Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классический психоанализ и аналитическая психология 4 страница




приняли совместное решение, по которому В. Райх получает образова-

ние, а его младший брат обеспечивает их существование с тем, чтобы

впоследствии они могли поменяться ролями. Последующие обстоятель-

ства жизни оказались таковы, что они расстались, младший брат В. Рай-

ха сделал карьеру в международной транспортной фирме, был послан

на работу в Румынию, женился, у него родилась дочь. В 1924 г. он заболел

туберкулезом, вернулся с семьей в Вену, проходил курс лечения в Италии.

В. Райх помогал брату медикаментами, но не навещал его во время лече-

ния в санатории. В 1926 г. его брат умер и эта смерть принесла В. Райху

новые переживания.

Как участник войны, В. Райх имел возможность экстерном за четыре

г. завершить медицинское образование, на получение которого обыч-

но требовалось шесть лет. В 1922 г. он женился на А. Пинк, проходив-

шей у него учебный анализ (впоследствии развелся и дважды женился) и,

защитив диссертацию на соискание степени доктора медицины, завер-

шил обучение в Венском университете. В том же году он продолжил обу-

чение по нейропсихиатрии в клинике Венского университета, предложил

 

294


 

 

ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ

 

основать Технический семинар по психоаналитической терапии, кото-

рым руководил в 1924–1929 гг. После основания З. Фрейдом в Вене пси-

хоаналитической клиники в 1922 г. В. Райх стал его первым клиническим

ассистентом, а в 1928 г. — заместителем директора.

В. Райх несколько раз проходил личный анализ у различных анали-

тиков, но так и не завершил его до конца. В 1926 г. он прекратил лич-

ный анализ, который проходил у венского психоаналитика И. Задгера,

что, возможно, было связано с переживаниями после смерти младшего

брата. В 1927 г. он обратился с просьбой к З. Фрейду стать его аналитиком,

но основатель психоанализа ответил отказом.

Трудно сказать, чем руководствовался З. Фрейд в тот момент, тем более,

что он высоко ценил профессиональную деятельность В. Райха как психо-

аналитика. Некоторые исследователи считают, что отказ З. Фрейда был

обусловлен установленным им правилом не проводить анализ со своими

непосредственными коллегами. Однако известно, что у него проходи-

ли анализ Х. Дойч и Х. Хартманн, которые принадлежали к поколению

В. Райха и находились в то время в Вене. Возможно, отказ З. Фрейда был

обусловлен какими-то личными мотивами, тем более что к тому времени

молодой психоаналитик стал выдвигать такие идеи, которые впослед-

ствии предопределили его отход от классического психоанализа.

Как бы там ни было, но В. Райх несомненно глубоко переживал слу-

чившееся. Он был подавлен, через некоторое время заболел туберкуле-

зом и ему потребовалось лечение, в результате чего он провел несколько

месяцев в одном из швейцарских санаториев в Давосе.

По возвращении из Швейцарии В. Райх продолжил психоаналитиче-

скую деятельность и одновременно стал проявлять повышенный интерес

к общественным проблемам. В 1928 г. он вступил в Коммунистическую

партию Германии и стал заниматься активной политической деятель-

ностью, сопровождавшейся организацией клиник сексуальной гигиены

для австрийских и немецких рабочих, проведением сексуальной проле-

тарской политики (Секспол), а также теоретическим обоснованием необ-

ходимости соединения марксизма с психоанализом. В 1929 г. в венских

газетах появилось сообщение об основании В. Райхом Социалистиче-

ской Ассоциации сексуальной гигиены и сексологических исследований.

В том же году он посетил Россию, выступил перед учеными с докладом

о соотношении диалектического материализма и психоанализа, познако-

мился с опытом сексуальной революции, которая, как он полагал, имела

место в этой стране.

Переехав в Германию в 1930 г., В. Райх организовал в Берлине техниче-

ский семинар, подобный тому, какой был в Вене. Его идеи нашли отклик

у молодых немецких психоаналитиков, включая Э. Фромма и К. Хорни.

 

295


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

В. Райх также активно включился в политическую жизнь Германии, спо-

собствовал созданию клиник, в которых осуществлялись консультации

по сексуальным проблемам, стал одним из директоров Немецкой Ассо-

циации пролетарской сексуальной политики, выдвинул сексуально-поли-

тическую программу, нашедшую поддержку среди многочисленных уча-

стников I конгресса данной ассоциации, состоявшегося в Дюссельдорфе

в 1931 г. Многие члены различных организаций, ратующих за сексуальные

реформы, вступили в данную Ассоциацию, отделения которой образова-

лись в Дрездене, Лейпциге, Шарлотенбурге и в других городах Германии.

В. Райх приезжал в эти отделения, встречался с их членами, помогал орга-

низовывать соответствующие консультационные клинические центры.

В 1932 г. В. Райх основал издательство по сексуальной политике, опуб-

ликовал свой памфлет «Сексуальная борьба молодежи», а также две ана-

логичные работы других авторов — памфлет о сексуальном образовании

матерей, написанный его женой, и небольшой буклет для детей, состав-

ленный им совместно с несколькими учителями. Эти публикации и органи-

зованная им в том же году в Дрездене молодежная конференция вызвали

неодобрение среди руководства Коммунистической партии Германии, что

в конечном счете завершилось его исключением из данной организации.

Во время своего проживания в Берлине В. Райх проходил личный

анализ у Ш. Радо, однако этот анализ оказался прерванным, поскольку

несколько месяцев спустя его аналитик уехал в США. С приходом фаши-

стов к власти в Германии в 1933 г. ему тоже пришлось эмигрировать сперва

в Данию, потом в Швецию. Он развелся с А. Пинк и сошелся с балериной

Э. Линденберг, с которой познакомился во время своего членства в Ком-

мунистической партии и с которой уехал в Данию. В Копенгагене В. Райх

организовал семинар по обучению датских психоаналитиков. В журнале

Коммунистической партии Дании он опубликовал статью о нудистском

образовании, которая вызвала протест со стороны министра юстиции,

обвинившего редактора журнала в пропаганде порнографии.

В 1934 г. В. Райх переехал в Норвегию, где организовал семинары

по характероанализу и психоанализу. В Институте психологии в Осло он

начал экспериментальную работу, связанную с физиологическими опыта-

ми. После исключения из Международной психоаналитической организа-

ции он стал разрабатывать новые биоэнергетические идеи и в 1936 г. осно-

вал в Осло Институт сексуально-экономических и биологических исследо-

ваний, где проводил эксперименты по изучению биофизической энергии.

Работа в этом направлении способствовала становлению и развитию

телесно-ориентированной терапии, а также того, что было им названо

вегетотерапией. В 1937 г. в норвежской прессе была организована кампа-

ния против В. Райха. У него возникли конфликты не только с теми, кто

 

296


 

 

ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ

 

критически относился к его новым идеям, но и с коллегами и учениками.

Не выдержав приступов ревности, от него ушла вторая жена.

Получив приглашение занять пост адъюнкт-профессора медицин-

ской психологии в Новой школе социальных исследований в Нью-

Йорке, в 1939 г. В. Райх эмигрировал в США. В новых условиях жизни

он изучал оргонную (космическую, универсальную) энергию, основал

в 1942 г. Институт Органона в Нью-Йорке, приобрел в штате Мэн около

200 акров земли и создал центр, который назвал Органоном и в котором

при помощи оргонных аккумуляторов, способствующих накоплению атмо-

сферной энергии, пытался лечить различные психосоматические забо-

левания, включая рак. В. Райх написал А. Эйнштейну, встретился с ним

в 1941 г. в Принстоне (Нью-Джерси), изложил ему свою концепцию оргон-

ной энергии, в дальнейшем переписывался с ним, но не получил поддерж-

ки со стороны всемирно известного ученого. В Нью-Йорке он познако-

мился с И. Оллендорф, ставшей его ассистенткой, а затем женой.

После практического применения в разрушительных целях первой

атомной бомбы в конце 40-х — начале 50-х гг. В. Райх изучал взаимосвязь

между оргонной и ядерной энергией, проводил эксперименты по облуче-

нию и лечению в оргонных аккумуляторах. При его поддержке был орга-

низован Оргономический детский исследовательский центр, в котором

велись наблюдения за состоянием беременных женщин, младенцев в пер-

вые дни их рождения и детей в возрасте до пяти-шести лет, а также осуще-

ствлялась консультационная деятельность по поддержанию их здоровья.

В 1948 г. им была основана Американская ассоциация медицинской орго-

номии. В том же году была проведена I Международная оргономическая

конференция, в которой приняли участие представители из Аргентины,

Великобритании, Норвегии, США.

В 1954 г. В. Райх был подвергнут преследованию со стороны Федераль-

ного продовольственного и фармакологического управления США, обви-

нен в шарлатанстве, арестован и привлечен к суду. По решению суда его

исследования в области оргонной энергии были признаны научно несо-

стоятельными, а продажа издаваемых им книг и журналов («Международ-

ный журнал сексуальной экономики и оргонных исследований», «Бюл-

летень оргонной энергии») была запрещена. В 1956 г. В. Райх не признал

решение суда и продолжил свои исследовательские разработки. За нару-

шение постановления суда он был приговорен к двум годам тюремно-

го заключения, его оргонные аккумуляторы были уничтожены, а рабо-

ты по оргонной энергии преданы сожжению. 3 ноября 1957 г. он умер

от инфаркта в Федеральной тюрьме Льюисбурга в штате Пенсильвания.

В. Райх — автор ряда статей и книг, включая «Импульсивный характер»

(1925), «Функция оргазма» (1927), «Характероанализ» (1928), «Психология

 

297


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

масс фашизма» (1933), «Сексуальность в культурной борьбе» (1936, в США

переиздана под названием «Сексуальная революция», 1945), «Раковая

биопатия» (1948), «Слушай, маленький человек» (1948), «Убийство Хри-

ста» (1953) и др.

 







Проблема сексуальности

 

До того как В. Райх стал психоаналитиком, он приобрел многосторон-

ние знания в области сексологии, психологии, философии, естествозна-

ния. Во время учебы в Венском университете он стал посещать семинар

по проблемам сексуальной науки. Это был семинар, организованный сту-

дентами, которые не были удовлетворены тем положением, что в рам-

ках Венского университета не изучались проблемы сексологии. Именно

в то время он пришел к мысли, что сексуальность является важным ори-

ентиром, задающим направленность развития не только духовного мира

человека, но и всей социальной жизни.

В. Райх с большим интересом слушал выступления студентов и пригла-

шенных на семинар ученых, однако обсуждение проблем сексуальности

вызвало у него внутреннее неудовлетворение. Он начал самостоятельно

штудировать имевшиеся в то время книги по сексологии, включая труд

К. Г. Юнга «Метаморфозы и символы либидо», а также работу З. Фрейда

«Три очерка по теории сексуальности» и его лекции по введению в психо-

анализ. Судя по всему, его не вдохновили идеи К. Г. Юнга, в соответствии

с которыми либидо рассматривалось в более широком плане, выходящем

за пределы сексуальности. Зато знакомство с работами З. Фрейда стало

отправной точкой не только для увлечения психоанализом, но и для более

углубленного понимания проблемы сексуальности.

Прежде чем перейти на позиции психоанализа В. Райх изучил рабо-

ты некоторых биологов и философов в надежде разобраться в дискус-

сиях того времени по поводу первичности тела или души. Механици-

сты рассматривали жизнь под углом зрения причинной обусловленности

инстинктивного поведения всего живого. Виталисты объясняли функцио-

нирование живых организмов с точки зрения «энтелехии», т. е. целесооб-

разно действующей жизненной силы. Первые исходили из механистиче-

ской природы организма, вторые — из немеханистической его природы.

В. Райх пытался выйти из тупиковой ситуации, заданной непримири-

мостью противостоящих друг другу позиций механицистов и виталистов.

В студенческие годы он почувствовал необходимость в использовании

принципа системности, но лишь позднее пришел к идее психофизиче-

ской идентичности и целостности. Однако попытки разобраться в меха-

нистическом подходе к теории наследования и применении принципа

 

298


 

 

П Р О Б Л Е М А С Е К С УА Л Ь Н О С Т И

 

цели в биологии подвели его к необходимости осмысления различных

взглядов на природу либидо.

В 1919 г. В. Райх выступил на сексологическом семинаре с рефератом

«Понятие либидо от Фореля до Юнга». Во время подготовки соответст-

вующего материала для него стало очевидным, что традиционное отожде-

ствление сексуальности с генитальностью является бесперспективным.

В этом отношении ему импонировала позиция З. Фрейда, подчеркнув-

шего, что все генитальное является сексуальным, но не все сексуальное

является генитальным. Знакомство с работами основателя психоанализа

заставило по-иному взглянуть на традиционно-догматическую атмосферу

предшествующей сексологии, психиатрии и открыло путь к клиническому

пониманию сексуальности. Он с энтузиазмом воспринял психоаналитиче-

ские идеи о том, что зрелая сексуальность вытекает из стадий инфантиль-

ного сексуального развития, сексуальность и продолжение человеческого

рода — отнюдь не одно и то же.

До З. Фрейда понятие либидо ассоциировалось с сознательным тре-

бованием совершения сексуальных действий. Основатель психоанализа

соотнес его с бессознательной деятельностью человека, с сексуальными

представлениями и аффектами. Сексуальное влечение коренится в био-

логической основе организма и само по себе оно непостижимо средства-

ми психоанализа. Но это влечение проявляется в форме бессознательно-

го стремления к удовлетворению, что является предметом исследования

психоаналитиков. Такое понимание сексуального влечения, соответст-

вующих бессознательных представлений и либидо как сексуальной энер-

гии закладывало основы для серьезного изучения сексуальности, что

представлялось В. Райху обнадеживающим и перспективным.

Когда В. Райх стал руководителем студенческого семинара по сексо-

логии, он упорядочил научную работу, в результате чего стали изучать-

ся отдельные направления, включающие в себя внутреннюю секрецию

и общее учение о гормонах, сексуальную биологию, физиологию и пси-

хологию, психоаналитические методы исследования и лечения. Сам

он выступал перед участниками семинара с сообщениями по анатомии

и физиологии половых органов. Постепенно психоанализ стал домини-

рующим, и В. Райх стал использовать его в терапевтических целях. При

этом он придерживался теории и техники классического психоанализа,

включая исходное положение З. Фрейда о том, что невротический сим-

птом возникает в силу бессознательности осуждаемого влечения к совер-

шению полового акта, тайной мастурбации или иной сексуальной дея-

тельности, а осознание вытесненных желаний ведет к излечению.

Из всех аналитиков, включая А. Адлера, В. Штекеля, З. Фрейда, с кото-

рыми лично познакомился В. Райх, он особо выделил основателя психо-

 

299


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

анализа, согласившегося помочь студентам с научной литературой и пере-

давшего им несколько своих книг, в частности, «Толкование сновидений»

(1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901) и ряд других оттисков

статей. Отталкиваясь от его работ и опираясь на результаты собственных

занятий биологией, В. Райх попытался разобраться в такой проблеме, как

удовольствие и отвращение. Его размышления по этому поводу привели

к пониманию того, что в предвкушении удовольствия возникает напряже-

ние и в то же время происходит удовлетворение незначительной части

сексуального возбуждения. Подобное удовлетворение и перспектива полу-

чения более полного удовольствия заглушают отвращение, вызванное

напряжением из-за страха перед возможной несостоятельностью. Вместе

с тем подобное понимание отношения между удовольствием и отвраще-

нием вызвало необходимость в более углубленном рассмотрении удоволь-

ствия как такового.

Рассматривая данную проблематику, В. Райх выделил моторно-активную

и сенсорно-пассивную составляющие части удовольствия, которые слиты

воедино. Из такого членения вытекало, что одновременно может иметь

место как пассивное переживание моторики удовольствия, так и активное

желание испытать ощущение. Словом, возникло представление о том, что

инстинкт — это моторное удовольствие, а сексуальное влечение — моторное воспо-

минание о пережитом удовольствии. Тем самым на передний план выступил

вопрос о сущности удовольствия и соотношении количества влечения

с качеством удовольствия.

З. Фрейд соотносил силу влечения с количеством возбуждения,

т. е. с количественным аспектом либидо. В. Райх обнаружил, что удоволь-

ствие, как психическое качество, составляет сущность влечения. Пытаясь

разобраться в соотношениях между количественными и качественными

аспектами сексуальности, он пришел к мысли о функциональном единст-

ве количества возбуждения и качества удовольствия. Результаты подоб-

ных размышлений нашли свое отражение в его докладе «К энергетике

влечения», который был сделан им на заседании Венского психоанали-

тического общества в 1921 г. Позднее он выдвинул сексуально-экономи-

ческое понимание удовольствия, которое стало отправной точкой его

дальнейшей исследовательской и терапевтической деятельности. Оно

сводилось к утверждению следующего положения. «На стадии предвку-

шения удовлетворение всегда меньше напряжения, оно возрастает. Толь-

ко на фазе окончательного удовольствия спад совпадает со структурой

напряжения» [1, с. 49].

В теоретическом плане интерес представляла проблема, связанная

с последствиями перехода количественного возбуждения в качественное

удовлетворение и структурными напряжениями соматического и психи-

 

300


 

 

П Р О Б Л Е М А С Е К С УА Л Ь Н О С Т И

 

ческого характера. В клинической практике существенным оказывался

вопрос о том, можно ли соматические процессы целиком и полностью сво-

дить к бессознательным психическим проявлениям. В рамках классическо-

го психоанализа наметилась тенденция в психологизации телесного.

В. Райх оказался перед дилеммой: последовательно развивать психо-

аналитические идеи и в этом случае признать правомерность психологи-

зации телесного или принять во внимание наличие глубинных биологи-

ческих процессов и тогда бессознательные желания могут быть рассмот-

рены в качестве специфического выражения этих процессов. Во всяком

случае размышления о возможности разрешения данной дилеммы и кли-

ническая практика, в ходе которой В. Райх прибегнул к мышечным упраж-

нениям с целью преодоления телесной жесткости, возникшей у некото-

рых людей после перенесения гриппа, подвели его к идее об общем тор-

можении соматических функций. Высказанная им идея стала важным шагом

на пути признания того, что специфика некоторых психических рас-

стройств состоит в телесном переживании живого и что это переживание

так или иначе связано с проявлением перверсных форм сексуальности.

После открытия в 1922 г. Венской психоаналитической амбулатории

для бедных В. Райх имел возможность работать с такими пациентами,

которые и по образовательному уровню, и по материальному состоянию

значительно отличались от пациентов, обращавшихся за помощью к пси-

хоаналитикам, имевшим частную практику. В отличие от утонченности

проявления психических расстройств у интеллигентных и состоятельных

пациентов, неврозы бедных людей свидетельствовали о грубом мятеже

против их нищенского прозябания и трагичности жизни. В ряде тяже-

лых случаев наблюдалось застойное накопление сексуальной энергии,

которое оказывалось более сильным, чем у невротиков с заторможенны-

ми влечениями. Часто состояние пациентов находилось в прямой зависи-

мости от степени сексуального напряжения и возможности сексуального

удовлетворения. Оказалось, что снятие подобного напряжения с помо-

щью генитального удовлетворения способствует смягчающему воздейст-

вию на болезненные проявления.

При лечении выходцев из рабочей среды В. Райх обнаружил нечто

такое, что оставалось за порогом внимания психоаналитиков, имевших

дело с обеспеченными пациентами. Речь шла о нарастании противоес-

тественных и асоциальных побуждений из-за нарушения нормальной

генитальной функции. Наблюдения над подобными проявлениями при-

вели к признанию важной роли генитальной сексуальности. Постепенно

В. Райх пришел к убеждению, что догенитальные сексуальные возбужде-

ния, о которых так много говорилось в классическом психоанализе, увели-

чиваются при импотенции и уменьшаются по мере усиления потенции.

 

301


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

В отличие от ряда психоаналитиков, уделявших основное внимание

рассмотрению оральной и анальной фаз психосексуального развития

ребенка как важных и существенных в плане понимания природы психи-

ческих расстройств у взрослых людей, В. Райх сосредоточился на изучении

генитальной сексуальности. Он пришел к мысли о возможности сформиро-

ванной сексуальной связи между ребенком и родителями на всех ступе-

нях развития инфантильной сексуальности. На основании этого им было

проведено различие между генитальным и догенитальным отношением

ребенка к своим родителям. Клинические исследования показали, что глу-

бина регрессий и поражений психики находится в зависимости от специ-

фики и уровня соответствующих отношений.

С точки зрения В. Райха, генитальные отношения с родителями можно

рассматривать в качестве нормы развития, в то время как догенитальные

отношения — в качестве патологии. «Если мальчик испытывал к матери

анальную, т. е. противоестественную любовь, то впоследствии формиро-

вание генитального отношения к женщине оказывалось более трудным,

чем если бы он был привязан к матери генитальной силой. В одном случае

надо было ослабить фиксацию, во втором все его существо перемещалось

в сторону женственности и пассивности» [2, с. 70].

В работах З. Фрейда и других психоаналитиков подробно рассмат-

ривались догенитальные стадии психосексуального развития ребенка,

но не уделялось сколько-нибудь значительного внимания генитальной

сексуальности. В. Райх не только провел различие между догенитальной

и генитальной сексуальностью, но и стал обстоятельно исследовать воз-

можные исходы, связанные с застойностью или разрядкой последней.

В дальнейшем он подчеркивал, что только с постановкой вопроса о раз-

личии генитального и догенитального удовольствия началось развитие

того, что было им названо сексуальной экономикой.

В. Райх полагал, что в силу различного рода причин многие аналитики

не смогли понять подлинную роль генитальной сексуальности в возник-

новении психических расстройств и возможностях их лечения. А. Адлер

не завершил разработку сексуальной теории и сместил акцент в сторону

исследования чувства неполноценности, компенсации, вины. К. Г. Юнг

до того расширил понятие либидо, что оно утратило присущий ему смысл,

заключающийся в сексуальной энергии. Ш. Ференци апеллировал к актив-

ной терапии, но не обратил внимания на неврозы, вызванные телесным

застоем. О. Ранк выдвинул идею травмы рождения, которую рассматривал

в качестве основной причины возникновения невроза, но не поставил

вопрос о том, почему люди стремятся возвратиться в материнское лоно.

Но самое главное состоит в том, что многие аналитики потерпе-

ли, по мнению В. Райха, крушение при столкновении с вопросом, где,

 

302


 

 

Т Е О Р И Я О Р ГА З М А

 

как и каким образом должна быть размещена естественная, освобожденная

от вытеснения сексуальность пациента. Практически, это один из основ-

ных вопросов аналитической терапии, поскольку излечение предполага-

ет восстановление нормальной сексуальной жизни человека. Если одна

из важных задач аналитической терапии состоит в осознании пациен-

том своих вытесненных фантазий и желаний, в которых сексуальность

играет существенную роль, то что делать потом с освобожденной сексу-

альной энергией.

Многие психоаналитики просто не задаются подобным вопросом

или в том случае, когда он невольно приходит на ум, замалчивают его

или стыдливо избегают его обсуждения, поскольку в принципе не имеют

ответа на данный вопрос. Ведь принципиальная постановка этого вопро-

са и не менее принципиальный ответ на него с необходимостью подводят

к рассмотрению того, а не являются ли неврозы следствием застойной

сексуальной энергии и не излечиваются ли они с помощью устранения

источника их энергии, т. е. застойной сексуальности. Именно к подоб-

ному пониманию взаимосвязей между психическими расстройствами

и застойной сексуальной энергией как раз и пришел В. Райх. Именно

на этом понимании основывались его представления о перспективах

лечения неврозов.

 






Теория оргазма

 

В период 1922–1926 гг. В. Райх выдвинул идеи, легшие в основу его тео-

рии оргазма. При выдвижении соответствующих идей он опирался на поло-

жения классического психоанализа, связанные с раскрытием природы так

называемых актуальных неврозов и возможностями их лечения.

Известно, что в начальный период своей исследовательской и терапевти-

ческой деятельности З. Фрейд провел различия между актуальными невроза-

ми и психоневрозами. Первые соотносились им с соматическими расстрой-

ствами сексуальности, в то время как вторые — с психическими конфликта-

ми, разыгрывающимися в глубинах бессознательного. В случае актуального

невроза механизм образования неврозов ведет к соматическому их выраже-

нию, а в случае психоза — к их символическому выражению. К актуальным

неврозам он причислил неврастению, невроз страха и ипохондрию. К пси-

хоневрозам — истерию, фобии, невроз навязчивых состояний.

З. Фрейд полагал, что актуальные неврозы являются следствием нару-

шения сексуального обмена веществ, возникающего в силу того, что сексу-

альных токсинов производится больше, чем данный человек может усво-

ить, или из-за внутренних помех, мешающих правильному использованию

этих веществ. Однако, говоря о сексуальном обмене веществ или «химизме

 

303


 

 

Х А Р А К Т Е Р ОА Н А Л И З В. Р А Й Х А

 

сексуальности», он не касался вопроса о его содержании, поскольку про-

блема «сексуального токсина» как носителя раздражающих воздействий

либидо выходила за рамки компетенции психоанализа. По своей природе

актуальные неврозы не дают возможности применять психоанализ, кото-

рый, по мнению З. Фрейда, должен предоставить задачу их объяснения

биологическому медицинскому исследованию. Поэтому классический пси-

хоанализ имел дело в основном с психоневрозами. Вместе с тем З. Фрейд










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...