Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классический и конструктивный психоанализ
При обсуждении природы человека, причин возникновения невро- зов, специфики невротических конфликтов и невротических способов их решения, а также целей и возможностей самоанализа и психоанали- тической терапии К. Хорни пересмотрела многие положения классиче- ского психоанализа. В рамках предшествующего рассмотрения ее взглядов на психологию мужчин и женщин, соотношение между культурой и неврозами, невроти- ческие наклонности и структуру личности частично были затронуты те расхождения, которые явственно обнаружились между ее конструктивной
447
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
теорией и классическим психоанализом. Однако для лучшего понимания того, какой вклад был внесен К. Хорни в теорию и практику психоанализа, следует подробнее остановиться на идеях и концепциях, демонстрирую- щих наиболее существенные расхождения между ней и З. Фрейдом. Действительно, открывая новые пути в психоанализе, К. Хорни крити- чески отнеслась к целому ряду идей и концепций, положенных в основу классического психоанализа. Ее переосмысление теории и практики клас- сического психоанализа было столь радикальным, что может создаться впечатление об отходе от психоаналитического мышления вообще. Одна- ко было бы преждевременно делать подобный вывод, поскольку К. Хор- ни не отказывалась ни от позитивного наследия З. Фрейда, ни от психо- анализа как такового. Во-первых, на протяжении пятнадцати лет она следовала всему тому, что было предложено в рамках классического психоанализа. Во-вторых, последующая критическая переоценка психоаналитической теории проистекала у нее из неудовлетворенности практическими резуль- татами, поскольку при работе с пациентами приходилось сталкиваться с такими проблемами, для решения которых ранее принятые психоана- литические концепции оказывались непригодными. В-третьих, критика ряда идей З. Фрейда осуществлялась не с точки зре- ния упразднения психоанализа, а в плане устранения спорных моментов для того, чтобы его потенциальные возможности получили наилучшее развитие. В-четвертых, при всем своем критическом отношении к целому ряду положений классического психоанализа К. Хорни признавала «нетлен- ные ценности», которыми З. Фрейд обогатил психологию и психиатрию. По ее собственному выражению, «со времени фундаментальных откры- тий Фрейда никому не удалось создать нечто существенное в области пси- хологии и психотерапии, не используя эти открытия в качестве ориен- тира для наблюдений и размышлений; если они отвергались, значение новых разработок соответственно снижалось» [35, с. 11]. Наиболее фундаментальные открытия З. Фрейда соотносились К. Хор- ни с его учениями о том, что психические процессы строго детермини- рованы, чувства и действия людей могут определяться бессознательны- ми мотивами, побуждающие человека мотивы представляют собой эмо- циональные силы. Важным открытием основателя психоанализа было и то, что внутренние конфликты стали ключом к пониманию неврозов. З. Фрейд не только открыл значимость бессознательных процессов в фор- мировании характера и неврозов, но показал динамику этих процессов. Он научил пониманию смысла сновидений, ошибочных действий, невро- тических симптомов, а также предложил фундаментальные методологи-
448
К Л А С С И Ч Е С К И Й И К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З
ческие средства для терапии неврозов. Словом, у З. Фрейда было немало плодотворных открытий, которые предопределили становление и разви- тие классического психоанализа. Вместе с тем К. Хорни считала, что, несмотря на конструктивные осно- вы фрейдовского подхода к человеку, его неврозам и возможностям тера- пии, классический психоанализ включал в себя такие положения, которые затрудняли дальнейшее творческое развитие психоаналитической теории и практики. Исходя из подобного видения фундаментальных открытий и ограниченных представлений о человеке, обусловленных механистиче- ски-эволюционистским мышлением З. Фрейда, она подвергла критике ряд конкретных идей и концепций классического психоанализа. Прежде всего К. Хорни критически отнеслась к фрейдовской теории либидо. Признав вклад З. Фрейда в понимание разнообразных факторов, стимулирующих сексуальное возбуждение и являющихся условием удов- летворения, она подчеркнула в то же время то обстоятельство, что им не была доказана сексуальность самих этих факторов. Использованные основателем психоанализа аналогии и обобщения рассматривались ею как необоснованные, достоверность данных относительно эрогенных зон — как сомнительная, концепция либидо в целом — как недоказанная. С точки зрения К. Хорни, нет данных, позволяющих сделать обобщение, что любая склонность к привязанности или к власти является сдержан- ным в отношении цели инстинктивным влечением. Не доказано, что привязанность не может вырастать из различных нелибидозных источ- ников. Безосновательно утверждение, согласно которому всякая жажда знания является досексуализированной формой сексуального любопыт- ства. Неправильно представление о том, что у человека все в поряд- ке, если его сексуальные функции являются удовлетворительными: при неврозах эти функции могут быть нарушены, но отнюдь не обязатель- но, чтобы затронутыми оказались именно они. Остается произвольным допущение о том, что любое стремление к удовольствию имеет либидоз- ную природу. Для К. Хорни главный недостаток фрейдовской теории либидо состоит в том, что она представляет собой теорию влечений и порождает иллю- зию, будто либидозные проявления являются источников всех наклон- ностей. В ее основе лежит представление о том, что человеком правит принцип удовольствия, в то время как другой ведущий принцип — безо- пасность — не принимается во внимание. С точки зрения предлагаемой К. Хорни конструктивной теории, движущей силой является не только удов- летворение, но и тревога. Вместо инстинктивных влечений в центре внима- ния оказываются невротические наклонности. З. Фрейд полагал, что воз- действие окружающей среды ограничено тем, что инстинктивным влече-
449
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
ниям придается определенная форма и сила. В противоположность этому К. Хорни считала, что потребности человека не являются инстинктивны- ми, а возникают из потребности ребенка справиться с неблагоприятной окружающей средой. В целом же она подчеркивала, что «теория либидо во всех своих утверждениях является необоснованной» [36, с. 58]. Одна из важных идей классического психоанализа относилась к рас- смотрению эмоциональной связи между ребенком и родителями, что нашло отражение в признании эдипова комплекса в качестве ядра неврозов. Заслуга З. Фрейда состояла в том, что вопреки существовавшим в то время социальным табу, он понял важное значение тех чувств и установок, кото- рые имеют место в отношениях между ребенком и родителями. Однако, по мнению К. Хорни, динамическая структура страстной привязанности ребенка к одному из родителей отлична от того, что З. Фрейд понимал под эдиповым комплексом. В основе соответствующей привязанности лежит проявление не первичной сексуальности, а невротических кон- фликтов. Ребенок может испытывать сексуальные влечения к родителям, но без посторонних факторов, без провокаций извне в виде стимуляции или тревоги они не могут достичь той интенсивности, чтобы возбудить ревность и страх, т. е. соответствовать фрейдовскому описанию эдипова комплекса. З. Фрейд считал, что инцестуозная привязанность к родителям являет- ся нормальным событием в детстве. Позднейшие особенности развития взрослых, включая невротиков, сводились им к инфантильным инцесту- озным желаниям и реакциям на них. К. Хорни исходила из того, что ни то, ни другое допущение не являются обоснованными. Допущения и интер- претации подобного рода были необходимы для подкрепления положе- ния классического психоанализа об универсальности и повсеместном распространении эдипова комплекса. Но они и полученные на их основе данные привели к порочному кругу доказательства. «Если мы отбросим теоретические выводы данной теории, то останется не сам эдипов ком- плекс, но в высшей степени конструктивное открытие, что ранние взаи- моотношения в своей совокупности формируют характер до такой сте- пени, что их значение вряд ли можно переоценить. Тогда последующие установки по отношению к другим людям не являются повторением дет- ских установок, но проистекают из структуры характера, основа которой закладывается в детстве» [37, с. 77]. З. Фрейд обратил внимание на особую роль детства в жизни человека. Вневременность бессознательного, фиксация и навязчивое повторение — все это ведет к тому, что во взрослом состоянии, как и в аналитической ситуации, у пациента повторяются прежние переживания. Отсюда необ- ходимость в воспоминаниях детства, которые служат исходным материа-
450
К Л А С С И Ч Е С К И Й И К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З
лом для понимания внутренних конфликтов человека и источников воз- никновения его невротических расстройств. В противоположность такому пониманию К. Хорни не считала, что акцентирование внимания исключительно на детских переживаниях спо- собно привести к адекватному раскрытию сути невроза. Ей представля- лось более целесообразным отказаться от попыток чрезмерно обстоя- тельного анализа детства и сфокусироваться на силах, которые дейст- вительно побуждают и сдерживают человека. Это не означало, что она не принимала во внимание факторы инфантильного развития вообще. К. Хорни выступала лишь против превращения аналитической работы в некую охоту за воспоминаниями детства и ратовала за необходимость раскрытия актуальных потребностей, сил и целей человека, дающих пред- ставление о его действительных невротических наклонностях и тех ост- рых проблемах, с которыми ему приходится сталкиваться в настоящем. Основатель психоанализа полагал, что в аналитической ситуации эмоциональные реакции пациента представляют оживление инфантиль- ных чувств, которые направляются на психоаналитика. На этом положе- нии основывалась концепция переноса, которая оценивалась К. Хорни как наиболее ценное открытие того, что эмоциональные реакции пациента на психоаналитика и на аналитическую ситуацию можно использовать в терапевтических целях. Однако она считала, что, будучи конструктивной, данная концепция оказалась в классическом психоанализе ограниченной механистически- эволюционистским мышлением З. Фрейда, сводящим настоящее цели- ком и полностью к прошлому. При интерпретации переноса с точки зре- ния воспроизведения пациентом обусловленных детско-родительскими отношениями инфантильных чувств недостаточно учитываются факторы, влияющие на личность пациента в настоящем. Когда пациент проявляет большую, чем обычно, привязанность к аналитику, последнему следует, по мнению К. Хорни, прежде всего соотнести ее с признаками тревоги и небезопасности. Позиция К. Хорни в отношении переноса состояла в том, чтобы осво- бодить фрейдовскую концепцию переноса от теоретической предпосыл- ки навязчивого повторения, избавиться от односторонности ее первона- чального значения, т. е. реактивации прошлых чувств. Если при рассмот- рении переноса уделять меньшее значение аспекту повторения, то это ведет к пониманию иной роли психоаналитика, чем это имело место в классическом психоанализе. Согласно З. Фрейду, поскольку психоаналитик играет роль важно- го лица в детстве пациента, то его собственная личность должна быть по возможности устранена, т. е. он должен служить своего рода зеркалом
451
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
и сохранять некую обезличенность. Согласно К. Хорни, психоаналитик действительно не должен поддаваться эмоциям пациента и навязывать ему собственные проблемы, но ему не следует быть безразличным, неес- тественным и тем более авторитарным. Соотнесение переноса не только с прошлым, но и с настоящим паци- ента предполагает проявление спонтанности и активности со стороны психоаналитика. Во всяком случае «требуется несоизмеримо больше внут- ренней свободы, чтобы увидеть и понять нынешние проблемы пациента во всем их разнообразии, чем для того, чтобы связать эти проблемы с дет- ским поведением» [38, с. 149]. К. Хорни пересмотрела также фрейдовскую концепцию нарциссизма. Для З. Фрейда нарциссический человек — это тот, кто в глубине души влюб- лен в самого себя. Поэтому ядром его концепции нарциссизма был посту- лат, в соответствии с которым интерес к самому себе или завышенная само- оценка являются не чем иным, как проявлением самовлюбленности. К. Хорни иначе подошла к рассмотрению проблемы нарциссизма. Она считала, что нарциссизм следует описывать в целом как самовозвеличива- ние. Если понимать нарциссизм таким образом, то склонность человека ценить в себе качество, которым он обладает, или желание, чтобы дан- ное качество ценили другие люди, не является нарциссизмом. И напро- тив, нарциссизм означает то, что человек жаждет любви и восхищения от других людей за те качества, которыми он не обладает или обладает не в такой степени, как ему представляется. Самовозвеличивание представляет собой попытку поставить отношения с другими людьми на ту позитивную основу, которая оказалась подорванной у человека в силу ряда обстоятельств, приведших его к отчуждению от них и к расстройству в отношении самого себя. На передний план начинает выступать потребность в восхищении со стороны других лиц, замещающем собой их любовь. Внешний блеск оказывается важнее сути. Все это способ- ствует возникновению нарциссической наклонности, которая рассматрива- лась З. Фрейдом с точки зрения природных влечений человека, т. е. имела биологические основания, что нашло свое отражение в его представлении о присущем индивиду «первичном нарциссизме». В отличие от основате- ля психоанализа, К. Хорни исходила из того, что нарциссические черты не являются производными природного влечения, а представляют собой невротическую наклонность, связанную с попытками справиться с собой и другими людьми посредством раздувания собственной значимости. Если для З. Фрейда самолюбие и самовозвеличивание являлись нар- циссическими феноменами, различающимися между собой лишь в коли- чественном отношении, то для К. Хорни различие между ними прежде всего качественное, в результате чего самолюбие и самовозвеличивание
452
К Л А С С И Ч Е С К И Й И К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З
исключают друг друга. В ее понимании «нарциссизм является выражени- ем не любви к себе, а отчуждением от себя», а человек с нарциссической наклонностью отчужден как от себя, так и от других людей, и «в той сте- пени, в какой он нарциссичен, он не способен любить ни себя, ни кого-то другого» [39, с. 89]. Одно из важных различий между классическим и конструктивным пси- хоанализом заключалось в понимании З. Фрейдом и К. Хорни структур- ных составляющих личности. Основатель психоанализа выделял такие элементы психики как Оно, Я и Сверх-Я, которые имели специфиче- ские отношения между собой и были, по сути дела, бессознательными и инстинктивными, поскольку даже Я представляло собой модифициро- ванную часть влечений, а Сверх-Я уходило своими корнями в бессозна- тельное Оно. К. Хорни признавала, что с клинической точки зрения име- ются определенные подтверждения подобным представлениям, посколь- ку рассмотренные З. Фрейдом отношения между различными частями психики являются хорошим описанием невротического Я. Однако те же самые клинические наблюдения не позволяют, на ее взгляд, выводить заключение о том, что в целом Я представляет собой не что иное, как всего лишь модификацию бессознательных влечений человека. Для К. Хорни описанное З. Фрейдом Я как лишенное самостоятель- ной жизни и не являющееся, по выражению основателя психоанализа, «хозяином в собственном доме», не свойственно человеческой природе, а представляет собой скорее специфический невротический феномен. Такое Я — результат процесса отчуждения и задержки его спонтанного развития. Если отказаться от фрейдовской концепции Я, в соответствии с которой «бедное, несчастное Я» является всего лишь слугой Оно, то тем самым, как замечала К. Хорни, открываются новые возможности для психоана- литической терапии. Если слабость Я рассматривать в плане существен- ной части невроза, то работа над Я оказывается важной задачей терапии, в рамках которой психоаналитик имеет все основания стремиться к дос- тижению конечной цели — восстановлению пациентом своей спонтанно- сти и своей способности к суждению. В соответствии с фрейдовской схемой взаимоотношений между Оно, Я и Сверх-Я концепция неврозов в классическом психоанализе сводится к следующему: · человек неизбежно вступает в конфликт с окружающим его миром в силу своего инстинктивного наследия; · конфликт между ним и внешним миром переносится в его психику и продолжает развиваться внутри его самого; · этот конфликт превращается в арену борьбы между его бессознатель- ными влечениями (Оно) и его разумом (Я) или моральными установ- ками (Сверх-Я).
453
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
К. Хорни не считала, что природа невротического конфликта именно такова, как она представлена основателем психоанализа. Ее собственное видение основывалось на иной точке зрения, сводящейся к следующему: · человек не вступает в конфликт с внешним миром столь неизбежно, как считал З. Фрейд; · если такой конфликт происходит, то он предопределен не влечениями человека, а тем, что внешний мир представляется ему страшным и вра- ждебным; · развивающиеся у человека невротические наклонности позволяют ему в некотором отношении справиться с внешним миром, но приводят к тому, что этот конфликт усугубляется в других отношениях. Таким образом, в представлении К. Хорни «конфликты с внешним миром не только лежат в основе неврозов, но и остаются важной частью невротических проблем» [40, с. 172]. З. Фрейд полагал, что источник опасности, которым подвергается Я, находится в Оно и Сверх-Я. К. Хорни считала, что опасности подвергает- ся не Я, а безопасность индивида, покоящаяся на функционировании нев- ротических наклонностей. У основателя психоанализа представления о Сверх-Я вытекали из его взглядов на либидо и инстинкт смерти. Сверх-Я наделялось разруши- тельной силой, а претензия человека на совершенство рассматривалась в качестве следствия тиранической власти данной инстанции. По мне- нию К. Хорни, концепция Сверх-Я претерпевает существенное измене- ние, если признать, что усилия человека направлены не на совершен- ство, а лишь на претензию на совершенство и непогрешимость, кото- рую ему приходится поддерживать в силу определенных причин. В этом случае Сверх-Я оказывается не особой инстанцией, как считал З. Фрейд, а особой потребностью человека, не защитником морального совершен- ства, а выражением потребности невротика придерживаться видимости совершенства. Если основатель психоанализа говорил о страхе перед карающей силой Сверх-Я, то, с точки зрения К. Хорни, помимо этого возможен иной вид тревоги, возникающий из-за несоответствия между фасадом и задним пла- ном и представляющий собой страх разоблачения. Если в представлении З. Фрейда сила Сверх-Я заключена во влечении к саморазрушению, то, по мнению К. Хорни, Сверх-Я обладает значи- тельной силой прежде всего потому, что образует мощную защиту против скрытой тревоги. Если основатель психоанализа полагал, что вытеснению со стороны Сверх-Я подвергаются инстинктивные влечения человека из-за их анти- социального характера, то К. Хорни предложила более гибкую формули-
454
К Л А С С И Ч Е С К И Й И К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З
ровку, в соответствии с которой что именно вытесняется, зависит от того, каким индивид стремится выглядеть. Если, согласно З. Фрейду, чувство вины — это выражение напряжения между Я и Сверх-Я, то в представлении К. Хорни нельзя утверждать, что подлинное чувство вины порождено неспособностью соответствовать строгим стандартам Сверх-Я и что источником чувства вины является реальная вина. Для З. Фрейда Сверх-Я — нормальное явление, представляющее, поми- мо идеалов, совесть, мораль. Если Сверх-Я особенно жестоко и садистич- но — это невроз. Для К. Хорни эквивалентные долженствования и запре- ты любого рода и в любой степени представляют собой невротическую силу, прикидывающуюся совестью и моралью. В представлении основателя психоанализа Сверх-Я частично проис- текает от эдипова комплекса, отчасти — от деструктивных и садистских инстинктивных влечений. С точки зрения К. Хорни, внутренние дикта- ты являются выражением бессознательного стремления человека пере- делывать себя в какое-то совершенное, богоподобное существо, чем он не является, и неспособность осуществления чего вызывает в нем нена- висть по отношению к себе. Все эти расхождения в понимании структурных составляющих лично- сти привели к тому, что вместо Оно, Я и Сверх-Я К. Хорни предложила иное видение человека, включающее в себя представление об актуаль- ном Я, идеализированном Я и реальном Я. Актуальное Я — это человек во всем его эмпирическом проявлении, каков он есть в данной жизненной ситуации, кем является в данное время. Актуальное или эмпирическое Я охватывает все то, что характеризует человека с точки зрения его тела, души, здоровья, невротичности. Идеализированное Я — человек, стремящийся соответствовать своему идеализированному образу, созданному им самим с целью разрешения невротического конфликта и актуализации псевдо-Я взамен человече- ских потенций. Идеализированное Я — результат идентификации чело- века со своим идеализированным образом, то, каким он является в своем иррациональном воображении или каким должен быть в соответствии с диктатами невротической гордости. Реальное Я — воплощение живого, уникального, личностного мира, т. е. того целостного человека, который представал в размышлениях таких философов, как С. Кьеркегор и У. Джемс. Для К. Хорни реальное Я — общая для всех людей, хотя и уникаль- ная для каждого, центральная внутренняя сила, являющаяся глубинным источником развития. Реальное Я — это изначальная сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации, способность
455
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
человека хотеть и желать, принимать решения и брать ответственность на себя. В противоположность идеализированному Я, которого невоз- можно достичь, реальное Я является возможным Я, ведущим к подлинной интеграции и здоровому чувству целостности. В этом смысле реальное Я можно назвать подлинным Я. С точки зрения К. Хорни, в своих описаниях Я З. Фрейд воспроизвел невротического человека, отчужденного от своей спонтанной энергии и от своих подлинных желаний, не принимающего собственных реше- ний и не берущего на себя ответственность за них. Как и основатель пси- хоанализа, она также обратилась к рассмотрению Я и пришла к выводу, что невротический процесс является проблемой Я. Однако, в отличие от З. Фрейда, К. Хорни подчеркнула, что невротический процесс — это процесс «забвения реального Я ради идеализированного Я», «разруши- тельной войны между двумя Я». В этом плане она назвала самоидеализа- цию всеобъемлющим невротическим решением, при котором влекущая к самореализации энергия человека переключается на цель актуализации идеализированного Я, осуществляемой с помощью таких компульсив- ных влечений, как поиск славы, невротическое честолюбие, мститель- ный триумф. Актуализация идеализированного Я ведет к тому, что оно становится единицей измерения действительного Я, которое в силу сво- его несовершенства начинает презирать себя и фактически оказывается жертвой гордого идеализированного Я. В соответствии с таким понима- нием невротического процесса психоаналитическая терапия представлялась К. Хорни нахождением (возвращением) реального Я пациента путем мобилиза- ции в нем конструктивных сил и достижения здоровой интеграции, на основе которой он может иметь спонтанные чувства, принимать собственные решения и брать на себя ответственность за них. К. Хорни сравнивает фрейдовское понимание Я с рабочим, у которо- го есть функции, но нет ни инициативы, ни каких-либо сил для исполне- ния соответствующих функций. В отличие от подобного понимания сла- бости Я, она исходила из того, что реальное Я обладает возможностями, действующими в здоровом человеке. У невротика реальное Я ослаблено, парализовано, находится как бы в изгнании. Однако в ходе аналитическо- го процесса связанная с идеализированным Я система гордости невроти- ка подрывается и пациент начинает интересоваться правдой о себе. Все функции, которыми владела система гордости, начинают обретать спон- танность и в результате перераспределения сил конструктивные тенден- ции оказываются на стороне возвращения могущества реального Я. Но как быть с теми разрушительными силами, которые присущи нев- ротику? Не могут ли они оказаться таковыми, что не только подорвут воз- можности возрождения реального Я, но и в принципе исключат подоб-
456
К Л А С С И Ч Е С К И Й И К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З
ную возможность, поскольку, как полагал З. Фрейд, человеку присуще вле- чение к смерти, разрушительности, деструктивности? Действительно, основатель психоанализа пришел к выводу, что чело- веку присуще врожденное влечение к смерти, агрессии, разрушению, жестокости. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) он выдвинул предположение о существовании инстинктивной тенденции к регрессии, восстановлению прежних стадий неорганического состоя- ния. На основании этого им было сформулировано положение о смерти как цели жизни и о деструктивных наклонностях человека, которые могут быть направлены как на других людей, так и на самого себя. Обратившись к осмыслению взглядов З. Фрейда на влечение к смер- ти и производного от него влечения к разрушению, К. Хорни не считала их достаточно обоснованными, чтобы делать пессимистические выводы относительно природы человека и терапевтических задач. По ее мнению, утверждение З. Фрейда по поводу того, что человек может быть враждеб- ным, деструктивным и жестоким, не является спорным. История раз- вития человечества и клиническая практика наглядно демонстрируют правоту подобного положения вещей. Вряд ли приходится оспаривать и суждения З. Фрейда о степени и распространенности соответствующих реакций человека. Спорным представляется другое, а именно то, что про- являющаяся в действиях и фантазиях деструктивность человека является инстинктивной. В понимании К. Хорни, если человек стремится причинить вред или убить, то делает это потому, что является или чувствует себя отвергну- тым, обиженным несправедливым обращением с ним. Подобные реак- ции могут быть связаны также с тем, что человеку мешают в достижении определенных целей или ему кажется, что кто-то препятствует осуще- ствлению его желаний. Словом, стремление к разрушению происходит в целях защиты, счастья или того, что представляется таковым, т. е. оно реализуется ради жизни, а не ради разрушения. По выражению К. Хорни, с признанием врожденности влечения к деструктивности З. Фрейд вывернул наиз- нанку убеждение, что человек разрушает, чтобы жить, в результате чего оказа- лось, что человек живет для того, чтобы разрушать. Если придерживаться взглядов З. Фрейда на инстинктивную природу враждебности, агрессивности и деструктивности, то в этом случае следует ожидать, что, пройдя анализ, пациент направит ранее концентрирующую- ся на Сверх-Я агрессию во внешний мир, на других людей. В действитель- ности же, подчеркивала К. Хорни, после успешного анализа человек ста- новится менее деструктивным. В конечном счете можно говорить о том, что представление о врожденности деструктивного влечения является не только необоснованным, но и вредным по своим последствиям. Если
457
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
психоаналитики всерьез воспримут его, то неизбежна путаница по поводу того, что считать деструктивным, а что относится к чему-то конструктив- ному, связанному с самоутверждением человека. «Если человек деструкти- вен по своей природе и потому несчастен, что толку бороться за лучшее будущее?» [41, с. 118]. Все эти различия между классическим и конструктивным психоанали- зом имели не только теоретическое, но практическое значение, имеющее непосредственное отношение к целям и задачам психоаналитической тера- пии. Большинство ортодоксальных психоаналитиков ориентировались на лечение пациентов, связанное с устранением их невротических симпто- мов, будь то фобии, навязчивые состояния или иные проявления невро- тических расстройств. Поэтому для них аналитическая терапия означала прежде всего и главным образом лечение невротических расстройств. К. Хорни рассматривала подобные расстройства как следствия невер- ного направления развития личности, когда идеализированное Я ото- двигало на задний план реальное Я, подавляло его и фактически подме- няло его собой. В таком случае психоаналитическая терапия уже не могла выступать в качестве лечения невротических симптомов, поскольку в кон- структивном психоанализе речь шла не о симптомах как таковых, а о структу- ре личности и о неверном развитии человека. Но как можно лечить неверное направление развития? В отличие от ряда психоаналитиков, ориентирующихся исключитель- но на «лечение» пациентов, К. Хорни рассматривала психоаналитиче- скую терапию с точки зрения оказания помощи людям в поисках самих себя и открытия для них новых возможностей работать в направлении своей самореализации. Если цель классического психоанализа заключа- лась в достижении пациентом «свободы от» невротических симптомов, то подлинную цель психоанализа можно сформулировать, как считала К. Хорни, позитивно, т. е. не только в смысле освобождения личности от внутренних подавлений, но и в плане «свободы для» развития ее потен- циальных возможностей. Психоаналитическая терапия предназначена для действительного, а не иллюзорного разрешения невротических конфликтов. Поскольку для К. Хорни каждый невроз представляет собой расстройство характера, то соответственно данному пониманию задача терапии состоит не в уст- ранении какого-либо симптома, а в анализе всей структуры невротиче- ского характера. Психоаналитическая терапия нацелена прежде всего на обстоятель- ное исследование всех бессознательных попыток решения (псевдореше- ния) базального конфликта, которые предпринимались пациентом. Это предполагает раскрытие доминирующих установок, идеализированно-
458
К Л А С С И Ч Е С К И Й И К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З
го образа и экстернализации, осознание невротических наклонностей и выявление тех функций, которым они служат, а также тех последствий, к которым они приводят в личности пациента и в его жизни. Кроме того, психоаналитическая терапия предполагает работу с самими невротиче- скими конфликтами, включающую в себя интерпретацию используемых пациентом невероятных сочетаний и компромиссов, а также оказание помощи ему в понимании того, какие механизмы защиты использова- лись им для затушевывания конфликтов и что можно сделать для того, чтобы преодолеть потребности, влечения и установки, препятствующие его развитию. Психоаналитик может помочь человеку постепенно преодолеть испы- тываемые им трудности, чтобы развитие его личности приняло более конструктивное направление. До тех пор пока решающим фактором воз- никновения неврозов считалось нарушение отношений между людьми, задачей терапии было оказание помощи пациенту в установлении нор- мальных отношений с окружающими. Однако с признанием определяю- щего значения внутрипсихических процессов задачи терапии вышли за пределы традиционного лечения. Возможности установления пациен- том хороших отношений с людьми оказались лишь частью его самореа- лизации, включающей в себя также способность к творческой деятельно- сти, принятию самостоятельных решений и ответственности как за них, так и за самого себя. Для К. Хорни целью психоаналитической терапии является переори- ентация пациента, побуждающая его отказаться от чего-то деструктивно- го в пользу возможности развития чего-то конструктивного. Она связана с самореализацией пациента, не ограничивающейся раскрытием прису- щих ему талантов и дарований, а предполагающей развитие его потен- циальных возможностей как целостного человеческого существа. «Нев- ротику необходимо помочь восстановить себя, осознать свои настоящие чувства и желания, выработать свою собственную систему ценностей и построить свои отношения с другими людьми на основе своих чувств и убеждений» [42, с. 212]. Цель психоаналитической терапии состоит в том, чтобы помочь паци- енту пробудить интерес к его реальному Я, освободиться от внутренней несвободы и полностью раскрыться, восстановить свою спонтанность и найти ценности в себе, дать ему мужество быть самим собой и начать жить полнокровной жизнью. В конечном счете конструктивный психоана- лиз становится специфическим средством, служащим развитию личности. Дру- гое дело, что психоанализ не претендует на то, что благодаря ему чело- век сможет прийти к какому-то завершенному развитию. Как подчеркнула К. Хорни, жизнь — это борьба и стремление, развитие и рост, а анализ —
459
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
один из способов, который может содействовать развертыванию челове- ческого потенциала. В этом отношении психоанализ имеет как клиниче- скую ценность в качестве терапии психических расстройств, так и чисто человеческое значение, так как обладает соответствующими возможно- стями в оказании помощи человеку в его конструктивном развитии.
ПРИМЕЧАНИЯ
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |