Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классический психоанализ и аналитическая психология 6 страница
различных типов невротической реакции. Как и классический психоанализ, характероанализ включает в себя две составляющие части — теоретическую и практическую, исследователь- скую и терапевтическую. Его исследовательская направленность связана
313
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
с выявлением генезиса формирования характера человека вообще, пони- манием основной черты личности, раскрытием невротических способов защиты индивида от внешних опасностей и внутренних конфликтов. Его терапевтическая устремленность соотносится с преодолением сопротив- лений характера пациента в аналитическом процессе, расшатыванием и устранением выступающей в форме защиты его брони, достижением его упорядоченной и удовлетворительной генитальной жизни. В своей исследовательской деятельности В. Райх стремился понять природу характера человека, истоки его формирования и условия, спо- собствующие его закреплению в форме определенной психической струк- туры. Он исходил из того, что в социологическом плане формирование усредненных психических структур происходит под воздействием того или иного общественного порядка с его экономическими институтами, идеологическими формами воздействия, нравственными предписаниями, законодательными учреждениями. В психоаналитическом и характеро- логическом отношении важно выявить средства и механизмы, благодаря которым все установления общественного порядка оказываются внутрен- ним достоянием человека, т. е. перемещаются в его психическую структу- ру и укрепляются в форме соответствующего характера. С точки зрения В. Райха, характер человека состоит в хроническом изменении его Я и формировании внутренних, свойственных ему спо- собов реагирования на различного рода опасности. Эти способы реаги- рования становятся типичной защитой человека от внешних и внутрен- них опасностей. Они составляют защитную формацию, которую можно назвать «панцирем» или «броней» и которая ограничивает психическую подвижность личности. Способ реагирования панциря соответствует принципу удовольствия-неудовольствия. Панцирь может ослабевать в том случае, когда человек способен дос- тичь удовольствия, т. е. удовлетворить свои потребности, в том числе и либидозного свойства. Однако в тех случаях, когда внешние или внут- ренние ограничения не предоставляют возможности для получения соот- ветствующего удовлетворения, панцирь человека усиливается и укреп- ляется, становится жестким и закостеневшим. «Степень подвижности характера, способность в зависимости от ситуации раскрываться навстре- чу окружающему миру или замыкаться от него — в этом заключается раз- личие между структурой характера, устойчивой по отношению к реально- сти, и невротической его структурой» [7, с. 150]. Структура характера, панцирь возникают в результате столкновений между инстинктивными влечениями человека и исходящими от окружаю- щего мира требованиями, ограничивающими возможность их удовлетво- рения. Возникающие на этой почве конфликты способствуют укреплению
314
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
панциря, который является продуктом и выражением воздействий окру- жающего мира на инстинктивную жизнь человека. Местом образования панциря служит Я, формирование которого осуществляется в конфликте между генитальными желаниями инцеста и запретом на его удовлетворе- ние, имеющим историческое происхождение. Образование характера связано с преодолением определенной формы эдипова комплекса. Условия, ведущие к конкретному способу разрешения внутреннего конфликта, являются специфическими для каждого характе- ра. Из-за страха перед наказанием слабое Я может прибегнуть к вытесне- нию, которое ведет к застою возбуждения, но не исключает возможности прорыва вытесненного влечения. Для укрепления вытеснения требуется дальнейшее изменение Я, следствием чего становится образование защи- ты, приобретающей автоматический характер и направленной как про- тив возможного прорыва вытесненного влечения, так и против инфан- тильного страха, представляющего собой угрозу для вытеснения. Это изменение осуществляется на основе трех процессов: · идентификации Я с запрещающей реальностью в образе запрещающе- го лица (отца, матери, замещающих их фигур); · обращением на себя агрессии, направленной Я против запрещающего лица и служащей причиной страха; · формированием реактивного поведения против сексуальных желаний, энергия которых используется в интересах их защиты. Благодаря первому процессу происходит формирование осмысленной защиты, благодаря второму — блокировка части моторики и образование сдерживающих черт характера, благодаря третьему — отвод вытеснен- ных сексуальных влечений от либидо и ослабление их силы. В конечном счете «бронирование» Я, т. е. его защита, осуществляется под воздействи- ем страха наказания, энергии бессознательных влечений, а также запре- тов и назиданий со стороны родителей, воспитателей. В. Райх исходил из того, что бронирование Я может происходить как на поверхности личности, так и в ее глубинах. Человек может быть внеш- не покорным, но обладать значительным внутренним сопротивлением. Если защита (бронирование) является одновременно следствием и опре- деленным способом разрешения инфантильных сексуальных конфликтов, то она может стать базой для невротических реакций, связанных со спе- цифической структурой характера, не допускающей сексуально-экономи- ческого баланса. При этом следует иметь в виду, что главной причиной пси- хического расстройства оказывается, по В. Райху, не инфантильный сексуальный конфликт и не эдипов комплекс как таковой, а способ их преодоления. Образование характера зависит не просто от столкновения между собой бессознательного влечения и отказа в его удовлетворении, а от того,
315
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
как и каким образом это происходит, в какой момент времени возникают образующие характер конфликты и благодаря каким инстинктам стано- вится возможным их сущестование. В принципе формирование характера обусловлено моментом времени отказа от влечения, частотой и интенсив- ностью отказов, подлежащими отказу влечениями, соотношением между предоставлением удовольствия и отказом, полом отказывающей персоны, противоречиями в самих отказах. Слишком раннее вытеснение анальной эротики нарушает разви- тие анальной сублимации, а исключение влечения из структуры персо- ны наносит ущерб ее активности. Неожиданный и непривычный отказ от влечения в высшей точке его развития создает почву для формирова- ния импульсивной личности, а накопление отказов и ограничений приво- дит к становлению характера человека с заторможенными импульсами. Идентификация мальчика со строгой матерью на анальной стадии развития приводит к его пассивности и женственности по отношению к женщинам. Его идентификация с матерью на фаллической стадии раз- вития чревата нарциссизмом и садизмом, направленными против жен- щин. Идентификация мальчика с чрезмерно строгим отцом ведет к прояв- лению им преувеличенной вежливости, предупредительности, коварству как способам защиты от вытесненной ненависти к отцу. Идентификация девочки с мягким и любящим отцом способствует формированию ее женственного характера, в то время как ее иденти- фикация со строгим отцом ведет к образованию мужественно-жесткого характера. В случае воспитания девочки строгой, жесткой матерью дочь становится ни мужественной, ни женственной, а ребячливой, т. е. прибе- гает к специфической форме обороны от интенсивных тенденций к нена- висти по отношению к матери. В. Райх считал, что характер обнаруживается прежде всего в нарциссиче- ском механизме защиты. Такое понимание характера наводило на мысль о сходстве с позицией А. Адлера, в соответствии с которой характер чело- века в значительной степени определяется используемым им способом компенсации чувства неполноценности. Однако, соглашаясь с адлеровскими формулировками относитель- но способов реагирования человека на ощущение своей неполноценно- сти, В. Райх подчеркивал принципиальное отличие его характероанали- за от индивидуальной психологии. Это отличие состояло в том, что если А. Адлер ориентировался на исследование не либидо, а невротического характера под углом зрения воли к власти, стремления к превосходству, то он стремился объяснить характер с сексуально-экономической точки зрения. Если в индивидуальной психологии характер человека рассмат- ривался через призму цели, то в характероанализе во внимание прини-
316
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
мается прежде всего причина, т. е. неудовольствие, и только затем цель как защита от неудовольствия. Словом, в отличие от А. Адлера, В. Райх воспринимал чувство неполноценности и его проявления в Я с точки зре- ния теории либидо. Для В. Райха защита от реальных опасностей внешнего мира является главной причиной формирования характера, но в то же время она состав- ляет и его основную функцию. Необходимость вытеснять бессознатель- ные влечения приводит в движение формирование характера. Вместе с тем однажды сформированный характер накапливает затраты на вытес- нение и создает жесткую структуру, в результате чего перешедшие в жест- кие черты характера вытеснения преодолеваются значительно труднее по сравнению с теми, которые проявляются в невротических симптомах. Бронирование Я может достичь такой высокой степени, что взаимо- действие с внешним миром не обеспечивает упорядоченность либидо и социальное приспособление, крайним случаем чего может стать пси- хическое состояние, характеризующееся кататоническим оцепенением, т. е. обездвиженностью, ступором. Неизменный панцирь с незначитель- ными возможностями вступления в аффективные состояния с внешним миром ведет к формированию характера человека, страдающего невро- зом навязчивых состояний. Подвижный, но «колючий» панцирь приво- дит к образованию кляузно-агрессивного характера человека, чьи взаи- модействия с внешним миром ограничиваются параноидально-агрессив- ными реакциями. Для образования характера имеет значение как то, от чего он защища- ет человека, так и то, какими силами влечений он пользуется для защиты. Окончательное формирование характера определяется, согласно В. Рай- ху, двояким образом. Во-первых, качественно, т. е. ступенью развития либидо, на которую ока- зал влияние процесс образования характера вследствие специфического места фиксации сексуальных влечений. Во-вторых, количественно, т. е. посредством экономики либидо, зави- сящей от качественного предназначения. Первый фактор является историческим, обусловливающим форму харак- тера, второй — актуальным, дающим наглядное представление о действен- ности характера как в жизни пациента, так и в процессе его лечения. С сексуально-экономической точки зрения В. Райх различал два общих типа характера: генитальный и невротический. В плане сравнения форми- рования структуры этих типов характера можно говорить о качествен- ном различии средств, с помощью которых осуществляется связывание застойного либидо. Можно говорить также о достаточных и недостаточ- ных средствах связывания страха. «Прототипом достаточного средства
317
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
является генитально-оргастическое удовлетворение либидо и сублима- ция, недостаточного же — все виды прегенитального удовлетворения и реактивные образования» [8, с. 166]. Качественное различие выражает- ся и в количественном отношении. Генитальный характер обладает упоря- доченной экономикой либидо, в результате чего имеет место постоянное чередование сексуального напряжения и адекватное его удовлетворение. В отличие от него, невротический характер страдает от постоянно уси- ливающегося застоя либидо. При генитальном характере желание инцеста и устранения отца (мате- ри) преодолено, эдипов комплекс не вытеснен, а разрушен, гениталь- ность перенесена на гетеросексуальный объект, половой акт становится желанной целью, агрессивность в значительной степени сублимируется в социальных действиях. При невротическом характере несублимирован- ное либидо не может полностью реализоваться в оргазме, оно проявляет- ся в реактивных образованиях и инфантилизме, сексуальные отношения пронизаны всевозможными страхами и затруднениями, инфантильная фиксация сексуальности разрушает оргастическую функцию гениталий, нарушение генитальности приводит к застою либидо, которое усиливает догенитальные фиксации. В рамках невротического характера В. Райх различает несколько его типов. Наиболее легким для понимания используемых человеком невротиче- ских защит является истерический характер. Общей чертой данного типа характера служит подчеркнуто сексуальное поведение человека. У жен- щин данный характер проявляется в скрытой или явной кокетливости в походке, взгляде и манере речи, у мужчин — в мягкости, сверхучтивости, женственном выражении лица и женственном поведении. К специфиче- ским чертам истерического характера относятся непостоянство в реак- циях, сильная внушаемость, склонность к разочарованию. Такой характер отличается фиксацией на генитальной ступени развития ребенка и раз- витием генитального страха, что сопровождается застоем либидо. Чем больше страха наблюдается в общих установках истерического характера, тем сильнее выступает сексуальная активность. Вместе с тем насколько активно истерическое действие до сексуального взаимодействия с парт- нером, настолько глубока пассивность при попытках воспользоваться готовностью к реализации изначального генитального устремления. То, что выступает как сексуальное устремление, в действительности оказыва- ется такой сексуальностью, которая служит защите. Истерический характер обнаруживает незначительную склонность к сублимации и интеллектуальной деятельности, а в плане реактивных образований отстает от других форм невротического характера. В целом
318
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
данный тип характера полностью проявляется тогда, когда он деятелен, нервозен, оживлен, но обнаруживает не принадлежащие ему механизмы, если обращен на себя и депрессивен. Иной тип характера наблюдается у человека, страдающего неврозом навяз- чивых состояний. Типичной чертой характера такого человека является педантичное чувство порядка. Вся его жизнь протекает по заранее наме- ченной программе. Изменения установленного порядка воспринимаются как неприятные, вызывающие страх. Другая характерная черта — склон- ность к основательному, продолжительному размышлению. Чем более патологической и застывшей оказывается эта черта, тем сильнее наблю- дается концентрация внимания и мышления на посторонних вещах, укло- няющихся от главного дела. У человека, страдающего неврозом навязчи- вых состояний, критические способности развиты лучше, чем творческие. Неизменной чертой является также бережливость, нередко переходящая в скупость. Людям с данным типом характера присущи педантичность и склонность к мечтательности. Они отличаются большой склонностью к чувствам сострадания и вины. К другим чертам характера людей, страдающих неврозом навязчивых состояний, относятся нерешительность, сомнение и недоверчивость. Могут наблюдаться также проявления садистических приступов, сопро- вождающихся ощущением слабости и неполноценности. Имеют место два слоя вытеснения — сперва садистские и анальные, затем фаллические. Для данного типа характера свойственна амбивалентность, обусловлен- ная готовностью к любви и ненависти по отношению к одному и тому же лицу и в то же время склонностью к задержке либидозных и агрессивных устремлений вследствие страха перед наказанием. Между истерическим характером и типом характера человека, стра- дающего неврозом навязчивых состояний, существуют разнообразные формы, которые В. Райх объединил между собой и рассмотрел в качестве фаллически-нарциссического характера. Если истерический характер отли- чается суетливостью, подвижностью и боязливостью, а характер чело- века, страдающего неврозом навязчивых состояний, — медлительностью и сдержанностью, то фаллически-нарциссический характер — самоуве- ренностью и горделивостью. Нередко последний тип характера во внеш- них своих проявлениях оказывается гибким, сильным, привлекательным. Но чем невротичнее становятся внутренние механизмы, тем назойливее выступают подобные черты поведения, которые выставляются напоказ. Повседневное поведение людей с подобным типом характера обычно надменное, холодно-сдержанное или насмешливо-агрессивное. Для них свойственно стремление к обретению ведущего положения в жизни и они плохо переносят подчиненное положение. Уязвленное самолюбие
319
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
компенсируется холодной замкнутостью, приступами дурного настрое- ния, решительной агрессией. Чем невротичнее характер, тем в большей степени деятельность фаллического нарцисса представляется односто- ронней и безумной. У фаллически-нарциссических мужчин хорошо развита способность к эрекции, в отличие от способности к оргазму. У женщин соответствую- щего типа наблюдаются ярко выраженные фантазии, связанные со стрем- лением обладать фаллосом. Наряду с гордостью за действительный или воображаемый фаллос, наблюдается также сильная фаллическая агрес- сия. У соответствующего типа мужчин пенис бессознательно восприни- мается не как орудие любви, а как инструмент агрессии, мести и униже- ния женщин. У фаллически-нарциссических женщин наблюдаются анало- гичные тенденции, связанные с генитальной местью мужчинам во время акта (кастрация), стремлением сделать их импотентными или заставить их показаться таковыми. Фаллические нарциссы обороняются от своих анальных и пассивно-гомосексуальных наклонностей с помощью фалли- ческой агрессии. К особым типам невротического характера В. Райх отнес мазохистский характер. Черты этого характера встречаются по отдельности у всех нев- ротических типов, однако, соединившись в полном объеме, они опреде- ляют основной типаж человека и его общие реакции. К типично мазо- хистским чертам относятся хроническая склонность к самоуничиже- нию и самобичеванию (моральный мазохизм), а также интенсивная тяга к мучению другого человека, от которого субъект страдает. Наряду с дан- ными чертами, мазохистскому характеру присуще бестактное поведение в манере человека держать себя и в обхождении с другими людьми. При этом следует иметь в виду, что проявление симптомов невротического характера может быть как открытым, так и скрытым, замаскированным. Чувство вины и потребность в наказании могут иметь большое значение для людей с мазохистским характером, однако главная проблема данного характера состоит в другом, а именно в том, что генетически и истори- чески за провокациями, которые свойственны таким людям, стоит раз- очарование в любви. К реальному разочарованию у мазохистского харак- тера примыкает особенно высокая потребность в любви, исключающая реальное удовлетворение и имеющая глубокие истоки. Мазохистская тяга к мучениям, мазохистские провокации и страдания связаны с неудовле- творенным, количественно возрастающим притязанием на любовь. Мазохистский характер представляет собой неудачную попытку изба- виться от своего внутреннего напряжения, страха и неудовольствия. Ощу- щение страдания соответствует постоянному внутреннему напряжению и готовности к страху, которые человек пытается снять с помощью неаде-
320
Т Е Х Н И К А Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З А
кватных методов, включая домогательства любви в форме провокаций упрямства. Мазохистскому характеру свойственно не только преувели- ченное притязание на любовь, но и идущее из детства человека ощущение страха остаться одному. Одиночество переносится не менее тяжело, чем возможность утраты любовных связей. Характероанализ предполагает раскрытие специфики того или иного типа характера человека, поскольку в процессе терапии аналитику приходится иметь дело с пациентами, прибегающими к точно таким же проявлениям, которые типичны для них в любых жизненных ситуациях. Что касается общего понимания природы характера человека и механизмов его фор- мирования, то, согласно В. Райху, любое образование характера связано с исполнением двоякой функции: бронирования, т. е. защиты Я от окру- жающего мира и от собственных инстинктивных притязаний, и ослабле- ния порождаемого сексуальным застоем избытка сексуальной энергии, т. е. связывания постоянно возникающего вновь и вновь страха. Поскольку каждый тип характера развивает свои собственные меха- низмы, то в процессе аналитической терапии необходимо не только зна- ние основных функций характера пациента, но и понимание того, каким особым способом характер осуществляет свою задачу. Исходя из того, что характер связывает, с точки зрения В. Райха, существенные части либидо и страха, становится понятной направленность терапии, ставящей перед собой задачу «освободить эти существенные части сексуальной энергии от хронической характерной переработки и сделать эту энергию доступ- ной для генитального аппарата и системы сублимации» [8, с. 209].
Техника характероанализа
По мере развития классического психоанализа многие аналитики стали испытывать трудности в связи с теми расхождениями, которые нередко обнаруживались между теоретическими разработками и терапев- тической деятельностью. В самом деле, концептуальные исследования способствовали общему пониманию причин возникновения психических расстройств и возмож- ностей их излечения, в то время как терапевтическая работа с конкрет- ными пациентами предоставляла обширный материал, далеко не всегда укладывающийся в рамки ранее выдвинутых теоретических конструкций и требующий нового видения различного рода взаимосвязей, включая, например, соотношения между вытеснением и страхом, садизмом и мазо- хизмом, сопротивлением и переносом. Кроме того, развитие теории психоанализа сопровождалось выдвиже- нием З. Фрейдом различных идей, предопределивших топическое, дина-
321
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
мическое, структурное и экономическое понимание психических рас- стройств, а практическое их использование оказывалось столь слож- ным, что некоторые психоаналитики или не поспевали за мыслительной деятельностью своего учителя, или молчаливо отказывались от принятия новых положений. Важные и необходимые сами по себе теоретические знания и прак- тический опыт нередко обнаруживали свою ущербность в силу недоста- точной разработанности психоаналитической техники. Правда, на про- тяжении первых двух десятилетий ХХ столетия З. Фрейд, Ш. Ференци и другие ведущие психоаналитики того времени не только предпринима- ли различного рода попытки по решению отдельных технических про- блем, но и заложили основы психоаналитической техники, тем не менее каждому практикующему аналитику приходилось сталкиваться со мно- гими трудностями, как только они приступали к работе с различными пациентами, требующими индивидуального подхода к преодолению все- возможных сопротивлений и разбирательству с переносом. Создавалось впечатление, что используется столько разновидностей психоаналитиче- ской техники, сколько существует аналитиков, придерживающихся дан- ного вида терапии. Для В. Райха проблема аналитической техники имела особое значе- ние, поскольку оформляемые в концептуальном виде его представления о структуре характера и оргастической потенции требовали использова- ния таких аналитических приемов, которые не только не были апробиро- ваны ранее, но и вызывали сомнение, а подчас и непонимание со сторо- ны основателя психоанализа. Так, выступая в 1926 г. с докладом о технике анализа характера, ему пришлось поставить перед аналитиками вопрос о том, можно ли при наличии скрытого негативного отношения со сто- роны пациента толковать его инцестуозные желания или следует сперва направить усилия на устранение его недоверия и только после успешного устранения такового приступать к ранее поставленной задаче. З. Фрейд высказал свое недоумение по поводу того, что В. Райх не хотел истолковывать аналитический материал в той последовательности, в которой он возник. Он считал, что инцестуозные желания надо анали- зировать и истолковывать по мере их появления. В. Райха не устраивала подобная позиция, поскольку в своей клинической практике он сталки- вался порой с такими проявлениями пациентов, когда необходимо было отступить от ранее принятой техники непременного следования за ана- литическим материалом. На основе своих теоретических представлений и клинического опыта В. Райх пришел к убеждению, что целью лечения психических расстройств должно быть достижение пациентом полной способности к сексуальному пере-
322
Т Е Х Н И К А Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З А
живанию. Однако техника, благодаря которой можно было бы прийти к реализации подобной цели, оставалась для него неясной. Ранее разра- ботанные и апробированные на практике технические приемы не приво- дили к желаемому результату. Поэтому В. Райху пришлось самому выдви- гать новые подходы к работе с пациентами и осваивать специфические технические приемы анализа. Классический психоанализ руководствовался установкой на прора- ботку и истолкование полученного в процессе наблюдения за пациентом материала без учета его стратификации и глубины. В. Райх предложил осуществлять систематическую проработку важного в данный момент пласта психической структуры характера. Клиническая работа сосредо- точивалась на выявлении «слоев панциря», в результате чего психические процессы и противоречия воспринимались как упорядоченные, доступ- ные историческому и структурному пониманию. Структура невроза рас- сматривалась как соответствующая развитию человека, причем ближе всего к поверхности психики находилось то, что позже всего подверга- лось вытеснению в детстве. Мир прошлых переживаний оживал в форме нынешнего характера пациента. Существовала определенная стратифи- кация, которая вызывала необходимость выявлять слой за слоем и ликви- дировать механизм отпора. В. Райх сравнивал слои характера с геологическими слоистыми отло- жениями, представлявшими собой застывшую историю. С такими же слоями затвердевания характера приходится иметь дело аналитику, кото- рый пытается обнаружить соответствующий след, оставляемый в психике человека в результате того или иного конфликта, возникающего и разыг- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 287. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |