Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классический психоанализ и аналитическая психология 4 страница
приняли совместное решение, по которому В. Райх получает образова- ние, а его младший брат обеспечивает их существование с тем, чтобы впоследствии они могли поменяться ролями. Последующие обстоятель- ства жизни оказались таковы, что они расстались, младший брат В. Рай- ха сделал карьеру в международной транспортной фирме, был послан на работу в Румынию, женился, у него родилась дочь. В 1924 г. он заболел туберкулезом, вернулся с семьей в Вену, проходил курс лечения в Италии. В. Райх помогал брату медикаментами, но не навещал его во время лече- ния в санатории. В 1926 г. его брат умер и эта смерть принесла В. Райху новые переживания. Как участник войны, В. Райх имел возможность экстерном за четыре г. завершить медицинское образование, на получение которого обыч- но требовалось шесть лет. В 1922 г. он женился на А. Пинк, проходив- шей у него учебный анализ (впоследствии развелся и дважды женился) и, защитив диссертацию на соискание степени доктора медицины, завер- шил обучение в Венском университете. В том же году он продолжил обу- чение по нейропсихиатрии в клинике Венского университета, предложил
294
ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ
основать Технический семинар по психоаналитической терапии, кото- рым руководил в 1924–1929 гг. После основания З. Фрейдом в Вене пси- хоаналитической клиники в 1922 г. В. Райх стал его первым клиническим ассистентом, а в 1928 г. — заместителем директора. В. Райх несколько раз проходил личный анализ у различных анали- тиков, но так и не завершил его до конца. В 1926 г. он прекратил лич- ный анализ, который проходил у венского психоаналитика И. Задгера, что, возможно, было связано с переживаниями после смерти младшего брата. В 1927 г. он обратился с просьбой к З. Фрейду стать его аналитиком, но основатель психоанализа ответил отказом. Трудно сказать, чем руководствовался З. Фрейд в тот момент, тем более, что он высоко ценил профессиональную деятельность В. Райха как психо- аналитика. Некоторые исследователи считают, что отказ З. Фрейда был обусловлен установленным им правилом не проводить анализ со своими непосредственными коллегами. Однако известно, что у него проходи- ли анализ Х. Дойч и Х. Хартманн, которые принадлежали к поколению В. Райха и находились в то время в Вене. Возможно, отказ З. Фрейда был обусловлен какими-то личными мотивами, тем более что к тому времени молодой психоаналитик стал выдвигать такие идеи, которые впослед- ствии предопределили его отход от классического психоанализа. Как бы там ни было, но В. Райх несомненно глубоко переживал слу- чившееся. Он был подавлен, через некоторое время заболел туберкуле- зом и ему потребовалось лечение, в результате чего он провел несколько месяцев в одном из швейцарских санаториев в Давосе. По возвращении из Швейцарии В. Райх продолжил психоаналитиче- скую деятельность и одновременно стал проявлять повышенный интерес к общественным проблемам. В 1928 г. он вступил в Коммунистическую партию Германии и стал заниматься активной политической деятель- ностью, сопровождавшейся организацией клиник сексуальной гигиены для австрийских и немецких рабочих, проведением сексуальной проле- тарской политики (Секспол), а также теоретическим обоснованием необ- ходимости соединения марксизма с психоанализом. В 1929 г. в венских газетах появилось сообщение об основании В. Райхом Социалистиче- ской Ассоциации сексуальной гигиены и сексологических исследований. В том же году он посетил Россию, выступил перед учеными с докладом о соотношении диалектического материализма и психоанализа, познако- мился с опытом сексуальной революции, которая, как он полагал, имела место в этой стране. Переехав в Германию в 1930 г., В. Райх организовал в Берлине техниче- ский семинар, подобный тому, какой был в Вене. Его идеи нашли отклик у молодых немецких психоаналитиков, включая Э. Фромма и К. Хорни.
295
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
В. Райх также активно включился в политическую жизнь Германии, спо- собствовал созданию клиник, в которых осуществлялись консультации по сексуальным проблемам, стал одним из директоров Немецкой Ассо- циации пролетарской сексуальной политики, выдвинул сексуально-поли- тическую программу, нашедшую поддержку среди многочисленных уча- стников I конгресса данной ассоциации, состоявшегося в Дюссельдорфе в 1931 г. Многие члены различных организаций, ратующих за сексуальные реформы, вступили в данную Ассоциацию, отделения которой образова- лись в Дрездене, Лейпциге, Шарлотенбурге и в других городах Германии. В. Райх приезжал в эти отделения, встречался с их членами, помогал орга- низовывать соответствующие консультационные клинические центры. В 1932 г. В. Райх основал издательство по сексуальной политике, опуб- ликовал свой памфлет «Сексуальная борьба молодежи», а также две ана- логичные работы других авторов — памфлет о сексуальном образовании матерей, написанный его женой, и небольшой буклет для детей, состав- ленный им совместно с несколькими учителями. Эти публикации и органи- зованная им в том же году в Дрездене молодежная конференция вызвали неодобрение среди руководства Коммунистической партии Германии, что в конечном счете завершилось его исключением из данной организации. Во время своего проживания в Берлине В. Райх проходил личный анализ у Ш. Радо, однако этот анализ оказался прерванным, поскольку несколько месяцев спустя его аналитик уехал в США. С приходом фаши- стов к власти в Германии в 1933 г. ему тоже пришлось эмигрировать сперва в Данию, потом в Швецию. Он развелся с А. Пинк и сошелся с балериной Э. Линденберг, с которой познакомился во время своего членства в Ком- мунистической партии и с которой уехал в Данию. В Копенгагене В. Райх организовал семинар по обучению датских психоаналитиков. В журнале Коммунистической партии Дании он опубликовал статью о нудистском образовании, которая вызвала протест со стороны министра юстиции, обвинившего редактора журнала в пропаганде порнографии. В 1934 г. В. Райх переехал в Норвегию, где организовал семинары по характероанализу и психоанализу. В Институте психологии в Осло он начал экспериментальную работу, связанную с физиологическими опыта- ми. После исключения из Международной психоаналитической организа- ции он стал разрабатывать новые биоэнергетические идеи и в 1936 г. осно- вал в Осло Институт сексуально-экономических и биологических исследо- ваний, где проводил эксперименты по изучению биофизической энергии. Работа в этом направлении способствовала становлению и развитию телесно-ориентированной терапии, а также того, что было им названо вегетотерапией. В 1937 г. в норвежской прессе была организована кампа- ния против В. Райха. У него возникли конфликты не только с теми, кто
296
ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ
критически относился к его новым идеям, но и с коллегами и учениками. Не выдержав приступов ревности, от него ушла вторая жена. Получив приглашение занять пост адъюнкт-профессора медицин- ской психологии в Новой школе социальных исследований в Нью- Йорке, в 1939 г. В. Райх эмигрировал в США. В новых условиях жизни он изучал оргонную (космическую, универсальную) энергию, основал в 1942 г. Институт Органона в Нью-Йорке, приобрел в штате Мэн около 200 акров земли и создал центр, который назвал Органоном и в котором при помощи оргонных аккумуляторов, способствующих накоплению атмо- сферной энергии, пытался лечить различные психосоматические забо- левания, включая рак. В. Райх написал А. Эйнштейну, встретился с ним в 1941 г. в Принстоне (Нью-Джерси), изложил ему свою концепцию оргон- ной энергии, в дальнейшем переписывался с ним, но не получил поддерж- ки со стороны всемирно известного ученого. В Нью-Йорке он познако- мился с И. Оллендорф, ставшей его ассистенткой, а затем женой. После практического применения в разрушительных целях первой атомной бомбы в конце 40-х — начале 50-х гг. В. Райх изучал взаимосвязь между оргонной и ядерной энергией, проводил эксперименты по облуче- нию и лечению в оргонных аккумуляторах. При его поддержке был орга- низован Оргономический детский исследовательский центр, в котором велись наблюдения за состоянием беременных женщин, младенцев в пер- вые дни их рождения и детей в возрасте до пяти-шести лет, а также осуще- ствлялась консультационная деятельность по поддержанию их здоровья. В 1948 г. им была основана Американская ассоциация медицинской орго- номии. В том же году была проведена I Международная оргономическая конференция, в которой приняли участие представители из Аргентины, Великобритании, Норвегии, США. В 1954 г. В. Райх был подвергнут преследованию со стороны Федераль- ного продовольственного и фармакологического управления США, обви- нен в шарлатанстве, арестован и привлечен к суду. По решению суда его исследования в области оргонной энергии были признаны научно несо- стоятельными, а продажа издаваемых им книг и журналов («Международ- ный журнал сексуальной экономики и оргонных исследований», «Бюл- летень оргонной энергии») была запрещена. В 1956 г. В. Райх не признал решение суда и продолжил свои исследовательские разработки. За нару- шение постановления суда он был приговорен к двум годам тюремно- го заключения, его оргонные аккумуляторы были уничтожены, а рабо- ты по оргонной энергии преданы сожжению. 3 ноября 1957 г. он умер от инфаркта в Федеральной тюрьме Льюисбурга в штате Пенсильвания. В. Райх — автор ряда статей и книг, включая «Импульсивный характер» (1925), «Функция оргазма» (1927), «Характероанализ» (1928), «Психология
297
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
масс фашизма» (1933), «Сексуальность в культурной борьбе» (1936, в США переиздана под названием «Сексуальная революция», 1945), «Раковая биопатия» (1948), «Слушай, маленький человек» (1948), «Убийство Хри- ста» (1953) и др.
Проблема сексуальности
До того как В. Райх стал психоаналитиком, он приобрел многосторон- ние знания в области сексологии, психологии, философии, естествозна- ния. Во время учебы в Венском университете он стал посещать семинар по проблемам сексуальной науки. Это был семинар, организованный сту- дентами, которые не были удовлетворены тем положением, что в рам- ках Венского университета не изучались проблемы сексологии. Именно в то время он пришел к мысли, что сексуальность является важным ори- ентиром, задающим направленность развития не только духовного мира человека, но и всей социальной жизни. В. Райх с большим интересом слушал выступления студентов и пригла- шенных на семинар ученых, однако обсуждение проблем сексуальности вызвало у него внутреннее неудовлетворение. Он начал самостоятельно штудировать имевшиеся в то время книги по сексологии, включая труд К. Г. Юнга «Метаморфозы и символы либидо», а также работу З. Фрейда «Три очерка по теории сексуальности» и его лекции по введению в психо- анализ. Судя по всему, его не вдохновили идеи К. Г. Юнга, в соответствии с которыми либидо рассматривалось в более широком плане, выходящем за пределы сексуальности. Зато знакомство с работами З. Фрейда стало отправной точкой не только для увлечения психоанализом, но и для более углубленного понимания проблемы сексуальности. Прежде чем перейти на позиции психоанализа В. Райх изучил рабо- ты некоторых биологов и философов в надежде разобраться в дискус- сиях того времени по поводу первичности тела или души. Механици- сты рассматривали жизнь под углом зрения причинной обусловленности инстинктивного поведения всего живого. Виталисты объясняли функцио- нирование живых организмов с точки зрения «энтелехии», т. е. целесооб- разно действующей жизненной силы. Первые исходили из механистиче- ской природы организма, вторые — из немеханистической его природы. В. Райх пытался выйти из тупиковой ситуации, заданной непримири- мостью противостоящих друг другу позиций механицистов и виталистов. В студенческие годы он почувствовал необходимость в использовании принципа системности, но лишь позднее пришел к идее психофизиче- ской идентичности и целостности. Однако попытки разобраться в меха- нистическом подходе к теории наследования и применении принципа
298
П Р О Б Л Е М А С Е К С УА Л Ь Н О С Т И
цели в биологии подвели его к необходимости осмысления различных взглядов на природу либидо. В 1919 г. В. Райх выступил на сексологическом семинаре с рефератом «Понятие либидо от Фореля до Юнга». Во время подготовки соответст- вующего материала для него стало очевидным, что традиционное отожде- ствление сексуальности с генитальностью является бесперспективным. В этом отношении ему импонировала позиция З. Фрейда, подчеркнув- шего, что все генитальное является сексуальным, но не все сексуальное является генитальным. Знакомство с работами основателя психоанализа заставило по-иному взглянуть на традиционно-догматическую атмосферу предшествующей сексологии, психиатрии и открыло путь к клиническому пониманию сексуальности. Он с энтузиазмом воспринял психоаналитиче- ские идеи о том, что зрелая сексуальность вытекает из стадий инфантиль- ного сексуального развития, сексуальность и продолжение человеческого рода — отнюдь не одно и то же. До З. Фрейда понятие либидо ассоциировалось с сознательным тре- бованием совершения сексуальных действий. Основатель психоанализа соотнес его с бессознательной деятельностью человека, с сексуальными представлениями и аффектами. Сексуальное влечение коренится в био- логической основе организма и само по себе оно непостижимо средства- ми психоанализа. Но это влечение проявляется в форме бессознательно- го стремления к удовлетворению, что является предметом исследования психоаналитиков. Такое понимание сексуального влечения, соответст- вующих бессознательных представлений и либидо как сексуальной энер- гии закладывало основы для серьезного изучения сексуальности, что представлялось В. Райху обнадеживающим и перспективным. Когда В. Райх стал руководителем студенческого семинара по сексо- логии, он упорядочил научную работу, в результате чего стали изучать- ся отдельные направления, включающие в себя внутреннюю секрецию и общее учение о гормонах, сексуальную биологию, физиологию и пси- хологию, психоаналитические методы исследования и лечения. Сам он выступал перед участниками семинара с сообщениями по анатомии и физиологии половых органов. Постепенно психоанализ стал домини- рующим, и В. Райх стал использовать его в терапевтических целях. При этом он придерживался теории и техники классического психоанализа, включая исходное положение З. Фрейда о том, что невротический сим- птом возникает в силу бессознательности осуждаемого влечения к совер- шению полового акта, тайной мастурбации или иной сексуальной дея- тельности, а осознание вытесненных желаний ведет к излечению. Из всех аналитиков, включая А. Адлера, В. Штекеля, З. Фрейда, с кото- рыми лично познакомился В. Райх, он особо выделил основателя психо-
299
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
анализа, согласившегося помочь студентам с научной литературой и пере- давшего им несколько своих книг, в частности, «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901) и ряд других оттисков статей. Отталкиваясь от его работ и опираясь на результаты собственных занятий биологией, В. Райх попытался разобраться в такой проблеме, как удовольствие и отвращение. Его размышления по этому поводу привели к пониманию того, что в предвкушении удовольствия возникает напряже- ние и в то же время происходит удовлетворение незначительной части сексуального возбуждения. Подобное удовлетворение и перспектива полу- чения более полного удовольствия заглушают отвращение, вызванное напряжением из-за страха перед возможной несостоятельностью. Вместе с тем подобное понимание отношения между удовольствием и отвраще- нием вызвало необходимость в более углубленном рассмотрении удоволь- ствия как такового. Рассматривая данную проблематику, В. Райх выделил моторно-активную и сенсорно-пассивную составляющие части удовольствия, которые слиты воедино. Из такого членения вытекало, что одновременно может иметь место как пассивное переживание моторики удовольствия, так и активное желание испытать ощущение. Словом, возникло представление о том, что инстинкт — это моторное удовольствие, а сексуальное влечение — моторное воспо- минание о пережитом удовольствии. Тем самым на передний план выступил вопрос о сущности удовольствия и соотношении количества влечения с качеством удовольствия. З. Фрейд соотносил силу влечения с количеством возбуждения, т. е. с количественным аспектом либидо. В. Райх обнаружил, что удоволь- ствие, как психическое качество, составляет сущность влечения. Пытаясь разобраться в соотношениях между количественными и качественными аспектами сексуальности, он пришел к мысли о функциональном единст- ве количества возбуждения и качества удовольствия. Результаты подоб- ных размышлений нашли свое отражение в его докладе «К энергетике влечения», который был сделан им на заседании Венского психоанали- тического общества в 1921 г. Позднее он выдвинул сексуально-экономи- ческое понимание удовольствия, которое стало отправной точкой его дальнейшей исследовательской и терапевтической деятельности. Оно сводилось к утверждению следующего положения. «На стадии предвку- шения удовлетворение всегда меньше напряжения, оно возрастает. Толь- ко на фазе окончательного удовольствия спад совпадает со структурой напряжения» [1, с. 49]. В теоретическом плане интерес представляла проблема, связанная с последствиями перехода количественного возбуждения в качественное удовлетворение и структурными напряжениями соматического и психи-
300
П Р О Б Л Е М А С Е К С УА Л Ь Н О С Т И
ческого характера. В клинической практике существенным оказывался вопрос о том, можно ли соматические процессы целиком и полностью сво- дить к бессознательным психическим проявлениям. В рамках классическо- го психоанализа наметилась тенденция в психологизации телесного. В. Райх оказался перед дилеммой: последовательно развивать психо- аналитические идеи и в этом случае признать правомерность психологи- зации телесного или принять во внимание наличие глубинных биологи- ческих процессов и тогда бессознательные желания могут быть рассмот- рены в качестве специфического выражения этих процессов. Во всяком случае размышления о возможности разрешения данной дилеммы и кли- ническая практика, в ходе которой В. Райх прибегнул к мышечным упраж- нениям с целью преодоления телесной жесткости, возникшей у некото- рых людей после перенесения гриппа, подвели его к идее об общем тор- можении соматических функций. Высказанная им идея стала важным шагом на пути признания того, что специфика некоторых психических рас- стройств состоит в телесном переживании живого и что это переживание так или иначе связано с проявлением перверсных форм сексуальности. После открытия в 1922 г. Венской психоаналитической амбулатории для бедных В. Райх имел возможность работать с такими пациентами, которые и по образовательному уровню, и по материальному состоянию значительно отличались от пациентов, обращавшихся за помощью к пси- хоаналитикам, имевшим частную практику. В отличие от утонченности проявления психических расстройств у интеллигентных и состоятельных пациентов, неврозы бедных людей свидетельствовали о грубом мятеже против их нищенского прозябания и трагичности жизни. В ряде тяже- лых случаев наблюдалось застойное накопление сексуальной энергии, которое оказывалось более сильным, чем у невротиков с заторможенны- ми влечениями. Часто состояние пациентов находилось в прямой зависи- мости от степени сексуального напряжения и возможности сексуального удовлетворения. Оказалось, что снятие подобного напряжения с помо- щью генитального удовлетворения способствует смягчающему воздейст- вию на болезненные проявления. При лечении выходцев из рабочей среды В. Райх обнаружил нечто такое, что оставалось за порогом внимания психоаналитиков, имевших дело с обеспеченными пациентами. Речь шла о нарастании противоес- тественных и асоциальных побуждений из-за нарушения нормальной генитальной функции. Наблюдения над подобными проявлениями при- вели к признанию важной роли генитальной сексуальности. Постепенно В. Райх пришел к убеждению, что догенитальные сексуальные возбужде- ния, о которых так много говорилось в классическом психоанализе, увели- чиваются при импотенции и уменьшаются по мере усиления потенции.
301
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
В отличие от ряда психоаналитиков, уделявших основное внимание рассмотрению оральной и анальной фаз психосексуального развития ребенка как важных и существенных в плане понимания природы психи- ческих расстройств у взрослых людей, В. Райх сосредоточился на изучении генитальной сексуальности. Он пришел к мысли о возможности сформиро- ванной сексуальной связи между ребенком и родителями на всех ступе- нях развития инфантильной сексуальности. На основании этого им было проведено различие между генитальным и догенитальным отношением ребенка к своим родителям. Клинические исследования показали, что глу- бина регрессий и поражений психики находится в зависимости от специ- фики и уровня соответствующих отношений. С точки зрения В. Райха, генитальные отношения с родителями можно рассматривать в качестве нормы развития, в то время как догенитальные отношения — в качестве патологии. «Если мальчик испытывал к матери анальную, т. е. противоестественную любовь, то впоследствии формиро- вание генитального отношения к женщине оказывалось более трудным, чем если бы он был привязан к матери генитальной силой. В одном случае надо было ослабить фиксацию, во втором все его существо перемещалось в сторону женственности и пассивности» [2, с. 70]. В работах З. Фрейда и других психоаналитиков подробно рассмат- ривались догенитальные стадии психосексуального развития ребенка, но не уделялось сколько-нибудь значительного внимания генитальной сексуальности. В. Райх не только провел различие между догенитальной и генитальной сексуальностью, но и стал обстоятельно исследовать воз- можные исходы, связанные с застойностью или разрядкой последней. В дальнейшем он подчеркивал, что только с постановкой вопроса о раз- личии генитального и догенитального удовольствия началось развитие того, что было им названо сексуальной экономикой. В. Райх полагал, что в силу различного рода причин многие аналитики не смогли понять подлинную роль генитальной сексуальности в возник- новении психических расстройств и возможностях их лечения. А. Адлер не завершил разработку сексуальной теории и сместил акцент в сторону исследования чувства неполноценности, компенсации, вины. К. Г. Юнг до того расширил понятие либидо, что оно утратило присущий ему смысл, заключающийся в сексуальной энергии. Ш. Ференци апеллировал к актив- ной терапии, но не обратил внимания на неврозы, вызванные телесным застоем. О. Ранк выдвинул идею травмы рождения, которую рассматривал в качестве основной причины возникновения невроза, но не поставил вопрос о том, почему люди стремятся возвратиться в материнское лоно. Но самое главное состоит в том, что многие аналитики потерпе- ли, по мнению В. Райха, крушение при столкновении с вопросом, где,
302
Т Е О Р И Я О Р ГА З М А
как и каким образом должна быть размещена естественная, освобожденная от вытеснения сексуальность пациента. Практически, это один из основ- ных вопросов аналитической терапии, поскольку излечение предполага- ет восстановление нормальной сексуальной жизни человека. Если одна из важных задач аналитической терапии состоит в осознании пациен- том своих вытесненных фантазий и желаний, в которых сексуальность играет существенную роль, то что делать потом с освобожденной сексу- альной энергией. Многие психоаналитики просто не задаются подобным вопросом или в том случае, когда он невольно приходит на ум, замалчивают его или стыдливо избегают его обсуждения, поскольку в принципе не имеют ответа на данный вопрос. Ведь принципиальная постановка этого вопро- са и не менее принципиальный ответ на него с необходимостью подводят к рассмотрению того, а не являются ли неврозы следствием застойной сексуальной энергии и не излечиваются ли они с помощью устранения источника их энергии, т. е. застойной сексуальности. Именно к подоб- ному пониманию взаимосвязей между психическими расстройствами и застойной сексуальной энергией как раз и пришел В. Райх. Именно на этом понимании основывались его представления о перспективах лечения неврозов.
Теория оргазма
В период 1922–1926 гг. В. Райх выдвинул идеи, легшие в основу его тео- рии оргазма. При выдвижении соответствующих идей он опирался на поло- жения классического психоанализа, связанные с раскрытием природы так называемых актуальных неврозов и возможностями их лечения. Известно, что в начальный период своей исследовательской и терапевти- ческой деятельности З. Фрейд провел различия между актуальными невроза- ми и психоневрозами. Первые соотносились им с соматическими расстрой- ствами сексуальности, в то время как вторые — с психическими конфликта- ми, разыгрывающимися в глубинах бессознательного. В случае актуального невроза механизм образования неврозов ведет к соматическому их выраже- нию, а в случае психоза — к их символическому выражению. К актуальным неврозам он причислил неврастению, невроз страха и ипохондрию. К пси- хоневрозам — истерию, фобии, невроз навязчивых состояний. З. Фрейд полагал, что актуальные неврозы являются следствием нару- шения сексуального обмена веществ, возникающего в силу того, что сексу- альных токсинов производится больше, чем данный человек может усво- ить, или из-за внутренних помех, мешающих правильному использованию этих веществ. Однако, говоря о сексуальном обмене веществ или «химизме
303
Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А
сексуальности», он не касался вопроса о его содержании, поскольку про- блема «сексуального токсина» как носителя раздражающих воздействий либидо выходила за рамки компетенции психоанализа. По своей природе актуальные неврозы не дают возможности применять психоанализ, кото- рый, по мнению З. Фрейда, должен предоставить задачу их объяснения биологическому медицинскому исследованию. Поэтому классический пси- хоанализ имел дело в основном с психоневрозами. Вместе с тем З. Фрейд |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |