Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классический психоанализ и аналитическая психология 5 страница
проявил некоторый интерес к актуальным неврозам, так как усматривал тесную клиническую связь между ними и психоневрозами и считал, что симптомы актуального невроза часто являются ядром и предваряющей стадией развития психоневротического симптома. Следуя за З. Фрейдом, большинство психоаналитиков обратились к изучению психоневрозов. В отличие от них, В. Райх стал отталкиваться от тех идей основателя психоанализа, которые касались понимания акту- альных неврозов. В своих исследованиях он опирался на высказанное З. Фрейдом положение о том, что психоневрозы могут группироваться вокруг актуально-невротического ядра. В этом отношении важно было глубже разобраться в природе актуальных неврозов. Поэтому, развивая мысли З. Фрейда, В. Райх пришел к выводу, что актуальный невроз означает не что иное, как биологически неверное направление сексуальной энергии. Если основатель психоанализа говорил о «химизме сексуальности», то он предпочел рассматривать актуальные неврозы как обусловленные биологическими причинами и представляющие собой «злокачественные разрастания», питаемые не нашедшим выхода сексуальным возбуждени- ем. Причем, в отличие от З. Фрейда, который не распространял «химизм сексуальности» на психоневрозы, В. Райх заявил о том, что, подобно акту- альным неврозам, психоневрозы также связаны со «злокачественными разрастаниями», проистекающими на основе накопленной застойной сексуальности. Таким образом, в его понимании застойная сексуальность является источником энергии, ведущим к возникновению как актуальных неврозов, так и психоневрозов. Фактически В. Райх пытался углубить фрейдовские представления о роли сексуальности в возникновении неврозов. Однако его исследова- ния застойной сексуальности выходили за рамки проложенного З. Фрей- дом пути, по которому пошло большинство психоаналитиков, имевших дело с психоневрозами. В рамках классического психоанализа преоб- ладающей стала тенденция объяснять психическое через психическое. С одной стороны, подобная тенденция означала прорыв за исключительно биологические объяснения неврозов, тогда как в традиционной психиат- рии неврозы сводились к наследственным заболеваниям. С другой стороны, она в какой-то степени разрывала связи между телом и душой, посколь-
304
Т Е О Р И Я О Р ГА З М А
ку психические расстройства стали рассматриваться как обусловленные только душевными, а не соматическими причинами. Многие психоанали- тики не видели фундаментальных различий между психосоматическим возбуждением и душевным содержанием невротического симптома. Столкнувшись с подобным положением в психоанализе, В. Райх вновь, как и в студенческие годы, оказался перед проблемой выбора между меха- ницизмом и витализмом. Его клиническая деятельность, в рамках которой ему пришлось иметь дело с пациентами, чьи психические расстройства непосредственно были связаны с застойной сексуальностью, порожда- ла сомнения в правомерности абсолютизации утверждения, в соответст- вии с которым душевное обусловливает телесное. На его взгляд данное утверждение является верным, но односторонним. Не менее правомер- ным является и то, что телесное обусловливает душевное. Это означает, что представление о душевном и телесном как независимых друг от друга процессах, между которыми существует только взаимосвязь, является ошибочным. Но как же тогда возможно адекватное понимание существа отношений между телесным и душевным? Ответ на этот вопрос В. Райх нашел в процессе осмысления природы мазохизма. На основе одного клинического случая он установил, что боль и неприятные ощущения не являются побудительными целями мазохи- стов. В основе их поведения лежат фантастические представления о муче- ниях, связанных с неразрешимым внутренним напряжением, порожден- ным сексуальным влечением. Мазохистское провоцирование наказания оказывается выражением желания быть удовлетворенным вопреки собст- венному желанию. Боль — это не цель возбуждения, а неприятное пережи- вание при освобождении от реального напряжения. Мазохист застревает на догенитальном возбуждении. Чем больше он хочет избавиться от этого напряжения, тем глубже погружается в него. Следовательно, мазохизм явля- ется выражением неудовлетворенного сексуального напряжения, а его источником служит страх удовольствия. Отсюда возникает необходимость для аналити- ка в осмыслении физиологической функции удовольствия и понимании того, что мазохистское страдание — это результат утраты органической способности испытывать удовольствие. Отталкиваясь от подобной трактовки мазохизма, В. Райх пришел к сле- дующим выводам: · если душевное определяется качеством, то телесное — количеством; · при рассмотрении душевного речь идет о силе характера представле- ния, при осмыслении телесного — об объеме функционирующей энер- гии, и в этом отношении душевное и телесное различны; · процессы разрядки сексуальной энергии показывают, что качество душевного зависит от величины телесного возбуждения;
305
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
· представление о сексуальном удовольствии во время полового акта в состоянии сильного телесного напряжения является интенсивным и живым; · в этом состоянии происходит функциональное единство, когда биоло- гическая энергия обусловливает как душевное, так и телесное. С точки зрения В. Райха, сила психического представления зависит от телесного возбуждения, с которым оно связано. Аффект возника- ет в телесной сфере, в то время как представление является нетелес- ным, психическим образованием. Психическое представление, которо- му свойственна небольшая степень возбуждения, может способствовать нарастанию возбуждения. При отсутствии возбуждения недейственным оказывается и представление. Таким образом, невроз можно рассматри- вать в качестве физического нарушения, вызванного неудовлетворенным, невер- но направленным сексуальным возбуждением, которое не может быть неверно направленным без душевного торможения. В конечном счете В. Райх пришел к убеждению, что тяжелые психиче- ские расстройства любого рода непосредственно связаны с генитальным наруше- нием. В основе данного убеждения лежали как его клинические наблю- дения, так и воспоминания З. Фрейда о соответствующих высказывани- ях французского психиатра Ж. Шарко и венского гинеколога Хробака, в соответствии с которыми истерики болеют из-за отсутствия гениталь- ного удовлетворения. Если основатель психоанализа из опыта своего общения с мэтрами и на основе работы с пациентами сделал вывод о сексуальной этиоло- гии неврозов, но не стал углубляться в исследования генитальной сек- суальности, то В. Райх недвусмысленно заявил о необходимости изуче- ния функций оргазма, так как пришел к выводу, что невозможность или неспособность получения человеком оргастического удовольствия с неиз- бежностью ведет к его невротизации. Отсюда и его заключение о направ- ленности терапии, связанной с тем, что перспектива лечения и его успе- хи «непосредственно зависят от возможности достижения полного гени- тального удовлетворения» [3, с. 80]. В 1923 г. в Венском психоаналитическом обществе В. Райх сделал доклад «О генитальности с точки зрения психоаналитического прогноза и тера- пии». Высказанные им утверждения о генитальном нарушении как важном симптоме невроза и вытекающих отсюда терапевтических возможностях психоанализа вызвали возражения у ряда психоаналитиков. Эти возраже- ния основывались на том, что есть люди со здоровой генитальной жиз- нью и тем не менее являющиеся невротиками. В. Райх не мог привести каких-либо веских аргументов в свою защиту, поскольку ему самому прихо- дилось иметь дело с такими пациентами-мужчинами, генитальность кото-
306
Т Е О Р И Я О Р ГА З М А
рых не была нарушенной. В то время он пытался рассматривать соматиче- ский источник энергии невроза, но не мог объяснить того, откуда возника- ет застой сексуальной энергии, если потенция оказывается нормальной. В дальнейшем ему пришлось разбираться с теми заблуждениями, кото- рые наблюдались в рамках классического психоанализа. Одним из таких заблуждений, на его взгляд, было то, что способность к совершению поло- вого акта мужчиной рассматривалась с точки зрения его действенной потенции. Второе заблуждение основывалось на постулате, в соответст- вии с которым частичное влечение может застаиваться само по себе и, следовательно, нет ничего удивительного в том, что и при ненарушенной потенции возможно возникновение невротических симптомов. Однако психоаналитики имели смутное представление о естественной функции оргазма. Но именно эта проблематика стала основной для В. Райха, кото- рый высказал предположение о генитальных нарушениях как источнике энергии для невротических симптомов. Утверждения психоаналитиков по поводу существования невротиков, здоровых в генитальном отношении, заставили В. Райха глубже исследо- вать вопрос о генитальном здоровье. По мере того, как страдающие тяже- лыми расстройствами мужчины описывали свое поведение и переживания во время полового акта, ему стало ясно, что, обладая большой эрективной потенцией, они или вообще не переживали удовольствия при семяизвер- жении, или испытывали его в незначительной степени, или ощущали совершенно противоположное, т. е. у них возникало отвращение. Анализ фантазий во время сексуальных контактов обнаружил нали- чие у мужчин садистских и тщеславных установок, страха и сдержанно- сти. Мужчины хотели скорее доказать свою потенцию или способность к длительной эрекции, нежели получить полноценное удовольствие. Они не только не расслаблялись, но, напротив, стремились не утратить кон- троль при совершении полового акта. Эти наблюдения навели В. Райха на мысль об оргастической импотенции, свойственной как мужчинам, так и женщинам. Представления об этом типе импотенции легли в основу его теории оргазма. До возникновения теории оргазма в сексологии и психоанализе во вни- мание принималась эрективная и эякулятивная (связанная с извержением семени) потенция. В. Райх ввел понятие оргастической потенции, представ- ляющей собой «способность без какого-либо торможения предаться пото- ку биологической энергии, способность к разрядке застоявшегося сексу- ального возбуждения с помощью непроизвольной телесной конвульсии, вызывающей наслаждение» [4, с. 84]. При таком понимании оргастиче- ской потенции эрективная и эякулятивная потенции оказываются просто необходимым предварительным условием ее. Однако, как считал В. Райх,
307
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
обладая обоими видами потенции, невротики тем не менее не обладают оргастической потенцией и не способны к получению оргастического удовлетворения. Оргастическая потенция является основной биологической функци- ей, общей у человека со всем живым. Из этой функции или стремления к ней выводятся все естественные ощущения. Способность настроиться на оргастическое переживание всей аффективной личностью представ- ляет собой одно из важных свойств оргастической потенции. Только пол- ный спад возбуждения составляет то удовлетворение, которое означает преобразование возбуждения в теле и разгрузку гениталий. Другое дело, что достижение полного удовлетворения оказывается возможным только при наличии оргастической потенции. Поэтому психические расстрой- ства не являются только следствием сексуального нарушения, понимаемо- го в плане фрейдовских представлений о фиксациях и регрессиях либи- до на догенитальных фазах инфантильного развития. Их необходимо рассматривать в плане нарушения генитальной функции, с точки зрения оргастической импотенции. На первый взгляд может показаться, что В. Райх возвращается к тради- ционному отождествлению генитальности и сексуальности. Однако в дей- ствительности он решительно выступал против такого отождествления и в этом отношении следовал по стопам З. Фрейда. С введением понятия оргастической потенции он придал ему энергетическое толкование и тем самым расширил представление о генитальной функции. Во всяком слу- чае ему казалось, что он расширил психоаналитическую теорию сексуаль- ности в том направлении, которое было задано З. Фрейдом. Вместе с тем стало очевидно, что выдвинутые им идеи об оргастиче- ской потенции вели к пересмотру ряда психоаналитических положений. В дальнейшем оказалось, что подобный пересмотр граничил с отходом от классического психоанализа и выдвижением таких концепций, кото- рые привели к признанию оргонной энергии и оргонной терапии. Основные предположения, на которых строилась теория оргазма В. Райха, сводились к следующему. Во-первых, психические расстройства связаны с нарушением способ- ности к оргастическому удовлетворению. Ядром любого душевного стра- дания является застойное сексуальное возбуждение. Тем самым можно говорить о том, что импотенция и фригидность — это ключ к пониманию экономики неврозов. Во-вторых, источник энергии невроза возникает в результате различия между накоплением и разрядкой сексуальной энергии. Отличие невро- тического состояния от здорового заключается в постоянном наличии неудовлетворенного сексуального возбуждения.
308
Т Е О Р И Я О Р ГА З М А
В-третьих, идея З. Фрейда о необходимости осознания вытесненной сексуальности как излечении невроза верна, но не полна. Осознание вытесненной сексуальности может вести к излечению, но это не озна- чает, что оно непременно должно вести к нему. Действительное излече- ние наступает только тогда, когда устраняется источник энергии невроза, т. е. застойная сексуальность. Словом, исцеление происходит при условии, что осознание порождаемых влечением желаний создает способность к полному оргастическому удовлетворению. В-четвертых, главная цель аналитической терапии состоит в формиро- вании оргастической потенции, т. е. способности расходовать столько же сексуальной энергии, сколько ее накоплено в организме человека. В-пятых, сексуальное возбуждение — это чисто телесный процесс. Для невротических конфликтов характерна душевная природа. Вместе с тем даже незначительный, нормальный конфликт приводит к наруше- нию сексуального равновесия и вызывает застой сексуальной энергии. Образовавшийся застой энергии усиливает конфликт, что в свою очередь способствует увеличению застоя. Психический конфликт и телесный застой возбуждения взаимно усиливают друг друга. Сексуальные отношения между ребенком и родителями являются питательной почвой для психического конфликта. Однако данный конфликт сам по себе не вызывает длитель- ного нарушения душевного равновесия, если он постоянно не подпиты- вается застойным возбуждением, порожденным им в начале процесса. Поэтому застойное возбуждение является всегда постоянно действующим фактором психического расстройства и, следовательно, если в настоящем переживается полное оргастическое удовлетворение, то тем самым теря- ют свою силу болезненные привязанности ребенка к родителям. В-шестых, в случае закрепления негенитальных сексуальных манипу- ляций нарушается генитальная функция, что ведет к увеличению догени- тальных фантазий, которые являются не только причиной генитального нарушения, но и его следствием. Такое понимание способствует различе- нию естественных и вторичных влечений. В-седьмых, будучи качественными по своим характеристикам, психиче- ские расстройства зависят от количественного фактора, от силы и интен- сивности душевных переживаний. Прогресс учения о неврозах невоз- можен без решения проблемы их количественного фактора, а доступ к решению данной проблемы лежит на путях исследования природы физиологического сексуального застоя. Все эти предположения привели В. Райха к необходимости более тща- тельного изучения функций оргазма. Исследования в данной области сопровождались его прозрениями относительно того, что в момент оргаз- ма возбуждение концентрируется на периферии организма, в частности,
309
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
на половых органах, а затем направляется назад в вегетативный центр, где спадает. То, что раньше воспринималось как психическое возбужде- ние, в действительности выступает в качестве биопсихического течения. Внутреннее давление и поверхностное натяжение оказываются не чем иным, как функциями центра и периферии организма. Это означает, что психическое здоровье зависит от энергетической сбалансированности в сексуальной сфере, а сексуальность является живой функцией роста от центра к периферии. В свете этих соображений страх может быть рассмотрен в качестве обратного движения от периферии к центру. Так, при одном и том же процессе возбуждения возникают два противоположных направления. При сексуальном возбуждении происходит периферическое расширение сосудов. При возбуждении, вызванном страхом, ощущается разрывающее центральное внутреннее напряжение, что ведет к спазмам перифериче- ских сосудов. Согласно В. Райху, негенитальные виды возбуждения и удовлетворения фиксируются на гениталиях из-за страха перед сильными оргастическими ощущениями. Торможение усиливает застой возбуждения, который ослаб- ляет способность организма к снятию напряжения. В силу этого орга- низм начинает испытывать боязнь возбуждения, т. е. сексуальный страх. Этот страх вызван внешней неспособностью к удовлетворению влечения, но он укореняется внутри в форме страха перед застойным сексуальным возбуждением. На этой почве возникает страх перед оргазмом, формы проявления которого многообразны. Так, некоторые женщины боятся быть ранеными, разорванными изнут- ри и это приводит к вагинальным судорогам. Страх оргазма может высту- пать в форме страха смерти. Возможность утраты контроля при половом акте, что сопровождается приятным переживанием, порождает такое переживание, которое оказывается страхом потерять голову или умереть. Эрективная сверхпотенция некоторых мужчин нередко оказывается след- ствием страха перед женщиной и стремлением дать отпор бессознатель- ным гомосексуальным фантазиям. В рамках классического психоанализа широко распространенной была исследовательская и терапевтическая ориентация на поиск и раскрытие смысла симптомов психических расстройств. Подобная ориентация имела место и при психическом истолковании переживаний во время полового акта. Такой подход к симптомам психических заболеваний и генитально- сти как таковой означал отрицание биологической функции оргазма. В противоположность подобной позиции В. Райх именно в функции оргазма усмотрел качественное различие между генитальностью и доге- нитальной сексуальностью. Он исходил из того, что только генитальный
310
Т Е О Р И Я О Р ГА З М А
аппарат может быть проводником оргазма и полного высвобождения био- логической энергии. Догенитальность же может лишь усиливать телес- ные напряжения. Результаты подобного рода размышлений и исследований были изло- жены В. Райхом в его книге «Функция оргазма» (1927), рукопись которой с посвящением З. Фрейду он передал основателю психоанализа в его день рождения, 6 мая 1926 г. В. Райх полагал, что З. Фрейд быстро прочитает его труд и выскажет свои соображения на этот счет. И, разумеется, он никак не ожидал, что, принимая рукопись, тот вопросительно заметит: «Такая толстая?» Позднее В. Райх признался, что в тот момент он почув- ствовал досаду и посчитал себя оскорбленным, поскольку обычно осно- ватель психоанализа благосклонно относился к нему и прочитывал руко- писи в течение нескольких дней. На этот раз основателю психоанализа потребовалось более двух месяцев, прежде чем автор рукописи получил письмо, в котором содержался отзыв. В этом отзыве данная работа при- знавалась ценной, богатой наблюдениями и содержательной. В то же время в нем отмечалось, что в размышлениях В. Райха о роли телесного застоя в возникновении невроза и попытках собственной интерпретации актуальных неврозов и психоневрозов не просматривается новый и обна- деживающий путь. Прочтение рукописи В. Райха о функции оргазма вызвало у З. Фрей- да, по всей вероятности, не только настороженность, но и внутреннее неприятие биологизации сексуальности по отношению к психическим расстройствам. Возможно поэтому год спустя он отклонил его просьбу о прохождении у него личного анализа. Глубоко переживая по этому пово- ду, В. Райх в то же время еще не осознавал, что вскоре его теория оргазма окажется несовместимой с психоаналитической концепцией неврозов. В дальнейшем В. Райх вывел формулу оргазма, включающую в себя четыре этапа сексуального возбуждения и разрядки: · механическое напряжение, сопровождающееся возбуждением поло- вых органов; · биоэнергетический (биоэлектрический) заряд, сопровождающийся последующим интенсивным возбуждением; · разряд (биоэнергетический выброс), характеризующийся мускульным сокращением; · снятие механического напряжения (релаксация), ведущее к последую- щему физическому расслаблению. Данная формула является, по мысли В. Райха, формулой функциони- рования живого организма. Она свидетельствует о том, что человек пред- ставляет собой единственный биологический вид, не следующий есте- ственному закону сексуальности. Подобный факт стал причиной много-
311
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
численных заболеваний, в том числе и в форме психических и телесных нарушений жизненной функции. В конечном счете теория и формула оргазма сопровождались такими выводами со стороны В. Райха, которые обусловили последующие расхо- ждения с классическим психоанализом. Невроз стал рассматриваться им как совокупность хронически автоматизированных торможений естест- венного сексуального возбуждения. Исходный конфликт любого психиче- ского заболевания — как коренящийся в мышечной структуре организма. Противоречие между сексуальностью и моралью — как проявляющееся в глубине биологического ядра противоречие между возбуждением удо- вольствия и мышечной судорогой. В соответствии с этими представлениями психические расстройства являются следствием нарушения естественной способности к полному получе- нию оргазма. Психическое, душевное здоровье зависит от оргастической потенции, т. е. «степени способности к самоотречению и переживанию на пике сексуального возбуждения во время естественного полового акта» [5, с. 12]. Функция оргазма становится измерителем степени психофизи- ческого функционирования организма. Посредством ее проявляется спо- собность живой системы поддерживать баланс биологической энергии. Сексуальная энергия является биологической созидательной энергией психического аппарата, формирующего эмоциональную и мыслительную структуру человека. Сексуальность — жизненная энергия. Ее подавление означает нарушение жизненных функций, имеющих принципиально важ- ное значение. Таким образом, лечение психических расстройств требует прежде всего и главным образом формирования естественной способно- сти к любви, зависящей как от психических, так и от социальных условий жизни человека.
Формирование характера
В начале своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд ориентировался на понимание причин возникновения невро- тических симптомов и возможностей их устранения. На этапе своего ста- новления психоанализ имел дело с отдельными невротическими симпто- мами пациента. Однако по мере развития психоанализа стало очевидно, что в процессе аналитического лечения приходится сталкиваться не толь- ко с отдельными невротическими симптомами, а с характером человека. Устранение невротического симптома приводило подчас к облегчению страданий пациента, но оно не вело к изменению его структуры характе- ра и, следовательно, не затрагивало того структурного базиса, который являлся предопределяющим как для возможного повторного проявления
312
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
того же самого симптома, так и для возникновения иных форм невроти- ческого реагирования. З. Фрейд одним из первых обратился к проблеме характера человека, что нашло отражение в его работе «Характер и анальная эротика» (1908). В дальнейшем психоаналитики приступили к исследованию специфиче- ских черт характера, первоначальное проявление которых относится к инфантильному периоду развития. Так, в статье Э. Джонса «Об анально- эротическом характере» (1919) были углублены представления основателя психоанализа об анальных чертах характера человека, а в статье К. Абраха- ма «Психоаналитическое исследование формирования характера» (1925) был высказан ряд соображений о роли оральной эротики в формирова- нии характера и о становлении характера на генитальной стадии разви- тия. Во всех этих исследованиях речь шла о первых попытках объяснения инстинктивной основы некоторых типичных черт характера, в частности таких, как скупость, педантизм, любовь к порядку, зависть, честолюбие. В. Райх одним из первых психоаналитиков почувствовал недостаточ- ность изучения отдельных типических черт характера. Терапевтическая практика поставила его перед необходимостью рассмотрения характера не как набора отдельных специфических черт, а как целостного образо- вания, характеризующегося типологическими изменениями. Характер, как типичный способ реагирования человека на те или иные ситуации, проявляется им и в повседневной жизни, и в процессе лечения. Причи- ны, порождающие его типичные реакции, являются фактически теми же самыми, что в свое время обусловили формирование характера и укрепили ранее сложившийся способ реагирования. Поэтому в процессе лечения паци- ента важно понять не столько особенности той или иной черты его характера, сколько типичный способ его реагирования вообще. «Пока что мы умели пони- мать и генетически объяснять главным образом содержание переживания, невротические симптомы и черты характера; теперь мы можем перейти к разъяснению проблем формы, вида и способа, в которых осуществляется переживание и порождаются невротические симптомы» [6, с. 149]. Словом, речь идет о разных формах брони, типичных видах и спосо- бах защиты человека от опасностей внешнего мира и вытесненных бес- сознательных влечений, которые должны быть главным предметом пси- хоанализа. Это означает, что психоанализ становится характероанализом, нацеленным на выявление того общего, что свойственно формированию характе- ра как таковому и на раскрытие основных условий, ведущих к дифференциации |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |