Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классический психоанализ и аналитическая психология 1 страница
В отличие от классического психоанализа З. Фрейда, в основу анали- тической психологии К. Г. Юнга были положены следующие общие тео- ретические представления: · человека следует рассматривать исходя из его здоровья, а не из пато- логии; · учение об интровертированных и экстравертированных типах лич- ности покоится на предположении, что в картине мира присутствует внутреннее и внешнее начала, а между ними находится человек, обра- щенный то к одному, то к другому полюсу в зависимости от темпера- мента и склонностей; · психическая энергия рождается из взаимодействия противоположно- стей, она не сводится только и исключительно к сексуальной и, следо-
265
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
вательно, понятие либидо является более широким по своему содер- жанию, чем это принято считать в психоанализе; · чтобы разорвать заколдованный круг биологических явлений, связан- ных с сексуальностью, инцестом, необходимо признать наличие духа и заново пережить его; · человек естественным образом развивает религиозную функцию и поэтому с давних пор человеческая психика пронизана религиозны- ми чувствами; · все религии позитивны и в содержании их учений наличествуют те фигуры, с которыми приходится сталкиваться в сновидениях и фан- тазиях пациентов; · Я человека страдает не только из-за своего отделения от человечества, но и от утраты духовности; · человек, будучи частью, не постигает целого, но он всегда зависит от целого и зиждется на нем. На этих общих положениях основываются многочисленные расхож- дения, имеющие место между классическим психоанализом и аналити- ческой психологией. Расхождения касаются прежде всего генетического (вместо чисто сексуального) понимания либидо, рассмотрения природы бессознательного, разделения бессознательного на личное (индивидуаль- ное) и коллективное, отношения между сознанием и бессознательным, различий между Я и Самостью, функциональной деятельности снови- дений, противопоставления конструктивного (синтетического) метода исследования каузально-редуктивному (аналитическому) толкованию пси- хических процессов и ряда других концептуальных и терапевтических разработок, предпринятых К. Юнгом. При рассмотрении основных положений аналитической психологии уже обращалось внимание на специфику юнговского понимания либидо, личного и коллективного бессознательного, различий между Я и Само- стью. В меньшей степени затрагивались другие аспекты аналитической психологии, обладающие своеобразием и проясняющие суть различий в трактовке тех или иных вопросов со стороны К. Г. Юнга и З. Фрейда. Эти аспекты как раз и требуют дальнейшего краткого рассмотрения, завершающего раскрытие концептуальных и терапевтических разрабо- ток К. Г. Юнга. Прежде всего необходимо обратить внимание на фрейдовское и юнгов- ское понимание бессознательного как такового. Основатель психоанали- за и швейцарский психолог и психиатр исходили из того, что в процес- се развития индивида бессознательное находится в центре внимания и, следовательно, именно оно должно быть всесторонне изучено. К. Г. Юнг как раз и усматривал заслугу З. Фрейда в том, что тот не только обра-
266
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
тился к исследованию бессознательного психического, но и вычленил области его эмпирического проявления (сновидения, ошибочные дейст- вия, симптомы заболеваний), а также предложил такую технику анализа его, которая до него отсутствовала. По его выражению, «Фрейд сорвал покров, наброшенный просвещенческим оптимизмом на бездонный мрак человеческой природы, и с тех пор психотерапия в той или иной форме не покладая рук трудится над разоблачением обширной области тьмы, которую сам я назвал “тенью” человека» [47, с. 62]. Однако, если для З. Фрейда бессознательное представлялось неким хранилищем для вытесненного материала, инфантильных желаний, сек- суальных и агрессивных влечений, то в понимании К. Г. Юнга бессозна- тельное представляет собой нечто большее. Речь идет не только о при- знании им коллективного бессознательного, наряду с личным бессозна- тельным, но и о рассмотрении бессознательного в качестве как оплота консерватизма предков, так и творческого фактора, способствующего осуществлению радикальных изменений и самореализации личности. Для К. Г. Юнга бессознательное — это не только область тьмы, нега- тивных содержаний человека. Оно содержит источник сил, приводящих в движение человеческую душу, и в нем же заключается единство бытия. Бессознательное — не простое реактивное отражение сознания, своего рода психи- ческий зеркальный мир, а самостоятельная и продуктивная деятельность, особая реальность, которую необходимо учитывать и с которой приходится считаться. К. Г. Юнг исходил из того, что бессознательное не является демони- ческим чудовищем, а представляет собой индифферентную в мораль- ном, этическом и интеллектуальном отношении естественную сущность. В нем нет взрывоопасных вещей, если сознание не создает их. Оно опас- но только тогда, когда сознание неправильно относится к нему, прибегая к различного рода подавлению и вытеснению его содержаний. Психика, как саморегулирующая система, обладает такими механизмами, благода- ря которым бессознательное выполняет те функции, которые в силу раз- личного рода причин и обстоятельств оказываются незадействованными со стороны сознания. С точки зрения З. Фрейда и К. Г. Юнга, бессознательное в филогене- тическом (как история развития человеческого рода) и онтогенетиче- ском (как история развития индивида) отношениях первично, а созна- ние — вторично. Вместе с тем, если в классическом психоанализе бессоз- нательное и сознание в определенной степени противостоят друг другу, то в аналитической психологии они рассматриваются в качестве естест- венного дополнения. В понимании К. Г. Юнга проявления бессознательного имеют характер ком- пенсации по отношению к сознанию. Односторонность сознания снимается
267
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
бессознательным, его тревожность сглаживается и оно обретает равно- весие через бессознательное. Таким образом, значение бессознательного примерно эквивалентно значению сознания. Обе части психики связаны друг с другом узами взаимного компенсирования. По словам К. Г. Юнга, «теорию компенсации можно вообще объявить основным правилом пси- хической жизни» [48, с. 75]. В этом отношении он шел по стопам А. Адле- ра, выступившего с идеей компенсации чувства неполноценности как основного закона развития человека. Рассмотрение компенсаторных функций бессознательного и созна- ния нашло отражение у К. Г. Юнга при осмыслении им природы сно- видений. При толковании конкретного сновидения он ставил вопрос о том, какая сознательная установка компенсируется данным сновидени- ем. Если в классическом психоанализе сновидение соотносилось с бес- сознательной деятельностью человека, то в аналитической психологии устанавливалась тесная взаимосвязь между сознанием и сновидением. Если З. Фрейд придавал особое значение символике сновидений, ухо- дящей своими корнями в бессознательное, то К. Г. Юнг исходил из того, что в практическом отношении целесообразно рассматривать символи- ку сновидения не семиотически, т. е. как знак или симптом постоянного характера, что имело место в классическом психоанализе, а как подлин- ный символ, являющийся выражением понятийно не сформулированного содержания, соотносящегося с определенной установкой сознания. Отмеченное выше не означает, что К. Г. Юнг не разделял точку зрения З. Фрейда, в соответствии с которой сновидения являются проявления- ми бессознательной психической деятельности. Такое понимание сно- видения было характерно и для него. Другое дело, что при толковании сновидений пациентов он учитывал компенсирующие отношения между бессознательным и сознанием, а также считал, что бессознательная прогрес- сивность и сознательная регрессивность образуют пару противоположностей, поддерживающих равновесие. Одновременно он говорил не только о ком- пенсирующей функции сновидений, но и о том, что в сновидении может иметь место коррекция представлений. Кроме того, К. Г. Юнг усматривал в сновидении не только ключ к раз- гадке этиологии неврозов, но и диагностически полезный эффект, свя- занный с терапевтической подсказкой и неким прогнозом. При этом, как и З. Фрейду, ему была понятна необходимость осознания содержаще- гося в сновидении бессознательного материала. Не случайно он говорил об ассимиляции сознанием содержаний бессознательного. Однако под ассимиляцией он понимал не просто осознание бессознательного, а про- никновение сознательных и бессознательных содержаний друг в друга. Поэтому и содержание сновидений воспринималось им в качестве реаль-
268
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
ности, которую необходимо включать в сознательную установку. Если человек не делает этого, то он остается в плену односторонней сознатель- ной установки, требующей бессознательной компенсации, являющейся эффективной только тогда, когда она взаимодействует с сознанием. З. Фрейд ориентировался на каузальное (причинное) толкование снови- дений, в то время как К. Г. Юнг учитывал и финальный (целеполагающий) способ рассмотрения сновидений, считая, что все психическое требует двойного способа рассмотрения. В этом отношении, как и в случае теории компенсации, он также поддерживал А. Адлера и исходил из того, что, наря- ду с ориентированным в основном на прошлое вопросом «почему», не менее важным является также обращенный в будущее вопрос «для чего». Подход, использующий сновидения только для выявления этиологического фактора, предполагающего поиск детских переживаний, оценивался им как предвзя- тый и игнорирующий значительную часть того, что может дать сновидение. По его мнению, чисто каузальная установка является не только ограничен- ной, но и не отвечающей сущности сновидения и природе невроза. Основатель психоанализа полагал, что сновидение имеет редуцирую- щую функцию. Основатель аналитической психологии признавал, наряду с этой функцией, также проспективную функцию сновидения, способствую- щую появлению в бессознательном некоего плана, символическое содер- жание которого является проектом для решения внутрипсихических кон- фликтов. Данная функция сновидения соотносима не с каким-либо про- рочеством, а с предварительным комбинированием вероятностей. Она выходит за пределы терапевтического успеха в аналитической ситуации и имеет отношение к той цели человека, которая связана с индивидуаци- ей, реализацией целостности личности. Это означает, что, с точки зрения К. Г. Юнга, открывающиеся сознанию в сновидениях процессы воспри- нимались бы аналитиком как менее запутанные, если бы он знал о целях бессознательной тенденции. Швейцарский психолог и психиатр не отрицал значения редуцирую- щей функции сновидения как таковой. Он лишь считал, что сновидения многофункциональны и поэтому при их толковании следует принимать во внимание их обращенность как в прошлое, так и в будущее, а также учи- тывать наличие различных функций. В связи с этим, наряду с редуктивны- ми и проспективными сновидениями, он выделял реактивные сновидения, в которых детерминирующую роль играют различные травмы. При каузально-редуктивном подходе сновидение разлагается на состав- ные части, состоящие из воспоминаний, или на процессы, связанные с бессознательными влечениями человека. Такой подход приемлем по отношению к раскрытию содержаний личного бессознательного, но он оказывается бесперспективным, когда всплывают образы коллективного
269
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
бессознательного. За анализом, разложением сновидения на составные части или процессы, должен следовать синтез, поскольку в бессознатель- ном имеются такие содержания, смысл которых раскрывается благодаря синтетическому воспроизведению образов. Поэтому, если З. Фрейд при- бегал к каузально-редуктивному методу толкования сновидений (и фанта- зий), то К. Г. Юнг предложил использовать для их понимания синтетиче- ский, финальный или герменевтический метод. Новый метод работы со сновидениями и фантазиями был основан на том, что он назвал амплификацией, т. е. поиском параллелей, расшире- нием образов бессознательного всеми сознательными средствами, вклю- чая активное воображение. «Так же, как анализ разлагает символический материал фантазий на компоненты, синтетический способ интегрирует все это и придает ему общее и понятийное выражение» [49, с. 133]. Амплификация противопоставлялась К. Г. Юнгом свободным ассоциа- циям. Он исходил из того, что используемый в классическом психоана- лизе метод свободных ассоциаций предназначен для выявления комплек- сов человека. Но, как заявлял К. Г. Юнг, его не интересовали комплексы пациентов. Он стремился понять, что сновидения пациентов могут сказать о комплексах, а не то, каковы они. На основании сновидений он хотел узнать, что делает с комплексами бессознательное и к чему пациент готовит себя. Поэтому вместо метода свободных ассоциаций К. Г. Юнг предпочел гово- рить об амплификации как методе, заимствованном у филологов и осно- вывающемся на поиске параллелей. Этот метод состоял в том, что если, например, приходится иметь дело с редким словом, с которым никогда не приходилось встречаться ранее, то в этом случае можно попытаться найти тексты со сходными пассажами, где встречается данное слово, затем использовать в новом тексте формулу, установленную при знакомстве с ранним текстом. Что касается обнаруже- ния контекста, то К. Г. Юнг предпочитал следовать принципу ассоциатив- ного эксперимента, благодаря которому удавалось находить основания, связанные с появлением какого-то слова или образа. Подобная логическая процедура, т. е. амплификация, представлялась ему более целесообразной при работе со сновидениями, чем метод свобод- ных ассоциаций. Однако в рамках аналитической психологии и терапии, где раскрытие личного и коллективного бессознательного предполага- ло рассмотрение сновидений, видений и фантазий пациентов, К. Г. Юнгу приходилось апеллировать и к ассоциативному эксперименту, и к свобод- ным ассоциациям, и к активному воображению. Что касается толкования сновидений, то К. Г. Юнг различал два их вида: на объективной ступени и на субъективной ступени. Первый вид тол- кования может быть соотнесен с реальным объектом и является анали-
270
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
тическим, поскольку разлагает сновидение на отдельные воспоминания, соотносимые с внешними ситуациями. Второй вид толкования предполага- ет соотношение каждой части сновидения со сновидцем. Такое толкова- ние является синтетическим, поскольку отделяет воспоминания и соот- ветствующие комплексы от внешних поводов, понимает их как тенденции субъекта и присоединяет их к нему. Таким образом, синтетический (финальный, герменевтический) метод толкования заключается в интерпретации на субъективной ступени. Он основывается на том, что в своей целостности творение сновидения субъективно. Соответственно, раскрытие смысла сновидения должно опираться на простую истину, а именно на то, что сновидение — это театр, в котором сновидец является одновременно автором, режиссером, актером, суфле- ром, сценой, публикой, критиком. В связи с подобным подходом к рассмотрению сновидений, К. Г. Юнг критически отнесся к представлению З. Фрейда о том, что сюжет или кар- тина сновидения является не чем иным, как фасадом, за которым спрята- ны скрытые мысли сновидения. В противоположность подобному пред- ставлению он полагал, что о фасаде аналитик говорит только потому, что не понимает сновидение. На самом деле картина сновидения и есть само сно- видение. Ведь в реальной жизни фасад в большинстве домов не является иллюзией или обманчивым искажением. Он соответствует содержанию дома и представляет его. Аналогичным образом обстоит дело и со снови- дением. Поэтому, как считал К. Г. Юнг, нет никаких оснований обвинять сновидение в каких-либо намеренно обманных маневрах. Оно является именно тем, чем и должно быть. Сновидение ничего не хочет и представ- ляет лишь само себя изображающее содержание. Оно ничего не утаивает, просто человек не понимает его языка. З. Фрейд рассматривал сновидения с точки зрения исполнения жела- ний человека, не получивших реализацию в его бодрственном состоя- нии. В более поздних своих работах он внес некоторую поправку, говоря о том, что сновидения — это попытка исполнения желаний. К. Г. Юнг при- шел к мнению, что подобное понимание является ограниченным. На его взгляд, сновидение является «спонтанным самоизображением» актуально- го положения бессознательного, выраженного в символической форме. Такое представление о сновидении оставляет открытым вопрос о том, всегда ли в бессознательном содержании находит отражение исключи- тельно исполнение желания. Для основателя психоанализа важно было понять работу сновидения, связанную с переводом скрытых мыслей в явное содержание. Подобная работа осуществляется, по его мнению, благодаря особым психическим процессам, к которым он отнес сгущение, смещение, превращение мыс-
271
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
лей в зрительные образы, вторичную обработку. Для К. Г. Юнга подобное понимание работы сновидения представлялось сомнительным, хотя он и не стал углубляться в рассмотрение данного вопроса. Вместо этого он сосредоточил внимание на раскрытии структуры сно- видения, которая была им представлена в виде четырех фаз: · экспозиция (место действия, место присутствующих и действующих лиц, исходное положение); · завязка (усложнение ситуации, создание или нарастание напряжения); · кульминация или перипетия (резкое изменение чего-то, осуществление решительного действия); · лизис, т. е. растворение, ослабление, снятие напряжения, или решение, или результат (окончательное положение дел). Первые три фазы являются типичными для сновидений, последняя характерна не для всех, т. е. ее может и не быть в каком-то сновидении. Тем не менее сновидение напоминает собой, как полагал К. Г. Юнг, драму, так как имеет «драматическую» структуру. Различия в понимании сновидений имели не только теоретическое, но и практическое значение, связанное с терапевтическим процессом. В частности, З. Фрейд не был сторонником того, чтобы пациенты запи- сывали свои сновидения непосредственно после пробуждения. Подобную рекомендацию со стороны некоторых аналитиков он считал совершенно ненужным приемом для терапии, поскольку пациенты охотно записыва- ют сновидения и тем самым мешают себе спать, а их большое воодушев- ление по поводу сновидений не приносит им пользы. Иной позиции придерживался К. Г. Юнг. Он считал, что самостоятель- ная работа пациентов со своими сновидениями является весьма полез- ной для осуществления аналитической терапии. Поэтому он не только поощрял подобную работу, но и после приобретения пациентами опре- деленного навыка в процессе разбора сновидений на аналитических сес- сиях давал им своего рода «домашние задания». Пациенты должны были не только записывать свои сновидения, но самостоятельно анализировать их и приходить к аналитику с готовыми интерпретациями, которые обсу- ждались на аналитических сессиях. Одно из существенных расхождений между классическим психоанали- зом и аналитической психологией состояло в понимании характера свя- зей между различными процессами и явлениями. Это расхождение восхо- дило к ранним встречам З. Фрейда и К. Г. Юнга, когда обнаружилось, что первому было свойственно стремление к причинному объяснению внеш- них событий и внутренних изменений, в то время как второй признавал существование необъяснимых связей, имеющих отношение к ясновиде- нию, телепатии, паранормальным явлениям.
272
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
Показательной в этом отношении является одна из первых их встреч. К. Г. Юнг рассказывал З. Фрейду о сверхъестественных событиях, что вос- принималось последним с большим сомнением. Швейцарский психиатр почувствовал внутри себя прилив каких-то неведомых сил и в порыве энтузиазма сказал, что в доказательство его точки зрения сейчас что-то произойдет. Раздался грохот. З. Фрейд был склонен расценить это как некую случайность. Через какое-то время снова раздался грохот, идущий изнутри книжного шкафа. После ухода К. Г. Юнга основатель психоанали- за стал исследовать свой книжный шкаф и пришел к выводу, что услышан- ный им ранее грохот был следствием растрескавшихся полок. Об этом он написал швейцарскому коллеге, но каждый остался при своем мнении. Обратившись к исследованию оккультных феноменов задолго до зна- комства с основателем психоанализа, К. Г. Юнг на протяжении всей своей последующей жизни продолжал интересоваться теми явлениями, понима- ние которых выходило за пределы компетенции научного знания, осно- ванного на объяснении причинно-следственных связей. З. Фрейд, напро- тив, строго придерживался детерминизма и даже тогда, когда обращался к осмыслению оккультизма, телепатии и провидческих сновидений, все- гда пытался найти причинное объяснение тех или иных явлений. На протяжении нескольких десятилетий К. Г. Юнг не решался вынести на обсуждение научной общественности свои идеи о возможной некау- зальной связи между различными явлениями и процессами. Только в нача- ле 50-х гг. он выступил с обоснованием этих идей, что было сделано им впервые в лекции «О синхронистичности», прочитанной на конферен- ции Эранос в 1951 г., а затем в работе «Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип», которая была включена вместе с монографией лауреата Нобелевской премии физика В. Паули в публикацию «Интерпре- тация природы и психе» (1952). Высказанные им идеи сводились к тому, что, помимо причинно-след- ственной взаимосвязи, существуют такие беспричинные комбинации событий и процессов, объяснение которых не может опираться на тра- диционные для науки представления о каузальности. В реальной жизни приходится сталкиваться с разнообразными событиями, как правило, воспринимаемыми в качестве случайных или вероятностных, но тем не менее имеющих между собой какую-то связь непричинного характе- ра. Подобные события случаются сплошь и рядом и они требуют иного принципа объяснения, чем философский и естественно-научный прин- цип причинности. Так, во время работы с одной пациенткой, которая отличалась безупреч- ным логическим мышлением и все предпринимаемые К. Г. Юнгом попыт- ки ослабить ее рационализм оказывались безуспешными, произошло
273
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я К . Г. Ю Н ГА
следующее событие. Он сидел напротив пациентки, спиной к окну, и слу- шал ее рассказ о сновидении, в котором она получила от кого-то цен- ное ювелирное украшение в виде золотого скарабея. В то время как она рассказывала свое сновидение, К. Г. Юнг услышал тихий стук в окно. Он обернулся, увидел бьющееся о стекло большое насекомое, открыл окно и, как только оно залетело в комнату, поймал его. Оказалось, что это был скарабеевидный жук, желто-зеленая окраска которого напоминала цвет золотого скарабея. К. Г. Юнг протянул жука пациентке со словами: «Вот ваш скарабей». Пациентка была удивлена и озадачена, но это событие поколебало ее рационализм, устранило интеллектуальное сопротивле- ние и тем самым оказалось плодотворным для дальнейшего осуществле- ния анализа. Между ранее приснившимся пациентке ювелирным украшением в виде скарабея и залетевшим в комнату во время анализа похожим на него жуком нет никакой причинной связи. Можно говорить лишь о смысловом сов- падении, которое столь характерно для разнообразных событий, относя- щихся к категории ясновидения, телепатии, провидческих сновидений. Подобные смысловые совпадения разнообразны и, будучи беспричинны- ми, они все же образуют нечто такое, что можно рассматривать в качест- ве научной картины мира. Исходя из этого, К. Г. Юнг выдвинул предположение о существовании смысловых совпадений, основанных на каком-то ином, по сравнению с причинным, принципе или свойстве эмпирического мира. Этот прин- цип или свойство он назвал синхронистичностью. Если причинность объ- ясняет связь между двумя последовательными событиями, то синхрони- стичность указывает на параллельность времени и смысла между психи- ческими и психофизическими событиями. Синхронистические явления включают в себя, по мысли К. Г. Юнга, следующие три совпадения: · психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого состояния объективным событием, соответствующим психическому состоянию или его содержимому, в котором нет причинной связи между психическим состоянием и внешним событием и ее не может быть в силу относительности времени и пространства; · психического состояния с соответствующим внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, т. е. на рас- стоянии, и удостовериться в котором можно только впоследствии; · психического состояния с соответствующим, но еще не существую- щим будущим событием, значительно удаленном во времени и реаль- ность которого тоже может быть установлена только впоследствии [50, с. 187].
274
К Л А С С И Ч Е С К И Й П С И Х ОА Н А Л И З И А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я П С И Х О Л О Г И Я
К. Г. Юнг вовсе не стремился к противопоставлению двух принципов объяснения явлений мира. Причинность и синхронистичность скорее рассматривались им в плане того принципа относительности и дополни- тельности, к которому пришла современная физика. Он высказал предпо- ложение, что события «находятся друг с другом, с одной стороны, в при- чинно-следственной связи, а с другой — в некой смысловой перекрестной связи» [51, с. 204]. В этом отношении его понимание трансцендентной функции, как соединяющей содержания бессознательного с содержания- ми сознания, можно рассматривать также с точки зрения объединения причинности и синхронистичности. Синхронистичность позволяет выявлять дополнительные связи между внешним и внутренним миром, которые подчас не поддаются причинно- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |