Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вегетотерапия и оргонная терапия




 

По мере осуществления характероанализа и более углубленного пони-

мания оргастической потенции В. Райх пришел к заключению, что, буду-

чи центральной проблемой психической экономики, оргазм представля-

ет собой такое явление, которое, с одной стороны, связано с вегетативной

 

338


 

 

В Е Г Е ТО Т Е Р А П И Я И О Р Г О Н Н А Я Т Е Р А П И Я

 

функцией, т. е. выходит за рамки психического порядка, а с другой — включа-

ет в себя психологические проблемы. Такое понимание оргазма открывало

перспективы для рассмотрения связей между психическими и вегетатив-

ными процессами. Во всяком случае В. Райх обратился к проблеме эконо-

мики вегетативной энергии, что предполагало смещение как исследова-

тельского, так и терапевтического акцента с бессознательного материала

о прошлом пациента на количественное измерение данной энергии.

Техника характероанализа позволила вскрыть психические и физио-

логические проявления нарушения оргазма. Она привела также к пони-

манию того, что инстинкты Я представляют собой не что иное, как сово-

купность вегетативных потребностей, выступающих в качестве защитной

функции. В конечном счете в поле зрения аналитика оказались различ-

ные признаки вегетативного возбуждения, будь то ощущения напряжения

мускулатуры или зажатости в области сердца, повышенная возбудимость

или учащение дыхания, головокружение или тошнота, непроизвольные

мышечные судороги или ощущение зуда в некоторых частях тела. Стало

очевидным и то, что внутреннее одиночество, замороженное состояние

пациентов и их омертвление, связанные с психической бесконтактностью

и находящие отражение в образовании панциря, являются следствием

боязни оргастического контакта. Словом, в способах психического поведения

человека так или иначе представлены его биофизические состояния.

В. Райх исходил из того, что образовавшийся в человеке панцирь вклю-

чает в себя такую защитную функцию, которая дает знать о себе в форме

хронически зажатых мышечных поз, сказывающихся на вегетативной

ригидности. Под влиянием постоянного конфликта между либидозными

влечениями и страхом наказания у человека возникает автоматический

способ реагирования, формируется характер с его хроническими черта-

ми. «Аффективная личность как будто надевает панцирь, ригидную рако-

вину, от которой отскакивают как удары внешнего мира, так и внутренние

запросы» [17, с. 283]. Человек становится менее мобильным, а степень

его охваченности панцирем определяет степень способности регулиро-

вать экономию энергии. Происходит поглощение вегетативной энергии

и уменьшаются возможности испытывать оргазм.

Формирование психического панциря сопровождается одновремен-

ным сдерживанием агрессии и ригидностью мускулатуры. Лежа на кушет-

ке, пациенты часто проявляют такое мышечное напряжение, устранение

которого оказывается делом довольно трудным. Сдерживание мышечных

реакций сопровождается ростом напряжения. Подавление в оральных

и генитальных сферах на мышечном уровне выражается в сжимании рта,

горловых и грудных спазмах, напряженной тазовой мускулатуре. Прора-

ботка материала, связанного с воспоминаниями, не обеспечивает разрядки

 

339


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

вегетативного возбуждения, в то время как освобождение такого возбуж-

дения от фиксаций в напряжении мышц головы, шеи, горла, спины, таза

является необходимой предпосылкой устранения различного рода доге-

нитальных фиксаций.

Таким образом, В. Райх выдвинул гипотезу о функциональной идентич-

ности панциря характера и мышечного панциря и пришел к заключению,

что мышечная ригидность органически связана со сдерживанием любого возбуж-

дения, удовольствия, страха, гнева. При невротических панцирных защи-

тах мышечная ригидность оказывается хронической и автоматической.

В случае генитального характера управление панцирем осуществляется

по усмотрению самого человека.

Практика характероанализа привела В. Райха к пониманию того, что

сексуальное возбуждение, тревога и ненависть могут быть заторможены

напряжением мышц. Если снять мышечное торможение или напряжение,

то с неизбежностью начинает проявляться то или иное из этих трех воз-

буждений. Характероанализ стал дополняться работой с мышечным панцирем,

способствующей прорывам вегетативной энергии.

Часть терапевтической деятельности стала перемещаться из психи-

ческой и характерологической сферы на разрушение мышечного панци-

ря. Телесные судороги стали восприниматься не как следствие механиз-

ма вытеснения, а в качестве наиболее существенного элемента процесса

вытеснения. Невроз стал рассматриваться не только с точки зрения нару-

шения психического равновесия, но и в плане выражения хронического

нарушения вегетативного равновесия и естественной подвижности. Пси-

хическая структура стала одновременно пониматься как биофизическая

структура, представляющая собой определенное состояние игры вегета-

тивных сил в мире личности.

В. Райх пришел к убеждению, что расслабление соответствующих мышеч-

ных позиций способствует анализу характера и расшатыванию его панциря.

Связывание аффекта оказывается эффективным при условии преодо-

ления и устранения хронической мышечной скованности. Вегетотера-

пия становится необходимой, если психотерапевт хочет добиться успе-

ха в лечении пациентов. Так на основе характероанализа возникла идея

вегетотерапии.

В основе вегетотерапии В. Райха лежали следующие положения:

· мышечная судорога представляет собой телесное выражение процесса

вытеснения;

· соматическая жесткость — наиболее существенная часть всякого про-

цесса вытеснения;

· в напряжении оказываются не отдельные мышцы, а мышечные ком-

плексы, образующие вегетативное функциональное единство;

 

340


 

 

В Е Г Е ТО Т Е Р А П И Я И О Р Г О Н Н А Я Т Е Р А П И Я

 

· для разрушения мышечного панциря необходимо накопление в теле

энергии с помощью глубокого дыхания;

· устранение соматической жесткости предполагает непосредственное

воздействие на хронически напряженные мышцы путем давления,

пощипывания, массирования;

· работа с мышечным панцирем включает в себя последовательное воз-

действие на такие участки тела, как голова, шея, грудь, диафрагма,

брюшная полость, область таза;

· ослабление мышечного панциря следует начинать с участков тела, наи-

более удаленных от гениталий, прежде всего с головы;

· вегетативное поведение неизбежно вызывает воспоминания прошлого,

оказавшего воздействие на развитие невротических черт характера;

· действие психического переживания определяется степенью вегета-

тивной энергии, мобилизуемой этим переживанием;

· открытое обсуждение с пациентом каждого случая возникновения

мышечного напряжения или эмоционального сопротивления — необ-

ходимое условие терапевтической деятельности, способствующей

лечению и выздоровлению;

· полнота телесной гармонии и подвижности зависит от единства

и целостности телесных импульсов.

Голова и лицо человека служат наглядной иллюстрацией мышечного напря-

жения. У многих пациентов наблюдаются симптомы головной боли, лока-

лизующейся в области затылка, лба, глаз. В психопатологии такие проявле-

ния боли связывают с неврастеническими симптомами. Боли в затылке объ-

ясняются перенапряжением мускулатуры, являющимся выражением страха

перед тем, что сзади таится какая-то опасность. Локализирующаяся в облас-

ти лба и бровей головная боль выражает пугливое ожидание, часто отра-

жающееся в глазах человека. Поза мыслителя с напряженным лбом также

выдает защиту от различного рода страхов. Длительное напряжение мышц

головы проявляется в выдвинутом вперед подбородке, сжатом рте. Тошнота

свидетельствует о торможении желания и невозможности заплакать. Общее

выражение лица с проявлением сонливости или неестественной радости

служит показателем торможения соответствующих импульсов. Судороги

мускулатуры нижней челюсти, горла и шеи проявляются в языковых фор-

мах выражения и свидетельствуют о сдерживании гнева, злости, плача.

Напряжение живота сказывается на нарушениях дыхания. При испу-

ге происходит непроизвольный вдох, диафрагма сокращается и давит

на солнечное сплетение. В состоянии страха и испуга выдох осуществля-

ется толчками и сопровождается интервалами. При ожидании неизвест-

ной опасности плечи непроизвольно выдвигаются вперед или поднимают-

ся. В позе боязливого ожидания человек судорожно застывает. Задержка

 

341


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

дыхания и фиксация диафрагмы в сокращенном состоянии являются

такими действиями, которые осуществляются с целью подавления ощуще-

ния удовольствия в животе. У жалующихся на хроническое напряжение

в поясе пациентов мускулатура надчревной области оказывается особенно

жесткой. Торможение дыхания выступает в качестве физиологического

механизма подавления и вытеснения аффектов, что ведет к возникнове-

нию невроза. Выступающий назад таз и торчащие ягодицы свидетельст-

вуют о болезненной напряженности.

Вегетотерапия предназначена для снятия мышечного напряжения и разру-

шения мышечного панциря. Для этой цели используются различного рода

упражнения, увеличивающие подвижность тех или иных частей тела,

будь то веки, мышцы лба, рот, шея, грудь, диафрагма, брюшная полость,

мышцы таза. Для усиления эмоциональной выразительности пациенту

предлагается вращать глазами, строить гримасы, издавать звуки, имити-

ровать удары рукой или пинки ногой, делать дыхательные упражнения,

вращать тазом. Все это осуществляется для того, чтобы обрести способ-

ность к осуществлению естественной генитальной деятельности, посколь-

ку считается, что получение сексуального удовольствия и обретение орга-

стической потенции немыслимы без предварительного проявления тре-

воги, гнева, злости, которые должны быть как бы выпущены на свободу.

Для иллюстрации техники вегетотерапии В. Райх привел пример рабо-

ты с молодым мужчиной, связанным узами несчастного брака и страдаю-

щим алкоголизмом. Пациент проявлял неспособность к агрессии, зани-

мал соглашательскую позицию по отношению к окружающим его людям,

не мог с полной серьезностью предаваться какому-либо делу. Его глаза

были лишены живого выражения, тонкие губы плотно сжимались, рот

судорожно напрягался в процессе говорения.

В. Райх начал лечение с воздействия не на психическую, а на телесную

зажатость. За описанием судорожно напряженного рта пациента после-

довало сперва слабое, а затем более заметное дрожание губ. Пациент был

призван следовать любому проявляющемуся импульсу. Сокращение рта

усилилось до сдержанного плача, а через некоторое время до прорвав-

шегося всхлипывания. После слез проявилось выражение ярости и паци-

ент со страхом спрашивал, куда все это может завести. В. Райх пояснил,

что страх перед неожиданными событиями соответствует общей позиции

пациента и этот страх перед чем-то неожиданным господствует над ним.

Последовательная обработка мышечных позиций лица привела к тому,

что плач уступил место ярости, пациент выпрямился на кушетке, сжал

кулак, как бы собираясь нанести удар и измученный предался жалобным

рыданиям. Проявление сдерживаемой многие годы ярости вызвало вос-

поминание о старшем брате, командовавшем и помыкавшем им в детстве.

 

342


 

 

В Е Г Е ТО Т Е Р А П И Я И О Р Г О Н Н А Я Т Е Р А П И Я

 

Пациент понял, что в прошлом он подавлял ярость против брата, кото-

рый был любимцем матери. Внешняя любезность и любовь к брату были

своеобразной формой защиты против испытываемых им чувств, которым

противостоял страх перед потерей материнской любви.

По мере проявления приступов судороги мускулатуры пациента рас-

пространялись на грудь и надчревную область, наблюдалось сильное

напряжение брюшной полости, а также судороги ножной мускулатуры,

особенно в области бедер и коленей. В. Райх показал пациенту, что он все

еще проявляет осторожность, так как, выражая свою ярость в мышеч-

ных действиях, не продолжает их, например, не бьет кулаком по кушетке.

После нескольких часов работы над торможением мышечного действия

пациент вспомнил эпизод, что на пятом году жизни раскладывал костер

на крутом берегу, с которого мог упасть, его мать пыталась обещаниями

сладостей отвлечь его от этого занятия и, когда он последовал за ней, она

жестоко избила его. Стала ясна связь пациента с оборонительной позици-

ей по отношению к женщинам и проявляемой им осторожностью.

После ряда других воспоминаний, сопровождавшихся странными

сокращениями живота и вздрагиванием тела с плеч до ног, а также про-

работки связи между ним, матерью и страхом перед взятием на себя раз-

личного рода обязательств, сущность пациента изменилась разитель-

ным образом и он стал серьезным. С этого момента усилились телес-

ные импульсы в животе, ногах и верхней части тела. Таз сохранял свою

неподвижность и только после разъяснительной работы пациент постиг

мышечное торможение таза и преодолел препятствие. Теперь и в гени-

талиях появились ощущения течения, которые он ранее не испытывал.

Постепенно удалось полностью снять с пациента мышечный панцирь.

После освобождения от разочарования в матери и последовавшего

страха перед самоотречением генитальное возбуждение пациента резко

возросло. Последующая проработка сдержанных вегетативных движений

при сексуальном общении с женщинами привела к естественному сексу-

альному ритму, разрешению психического конфликта и совершенство-

ванию отдельных черт характера пациента. Он перестал пить без меры,

связал жизнь с другой женщиной, приступил к новой работе. «Теперь он

постиг основные понятия сексуальной экономики не столько в результа-

те своего действительно длительного лечения, но — и это можно утвер-

ждать со спокойной совестью — стихийно, благодаря изменению структу-

ры характера, новому телесному ощущению, встав на точку зрения вновь

обретенной вегетативной подвижности» [18, с. 250].

В. Райх считал, что вегетотерапия не противостоит характероанали-

зу и не исключает его. Она означает ту же самую работу, осуществляемую

в более глубоком слое биологического организма. Поскольку характеро-

 

343


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

логический и мышечный панцирь идентичны, то вегетотерапию можно

назвать анализом характера в сфере биопсихического функционирования.

При работе с различными пациентами вначале может преобладать

терапевтическая деятельность, связанная или с мышечными позициями,

или с характерологическими особенностями. Возможна и попеременная

проработка того и другого. Однако в конце лечения значительно увели-

чивается объем работы над мышечным панцирем, поскольку основная

цель терапии заключается в налаживании нормального функционирова-

ния рефлекса оргазма, данного человеку от природы, но разрушенного

у людей, страдающих психическими расстройствами.

Важным средством высвобождения рефлекса оргазма является, по В. Рай-

ху, техника дыхания. Ни один невротик не может глубоко и равномерно

выдыхать. Большинство из них слишком быстро возвращаются от выдо-

ха к вдоху или прерывисто выдыхают. При глубоком выдохе в животе про-

являются ощущения удовольствия или страха. Блокада дыхания связана

со стремлением человека избежать того или другого. Из такого понимания

связи между дыханием, удовольствием и страхом вытекает техника веге-

тотерапии, направленная на то, чтобы пациент вначале глубоко вдохнул

и почувствовал душевный подъем, и только потом совершил естественный

глубокий выдох, при котором плечи расслаблены и мягко поданы вперед.

Казалось бы данная техника дыхания схожа с соответствующей техни-

кой, используемой йогой. Однако в действительности техника дыхания

при вегетотерапии представляет собой полную противоположность дыхатель-

ным упражнениям йогов. Цель дыхательной практики йогов состоит в том,

чтобы победить аффективные побуждения, обрести покой, искусствен-

но достичь удовольствия, даже экстаза. Застывшее выражение лиц йогов,

напоминающих подобие маски, находит свое крайнее выражение в спо-

собности к бессознательному экстазу. Цель вегетативной техники дыха-

ния иная, а именно — высвободить вегетативные аффективные побуж-

дения для того, чтобы пациент смог обрести способность к реализации

естественной функции оргазма.

Другим средством освобождения рефлекса оргазма служит легкое надав-

ливание на надчревную область. Плавное надавливание на эту область осуще-

ствляется во время глубокого выдоха, размягчающего брюшную полость.

Глубокий выдох приносит позу сексуальной готовности отдаться. В про-

цессе нового объединения расщепленных элементов оргастической рит-

мики всего тела выявляются все мышечные торможения пациента, кото-

рые препятствовали его вегетативной подвижности и возможности обре-

тения естественного полноценного оргазма.

В целом представления В. Райха о вегетотерапии основывались

на утверждении не только тесной связи между психической и вегетатив-

 

344


 

 

В Е Г Е ТО Т Е Р А П И Я И О Р Г О Н Н А Я Т Е Р А П И Я

 

ной системами, но и на существующем между ними взаимном функцио-

нальном соотношении. Новизна состояла в том, что признавались важны-

ми следующие положения:

· основная функция психической жизни имеет сексуально-экономиче-

скую природу;

· сексуальность и тревога представляют собой идентичные, разнона-

правленные возбуждения, составляющие основное противоречие веге-

тативной жизни, имеющей психическую производную;

· формирование характера — результат блокирования биоэнергии;

· панцирь характера и мышечный панцирь функционально идентичны;

· при помощи техники вегетотерапии биоэнергия может быть освобо-

ждена из мышечного панциря и панциря характера.

Дальнейшие экспериментальные исследования в области накопления

и разрядки биоэлектрического потенциала привели В. Райха к признанию

оргонной энергии и необходимости использования при работе с пациентами

оргонной терапии. На основе этих исследований он пришел к заключению,

что половое возбуждение функционально идентично биоэлектрическому

заряду периферии организма.

Представление З. Фрейда о либидо как мере физической энергии пере-

стало являться простым сравнением, а обрело конкретное значение, имею-

щее непосредственное отношение к биоэлектрическим процессам. Поня-

тие сексуальной экономики приобрело конкретный естественно-научный

смысл, связанный с регулированием биоэлектрической энергии.

Если биоэлектрическая энергия организма является основным фак-

тором, то признание его ведет, как полагал В. Райх, к новому пониманию

природы заболеваний органов. Неврозы предстают в ином свете, чем

это имело место в психоанализе. Они не являются только результатом

инфантильных психических конфликтов и фиксаций. Напротив, эти кон-

фликты и фиксации вызывают серьезные нарушения биоэлектрическо-

го энергетического потенциала и концентрируются на телесном уровне.

«Душевные заболевания являются биологическими нарушениями, кото-

рые проявляются как в душевной, так и в телесной сфере. В основе их —

отклонение от движения биологической энергии, соответствующего зако-

нам природы» [19, с. 287].

Биоэлектрические опыты, направленные на исследование функции

оргазма как измерителя степени психофизического функционирования

организма, привели к постановке вопроса о природе биоэлектрической

энергии. Ответ на этот вопрос сопровождался открытием В. Райхом био-

нов — микроскопических пузырьков, возникающих в результате набухания

как органической, так и неорганической материи и заряженных атмо-

сферной, космической энергией оргона.

 

345


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

Открытие атмосферной, космической энергии оргона знаменовало

собой переход В. Райха от характероанализа к оргонной терапии, заме-

нившей собой вегетотерапию. Основной сферой исследования и лечения стала

не столько психопатология, сколько биопатология, что означало отход от пси-

хоанализа и разработку биоэнергетической теории эмоций, т. е. биофи-

зики оргона.

По мнению В. Райха, космическая оргонная энергия функционирует

в живом организме в качестве специфического вида биологической энер-

гии. В качестве таковой она проявляется в эмоциях, в биофизических

движениях органов и управляет всем организмом. Освобождаются ли

эмоции от панциря (брони) характера посредством характероанализа

или от мышечного панциря посредством вегетотерапии, в любом слу-

чае врачу приходится иметь дело с возбуждением и движением плазмы.

Мобилизация плазматических потоков и эмоций равносильна мобили-

зации оргонной энергии в организме и, следовательно, когда снимают-

ся защитные механизмы и мышечные спазмы, врач работает с оргонной

энергией организма.

Таким образом, оргонная терапия как бы включает в себя и характероана-

лиз, и вегетотерапию. Она основывается на признании единой концепции

живого организма, предполагающей учет установок характера, мускуль-

ных и плазматических функций. Она предполагает работу на глубинном

биологическом уровне, т. е. имеет дело с плазматической системой, био-

логическим ядром организма.

Это означает, что оргонная терапия не ограничивается выявлением,

анализом и снятием индивидуальных конфликтов и защит, а работает

с жизненной функцией организма. Психологический аспект эмоциональ-

ных расстройств остается важным и обязательным, однако он не являет-

ся самым главным аспектом оргонной терапии.

В поле зрения оргонотерапевтов оказываются не только словесные

представления, вербальный язык, но и экспрессивные движения, являю-

щиеся неотъемлемым свойством протоплазмы. Проблемы, с которы-

ми приходит к врачу пациент, часто видны в выразительных движени-

ях и эмоциональной экспрессии его тела. Говорение пациента обо всем,

о чем он хочет, как это имело место в классическом психоанализе, уво-

дит в сторону от реальных проблем. Язык нередко выступает в качестве

защиты, затемняющей или маскирующей экспрессивный характер био-

логического ядра. Поэтому психоаналитическое лечение становится жертвой

патологического проявления языка. Необходимо, как считал В. Райх, придер-

живаться иной установки, а именно просить пациента не говорить неко-

торое время. Как только пациент прекращает говорить, телесное выра-

жение эмоций становится индикатором его проблем. В минуты молчания

 

346


 

 

В Е Г Е ТО Т Е Р А П И Я И О Р Г О Н Н А Я Т Е Р А П И Я

 

отчетливо проявляются черты характера пациента, его плазматическая

эмоциональная экспрессия.

Оргонная терапия как раз и имеет дело прежде всего с эмоциональ-

ной экспрессией пациентов. Она отличается от других видов терапии

тем, что перед пациентом ставится задача выразить себя на биологи-

ческом уровне при минимальном использовании разговорного языка,

поскольку биопатия является не чем иным, как общей суммой наруше-

ний естественной экспрессии живого организма. «Раскрывая патологи-

ческие формы экспрессии, мы учимся распознавать биопатию человека

на том глубинном уровне, который совершенно недоступен для терапев-

тических методов, работающих с языком» [20, с. 301].

Это не означает, что оргонная терапия не связана с языком вообще.

Оргонный терапевт и пациент обмениваются словами, тем не менее

используемые в процессе лечения слова относятся не к воображаемым

представлениям о повседневной жизни, а к ощущению органов. Речь

идет о работе с экспрессивным языком, с языком биологической экс-

прессии, понимание которого способствует определению вида брони

и степени ее ригидности. Отсюда проистекает основная задача оргонной

терапии, связанная с разрушением брони, восстановлением подвижно-

сти плазмы и полной способности к непроизвольной пульсации. Идеаль-

ным результатом оргонной терапии становится появление оргазмическо-

го рефлекса, несущего в себе экспрессию отдачи в противоположность

экспрессии сдерживания. Здесь обнаруживается тесная связь с жизнью

как таковой, поскольку оргастическое желание является, с точки зрения

В. Райха, не только глубинным, но и космическим желанием.

Оргонная терапия связана с устранением биопатических ограниче-

ний в функционировании живого организма, с разрушением мышеч-

ной брони, мышечного панциря. Последний рассматривался В. Райхом

с точки зрения его сегментной структуры и соответствующих панцир-

ных колец, расположенных под прямым углом к позвоночнику. Сегмент-

ная структура панциря воспроизводила фактически те представления

В. Райха, которые были выдвинуты им в рамках вегетотерапии. Речь шла

только о большей детализации и уточнении того, что плазменные пото-

ки и эмоциональные возбуждения проходят вдоль оси тела и что запрет

на телесное выражение эмоций работает под прямым углом к идущему

оргонному потоку.

Структура панциря описывалась теперь В. Райхом как состоящая

из семи сегментов и колец, расположенных поперек туловища:

· окулярное (область глаз) панцирное кольцо или сегмент панциря, харак-

теризующийся неподвижностью мышц глазного яблока, век, лба, слез-

ных желез;

 

347


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

· оральный (область рта) сегмент, включающий мускулатуру подбородка,

горла, затылка, челюсти;

· сегмент панциря, покрывающий мускулатуру шеи и мышцы груди, клю-

чицы, соски;

· грудной сегмент (межреберные, грудные мышцы и мышцы лопаток),

относящийся к грудной клетке как единому целому, являющийся основ-

ной частью панциря организма и приобретающий особенно опасный

характер, так как именно с дыханием связаны симптомы биопатиче-

ской болезни;

· сегмент диафрагмы, включающий в себя диафрагму, желудок, солнечное

сплетение, поджелудочную железу и два мышечные узла вдоль нижних

грудных позвонков;

· сегмент брюшной полости, состоящий из мышц живота, идущих от ниж-

них ребер до верхней границы таза, и из группы мышц спины, идущих

вдоль нижней части позвоночника;

· тазовый сегмент, включающий ягодичные и другие мыщцы таза.

В понимании В. Райха биологически важные ощущения органов и эмо-

ций удовольствия, тревоги и ярости проистекают из сегментных функ-

ций человека. Оргонный терапевт расшифровывает движения телесных

форм и их экспрессию. Оргонная терапия способствует снятию сегмен-

тов-колец панциря. Направленные перпендикулярно панцирным кольцам

оргонные потоки жизненной энергии прорываются с каждым разломом

соответствующего кольца и становятся важным фактором в разрушении

общего панциря.

В случае успешного лечения, когда сегментная структура панциря оказы-

вается полностью разрушенной, оргастический рефлекс восстанавливается,

и сексуальное слияние подчиняется законам природы. Благодаря оргонной

терапии оргазмический рефлекс начинает функционировать согласно зако-

нам природы и ему не мешают никакие социальные препятствия. Конечная

цель этой терапии — «дать возможность человеку примириться со своей

внутренней природой, чтобы он не убегал от нее, а наслаждался тем, чего

он так боится» [21, с. 403].

Осуществление оргонной терапии требует соответствующих знаний

о психической и соматической природе человека, а также профессиональ-

ных навыков работы с мышечным панцирем. Необходимо иметь в виду, что

многие страдающие психическими расстройствами пациенты подвергают-

ся большой опасности, когда их мышечный панцирь начинает разрушаться.

По мере снятия панцирных сегментов и колец у пациентов могут возникнуть

нервные срывы. Поэтому оргонная терапия требует значительной осторож-

ности в процессе разрушения сегментной структуры панциря и совершенст-

вования искусства по восстановлению оргастического рефлекса.

 

348


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 279.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...