Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Самоанализ и психоаналитический процесс
Всегда считалось, что древняя максима «познай самого себя» имеет исключительно важное значение, поскольку, познавая себя, тем самым человек лучше, глубже и всестороннее познает других людей. При этом самоанализ рассматривался, как правило, с точки зрения полезности, необходимости и возможности его осуществления. Открытия психоанализа способствовали пониманию того, что само- анализ является составной частью психоаналитической подготовки. Вме- сте с тем они выявили несомненные трудности, с которыми человек может столкнуться в процессе самопознания. Не случайно в процессе самоанализа, осуществленного основателем психоанализа в конце ХIХ в., он пришел к неутешительному выводу, что в силу присущего человеку сопротивления против выявления его вытес- ненных из сознания сексуальных и агрессивных влечений окончательное осуществление самоанализа невозможно. Не случайно и то, что психоана- литическое образование предполагало не только способность будущего
432
С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С
специалиста по бессознательному к самоанализу, но и необходимость про- хождения учебного анализа у опытного психоаналитика. К. Хорни признавала трудности, встречающиеся человеку на пути само- познания. В этой связи она критически отнеслась к тем работам, авторы которых недостаточно использовали разработанную З. Фрейдом психо- аналитическую технику и которые полагали, что самоанализ является не только увлекательным, но и простым делом. В противоположность подобным работам она исходила из того, что самоанализ — это медленный и крайне тяжелый процесс, приносящий как внезапные прозрения, так и болез- ненные переживания, как радость открытия ранее неизвестного в себе, так и огорчения ввиду обнаружения негативных сторон своей души. Вместе с тем она подчеркнула, что попытки конструктивного самоанализа могут иметь большое значение для человека, подобный самоанализ пациентов способ- ствует психоаналитической терапии и, следовательно, важно разобраться как в существе самоанализа, так и в возможных взаимосвязях между ним и психоанализом. Может ли человек познать себя? Если пациент способен самостоятель- но работать над какими-то своими проблемами, то может ли эта способ- ность использоваться более целесообразным образом в процессе психо- аналитической терапии? Может ли пациент всесторонне и глубоко иссле- довать данные своего самонаблюдения или разнообразные ассоциации с помощью своего критически настроенного ума? Собственно говоря, эти вопросы как раз и были поставлены К. Хорни в ее работе «Самоана- лиз» (1942), в рамках которой она попыталась не только ответить на них, но и высказать свои соображения по поводу конструктивного самоанали- за и психоанализа. Прежде всего К. Хорни отметила разницу между психоанализом и само- анализом. Если самоанализ как метод познания человеком самого себя, осуществляется непрофессионалом, то психоанализ предполагает нали- чие профессионального аналитика. Во-первых, анализ других людей тре- бует обширных психоаналитических знаний, связанных с пониманием природы бессознательных влечений, форм их проявления и способов раскрытия. Во-вторых, психоанализ требует определенных навыков рабо- ты с пациентами, развиваемых путем тренировки и опыта. В-третьих, ана- лиз других людей требует тщательного самопознания. Самоанализ не соответствует этим требованиям и в этом отношении он отличен от психоанализа. Однако самоанализ имеет свои достоинства, поскольку в процессе его осуществления человек погружается в тот мир, который является его собственным и, надо полагать, более знакомым для него, чем мир других людей. Правда, невротик отчужден от самого себя, но тем не менее знания о собственном мире находятся внутри его
433
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
и при критическом отношении к себе он может получить к ним лучший доступ по сравнению с посторонним человеком. В плане самонаблюдения К. Хорни сравнивает осуществляющего само- анализ человека со смышленой сиделкой, постоянно находящейся рядом с пациентом, в то время как аналитик проводит лишь незначительное время со своим пациентом, в лучшем случае около одного часа в день. И если психоаналитик обладает лучшими методами для наблюдения, то сиделка имеет более широкие возможности по осуществлению его. Подобное преимущество самоанализа ослабляет первое требование, предъявляемое к профессиональному аналитику, и исключает второе тре- бование. И действительно, при самоанализе нет необходимости в глубо- ких психологических знаниях, без которых анализ другого человека ока- зывается бесперспективным, и не нужны умения выстраивать стратегию поведения, столь необходимые при общении с другим человеком. Вместе с тем основная трудность самоанализа связана, по мнению К. Хорни, с эмоциональными факторами, делающими человека слепым в отношении собственных бессознательных сил. В этом плане присту- пающие к самоанализу психоаналитики не имеют значительных преиму- ществ перед любителями. Поэтому в теоретическом отношении К. Хор- ни не видела причины, по которой самоанализ был бы несостоятелен с точки зрения его использования для самопознания. «Признавая, что многие люди слишком глубоко запутаны в своих проблемах, чтобы быть способными анализировать себя; признавая, что самоанализ не может даже приблизительно сравняться по быстроте и точности с аналитиче- ской терапией, проводимой специалистом; признавая, что существуют определенные сопротивления, которые могут быть преодолены только с посторонней помощью, — тем не менее мы должны отметить, что все это не является доказательством того, что такая работа в принципе невоз- можна» [31, с. 298]. К. Хорни считала возможным осуществление самоанализа не только по теоретическим соображениям, но и исходя из практического опыта, приобретенного ею самой и ее коллегами, а также из опыта работы с паци- ентами, которых она побуждала работать над собой во время перерывов в аналитической терапии. При этом она не обошла стороной вопрос о возможных опасностях при самоанализе, одна из которых состояла в потенциальном, а подчас и реальном усилении нездоровой склонности к самокопанию. Рассматривая данный вопрос, К. Хорни отметила, что в случае превра- щения интроспекции в самоцель, когда самоанализ осуществляется лишь из абстрактного интереса к установлению психологических связей, она действительно может стать болезненным самокопанием, а самоанализ
434
С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С
превратится в своего рода психологическую манию. Однако если само- анализ служит желанию человека стать лучше, душевно богаче и представ- ляет собой предпринимаемую им ответственную попытку понять и изме- нить себя, то он несомненно конструктивен и полезен. К. Хорни не обошла стороной и опасения, нередко высказываемые в связи с тем, что самоанализ может нанести вред человеку, разбудить в нем скрытые силы, с которыми он не сможет справиться, а также уси- лить в нем чувства тревоги и бессилия, способные привести его к депрес- сии и даже самоубийству. Она указала не только на возможность времен- ного ухудшения состояния при любом анализе, но и на его неизбежность вследствие вскрытия вытесненного материала бессознательного. Однако, проведя различие между временными и стойкими ухудшения- ми, К. Хорни подчеркнула, что последние не характерны для самоанали- за, в то время как первые, являющиеся реакцией на тревогу, потрясение и боль, преодолеваются в процессе конструктивного самоанализа. Кроме того, она считала, что при самоанализе будут действовать силы самозащи- ты и реальная опасность будет даже меньше, чем при психоанализе, поскольку пациент интуитивно избегает всего ему грозящего, в то время как анали- тик может допустить ошибку, будь то преждевременные интерпретации или неадекватные заключения. Во всяком случае К. Хорни пришла к выводу, в соответствии с кото- рым самоанализ вполне возможен, а опасность прийти к нежелательному результату в процессе его осуществления крайне мала. Что касается его различных недостатков, то они естественны, связаны с затягиванием самого процесса и отсутствием какой-либо гарантии достижения непре- менного успеха. Однако ряд его преимуществ делают самоанализ желательным. К ним К. Хорни отнесла следующие преимущества: · пациент может заниматься самоанализом во время перерывов, кото- рые случаются в ходе аналитической терапии, будь то поездка пациен- та на отдых или отлучки аналитика по профессиональным и личным причинам; · финансовые затруднения не позволяют пациенту регулярно обращать- ся за помощью к аналитику и в этом случае самоанализ может оказать- ся необходимой компенсацией недостаточного общения с психоана- литиком; · если в интервалах между психоаналитическими сеансами пациент спо- собен вести активную самостоятельную работу над собой, то самоана- лиз может сократить период лечения; · если человек живет в таком месте, где нет компетентного аналитика, то, приезжая к нему от случая к случаю для контроля, он может попы-
435
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
таться осуществлять основную работу самостоятельно с помощью само- анализа; · в случае преждевременного завершения аналитического лечения, вызванного различными обстоятельствами жизни, человек имеет воз- можность продолжить его самостоятельно; · наконец, способные к самоанализу люди получают определенные пси- хологические преимущества, связанные с возрастанием внутренней силы и повышением уверенности в себе. Самоанализ представляет собой попытку человека быть одновременно и паци- ентом, и аналитиком. Как и в психоанализе, существенная роль в нем при- надлежит свободным ассоциациям, с помощью которых человек стремит- ся достигнуть полного самовыражения. Перед анализирующим самого себя человеком, как и перед пациентом, стоят три основные задачи: · выразить себя по возможности полнее и откровеннее; · осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь; · обрести способность к изменению тех установок, которые нарушают его отношения с окружающим миром и с самим собой. Свободные ассоциации обладают несомненной ценностью в плане самоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, было бы опрометчи- во полагать, что они творят чудеса. С их помощью человек обнаруживает лишь то, что может вынести. Вместе с тем, если свободное ассоциирова- ние ведется с должным настроем, то оно, подобно рентгеновским лучам, может помочь увидеть то, что недоступно невооруженному глазу. Осознание собственных бессознательных сил, проблем и конфлик- тов — это не только интеллектуальный процесс, но и эмоциональное переживание. Извлечение информации о себе и понимание происходя- щего в глубинах психики — важная составная часть самоанализа, способ- ная принести человеку облегчение, поскольку он может выявить свои подлинные, ранее вытесненные чувства, обнаружить показной характер некоторых предшествующих установок, здраво взглянуть на себя, уви- деть уязвимые места и открыть возможность что-то изменить в причи- нах нарушений. Вместе с тем данный этап самоанализа может оказаться крайне болез- ненным, порождающим негативные реакции на осознание, в результате чего само осознание станет восприниматься как угроза, а общее состоя- ние может характеризоваться унынием и безнадежностью. По выражению К. Хорни, осознание человеком своих проблем может означать такую же неопределенность, как и его нахождение долгое время под солнцем: сол- нечные лучи могут придать ему бодрость или, напротив, утомить его;
436
С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С
они могут спасти ему жизнь или убить его; конечный эффект зависит как от силы солнечных лучей, так и от состояния человека. В конечном счете самоанализ нацелен на изменение тех факторов в себе, которые препятствуют оптимальному развитию. Речь идет о дос- тижении более реалистического отношения к себе вместо колебаний между разнонаправленными желаниями, нахождении опоры в себе вме- сто цепляния за других людей, обретении настроя на активную деятель- ность вместо пассивного существования. Как считала К. Хорни, ценность самопознания состоит не в прозрениях человека как таковых, а в его прозрениях как средстве пересмотра и изменения собственных чувств, побуждений и уста- новок. В целом развитие определяется не накоплением прозрений, а их структурированием. Рассматривая существо, специфику и возможности самоанализа, К. Хорни подразделяла его на эпизодический и систематический. К эпизодическому самоанализу человек прибегает, как правило, в тех случаях, когда речь идет о явном симптоме, причиняющем страдание, или конкретном остром нарушении, привлекающем к себе внимание и пора- жающем своей необычностью, будь то приступ тревоги, страх перед пуб- личным выступлением, головная боль, расстройство желудка. Он исполь- зуется и тогда, когда у человека возникает желание понять причины, стоя- щие за поразившим его сновидением, забыванием назначенной встречи, непомерным раздражением из-за какого-то незначительного события или действия со стороны других людей. Эпизодический самоанализ не требу- ет глубоких психологических знаний и его целью является осознание фак- торов, вызвавших конкретное нарушение, а также их устранение. Посредством эпизодического самоанализа можно выявить изолиро- ванную связь между теми или иными процессами, понять непосредст- венно связанные с нарушением факторы и устранить отдельный сим- птом. В качестве терапевтического метода подобный самоанализ прием- лем для ситуативного невроза. Однако эпизодический самоанализ вряд ли может привести к существенным изменениям и с его помощью невоз- можно вылечить тяжелый невроз. Поскольку невротическая личность имеет определенную структуру, а не представляет собой простое соче- тание отдельных компонентов, то проработка этой структуры требует использования систематического самоанализа и психоанализа. В отличие от эпизодического самоанализа, систематический самоана- лиз характеризуется не только большей частотой работы, но и непрерыв- ностью ее осуществления, а также прослеживанием до конца тех проблем и конфликтов, которые беспокоят человека. В эпизодическом самоанали- зе стимулом служит наличие какого-то явного расстройства и стремление устранить его. В систематическом самоанализе побудительной силой слу-
437
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
жит непреклонное желание человека постичь себя, вскрыть причины его затруднений в жизни, понять свои бессознательные влечения и устранить помехи, лежащие на пути обретения здоровья и конструктивного разви- тия присущих ему способностей и потенций. К. Хорни предупреждала, что большая частота и непрерывность сис- тематического самоанализа не должны превращаться в некое долженст- вование и непреклонную обязанность. Принуждение лишает самоанализ спонтанности и не дает желаемых результатов. Чрезмерное давление регу- лярности может привести к безразличию и способно стать причиной пре- кращения самоанализа. Поэтому регулярность в самоанализе является не самоце- лью, а средством сохранения непрерывности и преодоления сопротивлений. Важно само желание человека разобраться в себе, а не требование жесткого распи- сания встреч с собой. Разумеется, предупреждение против навязчивой регу- лярности не отменяет серьезного отношения к делу, поскольку самоанализ приносит свои плоды только тогда, когда к нему относятся со всей серьез- ностью. Однако, как замечала К. Хорни, «самоанализ должен оставаться дру- гом, на которого можно положиться, а не школьным учителем, заставляю- щим нас каждый день получать хорошие отметки» [32, с. 435]. Систематический самоанализ предполагает прежде всего добросо- вестность человека по отношению к самому себе. Она особенно важна при выражении чувств, и поэтому человек должен помнить, что игно- рируя или отбрасывая их, он поступает так вопреки своим подлинным интересам. В этой связи К. Хорни сформулировала два правила, которые не должны забываться самостоятельно работающим человеком. Во-первых, он всегда должен стремиться выразить то, что действительно чувствует, а не то, что обязан чувствовать в силу традиции или собственных стандар- тов. Во-вторых, человек должен предоставлять своим чувствам как можно бóльшую свободу. При самоанализе главным является внутреннее значение, осознание всей полноты и интенсивности чувств. Стало быть, эффективность само- анализа зависит от возрастания свободы чувствовать то, что человек дей- ствительно чувствует. При переходе от свободного ассоциирования к пониманию само- го себя самостоятельно работающему человеку следует ориентировать- ся в своих интерпретациях на собственные интересы. Важно следовать за тем, что останавливает его внимание, возбуждает любопытство, задева- ет эмоционально. Руководствуясь своим спонтанным интересом, человек интуитивно будет выбирать те темы, которые в данный момент наиболее доступны его пониманию. И вряд ли стоит опасаться того, что его личная заинтересованность приведет к выбору наиболее знакомых для него тем, что может свидетельствовать об уступках его сопротивлениям.
438
С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С
По убеждению К. Хорни, принцип руководства собственными интере- сами означает не что иное, как следование темам, наименее вытесненным в данный момент. По сути дела, этот принцип соответствует той страте- гии, которой придерживается аналитик, когда дозирует свои интерпре- тации и отбирает для толкования факты, способные стать достоянием сознания пациента. Поскольку сущностью самоанализа является правдивость, то она должна распространяться как на принятие, так и непринятие толкований. В этом плане важно, с точки зрения К. Хорни, придерживаться следующих уста- новок: нельзя исключать опасность принятия ложного или непродуктив- ного толкования, но нет никакой необходимости испытывать благоговей- ный страх перед такой опасностью; никогда не следует признавать боль- ше того, во что человек действительно верит; имеет смысл рассматривать свое толкование лишь как пробное, а не убеждать себя в его точности. Если в процессе самоанализа человеку удалось сделать важное наблюде- ние и достичь определенного понимания, то он должен исследовать то, как обнаруженная им особенность проявляется в различных сферах, к каким последствиям она приводит и какими факторами объясняется. Тем самым он сможет высветить те места в своей психике, которые до сих пор были скрыты от его взора. В том случае, когда он действительно заинтересован в познании себя, он сможет лучше понять и адекватнее проинтерпретиро- вать проблемы и конфликты, затрудняющие его собственное развитие. Во многих психоаналитических работах в качестве аксиомы содер- жится исходное положение, в соответствии с которым человек является беспомощным перед своими сопротивлениями, их преодоление предпо- лагает наличие специалиста, который в процессе аналитической терапии может оказать необходимую помощь пациенту по осознанию его разнооб- разных сопротивлений с целью их дальнейшего устранения. Признание этого положения ставит под сомнение возможность эффективного само- анализа и фактически является основным аргументом против него. К. Хорни прекрасно понимала ту роль, которую играет сопротивле- ние как в психоанализе, так и в самоанализе. Действительно, несмотря на желание пациента избавиться от психического расстройства и стрем- ления человека познать себя, в процессе аналитической терапии и само- анализа выявляются сходные затруднения, связанные с возникновением различного рода сопротивлений, которые остаются, как правило, за поро- гом сознания анализируемых. Вместе с тем К. Хорни исходила из того, что в основе сомнений по поводу эффективности самоанализа лежат такие представления, которые обусловлены воззрениями З. Фрейда на природу человека и прежде всего выдвинутой им идеей об инстинктивном харак- тере агрессивных влечений.
439
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
В противоположность подобной точке зрения она считала, что в челове- ке имеются конструктивные силы, которые составляют динамический про- тивовес силам, вызывающим сопротивление и, следовательно, результат самоанализа, как и всякого анализа, зависит от противодействия тенден- ций к сопротивлению, сохранению статус-кво и выздоровлению, измене- нию, предполагающему развитие внутренних потенций. В целом К. Хорни исходила из того, что познание себя является не самоцелью, а средством освобождения сил спонтанного развития. Поводы для сопротивления при самоанализе точно такие же, как и при осуществлении психоаналитической терапии. Однако в процессе самоана- лиза сопротивления возникают в результате собственного посягательства на осознание скрытых проявлений бессознательных влечений, а не тол- кований аналитика, как это может иметь место при психоаналитической терапии. При самоанализе отсутствует повод к сопротивлению, который может давать своим поведением аналитик. В этом отношении самоанализ имеет преимуще- ство перед психоанализом. Другое дело, что в процессе психоаналитиче- ской терапии возможны такие конструктивные провокации, благодаря которым аналитик может исследовать соответствующие реакции пациен- та, включая его сопротивление. С точки зрения К. Хорни, как при психоаналитической терапии, так и при самоанализе могут иметь место три типа сопротивлений: открытая борьба с определенной проблемой, защитные эмоциональные реакции и защитное содержание или обходные маневры. Вместе с тем проявление подобных сопротивлений при самоанализе характеризуется некоторыми отличиями. Так, в ответ на открытия того, о чем человек не подозревал, у него могут возникать ответные реакции в форме тревоги, стыда, вины или раз- дражения, но они не столь интенсивны, как в случае профессионально- го анализа. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, анализирующий себя человек предоставлен самому себе, не может вести борьбу с аналити- ком и переносить ответственность на него, а с другой стороны, он более чуток к себе, чем аналитик, чувствует опасность раньше него и уклоняется от прямого приближения к проблеме, вызывающей у него беспокойство. Кроме того, по сравнению с психоанализом, в самоанализе чаще встре- чаются такие формы сопротивления, которые связаны с сознательным нежеланием анализировать себя, всевозможными оправданиями, типа чрезмерной занятости чем-то другим или усталости, а также нежеланием приступить к рассмотрению какой-то проблемы. Как и в любом анализе, в самоанализе важно не обманываться отно- сительно достигнутых успехов и результатов. Заблуждение подобного рода может поднять настроение и вызвать эйфорию, однако, как замеча-
440
С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С
ла К. Хорни, оно способно стать препятствием на пути выявления стой- кого сопротивления. Необходимо иметь в виду и то, что при самоанали- зе возможна неверная интеграция добытой информации, что затрудняет и осложняет познание самого себя. При столкновении с собственными сопротивлениями не стоит раз- дражаться ни на них, ни на себя. Разумеется, человеку неприятно натал- киваться на создаваемые им же самим препятствия к самопознанию. Тем не менее не имеет смысла упрекать себя за свои сопротивления. Человек не повинен в том, что таящиеся в нем силы выступают на защиту и пре- доставляют необходимые средства, с помощью которых он по-своему пытается справиться с трудностями жизни. Разумнее, по мнению К. Хорни, принять противодействующие в нем силы и с уважением отнестись к ним, как к некоторой части самого себя. Человеку следует отнестись к ним с уважением не в смысле одобрения или притворства, а в плане признания их существования как результата собст- венного развития. «Такая позиция будет не только справедливой по отно- шению к себе, но и создаст гораздо более здоровую основу для борьбы с сопротивлениями. Если же подходить к ним с враждебной решимостью их сокрушить, то вряд ли ему хватит терпения и желания, необходимых для их понимания» [33, с. 519]. Самоанализ имеет присущие ему ограничения. К. Хорни не только понима- ла это, но и зафиксировала некоторые из них, представлявшиеся ей наи- более существенными. Во-первых, серьезным ограничением самоанализа является укоренив- шееся в человеке чувство смирения, способствующее порождению безна- дежности и отчаяния. Во-вторых, не меньшим ограничением может служить внешне успешное утверждение какой-либо невротической наклонности, выступающей преградой к осуществлению самоанализа. В-третьих, ограничением самоанализа может выступать преоблада- ние деструктивных наклонностей, направленных как на других людей, так и на себя. Враждебность и презрение могут оказаться столь сильными, что привлекательным способом мести станут разрушительные побужде- ния, связанные с умерщвлением собственных жизненных сил. В-четвертых, ограничение самоанализа обусловлено трудноуловимо- стью понятия «Я», т. е. тем, что человек действительно чувствует, чего действительно хочет, во что действительно верит и что в действитель- ности решает. При любом неврозе возможности и действенность челове- ка ограничены, поскольку у него разрушены естественное достоинство, подлинное самоуважение, творческая инициатива и способность брать на себя ответственность за те или иные деяния и жизнь в целом.
441
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
В-пятых, ограничение самоанализа связано с сильно развитыми вто- ричными защитами, которые ориентированы на сохранение статус-кво и недопущение каких-либо изменений. В понимании К. Хорни все эти ограничения действенны в самоанали- зе, но не выступают в качестве абсолютных препятствий, не допускающих осуществления его. Возможности самоанализа во многом зависят от соот- ношения сдерживающих и конструктивных сил в человеке, от глубины установок, ставящих под угрозу его саморазвитие. Можно сказать, что настоящие ограничения существуют только при тяжелых и осложненных неврозах, хотя даже в этом случае конструктивные силы сохраняют свою значимость и могут быть использованы во благо человека. Если человек подвергался психоаналитическому лечению и находится в благоприятных условиях жизни, то он может продолжить работу само- стоятельно. В этом случае надежда на достижение значительного успеха весьма велика. Во всяком случае предшествующий опыт несомненно спо- собствует самостоятельной работе над решением тех или иных проблем. Не случайно К. Хорни выразила надежду на то, что пациенты не только осознáют подобную возможность, но и предпримут дальнейшие попытки самоанализа, а аналитики найдут критерии, позволяющие судить о том, когда целесообразно побуждать пациентов к самостоятельной работе. Вопрос о самоанализе имеет важное значение, поскольку в силу раз- личного рода обстоятельств (финансовых, социально-политических, демографических, кадровых, психологических и др.) профессиональная помощь доступна далеко не для всех, кто в ней нуждается. Поэтому конст- руктивный самоанализ может быть методом самопознания, используемым чело- веком в целях своего собственного развития. Он дает ему возможность более полной самореализации. Другое дело, что самоанализ не может подме- нить собой психоаналитическую терапию. Вполне очевидно, что наличие компетентной помощи существенно облегчает процесс самоанализа. Ведь основная задача аналитика состо- ит в том, чтобы помочь пациенту понять себя и переориентировать свою жизнь в той мере, в какой он сам считает это необходимым. Поэтому нет ничего удивительного, что, обсуждая вопрос о самоанализе, К. Хорни обратила внимание на роль пациента и аналитика в психоаналитическом процессе, тем более что прибегающий к самостоятельному анализу чело- век является для себя одновременно и тем, и другим. Если перед пациентом стоят три задачи (выразить себя как можно пол- нее и откровеннее, осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь, а также обрести способность по изме- нению установок, нарушающих его отношения с самим собой и окружаю- щим миром), то в работе аналитика можно выделить несколько этапов
442
С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С
его деятельности. К последним К. Хорни отнесла пять основных, включая наблюдение, понимание, истолкование, помощь в преодолении сопро- тивления и обычную человеческую помощь. Наблюдение включает в себя обращение внимания психоаналитика на такие общие черты поведения пациента, как спонтанность, ригид- ность, теплота, отчужденность, угодливость, подозрительность, робость, самоуверенность, чувствительность, безразличие, жестокость и др. Его интерес сосредоточен не на какой-то одной стороне личности пациента или на отдельных его реакциях, а на личности в целом. Наблюдение пси- хоаналитика представляет собой систематическое изучение бессознатель- ных сил, обнаруживающих себя в свободных ассоциациях, сновидениях, ошибочных действиях, фантазиях. Оно включает в себя мозаику разроз- ненных элементов, требующих установления необходимой связи между ними и понимания происходящего. Понимание можно сравнить с работой детектива в расследовании зага- дочных происшествий. Однако, в отличие от детектива, стремящего- ся обнаружить и разоблачить преступника, психоаналитик ориентиру- ется не на выявление того, что в пациенте плохо, а на понимание его в целом, включая как плохое, так и хорошее в нем. Он имеет дело также не с несколькими подозреваемыми, а с разнообразными движущими сила- ми в одном человеке, которые рассматриваются им не с точки зрения их предосудительности, а в плане возможных источников нарушения. Пси- хоаналитик пытается понять общий стержень, на который нанизаны про- тиворечивые желания, чувства и невротические наклонности пациента. Путем анализа обширного материала, включающего в себя воспоминания детства пациента, его сиюминутные переживания, сопротивления, отно- шения к аналитику, постепенно складывается понимание жизни пациен- та, действующих в нем сил и структуры характера. Истолкование связано с тем, что психоаналитик предлагает пациенту свою интерпретацию, которую он дает тогда, когда считает, что тот готов к ее восприятию. Интерпретация представляет собой предположение о возможных значениях. Если она хотя бы отчасти верна, то может дать новое направление мыслям пациента. Но она способна вызвать у него также тревогу или защитные реакции, что скажется на проявлении раз- личного рода сопротивлений. При взаимном сотрудничестве друг с дру- гом аналитик и пациент стараются проверить обоснованность интерпре- таций, их соответствие определенному контексту или общему значению. В условиях развития сопротивлений со стороны пациента интерпретаци- онная работа аналитика может оказаться недостаточной и на передний план выдвигается иная задача, связанная с пониманием того, что проис- ходит с пациентом в аналитическом процессе.
443
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
Помощь в преодолении сопротивления основывается на распознавании сопротивления как такового и оказании содействия пациенту по осозна- нию его. Задача психоаналитика состоит в том, чтобы показать пациенту, что он прибегает к защитной борьбе и что в его же собственных интере- сах отказаться от нее. Психоаналитик стремится обнаружить источник сопротивления, понимание которого дает ему информацию о факторах, сохраняемых пациентом в тайне. Обнаружение источника сопротивле- ния открывает путь для дальнейшей аналитической работы. Оказываемая психоаналитиком помощь состоит в том, что, беря на себя руководство, он показывает пациенту его тактику сопротивления и предоставляет ему возможность детально проработать последствия тех отступлений и задер- жек, к которым тот прибегает. Соответствующая работа психоаналитика носит интеллектуальный характер, и он отдает все свои знания на служ- бу пациенту. Однако, по мнению К. Хорни, его помощь выходит за преде- лы того, что он может дать как специалист, использующий технические приемы психоанализа. Обычная человеческая помощь связана с двумя обстоятельствами. Во-пер- вых, своим присутствием психоаналитик предоставляет пациенту уникаль- ную возможность осознать свое поведение по отношению к окружающим его людям. Его жизнь не пересекается с жизнью пациента и эта отстранен- ность позволяет отделить особенности пациента от вносящих неясность обстоятельств, обычно их сопровождающих. Во-вторых, своим дружеским интересом психоаналитик действительно оказывает пациенту не только интеллектуальную, но и эмоциональную поддержку. Своим отношением к нему он вселяет в пациента смелость быть самим собой. Таким образом, аналитик оказывает пациенту человеческую поддерж- ку, которая становится особенно ценной, когда тот охвачен тревогой и когда он нуждается в ком-то, кто не теряет веры в него. Он предлагает ему обычную человеческую помощь, которая может оказаться для паци- ента первым опытом возможности такого понимания, когда, отдавая себе отчет о его невротических наклонностях, другой человек относится к нему с симпатией и уважением. Подобная помощь способна пробудить у пациента веру в других людей и в свои собственные силы, направлен- ные на изменение предшествующих жизненных установок, предопреде- ливших его бегство в болезнь. При самоанализе работающий самостоятельно пациент в той или иной мере берет на себя функции аналитика. Разумеется, его самонаблюдения могут быть менее точными, чем наблюдения, сделанные опытным пси- хоаналитиком. Однако, по мнению К. Хорни, опыт психоаналитической терапии показывает, что пришедшие к решению понять собственные проблемы пациенты могут развивать поразительную способность тонко-
444
С А М ОА Н А Л И З И П С И Х ОА Н А Л И Т И Ч Е С К И Й П Р О Ц Е С С
го самонаблюдения. Психоаналитик быстрее поймет возможный смысл и значение наблюдений, но и пациент может улавливать смысл собствен- ных наблюдений. Человеческие отношения психоаналитика с пациентом являются важ- ным фактором терапевтического процесса и дают возможность последне- му исследовать свое типичное поведение по отношению к другим людям. В этом плане перед анализирующим себя человеком открыты широкие возможности для самопознания. Другое дело, что человеку легче понять свои особенности в общении с психоаналитиком, чем в отношениях с дру- гими людьми. И наконец, явно или неявно психоаналитик оказывает человеческую поддержку пациенту, в то время как в самоанализе такой поддержки нет. Никакие приемы не могут заменить бесценных преимуществ проработки своих проблем в тесном сотрудничестве с другим человеком, что делает самоанализ трудным испытанием. Тем не менее самоанализ не только воз- можен, но и необходим, как необходима и бесценна человеческая помощь, оказываемая психоаналитиком пациенту в процессе его терапии. К. Хорни исходила из того, что психоаналитическая терапия должна быть ориентирована в первую очередь не на раскрытие невротических симптомов, а на выявление невротической структуры характера паци- ента. Согласно ее теории неврозов, в невротической личности имеется несколько узловых пунктов, образуемых невротическими наклонностями. Структура характера строится вокруг каждого узлового пункта. Исходя из такого понимания терапевтическая процедура состоит в том, чтобы выявить каждую невротическую наклонность. Поскольку невротические наклонности вытеснены в разной степени, то погружение в глубины психики предполагает выделение нескольких этапов, на каж- дом из которых анализ проходит три стадии или ступени: определение нев- ротической наклонности; раскрытие ее причин, проявлений и следствий; выявление взаимосвязей с другими сферами личности, с другими невро- тическими наклонностями. Каждая из этих ступеней имеет свою терапев- тическую ценность. Определение невротической наклонности (первая ступень) связано с выяв- лением движущей силы личностного расстройства. Знание конкретной причины расстройства снижает беспокойство по поводу ранее непости- жимых сил, ведет к осознанию происходящего и пониманию того, что имеется возможность каким-то образом повлиять на то неблагоприятное состояние, в котором пребывает пациент. В некоторых случаях выявление невротической наклонности оказывается достаточным для устранения невротического расстройства. Однако в большинстве случаев одно лишь обнаружение такой наклонности не приводит к радикальным изменениям,
445
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
поскольку пациент не только не готов к изменениям, но и не обладает соответствующей способностью. Раскрытие значения невротической наклонности (вторая ступень) включа- ет в себя ее проработку, более глубокое понимание причин ее возникно- вения и неблагоприятных последствий, а также того, каким образом она проявляется в повседневной жизни пациента и в какой степени ограни- чивает ее. Рассмотрение и осмысление всех этих аспектов ведет к осоз- нанию принудительной силы и негативного характера невротической наклонности, что может стать стимулом к изменению. Терапевтическая ценность данной ступени аналитического процесса как раз и состоит в усилении готовности пациента преодолеть лежащую в основе расстрой- ства навязчивую наклонность. Проработка этой наклонности увеличивает его способность справиться с ней. Однако по-прежнему остаются трудно- сти, обусловленные тем, что прорабатываемая наклонность связана с дру- гими, подчас противоположными побуждениями, в результате чего неко- торые ее проявления могут оказаться нераскрытыми. Выявление и понимание взаимосвязей между различными невротическими наклонностями (третья ступень) ведет к осознанию наиболее глубоких конфликтов, попыток их разрешения и тех серьезных проблем, которые возникли в результате псевдорешений. В процессе проработки соответст- вующего материала на данной ступени анализа возможно понимание того, что предшествующие попытки разрешения конфликтов носили половин- чатый характер и поэтому не только не способствовали снятию напряже- ния, но, напротив, породили новые проблемы, еще более обострившие психическое состояние пациента. Терапевтическая ценность данной сту- пени состоит в том, что она дает возможность распутать существующие связи между различными невротическими наклонностями и понять те порочные круги, в которые попал пациент. Он осознает, как и каким обра- зом различные невротические наклонности усиливают друг друга и кон- фликтуют между собой. Таким образом становятся понятными патоло- гические манифестации, т. е. невротические симптомы, будь то фобии, депрессия, навязчивые состояния, которые произрастают из невротиче- ской структуры характера. В конечном счете путем тщательной проработки составляющих нев- ротической структуры характера психоаналитик стремится достичь тако- го понимания со стороны пациента, в результате которого тот приходит к убеждению, что сможет обойтись без своих невротических наклонно- стей. Анализ последствий невротических наклонностей, т. е. актуальной невротической структуры помогает пациенту ослабить его тревожность, усилить внутреннюю активность, изменить отношение к самому себе и другим людям. Тем самым, не прибегая больше к ранее использованным
446
К Л А С С И Ч Е С К И Й И К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З
им средствам защиты, приведшим к невротическому расстройству, он ока- зывается в состоянии справиться с жизненными трудностями в соответ- ствии со своими собственными взглядами. Чтобы пациент сумел отказаться от своих невротических наклонно- стей, должны быть тщательно проработаны все факторы в его структуре, которые делают эти наклонности необходимыми. Это возможно в том случае, если аналитическая работа будет осуществляться не только пси- хоаналитиком, но и самим пациентом. Поэтому психоаналитик должен пробудить конструктивные силы в пациенте и направить его энергию на реши- мость измениться. По выражению К. Хорни, невроз заманивает человека в ловушку кон- фликтов и не способствует его развитию. Казалось бы, основная зада- ча психоанализа должна состоять в освобождении пациента от тревоги и разрешении его конфликтов с помощью соответствующих психоана- литических средств. Однако основная задача аналитической терапии состоит, как считала К. Хорни, в другом, а именно в раскрытии целостной структуры невротика. Конфликты могут быть осознаны подчас на ранних стадиях анализа. Тем не менее их осознание бесполезно до тех пор, пока не будут до конца поняты компоненты конфликтов и пока не будет ослаб- лена их интенсивность. Доступ к самим конфликтам возможен только тогда, когда предварительно будет осуществлена именно эта работа. По убеждению К. Хорни, освобождение пациента от тревоги и от кон- фликтов как таковых не является целью психоаналитической терапии. Во всяком случае цель анализа и психоаналитической терапии в целом заключается не в том, чтобы освободить жизнь от риска и конфликтов, а в том, чтобы «дать индивиду возможность в конечном счете самому решать свои проблемы», «помочь ему восстановить свою спонтанность, найти ценности в самом себе, короче говоря, дать ему мужество быть самим собой» [34, с. 279].
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 332. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |