Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самоанализ и психоаналитический процесс




 

Всегда считалось, что древняя максима «познай самого себя» имеет

исключительно важное значение, поскольку, познавая себя, тем самым

человек лучше, глубже и всестороннее познает других людей. При этом

самоанализ рассматривался, как правило, с точки зрения полезности,

необходимости и возможности его осуществления.

Открытия психоанализа способствовали пониманию того, что само-

анализ является составной частью психоаналитической подготовки. Вме-

сте с тем они выявили несомненные трудности, с которыми человек

может столкнуться в процессе самопознания.

Не случайно в процессе самоанализа, осуществленного основателем

психоанализа в конце ХIХ в., он пришел к неутешительному выводу, что

в силу присущего человеку сопротивления против выявления его вытес-

ненных из сознания сексуальных и агрессивных влечений окончательное

осуществление самоанализа невозможно. Не случайно и то, что психоана-

литическое образование предполагало не только способность будущего

 

432


 

 

С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С

 

специалиста по бессознательному к самоанализу, но и необходимость про-

хождения учебного анализа у опытного психоаналитика.

К. Хорни признавала трудности, встречающиеся человеку на пути само-

познания. В этой связи она критически отнеслась к тем работам, авторы

которых недостаточно использовали разработанную З. Фрейдом психо-

аналитическую технику и которые полагали, что самоанализ является

не только увлекательным, но и простым делом. В противоположность

подобным работам она исходила из того, что самоанализ — это медленный

и крайне тяжелый процесс, приносящий как внезапные прозрения, так и болез-

ненные переживания, как радость открытия ранее неизвестного в себе, так

и огорчения ввиду обнаружения негативных сторон своей души. Вместе с тем

она подчеркнула, что попытки конструктивного самоанализа могут иметь

большое значение для человека, подобный самоанализ пациентов способ-

ствует психоаналитической терапии и, следовательно, важно разобраться

как в существе самоанализа, так и в возможных взаимосвязях между ним

и психоанализом.

Может ли человек познать себя? Если пациент способен самостоятель-

но работать над какими-то своими проблемами, то может ли эта способ-

ность использоваться более целесообразным образом в процессе психо-

аналитической терапии? Может ли пациент всесторонне и глубоко иссле-

довать данные своего самонаблюдения или разнообразные ассоциации

с помощью своего критически настроенного ума? Собственно говоря,

эти вопросы как раз и были поставлены К. Хорни в ее работе «Самоана-

лиз» (1942), в рамках которой она попыталась не только ответить на них,

но и высказать свои соображения по поводу конструктивного самоанали-

за и психоанализа.

Прежде всего К. Хорни отметила разницу между психоанализом и само-

анализом. Если самоанализ как метод познания человеком самого себя,

осуществляется непрофессионалом, то психоанализ предполагает нали-

чие профессионального аналитика. Во-первых, анализ других людей тре-

бует обширных психоаналитических знаний, связанных с пониманием

природы бессознательных влечений, форм их проявления и способов

раскрытия. Во-вторых, психоанализ требует определенных навыков рабо-

ты с пациентами, развиваемых путем тренировки и опыта. В-третьих, ана-

лиз других людей требует тщательного самопознания.

Самоанализ не соответствует этим требованиям и в этом отношении

он отличен от психоанализа. Однако самоанализ имеет свои достоинства,

поскольку в процессе его осуществления человек погружается в тот мир,

который является его собственным и, надо полагать, более знакомым

для него, чем мир других людей. Правда, невротик отчужден от самого

себя, но тем не менее знания о собственном мире находятся внутри его

 

433


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

и при критическом отношении к себе он может получить к ним лучший

доступ по сравнению с посторонним человеком.

В плане самонаблюдения К. Хорни сравнивает осуществляющего само-

анализ человека со смышленой сиделкой, постоянно находящейся рядом

с пациентом, в то время как аналитик проводит лишь незначительное

время со своим пациентом, в лучшем случае около одного часа в день.

И если психоаналитик обладает лучшими методами для наблюдения,

то сиделка имеет более широкие возможности по осуществлению его.

Подобное преимущество самоанализа ослабляет первое требование,

предъявляемое к профессиональному аналитику, и исключает второе тре-

бование. И действительно, при самоанализе нет необходимости в глубо-

ких психологических знаниях, без которых анализ другого человека ока-

зывается бесперспективным, и не нужны умения выстраивать стратегию

поведения, столь необходимые при общении с другим человеком.

Вместе с тем основная трудность самоанализа связана, по мнению

К. Хорни, с эмоциональными факторами, делающими человека слепым

в отношении собственных бессознательных сил. В этом плане присту-

пающие к самоанализу психоаналитики не имеют значительных преиму-

ществ перед любителями. Поэтому в теоретическом отношении К. Хор-

ни не видела причины, по которой самоанализ был бы несостоятелен

с точки зрения его использования для самопознания. «Признавая, что

многие люди слишком глубоко запутаны в своих проблемах, чтобы быть

способными анализировать себя; признавая, что самоанализ не может

даже приблизительно сравняться по быстроте и точности с аналитиче-

ской терапией, проводимой специалистом; признавая, что существуют

определенные сопротивления, которые могут быть преодолены только

с посторонней помощью, — тем не менее мы должны отметить, что все

это не является доказательством того, что такая работа в принципе невоз-

можна» [31, с. 298].

К. Хорни считала возможным осуществление самоанализа не только

по теоретическим соображениям, но и исходя из практического опыта,

приобретенного ею самой и ее коллегами, а также из опыта работы с паци-

ентами, которых она побуждала работать над собой во время перерывов

в аналитической терапии. При этом она не обошла стороной вопрос

о возможных опасностях при самоанализе, одна из которых состояла

в потенциальном, а подчас и реальном усилении нездоровой склонности

к самокопанию.

Рассматривая данный вопрос, К. Хорни отметила, что в случае превра-

щения интроспекции в самоцель, когда самоанализ осуществляется лишь

из абстрактного интереса к установлению психологических связей, она

действительно может стать болезненным самокопанием, а самоанализ

 

434


 

 

С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С

 

превратится в своего рода психологическую манию. Однако если само-

анализ служит желанию человека стать лучше, душевно богаче и представ-

ляет собой предпринимаемую им ответственную попытку понять и изме-

нить себя, то он несомненно конструктивен и полезен.

К. Хорни не обошла стороной и опасения, нередко высказываемые

в связи с тем, что самоанализ может нанести вред человеку, разбудить

в нем скрытые силы, с которыми он не сможет справиться, а также уси-

лить в нем чувства тревоги и бессилия, способные привести его к депрес-

сии и даже самоубийству. Она указала не только на возможность времен-

ного ухудшения состояния при любом анализе, но и на его неизбежность

вследствие вскрытия вытесненного материала бессознательного.

Однако, проведя различие между временными и стойкими ухудшения-

ми, К. Хорни подчеркнула, что последние не характерны для самоанали-

за, в то время как первые, являющиеся реакцией на тревогу, потрясение

и боль, преодолеваются в процессе конструктивного самоанализа. Кроме

того, она считала, что при самоанализе будут действовать силы самозащи-

ты и реальная опасность будет даже меньше, чем при психоанализе, поскольку

пациент интуитивно избегает всего ему грозящего, в то время как анали-

тик может допустить ошибку, будь то преждевременные интерпретации

или неадекватные заключения.

Во всяком случае К. Хорни пришла к выводу, в соответствии с кото-

рым самоанализ вполне возможен, а опасность прийти к нежелательному

результату в процессе его осуществления крайне мала. Что касается его

различных недостатков, то они естественны, связаны с затягиванием

самого процесса и отсутствием какой-либо гарантии достижения непре-

менного успеха.

Однако ряд его преимуществ делают самоанализ желательным. К ним

К. Хорни отнесла следующие преимущества:

· пациент может заниматься самоанализом во время перерывов, кото-

рые случаются в ходе аналитической терапии, будь то поездка пациен-

та на отдых или отлучки аналитика по профессиональным и личным

причинам;

· финансовые затруднения не позволяют пациенту регулярно обращать-

ся за помощью к аналитику и в этом случае самоанализ может оказать-

ся необходимой компенсацией недостаточного общения с психоана-

литиком;

· если в интервалах между психоаналитическими сеансами пациент спо-

собен вести активную самостоятельную работу над собой, то самоана-

лиз может сократить период лечения;

· если человек живет в таком месте, где нет компетентного аналитика,

то, приезжая к нему от случая к случаю для контроля, он может попы-

 

435


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

таться осуществлять основную работу самостоятельно с помощью само-

анализа;

· в случае преждевременного завершения аналитического лечения,

вызванного различными обстоятельствами жизни, человек имеет воз-

можность продолжить его самостоятельно;

· наконец, способные к самоанализу люди получают определенные пси-

хологические преимущества, связанные с возрастанием внутренней

силы и повышением уверенности в себе.

Самоанализ представляет собой попытку человека быть одновременно и паци-

ентом, и аналитиком. Как и в психоанализе, существенная роль в нем при-

надлежит свободным ассоциациям, с помощью которых человек стремит-

ся достигнуть полного самовыражения.

Перед анализирующим самого себя человеком, как и перед пациентом,

стоят три основные задачи:

· выразить себя по возможности полнее и откровеннее;

· осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние

на свою жизнь;

· обрести способность к изменению тех установок, которые нарушают

его отношения с окружающим миром и с самим собой.

Свободные ассоциации обладают несомненной ценностью в плане

самоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, было бы опрометчи-

во полагать, что они творят чудеса. С их помощью человек обнаруживает

лишь то, что может вынести. Вместе с тем, если свободное ассоциирова-

ние ведется с должным настроем, то оно, подобно рентгеновским лучам,

может помочь увидеть то, что недоступно невооруженному глазу.

Осознание собственных бессознательных сил, проблем и конфлик-

тов — это не только интеллектуальный процесс, но и эмоциональное

переживание. Извлечение информации о себе и понимание происходя-

щего в глубинах психики — важная составная часть самоанализа, способ-

ная принести человеку облегчение, поскольку он может выявить свои

подлинные, ранее вытесненные чувства, обнаружить показной характер

некоторых предшествующих установок, здраво взглянуть на себя, уви-

деть уязвимые места и открыть возможность что-то изменить в причи-

нах нарушений.

Вместе с тем данный этап самоанализа может оказаться крайне болез-

ненным, порождающим негативные реакции на осознание, в результате

чего само осознание станет восприниматься как угроза, а общее состоя-

ние может характеризоваться унынием и безнадежностью. По выражению

К. Хорни, осознание человеком своих проблем может означать такую же

неопределенность, как и его нахождение долгое время под солнцем: сол-

нечные лучи могут придать ему бодрость или, напротив, утомить его;

 

436


 

 

С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С

 

они могут спасти ему жизнь или убить его; конечный эффект зависит как

от силы солнечных лучей, так и от состояния человека.

В конечном счете самоанализ нацелен на изменение тех факторов

в себе, которые препятствуют оптимальному развитию. Речь идет о дос-

тижении более реалистического отношения к себе вместо колебаний

между разнонаправленными желаниями, нахождении опоры в себе вме-

сто цепляния за других людей, обретении настроя на активную деятель-

ность вместо пассивного существования. Как считала К. Хорни, ценность

самопознания состоит не в прозрениях человека как таковых, а в его прозрениях

как средстве пересмотра и изменения собственных чувств, побуждений и уста-

новок. В целом развитие определяется не накоплением прозрений, а их

структурированием.

Рассматривая существо, специфику и возможности самоанализа,

К. Хорни подразделяла его на эпизодический и систематический.

К эпизодическому самоанализу человек прибегает, как правило, в тех

случаях, когда речь идет о явном симптоме, причиняющем страдание, или

конкретном остром нарушении, привлекающем к себе внимание и пора-

жающем своей необычностью, будь то приступ тревоги, страх перед пуб-

личным выступлением, головная боль, расстройство желудка. Он исполь-

зуется и тогда, когда у человека возникает желание понять причины, стоя-

щие за поразившим его сновидением, забыванием назначенной встречи,

непомерным раздражением из-за какого-то незначительного события или

действия со стороны других людей. Эпизодический самоанализ не требу-

ет глубоких психологических знаний и его целью является осознание фак-

торов, вызвавших конкретное нарушение, а также их устранение.

Посредством эпизодического самоанализа можно выявить изолиро-

ванную связь между теми или иными процессами, понять непосредст-

венно связанные с нарушением факторы и устранить отдельный сим-

птом. В качестве терапевтического метода подобный самоанализ прием-

лем для ситуативного невроза. Однако эпизодический самоанализ вряд ли

может привести к существенным изменениям и с его помощью невоз-

можно вылечить тяжелый невроз. Поскольку невротическая личность

имеет определенную структуру, а не представляет собой простое соче-

тание отдельных компонентов, то проработка этой структуры требует

использования систематического самоанализа и психоанализа.

В отличие от эпизодического самоанализа, систематический самоана-

лиз характеризуется не только большей частотой работы, но и непрерыв-

ностью ее осуществления, а также прослеживанием до конца тех проблем

и конфликтов, которые беспокоят человека. В эпизодическом самоанали-

зе стимулом служит наличие какого-то явного расстройства и стремление

устранить его. В систематическом самоанализе побудительной силой слу-

 

437


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

жит непреклонное желание человека постичь себя, вскрыть причины его

затруднений в жизни, понять свои бессознательные влечения и устранить

помехи, лежащие на пути обретения здоровья и конструктивного разви-

тия присущих ему способностей и потенций.

К. Хорни предупреждала, что большая частота и непрерывность сис-

тематического самоанализа не должны превращаться в некое долженст-

вование и непреклонную обязанность. Принуждение лишает самоанализ

спонтанности и не дает желаемых результатов. Чрезмерное давление регу-

лярности может привести к безразличию и способно стать причиной пре-

кращения самоанализа. Поэтому регулярность в самоанализе является не самоце-

лью, а средством сохранения непрерывности и преодоления сопротивлений. Важно

само желание человека разобраться в себе, а не требование жесткого распи-

сания встреч с собой. Разумеется, предупреждение против навязчивой регу-

лярности не отменяет серьезного отношения к делу, поскольку самоанализ

приносит свои плоды только тогда, когда к нему относятся со всей серьез-

ностью. Однако, как замечала К. Хорни, «самоанализ должен оставаться дру-

гом, на которого можно положиться, а не школьным учителем, заставляю-

щим нас каждый день получать хорошие отметки» [32, с. 435].

Систематический самоанализ предполагает прежде всего добросо-

вестность человека по отношению к самому себе. Она особенно важна

при выражении чувств, и поэтому человек должен помнить, что игно-

рируя или отбрасывая их, он поступает так вопреки своим подлинным

интересам. В этой связи К. Хорни сформулировала два правила, которые

не должны забываться самостоятельно работающим человеком. Во-первых,

он всегда должен стремиться выразить то, что действительно чувствует,

а не то, что обязан чувствовать в силу традиции или собственных стандар-

тов. Во-вторых, человек должен предоставлять своим чувствам как можно

бóльшую свободу.

При самоанализе главным является внутреннее значение, осознание

всей полноты и интенсивности чувств. Стало быть, эффективность само-

анализа зависит от возрастания свободы чувствовать то, что человек дей-

ствительно чувствует.

При переходе от свободного ассоциирования к пониманию само-

го себя самостоятельно работающему человеку следует ориентировать-

ся в своих интерпретациях на собственные интересы. Важно следовать

за тем, что останавливает его внимание, возбуждает любопытство, задева-

ет эмоционально. Руководствуясь своим спонтанным интересом, человек

интуитивно будет выбирать те темы, которые в данный момент наиболее

доступны его пониманию. И вряд ли стоит опасаться того, что его личная

заинтересованность приведет к выбору наиболее знакомых для него тем,

что может свидетельствовать об уступках его сопротивлениям.

 

438


 

 

С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С

 

По убеждению К. Хорни, принцип руководства собственными интере-

сами означает не что иное, как следование темам, наименее вытесненным

в данный момент. По сути дела, этот принцип соответствует той страте-

гии, которой придерживается аналитик, когда дозирует свои интерпре-

тации и отбирает для толкования факты, способные стать достоянием

сознания пациента.

Поскольку сущностью самоанализа является правдивость, то она должна

распространяться как на принятие, так и непринятие толкований. В этом

плане важно, с точки зрения К. Хорни, придерживаться следующих уста-

новок: нельзя исключать опасность принятия ложного или непродуктив-

ного толкования, но нет никакой необходимости испытывать благоговей-

ный страх перед такой опасностью; никогда не следует признавать боль-

ше того, во что человек действительно верит; имеет смысл рассматривать

свое толкование лишь как пробное, а не убеждать себя в его точности.

Если в процессе самоанализа человеку удалось сделать важное наблюде-

ние и достичь определенного понимания, то он должен исследовать то, как

обнаруженная им особенность проявляется в различных сферах, к каким

последствиям она приводит и какими факторами объясняется. Тем самым

он сможет высветить те места в своей психике, которые до сих пор были

скрыты от его взора. В том случае, когда он действительно заинтересован

в познании себя, он сможет лучше понять и адекватнее проинтерпретиро-

вать проблемы и конфликты, затрудняющие его собственное развитие.

Во многих психоаналитических работах в качестве аксиомы содер-

жится исходное положение, в соответствии с которым человек является

беспомощным перед своими сопротивлениями, их преодоление предпо-

лагает наличие специалиста, который в процессе аналитической терапии

может оказать необходимую помощь пациенту по осознанию его разнооб-

разных сопротивлений с целью их дальнейшего устранения. Признание

этого положения ставит под сомнение возможность эффективного само-

анализа и фактически является основным аргументом против него.

К. Хорни прекрасно понимала ту роль, которую играет сопротивле-

ние как в психоанализе, так и в самоанализе. Действительно, несмотря

на желание пациента избавиться от психического расстройства и стрем-

ления человека познать себя, в процессе аналитической терапии и само-

анализа выявляются сходные затруднения, связанные с возникновением

различного рода сопротивлений, которые остаются, как правило, за поро-

гом сознания анализируемых. Вместе с тем К. Хорни исходила из того, что

в основе сомнений по поводу эффективности самоанализа лежат такие

представления, которые обусловлены воззрениями З. Фрейда на природу

человека и прежде всего выдвинутой им идеей об инстинктивном харак-

тере агрессивных влечений.

 

439


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

В противоположность подобной точке зрения она считала, что в челове-

ке имеются конструктивные силы, которые составляют динамический про-

тивовес силам, вызывающим сопротивление и, следовательно, результат

самоанализа, как и всякого анализа, зависит от противодействия тенден-

ций к сопротивлению, сохранению статус-кво и выздоровлению, измене-

нию, предполагающему развитие внутренних потенций. В целом К. Хорни

исходила из того, что познание себя является не самоцелью, а средством

освобождения сил спонтанного развития.

Поводы для сопротивления при самоанализе точно такие же, как и при

осуществлении психоаналитической терапии. Однако в процессе самоана-

лиза сопротивления возникают в результате собственного посягательства

на осознание скрытых проявлений бессознательных влечений, а не тол-

кований аналитика, как это может иметь место при психоаналитической

терапии.

При самоанализе отсутствует повод к сопротивлению, который может давать

своим поведением аналитик. В этом отношении самоанализ имеет преимуще-

ство перед психоанализом. Другое дело, что в процессе психоаналитиче-

ской терапии возможны такие конструктивные провокации, благодаря

которым аналитик может исследовать соответствующие реакции пациен-

та, включая его сопротивление.

С точки зрения К. Хорни, как при психоаналитической терапии, так и при

самоанализе могут иметь место три типа сопротивлений: открытая борьба

с определенной проблемой, защитные эмоциональные реакции и защитное

содержание или обходные маневры. Вместе с тем проявление подобных

сопротивлений при самоанализе характеризуется некоторыми отличиями.

Так, в ответ на открытия того, о чем человек не подозревал, у него

могут возникать ответные реакции в форме тревоги, стыда, вины или раз-

дражения, но они не столь интенсивны, как в случае профессионально-

го анализа. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, анализирующий

себя человек предоставлен самому себе, не может вести борьбу с аналити-

ком и переносить ответственность на него, а с другой стороны, он более

чуток к себе, чем аналитик, чувствует опасность раньше него и уклоняется

от прямого приближения к проблеме, вызывающей у него беспокойство.

Кроме того, по сравнению с психоанализом, в самоанализе чаще встре-

чаются такие формы сопротивления, которые связаны с сознательным

нежеланием анализировать себя, всевозможными оправданиями, типа

чрезмерной занятости чем-то другим или усталости, а также нежеланием

приступить к рассмотрению какой-то проблемы.

Как и в любом анализе, в самоанализе важно не обманываться отно-

сительно достигнутых успехов и результатов. Заблуждение подобного

рода может поднять настроение и вызвать эйфорию, однако, как замеча-

 

440


 

 

С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С

 

ла К. Хорни, оно способно стать препятствием на пути выявления стой-

кого сопротивления. Необходимо иметь в виду и то, что при самоанали-

зе возможна неверная интеграция добытой информации, что затрудняет

и осложняет познание самого себя.

При столкновении с собственными сопротивлениями не стоит раз-

дражаться ни на них, ни на себя. Разумеется, человеку неприятно натал-

киваться на создаваемые им же самим препятствия к самопознанию. Тем

не менее не имеет смысла упрекать себя за свои сопротивления. Человек

не повинен в том, что таящиеся в нем силы выступают на защиту и пре-

доставляют необходимые средства, с помощью которых он по-своему

пытается справиться с трудностями жизни.

Разумнее, по мнению К. Хорни, принять противодействующие в нем

силы и с уважением отнестись к ним, как к некоторой части самого себя.

Человеку следует отнестись к ним с уважением не в смысле одобрения или

притворства, а в плане признания их существования как результата собст-

венного развития. «Такая позиция будет не только справедливой по отно-

шению к себе, но и создаст гораздо более здоровую основу для борьбы

с сопротивлениями. Если же подходить к ним с враждебной решимостью

их сокрушить, то вряд ли ему хватит терпения и желания, необходимых

для их понимания» [33, с. 519].

Самоанализ имеет присущие ему ограничения. К. Хорни не только понима-

ла это, но и зафиксировала некоторые из них, представлявшиеся ей наи-

более существенными.

Во-первых, серьезным ограничением самоанализа является укоренив-

шееся в человеке чувство смирения, способствующее порождению безна-

дежности и отчаяния.

Во-вторых, не меньшим ограничением может служить внешне успешное

утверждение какой-либо невротической наклонности, выступающей преградой

к осуществлению самоанализа.

В-третьих, ограничением самоанализа может выступать преоблада-

ние деструктивных наклонностей, направленных как на других людей, так

и на себя. Враждебность и презрение могут оказаться столь сильными,

что привлекательным способом мести станут разрушительные побужде-

ния, связанные с умерщвлением собственных жизненных сил.

В-четвертых, ограничение самоанализа обусловлено трудноуловимо-

стью понятия «Я», т. е. тем, что человек действительно чувствует, чего

действительно хочет, во что действительно верит и что в действитель-

ности решает. При любом неврозе возможности и действенность челове-

ка ограничены, поскольку у него разрушены естественное достоинство,

подлинное самоуважение, творческая инициатива и способность брать

на себя ответственность за те или иные деяния и жизнь в целом.

 

441


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

В-пятых, ограничение самоанализа связано с сильно развитыми вто-

ричными защитами, которые ориентированы на сохранение статус-кво

и недопущение каких-либо изменений.

В понимании К. Хорни все эти ограничения действенны в самоанали-

зе, но не выступают в качестве абсолютных препятствий, не допускающих

осуществления его. Возможности самоанализа во многом зависят от соот-

ношения сдерживающих и конструктивных сил в человеке, от глубины

установок, ставящих под угрозу его саморазвитие. Можно сказать, что

настоящие ограничения существуют только при тяжелых и осложненных

неврозах, хотя даже в этом случае конструктивные силы сохраняют свою

значимость и могут быть использованы во благо человека.

Если человек подвергался психоаналитическому лечению и находится

в благоприятных условиях жизни, то он может продолжить работу само-

стоятельно. В этом случае надежда на достижение значительного успеха

весьма велика. Во всяком случае предшествующий опыт несомненно спо-

собствует самостоятельной работе над решением тех или иных проблем.

Не случайно К. Хорни выразила надежду на то, что пациенты не только

осознáют подобную возможность, но и предпримут дальнейшие попытки

самоанализа, а аналитики найдут критерии, позволяющие судить о том,

когда целесообразно побуждать пациентов к самостоятельной работе.

Вопрос о самоанализе имеет важное значение, поскольку в силу раз-

личного рода обстоятельств (финансовых, социально-политических,

демографических, кадровых, психологических и др.) профессиональная

помощь доступна далеко не для всех, кто в ней нуждается. Поэтому конст-

руктивный самоанализ может быть методом самопознания, используемым чело-

веком в целях своего собственного развития. Он дает ему возможность более

полной самореализации. Другое дело, что самоанализ не может подме-

нить собой психоаналитическую терапию.

Вполне очевидно, что наличие компетентной помощи существенно

облегчает процесс самоанализа. Ведь основная задача аналитика состо-

ит в том, чтобы помочь пациенту понять себя и переориентировать свою

жизнь в той мере, в какой он сам считает это необходимым. Поэтому нет

ничего удивительного, что, обсуждая вопрос о самоанализе, К. Хорни

обратила внимание на роль пациента и аналитика в психоаналитическом

процессе, тем более что прибегающий к самостоятельному анализу чело-

век является для себя одновременно и тем, и другим.

Если перед пациентом стоят три задачи (выразить себя как можно пол-

нее и откровеннее, осознать собственные бессознательные движущие

силы и их влияние на свою жизнь, а также обрести способность по изме-

нению установок, нарушающих его отношения с самим собой и окружаю-

щим миром), то в работе аналитика можно выделить несколько этапов

 

442


 

 

С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С

 

его деятельности. К последним К. Хорни отнесла пять основных, включая

наблюдение, понимание, истолкование, помощь в преодолении сопро-

тивления и обычную человеческую помощь.

Наблюдение включает в себя обращение внимания психоаналитика

на такие общие черты поведения пациента, как спонтанность, ригид-

ность, теплота, отчужденность, угодливость, подозрительность, робость,

самоуверенность, чувствительность, безразличие, жестокость и др. Его

интерес сосредоточен не на какой-то одной стороне личности пациента

или на отдельных его реакциях, а на личности в целом. Наблюдение пси-

хоаналитика представляет собой систематическое изучение бессознатель-

ных сил, обнаруживающих себя в свободных ассоциациях, сновидениях,

ошибочных действиях, фантазиях. Оно включает в себя мозаику разроз-

ненных элементов, требующих установления необходимой связи между

ними и понимания происходящего.

Понимание можно сравнить с работой детектива в расследовании зага-

дочных происшествий. Однако, в отличие от детектива, стремящего-

ся обнаружить и разоблачить преступника, психоаналитик ориентиру-

ется не на выявление того, что в пациенте плохо, а на понимание его

в целом, включая как плохое, так и хорошее в нем. Он имеет дело также

не с несколькими подозреваемыми, а с разнообразными движущими сила-

ми в одном человеке, которые рассматриваются им не с точки зрения их

предосудительности, а в плане возможных источников нарушения. Пси-

хоаналитик пытается понять общий стержень, на который нанизаны про-

тиворечивые желания, чувства и невротические наклонности пациента.

Путем анализа обширного материала, включающего в себя воспоминания

детства пациента, его сиюминутные переживания, сопротивления, отно-

шения к аналитику, постепенно складывается понимание жизни пациен-

та, действующих в нем сил и структуры характера.

Истолкование связано с тем, что психоаналитик предлагает пациенту

свою интерпретацию, которую он дает тогда, когда считает, что тот готов

к ее восприятию. Интерпретация представляет собой предположение

о возможных значениях. Если она хотя бы отчасти верна, то может дать

новое направление мыслям пациента. Но она способна вызвать у него

также тревогу или защитные реакции, что скажется на проявлении раз-

личного рода сопротивлений. При взаимном сотрудничестве друг с дру-

гом аналитик и пациент стараются проверить обоснованность интерпре-

таций, их соответствие определенному контексту или общему значению.

В условиях развития сопротивлений со стороны пациента интерпретаци-

онная работа аналитика может оказаться недостаточной и на передний

план выдвигается иная задача, связанная с пониманием того, что проис-

ходит с пациентом в аналитическом процессе.

 

443


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

Помощь в преодолении сопротивления основывается на распознавании

сопротивления как такового и оказании содействия пациенту по осозна-

нию его. Задача психоаналитика состоит в том, чтобы показать пациенту,

что он прибегает к защитной борьбе и что в его же собственных интере-

сах отказаться от нее. Психоаналитик стремится обнаружить источник

сопротивления, понимание которого дает ему информацию о факторах,

сохраняемых пациентом в тайне. Обнаружение источника сопротивле-

ния открывает путь для дальнейшей аналитической работы. Оказываемая

психоаналитиком помощь состоит в том, что, беря на себя руководство,

он показывает пациенту его тактику сопротивления и предоставляет ему

возможность детально проработать последствия тех отступлений и задер-

жек, к которым тот прибегает. Соответствующая работа психоаналитика

носит интеллектуальный характер, и он отдает все свои знания на служ-

бу пациенту. Однако, по мнению К. Хорни, его помощь выходит за преде-

лы того, что он может дать как специалист, использующий технические

приемы психоанализа.

Обычная человеческая помощь связана с двумя обстоятельствами. Во-пер-

вых, своим присутствием психоаналитик предоставляет пациенту уникаль-

ную возможность осознать свое поведение по отношению к окружающим

его людям. Его жизнь не пересекается с жизнью пациента и эта отстранен-

ность позволяет отделить особенности пациента от вносящих неясность

обстоятельств, обычно их сопровождающих. Во-вторых, своим дружеским

интересом психоаналитик действительно оказывает пациенту не только

интеллектуальную, но и эмоциональную поддержку. Своим отношением

к нему он вселяет в пациента смелость быть самим собой.

Таким образом, аналитик оказывает пациенту человеческую поддерж-

ку, которая становится особенно ценной, когда тот охвачен тревогой

и когда он нуждается в ком-то, кто не теряет веры в него. Он предлагает

ему обычную человеческую помощь, которая может оказаться для паци-

ента первым опытом возможности такого понимания, когда, отдавая

себе отчет о его невротических наклонностях, другой человек относится

к нему с симпатией и уважением. Подобная помощь способна пробудить

у пациента веру в других людей и в свои собственные силы, направлен-

ные на изменение предшествующих жизненных установок, предопреде-

ливших его бегство в болезнь.

При самоанализе работающий самостоятельно пациент в той или иной

мере берет на себя функции аналитика. Разумеется, его самонаблюдения

могут быть менее точными, чем наблюдения, сделанные опытным пси-

хоаналитиком. Однако, по мнению К. Хорни, опыт психоаналитической

терапии показывает, что пришедшие к решению понять собственные

проблемы пациенты могут развивать поразительную способность тонко-

 

444


 

 

С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С

 

го самонаблюдения. Психоаналитик быстрее поймет возможный смысл

и значение наблюдений, но и пациент может улавливать смысл собствен-

ных наблюдений.

Человеческие отношения психоаналитика с пациентом являются важ-

ным фактором терапевтического процесса и дают возможность последне-

му исследовать свое типичное поведение по отношению к другим людям.

В этом плане перед анализирующим себя человеком открыты широкие

возможности для самопознания. Другое дело, что человеку легче понять

свои особенности в общении с психоаналитиком, чем в отношениях с дру-

гими людьми.

И наконец, явно или неявно психоаналитик оказывает человеческую

поддержку пациенту, в то время как в самоанализе такой поддержки нет.

Никакие приемы не могут заменить бесценных преимуществ проработки

своих проблем в тесном сотрудничестве с другим человеком, что делает

самоанализ трудным испытанием. Тем не менее самоанализ не только воз-

можен, но и необходим, как необходима и бесценна человеческая помощь,

оказываемая психоаналитиком пациенту в процессе его терапии.

К. Хорни исходила из того, что психоаналитическая терапия должна

быть ориентирована в первую очередь не на раскрытие невротических

симптомов, а на выявление невротической структуры характера паци-

ента. Согласно ее теории неврозов, в невротической личности имеется

несколько узловых пунктов, образуемых невротическими наклонностями.

Структура характера строится вокруг каждого узлового пункта.

Исходя из такого понимания терапевтическая процедура состоит

в том, чтобы выявить каждую невротическую наклонность. Поскольку

невротические наклонности вытеснены в разной степени, то погружение

в глубины психики предполагает выделение нескольких этапов, на каж-

дом из которых анализ проходит три стадии или ступени: определение нев-

ротической наклонности; раскрытие ее причин, проявлений и следствий;

выявление взаимосвязей с другими сферами личности, с другими невро-

тическими наклонностями. Каждая из этих ступеней имеет свою терапев-

тическую ценность.

Определение невротической наклонности (первая ступень) связано с выяв-

лением движущей силы личностного расстройства. Знание конкретной

причины расстройства снижает беспокойство по поводу ранее непости-

жимых сил, ведет к осознанию происходящего и пониманию того, что

имеется возможность каким-то образом повлиять на то неблагоприятное

состояние, в котором пребывает пациент. В некоторых случаях выявление

невротической наклонности оказывается достаточным для устранения

невротического расстройства. Однако в большинстве случаев одно лишь

обнаружение такой наклонности не приводит к радикальным изменениям,

 

445


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

поскольку пациент не только не готов к изменениям, но и не обладает

соответствующей способностью.

Раскрытие значения невротической наклонности (вторая ступень) включа-

ет в себя ее проработку, более глубокое понимание причин ее возникно-

вения и неблагоприятных последствий, а также того, каким образом она

проявляется в повседневной жизни пациента и в какой степени ограни-

чивает ее. Рассмотрение и осмысление всех этих аспектов ведет к осоз-

нанию принудительной силы и негативного характера невротической

наклонности, что может стать стимулом к изменению. Терапевтическая

ценность данной ступени аналитического процесса как раз и состоит

в усилении готовности пациента преодолеть лежащую в основе расстрой-

ства навязчивую наклонность. Проработка этой наклонности увеличивает

его способность справиться с ней. Однако по-прежнему остаются трудно-

сти, обусловленные тем, что прорабатываемая наклонность связана с дру-

гими, подчас противоположными побуждениями, в результате чего неко-

торые ее проявления могут оказаться нераскрытыми.

Выявление и понимание взаимосвязей между различными невротическими

наклонностями (третья ступень) ведет к осознанию наиболее глубоких

конфликтов, попыток их разрешения и тех серьезных проблем, которые

возникли в результате псевдорешений. В процессе проработки соответст-

вующего материала на данной ступени анализа возможно понимание того,

что предшествующие попытки разрешения конфликтов носили половин-

чатый характер и поэтому не только не способствовали снятию напряже-

ния, но, напротив, породили новые проблемы, еще более обострившие

психическое состояние пациента. Терапевтическая ценность данной сту-

пени состоит в том, что она дает возможность распутать существующие

связи между различными невротическими наклонностями и понять те

порочные круги, в которые попал пациент. Он осознает, как и каким обра-

зом различные невротические наклонности усиливают друг друга и кон-

фликтуют между собой. Таким образом становятся понятными патоло-

гические манифестации, т. е. невротические симптомы, будь то фобии,

депрессия, навязчивые состояния, которые произрастают из невротиче-

ской структуры характера.

В конечном счете путем тщательной проработки составляющих нев-

ротической структуры характера психоаналитик стремится достичь тако-

го понимания со стороны пациента, в результате которого тот приходит

к убеждению, что сможет обойтись без своих невротических наклонно-

стей. Анализ последствий невротических наклонностей, т. е. актуальной

невротической структуры помогает пациенту ослабить его тревожность,

усилить внутреннюю активность, изменить отношение к самому себе

и другим людям. Тем самым, не прибегая больше к ранее использованным

 

446


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й И К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З

 

им средствам защиты, приведшим к невротическому расстройству, он ока-

зывается в состоянии справиться с жизненными трудностями в соответ-

ствии со своими собственными взглядами.

Чтобы пациент сумел отказаться от своих невротических наклонно-

стей, должны быть тщательно проработаны все факторы в его структуре,

которые делают эти наклонности необходимыми. Это возможно в том

случае, если аналитическая работа будет осуществляться не только пси-

хоаналитиком, но и самим пациентом. Поэтому психоаналитик должен

пробудить конструктивные силы в пациенте и направить его энергию на реши-

мость измениться.

По выражению К. Хорни, невроз заманивает человека в ловушку кон-

фликтов и не способствует его развитию. Казалось бы, основная зада-

ча психоанализа должна состоять в освобождении пациента от тревоги

и разрешении его конфликтов с помощью соответствующих психоана-

литических средств. Однако основная задача аналитической терапии

состоит, как считала К. Хорни, в другом, а именно в раскрытии целостной

структуры невротика. Конфликты могут быть осознаны подчас на ранних

стадиях анализа. Тем не менее их осознание бесполезно до тех пор, пока

не будут до конца поняты компоненты конфликтов и пока не будет ослаб-

лена их интенсивность. Доступ к самим конфликтам возможен только

тогда, когда предварительно будет осуществлена именно эта работа.

По убеждению К. Хорни, освобождение пациента от тревоги и от кон-

фликтов как таковых не является целью психоаналитической терапии.

Во всяком случае цель анализа и психоаналитической терапии в целом

заключается не в том, чтобы освободить жизнь от риска и конфликтов,

а в том, чтобы «дать индивиду возможность в конечном счете самому

решать свои проблемы», «помочь ему восстановить свою спонтанность,

найти ценности в самом себе, короче говоря, дать ему мужество быть

самим собой» [34, с. 279].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...