.

В 1932 г. по приглашению Ф. Александера К. Хорни переехала в США,

где стала работать заместителем директора Чикагского института пси-

хоанализа. Там она встретила Э. Фромма, который читал лекции в дан-

ном университете и с которым она была ранее знакома по Берлинскому

институту психоанализа, где он получал соответствующее образование,

а она выступала в роли преподавателя. В 1934 г. она и Э. Фромм пере-

ехали в Нью-Йорк. К. Хорни проводила учебный анализ со студентами

Нью-Йоркского психоаналитического института и работала в качестве

психоаналитика. В 1935 г. она читала лекции в Новой школе социальных

исследований. В 1938 г. официально развелась с мужем. После публика-

ции в 1939 г. книги «Новые пути в психоанализе» и ряда выступлений,

в которых были подвергнуты критике фундаментальные положения уче-

ния З. Фрейда о человеке, неврозах и технике их лечения, ее профессио-

нальная деятельность была поставлена под сомнение правоверными аме-

риканскими психоаналитиками.

 

365


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

В 1941 г., после того как Нью-Йоркский психоаналитический институт

лишил К. Хорни права преподавать и выступать в качестве обучающего

аналитика, она с группой единомышленников, включая С. Кельман, Б. Роб-

бинса, К. Томпсон, Х. Эфрона и более десятка аспирантов, вышла из Нью-

Йоркского психоаналитического общества (соответственно, и из Аме-

риканской психоаналитической ассоциации) и основала Американский

институт психоанализа и Ассоциацию развития психоанализа. К тому

времени между К. Хорни и Э. Фроммом произошел разрыв, не последнюю

роль в котором сыграл анализ ее дочери Марианны, с одобрения матери

осуществляемый последним. Несмотря на этот разрыв, Э. Фромм вошел

в состав Американского института психоанализа.

В 40-е гг. К. Хорни стала основателем и редактором «Американского

журнала психоанализа». В 1942 г. в созданном ею Американском инсти-

туте психоанализа произошел раскол, обусловленный различными при-

чинами, в том числе и проводимой ею политикой, в результате которой

не имеющему медицинского образования Э. Фромму было запрещено

вести семинары по практике психоанализа и осуществлять обучающий

анализ. Из-под ее начала ушли ведущие сотрудники Американского инсти-

тута психоанализа. Одни из них, включая К. Томпсон и Э. Фромма, совме-

стно с Г. С. Салливаном основали Вашингтонскую школу психиатрии,

к которой до 1946 г. относился Институт У. Уайта, другие в 1944 г. вошли

в состав психоаналитического факультета при Нью-Йоркском медицин-

ском колледже.

В конце 40-х гг. К. Хорни увлеклась дзен-буддизмом, а в начале 50-х гг.

посетила Японию, где побывала в дзен-буддистских монастырях. В этом

путешествии ее сопровождал Д. Судзуки, который, будучи специалистом

по дзен-буддизму, читал лекции в США. Вернувшись из поездки по Японии,

К. Хорни продолжила свою исследовательскую, терапевтическую и обще-

ственную деятельность. Она умерла в Нью-Йорке 4 декабря 1952 г.

К. Хорни — автор многочисленных статей и таких фундаментальных

работ, как «Невротическая личность нашего времени» (1937), «Новые

пути в психоанализе» (1939), «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние

конфликты» (1945), «Невроз и развитие личности» (1950).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...