Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идеализированный образ и экстернализация




 

Специфическим способом разрешения базального конфликта являет-

ся создание собственного, идеализированного образа, т. е. представления

человека о самом себе, о том, каким он может или должен быть в данный

момент. Идея идеализированного образа была выдвинута К. Хорни в рабо-

те «Наши внутренние конфликты» (1945).

Первоначально она не усматривала в самоидеализации какого-либо

особого значения и рассматривала идеализированный образ в качестве

одной из возможных попыток разрешения невротического конфликта.

В своей последующей исследовательской и теоретической деятельности

К. Хорни пришла к такой концепции идеализированного образа, которая

оказалась центральной, определяющей новое понимание психической

деятельности человека. Во всяком случае склонность невротика к идеали-

 

422


 

 

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ

 

зации самого себя стала рассматриваться в плане развития невротической

гордости, а имеющие место ненависть и презрение к себе стали не толь-

ко соотноситься с идеализированным образом, но и восприниматься

как взаимосвязанные процессы. С этой точки зрения невроз стал не чем

иным, как нарушением отношения человека к себе и другим людям.

Идеализированный образ — это, как правило, бессознательный феномен.

Его влияние на человека в значительной степени зависит от того, в чем

он заинтересован. У невротика под его воздействием на передний план

может выходить восхищение собой или самоуничижительная критика.

На первый взгляд может показаться, что идеализированный образ соот-

ветствует тем идеалам, следование которым ведет к совершенству. Однако,

по убеждению К. Хорни, в отличие от подлинных идеалов, обладающих

динамическими свойствами, данный образ статичен. Он представляет

собой не столько цель, к которой человек стремится, сколько фиксиро-

ванную идею, которую он боготворит. Если идеалы рождают стремление

приблизиться к ним и являются некой силой, необходимой для личност-

ного развития, то идеализированный образ выступает в качестве помехи,

препятствующей личностному росту, поскольку он или отрицает недос-

татки, или осуждает их. Если подлинные идеалы ведут к скромности,

то идеализированный образ порождает высокомерие.

В представлении К. Хорни идеализированный образ предназначен

для выполнения нескольких функций.

Во-первых, он заменяет собой реальную уверенность в себе и реальную

гордость. Лишившись прочного основания и неспособный добиваться

собственных целей, невротик искусственно раздувает ощущение своей

значимости, в результате чего вера в собственное могущество становится

непременным компонентом идеализированного образа.

Во-вторых, идеализированный образ питает развитие потребности

в превосходстве над другими. Потребность в ощущении собственного

превосходства и торжестве над поражением других людей связана с внут-

ренней уязвимостью невротика, что порождает защитную функцию, свя-

занную с поиском чего-то способствующего восприятию себя как более

лучшего и достойного по сравнению с окружающими людьми.

В-третьих, идеализированный образ подменяет собой подлинные идеа-

лы. Поскольку идеалы невротика противоречивы и в силу своего неопре-

деленного характера не могут служить ему руководством, то во избежание

ощущения бесцельности своего существования он прибегает к идеализа-

ции самого себя.

В-четвертых, идеализированный образ ведет к отрицанию существо-

вания конфликтов. Невротик не может ни отступить ни на шаг от ранее

выбранных им стратегий поведения, ни признать какие-либо недостатки

 

423


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

в себе, поскольку столкновение лицом к лицу со своими конфликтами под-

вергает опасности созданную им искусственную гармонию. Таким обра-

зом возникает прямая зависимость между напряженностью конфликтов

и ригидностью идеализированного образа.

В-пятых, данный образ не только используется для прикрытия непри-

емлемых сторон базального конфликта, но и представляет собой продукт

художественного творчества, в котором противоположности примиряют-

ся или, во всяком случае, не выступают в качестве конфликта.

К. Хорни считала, что идеализированный образ представляет собой одну

из попыток решения базального конфликта. Он является таким плодом вооб-

ражения, который тесно связан с реальной жизнью человека. Этот образ

рождается под влиянием внутренней необходимости и оказывает вполне

реальное воздействие на своего создателя. «Он имеет огромную субъек-

тивную ценность, поскольку служит в качестве связующего «вещества»,

удерживающего от распада раздираемого на части человека. И хотя идеа-

лизированный образ существует лишь в голове человека, он оказывает

решающее влияние на его отношения с другими людьми» [28, с. 104].

Каждая функция идеализированного образа направлена на отход

от реальной личности. Все они способствуют как бы перевертыванию

действительных отношений и связей. Чем более фиксированным оказы-

вается идеализированный образ, тем в большей степени невротик следу-

ет ему. С одной стороны, данный образ представляет собой спасительное

средство от тех конфликтов, с которыми приходится сталкиваться нев-

ротику. С другой стороны, все воздвигаемые идеализированным образом

сооружения являются хрупкими в силу наличия в нем вымышленных эле-

ментов. Сомнение, критика, неудачи могут разрушить этот образ, поэто-

му невротику все время приходится поддерживать его.

Создание и укрепление идеализированного образа ведет к отчуждению

человека от своего Я. Хотя этот образ предназначен для устранения базаль-

ного конфликта, в то же время он порождает в личности «новую линию раско-

ла», причем новый раскол оказывается не менее опасным, чем первона-

чальный. Создание идеализированного образа связано с тем, что человек

не может терпеть себя таким, каков он есть на самом деле. Однако, позво-

ляя выйти из кризисной ситуации, этот образ приводит к тому, что чело-

век становится более нетерпимым по отношению к своему реальному Я.

Стало быть, находясь под воздействием данного образа, человек оказы-

вается в состоянии колебания между самообожанием и презрением к себе,

что ведет к порождению нового конфликта между навязчивыми, противо-

положными стремлениями и внутренней диктатурой. В результате этого

вместо действительного развития человек может стремиться к созданию

и укреплению совершенного идеализированного образа. По выражению

 

424


 

 

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ

 

К. Хорни, идеализированный образ не только составляет ложную веру

невротика в его собственную ценность и значимость, но и превращается

в своего рода чудовищного Франкенштейна, со временем узурпирующего

всю его энергию.

Невротик предпринимает всевозможные попытки прийти в соответст-

вие со своим идеализированным образом, обладающим исключительным

субъективным значением. Реализация этих попыток осуществляется раз-

личными способами, один из которых недостаточно изучен, но оказыва-

ет глубокое влияние на структуру невроза. Речь идет о том, что К. Хорни

назвала экстернализацией, под которой она понимала тенденцию так вос-

принимать внутренние процессы, как если бы они имели место вне чело-

века и несли ответственность за трудности, встречающиеся на его жиз-

ненном пути.

Экстернализация сходна с идеализацией по цели, предполагающей уход

от реального Я. Но если при идеализации психические процессы протека-

ют в рамках внутренних границ Я, то при экстернализации человек как бы

покидает самого себя. Невротик может найти спасение от своего базаль-

ного конфликта в своем идеализированном образе. Однако в случае значи-

тельного расхождения между реальным Я и идеализированным образом,

когда напряжение между ними становится непереносимым, невротик теря-

ет опору внутри себя. Ему ничего не остается, как убежать от своего Я и вос-

принимать все с точки зрения имеющего место и происходящего вовне.

Экстернализация напоминает собой механизм проекции, являющийся

объектом исследования многих психоаналитиков. Проекция как объекти-

вирование имеющихся у человека трудностей чаще всего воспринимает-

ся в психоанализе в плане перенесения вины и ответственности за отвер-

гаемые человеком в себе наклонности или качества на кого-либо другого.

С введением понятия экстернализации К. Хорни попыталась расширить

круг явлений, способствующих пониманию невротических путей реше-

ния базального конфликта. В этом отношении перенесение ответственно-

сти на других лиц (проекция) воспринималось ею в качестве лишь одной

стороны экстернализации, включающей в себя перенесение человеком

на других как собственных недостатков, так и всех чувств.

Экстернализация ведет к зависимости человека от других людей

и от внешних обстоятельств. Она связана с ориентацией вовне, и в этом

отношении прибегающий к ней человек приобретает черты характера,

названные К. Г. Юнгом экстраверсией. Однако, с точки зрения К. Хорни,

экстернализация и экстраверсия не тождественны между собой. Если

для К. Г. Юнга экстраверсия связана с односторонним развитием челове-

ка, то в ее понимании экстернализация является не чем иным, как резуль-

татом попытки устранения нерешенных конфликтов.

 

425


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

Одно из следствий экстернализации состоит в наличии чувства пус-

тоты, ощущении чего-то мелкого, поверхностного. Однако это чувство

локализуется таким образом, что вместо ощущения своей эмоциональной

пустоты человек может ощущать пустоту в желудке, выражать опасения

по поводу невесомости своего тела. Процесс экстернализации способ-

ствует ослаблению напряжения между Я и идеализированным образом,

но одновременно порождает презрение к себе, вызывает направленную

на себя ненависть, усиливает чувство принуждения. Экстернализирован-

ное презрение к себе способно принять форму презрения к другим людям

или ощущения того, что они смотрят на тебя с презрением. В зависимо-

сти от структуры невротического характера эти формы могут выступать

в более или менее самостоятельном качестве, а также представлять собой

некую смесь.

Наряду с экстернализированным презрением к себе возможна также

экстернализация гнева, которая, по мнению К. Хорни, может происходить

тремя способами.

Во-первых, гнев выливается вовне тогда, когда отсутствуют внутренние

запреты на выражение враждебности. В этом случае гнев направляется

на других людей и проявляется как в форме общей раздражительности,

так и в форме гнева, направленного на те недостатки у других, которые

человек ненавидит в себе.

Во-вторых, экстернализация может принимать форму сознательного

или бессознательного страха или ожидания, что непереносимые самим

человеком недостатки вызовут гнев у других людей.

В-третьих, экстернализация гнева может быть сосредоточена на телес-

ных расстройствах (головные боли, усталость, расстройство кишечни-

ка и др.). Нередко пациенты стремятся доказать, что у них все в порядке

в психологическом плане и что они просто переутомлены или страда-

ют от кишечного расстройства, т. е. они стараются приписать свои пси-

хологические затруднения телесным заболеваниям, которые соотносят

с какой-то внешней причиной.

Согласно К. Хорни, экстернализация гнева может быть обусловлена

чувством внутреннего принуждения, которое способно экстернализиро-

ваться в форме оказания давления на других людей. В этом случае экстер-

нализация внутреннего гнева проявляется в навязывании другим людям

тех стандартов, которые терзают самого человека.

Она может проявляться также в форме сверхчувственности ко всему,

что находится во внешнем мире и напоминает принуждение. При этом

у человека сохраняется иллюзия свободы, поскольку путем экстернали-

зации внутреннее принуждение воспринимается в качестве внешнего и,

следовательно, можно противиться ему, в то время как признание внут-

 

426


 

 

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ

 

реннего принуждения означало бы столкновение с самим собой как несо-

ответствующим идеализированному образу, что чревато возникновением

тревожных переживаний.

К. Хорни обратила внимание на то, что в том случае, когда в процес-

се анализа пациент делает односторонний акцент на собственном дет-

стве, это является свидетельством его наклонностей к экстернализации.

Такой пациент уходит от осознания важных проблем и, переводя разговор

на свое детство, стремится найти в нем оправдание того, что имеет место

в настоящем. При этом у него проявляется склонность принимать на себя

ответственность там, где он не может ее нести, и отказываться от нее там,

где он должен это делать. Постоянно возвращаясь к своему детству, паци-

ент совершает своего рода бегство от собственного Я, а осуществляя экс-

тернализацию, он не ощущает себя активным человеком, отвечающим

за свою собственную жизнь.

Путем экстернализации происходит замена внутренних конфликтов

внешними. Тем самым создается видимость их устранения или смягчения,

в то время как в действительности экстернализация углубляет конфликт

между человеком и внешним миром, тот конфликт, который, будучи пер-

вым импульсом, привел в действие невротический процесс. «Экстернали-

зация, таким образом, является по сути активным процессом самоустра-

нения. Причина, по которой она вообще возможна, заключается в отчуж-

дении от собственного Я, которое так или иначе обязательно внутренне

присутствует в невротическом процессе» [29, с. 126].

Различными способами и путями невротик пытается разрешить базаль-

ный конфликт. Однако в действительности он прибегает к псевдорешени-

ям, которые нагромождаются одно на другое. Создавая свой идеализирован-

ный образ, невротик предстает целостным, и в то же время данный образ вносит

новый разлад. Прибегая к экстернализации, он пытается устранить возникший

разлад, но оказывается самоустраненным от себя. Для того чтобы поддержать

неустойчивое положение равновесия ему приходится обращаться к дру-

гим бессознательным средствам, к которым К. Хорни относит избира-

тельную слепоту, самоизоляцию, рационализацию, строжайший самокон-

троль, деспотическую правоту, уклончивость, цинизм.

Избирательная слепота свидетельствует о способности невротика оста-

ваться в неведении относительно расхождения между его реальным пове-

дением и его идеализированным представлением о себе. Функцией такой

искусственной слепоты служит недопущение осознания конфликтов,

основанное на бесчувственности к собственному эмоциональному опыту.

У невротика наблюдается своего рода фрагментация жизни на изолиро-

ванные отсеки и потеря целостности вследствие раздирающих его кон-

фликтов, а также защиты от их осознания. В результате избирательной

 

427


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

слепоты конфликты как бы таинственным образом исчезают, в то время

как реальные противоречия остаются.

Самоизоляция связана с отчуждением человека от самого себя, с утра-

той им нравственного чувства. Упадок человеческих ценностей в совре-

менной культуре приводит к тому, что отношение к моральным нормам

стало весьма поверхностным и небрежным. Даже психоаналитики счита-

ют ненаучным иметь собственные моральные ценности и проявлять инте-

рес к соответствующим ценностям пациента.

Рационализация представляет собой самообман посредством логического

рассуждения. Она является одним из способов поддержки невротических

попыток создания искусственной гармонии. Невротик стремится разубе-

дить себя в наличии расхождений между реальным Я и идеализированным

образом и, следовательно, для поддержания этого образа всегда необхо-

дима определенная доля рационализации. Она требуется также и в случае

экстернализации, когда на передний план выходят доказательства внешних

обстоятельств или неприемлемость индивидуальных черт характера оправ-

дывается естественной реакцией на поведение других людей.

Строжайший самоконтроль служит преградой против возможного про-

рыва противоречивых эмоций. Вначале он может быть актом сознатель-

ной воли, однако со временем становится автоматическим действием. Он

характерен для людей, чьи конфликты особенно заметны, кто не отдает

предпочтения ни одной из конфликтующих установок, и пытается сдер-

живать любое проявление спонтанности. Создаваемый такими людьми

идеализированный образ столь неадекватен, что им приходится прибе-

гать к строжайшему самоконтролю, чтобы сдерживать противоречивые

побуждения. Поскольку функцией контроля является устранение опасно-

сти расщепления, то люди, у которых строжайший контроль приобретает

навязчивый характер, часто испытывают страх сойти с ума.

Деспотическая правота или своего рода самонадеянность нацелена

на устранение внутреннего сомнения и оказание внешнего воздействия.

Неразрешенные конфликты порождают сомнение и нерешительность,

которые, в свою очередь, делают человека подверженным воздействию

со стороны внешних сил. Нерешительность парализует его деятельность,

сомнения касаются его самого, а также соответствующих прав и ценно-

стей. На этой почве развивается стремление к непререкаемой правоте,

которое становится тем воинственнее, чем интенсивнее оказываются

агрессивные наклонности невротика. Попытки разрешения конфликтов

агрессивным путем чаще всего как раз и сопровождаются догматическим

декларированием невротиком своей неизменной правоты.

Уклончивость является еще одним средством защиты против осознания

конфликтов. Люди, прибегающие к данному средству защиты, обладают

 

428


 

 

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ

 

повышенной способностью все запутывать. Они не отличаются четкостью

суждений. Скорее напротив, они готовы в любую минуту отрицать то, что

говорили ранее или стремятся убедить других людей в том, что имели

в виду нечто другое. Уклончивость отражается на настроении и наглядно

проявляется в изменчивости поведения, когда симпатия может быстро

сменяться злобой, чрезмерная заботливость — безразличием, самоуничи-

жение — деспотичностью.

Цинизм как форма защиты против осознания конфликтов связан

с отрицанием и осмеянием моральных ценностей. Любой невроз харак-

теризуется неопределенностью по отношению к моральным ценностям.

Функция цинизма состоит в освобождении невротика от необходимо-

сти прояснения того, во что он верит. Проявление цинизма может быть

как сознательным, так и бессознательным. В первом случае он выступа-

ет в качестве некоего принципа, отстаивание которого имеет внешнюю

видимость. Во втором случае он часто скрывается за риторикой, но образ

мышления и действия невротика предопределяется именно им.

С точки зрения К. Хорни, рассмотренные формы защиты выстраи-

ваются вокруг базального конфликта. Вся система защиты называется

ею защитной структурой, раскрытие которой является одной из важных

задач психоаналитической терапии. Важно понять, каково сочетание раз-

личных форм защиты в этой структуре и какие силы делают ее ригидной

и малоподатливой для изменения.

К. Хорни исходила из того, что в созданной невротиком защитной структу-

ре базальный конфликт не устраняется, а лишь видоизменяется. Этот конфликт

смягчается в одних отношениях, но усиливается в других. Возникающие

на его основе конфликтные ситуации становятся более напряженными.

Каждая новая защитная установка невротика ухудшает его отношения как

с другими людьми, так и с самим собой. Новые элементы, включая идеали-

зированный образ, порождают новые проблемы и новые страхи.

Так, опасение по поводу того, что достигнутое с помощью защитной

структуры равновесие может быть нарушено, порождает соответствую-

щий страх — страх потери равновесия. Возникшие на этой основе пережи-

вания приводят к ощущению неуверенности и беспокойства.

Защитная структура может породить также страх разоблачения, который

отражает боязнь разоблачения как перед другими людьми, так и перед

самим собой. В свою очередь страх разоблачения потребует от невро-

тика создания новых защит. Воздвигаемые против страха разоблачения

защиты зависят от структуры характера и могут выступать, по мнению

К. Хорни, в двух противоположных формах. С одной стороны, возможно

развитие тенденции, связанной с избежанием ситуаций проверки любого

рода, отсрочкой их или постановкой под свой контроль. С другой стороны,

 

429


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

возможна бессознательная попытка достижения в обмане совершенства,

минимизирующего или исключающего боязнь разоблачения.

На основе защитной структуры возникает и страх пренебрежения, уни-

жения, высмеивания. Этот страх исходит из оскорбления чувства собствен-

ного достоинства. Хотя идеализированный образ и процесс экстернали-

зации являются попытками восстановления оскорбленного чувства собст-

венного достоинства, тем не менее в действительности они еще сильнее

ранят его. По мере падения реального самоуважения возрастает не соот-

ветствующая действительности гордость. С развитием процессов идеа-

лизации и экстернализации происходит отчуждение человека от само-

го себя. Собственная самооценка теряет ценность, в то время как оценке

себя со стороны других людей придается несоразмерно большое значение.

Невротик становится крайне чувствительным к пренебрежению, униже-

нию и высмеиванию. Следствием этого вида страха является отчуждение

невротика от других людей и его враждебность по отношению к ним.

Сгущение всех видов страха, возникающих в невротическом развитии,

приводит к возникновению такого страха, который далеко не всегда учи-

тывается в процессе психоаналитической терапии, но который является

типичным для невротиков. С точки зрения К. Хорни, это страх каких-либо

изменений в себе. Исходя из собственного опыта психоаналитической прак-

тики, она показала, что пациенты могут реагировать на мысль об изме-

нении двумя противоположными способами. Они могут полагаться на то,

что изменение произойдет само по себе в неопределенном будущем, или

будут стремиться к скорейшему изменению без какого-либо понимания

существа дела.

В первом случае пациенты испытывают беспокойство перед возмож-

ными реальными изменениями и поэтому будут всячески оттягивать их

осуществление. Во втором случае может наблюдаться бессознательная

попытка пациентов притвориться измененными. В обоих случаях за стра-

хом изменения стоит боязнь утраты идеализированного образа, ужас

перед неизвестностью, особенно перед тем, что придется отказаться

от привычных способов сохранения безопасности и удовлетворения тех

или иных потребностей, а также страх неспособности к изменению, обу-

словленный свойственной невротику безнадежностью.

Все эти страхи рассматривались К. Хорни с точки зрения псевдоразре-

шенности конфликтов у невротиков. Она считала, что жизнь с неразре-

шенными конфликтами чревата различного рода последствиями, одними

из которых как раз и являются всевозможные страхи.

Обеднение личности, опустошительная потеря человеческих сил, причи-

ной чего служат не только сами конфликты, но и окольные попытки их

устранения, — еще одно следствие неразрешенных конфликтов. Растра-

 

430


 

 

ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ

 

та или неправильная направленность энергии могут проистекать из раз-

личных расстройств, симптоматичных для неразрешенных конфликтов.

Одним из них является общая нерешительность, проявляющаяся букваль-

но во всем, будь то колебания по поводу принятия ответственных реше-

ний, бесцельность или бесплодность каких-либо усилий в повседневной

жизни. Другое расстройство выражается во внутреннем напряжении, ощу-

щаемом не только в процессе какой-либо деятельности, но и в отношени-

ях с окружающими людьми. Третье симптоматическое расстройство свя-

зано с общей инертностью, являющейся результатом отчуждения от себя

и отсутствия руководящей цели, охватывающей различные виды деятель-

ности и чувства, вызывающей паралич инициативы и действия.

Неразрешенные конфликты влекут за собой, как замечала К. Хорни,

расщепление в вопросах морали и нарушение нравственной целостности.

Нравственные идеалы не имеют в жизни невротика силы обязательства.

Он ориентируется на них тогда, когда они для него полезны, и отбрасы-

вает их в том случае, если они служат помехой. В результате разрушения

нравственной цельности наблюдается уменьшение искренности, возрас-

тание эгоцентризма и проявление различных форм бессознательного

притворства, включающих в себя притворную любовь, притворный инте-

рес и тягу к знаниям, притворную честность и справедливость, притвор-

ное страдание.

Еще одним специфическим расстройством служит бессознательное высо-

комерие, связанное с самонадеянным приписыванием себе качеств, которы-

ми человек не обладает или обладает в незначительной степени, а также

с бессознательным притязанием на право быть требовательным к другим

людям и унижать их. Характерным признаком скрытого высокомерия слу-

жит явное противоречие между упреками в свой собственный адрес при

снисходительном отношении к себе и внутренним раздражением на кри-

тику или невнимание, которые могут исходить от других людей.

Следствием неразрешенности конфликтов является также безнадеж-

ность, выражающаяся в состоянии хронической подавленности, всепро-

никающем ощущении рока. Наиболее глубоким корнем безнадежности

служит отчаяние в невозможности достижения внутренней цельности.

Попытки соответствовать своему идеализированному образу, как правило,

становятся безнадежными, что вызывает презрение к себе и подрывает

надежду на обретение какого-либо успеха в той или иной сфере деятель-

ности. Как полагала К. Хорни, необходимо учитывать то обстоятельство,

что безнадежность пациента создает значительное препятствие для его

излечения при любом тяжелом психическом расстройстве.

В конечном счете рассмотрение негативных последствий неразрешен-

ных конфликтов привело К. Хорни к однозначному выводу, в соответст-

 

431


 

 

К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И

 

вии с которым наличие подобных конфликтов в психике невротика нано-

сит его личности безграничный вред и, следовательно, необходимость

их действительного разрешения является насущной задачей психоана-

литической терапии. Практика показала, что невротические конфлик-

ты невозможно разрешить ни с помощью усилий разума, ни благодаря

уклонению от них, ни путем напряжения силы воли. «Существует лишь

один путь: конфликты могут быть разрешены только посредством изме-

нения тех условий внутри личности, которые привели к их возникнове-

нию» [30, с. 209].

В связи с этим К. Хорни подчеркивала необходимость понимания того,

что невротические конфликты связаны с личностью в целом. Это означа-

ет, что психоаналитическая терапия должна основываться на тщательной

проработке разнообразных защитных средств и путей, с помощью кото-

рых невротик пытался разрешить свой базальный конфликт, а также тех

затруднений, которые возникли в результате его соответствующих попы-

ток, приведших к псевдорешениям. Такая проработка должна включать

в себя подведение к осознанию пациентом всех проявлений той или иной

его невротической наклонности, оказание помощи ему в осознании ее

навязчивой природы, предоставление ему возможности оценить ее субъ-

ективную ценность для него и ее неблагоприятные последствия, и, нако-

нец, побуждение пациента к осознанию влияния невротического кон-

фликта на его жизнь и необходимости личностного изменения с целью

действительного, а не иллюзорного разрешения данного конфликта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 490.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...