Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Идеализированный образ и экстернализация
Специфическим способом разрешения базального конфликта являет- ся создание собственного, идеализированного образа, т. е. представления человека о самом себе, о том, каким он может или должен быть в данный момент. Идея идеализированного образа была выдвинута К. Хорни в рабо- те «Наши внутренние конфликты» (1945). Первоначально она не усматривала в самоидеализации какого-либо особого значения и рассматривала идеализированный образ в качестве одной из возможных попыток разрешения невротического конфликта. В своей последующей исследовательской и теоретической деятельности К. Хорни пришла к такой концепции идеализированного образа, которая оказалась центральной, определяющей новое понимание психической деятельности человека. Во всяком случае склонность невротика к идеали-
422
ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ
зации самого себя стала рассматриваться в плане развития невротической гордости, а имеющие место ненависть и презрение к себе стали не толь- ко соотноситься с идеализированным образом, но и восприниматься как взаимосвязанные процессы. С этой точки зрения невроз стал не чем иным, как нарушением отношения человека к себе и другим людям. Идеализированный образ — это, как правило, бессознательный феномен. Его влияние на человека в значительной степени зависит от того, в чем он заинтересован. У невротика под его воздействием на передний план может выходить восхищение собой или самоуничижительная критика. На первый взгляд может показаться, что идеализированный образ соот- ветствует тем идеалам, следование которым ведет к совершенству. Однако, по убеждению К. Хорни, в отличие от подлинных идеалов, обладающих динамическими свойствами, данный образ статичен. Он представляет собой не столько цель, к которой человек стремится, сколько фиксиро- ванную идею, которую он боготворит. Если идеалы рождают стремление приблизиться к ним и являются некой силой, необходимой для личност- ного развития, то идеализированный образ выступает в качестве помехи, препятствующей личностному росту, поскольку он или отрицает недос- татки, или осуждает их. Если подлинные идеалы ведут к скромности, то идеализированный образ порождает высокомерие. В представлении К. Хорни идеализированный образ предназначен для выполнения нескольких функций. Во-первых, он заменяет собой реальную уверенность в себе и реальную гордость. Лишившись прочного основания и неспособный добиваться собственных целей, невротик искусственно раздувает ощущение своей значимости, в результате чего вера в собственное могущество становится непременным компонентом идеализированного образа. Во-вторых, идеализированный образ питает развитие потребности в превосходстве над другими. Потребность в ощущении собственного превосходства и торжестве над поражением других людей связана с внут- ренней уязвимостью невротика, что порождает защитную функцию, свя- занную с поиском чего-то способствующего восприятию себя как более лучшего и достойного по сравнению с окружающими людьми. В-третьих, идеализированный образ подменяет собой подлинные идеа- лы. Поскольку идеалы невротика противоречивы и в силу своего неопре- деленного характера не могут служить ему руководством, то во избежание ощущения бесцельности своего существования он прибегает к идеализа- ции самого себя. В-четвертых, идеализированный образ ведет к отрицанию существо- вания конфликтов. Невротик не может ни отступить ни на шаг от ранее выбранных им стратегий поведения, ни признать какие-либо недостатки
423
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
в себе, поскольку столкновение лицом к лицу со своими конфликтами под- вергает опасности созданную им искусственную гармонию. Таким обра- зом возникает прямая зависимость между напряженностью конфликтов и ригидностью идеализированного образа. В-пятых, данный образ не только используется для прикрытия непри- емлемых сторон базального конфликта, но и представляет собой продукт художественного творчества, в котором противоположности примиряют- ся или, во всяком случае, не выступают в качестве конфликта. К. Хорни считала, что идеализированный образ представляет собой одну из попыток решения базального конфликта. Он является таким плодом вооб- ражения, который тесно связан с реальной жизнью человека. Этот образ рождается под влиянием внутренней необходимости и оказывает вполне реальное воздействие на своего создателя. «Он имеет огромную субъек- тивную ценность, поскольку служит в качестве связующего «вещества», удерживающего от распада раздираемого на части человека. И хотя идеа- лизированный образ существует лишь в голове человека, он оказывает решающее влияние на его отношения с другими людьми» [28, с. 104]. Каждая функция идеализированного образа направлена на отход от реальной личности. Все они способствуют как бы перевертыванию действительных отношений и связей. Чем более фиксированным оказы- вается идеализированный образ, тем в большей степени невротик следу- ет ему. С одной стороны, данный образ представляет собой спасительное средство от тех конфликтов, с которыми приходится сталкиваться нев- ротику. С другой стороны, все воздвигаемые идеализированным образом сооружения являются хрупкими в силу наличия в нем вымышленных эле- ментов. Сомнение, критика, неудачи могут разрушить этот образ, поэто- му невротику все время приходится поддерживать его. Создание и укрепление идеализированного образа ведет к отчуждению человека от своего Я. Хотя этот образ предназначен для устранения базаль- ного конфликта, в то же время он порождает в личности «новую линию раско- ла», причем новый раскол оказывается не менее опасным, чем первона- чальный. Создание идеализированного образа связано с тем, что человек не может терпеть себя таким, каков он есть на самом деле. Однако, позво- ляя выйти из кризисной ситуации, этот образ приводит к тому, что чело- век становится более нетерпимым по отношению к своему реальному Я. Стало быть, находясь под воздействием данного образа, человек оказы- вается в состоянии колебания между самообожанием и презрением к себе, что ведет к порождению нового конфликта между навязчивыми, противо- положными стремлениями и внутренней диктатурой. В результате этого вместо действительного развития человек может стремиться к созданию и укреплению совершенного идеализированного образа. По выражению
424
ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ
К. Хорни, идеализированный образ не только составляет ложную веру невротика в его собственную ценность и значимость, но и превращается в своего рода чудовищного Франкенштейна, со временем узурпирующего всю его энергию. Невротик предпринимает всевозможные попытки прийти в соответст- вие со своим идеализированным образом, обладающим исключительным субъективным значением. Реализация этих попыток осуществляется раз- личными способами, один из которых недостаточно изучен, но оказыва- ет глубокое влияние на структуру невроза. Речь идет о том, что К. Хорни назвала экстернализацией, под которой она понимала тенденцию так вос- принимать внутренние процессы, как если бы они имели место вне чело- века и несли ответственность за трудности, встречающиеся на его жиз- ненном пути. Экстернализация сходна с идеализацией по цели, предполагающей уход от реального Я. Но если при идеализации психические процессы протека- ют в рамках внутренних границ Я, то при экстернализации человек как бы покидает самого себя. Невротик может найти спасение от своего базаль- ного конфликта в своем идеализированном образе. Однако в случае значи- тельного расхождения между реальным Я и идеализированным образом, когда напряжение между ними становится непереносимым, невротик теря- ет опору внутри себя. Ему ничего не остается, как убежать от своего Я и вос- принимать все с точки зрения имеющего место и происходящего вовне. Экстернализация напоминает собой механизм проекции, являющийся объектом исследования многих психоаналитиков. Проекция как объекти- вирование имеющихся у человека трудностей чаще всего воспринимает- ся в психоанализе в плане перенесения вины и ответственности за отвер- гаемые человеком в себе наклонности или качества на кого-либо другого. С введением понятия экстернализации К. Хорни попыталась расширить круг явлений, способствующих пониманию невротических путей реше- ния базального конфликта. В этом отношении перенесение ответственно- сти на других лиц (проекция) воспринималось ею в качестве лишь одной стороны экстернализации, включающей в себя перенесение человеком на других как собственных недостатков, так и всех чувств. Экстернализация ведет к зависимости человека от других людей и от внешних обстоятельств. Она связана с ориентацией вовне, и в этом отношении прибегающий к ней человек приобретает черты характера, названные К. Г. Юнгом экстраверсией. Однако, с точки зрения К. Хорни, экстернализация и экстраверсия не тождественны между собой. Если для К. Г. Юнга экстраверсия связана с односторонним развитием челове- ка, то в ее понимании экстернализация является не чем иным, как резуль- татом попытки устранения нерешенных конфликтов.
425
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
Одно из следствий экстернализации состоит в наличии чувства пус- тоты, ощущении чего-то мелкого, поверхностного. Однако это чувство локализуется таким образом, что вместо ощущения своей эмоциональной пустоты человек может ощущать пустоту в желудке, выражать опасения по поводу невесомости своего тела. Процесс экстернализации способ- ствует ослаблению напряжения между Я и идеализированным образом, но одновременно порождает презрение к себе, вызывает направленную на себя ненависть, усиливает чувство принуждения. Экстернализирован- ное презрение к себе способно принять форму презрения к другим людям или ощущения того, что они смотрят на тебя с презрением. В зависимо- сти от структуры невротического характера эти формы могут выступать в более или менее самостоятельном качестве, а также представлять собой некую смесь. Наряду с экстернализированным презрением к себе возможна также экстернализация гнева, которая, по мнению К. Хорни, может происходить тремя способами. Во-первых, гнев выливается вовне тогда, когда отсутствуют внутренние запреты на выражение враждебности. В этом случае гнев направляется на других людей и проявляется как в форме общей раздражительности, так и в форме гнева, направленного на те недостатки у других, которые человек ненавидит в себе. Во-вторых, экстернализация может принимать форму сознательного или бессознательного страха или ожидания, что непереносимые самим человеком недостатки вызовут гнев у других людей. В-третьих, экстернализация гнева может быть сосредоточена на телес- ных расстройствах (головные боли, усталость, расстройство кишечни- ка и др.). Нередко пациенты стремятся доказать, что у них все в порядке в психологическом плане и что они просто переутомлены или страда- ют от кишечного расстройства, т. е. они стараются приписать свои пси- хологические затруднения телесным заболеваниям, которые соотносят с какой-то внешней причиной. Согласно К. Хорни, экстернализация гнева может быть обусловлена чувством внутреннего принуждения, которое способно экстернализиро- ваться в форме оказания давления на других людей. В этом случае экстер- нализация внутреннего гнева проявляется в навязывании другим людям тех стандартов, которые терзают самого человека. Она может проявляться также в форме сверхчувственности ко всему, что находится во внешнем мире и напоминает принуждение. При этом у человека сохраняется иллюзия свободы, поскольку путем экстернали- зации внутреннее принуждение воспринимается в качестве внешнего и, следовательно, можно противиться ему, в то время как признание внут-
426
ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ
реннего принуждения означало бы столкновение с самим собой как несо- ответствующим идеализированному образу, что чревато возникновением тревожных переживаний. К. Хорни обратила внимание на то, что в том случае, когда в процес- се анализа пациент делает односторонний акцент на собственном дет- стве, это является свидетельством его наклонностей к экстернализации. Такой пациент уходит от осознания важных проблем и, переводя разговор на свое детство, стремится найти в нем оправдание того, что имеет место в настоящем. При этом у него проявляется склонность принимать на себя ответственность там, где он не может ее нести, и отказываться от нее там, где он должен это делать. Постоянно возвращаясь к своему детству, паци- ент совершает своего рода бегство от собственного Я, а осуществляя экс- тернализацию, он не ощущает себя активным человеком, отвечающим за свою собственную жизнь. Путем экстернализации происходит замена внутренних конфликтов внешними. Тем самым создается видимость их устранения или смягчения, в то время как в действительности экстернализация углубляет конфликт между человеком и внешним миром, тот конфликт, который, будучи пер- вым импульсом, привел в действие невротический процесс. «Экстернали- зация, таким образом, является по сути активным процессом самоустра- нения. Причина, по которой она вообще возможна, заключается в отчуж- дении от собственного Я, которое так или иначе обязательно внутренне присутствует в невротическом процессе» [29, с. 126]. Различными способами и путями невротик пытается разрешить базаль- ный конфликт. Однако в действительности он прибегает к псевдорешени- ям, которые нагромождаются одно на другое. Создавая свой идеализирован- ный образ, невротик предстает целостным, и в то же время данный образ вносит новый разлад. Прибегая к экстернализации, он пытается устранить возникший разлад, но оказывается самоустраненным от себя. Для того чтобы поддержать неустойчивое положение равновесия ему приходится обращаться к дру- гим бессознательным средствам, к которым К. Хорни относит избира- тельную слепоту, самоизоляцию, рационализацию, строжайший самокон- троль, деспотическую правоту, уклончивость, цинизм. Избирательная слепота свидетельствует о способности невротика оста- ваться в неведении относительно расхождения между его реальным пове- дением и его идеализированным представлением о себе. Функцией такой искусственной слепоты служит недопущение осознания конфликтов, основанное на бесчувственности к собственному эмоциональному опыту. У невротика наблюдается своего рода фрагментация жизни на изолиро- ванные отсеки и потеря целостности вследствие раздирающих его кон- фликтов, а также защиты от их осознания. В результате избирательной
427
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
слепоты конфликты как бы таинственным образом исчезают, в то время как реальные противоречия остаются. Самоизоляция связана с отчуждением человека от самого себя, с утра- той им нравственного чувства. Упадок человеческих ценностей в совре- менной культуре приводит к тому, что отношение к моральным нормам стало весьма поверхностным и небрежным. Даже психоаналитики счита- ют ненаучным иметь собственные моральные ценности и проявлять инте- рес к соответствующим ценностям пациента. Рационализация представляет собой самообман посредством логического рассуждения. Она является одним из способов поддержки невротических попыток создания искусственной гармонии. Невротик стремится разубе- дить себя в наличии расхождений между реальным Я и идеализированным образом и, следовательно, для поддержания этого образа всегда необхо- дима определенная доля рационализации. Она требуется также и в случае экстернализации, когда на передний план выходят доказательства внешних обстоятельств или неприемлемость индивидуальных черт характера оправ- дывается естественной реакцией на поведение других людей. Строжайший самоконтроль служит преградой против возможного про- рыва противоречивых эмоций. Вначале он может быть актом сознатель- ной воли, однако со временем становится автоматическим действием. Он характерен для людей, чьи конфликты особенно заметны, кто не отдает предпочтения ни одной из конфликтующих установок, и пытается сдер- живать любое проявление спонтанности. Создаваемый такими людьми идеализированный образ столь неадекватен, что им приходится прибе- гать к строжайшему самоконтролю, чтобы сдерживать противоречивые побуждения. Поскольку функцией контроля является устранение опасно- сти расщепления, то люди, у которых строжайший контроль приобретает навязчивый характер, часто испытывают страх сойти с ума. Деспотическая правота или своего рода самонадеянность нацелена на устранение внутреннего сомнения и оказание внешнего воздействия. Неразрешенные конфликты порождают сомнение и нерешительность, которые, в свою очередь, делают человека подверженным воздействию со стороны внешних сил. Нерешительность парализует его деятельность, сомнения касаются его самого, а также соответствующих прав и ценно- стей. На этой почве развивается стремление к непререкаемой правоте, которое становится тем воинственнее, чем интенсивнее оказываются агрессивные наклонности невротика. Попытки разрешения конфликтов агрессивным путем чаще всего как раз и сопровождаются догматическим декларированием невротиком своей неизменной правоты. Уклончивость является еще одним средством защиты против осознания конфликтов. Люди, прибегающие к данному средству защиты, обладают
428
ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ
повышенной способностью все запутывать. Они не отличаются четкостью суждений. Скорее напротив, они готовы в любую минуту отрицать то, что говорили ранее или стремятся убедить других людей в том, что имели в виду нечто другое. Уклончивость отражается на настроении и наглядно проявляется в изменчивости поведения, когда симпатия может быстро сменяться злобой, чрезмерная заботливость — безразличием, самоуничи- жение — деспотичностью. Цинизм как форма защиты против осознания конфликтов связан с отрицанием и осмеянием моральных ценностей. Любой невроз харак- теризуется неопределенностью по отношению к моральным ценностям. Функция цинизма состоит в освобождении невротика от необходимо- сти прояснения того, во что он верит. Проявление цинизма может быть как сознательным, так и бессознательным. В первом случае он выступа- ет в качестве некоего принципа, отстаивание которого имеет внешнюю видимость. Во втором случае он часто скрывается за риторикой, но образ мышления и действия невротика предопределяется именно им. С точки зрения К. Хорни, рассмотренные формы защиты выстраи- ваются вокруг базального конфликта. Вся система защиты называется ею защитной структурой, раскрытие которой является одной из важных задач психоаналитической терапии. Важно понять, каково сочетание раз- личных форм защиты в этой структуре и какие силы делают ее ригидной и малоподатливой для изменения. К. Хорни исходила из того, что в созданной невротиком защитной структу- ре базальный конфликт не устраняется, а лишь видоизменяется. Этот конфликт смягчается в одних отношениях, но усиливается в других. Возникающие на его основе конфликтные ситуации становятся более напряженными. Каждая новая защитная установка невротика ухудшает его отношения как с другими людьми, так и с самим собой. Новые элементы, включая идеали- зированный образ, порождают новые проблемы и новые страхи. Так, опасение по поводу того, что достигнутое с помощью защитной структуры равновесие может быть нарушено, порождает соответствую- щий страх — страх потери равновесия. Возникшие на этой основе пережи- вания приводят к ощущению неуверенности и беспокойства. Защитная структура может породить также страх разоблачения, который отражает боязнь разоблачения как перед другими людьми, так и перед самим собой. В свою очередь страх разоблачения потребует от невро- тика создания новых защит. Воздвигаемые против страха разоблачения защиты зависят от структуры характера и могут выступать, по мнению К. Хорни, в двух противоположных формах. С одной стороны, возможно развитие тенденции, связанной с избежанием ситуаций проверки любого рода, отсрочкой их или постановкой под свой контроль. С другой стороны,
429
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
возможна бессознательная попытка достижения в обмане совершенства, минимизирующего или исключающего боязнь разоблачения. На основе защитной структуры возникает и страх пренебрежения, уни- жения, высмеивания. Этот страх исходит из оскорбления чувства собствен- ного достоинства. Хотя идеализированный образ и процесс экстернали- зации являются попытками восстановления оскорбленного чувства собст- венного достоинства, тем не менее в действительности они еще сильнее ранят его. По мере падения реального самоуважения возрастает не соот- ветствующая действительности гордость. С развитием процессов идеа- лизации и экстернализации происходит отчуждение человека от само- го себя. Собственная самооценка теряет ценность, в то время как оценке себя со стороны других людей придается несоразмерно большое значение. Невротик становится крайне чувствительным к пренебрежению, униже- нию и высмеиванию. Следствием этого вида страха является отчуждение невротика от других людей и его враждебность по отношению к ним. Сгущение всех видов страха, возникающих в невротическом развитии, приводит к возникновению такого страха, который далеко не всегда учи- тывается в процессе психоаналитической терапии, но который является типичным для невротиков. С точки зрения К. Хорни, это страх каких-либо изменений в себе. Исходя из собственного опыта психоаналитической прак- тики, она показала, что пациенты могут реагировать на мысль об изме- нении двумя противоположными способами. Они могут полагаться на то, что изменение произойдет само по себе в неопределенном будущем, или будут стремиться к скорейшему изменению без какого-либо понимания существа дела. В первом случае пациенты испытывают беспокойство перед возмож- ными реальными изменениями и поэтому будут всячески оттягивать их осуществление. Во втором случае может наблюдаться бессознательная попытка пациентов притвориться измененными. В обоих случаях за стра- хом изменения стоит боязнь утраты идеализированного образа, ужас перед неизвестностью, особенно перед тем, что придется отказаться от привычных способов сохранения безопасности и удовлетворения тех или иных потребностей, а также страх неспособности к изменению, обу- словленный свойственной невротику безнадежностью. Все эти страхи рассматривались К. Хорни с точки зрения псевдоразре- шенности конфликтов у невротиков. Она считала, что жизнь с неразре- шенными конфликтами чревата различного рода последствиями, одними из которых как раз и являются всевозможные страхи. Обеднение личности, опустошительная потеря человеческих сил, причи- ной чего служат не только сами конфликты, но и окольные попытки их устранения, — еще одно следствие неразрешенных конфликтов. Растра-
430
ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ
та или неправильная направленность энергии могут проистекать из раз- личных расстройств, симптоматичных для неразрешенных конфликтов. Одним из них является общая нерешительность, проявляющаяся букваль- но во всем, будь то колебания по поводу принятия ответственных реше- ний, бесцельность или бесплодность каких-либо усилий в повседневной жизни. Другое расстройство выражается во внутреннем напряжении, ощу- щаемом не только в процессе какой-либо деятельности, но и в отношени- ях с окружающими людьми. Третье симптоматическое расстройство свя- зано с общей инертностью, являющейся результатом отчуждения от себя и отсутствия руководящей цели, охватывающей различные виды деятель- ности и чувства, вызывающей паралич инициативы и действия. Неразрешенные конфликты влекут за собой, как замечала К. Хорни, расщепление в вопросах морали и нарушение нравственной целостности. Нравственные идеалы не имеют в жизни невротика силы обязательства. Он ориентируется на них тогда, когда они для него полезны, и отбрасы- вает их в том случае, если они служат помехой. В результате разрушения нравственной цельности наблюдается уменьшение искренности, возрас- тание эгоцентризма и проявление различных форм бессознательного притворства, включающих в себя притворную любовь, притворный инте- рес и тягу к знаниям, притворную честность и справедливость, притвор- ное страдание. Еще одним специфическим расстройством служит бессознательное высо- комерие, связанное с самонадеянным приписыванием себе качеств, которы- ми человек не обладает или обладает в незначительной степени, а также с бессознательным притязанием на право быть требовательным к другим людям и унижать их. Характерным признаком скрытого высокомерия слу- жит явное противоречие между упреками в свой собственный адрес при снисходительном отношении к себе и внутренним раздражением на кри- тику или невнимание, которые могут исходить от других людей. Следствием неразрешенности конфликтов является также безнадеж- ность, выражающаяся в состоянии хронической подавленности, всепро- никающем ощущении рока. Наиболее глубоким корнем безнадежности служит отчаяние в невозможности достижения внутренней цельности. Попытки соответствовать своему идеализированному образу, как правило, становятся безнадежными, что вызывает презрение к себе и подрывает надежду на обретение какого-либо успеха в той или иной сфере деятель- ности. Как полагала К. Хорни, необходимо учитывать то обстоятельство, что безнадежность пациента создает значительное препятствие для его излечения при любом тяжелом психическом расстройстве. В конечном счете рассмотрение негативных последствий неразрешен- ных конфликтов привело К. Хорни к однозначному выводу, в соответст-
431
К О Н С Т Р У К Т И В Н Ы Й П С И Х ОА Н А Л И З К . Х О Р Н И
вии с которым наличие подобных конфликтов в психике невротика нано- сит его личности безграничный вред и, следовательно, необходимость их действительного разрешения является насущной задачей психоана- литической терапии. Практика показала, что невротические конфлик- ты невозможно разрешить ни с помощью усилий разума, ни благодаря уклонению от них, ни путем напряжения силы воли. «Существует лишь один путь: конфликты могут быть разрешены только посредством изме- нения тех условий внутри личности, которые привели к их возникнове- нию» [30, с. 209]. В связи с этим К. Хорни подчеркивала необходимость понимания того, что невротические конфликты связаны с личностью в целом. Это означа- ет, что психоаналитическая терапия должна основываться на тщательной проработке разнообразных защитных средств и путей, с помощью кото- рых невротик пытался разрешить свой базальный конфликт, а также тех затруднений, которые возникли в результате его соответствующих попы- ток, приведших к псевдорешениям. Такая проработка должна включать в себя подведение к осознанию пациентом всех проявлений той или иной его невротической наклонности, оказание помощи ему в осознании ее навязчивой природы, предоставление ему возможности оценить ее субъ- ективную ценность для него и ее неблагоприятные последствия, и, нако- нец, побуждение пациента к осознанию влияния невротического кон- фликта на его жизнь и необходимости личностного изменения с целью действительного, а не иллюзорного разрешения данного конфликта.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 490. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |