Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классический психоанализ и аналитическая психология 5 страница




проявил некоторый интерес к актуальным неврозам, так как усматривал

тесную клиническую связь между ними и психоневрозами и считал, что

симптомы актуального невроза часто являются ядром и предваряющей

стадией развития психоневротического симптома.

Следуя за З. Фрейдом, большинство психоаналитиков обратились

к изучению психоневрозов. В отличие от них, В. Райх стал отталкиваться

от тех идей основателя психоанализа, которые касались понимания акту-

альных неврозов. В своих исследованиях он опирался на высказанное

З. Фрейдом положение о том, что психоневрозы могут группироваться

вокруг актуально-невротического ядра. В этом отношении важно было

глубже разобраться в природе актуальных неврозов. Поэтому, развивая

мысли З. Фрейда, В. Райх пришел к выводу, что актуальный невроз означает

не что иное, как биологически неверное направление сексуальной энергии.

Если основатель психоанализа говорил о «химизме сексуальности»,

то он предпочел рассматривать актуальные неврозы как обусловленные

биологическими причинами и представляющие собой «злокачественные

разрастания», питаемые не нашедшим выхода сексуальным возбуждени-

ем. Причем, в отличие от З. Фрейда, который не распространял «химизм

сексуальности» на психоневрозы, В. Райх заявил о том, что, подобно акту-

альным неврозам, психоневрозы также связаны со «злокачественными

разрастаниями», проистекающими на основе накопленной застойной

сексуальности. Таким образом, в его понимании застойная сексуальность

является источником энергии, ведущим к возникновению как актуальных

неврозов, так и психоневрозов.

Фактически В. Райх пытался углубить фрейдовские представления

о роли сексуальности в возникновении неврозов. Однако его исследова-

ния застойной сексуальности выходили за рамки проложенного З. Фрей-

дом пути, по которому пошло большинство психоаналитиков, имевших

дело с психоневрозами. В рамках классического психоанализа преоб-

ладающей стала тенденция объяснять психическое через психическое.

С одной стороны, подобная тенденция означала прорыв за исключительно

биологические объяснения неврозов, тогда как в традиционной психиат-

рии неврозы сводились к наследственным заболеваниям. С другой стороны,

она в какой-то степени разрывала связи между телом и душой, посколь-

 

304


 

 

Т Е О Р И Я О Р ГА З М А

 

ку психические расстройства стали рассматриваться как обусловленные

только душевными, а не соматическими причинами. Многие психоанали-

тики не видели фундаментальных различий между психосоматическим

возбуждением и душевным содержанием невротического симптома.

Столкнувшись с подобным положением в психоанализе, В. Райх вновь,

как и в студенческие годы, оказался перед проблемой выбора между меха-

ницизмом и витализмом. Его клиническая деятельность, в рамках которой

ему пришлось иметь дело с пациентами, чьи психические расстройства

непосредственно были связаны с застойной сексуальностью, порожда-

ла сомнения в правомерности абсолютизации утверждения, в соответст-

вии с которым душевное обусловливает телесное. На его взгляд данное

утверждение является верным, но односторонним. Не менее правомер-

ным является и то, что телесное обусловливает душевное. Это означает,

что представление о душевном и телесном как независимых друг от друга

процессах, между которыми существует только взаимосвязь, является

ошибочным. Но как же тогда возможно адекватное понимание существа

отношений между телесным и душевным?

Ответ на этот вопрос В. Райх нашел в процессе осмысления природы

мазохизма. На основе одного клинического случая он установил, что боль

и неприятные ощущения не являются побудительными целями мазохи-

стов. В основе их поведения лежат фантастические представления о муче-

ниях, связанных с неразрешимым внутренним напряжением, порожден-

ным сексуальным влечением. Мазохистское провоцирование наказания

оказывается выражением желания быть удовлетворенным вопреки собст-

венному желанию. Боль — это не цель возбуждения, а неприятное пережи-

вание при освобождении от реального напряжения. Мазохист застревает

на догенитальном возбуждении. Чем больше он хочет избавиться от этого

напряжения, тем глубже погружается в него. Следовательно, мазохизм явля-

ется выражением неудовлетворенного сексуального напряжения, а его источником

служит страх удовольствия. Отсюда возникает необходимость для аналити-

ка в осмыслении физиологической функции удовольствия и понимании

того, что мазохистское страдание — это результат утраты органической

способности испытывать удовольствие.

Отталкиваясь от подобной трактовки мазохизма, В. Райх пришел к сле-

дующим выводам:

· если душевное определяется качеством, то телесное — количеством;

· при рассмотрении душевного речь идет о силе характера представле-

ния, при осмыслении телесного — об объеме функционирующей энер-

гии, и в этом отношении душевное и телесное различны;

· процессы разрядки сексуальной энергии показывают, что качество

душевного зависит от величины телесного возбуждения;

 

305


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

· представление о сексуальном удовольствии во время полового акта

в состоянии сильного телесного напряжения является интенсивным

и живым;

· в этом состоянии происходит функциональное единство, когда биоло-

гическая энергия обусловливает как душевное, так и телесное.

С точки зрения В. Райха, сила психического представления зависит

от телесного возбуждения, с которым оно связано. Аффект возника-

ет в телесной сфере, в то время как представление является нетелес-

ным, психическим образованием. Психическое представление, которо-

му свойственна небольшая степень возбуждения, может способствовать

нарастанию возбуждения. При отсутствии возбуждения недейственным

оказывается и представление. Таким образом, невроз можно рассматри-

вать в качестве физического нарушения, вызванного неудовлетворенным, невер-

но направленным сексуальным возбуждением, которое не может быть неверно

направленным без душевного торможения.

В конечном счете В. Райх пришел к убеждению, что тяжелые психиче-

ские расстройства любого рода непосредственно связаны с генитальным наруше-

нием. В основе данного убеждения лежали как его клинические наблю-

дения, так и воспоминания З. Фрейда о соответствующих высказывани-

ях французского психиатра Ж. Шарко и венского гинеколога Хробака,

в соответствии с которыми истерики болеют из-за отсутствия гениталь-

ного удовлетворения.

Если основатель психоанализа из опыта своего общения с мэтрами

и на основе работы с пациентами сделал вывод о сексуальной этиоло-

гии неврозов, но не стал углубляться в исследования генитальной сек-

суальности, то В. Райх недвусмысленно заявил о необходимости изуче-

ния функций оргазма, так как пришел к выводу, что невозможность или

неспособность получения человеком оргастического удовольствия с неиз-

бежностью ведет к его невротизации. Отсюда и его заключение о направ-

ленности терапии, связанной с тем, что перспектива лечения и его успе-

хи «непосредственно зависят от возможности достижения полного гени-

тального удовлетворения» [3, с. 80].

В 1923 г. в Венском психоаналитическом обществе В. Райх сделал доклад

«О генитальности с точки зрения психоаналитического прогноза и тера-

пии». Высказанные им утверждения о генитальном нарушении как важном

симптоме невроза и вытекающих отсюда терапевтических возможностях

психоанализа вызвали возражения у ряда психоаналитиков. Эти возраже-

ния основывались на том, что есть люди со здоровой генитальной жиз-

нью и тем не менее являющиеся невротиками. В. Райх не мог привести

каких-либо веских аргументов в свою защиту, поскольку ему самому прихо-

дилось иметь дело с такими пациентами-мужчинами, генитальность кото-

 

306


 

 

Т Е О Р И Я О Р ГА З М А

 

рых не была нарушенной. В то время он пытался рассматривать соматиче-

ский источник энергии невроза, но не мог объяснить того, откуда возника-

ет застой сексуальной энергии, если потенция оказывается нормальной.

В дальнейшем ему пришлось разбираться с теми заблуждениями, кото-

рые наблюдались в рамках классического психоанализа. Одним из таких

заблуждений, на его взгляд, было то, что способность к совершению поло-

вого акта мужчиной рассматривалась с точки зрения его действенной

потенции. Второе заблуждение основывалось на постулате, в соответст-

вии с которым частичное влечение может застаиваться само по себе и,

следовательно, нет ничего удивительного в том, что и при ненарушенной

потенции возможно возникновение невротических симптомов. Однако

психоаналитики имели смутное представление о естественной функции

оргазма. Но именно эта проблематика стала основной для В. Райха, кото-

рый высказал предположение о генитальных нарушениях как источнике

энергии для невротических симптомов.

Утверждения психоаналитиков по поводу существования невротиков,

здоровых в генитальном отношении, заставили В. Райха глубже исследо-

вать вопрос о генитальном здоровье. По мере того, как страдающие тяже-

лыми расстройствами мужчины описывали свое поведение и переживания

во время полового акта, ему стало ясно, что, обладая большой эрективной

потенцией, они или вообще не переживали удовольствия при семяизвер-

жении, или испытывали его в незначительной степени, или ощущали

совершенно противоположное, т. е. у них возникало отвращение.

Анализ фантазий во время сексуальных контактов обнаружил нали-

чие у мужчин садистских и тщеславных установок, страха и сдержанно-

сти. Мужчины хотели скорее доказать свою потенцию или способность

к длительной эрекции, нежели получить полноценное удовольствие. Они

не только не расслаблялись, но, напротив, стремились не утратить кон-

троль при совершении полового акта. Эти наблюдения навели В. Райха

на мысль об оргастической импотенции, свойственной как мужчинам, так

и женщинам. Представления об этом типе импотенции легли в основу его

теории оргазма.

До возникновения теории оргазма в сексологии и психоанализе во вни-

мание принималась эрективная и эякулятивная (связанная с извержением

семени) потенция. В. Райх ввел понятие оргастической потенции, представ-

ляющей собой «способность без какого-либо торможения предаться пото-

ку биологической энергии, способность к разрядке застоявшегося сексу-

ального возбуждения с помощью непроизвольной телесной конвульсии,

вызывающей наслаждение» [4, с. 84]. При таком понимании оргастиче-

ской потенции эрективная и эякулятивная потенции оказываются просто

необходимым предварительным условием ее. Однако, как считал В. Райх,

 

307


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

обладая обоими видами потенции, невротики тем не менее не обладают

оргастической потенцией и не способны к получению оргастического

удовлетворения.

Оргастическая потенция является основной биологической функци-

ей, общей у человека со всем живым. Из этой функции или стремления

к ней выводятся все естественные ощущения. Способность настроиться

на оргастическое переживание всей аффективной личностью представ-

ляет собой одно из важных свойств оргастической потенции. Только пол-

ный спад возбуждения составляет то удовлетворение, которое означает

преобразование возбуждения в теле и разгрузку гениталий. Другое дело,

что достижение полного удовлетворения оказывается возможным только

при наличии оргастической потенции. Поэтому психические расстрой-

ства не являются только следствием сексуального нарушения, понимаемо-

го в плане фрейдовских представлений о фиксациях и регрессиях либи-

до на догенитальных фазах инфантильного развития. Их необходимо

рассматривать в плане нарушения генитальной функции, с точки зрения

оргастической импотенции.

На первый взгляд может показаться, что В. Райх возвращается к тради-

ционному отождествлению генитальности и сексуальности. Однако в дей-

ствительности он решительно выступал против такого отождествления

и в этом отношении следовал по стопам З. Фрейда. С введением понятия

оргастической потенции он придал ему энергетическое толкование и тем

самым расширил представление о генитальной функции. Во всяком слу-

чае ему казалось, что он расширил психоаналитическую теорию сексуаль-

ности в том направлении, которое было задано З. Фрейдом.

Вместе с тем стало очевидно, что выдвинутые им идеи об оргастиче-

ской потенции вели к пересмотру ряда психоаналитических положений.

В дальнейшем оказалось, что подобный пересмотр граничил с отходом

от классического психоанализа и выдвижением таких концепций, кото-

рые привели к признанию оргонной энергии и оргонной терапии.

Основные предположения, на которых строилась теория оргазма

В. Райха, сводились к следующему.

Во-первых, психические расстройства связаны с нарушением способ-

ности к оргастическому удовлетворению. Ядром любого душевного стра-

дания является застойное сексуальное возбуждение. Тем самым можно

говорить о том, что импотенция и фригидность — это ключ к пониманию

экономики неврозов.

Во-вторых, источник энергии невроза возникает в результате различия

между накоплением и разрядкой сексуальной энергии. Отличие невро-

тического состояния от здорового заключается в постоянном наличии

неудовлетворенного сексуального возбуждения.

 

308


 

 

Т Е О Р И Я О Р ГА З М А

 

В-третьих, идея З. Фрейда о необходимости осознания вытесненной

сексуальности как излечении невроза верна, но не полна. Осознание

вытесненной сексуальности может вести к излечению, но это не озна-

чает, что оно непременно должно вести к нему. Действительное излече-

ние наступает только тогда, когда устраняется источник энергии невроза,

т. е. застойная сексуальность. Словом, исцеление происходит при условии,

что осознание порождаемых влечением желаний создает способность

к полному оргастическому удовлетворению.

В-четвертых, главная цель аналитической терапии состоит в формиро-

вании оргастической потенции, т. е. способности расходовать столько же

сексуальной энергии, сколько ее накоплено в организме человека.

В-пятых, сексуальное возбуждение — это чисто телесный процесс.

Для невротических конфликтов характерна душевная природа. Вместе

с тем даже незначительный, нормальный конфликт приводит к наруше-

нию сексуального равновесия и вызывает застой сексуальной энергии.

Образовавшийся застой энергии усиливает конфликт, что в свою очередь

способствует увеличению застоя. Психический конфликт и телесный застой

возбуждения взаимно усиливают друг друга. Сексуальные отношения между

ребенком и родителями являются питательной почвой для психического

конфликта. Однако данный конфликт сам по себе не вызывает длитель-

ного нарушения душевного равновесия, если он постоянно не подпиты-

вается застойным возбуждением, порожденным им в начале процесса.

Поэтому застойное возбуждение является всегда постоянно действующим

фактором психического расстройства и, следовательно, если в настоящем

переживается полное оргастическое удовлетворение, то тем самым теря-

ют свою силу болезненные привязанности ребенка к родителям.

В-шестых, в случае закрепления негенитальных сексуальных манипу-

ляций нарушается генитальная функция, что ведет к увеличению догени-

тальных фантазий, которые являются не только причиной генитального

нарушения, но и его следствием. Такое понимание способствует различе-

нию естественных и вторичных влечений.

В-седьмых, будучи качественными по своим характеристикам, психиче-

ские расстройства зависят от количественного фактора, от силы и интен-

сивности душевных переживаний. Прогресс учения о неврозах невоз-

можен без решения проблемы их количественного фактора, а доступ

к решению данной проблемы лежит на путях исследования природы

физиологического сексуального застоя.

Все эти предположения привели В. Райха к необходимости более тща-

тельного изучения функций оргазма. Исследования в данной области

сопровождались его прозрениями относительно того, что в момент оргаз-

ма возбуждение концентрируется на периферии организма, в частности,

 

309


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

на половых органах, а затем направляется назад в вегетативный центр,

где спадает. То, что раньше воспринималось как психическое возбужде-

ние, в действительности выступает в качестве биопсихического течения.

Внутреннее давление и поверхностное натяжение оказываются не чем

иным, как функциями центра и периферии организма. Это означает, что

психическое здоровье зависит от энергетической сбалансированности

в сексуальной сфере, а сексуальность является живой функцией роста

от центра к периферии.

В свете этих соображений страх может быть рассмотрен в качестве

обратного движения от периферии к центру. Так, при одном и том же

процессе возбуждения возникают два противоположных направления.

При сексуальном возбуждении происходит периферическое расширение

сосудов. При возбуждении, вызванном страхом, ощущается разрывающее

центральное внутреннее напряжение, что ведет к спазмам перифериче-

ских сосудов.

Согласно В. Райху, негенитальные виды возбуждения и удовлетворения

фиксируются на гениталиях из-за страха перед сильными оргастическими

ощущениями. Торможение усиливает застой возбуждения, который ослаб-

ляет способность организма к снятию напряжения. В силу этого орга-

низм начинает испытывать боязнь возбуждения, т. е. сексуальный страх.

Этот страх вызван внешней неспособностью к удовлетворению влечения,

но он укореняется внутри в форме страха перед застойным сексуальным

возбуждением. На этой почве возникает страх перед оргазмом, формы

проявления которого многообразны.

Так, некоторые женщины боятся быть ранеными, разорванными изнут-

ри и это приводит к вагинальным судорогам. Страх оргазма может высту-

пать в форме страха смерти. Возможность утраты контроля при половом

акте, что сопровождается приятным переживанием, порождает такое

переживание, которое оказывается страхом потерять голову или умереть.

Эрективная сверхпотенция некоторых мужчин нередко оказывается след-

ствием страха перед женщиной и стремлением дать отпор бессознатель-

ным гомосексуальным фантазиям.

В рамках классического психоанализа широко распространенной была

исследовательская и терапевтическая ориентация на поиск и раскрытие

смысла симптомов психических расстройств. Подобная ориентация имела

место и при психическом истолковании переживаний во время полового

акта. Такой подход к симптомам психических заболеваний и генитально-

сти как таковой означал отрицание биологической функции оргазма.

В противоположность подобной позиции В. Райх именно в функции

оргазма усмотрел качественное различие между генитальностью и доге-

нитальной сексуальностью. Он исходил из того, что только генитальный

 

310


 

 

Т Е О Р И Я О Р ГА З М А

 

аппарат может быть проводником оргазма и полного высвобождения био-

логической энергии. Догенитальность же может лишь усиливать телес-

ные напряжения.

Результаты подобного рода размышлений и исследований были изло-

жены В. Райхом в его книге «Функция оргазма» (1927), рукопись которой

с посвящением З. Фрейду он передал основателю психоанализа в его день

рождения, 6 мая 1926 г. В. Райх полагал, что З. Фрейд быстро прочитает

его труд и выскажет свои соображения на этот счет. И, разумеется, он

никак не ожидал, что, принимая рукопись, тот вопросительно заметит:

«Такая толстая?» Позднее В. Райх признался, что в тот момент он почув-

ствовал досаду и посчитал себя оскорбленным, поскольку обычно осно-

ватель психоанализа благосклонно относился к нему и прочитывал руко-

писи в течение нескольких дней. На этот раз основателю психоанализа

потребовалось более двух месяцев, прежде чем автор рукописи получил

письмо, в котором содержался отзыв. В этом отзыве данная работа при-

знавалась ценной, богатой наблюдениями и содержательной. В то же

время в нем отмечалось, что в размышлениях В. Райха о роли телесного

застоя в возникновении невроза и попытках собственной интерпретации

актуальных неврозов и психоневрозов не просматривается новый и обна-

деживающий путь.

Прочтение рукописи В. Райха о функции оргазма вызвало у З. Фрей-

да, по всей вероятности, не только настороженность, но и внутреннее

неприятие биологизации сексуальности по отношению к психическим

расстройствам. Возможно поэтому год спустя он отклонил его просьбу

о прохождении у него личного анализа. Глубоко переживая по этому пово-

ду, В. Райх в то же время еще не осознавал, что вскоре его теория оргазма

окажется несовместимой с психоаналитической концепцией неврозов.

В дальнейшем В. Райх вывел формулу оргазма, включающую в себя

четыре этапа сексуального возбуждения и разрядки:

· механическое напряжение, сопровождающееся возбуждением поло-

вых органов;

· биоэнергетический (биоэлектрический) заряд, сопровождающийся

последующим интенсивным возбуждением;

· разряд (биоэнергетический выброс), характеризующийся мускульным

сокращением;

· снятие механического напряжения (релаксация), ведущее к последую-

щему физическому расслаблению.

Данная формула является, по мысли В. Райха, формулой функциони-

рования живого организма. Она свидетельствует о том, что человек пред-

ставляет собой единственный биологический вид, не следующий есте-

ственному закону сексуальности. Подобный факт стал причиной много-

 

311


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

численных заболеваний, в том числе и в форме психических и телесных

нарушений жизненной функции.

В конечном счете теория и формула оргазма сопровождались такими

выводами со стороны В. Райха, которые обусловили последующие расхо-

ждения с классическим психоанализом. Невроз стал рассматриваться им

как совокупность хронически автоматизированных торможений естест-

венного сексуального возбуждения. Исходный конфликт любого психиче-

ского заболевания — как коренящийся в мышечной структуре организма.

Противоречие между сексуальностью и моралью — как проявляющееся

в глубине биологического ядра противоречие между возбуждением удо-

вольствия и мышечной судорогой.

В соответствии с этими представлениями психические расстройства

являются следствием нарушения естественной способности к полному получе-

нию оргазма. Психическое, душевное здоровье зависит от оргастической

потенции, т. е. «степени способности к самоотречению и переживанию

на пике сексуального возбуждения во время естественного полового акта»

[5, с. 12]. Функция оргазма становится измерителем степени психофизи-

ческого функционирования организма. Посредством ее проявляется спо-

собность живой системы поддерживать баланс биологической энергии.

Сексуальная энергия является биологической созидательной энергией

психического аппарата, формирующего эмоциональную и мыслительную

структуру человека. Сексуальность — жизненная энергия. Ее подавление

означает нарушение жизненных функций, имеющих принципиально важ-

ное значение. Таким образом, лечение психических расстройств требует

прежде всего и главным образом формирования естественной способно-

сти к любви, зависящей как от психических, так и от социальных условий

жизни человека.

 










Формирование характера

 

В начале своей исследовательской и терапевтической деятельности

З. Фрейд ориентировался на понимание причин возникновения невро-

тических симптомов и возможностей их устранения. На этапе своего ста-

новления психоанализ имел дело с отдельными невротическими симпто-

мами пациента. Однако по мере развития психоанализа стало очевидно,

что в процессе аналитического лечения приходится сталкиваться не толь-

ко с отдельными невротическими симптомами, а с характером человека.

Устранение невротического симптома приводило подчас к облегчению

страданий пациента, но оно не вело к изменению его структуры характе-

ра и, следовательно, не затрагивало того структурного базиса, который

являлся предопределяющим как для возможного повторного проявления

 

312


 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА

 

того же самого симптома, так и для возникновения иных форм невроти-

ческого реагирования.

З. Фрейд одним из первых обратился к проблеме характера человека,

что нашло отражение в его работе «Характер и анальная эротика» (1908).

В дальнейшем психоаналитики приступили к исследованию специфиче-

ских черт характера, первоначальное проявление которых относится

к инфантильному периоду развития. Так, в статье Э. Джонса «Об анально-

эротическом характере» (1919) были углублены представления основателя

психоанализа об анальных чертах характера человека, а в статье К. Абраха-

ма «Психоаналитическое исследование формирования характера» (1925)

был высказан ряд соображений о роли оральной эротики в формирова-

нии характера и о становлении характера на генитальной стадии разви-

тия. Во всех этих исследованиях речь шла о первых попытках объяснения

инстинктивной основы некоторых типичных черт характера, в частности

таких, как скупость, педантизм, любовь к порядку, зависть, честолюбие.

В. Райх одним из первых психоаналитиков почувствовал недостаточ-

ность изучения отдельных типических черт характера. Терапевтическая

практика поставила его перед необходимостью рассмотрения характера

не как набора отдельных специфических черт, а как целостного образо-

вания, характеризующегося типологическими изменениями. Характер,

как типичный способ реагирования человека на те или иные ситуации,

проявляется им и в повседневной жизни, и в процессе лечения. Причи-

ны, порождающие его типичные реакции, являются фактически теми же

самыми, что в свое время обусловили формирование характера и укрепили

ранее сложившийся способ реагирования. Поэтому в процессе лечения паци-

ента важно понять не столько особенности той или иной черты его характера,

сколько типичный способ его реагирования вообще. «Пока что мы умели пони-

мать и генетически объяснять главным образом содержание переживания,

невротические симптомы и черты характера; теперь мы можем перейти

к разъяснению проблем формы, вида и способа, в которых осуществляется

переживание и порождаются невротические симптомы» [6, с. 149].

Словом, речь идет о разных формах брони, типичных видах и спосо-

бах защиты человека от опасностей внешнего мира и вытесненных бес-

сознательных влечений, которые должны быть главным предметом пси-

хоанализа. Это означает, что психоанализ становится характероанализом,

нацеленным на выявление того общего, что свойственно формированию характе-

ра как таковому и на раскрытие основных условий, ведущих к дифференциации










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...