Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классический психоанализ и аналитическая психология 2 страница
му объяснению. Не случайно К. Г. Юнг рассматривал синхронистичность как психически обусловленную относительность пространства и времени. Не случайно и то, что синхронистичность соотносилась им с коллектив- ным бессознательным, поскольку смысловые совпадения воспринимались им как покоящиеся на архетипической основе. Так, в приведенном им из аналитической практики случае с молодой девушкой, излишний рационализм которой настолько затруднял лече- ние, что предшествующие попытки двух других врачей не дали никакого позитивного результата, скарабей являлся классическим примером сим- вола нового рождения. В одном из древнеегипетских трактатов содер- жится описание того, как мертвый солнечный бог превратился в скара- бея. В аналитической ситуации событие со скарабеем привело к тому, что была поколеблена рационалистическая установка пациентки, мешавшая процессу трансформации и психическому обновлению. К. Г. Юнг проводил различие между синхронностью и синхронистично- стью. Первое означает одновременность протекания двух событий. Вто- рое — одновременное протекание определенного психического состоя- ния с одним или несколькими внешними событиями, представленными как смысловые аналоги субъективного состояния. В отличие от синхрон- ности, синхронистичность включает в себя два фактора: находящийся в бессознательном образ, проникающий в сознание непосредственно или косвенно (в форме сновидения, предчувствия, символа); объективная ситуация, совпадающая с этим содержимым. В представлении К. Г. Юнга синхронистичность может быть рассмотре- на в узком и широком смысле. В узком смысле она является отдельным при- мером того более общего, что он назвал «акаузальной упорядоченностью». Эта упорядоченность есть не что иное, как эквивалентность психических и физических процессов. Таким образом, более широкая концепция син- хронистичности связана с акаузальной упорядоченностью, равносильной
275
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
актам творения во времени, творческим деяниям, непрерывному сотворе- нию извечно существующей и спорадически повторяющейся схемы. Синхронистичность как акаузальная упорядоченность оказывается соприча- стной с архетипами коллективного бессознательного и в этом отношении орга- нически вписывающейся в исследовательские и терапевтические интен- ции аналитической психологии, признающей важность трансцендентной функции, амплификации, активного воображения, смысловых совпаде- ний и мифологических параллелей. Важным моментом юнговского понимания синхронистичности было то, что, помимо рассмотрения ее в качестве принципа объяснения, она соотносилась с неким смыслом, априорно связанным с человеческим соз- нанием и существующим вне человека. Если З. Фрейд обращался к раскры- тию смыслозначимости психических процессов, то К. Г. Юнг поставил вопрос о существовании смысла за пределами психики. Речь шла о признании самосуществующего смысла и в этом отношении о подкреплении пред- ставлений о тесной связи между внешним и внутренним миром, физиче- скими и психическими процессами, архетипическими содержаниями кол- лективного бессознательного и универсальной тенденцией к саморазвер- тыванию присущего человеку энергетического потенциала. По убеждению К. Г. Юнга, идеи синхронистичности и самоосуществ- ляющегося смысла составляли основу классического китайского образа мышления и наивных представлений Средневековья, но они оказались вытесненными из сознания западного человека под влиянием тех пред- ставлений о детерминизме и причинности, которые возобладали в ХVIII и ХIХ вв. Исследования в области современной физики и аналитическое понимание коллективного бессознательного с его архетипами приводят к необходимости признания идеи синхронистичности в качестве допол- нительного принципа объяснения, позволяющего включить в наши зна- ния о природе психоидный фактор, т. е. эквивалентность, смысловые сов- падения, изначально существующий смысл. Стало быть, к триаде классической физики, признающей простран- ство, время и причинность, следует добавить фактор синхронистично- сти, а архетипы рассматривать в качестве психических вероятностей. В этом случае открывается новое видение взаимосвязи между внешним и внутренним миром, поскольку архетипы, изображающие инстинктив- ные события в форме типов, оказываются по своей природе психоидны- ми, а ранее воспринимаемые сознанием совпадения различных событий как случайные оказываются смысловыми, лежащими в основе не только психических, но и психофизических эквивалентностей. Хотелось бы обратить внимание на одно важное, на мой взгляд, обстоя- тельство, которое не всегда попадает в поле зрения исследователей, пола-
276
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
гающих, что юнговское понимание синхронистичности коренным образом противостоит принципу причинности, которого придерживался З. Фрейд. Во-первых, у К. Г. Юнга синхронистичность, как уже отмечалось выше, дополняет причинность, хотя некоторые его высказывания, направлен- ные против каузального-редуктивного метода основателя психоанализа, могут быть некритически восприняты как некая альтернатива. Во-вторых, хотя это может показаться странным на первый взгляд, З. Фрейду не были чужды взгляды на феномены оккультного порядка, которые должны быть осмыслены с научной точки зрения. В самом деле, в 1921 г. основателем психоанализа была написана небольшая работа «Психоанализ и телепатия», которая была опубли- кована только после его смерти и в которой он подчеркивал, что пси- хоаналитики надеются на обнаружение более объемлющих и содержа- тельных законов природы, которым они готовы подчиняться. В этой работе З. Фрейд признал объективное существование ряда пока непонят- ных феноменов, включая передачу мыслей от одного человека другому, и высказал предположение, что «пройдет много времени, прежде чем будет выработана приемлемая теория этих новых фактов» [52, с. 32]. В новых лекциях по введению в психоанализ, написанных им в 1932– 1933 гг., З. Фрейд также обратился к рассмотрению оккультных феноме- нов. Одна из лекций была озаглавлена «Сновидения и оккультизм». В ней он признался, что ранее, когда оккультные феномены попали в его поле зрения, у него возникли опасения по поводу той угрозы, которую они представляли для научного мировоззрения. Позднее у него уже не было подобных опасений, поскольку он был уверен, что наука сможет воспри- нять и переработать прежде непонятное и необъяснимое. Касаясь телепатических процессов, З. Фрейд рассмотрел возможность того, как психический акт одного человека возбуждает тождественный психический акт у другого человека. При этом он подчеркнул: «То, что лежит между обоими психическими актами, может быть физическим процессом, в который с одного конца переходит психическое и который на другом конце опять переводится в такое же психическое… А пред- ставьте, если бы можно было овладеть этим физическим эквивалентом психического акта! Хочу сказать, что, включив бессознательное между физическим и тем, что до сих пор называлось “психическим”, психоана- лиз подготовил почву для предположения таких процессов, как телепа- тия» [53, с. 333]. З. Фрейд лишь сформулировал, но не развил свою мысль об эквива- лентности психических и физических процессов. Не исключено, что К. Г. Юнг не был знаком с этими высказываниями основателя психоана- лиза, хотя работы о телепатии и оккультизме привлекали его внимание.
277
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
В обосновании идеи синхронистичности он опирался на соответствую- щие представления, нашедшие отражение в средневековой и последую- щей философии. В частности, он ссылался на размышления Г. Ф. Лейбни- ца об изначально установленной гармонии психических и физических событий и на идею А. Шопенгауэра об одновременности и взаимосвязи событий, не имеющих между собой причинной соотнесенности. Как бы там ни было, но связанные с аналитической деятельностью исследовательские и терапевтические наработки с необходимостью под- водили к признанию таких смысловых отношений между психическими и физическими процессами, которые привели к выдвижению идеи о син- хронистичности. Другое дело, что высказанные К. Г. Юнгом представле- ния о синхронистичности и акаузальной упорядоченности до сих пор остаются наименее разработанными в рамках аналитической психоло- гии и малоизвестными в психоаналитических кругах, придерживающихся классической ориентации или не считающих возможным рассматривать юнговские концептуальные и терапевтические установки в качестве ана- литически приемлемых и ценных. Что касается некоторых различий между З. Фрейдом и К. Г. Юнгом, в том числе и связанных с представлением об акаузальной упорядоченно- сти, то они удивительным образом проявились на уровне определенных предпочтений, связанных с приверженностью того и другого к цифровой символике. Нетрудно заметить, например, что основатель психоанализа отдавал предпочтение цифре 3, в то время как К. Г. Юнг — цифре 4. Для З. Фрейда третичность (триада) выступала в качестве методологи- ческого принципа рассмотрения психических процессов и приемлемых для него классификаций: · топический подход с его делением психики на сознание, предсозна- тельное и бессознательное; · структурный подход, в соответствии с которым выделялось Оно, Я и Сверх-Я; · определение психоанализа, данное им в 1922 г. в статье для энцикло- педии и включающее в себя три значения — способ исследования пси- хических процессов, метод лечения невротических расстройств, ряд развивающихся и складывающихся в научную дисциплину психологи- ческих конструкций. Для К. Г. Юнга исходным принципом осмысления различных явлений и процессов являлась четвертичность (тетрада): · теория психологических типов, включающая в себя представление о пси- хологических функциях (мышление, чувства, ощущения, интуиция); · четыре вида комплекса матери у дочери; стадии аналитического про- цесса (признание, разъяснение, воспитание, трансформация);
278
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
· четыре этапа работы с переносом; · четыре связанных между собой принципа жизни (время, пространст- во, причинность, синхронистичность); · символ Самости в виде мандалы и психические образы целостности, представленные четвертными или кратными им числами. Концептуальные и методологические схемы З. Фрейда во многом обу- словлены триадой, а соответствующие схемы К. Г. Юнга — тетрадой. И то, и другое олицетворяет собой некий порядок, имеющий свою историю и ухо- дящий корнями в далекое прошлое. Триады и тетрады задают целостность и вызывают спонтанную деятельность бессознательного. К. Г. Юнг пола- гал, что в психологическом смысле число является осознанным архетипом порядка. В этом отношении было бы интересно исследовать то, как, каким образом и в силу каких обстоятельств одно и то же стремление к упорядочен- ности своих концептуальных построений оказалось у З. Фрейда обусловле- но предпочтением использования триады, а у К. Г. Юнга — тетрады. Но этот вопрос выходит за рамки данной работы и может стать предметом другого исследования, которое, возможно, кто-то в дальнейшем осуществит. В контексте рассмотрения синхронистичности достаточно обратить внимание на то, что К. Г. Юнг склонялся к точке зрения, в соответствии с которой числа обладают относительной автономией, аналогичной авто- номии архетипов. Числа и их комбинации не только связаны с архетипа- ми и оказывают на них воздействие, но и сами подвергаются воздействию с их стороны. Подобно архетипам, числа в равной степени были открыты и изобретены. Архетипы же открыты в том смысле, что у нас не было зна- ния об их бессознательном автономном существовании, и изобретены в том плане, что их наличие было выведено из соответствующих представлений о структуре психики. Для К. Г. Юнга было характерно иное видение многих событий, явлений, процессов, мифологических сюжетов, которые попадали в поле зрения раз- личных исследователей, включая психоаналитиков. Типичным в этом отно- шении является переосмысление им эдипова комплекса, составлявшего ядро классического психоанализа. Оно касалось не только введенного К. Г. Юнгом в 1912 г. понятия комплекса Электры, но и иного понимания, по сравнению с основателем психоанализа, детско-родительских отношений. Известно, что представления об эдиповом комплексе были почерпну- ты З. Фрейдом из многих источников, в том числе и из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой повествовалось об ужасной судьбе Эдипа, убившего своего отца и женившегося на своей матери. На основании этого сюжета он перенес конфликты взрослого человека на конфликтные ситуации, раз- вертывающиеся в детстве. С точки зрения К. Г. Юнга, такое перенесение было не совсем правомерным, особенно в плане сексуальной подоплеки
279
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
между ребенком и матерью, вследствие чего термин «эдипов комплекс» представлялся ему не вполне подходящим. Более того, он рассмотрел миф об Эдипе под иным углом зрения, благодаря чему фигуры матери и отца приобрели иное звучание. К. Г. Юнг сосредоточил свое внимание на таинственном существе, загадывающем загадки, подобной той, которая была предложена Эдипу. Сфинкс представляет собой звероподобное изображение материнско- го образа, соотносящегося с тем, что швейцарский психолог и психиатр назвал «страшной матерью». В древнегреческой мифологии Сфинкс — это нагоняющее ужас животное, обнаруживающее некоторые черты, восхо- дящие к матери. Сфинкс — дочь Эхидны, смешанное существо, верхняя часть которого является прекрасной девой, а нижняя — отвратитель- ной змеей. Подобная двойственность соответствует образу матери, где верхняя часть является человеческой, т. е. привлекательной и достой- ной любви, в то время как нижняя — звериной, страшной, отягощенной запретом кровосмешения. Рожденная от связи матери земли с Тартаром (олицетворение подземного царства и места страха) Эхидна — мать всех ужасов (Химеры, Горгоны, Сциллы, Цербера), которая дала жизнь мно- гим драконам, а также собаке Ортр. Если учесть, что Сфинкс появилась на свет в результате кровосмесительной связи Эхидны со своим собствен- ным сыном, собакой Ортр, то становится понятным, почему это зверо- подобное существо вызывает у человека ужас. Ведь Сфинкс представляет, по словам К. Г. Юнга, не что иное, как «кровосмесительно отщепленную на заре жизни долю либидо из отношения к матери» [54, с. 187]. Такое понимание Сфинкс вело к переосмыслению не только траги- ческой судьбы Эдипа, но и роли женщины в жизни человека. Эдип раз- гадал загадку Сфинкс и устранил препятствие на своем пути, но гибель «страшной матери» (кровосмесительно отщепленного либидо) оберну- лась для него инцестуозной связью с собственной матерью. Фрейдовская интерпретация мифа об Эдипе привела к тому, что определяющую роль в развитии человека стал играть отцовский комплекс. Юнговское рассмотре- ние Сфинкс через призму кровосмесительно отщепленного либидо на первое место выдвинуло комплекс матери, вбирающей в себя образы «великой» и «ужасной» матери. Не случайно, в отличие от основателя психоанализа, швейцар- ский психолог и психиатр уделил значительное внимание рассмотрению комплекса матери, нежели фигуре отца. Не случайно и его высказывание о том, что сознательно человек почитает мать, в то время как на бессоз- нательном уровне он может испытывать ужас перед ней, а в сновидениях она может преследовать его в образе страшного животного. В мифе об Эдипе отражены два аспекта — отцеубийство и инцестуозная связь с матерью. З. Фрейд рассматривал инцестуозность в ее непосредст-
280
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
венном сексуальном значении. Для К. Г. Юнга инцестуозная связь с мате- рью имела иной смысл. Он исходил из того, что в первооснове кровосме- сительных вожделений заложено не сексуальное влечение, а стремление человека снова стать ребенком, обрести материнскую заботу и защиту, очу- титься в утробе матери, чтобы вторично родиться. Инцестуозная связь имеет не сексуальную, а скорее мифологическую, символическую подоплеку. Современный человек полагает, что он давно избавился от кровосмесительных желаний и совершенно не понимает того, что бессознательно предается кровосме- шению, но не в сексуальном плане, а в других сферах жизни, в частности, в религиозных переживаниях с их соответствующими символами. Переосмысливая фрейдовские представления об эдиповом комплексе и инцестуозности, К. Г. Юнг высказал иное понимание проблемы инфан- тильного развития. З. Фрейд рассматривал ребенка как «полиморфно- извращенное существо», т. е. считал, что в своем инфантильном развитии дети с неизбежностью прибегают к тем формам проявления сексуально- сти, которые во взрослом состоянии характеризуются как перверсные. К. Г. Юнг не соглашался с подобным пониманием развития ребенка. Он считал, что выражение «полиморфно-извращенное» взято из психоло- гии неврозов и спроецировано в психологию ребенка, что представляет- ся неуместным. На его взгляд, вместо полиморфно-перверсной предрас- положенности следует говорить о поливалентной предрасположенности, из которой развивается взрослая сексуальность, и нет необходимости делать вывод о том, что раннеинфантильное развитие предопределяется исключительно сексуальностью. У ребенка могут наблюдаться патологи- ческие симптомы, объяснение которых с позиций сексуальной психоло- гии оправдано. Однако «ответственность за эти симптомы следовало бы в гораздо большей мере возложить на сексуальные расстройства психоло- гии родителей, чем на психологический склад самого ребенка, ибо чрез- вычайно впечатлительная и зависимая психика ребенка всецело живет еще в атмосфере родительской психики и лишь относительно поздно освобождается от ее притяжения» [55, с. 53]. Одно из расхождений между З. Фрейдом и К. Г. Юнгом пролегало в области их отношения к религии. Для основателя психоанализа рели- гия была иллюзией, которую следует устранить из жизни человека, заме- нив ее интеллектом, разумом. С точки зрения К. Г. Юнга, такая позиция свидетельствует о том, что З. Фрейду не удалось понять суть всего рели- гиозного вообще. Иллюзия является, по его мнению, естественным про- явлением жизни, она не подчиняется критериям разумности, полезности и не поддается размену на них. Как и З. Фрейда, религия интересовала К. Г. Юнга главным образом с психологической точки зрения. Оба они считали, что Бог может быть
281
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
рассмотрен в качестве проекции человеком чего-то внутреннего вовне. Однако они по-разному оценивали религиозный опыт: основатель психо- анализа считал, что подобный опыт — наследие прошлого, не обременен- ное научным знанием, и, следовательно, по мере развития науки подоб- ный опыт становится вовсе не обязательным для человека; швейцарский психолог придерживался противоположной точки зрения и высказывал убеждение, в соответствии с которым религиозный опыт реален, связан с духовностью человека и является неотъемлемой частью его становления как целостной личности. В своих работах К. Г. Юнг не говорил о Боге как таковом и не пытал- ся приводить какие-либо доказательства в пользу его наличия или отсут- ствия. Речь шла об образе Бога, Божества, который с психологической точки зрения является наглядным представлением основы души. Челове- ческая душа тесно связана со структурой мира и поэтому то, что происхо- дит в объективной реальности находит свое отражение в субъективной действительности, т. е. в душе человека, и наоборот. В этом смысле образ Божества всегда представляет собой проекцию внутреннего восприятия того, что противостоит человеку. Освобождаясь от предметности, вооб- ражение человека пытается создать или создает образ невидимого, стоя- щего за соответствующими явлениями и процессами. В результате этого силой воображения создаются разнообразные формы, олицетворяющие собой синтез противоположностей и целостность, поскольку душа челове- ка не может смириться с теми расколами, которые возникают в глубинах психики при столкновении внешнего и внутреннего. Человек не может понять эти образы, которые воздействуют на него изнутри. Но связанный с работой воображения опыт, называемый подчас религиозным, мистиче- ским или творческим, может оказывать как пагубное, так и благородное воздействие на человека. То, что подталкивает к возникновению фантазии, видения или снови- дения, можно называть по-разному, именуя это богом, дьяволом, бессоз- нательным или какими-то другими обозначениями. К. Г. Юнг предпочи- тает термин «бессознательное», который не предполагает никаких мета- физических требований, хотя в принципе, если выражаться мистически, то можно было бы говорить о «боге» или «дьяволе». Образ творящего Бога не доставляет трудностей тому человеку, который постигает необхо- димость устранения в себе противоречий и придания смысла жизни. Эти противоречия, как и противоречия в образе Бога, могут быть преодоле- ны путем познания самого себя и обретения целостности души благодаря согласованному действию сознания и бессознательного. В содержании религиозных учений К. Г. Юнг находил те фигуры, с которыми приходится сталкиваться в сновидениях и фантазиях паци-
282
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
ентов. В их моральных импликациях он видел попытки, подобные тем, с помощью которых пациенты интуитивно пытаются найти приемлемый способ овладения внутренними силами, с целью устранения противоре- чивых установок и непонятного разлада в душе. Религиозный опыт пред- ставлялся ему такой грандиозной попыткой человеческого духа познать себя изнутри, как и попытка постижения внешнего мира с помощью есте- ственно-научного знания. При этом он исходил из того, что человек всегда развивал в себе рели- гиозную функцию и что человеческая душа издревле пропитана религиоз- ными чувствами и представлениями. Не признавать данного аспекта чело- веческой души — значит не понимать человека. Пытаться доказательно объяснить религиозную функцию, как это делают ортодоксы церкви, зна- чит лишиться чувства реальности. Равновесие телесного и психического пред- полагает наличие духовного. Наука многое дает для познания внешнего мира и пытается разобраться в тех психических процессах, которые протекают в глубинах внутреннего мира человека. Однако «душа является вышестоя- щей по сравнению с сознанием целостностью, матерью и предусловием сознания, поэтому наука также является лишь одной из присущих ей функ- ций, которая никогда не исчерпает полноту ее жизни» [56, с. 68]. В общем виде представления К. Г. Юнга о религии, религиозной функ- ции и образе Бога сводятся к следующему: · религия — это отношение к высшим ценностям, которые могут быть позитивными или негативными и которые оказывают значительное воздействие на человека; · под религией следует понимать не вероучение, а особую установку соз- нания, измененную опытом нуминозного, духовного; · религиозная функция является исконной функцией бессознательного, имеющего коллективную природу и содержащего архетипы; · Бог — наделенный наибольшей силой психический фактор; · предстающие в сновидениях, видениях или в продуктах творческого воображения мандалы — экспрессии религиозной установки, в которых нет ни Божества, ни подчинения ему, ни примирения с ним, но в кото- рых место Божества занято Самостью, целостностью человека; · замещение Божества целостностью человека является естественным и спонтанным событием, осуществляющимся в бессознательном, кото- рое производит новую идею божественного человека. В случае аналитической терапии у пережившего подобный опыт паци- ента существенно улучшается предшествующее невротическое состояние. Есть немало людей, которые должны серьезно относиться к своему опыту. «Им остается выбор между дьяволом и морской пучиной. Дьяволом являет- ся мандала или нечто ей подобное, а пучиной — невроз. В дьяволе есть хоть
283
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
что-то героическое, тогда как пучина означает духовную смерть… Религи- озный опыт абсолютен. Он несомненен. Вы можете сказать, что у вас его никогда не было, но ваш оппонент скажет: “Извините, но у меня он был”. И вся ваша дискуссия тем и закончится. Неважно, что мир думает о религи- озном опыте; для того, кто им владеет, — это великое сокровище, источник жизни, смысла и красоты, придающий новый блеск миру и человечеству. У него есть вера и мир. Где тот критерий, по которому вы можете решить, что эта жизнь вне закона, что этот опыт не значим, а вера — просто иллю- зия? Есть ли, на самом деле, какая-нибудь лучшая истина о последних осно- ваниях, чем та, что помогает вам жить? Вот почему я столь тщательно при- нимаю во внимание символы, порожденные бессознательным. Они нас попросту превозмогают… То, что исцеляет от невроза, должно быть пре- возмогающе убедительным, а так как невроз слишком реален, то исцеляю- щий опыт должен быть в равной степени реальным» [57, с. 192–193]. З. Фрейд считал, что религиозная вера должна быть заменена научным знанием. К. Г. Юнг подчеркивал, что в западном мире произошел раскол между верой и знанием, философией и наукой. С точки зрения психоло- гии, этот раскол привел к конфликту сознания, находящему отражение в душе человека. Но можно представить себе такое состояние сознания, когда человек и знает, и верит. В понимании К. Г. Юнга для конфликта между верой и знанием нет каких-либо существенных оснований. И то, и другое необходимо человеку, поскольку по отдельности ему недостаточ- но ни одно знание, ни одна лишь вера. Раскол между верой и знанием на Западе привел к тому, что в поисках разрешения внутренних конфликтов западный человек стал обращаться к восточным практикам медитации, включая йогу. Но если в йоге удиви- тельным образом слиты воедино физическое и духовное, то ее использо- вание западным человеком приводит к тому, что он попадает, по выраже- нию К. Г. Юнга, в «ловушку веры» и без проблеска мысли «заглатывает» такие понятия, как прана, чакра, атман. Раскол в западном сознании дела- ет невозможным адекватное использование возможностей йоги. Моральный конфликт отделяет человека от его Тени. Считается, что |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 233. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |