Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классический психоанализ и аналитическая психология 1 страница




 

В отличие от классического психоанализа З. Фрейда, в основу анали-

тической психологии К. Г. Юнга были положены следующие общие тео-

ретические представления:

· человека следует рассматривать исходя из его здоровья, а не из пато-

логии;

· учение об интровертированных и экстравертированных типах лич-

ности покоится на предположении, что в картине мира присутствует

внутреннее и внешнее начала, а между ними находится человек, обра-

щенный то к одному, то к другому полюсу в зависимости от темпера-

мента и склонностей;

· психическая энергия рождается из взаимодействия противоположно-

стей, она не сводится только и исключительно к сексуальной и, следо-

 

265


 

 

А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА

 

вательно, понятие либидо является более широким по своему содер-

жанию, чем это принято считать в психоанализе;

· чтобы разорвать заколдованный круг биологических явлений, связан-

ных с сексуальностью, инцестом, необходимо признать наличие духа

и заново пережить его;

· человек естественным образом развивает религиозную функцию

и поэтому с давних пор человеческая психика пронизана религиозны-

ми чувствами;

· все религии позитивны и в содержании их учений наличествуют те

фигуры, с которыми приходится сталкиваться в сновидениях и фан-

тазиях пациентов;

· Я человека страдает не только из-за своего отделения от человечества,

но и от утраты духовности;

· человек, будучи частью, не постигает целого, но он всегда зависит

от целого и зиждется на нем.

На этих общих положениях основываются многочисленные расхож-

дения, имеющие место между классическим психоанализом и аналити-

ческой психологией. Расхождения касаются прежде всего генетического

(вместо чисто сексуального) понимания либидо, рассмотрения природы

бессознательного, разделения бессознательного на личное (индивидуаль-

ное) и коллективное, отношения между сознанием и бессознательным,

различий между Я и Самостью, функциональной деятельности снови-

дений, противопоставления конструктивного (синтетического) метода

исследования каузально-редуктивному (аналитическому) толкованию пси-

хических процессов и ряда других концептуальных и терапевтических

разработок, предпринятых К. Юнгом.

При рассмотрении основных положений аналитической психологии

уже обращалось внимание на специфику юнговского понимания либидо,

личного и коллективного бессознательного, различий между Я и Само-

стью. В меньшей степени затрагивались другие аспекты аналитической

психологии, обладающие своеобразием и проясняющие суть различий

в трактовке тех или иных вопросов со стороны К. Г. Юнга и З. Фрейда.

Эти аспекты как раз и требуют дальнейшего краткого рассмотрения,

завершающего раскрытие концептуальных и терапевтических разрабо-

ток К. Г. Юнга.

Прежде всего необходимо обратить внимание на фрейдовское и юнгов-

ское понимание бессознательного как такового. Основатель психоанали-

за и швейцарский психолог и психиатр исходили из того, что в процес-

се развития индивида бессознательное находится в центре внимания и,

следовательно, именно оно должно быть всесторонне изучено. К. Г. Юнг

как раз и усматривал заслугу З. Фрейда в том, что тот не только обра-

 

266


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я

 

тился к исследованию бессознательного психического, но и вычленил

области его эмпирического проявления (сновидения, ошибочные дейст-

вия, симптомы заболеваний), а также предложил такую технику анализа

его, которая до него отсутствовала. По его выражению, «Фрейд сорвал

покров, наброшенный просвещенческим оптимизмом на бездонный мрак

человеческой природы, и с тех пор психотерапия в той или иной форме

не покладая рук трудится над разоблачением обширной области тьмы,

которую сам я назвал “тенью” человека» [47, с. 62].

Однако, если для З. Фрейда бессознательное представлялось неким

хранилищем для вытесненного материала, инфантильных желаний, сек-

суальных и агрессивных влечений, то в понимании К. Г. Юнга бессозна-

тельное представляет собой нечто большее. Речь идет не только о при-

знании им коллективного бессознательного, наряду с личным бессозна-

тельным, но и о рассмотрении бессознательного в качестве как оплота

консерватизма предков, так и творческого фактора, способствующего

осуществлению радикальных изменений и самореализации личности.

Для К. Г. Юнга бессознательное — это не только область тьмы, нега-

тивных содержаний человека. Оно содержит источник сил, приводящих

в движение человеческую душу, и в нем же заключается единство бытия.

Бессознательное — не простое реактивное отражение сознания, своего рода психи-

ческий зеркальный мир, а самостоятельная и продуктивная деятельность, особая

реальность, которую необходимо учитывать и с которой приходится считаться.

К. Г. Юнг исходил из того, что бессознательное не является демони-

ческим чудовищем, а представляет собой индифферентную в мораль-

ном, этическом и интеллектуальном отношении естественную сущность.

В нем нет взрывоопасных вещей, если сознание не создает их. Оно опас-

но только тогда, когда сознание неправильно относится к нему, прибегая

к различного рода подавлению и вытеснению его содержаний. Психика,

как саморегулирующая система, обладает такими механизмами, благода-

ря которым бессознательное выполняет те функции, которые в силу раз-

личного рода причин и обстоятельств оказываются незадействованными

со стороны сознания.

С точки зрения З. Фрейда и К. Г. Юнга, бессознательное в филогене-

тическом (как история развития человеческого рода) и онтогенетиче-

ском (как история развития индивида) отношениях первично, а созна-

ние — вторично. Вместе с тем, если в классическом психоанализе бессоз-

нательное и сознание в определенной степени противостоят друг другу,

то в аналитической психологии они рассматриваются в качестве естест-

венного дополнения.

В понимании К. Г. Юнга проявления бессознательного имеют характер ком-

пенсации по отношению к сознанию. Односторонность сознания снимается

 

267


 

 

А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА

 

бессознательным, его тревожность сглаживается и оно обретает равно-

весие через бессознательное. Таким образом, значение бессознательного

примерно эквивалентно значению сознания. Обе части психики связаны

друг с другом узами взаимного компенсирования. По словам К. Г. Юнга,

«теорию компенсации можно вообще объявить основным правилом пси-

хической жизни» [48, с. 75]. В этом отношении он шел по стопам А. Адле-

ра, выступившего с идеей компенсации чувства неполноценности как

основного закона развития человека.

Рассмотрение компенсаторных функций бессознательного и созна-

ния нашло отражение у К. Г. Юнга при осмыслении им природы сно-

видений. При толковании конкретного сновидения он ставил вопрос

о том, какая сознательная установка компенсируется данным сновидени-

ем. Если в классическом психоанализе сновидение соотносилось с бес-

сознательной деятельностью человека, то в аналитической психологии

устанавливалась тесная взаимосвязь между сознанием и сновидением.

Если З. Фрейд придавал особое значение символике сновидений, ухо-

дящей своими корнями в бессознательное, то К. Г. Юнг исходил из того,

что в практическом отношении целесообразно рассматривать символи-

ку сновидения не семиотически, т. е. как знак или симптом постоянного

характера, что имело место в классическом психоанализе, а как подлин-

ный символ, являющийся выражением понятийно не сформулированного

содержания, соотносящегося с определенной установкой сознания.

Отмеченное выше не означает, что К. Г. Юнг не разделял точку зрения

З. Фрейда, в соответствии с которой сновидения являются проявления-

ми бессознательной психической деятельности. Такое понимание сно-

видения было характерно и для него. Другое дело, что при толковании

сновидений пациентов он учитывал компенсирующие отношения между

бессознательным и сознанием, а также считал, что бессознательная прогрес-

сивность и сознательная регрессивность образуют пару противоположностей,

поддерживающих равновесие. Одновременно он говорил не только о ком-

пенсирующей функции сновидений, но и о том, что в сновидении может

иметь место коррекция представлений.

Кроме того, К. Г. Юнг усматривал в сновидении не только ключ к раз-

гадке этиологии неврозов, но и диагностически полезный эффект, свя-

занный с терапевтической подсказкой и неким прогнозом. При этом,

как и З. Фрейду, ему была понятна необходимость осознания содержаще-

гося в сновидении бессознательного материала. Не случайно он говорил

об ассимиляции сознанием содержаний бессознательного. Однако под

ассимиляцией он понимал не просто осознание бессознательного, а про-

никновение сознательных и бессознательных содержаний друг в друга.

Поэтому и содержание сновидений воспринималось им в качестве реаль-

 

268


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я

 

ности, которую необходимо включать в сознательную установку. Если

человек не делает этого, то он остается в плену односторонней сознатель-

ной установки, требующей бессознательной компенсации, являющейся

эффективной только тогда, когда она взаимодействует с сознанием.

З. Фрейд ориентировался на каузальное (причинное) толкование снови-

дений, в то время как К. Г. Юнг учитывал и финальный (целеполагающий)

способ рассмотрения сновидений, считая, что все психическое требует

двойного способа рассмотрения. В этом отношении, как и в случае теории

компенсации, он также поддерживал А. Адлера и исходил из того, что, наря-

ду с ориентированным в основном на прошлое вопросом «почему», не менее

важным является также обращенный в будущее вопрос «для чего». Подход,

использующий сновидения только для выявления этиологического фактора,

предполагающего поиск детских переживаний, оценивался им как предвзя-

тый и игнорирующий значительную часть того, что может дать сновидение.

По его мнению, чисто каузальная установка является не только ограничен-

ной, но и не отвечающей сущности сновидения и природе невроза.

Основатель психоанализа полагал, что сновидение имеет редуцирую-

щую функцию. Основатель аналитической психологии признавал, наряду

с этой функцией, также проспективную функцию сновидения, способствую-

щую появлению в бессознательном некоего плана, символическое содер-

жание которого является проектом для решения внутрипсихических кон-

фликтов. Данная функция сновидения соотносима не с каким-либо про-

рочеством, а с предварительным комбинированием вероятностей. Она

выходит за пределы терапевтического успеха в аналитической ситуации

и имеет отношение к той цели человека, которая связана с индивидуаци-

ей, реализацией целостности личности. Это означает, что, с точки зрения

К. Г. Юнга, открывающиеся сознанию в сновидениях процессы воспри-

нимались бы аналитиком как менее запутанные, если бы он знал о целях

бессознательной тенденции.

Швейцарский психолог и психиатр не отрицал значения редуцирую-

щей функции сновидения как таковой. Он лишь считал, что сновидения

многофункциональны и поэтому при их толковании следует принимать

во внимание их обращенность как в прошлое, так и в будущее, а также учи-

тывать наличие различных функций. В связи с этим, наряду с редуктивны-

ми и проспективными сновидениями, он выделял реактивные сновидения,

в которых детерминирующую роль играют различные травмы.

При каузально-редуктивном подходе сновидение разлагается на состав-

ные части, состоящие из воспоминаний, или на процессы, связанные

с бессознательными влечениями человека. Такой подход приемлем

по отношению к раскрытию содержаний личного бессознательного, но он

оказывается бесперспективным, когда всплывают образы коллективного

 

269


 

 

А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА

 

бессознательного. За анализом, разложением сновидения на составные

части или процессы, должен следовать синтез, поскольку в бессознатель-

ном имеются такие содержания, смысл которых раскрывается благодаря

синтетическому воспроизведению образов. Поэтому, если З. Фрейд при-

бегал к каузально-редуктивному методу толкования сновидений (и фанта-

зий), то К. Г. Юнг предложил использовать для их понимания синтетиче-

ский, финальный или герменевтический метод.

Новый метод работы со сновидениями и фантазиями был основан

на том, что он назвал амплификацией, т. е. поиском параллелей, расшире-

нием образов бессознательного всеми сознательными средствами, вклю-

чая активное воображение. «Так же, как анализ разлагает символический

материал фантазий на компоненты, синтетический способ интегрирует

все это и придает ему общее и понятийное выражение» [49, с. 133].

Амплификация противопоставлялась К. Г. Юнгом свободным ассоциа-

циям. Он исходил из того, что используемый в классическом психоана-

лизе метод свободных ассоциаций предназначен для выявления комплек-

сов человека. Но, как заявлял К. Г. Юнг, его не интересовали комплексы

пациентов. Он стремился понять, что сновидения пациентов могут сказать

о комплексах, а не то, каковы они. На основании сновидений он хотел узнать,

что делает с комплексами бессознательное и к чему пациент готовит себя.

Поэтому вместо метода свободных ассоциаций К. Г. Юнг предпочел гово-

рить об амплификации как методе, заимствованном у филологов и осно-

вывающемся на поиске параллелей.

Этот метод состоял в том, что если, например, приходится иметь дело

с редким словом, с которым никогда не приходилось встречаться ранее,

то в этом случае можно попытаться найти тексты со сходными пассажами,

где встречается данное слово, затем использовать в новом тексте формулу,

установленную при знакомстве с ранним текстом. Что касается обнаруже-

ния контекста, то К. Г. Юнг предпочитал следовать принципу ассоциатив-

ного эксперимента, благодаря которому удавалось находить основания,

связанные с появлением какого-то слова или образа.

Подобная логическая процедура, т. е. амплификация, представлялась

ему более целесообразной при работе со сновидениями, чем метод свобод-

ных ассоциаций. Однако в рамках аналитической психологии и терапии,

где раскрытие личного и коллективного бессознательного предполага-

ло рассмотрение сновидений, видений и фантазий пациентов, К. Г. Юнгу

приходилось апеллировать и к ассоциативному эксперименту, и к свобод-

ным ассоциациям, и к активному воображению.

Что касается толкования сновидений, то К. Г. Юнг различал два их

вида: на объективной ступени и на субъективной ступени. Первый вид тол-

кования может быть соотнесен с реальным объектом и является анали-

 

270


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я

 

тическим, поскольку разлагает сновидение на отдельные воспоминания,

соотносимые с внешними ситуациями. Второй вид толкования предполага-

ет соотношение каждой части сновидения со сновидцем. Такое толкова-

ние является синтетическим, поскольку отделяет воспоминания и соот-

ветствующие комплексы от внешних поводов, понимает их как тенденции

субъекта и присоединяет их к нему.

Таким образом, синтетический (финальный, герменевтический) метод

толкования заключается в интерпретации на субъективной ступени. Он

основывается на том, что в своей целостности творение сновидения

субъективно. Соответственно, раскрытие смысла сновидения должно

опираться на простую истину, а именно на то, что сновидение — это театр,

в котором сновидец является одновременно автором, режиссером, актером, суфле-

ром, сценой, публикой, критиком.

В связи с подобным подходом к рассмотрению сновидений, К. Г. Юнг

критически отнесся к представлению З. Фрейда о том, что сюжет или кар-

тина сновидения является не чем иным, как фасадом, за которым спрята-

ны скрытые мысли сновидения. В противоположность подобному пред-

ставлению он полагал, что о фасаде аналитик говорит только потому, что

не понимает сновидение. На самом деле картина сновидения и есть само сно-

видение. Ведь в реальной жизни фасад в большинстве домов не является

иллюзией или обманчивым искажением. Он соответствует содержанию

дома и представляет его. Аналогичным образом обстоит дело и со снови-

дением. Поэтому, как считал К. Г. Юнг, нет никаких оснований обвинять

сновидение в каких-либо намеренно обманных маневрах. Оно является

именно тем, чем и должно быть. Сновидение ничего не хочет и представ-

ляет лишь само себя изображающее содержание. Оно ничего не утаивает,

просто человек не понимает его языка.

З. Фрейд рассматривал сновидения с точки зрения исполнения жела-

ний человека, не получивших реализацию в его бодрственном состоя-

нии. В более поздних своих работах он внес некоторую поправку, говоря

о том, что сновидения — это попытка исполнения желаний. К. Г. Юнг при-

шел к мнению, что подобное понимание является ограниченным. На его

взгляд, сновидение является «спонтанным самоизображением» актуально-

го положения бессознательного, выраженного в символической форме.

Такое представление о сновидении оставляет открытым вопрос о том,

всегда ли в бессознательном содержании находит отражение исключи-

тельно исполнение желания.

Для основателя психоанализа важно было понять работу сновидения,

связанную с переводом скрытых мыслей в явное содержание. Подобная

работа осуществляется, по его мнению, благодаря особым психическим

процессам, к которым он отнес сгущение, смещение, превращение мыс-

 

271


 

 

А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА

 

лей в зрительные образы, вторичную обработку. Для К. Г. Юнга подобное

понимание работы сновидения представлялось сомнительным, хотя он

и не стал углубляться в рассмотрение данного вопроса.

Вместо этого он сосредоточил внимание на раскрытии структуры сно-

видения, которая была им представлена в виде четырех фаз:

· экспозиция (место действия, место присутствующих и действующих

лиц, исходное положение);

· завязка (усложнение ситуации, создание или нарастание напряжения);

· кульминация или перипетия (резкое изменение чего-то, осуществление

решительного действия);

· лизис, т. е. растворение, ослабление, снятие напряжения, или решение,

или результат (окончательное положение дел).

Первые три фазы являются типичными для сновидений, последняя

характерна не для всех, т. е. ее может и не быть в каком-то сновидении.

Тем не менее сновидение напоминает собой, как полагал К. Г. Юнг, драму,

так как имеет «драматическую» структуру.

Различия в понимании сновидений имели не только теоретическое,

но и практическое значение, связанное с терапевтическим процессом.

В частности, З. Фрейд не был сторонником того, чтобы пациенты запи-

сывали свои сновидения непосредственно после пробуждения. Подобную

рекомендацию со стороны некоторых аналитиков он считал совершенно

ненужным приемом для терапии, поскольку пациенты охотно записыва-

ют сновидения и тем самым мешают себе спать, а их большое воодушев-

ление по поводу сновидений не приносит им пользы.

Иной позиции придерживался К. Г. Юнг. Он считал, что самостоятель-

ная работа пациентов со своими сновидениями является весьма полез-

ной для осуществления аналитической терапии. Поэтому он не только

поощрял подобную работу, но и после приобретения пациентами опре-

деленного навыка в процессе разбора сновидений на аналитических сес-

сиях давал им своего рода «домашние задания». Пациенты должны были

не только записывать свои сновидения, но самостоятельно анализировать

их и приходить к аналитику с готовыми интерпретациями, которые обсу-

ждались на аналитических сессиях.

Одно из существенных расхождений между классическим психоанали-

зом и аналитической психологией состояло в понимании характера свя-

зей между различными процессами и явлениями. Это расхождение восхо-

дило к ранним встречам З. Фрейда и К. Г. Юнга, когда обнаружилось, что

первому было свойственно стремление к причинному объяснению внеш-

них событий и внутренних изменений, в то время как второй признавал

существование необъяснимых связей, имеющих отношение к ясновиде-

нию, телепатии, паранормальным явлениям.

 

272


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я

 

Показательной в этом отношении является одна из первых их встреч.

К. Г. Юнг рассказывал З. Фрейду о сверхъестественных событиях, что вос-

принималось последним с большим сомнением. Швейцарский психиатр

почувствовал внутри себя прилив каких-то неведомых сил и в порыве

энтузиазма сказал, что в доказательство его точки зрения сейчас что-то

произойдет. Раздался грохот. З. Фрейд был склонен расценить это как

некую случайность. Через какое-то время снова раздался грохот, идущий

изнутри книжного шкафа. После ухода К. Г. Юнга основатель психоанали-

за стал исследовать свой книжный шкаф и пришел к выводу, что услышан-

ный им ранее грохот был следствием растрескавшихся полок. Об этом он

написал швейцарскому коллеге, но каждый остался при своем мнении.

Обратившись к исследованию оккультных феноменов задолго до зна-

комства с основателем психоанализа, К. Г. Юнг на протяжении всей своей

последующей жизни продолжал интересоваться теми явлениями, понима-

ние которых выходило за пределы компетенции научного знания, осно-

ванного на объяснении причинно-следственных связей. З. Фрейд, напро-

тив, строго придерживался детерминизма и даже тогда, когда обращался

к осмыслению оккультизма, телепатии и провидческих сновидений, все-

гда пытался найти причинное объяснение тех или иных явлений.

На протяжении нескольких десятилетий К. Г. Юнг не решался вынести

на обсуждение научной общественности свои идеи о возможной некау-

зальной связи между различными явлениями и процессами. Только в нача-

ле 50-х гг. он выступил с обоснованием этих идей, что было сделано им

впервые в лекции «О синхронистичности», прочитанной на конферен-

ции Эранос в 1951 г., а затем в работе «Синхронистичность: акаузальный

объединяющий принцип», которая была включена вместе с монографией

лауреата Нобелевской премии физика В. Паули в публикацию «Интерпре-

тация природы и психе» (1952).

Высказанные им идеи сводились к тому, что, помимо причинно-след-

ственной взаимосвязи, существуют такие беспричинные комбинации

событий и процессов, объяснение которых не может опираться на тра-

диционные для науки представления о каузальности. В реальной жизни

приходится сталкиваться с разнообразными событиями, как правило,

воспринимаемыми в качестве случайных или вероятностных, но тем

не менее имеющих между собой какую-то связь непричинного характе-

ра. Подобные события случаются сплошь и рядом и они требуют иного

принципа объяснения, чем философский и естественно-научный прин-

цип причинности.

Так, во время работы с одной пациенткой, которая отличалась безупреч-

ным логическим мышлением и все предпринимаемые К. Г. Юнгом попыт-

ки ослабить ее рационализм оказывались безуспешными, произошло

 

273


 

 

А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА

 

следующее событие. Он сидел напротив пациентки, спиной к окну, и слу-

шал ее рассказ о сновидении, в котором она получила от кого-то цен-

ное ювелирное украшение в виде золотого скарабея. В то время как она

рассказывала свое сновидение, К. Г. Юнг услышал тихий стук в окно. Он

обернулся, увидел бьющееся о стекло большое насекомое, открыл окно

и, как только оно залетело в комнату, поймал его. Оказалось, что это был

скарабеевидный жук, желто-зеленая окраска которого напоминала цвет

золотого скарабея. К. Г. Юнг протянул жука пациентке со словами: «Вот

ваш скарабей». Пациентка была удивлена и озадачена, но это событие

поколебало ее рационализм, устранило интеллектуальное сопротивле-

ние и тем самым оказалось плодотворным для дальнейшего осуществле-

ния анализа.

Между ранее приснившимся пациентке ювелирным украшением в виде

скарабея и залетевшим в комнату во время анализа похожим на него жуком

нет никакой причинной связи. Можно говорить лишь о смысловом сов-

падении, которое столь характерно для разнообразных событий, относя-

щихся к категории ясновидения, телепатии, провидческих сновидений.

Подобные смысловые совпадения разнообразны и, будучи беспричинны-

ми, они все же образуют нечто такое, что можно рассматривать в качест-

ве научной картины мира.

Исходя из этого, К. Г. Юнг выдвинул предположение о существовании

смысловых совпадений, основанных на каком-то ином, по сравнению

с причинным, принципе или свойстве эмпирического мира. Этот прин-

цип или свойство он назвал синхронистичностью. Если причинность объ-

ясняет связь между двумя последовательными событиями, то синхрони-

стичность указывает на параллельность времени и смысла между психи-

ческими и психофизическими событиями.

Синхронистические явления включают в себя, по мысли К. Г. Юнга,

следующие три совпадения:

· психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого

состояния объективным событием, соответствующим психическому

состоянию или его содержимому, в котором нет причинной связи

между психическим состоянием и внешним событием и ее не может

быть в силу относительности времени и пространства;

· психического состояния с соответствующим внешним событием,

имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, т. е. на рас-

стоянии, и удостовериться в котором можно только впоследствии;

· психического состояния с соответствующим, но еще не существую-

щим будущим событием, значительно удаленном во времени и реаль-

ность которого тоже может быть установлена только впоследствии

[50, с. 187].

 

274


 

 

К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я

 

К. Г. Юнг вовсе не стремился к противопоставлению двух принципов

объяснения явлений мира. Причинность и синхронистичность скорее

рассматривались им в плане того принципа относительности и дополни-

тельности, к которому пришла современная физика. Он высказал предпо-

ложение, что события «находятся друг с другом, с одной стороны, в при-

чинно-следственной связи, а с другой — в некой смысловой перекрестной

связи» [51, с. 204]. В этом отношении его понимание трансцендентной

функции, как соединяющей содержания бессознательного с содержания-

ми сознания, можно рассматривать также с точки зрения объединения

причинности и синхронистичности.

Синхронистичность позволяет выявлять дополнительные связи между

внешним и внутренним миром, которые подчас не поддаются причинно-










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...